УДК 378.6 О.В. Дмитриева
РЕГИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАК СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ
Рассмотрена интеграция вузов в масштабах одного региона в региональный университет. Региональный университет описывается как система управления. Приводится иерархическая структура системы управления деятельностью регионального университета.
Ключевые слова: региональный университет, интеграция, система управления
п настоящее время в России идет реформирование сферы образования, которая охватывает управление, организацию и финансирование образовательных учреждений. С 2007 года в стране действует национальный проект «Образование», в рамках которого реализуется направление, связанное с модернизацией региональных систем образования [1]. В этой связи в работе [2] вводится понятие регионального университета (РУ), под которым понимается интеграция вузов региона с целью объединения материальных и нематериальных активов отдельных вузов, входящих в РУ. Региональная интеграция вузов целесообразна для повышения конкурентоспособности деятельности РУ и эффективности оказания образовательных и научно-исследова-тельских услуг. Далее рассмотрим РУ как систему управления.
РУ представляет собой систему, состоящую из управляемой и управляющей подсистем. В качестве управляемой подсистемы РУ выступает совокупность образовательных и научно-
исследовательских процессов, реализация которых обеспечит подготовку бакалавров, специалистов, магистров, кадров высшей квалификации и оказание научно-исследова-тельских услуг.
Управляющая подсистема представляет собой совокупность методов управления, реализуемых руководством РУ с целью обеспечения эффективного функционирования РУ (рис. 1).
Объектом управления является социально-экономическая сфера деятельности РУ. Она состоит из совокупности элементов: персонала, материально-
технической базы, материальных, финансовых и информационных ресурсов и др. Объектом управления в РУ является также его деятельность (образовательная и научно-исследовательская). Предметом управления выступают ресурсы РУ и состав оказываемых услуг.
Центральным пунктом управления деятельностью РУ является процесс принятия решений, обеспечивающий повышение эффективности функционирования РУ путем увеличения способности ректората к принятию обоснованных объективных решений в ситуациях большой сложности с помощью математических моделей и количественных методов. Модели в этом случае выступают как средства для достижения эффективного управления деятельностью РУ путем учета максимально возможного количества факторов,
Управляющая подсистема
Субъект управления: ректорат
Вход
Управляемая подсистема Объект управления: сотрудники РУ, образовательная и научноисследовательская деятельность
Выход
Система управления РУ
і к
Возмущения
Внешняя среда
Региональный университет как система управления
оказывающих влияние на объект управления.
Иерархическая структура системы управления деятельностью РУ условно разделена на три блока: управления, образовательный и научно-
исследовательский, аналитический (рис. 2). Блок управления осуществляет управление деятельностью РУ посредством приказов и распоряжений. В образовательном и научно-
исследовательском блоке происходит непосредственное оказание образовательных и научно-исследовательс-ких услуг в рамках конкретного института. Для осуществления деятельности каждого института необходимы также ад-министративно-хозяйствен-ные службы.
Аналитический блок сосредоточен на обработке информации, поступающей от институтов, а также на подготовке долгосрочных и краткосрочных планов развития РУ, планировании распределения ресурсов РУ, надзоре за соблюдением планов и контроле качества оказываемых услуг. В аналитическом блоке
сосредоточены службы, осуществляющие контроль и координацию деятельности институтов в масштабах РУ. Аналитический блок получает информацию, необходимую для соблюдения требуемых ограничений по расходованию денежных средств и материальных ресурсов, а также и поддержания материально-технической базы, от соответствующих отделов и служб институтов. Аналитический блок контролирует образовательные и научно-
исследовательские услуги, формирует оценки материально- технического состояния кафедр и служб, сигнализирует в блок управления о всевозможных отклонениях от намеченных планов в деятельности институтов. Блок управления определяет направления, цели и задачи развития РУ и утверждает долгосрочные и краткосрочные планы.
Таким образом, целесообразно в систему управления региональным университетом включить блок управления, образовательный и научно-
Блок управления
Оперативное
управляющее
воздействие
Руководство РУ (ректорат, ученый совет)
Текущие распоряжения, приказы
Институты (директор института)
I --------
Научно-
исследовательская
деятельность
- технопарк
- лаборатории
- НИИ
- прочие отделы и службы
- бизнес-инкубаторы
Образовательная
деятельность
- факультеты
- кафедры
Административнохозяйственная деятельность
- бухгалтерия
- финансовый отдел
- учебный отдел
- кадровые службы
- хозяйственные службы
отчеты
Оперативное
информиро-
вание
Отделы и службы
I
Планово-аналитическая и контролирующая деятельность
- маркетинговый отдел
- финансовый отдел
- отдел развития
- отдел качества
- бухгалтерия
- кадровые службы
- хозяйственные службы
Образовательный и научно-исследовательский блок Аналитический блок
Рис. 2. Иерархическая структура системы управления деятельностью РУ
исследовательский, аналитический блоки. Причем, в описанной структуре формирование блоком управления эффективных управляющих воздействий
1. Государственная поддержка субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования //www.rost.ru
возможно только при использовании современных информационных технологий на всех уровнях управления.
-------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
2. Дмитриева О.В. К вопросу о создании регионального университета / О.В. Дмитриева
B.Н. Фрянов// Горный информационноаналитический бюллетень. - М, 2010. - №1. -
C. 20-23. ШЮЗ
— Коротко об авторе -----------------------------------------------------------
Дмитриева Ольга Владимировна - кандидат технических наук, доцент каф. Экономики и менеджмента ГОУ ВПО «Сибирский государственный индустриальный университет», [email protected]
------------------------------------------------------- РУКОПИСИ,
ДЕПОНИРОВАННЫЕ В ИЗДАТЕЛЬСТВЕ
МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГОРНОГО УНИВЕРСИТЕТА
Мельник В.В. д.т.н., профессор кафедры ПРПМ,
Степанов Р.А. аспирант кафедры ПРПМ, [email protected] Московский государственный горный университет,
МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ РАЗРУШЕНИЯ УГОЛЬНОГО МАССИВА РАЗЛИЧНЫМИ СКВАЖИННЫМИ АГРЕГАТАМИ (757/05-10 от 23.03.10 г.) 9 с.
Предложена методика определения производительности разрушения угольного массива различными скважинными агрегатами с учетом комплекса влияющих факторов.
Melnik V.V. T.D., the professor of UDBD subdepartment,
Stepanov R.A. the post-graduate student of UDBD subdepartment Moscow State Mining University, Russia, [email protected]
METHODS DETERMINATION EFFICIENCY OF BREAKING COAL SOLID BY DIFFERENT BORE-HOLE AGGREGATES
In this article suggested methods determination efficiency of breaking coal solid by different borehole aggregates based on system of affecting factors.