| ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
РЕГИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОМПЛЕКС
МОРДОВИИ
Н.П. Макаркин, ректор МГУ им. Н.П. Огарева, профессор
В последние годы в России стали заметны интеграционные процессы в системе образования.
Этому способствуют прежде все-
«к
го два фактора. Во-первых, создание в России единого Министерства образования, объединившего два прежних ведомства и сблизившего профессиональное и общее образование. И во-вторых, стремление оптимизировать обра-
■
зовательное пространство в регионах на основе интеграции образовательных учреждений как по «горизонтали», так и «по вертикали»
Тенденция к интеграции коснулась и вузов. Поэтому решение Правительства России о создании университетских комплексов является вполне логичным. Оно делает тенденцию к интеграции образовательных учреждений элементом государственной политики в сфере образования.
Опыт работы Мордовского университета свидетельствует о том, что создание региональных комплексов даст возможность добиваться более высокой фундаментальной подготовки специалистов. Кроме того, в комплексе удается лучше организовать совместную исследовательскую работу ученых разных отраслей (например, биотехнологов и строителей, экономистов и инженеров и т.п.) Все это особенно важно для
провинций страны, где путем создания комплекса можно концентрировать потенциал местных ученых и эффективнее использовать материальную базу учебных заведений .
На симпозиуме было отмечено, что понятие регионального университетского комплекса может быть разным и зависит от того, что понимать под регионом. Либо это территории нескольких стран, либо отдельной страны, либо ее части.
В документах Правительства Российской Федерации предусматривается деление университетских комплексов не только по территориальному признаку, но и по форме их создания и -функционирования. По первому признаку предусматривается создание федеральных, региональных, межрегиональных и отраслевых университетских комплексов. По второму предусмотрено три формы комплексов :
1) университетский комплекс -университет (единое юридическое лицо), состоящий из различных образовательных, научных, конструкторских, производственных и иных структурных подразделений;
2) университетский комплекс -объединение образовательных, научных, конструкторских, инновационных и иных учреждений и
© Н.П. Макаркин, 2001
б
организаций различных форм собственности, сохраняющих свою самостоятельность и образовавших ассоциацию (союз) с правами юридического лица;
3) университетский комплекс -университетский образовательный округ (ассоциация, союз) без прав юридического лица, объединяющий образовательные учреждения и организации независимо от форм собственности, реализующие образовательные программы различных уровней.
В настоящее время утвердились следующие основные признаки университетских комплексов:
- обеспечение единства учебной, научной и инновационной деятельности;
- существенное влияние университета на культурную, социальную и экономическую жизнь региона (служение общественности) ;
- реализация взаимосвязанных образовательных программ различных уровней и направлений.
Наш университет не имеет пока официального статуса комплекса, но мы относим его к региональным университетским комплексам федерального подчинения. Особенность нашего вуза - в том, что мы уже в течение многих лет реализуем две формы университетских комплексов, которые предлагаются в документах Правительства. Речь идет о первой и третьей формах.
Существует принципиальное отличие между первой и третьей формами комплексов. Оно состоит в том, что в университетском комплексе первой формы, по нашему мнению, должно преобладать
высшее, послевузовское и дополнительное образование.
Нам еще предстоит более конкретно определить критерии, разграничивающие понятия «университет» и «университетский комплекс» Но ясно одно, что университетским комплексом может называться такая образовательная структура, которая играет в образовательной системе региона доминирующую роль (не только по масштабу своей учебной и исследовательской деятельности, но и по вкладу в формирование образовательной политики, по влиянию на общественную жизнь в целом)
Именно таким в Республике Мордовия является Мордовский университет, который мы именуем комплексом. Таким, каков он есть, университет стал не в результате объединения ранее самостоятельных вузов, а в процессе собственного развития. Поэтому перед нами не стояли те проблемы, которые появляются при объединении разных учебных заведений .
Мы имеем многопрофильный университет, который готовит специалистов по 62 специальностям. В его составе 5 учебных институтов и 14 факультетов. Структура университета не типична для России. Она включает три блока институтов и факультетов: ес-
тественный, гуманитарный и технический. В университете наряду с подготовкой специалистов по традиционным университетским
л
специальностям ведется обучение по многим отраслевым направлениям. Например, в состав университета входят: аграрный инсти-
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ I
тут
институт машиностроения,
с 1993 г., когда был создан пер-институт механики и энергети- вый в России Региональный учебки, строительный, светотехниче- ный округ при Мордовском уни-
ский и медицинский факультеты и верситете. Учебный округ как уни-
т.д. Кроме того, при универси- верситетский комплекс Мордовии
оформлен в виде ассоциации с
тете действуют институт повы
шения квалификации, естествен- уставом, ученым и попечительс-
но-технический лицей и акаде- ким советами. В соответствии с
мическая гимназия. В универси- Уставом университетский комплекс
тете в настоящее время учатся является добровольным са-
свыше 28 тыс. чел., из которых моуправляемым объединением рас-
25 тыс. получают высшее образо- положенных в Республике Мордование и около 3 тыс. учатся в вия образовательных учреждений
системе дополнительного, после- различных типов, уровней и форм
вузовского и довузовского об- собственности, заключивших до-
разования.
говор о совместной деятельнос-
В университете обучается бо- ти в области образования, дейст-
лее 70
о
о
всех студентов, полу
вующих на базе университета. Университетский комплекс в аспирантов и виде учебного округа стал важ-докторантов, работает свы- ным структурообразующим элемен-
о
о
чающих высшее образование в республике, 90 100 % ше 70
кандидатов наук и 85
О
о
том всей системы образования
докторов наук от их общего ко- Мордовии. В настоящее время
личества в республике.
Благодаря кадровому потенци
учебный округ на основе академической интеграции объединяет
алу в университете достаточно около 100 образовательных, на-
развит исследовательский сектор,
учных и других учреждений и
который позволяет вести иссле- организаций, включает в свой со-дования по всем актуальным для став все высшие и средние про-
республики проблемам.
О ведущей роли университета и обпяяовательной и научной жиз-
фессиональные учебные заведения.
Решением коллегии Министерства образования РФ в декабре
ни Мордовии говорит и тот факт, 2000 г. Мордовскому универси-
что именно при университете дей- тету присвоен статус федераль-
ствуют такие структуры, как: ной экспериментальной площадки
- республиканский центр на- «Региональный учебный округ при
уки, образования и культуры; Мордовском государственном уни-
- республиканский межотрас- верситете им. Н.П.Огарева».
левой центр переподготовки и по вышения квалификации кадров;
Наш опыт широко используется в других регионах страны. Реги-
— республиканский центр но— ональным учебным округом изда-
вых информационных технологий; ется федеральный научно-методи-
- республиканский научно-тех- ческий журнал «Интеграция об-
нологическии парк
разования», который помогает об-
Третья форма университетско- мениваться опытом интеграции всем го комплекса реализуется у нас вузам России.