Научная статья на тему 'Региональный университетский комплекс Мордовии'

Региональный университетский комплекс Мордовии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональный университетский комплекс Мордовии»

| ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

РЕГИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОМПЛЕКС

МОРДОВИИ

Н.П. Макаркин, ректор МГУ им. Н.П. Огарева, профессор

В последние годы в России стали заметны интеграционные процессы в системе образования.

Этому способствуют прежде все-

«к

го два фактора. Во-первых, создание в России единого Министерства образования, объединившего два прежних ведомства и сблизившего профессиональное и общее образование. И во-вторых, стремление оптимизировать обра-

зовательное пространство в регионах на основе интеграции образовательных учреждений как по «горизонтали», так и «по вертикали»

Тенденция к интеграции коснулась и вузов. Поэтому решение Правительства России о создании университетских комплексов является вполне логичным. Оно делает тенденцию к интеграции образовательных учреждений элементом государственной политики в сфере образования.

Опыт работы Мордовского университета свидетельствует о том, что создание региональных комплексов даст возможность добиваться более высокой фундаментальной подготовки специалистов. Кроме того, в комплексе удается лучше организовать совместную исследовательскую работу ученых разных отраслей (например, биотехнологов и строителей, экономистов и инженеров и т.п.) Все это особенно важно для

провинций страны, где путем создания комплекса можно концентрировать потенциал местных ученых и эффективнее использовать материальную базу учебных заведений .

На симпозиуме было отмечено, что понятие регионального университетского комплекса может быть разным и зависит от того, что понимать под регионом. Либо это территории нескольких стран, либо отдельной страны, либо ее части.

В документах Правительства Российской Федерации предусматривается деление университетских комплексов не только по территориальному признаку, но и по форме их создания и -функционирования. По первому признаку предусматривается создание федеральных, региональных, межрегиональных и отраслевых университетских комплексов. По второму предусмотрено три формы комплексов :

1) университетский комплекс -университет (единое юридическое лицо), состоящий из различных образовательных, научных, конструкторских, производственных и иных структурных подразделений;

2) университетский комплекс -объединение образовательных, научных, конструкторских, инновационных и иных учреждений и

© Н.П. Макаркин, 2001

б

организаций различных форм собственности, сохраняющих свою самостоятельность и образовавших ассоциацию (союз) с правами юридического лица;

3) университетский комплекс -университетский образовательный округ (ассоциация, союз) без прав юридического лица, объединяющий образовательные учреждения и организации независимо от форм собственности, реализующие образовательные программы различных уровней.

В настоящее время утвердились следующие основные признаки университетских комплексов:

- обеспечение единства учебной, научной и инновационной деятельности;

- существенное влияние университета на культурную, социальную и экономическую жизнь региона (служение общественности) ;

- реализация взаимосвязанных образовательных программ различных уровней и направлений.

Наш университет не имеет пока официального статуса комплекса, но мы относим его к региональным университетским комплексам федерального подчинения. Особенность нашего вуза - в том, что мы уже в течение многих лет реализуем две формы университетских комплексов, которые предлагаются в документах Правительства. Речь идет о первой и третьей формах.

Существует принципиальное отличие между первой и третьей формами комплексов. Оно состоит в том, что в университетском комплексе первой формы, по нашему мнению, должно преобладать

высшее, послевузовское и дополнительное образование.

Нам еще предстоит более конкретно определить критерии, разграничивающие понятия «университет» и «университетский комплекс» Но ясно одно, что университетским комплексом может называться такая образовательная структура, которая играет в образовательной системе региона доминирующую роль (не только по масштабу своей учебной и исследовательской деятельности, но и по вкладу в формирование образовательной политики, по влиянию на общественную жизнь в целом)

Именно таким в Республике Мордовия является Мордовский университет, который мы именуем комплексом. Таким, каков он есть, университет стал не в результате объединения ранее самостоятельных вузов, а в процессе собственного развития. Поэтому перед нами не стояли те проблемы, которые появляются при объединении разных учебных заведений .

Мы имеем многопрофильный университет, который готовит специалистов по 62 специальностям. В его составе 5 учебных институтов и 14 факультетов. Структура университета не типична для России. Она включает три блока институтов и факультетов: ес-

тественный, гуманитарный и технический. В университете наряду с подготовкой специалистов по традиционным университетским

л

специальностям ведется обучение по многим отраслевым направлениям. Например, в состав университета входят: аграрный инсти-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ I

тут

институт машиностроения,

с 1993 г., когда был создан пер-институт механики и энергети- вый в России Региональный учебки, строительный, светотехниче- ный округ при Мордовском уни-

ский и медицинский факультеты и верситете. Учебный округ как уни-

т.д. Кроме того, при универси- верситетский комплекс Мордовии

оформлен в виде ассоциации с

тете действуют институт повы

шения квалификации, естествен- уставом, ученым и попечительс-

но-технический лицей и акаде- ким советами. В соответствии с

мическая гимназия. В универси- Уставом университетский комплекс

тете в настоящее время учатся является добровольным са-

свыше 28 тыс. чел., из которых моуправляемым объединением рас-

25 тыс. получают высшее образо- положенных в Республике Мордование и около 3 тыс. учатся в вия образовательных учреждений

системе дополнительного, после- различных типов, уровней и форм

вузовского и довузовского об- собственности, заключивших до-

разования.

говор о совместной деятельнос-

В университете обучается бо- ти в области образования, дейст-

лее 70

о

о

всех студентов, полу

вующих на базе университета. Университетский комплекс в аспирантов и виде учебного округа стал важ-докторантов, работает свы- ным структурообразующим элемен-

о

о

чающих высшее образование в республике, 90 100 % ше 70

кандидатов наук и 85

О

о

том всей системы образования

докторов наук от их общего ко- Мордовии. В настоящее время

личества в республике.

Благодаря кадровому потенци

учебный округ на основе академической интеграции объединяет

алу в университете достаточно около 100 образовательных, на-

развит исследовательский сектор,

учных и других учреждений и

который позволяет вести иссле- организаций, включает в свой со-дования по всем актуальным для став все высшие и средние про-

республики проблемам.

О ведущей роли университета и обпяяовательной и научной жиз-

фессиональные учебные заведения.

Решением коллегии Министерства образования РФ в декабре

ни Мордовии говорит и тот факт, 2000 г. Мордовскому универси-

что именно при университете дей- тету присвоен статус федераль-

ствуют такие структуры, как: ной экспериментальной площадки

- республиканский центр на- «Региональный учебный округ при

уки, образования и культуры; Мордовском государственном уни-

- республиканский межотрас- верситете им. Н.П.Огарева».

левой центр переподготовки и по вышения квалификации кадров;

Наш опыт широко используется в других регионах страны. Реги-

— республиканский центр но— ональным учебным округом изда-

вых информационных технологий; ется федеральный научно-методи-

- республиканский научно-тех- ческий журнал «Интеграция об-

нологическии парк

разования», который помогает об-

Третья форма университетско- мениваться опытом интеграции всем го комплекса реализуется у нас вузам России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.