Научная статья на тему 'Региональный рынок ценных бумаг как фактор реализации национальной инвес тиционной стратегии'

Региональный рынок ценных бумаг как фактор реализации национальной инвес тиционной стратегии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональный рынок ценных бумаг как фактор реализации национальной инвес тиционной стратегии»

РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ

РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ КАК ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ

СТРАТЕГИИ

М.Ю. МАКОВЕЦКИЙ, кандидат экономических наук Омский государственный университет

Сегодня, как и десять лет назад, одной из наиболее острых проблем современной России остается достижение стабильного экономического роста. Для того чтобы придать экономике новую динамику, необходимо приложить весьма значительные усилия и ресурсы. Основанная на рыночных принципах экономическая система в нашей стране только начинает складываться, и для достижения заметных темпов позитивного развития, которое могло бы нивелировать негативные тенденции прошлых лет, необходимы существенные накопления, производственные инвестиции. Такая цель может считаться тождественной задаче оживления экономики российских регионов. В числе факторов, оказывающих непосредственное воздействие на динамику экономического развития, решающая роль принадлежит инвестиционной сфере. Поэтому объективные трудности, характерные для переходной экономики России в 1990-е годы, такие, как кризис неплатежей, недостаточность средств федерального, региональных и местных бюджетов, нестабильность финансовых рынков, вызывают необходимость первоочередного решения проблемы активизации инвестиционного процесса и поиска альтернативных источников, форм и методов финансирования инвестиционной деятельности.

Особая роль в активизации инвестиционного процесса в России должна быть отведена рынку ценных бумаг, предоставляющему реальную возможность для обеспечения гибкого межотраслевого перераспределения инвестиционных ресурсов, максимально возможного притока внутренних (на-

циональных) и зарубежных инвестиций на отечественные предприятия, формирования необходимых условий для стимулирования накопления капитала и трансформации сбережений в инвестиции. Вместе с тем на сегодняшний день ряд моментов в этом направлении остается еще недостаточно исследованным. Это касается, прежде всего, специфики и условий формирования российского рынка ценных бумаг, анализа причин кризиса и путей его преодоления. Совершенно недостаточно изучены механизмы использования инструментов рынка ценных бумаг в процессе мобилизации сбережений широкого круга инвесторов (в том числе частных лиц) в целях производительного инвестирования в региональной экономике. Кроме того, очевидна необходимость более активного участия государства в процессах регулирования рынка ценных бумаг и стимулирования максимально полного практического использования его инвестиционных возможностей на национальном и региональном уровнях экономики.

Поскольку российская экономика остается очень масштабной и, как следствие, чрезвычайно инерционной, необходимы инвестиции, не только большие по объемам, но также концентрированные как по времени, так и по направлениям вложений. Поэтому далеко не случайно в «Концепции национальной безопасности Российской Федерации» подчеркивается, что снижение уровня инвестиций в производство представляет собой угрозу национальной безопасности страны. Поэтому она ставит в число первоочередных задач «усиление государственной поддержки инвестицион-

ной и инновационной активности, облегчение доступа предприятий к долгосрочным кредитам на финансирование капитальных вложений»1. В связи с этим необходимым условием достижения цели мы считаем восстановление региональных рынков ценных бумаг, которые должны стать источником инвестиционных ресурсов, необходимых для реструктуризации и развития производства в регионах страны, вложений в городское хозяйство и инфраструктуру.

С точки зрения теории региональный рынок ценных бумаг может рассматриваться как элемент системы более высокого порядка, но в то же время он имеет собственное содержание. Анализируя региональный аспект развития рынка ценных бумаг в России, нужно отметить, что период бурного его роста, когда инвесторы практически без разбора скупали любые ценные бумаги, когда вложения по своей сути были исключительно спекулятивными, рассчитанными на краткосрочное получение прибыли, закончился. Ушло в прошлое то время, когда инвесторов совершенно не волновала степень риска операций, результаты и перспективы деятельности эмитентов ценных бумаг (как органов власти всех уровней, так и корпораций).

По законам диалектики количественные изменения медленно, но верно привели к качественным сдвигам, когда колебания цен на рынке ценных бумаг существенно снизились, стали концентрироваться вдоль средне- и долгосрочного трендов на фоне экономической и политической ситуации в регионе и стране. Сегодня усилия инвесторов направлены не на получение избыточных доходов, а на определение круга эмитентов, ценные бумаги которых обеспечивали бы достижение оптимального уровня доходности, то есть гарантированного в течение достаточно продолжительного периода времени при приемлемой степени риска. Следовательно, для инвесторов будет важна полная информация не столько о рынке вообще, сколько о каждом конкретном эмитенте. В связи с этим особое значение будут иметь финансовая прозрачность эмитентов, понимание инвесторами условий, в которых осуществляется их хозяйственная деятельность. Важными факторами становятся географическое расположение инвесторов и эмитентов, особенно при проведении операций с ценными бумагами региональных эмитентов.

'Указ Президента РФ от 17.12.97 № 1300 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации» (в ред. от 10.01.2000 № 24) //Российская газета. 2000. 18 января. С. 3.

Специфика регионального рынка ценных бумаг прослеживается, таким образом, по ряду оснований, в частности, по характеру участников (эмитенты, инвесторы и т.д.), по особенностям преобладающих фондовых ценностей (долговые обязательства субъектов Федерации и/или местных органов власти, а также ценные бумаги предприятий регионального значения).

В целом же в нашей стране явные контрасты между регионами по условиям хозяйственной деятельности выражены гораздо сильнее, чем во многих промышленно развитых странах, что накладывает известный отпечаток и на особенности функционирования рынков ценных бумаг. Впрочем, чем больше эти различия, тем больший успех обеспечен тому, кто первым научится их эффективно использовать. Очевидно также, что сколь бы значительны ни были различия в уровнях экономического развития конкретных регионов, их инвестиционная политика имеет во многом сходные приоритеты.

В числе основных направлений инвестиционной политики в регионе можно выделить:

• определение приоритетных направлений развития региона, в особенности отраслей, производств и предприятий, - «точек роста», способных обеспечить максимум эффекта при минимуме вложений;

• формирование региональной законодательной базы поддержки предпринимательства и инвестиционной деятельности;

• обеспечение информационной открытости региона и инвестиционных проектов и содействие эмитентам в поиске стратегических инвесторов;

• реструктуризация предприятий региона и их долгов и предоставление режима наибольшего благоприятствования жизнеспособным производствам.

Особо в этом контексте следует остановиться на проблеме развития рынка ценных бумаг в регионах как одном из ключевых условий активизации инвестиционного процесса. Принимая в качестве исходной предпосылки необходимость усиления роли рынка ценных бумаг в инвестиционном процессе, можно выделить тот круг задач, которые могут быть решены с его помощью, а именно:

• восстановление режима расширенного воспроизводства в регионах на основе мобилизации внутренних и внешних инвестиционных ресурсов в интересах развития реального сектора экономики и обеспечение условий для становления института «эффективного собственника»;

• повышение социально-экономической стабильности в регионе путем регламентации обращения финансовых инструментов согласно требованиям законодательства Российской Федерации, борьбы с суррогатами ценных бумаг и пресечения незаконной деятельности;

• повышение инвестиционной привлекательности региона в целом и расположенных на его территории предприятий - эмитентов ценных бумаг и создание условий для повышения на этой основе рыночной капитализации их акций;

• формирование развитой инфраструктуры рынка ценных бумаг, вовлечение на этой основе в инвестиционный процесс денежных средств частных, коллективных и институциональных инвесторов.

К основным принципам развития регионального рынка ценных бумаг можно отнести преемственность государственной политики на рынке ценных бумаг и обеспечение единого правового регулирования, его открытость и интегрирован-ность в систему национального и мирового финансовых рынков, соблюдение баланса интересов региона и системы более высокого порядка. На наш взгляд, только в этом случае можно будет преодолеть раздробленность и обособленность отдельных региональных рынков ценных бумаг и обеспечить их интеграцию в единое фондовое пространство.

В числе факторов, сдерживающих развитие рынка ценных бумаг в регионе, можно выделить две группы.

Первая группа - общероссийские факторы (макроэкономический уровень). Нужно учесть, что региональный рынок является составной частью единого (национального) рынка ценных бумаг, причем последний в территориальном плане распределен весьма неоднородно: основная масса фи-

2 См. об этом подробнее: Маковецкий М.Ю. Проблемы и перспективы привлечения инвестиций на рынке ценных бумаг //Дайджест - Финансы. 2000. №7. С.18-21.

нансовых активов традиционно концентрируется в Москве. Здесь следует отметить также то обстоятельство, что многие факторы, действующие на макроуровне, аналогично сказываются на функционировании региональных рынков ценных бумаг (отсутствие продуманной государственной политики, неблагоприятный инвестиционный климат, отсутствие стимулирующих мер для развития рынка ценных бумаг, наличие системного инвестиционного риска и другие2).

Вторая группа - собственно региональные факторы (мезоэкономический уровень). Они непосредственным образом отражаются на развитии рынков ценных бумаг в конкретных регионах, как-то: специфика экономико-географического положения, обеспеченность ресурсами, особенности проведения приватизации в регионах, информационная ограниченность, слабое развитие инфраструктуры и т.д.

В результате действия двух групп факторов возникла чрезмерная концентрация финансовых активов, брокерско-дилерских компаний, коммерческих банков и других финансовых институтов в одном месте - в Москве. В качестве яркого примера в подтверждение этого положения можно привести данные о концентрации сделок с акциями (таблица).

Существующий дисбаланс крайне негативно влияет на развитие рынка ценных бумаг в России, поскольку содержит потенциальную угрозу будущих кризисных потрясений. В условиях крайне низкого уровня развития инфраструктуры на местах сложилась «система пылесоса», когда активы всех видов мобилизуются в регионах, но обычно не возвращаются в них в качестве инвестиций. В результате рынок ценных бумаг напоминает «колосс на глиняных ногах», лишенный опоры в виде функционирующих его региональных составляющих.

3 Миркин Я. Институциональное и региональное измерения рынка //Рынок ценных бумаг. 2001. № 10. С. 37.

Таблица

Концентрация сделок с акциями по городам России, %3

Региональная принадлежность компаний Доля брокеров / дилеров, находящихся в различных регионах, в объеме сделок с акциями

ММВБ РТС

2000 год (декабрь) 1998 год (январь) 1998 год (август) 1999 год (октябрь) 2000 год (год)

Москва 87,10 96,64 97,71 93,30 93,50

Санкт-Петербург 1,90 2,35 1,11 5,60 3,20

Урал 0,30 0,28 0,33 0,66 0,80

Сибирь 8,20 0,53 0,40 0,40 2,30

Поволжье 2,50 0,20 0,45 0,04 0,10

Дальний восток - - - - 0,10

ИТОГО 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00

Сохраняющаяся даже после кризиса 1998 года тенденция к концентрации всех видов ресурсов и активов в Москве существенно ослабляет возможности многих регионов в плане мобилизации инвестиционных ресурсов, сводит к минимуму роль и значимость альтернативных центров торговли финансовыми инструментами, снижает общую эффективность фондовых операций. Нам представляется наиболее оптимальным такое положение дел, когда уровень развития рынков ценных бумаг в регионах будет примерно соответствовать их экономической мощи, то есть будет адекватен их реальному вкладу в совокупный экономический потенциал страны.

Соответственно, важность создания условий для активизации инвестиционного процесса и притока свободных денежных средств инвесторов всех категорий в регион предполагает необходимость реализации комплекса (программы) мероприятий, способствующих выходу предприятий-эмитентов на рынок ценных бумаг. Очевидно, в этом заинтересованы все стороны - и органы власти, и эмитенты, и инвесторы, и профессиональные участники рынка ценных бумаг.

На основе анализа нормативно-правовой базы субъектов Российской Федерации, создававшейся в течение 1990-х годов, а также экономической литературы4 можно выделить несколько основополагающих направлений формирования модели полноценного и эффективного регионального рынка ценных бумаг, способного обеспечить осуществление инвестиционного процесса.

' В числе таких основных направлений развития региональных рынков ценных бумаг, ориентированных на активизацию инвестиционной деятельности, можно выделить:

1. Создание информационной среды регионального рынка ценных бумаг и обеспечение его открытости.

4 См., в частности: Постановление главы администрации (губернатора) Омской области от 17.06.97 № 256-п «О Концепции развития регионального рынка ценных бумаг в Омской области» //КонсультантПлюс: Региональный выпуск; Постановление главы администрации (губернатора) Омской области от 01.03.96 № 112-п «О развитии инфраструктуры фондового рынка на территории Омской области» // КонсультантПлюс: Региональный выпуск; Афанасьев A.A., Карепова Я.В. Рынок ценных бумаг дальневосточного региона //Регион: экономика и социология. 2001. № 2. С. 106-114; Захаров A.B. О развитии фондового рынка регионов России в контексте национальной инвестиционной стратегии //Бизнес и банки. 1999. № 13. С. 2-3; Маковецкий М.Ю. Новый инструмент для решения старых проблем //ЭКО. 2000. № 8. С. 10-17; Маковецкий М.Ю. Инвестиционный процесс в экономике Омской области и роль в нем рынка ценных бумаг / Проблемы переходной экономики: Сб. научных трудов. — Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 2001. - С. 97-104.

Одной из особенностей ценной бумаги как инвестиционного товара является то, что покупатель (инвестор) в момент приобретения обычно не располагает достаточной информацией, позволяющей соотнести уплачиваемую за нее цену и ее потребительские свойства. В результате появляется так называемая ситуация асимметричности информации, когда один участник сделки владеет большим ее объемом, а другой рискует купить «кота в мешке». Особенно явно эта проблема существует тогда, когда эмитенты и инвесторы расположены в различных регионах. Конечно, капитал, пространственно расположенный в том же регионе, проще привлечь для инвестирования, однако с точки зрения общей эффективности (в масштабах экономики в целом) это правило не всегда действует.

В отсутствие «прозрачной» информационной среды на рост инвестиций рассчитывать просто бессмысленно. Поэтому необходима целенаправленная и постоянная работа по анализу инвестиционных возможностей конкретных регионов, оценке их инвестиционных потребностей и инвестиционного потенциала.

Конкретными направлениями в этом плане здесь могут быть:

• создание региональной информационной базы по эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг;

• формирование регионального информационного и/или рейтингового агентства и организация мониторинга инвестиционного климата в регионе;

• издание и/или раскрытие в электронном виде в сети Internet оперативной информации о состоянии и динамике региональных рынков ценных бумаг.

В целях повышения привлекательности регионального рынка ценных бумаг для инвесторов также целесообразно:

• организовать совместно с профессиональными участниками рынка ценных бумаг региональный фондовый центр, ориентированный на работу с инвесторами - физическими лицами (по образцу тех, которые созданы в Москве и некоторых других городах);

• сформировать базу данных о деятельности региональных предприятий-эмитентов с высоким уровнем доступности (характеристика основных направлений деятельности, роль в экономике региона и страны, эффективность функционирования и т.д.);

• создать систему правового консультирования для инвесторов и акционеров с целью разъяснения их законных прав и интересов;

• содействовать развитию рынка производных финансовых инструментов, позволяющих инвесторам хеджировать их операции на рынке ценных бумаг;

• проводить постоянные информационные кампании, направленные на стимулирование внешних инвестиций в региональные ценные бумаги;

• осуществлять мониторинг совокупного инвестиционного портфеля хозяйствующих субъектов, расположенных на территории региона.

2. Выведение ценных бумаг предприятий-эмитентов, расположенных в различных регионах России, на биржевой рынок и активизация их внебиржевого оборота.

Многие предприятия, расположенные в регионах, сталкиваются или могут в перспективе столкнуться с проблемой размещения своих ценных бумаг среди более или менее широкого круга инвесторов.

Успех размещения ценных бумаг на рынке будет зависеть от многих факторов, в том числе размеров выпуска; валюты; отрасли, в которой функционирует предприятие; обеспеченности активами; кредитной истории (особенно при эмиссии долговых обязательств); условий торговли на вторичном (биржевом и внебиржевом) рынке; рыночного спроса.

В зависимости от того, каков состав участников конкретных эмиссионных проектов, возможны следующие основные формы их сотрудничества:

• маркетинговое исследование рынка ценных бумаг для определения возможности и/или целесообразности эмиссии как способа привлечения инвестиций;

• детальная оценка стоимости предприятия и/ или отдельных линий бизнеса;

• разработка и оценка эффективности инвестиционных проектов и выбор наиболее оптимальной формы их финансирования;

• разработка документов, необходимых для регистрации и размещения выпусков ценных бумаг на рынке;

• организация биржевого и/или внебиржевого оборота ценных бумаг (с включением их в листинг);

• разработка методических рекомендаций по оценке финансового состояния эмитентов, а также определению рейтинга инвестиционной привлекательности их ценных бумаг.

3. Развитие материальной базы региональной инфраструктуры рынка ценных бумаг.

Инвестиции в производство, тесно связанные с развитием обращения финансовых инстру-

ментов, неизбежно потребуют соответствующей настройки инфраструктуры рынка ценных бумаг. Поскольку удачным примером структурной организации стал рынок государственных ценных бумаг, то даже простое воспроизведение этого четкого с точки зрения построения и функционирования механизма позволит достаточно быстро вывести весь рынок на современный технологический уровень.

Необходимо обеспечить опережающее развитие депозитарной, клиринговой и агентской сети для регистрации движения ценных бумаг в интересах эмитентов и выполнения других технических функций, что особенно актуально в условиях массового поступления акций и наращивания их вторичного обращения. Существенную роль в ускоренном возрождении полноценного рынка ценных бумаг призваны сыграть новые и передовые технологии совершения операций. В настоящее время в России уже получают распространение электронные системы торговли (1гиегпе1-трейдинг и т.п.), доступные широкому кругу инвесторов, в том числе частным лицам. Поэтому на сегодняшний день стоит задача по адекватному насыщению данными услугами регионального рынка ценных бумаг, снижению издержек, связанных с их предоставлением. Это позволит сформировать новый класс частных и институциональных инвесторов, который составит надежную основу дальнейшего поступательного развития рынка ценных бумаг в России и усиления его роли в национальном инвестиционном процессе.

Насущной необходимостью является организация общерегиональных и межрегиональных торгов на биржах, обслуживающих крупных и средних эмитентов. Представляется, что соответствующую техническую, информационную и консультационную поддержку могла бы оказать Московская межбанковская валютная биржа, имеющая солидный опыт организации торгов как государственными, так и корпоративными ценными бумагами и располагающая современными технологиями и средствами.

4. Развитие системы коллективного инвестирования и наиболее полное вовлечение свободных денежных средств частных (мелких) инвесторов.

К 2003 - 2004 годам может сформироваться новый источник финансирования отечественной промышленности - им станут «длинные» ресурсы Пенсионного фонда РФ, которые появятся с введением накопительной системы пенсионного обеспечения. Кроме того, увеличение количества участников рынка ценных бумаг и активизация их деятельности возможны на основе расширения

круга институциональных инвесторов (коммерческих банков, негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний), стимулирования их участия в операциях на рынке корпоративных ценных бумаг, в том числе путем установления соответствующих нормативов (лимитов) вложений в негосударственные ценные бумаги региональных предприятий.

Особое внимание должно быть обращено на «мелких инвесторов», обладающих в совокупности существенным (даже по скромным оценкам) инвестиционным потенциалом. Это направление должно стать стратегическим, ведь до последнего времени определенные усилия предпринимались для защиты прав инвесторов (правда, намного позже, чем следовало), но не уделялось внимания экономической грамотности потенциальных инвесторов: действительно, непросто продавать ценные бумаги в стране, где большая часть населения не имеет четкого представления о различиях между акциями и облигациями. В образовании широкого класса частных инвесторов должны быть заинтересованы все, поэтому и усилия в этом направлении должны предпринять как государственные органы (в лице ФКЦБ России), так и профессионалы рынка (НАУФОР, ПАРТАД).

Кроме того, для вовлечения средств населения в процесс финансирования реального сектора экономики необходимо:

• восстановить доверие инвесторов к рынку и государству, сформировать условия полной правовой защищенности частных инвестиций, более активно применяя возможности гарантирования инвестиций органами государственной власти (как на федеральном, так и на региональном уровне);

• предоставить на выбор частному инвестору широкий спектр финансовых (долевых и долговых) инструментов с различными инвестиционными характеристиками;

• максимально приблизить инфраструктуру рынка к мелкому и среднему инвестору; развивать систему «фондовых магазинов» на базе инвестиционных компаний и банков;

• стимулировать ускоренное развитие системы коллективного инвестирования, способной мобилизовать свободные средства мелких инвесторов (в частности, в форме паевых инвестиционных фондов и др.).

Важным направлением, на наш взгляд, является вовлечение в инвестиционный процесс «неучтенных сбережений», в том числе за счет сокращения масштабов бегства капиталов. Впрочем, это станет возможным только при наличии соответствующих условий для инвестирования (вло-

жения капиталов) внутри страны. В принципе, возможности для этого в России существуют, например, посредством эмиссии облигаций на предъявителя.

По нашему мнению, развитие рынка предъявительских ценных бумаг (в особенности - корпоративных) является одним из наиболее оптимальных вариантов разрешения проблем, связанных с предотвращением «бегства капиталов» не административными, а экономическими методами (которые в данном конкретном случае представляются более эффективными). Очевидно, предложение на рынке оптимальных финансовых инструментов с приемлемым уровнем риска при прочих равных условиях будет постепенно снимать с повестки дня проблему бесперспективности инвестирования внутри страны.

5. Развитие региональной системы подготовки и повышения квалификации кадров.

Проблема развития регионального рынка ценных бумаг сопряжена с дефицитом квалифицированных кадров. Особенно контрастны различия между центральными регионами и периферией. Поэтому развитие рынка ценных бумаг, его постоянное усложнение предполагают необходимость повышения квалификации основной массы его участников - эмитентов, брокеров, аналитиков и т.д., в том числе в области правовых аспектов функционирования (юристов, судей, следователей).

Можно присоединиться к мнению, что уровень подготовки должен быть максимально приближен к мировым требованиям. Для этого в организации обучения и повышения квалификации следует принять участие институтам, накопившим достаточный опыт работы на рынке ценных бумаг.

6. Формирование системы регулирования и контроля на рынке ценных бумаг.

Система регулирования и контроля на рынке ценных бумаг должна строиться на основе действующего законодательства Российской Федерации, не противоречить ему, но при этом учитывать региональный аспект.

Государство не может и не должно ограничиваться эпизодической ролью стороннего пассивного наблюдателя, статиста, никаким образом не причастного к протекающим на рынке ценных бумаг процессам, особенно в условиях его кризиса и общих проблем трансформируемой экономики. В настоящее время ему должна принадлежать особая роль в преодолении последствий инвестиционного кризиса, восстановлении полноценного рынка ценных бумаг и создании условий для эффективного использования его инвестиционных возможностей.

Важнейшими задачами в области совершенствования системы регулирования рынка ценных бумаг являются преодоление ее раздробленности, упрощение, упорядочение и четкое «разделение труда» в зонах ответственности между отдельными регулирующими органами на федеральном и региональном уровнях, их большее взаимодействие и повышение ответственности. Широкие возможности открываются в области взаимодействия ФКЦБ России с саморегулируемыми организациями, которые могли бы осуществлять значительную часть работы по лицензированию участников рынка ценных бумаг и контролю над их деятельностью.

7. Защита прав и законных интересов инвесторов.

В условиях кризиса доверия к финансовой политике государства и к инвестициям в ценные бумаги задача защиты прав инвесторов приобретает особое значение. Конкретными шагами в этом направлении, в частности, могут быть:

• разработка и реализация программ защиты прав инвесторов, вкладчиков и акционеров;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• обеспечение доступа к информации об эмитентах и ценных бумагах в соответствии с тре-

бованиями законодательства Российской Федерации;

• публикация информации о правах акционеров и всех фактах их нарушения эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;

• разработка и внедрение образовательных программ для инвесторов, информационное обеспечение инвестирования в ценные бумаги. Резюмируя все изложенное, можно утверждать, что в современных условиях учет регионального аспекта развития рынка ценных бумаг является ключевым фактором его совершенствования. На сегодняшний день необходима реализация комплекса мер по привлечению инвестиций в регионы, что требует разработки и практического внедрения программ, направленных на совершенствование инфраструктуры региональных рынков, торговых площадок и т.д. Мы убеждены, что только в этом случае станет возможным преодоление их региональной обособленности и ограниченности, вовлечение ценных бумаг как можно более широкого круга эмитентов в единый национальный инвестиционный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.