Научная статья на тему 'Региональный туризм в современной сиситеме подготовки кадров малого города'

Региональный туризм в современной сиситеме подготовки кадров малого города Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / REGIONAL EDUCATION / ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ORGANIZATION OF HIGHER EDUCATION / СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ / TRAINING SYSTEM / ИМИДЖ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / THE IMAGE OF A MODERN EDUCATIONAL INSTITUTION / ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА / EDUCATIONAL SPACE OF THE UNIVERSITY / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / REGIONAL TOURISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беликова Т. П.

В статье определена роль регионального туризма в реализации современных требований подготовки выпускника в региональном формате. Рассмотрена ключевая задача образовательной организации, осуществляющей подготовку кадров для определенного региона. Представлен опыт обеспечения формирования эффективных образовательных практик на примере филиала вуза Белгородского региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL TOURISM IN THE MODERN SYSTEM of personnel training for SMALL CITIES

The article defines the role of regional tourism in the implementation of modern requirements of the graduate training in a regional format. The article considers the key task of the educational organization engaged in training for a specific region. The author presents the experience of ensuring the development of effective educational practices on the example of the university branch of the Belgorod region.

Текст научной работы на тему «Региональный туризм в современной сиситеме подготовки кадров малого города»

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ В СОВРЕМЕННОЙ СИСИТЕМЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ МАЛОГО ГОРОДА

REGIONAL TOURISM IN THE MODERN SYSTEM OF PERSONNEL TRAINING FOR SMALL CITIES

Т.П. БЕЛИКОВА, к.с.н., доцент, директор

Белгородский государственный национальный исследовательский

университет, Старооскольский филиал

T.P.BELIKOVA, Ph.D, associate professor, Director

Belgorod State University, Stary Oskol branch

Аннотация

В статье определена роль регионального туризма в реализации современных требований подготовки выпускника в региональном формате. Рассмотрена ключевая задача образовательной организации, осуществляющей подготовку кадров для определенного региона. Представлен опыт обеспечения формирования эффективных образовательных практик на примере филиала вуза Белгородского региона.

Abstract

The article defines the role of regional tourism in the implementation of modern requirements of the graduate training in a regional format. The article considers the key task of the educational organization engaged in training for a specific region. The author presents the experience of ensuring the development of effective educational practices on the example of the university branch of the Belgorod region.

Ключевые слова: региональное образование, организация высшего образования, система подготовки кадров, имидж современной образовательной организации, воспитательное пространство вуза, региональный туризм.

Key words: regional education, the organization of higher education, training system, the image of a modern educational institution, educational space of the university, the regional tourism.

Сфера современного образования характеризуется глубокими изменениями, обусловленными предпосылками современной эволюции, в контексте ведущих мировых тенденций развития. Среди них: переход от «экономики вещей к экономике знаний», развитие «информационной цивилизации», глобализация ряда процессов развития человека и «человекоцентриского общества», перенос «центра тяжести» в процессах

451

развития с материального на интеллектуальное. Образовательные организации высшего образования в регионах в настоящее время заняты поиском оптимальных стратегий подготовки кадров, как в условиях мегаполисов, так и в условиях малых городов на основе возрождения в обществе нравственных ориентиров с целью создания возможности соответствия потребностям региональных рынков труда. Таким образом, образование на региональном уровне становится той сферой духовной жизни общества, в которой воспроизводится нация, передается социальный и этнокультурный опыт, опыт исторического развития, накопленный народом [1].

Суждения об образовании как истинном познании содержат в себе рациональные и ценностные аспекты и делают возможной теорию образования. Данный подход был обоснован Э. Гуссерлем в его теории феноменологии познания. Он разводит понятия эйдетической интуиции (Wesen, eidos, по Платону) и интуиции эмпирической. Последняя постигается методом эйдетического варьирования. В рамках феноменологии им были открыты так называемые «региональные онтологии»: природа, общество, мораль, религия, которые являются, по Э. Гуссерлю, «регионами», изучению которых должен предшествовать анализ сущностей и модальностей, оформляющих моральные, религиозные и другие феномены [2].

Поэтому ключевая задача образовательной организации, осуществляющей подготовку кадров для определенного региона или определенного городского округа обеспечить с одной стороны, академические константы требований федеральных образовательных стандартов, профессиональных стандартов и национальной рамки квалификаций, с другой - учесть региональные запросы работодателей, потребности конкретных предприятий, организаций и бизнес-сообществ. Учитывая, что ежегодно высшие учебные заведения проходят мониторинг деятельности по определенным показателям, обязательным является показатель трудоустройства. Очевидным становится необходимость создания такой системы подготовки кадров, которая бы обеспечила уверенность выпускнику в том, что каждый сможет найти своё место - на малой родине, станет востребованным специалистом. По мнению исследователей, образование должно создавать условия для развития человека как такового: и знающего, и телесного, и переживающего, и духовного, и родового, и личности - и всех сторон человека, о которых мы еще недостаточно знаем [3]. Поэтому очень важно обеспечить формирование эффективных образовательных практик, когда теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практика - в реальной ведущей организации или предприятии региона при оперативном реагировании на глубокие изменения, происходящие в политической, экономической, социально-гуманитарной сферах, а также духовной культуре соответствующей территории. Выпускники должны знать в полном объеме и из разных источников об организациях и производствах, которые работают в 452

регионе, чтобы получать востребованную профессию и оставаться жить и работать в родной области.

Одним из инструментов, обеспечивающих инновационную практику подготовки кадров в условиях малого города является региональный туризм, который способен корректировать депрессивные тенденции в экономике региона и гармонизовать образовательную программу подготовки кадров для определенных территорий. Такие образовательные программы реализует Старооскольский филиал Белгородского государственного национального исследовательского университета - образовательная организация высшего образования, обеспечивающая гарантии качества подготовки конкурентоспособного выпускника с заданными профессиональными стандартами требованиями. За свою 15-летнюю историю филиал сумел сформировать имидж лидирующего динамично развивающегося структурного подразделения Белгородского государственного национального исследовательского университета с открытым научно-образовательным и воспитательным пространством. В 2015 году филиал успешно прошел аккредитацию по основным образовательным программам, документарную проверку Рособрнадзора, мониторинг деятельности образовательных организаций высшего образования. Директорат и профессорско-преподавательский состав видит свою миссию в дальнейшем развитии филиала как научно-образовательного культурного центра на основе продвижения образовательной политики Белгородского государственного национального исследовательского университета на рынке социальных услуг Старооскольского городского округа, в поддержании имиджа современной образовательной организации с высоким уровнем инноваций, профессиональной культуры, социальной активности, в создании современной материально-технической базы, обеспечивающей интеграцию образования, науки и производства, реализацию европейских и международных стандартов качества образования. Его образовательная деятельность ориентирована на подготовку специалистов для социально-гуманитарной сферы: образования, спорта, экономики и управления, - на обучение для будущего. Староосколький филиал НИУ «БелГУ» как подразделение образовательной организации высшего образования играет ведущую роль в формировании рынка образовательных услуг по подготовке кадров с высшим образованием для социально-экономической сферы Старооскольской территории. Доля социально значимых направлений подготовки и специальностей составляет 45% от общего их числа, а количество обучающихся по этим направлениям и специальностям составляет 50% контингента студентов очной и заочной форм обучения. С целью обеспечения качества формирования профессиональных компетенций выпускников в воспитательном пространстве вуза большое внимание уделяется включению студентов в программы регионального туризма. Белгородская область привлекательна как туристская аттракция и обладает благоприятными природно-климатическими условиями: более двух тысяч

объектов культурного наследия, в том числе 35 - федерального значения, включая памятники археологии, архитектуры и градостроительства, среди которых усадьбы Юсуповых, Волконских, хутор «Градовский»; более 700 памятников воинской славы, объекты народного промысла, музеи, театры. А также ландшафтные комплексы особо охраняемых природных территорий (ООПТ); государственного заповедника «Белогорье»; Ботанического сада НИУ «БелГУ»; природных парков «Ровеньский» и «Хотмыжский», рек Оскол, Ворскла, Северский Донец [4, 5, 6, 7].

Ежегодно студенты выезжают в историко-культурные и заповедные места Белгородской области (Холки, Прохоровское поле, музей Ерошенко, Потуданский родник и др.) В среднем за год для студентов СОФ НИУ «БелГУ» организуется более 30 поездок, что, безусловно, позволяет обеспечить гармонизацию процесса подготовки кадров. Сформированная система образования будущих специалистов с использованием регионального туризма позволяет объединить гуманитарные, социальные, географические, экономические и другие науки в многодисциплинарную область и создать гибкую и разнообразную образовательную программу, обеспечивающую в полной мере запросы и потребности регионального рынка труда в контексте требований международных стандартов качества.

Библиографический список

1. Ковальчук Ф. А. Современная модернизация стратегии образования и традиции русской культуры// Вестник ТГПУ. - 2009. - Выпуск 7 (85) - С. 88-91.

2.3отов А.Ф., Купцов В.И., Розин В.М., Марков А.Р., Шикин Е.В., Царев В.Г., Огурцов А.П. " Образование в конце XX века ("материалы" круглого стола") - "Вопросы философии"К9-1992г.

3.Никитина O.A. Региональные программы развития туризма и международная интеграция при подготовке кадров// Современные проблемы науки и образования. - 2006. - № 4 - С. 70-73 URL: www.science-education.ru/13-458 (датаобращения: 17.10.2015).

4. Атлас «Природные ресурсы и экологическое состояние Белгородской области» : учеб.-справоч. картографии, пособие. - Белгород: Белгородская областная типография, 2005. - 180 с.

5. Думачева Е.В., Тохтарь В.К., Ясенок С.Н. и др. Развитие Ботанического сада НИУ «БелГУ» как уникального объекта экологического туризма II Вестник Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина. - 2013. - № 1086, вып. 2. - С. 142-145.

6. Думачева Е.В., Климова Т.Б., Чернявских В.И. Роль Ботанического сада НИУ «БелГУ» в озеленении и ландшафтном благоустройстве рекреационных территорий региона / Материалы международной научно-практической конференции «Развитие индустрии туризма и гостеприимства в

контексте трансграничного сотрудничества», г. Белгород, 26-28 марта 2014 г.

- С.113-117.

7. Тохтарь В.К., Думачева Е.В., Ясенок С.Н. и др. Использование садовой терапии в туристско-экскурсионной деятельности ботанического сада НИУ «БелГУ» II Современные проблемы науки и образования. - 2013. -№ 3; Режим доступа: URL: www.science-education.ru/109-9555.

8. Богомазова И.В. Формирование и развитие сферы туризма в регионе в современных условиях (на примере Белгородской области): дис. ... канд. экон. наук. - Белгород, 2011. - С. 127-128.

9. Сыроватская Т.А. Вопросы качества образования в вузе: концепт требований Болонского процесса. / Теоретические и прикладные аспекты современной науки : сборник научных трудов по материалам VII Международной научно- практической конференции 31 января 2015 г.: в 10 ч. / Под общ. ред. М.Г. Петровой. - Белгород : ПП Петрова М.Г., 2015. - Часть X. - 188с.

Bibliographical list

1. Koval'chuk F. A. Sovremennaja modernizacija strategii obrazovanija i tradicii russkoj kul'tury// Vestnik TGPU. - 2009. - Vypusk 7 (85) - S. 88-91.

2.Zotov A.F., Kupcov V.I., Rozin V.M., Markov A.R., Shikin E.V., Carev V.G., Ogurcov A.P. " Obrazovanie v konce HH veka ("materialy" kruglogo stola")

- "Voprosy filosofii"N9-1992g.

3.Nikitina O.A. Regional'nye programmy razvitija turizma i mezhdunarodnaja integracija pri podgotovke kadrov// Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. - 2006. - № 4 - S. 70-73 URL: www.science-education.ru/13-458 (data obrashhenija: 17.10.2015).

4. Atlas «Prirodnye resursy i jekologicheskoe sostojanie Belgorodskoj oblasti» : ucheb.-spravoch. kartografich. posobie. - Belgorod: Belgorodskaja oblastnaja tipografija, 2005. - 180 s.

5. Dumacheva E.V., Tohtar' V.K., Jasenok S.N. i dr. Razvitie Botanicheskogo sada NIU «BelGU» kak unikal'nogo ob#ekta jekologicheskogo turizma // Vestnik Har'kovskogo nacional'nogo universiteta im. V.N. Karazina. -2013. - № 1086, vyp. 2. - S. 142-145.

6. Dumacheva E.V., Klimova T.B., Chernjavskih V.I. Rol' Botanicheskogo sada NIU «BelGU» v ozelenenii i landshaftnom blagoustrojstve rekreacionnyh territorij regiona / Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Razvitie industrii turizma i gostepriimstva v kontekste transgranichnogo sotrudnichestva», g. Belgorod, 26-28 marta 2014 g. - S.113-117.

7. Tohtar' V.K., Dumacheva E.V., Jasenok S.N. i dr. Ispol'zovanie sadovoj terapii v turistsko-jekskursionnoj dejatel'nosti botanicheskogo sada NIU «BelGU» // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. - 2013. - № 3; Rezhim dostupa: URL: www.science-education.ru/109-9555.

8. Bogomazova I.V. Formirovanie i razvitie sfery turizma v regione v sovremennyh uslovijah (na primere Belgorodskoj oblasti): dis. ... kand. jekon. nauk. - Belgorod, 2011. - S. 127-128.

9. Syrovatskaja T.A. Voprosy kachestva obrazovanija v vuze: koncept trebovanij Bolonskogo processa. / Teoreticheskie i prikladnye aspekty sovremennoj nauki : sbornik nauchnyh trudov po materialam VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 31 janvarja 2015 g.: v 10 ch. / Pod obshh. red. M.G. Petrovoj. - Belgorod : IP Petrova M.G., 2015. - Chast' X. - 188s.

Контактная информация / Contact links

8 (472) 532-49-12

[email protected]

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ТУРИЗМА В РЕГИОНАХ: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

CONTROL OF TOURISM DEVELOPMENT IN REGIONS: CURRENT STATE AND PERSPECTIVES

C.A. БРАТЧЕНКО, канд. экон. наук, доцент

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

S.A. BRATCHENKO, Ph.D., associate professor

Financial University under the Government of the Russian Federation

Аннотация

Обращаясь к наследию А.П. Панкрухина, неоднократно подчеркивавшего высокую эффективность маркетинга территорий, рассматривается вопрос об управлении развитием туризма в регионе и его перспективах. Эта проблема весьма актуальна в текущей ситуации сокращения выездного туризма, когда богатейший туристический потенциал российских дестинаций может быть востребован. На примере города Волоколамска показано, что пока об управлении развитием туризма в регионе говорить рано, предприняты лишь отдельные шаги в данном направлении.

Abstract

The article refers to A.P. Pankrukhin heritage, who pointed out high effectiveness of territory marketing time and again. The issue of control of tourism development in regions and its perspectives is considered here. The problem is topical under current outgoing tourism shrinking, while rich tourism potential of Russian destinations can be in growing demand. The analysis of Volokolamsk town example shows, that it is too early to say about a control of tourism development in regions, just several steps towards the goal have been taken.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.