Научная статья на тему 'Региональный рынок труда и перспективы его развития'

Региональный рынок труда и перспективы его развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
246
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика труда
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / LABOUR MARKET / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / LABOUR FORCE / СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ РАБОЧЕЙ СИЛЫ / DEMAND FOR AND SUPPLY OF WORKFORCE / НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КВАЛИФИКАЦИЙ / INDEPENDENT ASSESSMENT OF QUALIFICATIONS / ПЕРЕСЕЛЕНИЕ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ / УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ / РЕЙТИНГ ПРОФЕССИЙ / PROFESSIONS RANKING / МОНОГОРОДА / ПРОГНОЗ КАДРОВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ / RECRUITMENT NEEDS FORECAST / RELOCATION OF FELLOW COUNTRYMEN / ONE-COMPANY TOWNS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никерина Елена Валентиновна, Яшков Александр Борисович, Брагина Зинаида Васильевна

В статье дана характеристика рынка труда Костромской области, обозначены основные тенденции, которыми характеризуется региональный рынок труда, и проблемы, сдерживающие его развитие. Описаны мероприятия, направленные на улучшение ситуации на рынке труда и его дальнейшее развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional labour market and prospects of its development

The article describes the labour market of the Kostroma region, outlines its major tendencies and issues restraining its development. Activities aimed at enhancing the situation in the labour market and boosting its development are featured.

Текст научной работы на тему «Региональный рынок труда и перспективы его развития»

ЭКОНОМИКА ТРУДА

Том 5 • Номер 2 • Апрель-июнь 2018 ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics

>

Креативная экономика

издательство

региональный рынок труда и перспективы его развития

Никерина Е.В.1, Яшков А.Б.2, Брагина З.В. 3

1 Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области, Кострома, Россия

2 ООО Учебный центр «Специалист», Ярославль, Россия

3 Костромской государственный университет, Кострома, Россия

В статье дана характеристика рынка труда Костромской области, обозначены основные тенденции, которыми характеризуется региональный рынок труда, и проблемы, сдерживающие его развитие. Описаны мероприятия, направленные на улучшение ситуации на рынке труда и его дальнейшее развитие.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: рынок труда, трудовые ресурсы, спрос и предложение рабочей силы, независимая оценка квалификаций, переселение соотечественников, уровень безработицы, рейтинг профессий, моногорода, прогноз кадровых потребностей

Regional labour market and prospects of its development

Nikerina E.V.1, YashkovA.B.2, Bragina Z.V. 3

1 Ministry of labour and social protection of population of the Republic of Kostroma Region, Russia

2 Ltd Training center "Specialist", Russia

3 Kostroma State University, Russia

Введение

Рынок труда и в целом сфера занятости населения - это отражение ситуации и процессов, происходящих в экономике страны и каждого региона в отдельности. Сегодня, в условиях существующего спроса на рабочую силу, на человеческие ресурсы, необходимо принимать меры по повышению привлекательности рынка труда.

Рынок труда Костромской области характеризуется следующими тенденциями: сокращение доли трудоспособного населения, сокращение численности рабочей силы, структурная несбалансированность рынка труда и недостаточная территориальная мобильность населения, которая необходима для сокращения дисбаланса между спросом и предложением на рынке труда и повышения уровня занятости.

Численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте в Костромской области снижается на протяжении ряда лет. Так, за

АННОТАЦИЯ:

последние 5 лет она снизилась на 8% и составила на 1 января 2016 года 332,2 тыс. человек (данные баланса трудовых ресурсов Костромской области за 2012-2016 годы) [1]. В среднесрочной перспективе данная тенденция сохранится. По данным прогноза баланса трудовых ресурсов на 2018-2020 годы, составленного департаментом по труду и социальной защите населения Костромской области, численность трудовых ресурсов в Костромской области к 2020 году может снизиться на 6% и составить 344,1 тыс. человек, численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте может снизится на 7% и составит 307,5 тыс. чел. По прогнозу на 10% увеличится численность лиц, работающих за пределами трудоспособного возраста. Удельный вес данной категории граждан в численности трудовых ресурсов увеличится с 8,1 до 9,6% [5].

Рынок труда Костромской области, как и других субъектов Российской Федерации, характеризуется структурной несбалансированностью. Некоторые отрасли экономики испытывают недостаток трудовых ресурсов по ряду профессий, другие отрасли испытывают избыток трудовых ресурсов.

В Костромской области наибольшую потребность испытывают сферы обрабатывающих производств, сельского и лесного хозяйства, здравоохранения, образования. Избыточными являются профессии продавцов, водителей автомобиля, экономистов, юристов, бухгалтеров.

Мы живем в мире быстрых изменений. Стремительно распространяются новейшие технологии и инновации, без которых сегодня не обходится не одна сфера нашей жизни. Эти процессы входят и на рынок труда.

Основная задача - формирование динамичного и эффективно развивающегося рынка труда, отвечающего потребностям современной экономики. В своем Послании Федеральному собранию Президент Российской Федерации важнейшим конкурентным преимуществом назвал знания, технологии, компетенции. «Это путь к настоя-

ABSTRACT:

The article describes the labour market of the Kostroma region, outlines its major tendencies and issues restraining its development. Activities aimed at enhancing the situation in the labour market and boosting its development are featured. KEYWORDS: labour market, labour force, demand for and supply of workforce, independent assessment of qualifications, relocation of fellow countrymen, professions ranking, one-company towns, recruitment needs forecast

JEL Classification: J22, J23, J29 Received: 21.05.2018 / Published: 30.06.2018

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Nikerina E.V. ie.nikerina0gmail.com)

CITATION:

Nikerina E.V., Yashkov A.B., Bragina Z.V. (2018) Regionalnyy rynok truda i perspektivy ego razvitiya [Regional labour market and prospects of its development]. Ekonomika truda. 5. (2). - 433-440. doi: 10.18334/et .5.2.39138

щему прорыву, к повышению качества жизни», - отметил он. Одним из направлений решения поставленных задач является повышение качества рабочей силы, профессиональной квалификации работников [2].

В настоящее время в нашей стране продолжается формирование национальной системы квалификаций, которая предполагает проведение независимой оценки квалификаций.

Независимая оценка квалификации нацелена на установление соответствия опыта, знаний, умений и навыков работника требуемому уровню квалификации.

Задачами независимой оценки квалификаций являются повышение профессиональной мобильности работников, оценка качества профессионального образования и обучения, создание условий для участия работников в непрерывном образовании, усиление роли профессиональных сообществ в развитии профессиональных квалификаций, подтверждение соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта, повышение конкурентоспособности на рынке труда лиц, прошедших оценку квалификации.

Что дает работодателю и соискателю независимая оценка? При успешном прохождении экзамена гражданин может предъявить свое свидетельство о квалификации при трудоустройстве. В соответствии с результатом прохождения оценки квалификации работодатель может организовывать обучение сотрудников, включить их в кадровый резерв. Оценка квалификации дает возможность человеку, не имеющему профессионального образования, но имеющему опыт работы, более уверенно чувствовать себя на рынке труда, планировать профессиональную карьеру, что повышает конкурентоспособность на рынке труда. Выданное соискателю заключение подскажет ему и работодателю, какие знания и умения нужно приобрести, чтобы в дальнейшем успешно соответствовать заявленной квалификации [3].

В настоящее время стоит задача развития национальной системы квалификаций на региональных рынках труда. Эта работа начинается и в Костромской области. Планируется определить Координационный орган в субъекте, а также региональный методический центр и создать центры оценки квалификаций. Первый центр уже

ОБ АВТОРАХ:_

Никерина Елена Валентиновна, начальник отдела рынка труда и трудовой миграции (е.ткеппай gmai1.com)

Яшков Александр Борисович, начальник отдела социальной и консультационной психологии (yab730mai1.ru)

Брагина Зинаида Васильевна, доктор технических наук, профессор, кафедра экономики и экономической безопасности (bragzv@yandex.ru )

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Никерина Е.В., Яшков А.Б., Брагина З.В. Региональный рынок труда и перспективы его развития // Экономика труда. - 2018. - Том 5. - № 2. - С. 433-440. doi: 10.18334М.5.2.39138

создан в сфере ЖКХ [4]. Этот процесс только начинается в регионе, но, безусловно, развитие национальной системы квалификаций в Костромской области будет способствовать развитию рынка труда, повышению уровня заработной платы работников и росту производительности труда.

Основными проблемами, сдерживающими развитие рынка труда, на сегодняшний день являются низкая территориальная мобильность рабочей силы, неразвитый рынок жилья, слабый уровень развития транспортной и социальной инфраструктуры. Кроме того, на рынке труда сегодня отмечается высокая территориальная мобильность рабочей силы, отток населения, в основном трудоспособного возраста, в сторону крупных мегаполисов - г. Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области. Ежегодно из Костромской области выезжает на работы в другие субъекты Российской Федерации 14,0-15,0 тыс. человек, а въезжает лишь 2,5 тыс. человек [1]. Костромская область среди субъектов ЦФО занимает позицию среди регионов, мало притягательных для трудоустройства, в основном вследствие низкого уровня заработной платы.

Недостаток трудовых ресурсов на рынке труда по некоторым профессиям закрывают прибывающие на территорию региона иностранные работники. Ежегодно в области работает около 4000 иностранных работников, имеющих различные документы, дающие право осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации. Иностранные работники, привлеченные в Костромскую область, не увеличивают напряженность регионального рынка труда, поскольку привлекаются в отрасли, которые испытывают наибольшую потребность в кадрах: строительство, обрабатывающие производства, а также сельское и лесное хозяйство, а также по профессиям, по которым рынок труда региона испытывает дефицит. Оценка эффективности использования иностранной рабочей силы показывает, что объем и структура привлечения иностранных работников в целом соответствует интересам и потребностям экономики региона. Доля иностранной рабочей силы в общей численности граждан, занятых на территории Костромской области, составляет 1,25% и не оказывает существенного влияния на региональный рынок труда. В соответствии с прогнозом баланса трудовых ресурсов на 2018-2020 годы роста численности иностранных работников не прогнозируется.

С 2010 года на территории региона реализуется региональная программа переселения в Костромскую область соотечественников, проживающих за рубежом. За время действия программы в область прибыло 4736 соотечественников, число трудоспособных из них составило 3441 человек (73%), из них 2281 трудоустроен.

Прибывшие соотечественники осуществляют свою трудовую деятельность в сфере сельского и лесного хозяйства, здравоохранения, образования, строительства, транспорта, торговли, финансовой деятельности, а также на обрабатывающих производствах.

Прибывшие в регион работают по востребованным профессиям: врачами, учителями, воспитателями, инженерами, швеями, поварами, животноводами и др.

Наибольшее количество составляют граждане Украины, Молдавии, Армении, Узбекистана, Казахстана, Азербайджана, Таджикистана, Киргизии [5].

В целях регулирования ситуации с занятостью населения на территории Костромской области реализуется государственная программа Костромской области «Содействие занятости населения», в рамках которой организовано содействие в трудоустройстве, включая трудоустройство подростков в свободное от работы время и трудоустройство граждан на общественные работы, профессиональное обучение различных категорий граждан, профориентация, психологическая поддержка и социальная адаптация безработных граждан на рынке труда, содействие в переселении (переезде) безработных граждан в целях трудоустройства в другую местность. На реализацию мероприятий программы по содействию занятости населения ежегодно из средств областного бюджета предусматривается порядка 17,0 млн рублей.

Сегодня ситуация на рынке труда соответствует сезонным колебаниям прошлых лет и относительно стабильна. На учете в центрах занятости населения состоит 2127 человек, и это на 12% меньше, чем в прошлом году. Уровень регистрируемой безработицы - 0,65%, что на 0,09 процентных пункта меньше, чем в прошлом году. По данному показателю Костромская область занимает 6-ое место среди субъектов ЦФО и 15-ое среди субъектов РФ. Относительно начала года численность безработных граждан выросла на 4,6%, данные изменения носят сезонный характер.

Наибольший уровень регистрируемой безработицы сохраняется на рынках труда отдельных муниципальных образований: Чухломский район (1,49%), Островский район (1,43%), г. Шарья (1,31%) [5].

Численность безработных граждан по методологии МОТ составляет 17,5 тыс. человек, что соответствует прошлому году, уровень безработицы - 5,4% [5]. По уровню общей безработицы Костромская область на 17 месте среди субъектов ЦФО и опережает лишь Ярославскую область.

Ситуацию со спросом и предложением в количественном аспекте отражает коэффициент напряженности на рынке труда, который рассчитывается как соотношение граждан, ищущих работу, к числу заявленных вакансий. На конец марта он составил 0,7 человека на одну заявленную вакансию, что на 0,2 пункта меньше, чем в прошлом году.

Предложение рабочей силы - это граждане, обратившиеся в службу занятости. В 2017 году в службу занятости населения региона обратилось 23,1 тыс. граждан нашей области в целях поиска работы. Таков был объем предложения рабочей силы на рынке труда. 16,8 тыс. человек из них, или 73%, были трудоустроены.

В структуре обратившихся граждан 46% - по профессии рабочих, 20% - по профессии служащих, 34% - ищущих работу впервые. Выпускников обратилось 310 человек.

Среди граждан, ищущих работу по рабочим профессиям, наибольшая доля в числе обратившихся рабочих в органы службы занятости приходится на продавцов, водителей автомобиля, поваров, электромонтеров. Среди профессий служащих - бухгалтер, менеджер, специалист, инженер, экономист.

Спрос на рабочую силу отражен количеством заявленных в органы службы занятости работодателями региона вакансиях. За 2017 год служба занятости располагала 29,0 тыс. вакансий (что на 1% больше, чем в 2016 году).

По состоянию на 1 марта 2018 года 856 организаций различных видов экономической деятельности заявили потребность из 5092 вакансий, в том числе 2609 (59%) - по рабочим профессиям.

В структуре заявленных вакансий наибольший удельный вес приходится на вакансии, заявленные организациями обрабатывающих производств (24,3%, более 1200 вакансий), здравоохранения (17,6%), государственное управление и обеспечение военной безопасности (16,7%), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (6,4%).

Ежемесячно департамент по труду и социальной защите населения Костромской области формирует рейтинг востребованных профессий, по которым работодателями заявлено наибольшее количество вакансий. В Костромской области самыми востребованными являются: швея (513 вакансий), водитель автомобиля (183), оператор связи (74), тракторист (66), продавец (65), повар (64), оператор машинного доения, дояр (50), ювелир (41), станочник (38). Среди профессий служащих врач (404), учитель (112), медицинская сестра (232), фельдшер (123), инженер (90). Изменения в рейтинге профессий особенно коснулись профессий сферы строительства. Потребность в специалистах данной отрасли сократилась в сравнении с 2014-2015 годом в разы. На сегодняшний день не заявлено ни одной вакансии каменщика, штукатура, заявлена 1 вакансия маляра на 10000 рублей. Данная ситуация связана с сокращением большого количества работников крупного строительного холдинга на территории г. Костромы, работники которого заняли существующие в строительстве вакансии.

Одним из показателей рынка труда, отражающих ситуацию в экономике, является численность работников, предполагаемых к увольнению по причине сокращения численности штата работников или ликвидации организации. По данным мониторинга, проводимого еженедельно департаментом по труду и социальной защите населения Костромской области, численность работников, находящихся в режимах неполного рабочего времени и предполагаемых к увольнению, составляет 1718 человек, что в 1,6 раза выше аналогичного периода прошлого года. Предприятия проводят оптимизацию численности или штата работников в целях повышения эффективности деятельности предприятия. Введение режимов неполной занятости позволяет сохранить персонал предприятия, избегая увольнения, а впоследствии процедур нового поиска персонала и организации обучения [5].

Особенностью многих субъектов Российской Федерации является наличие моногородов. На территории Костромской области два моногорода: г. Галич, где градообразующим предприятием является ОАО «Галичский автокрановый завод», и г. Мантурово с градообразущим предприятием ООО «Мантуровский фанерный комбинат». Проблема моногородов в том, что незначительные изменения с занятостью на градообразующем предприятии приводят к серьезным проблемам всей территории. В

настоящее время ситуация в г. Галич стабильная, уровень безработицы самый низкий в Костромской области и составляет 0,29% (25 чел.). В г. Мантурово уровень безработицы составляет 0,92% (80 чел.), что чуть выше среднеобластного значения.

Развитие моногородов является приоритетным направлением деятельности Правительства РФ. Национальный проект «Моногорода» охватывает 319 городов в 61 субъекте РФ, 8 федеральных округов. Перед властями всех уровней сегодня стоит задача снизить зависимость моногородов от работы градообразующих предприятий путем создания новых рабочих мест и улучшения качества городской среды. Работа в этом направлении ведется и в Костромской области. Так, на территории города Галича в 2018 году планируется реализация крупных проектов. Одних из них по созданию нового фанерного комбината, другой - строительство гостиничного комплекса. В результате в городе откроется 684 новых рабочих места. Появление в Галиче подобных предприятий станет важнейшим шагом в реализации задачи по комплексному развитию монотерриторий и значительно улучшит жизнь горожан [6].

В целях прогнозирования кадровых потребностей экономики Костромской области департаментом экономического развития Костромской области ежегодно в соответствии с утвержденной методикой разрабатывается перспективный сводный прогноз потребности отраслей экономики и социальной сферы Костромской области в кадрах квалифицированных рабочих, служащих и специалистов сроком на 7 лет. В 2017 году составлен перспективный прогноз на 2018-2024 годы [7].

По данным прогноза в ближайшие три года наибольшую потребность будут испытывать в регионе пять сфер экономики: обрабатывающие производства (4,6 тыс. работников со средним профессиональным образованием, 517 - с высшим образованием), транспортировка и хранение (1514 - СПО, 255 - ВО), торговля (1673 - СПО, 123 - ВО), сельского и лесного хозяйства (1133 - СПО, 299 - ВО), обеспечение электроэнергией, газом, паром (786 - СПО, 128 - ВО). В структуре потребности каждой сферы 80-93% составляют работники со средним профессиональным образованием.

В разрезе профессий особенно востребованы будут водители, животноводы, операторы машинного доения, швеи, трактористы, рамщики, станочники, операторы станков с ПУ, ювелиры, продавцы, повара, социальные работники, санитарки, инженеры, начальники отделения почтовой связи, инженеры-программисты, учителя, врачи, воспитатели.

заключение

Можно констатировать, что существующие проблемы рынка труда на сегодняшний день найдут свое отражение и в ближайшем будущем, но вместе с тем начатая работа по внедрению национальной системы квалификаций будет способствовать развитию рынка труда, повышению квалификации работников и их профессиональной мобильности, а также повышению уровня заработной платы и росту производительности труда. А основными факторами, которые могут оказать влияние в ближайшем

будущем на ситуацию на рынке труда Костромской области, являются увеличение минимального размера оплаты труда и возможное изменение порядка назначения и выплаты пособия по безработице.

ИСТОЧНИКИ:

1. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государст-

венной статистики по Костромской области. [Электронный ресурс]. URL: http:// kostroma.gks.ru.

2. Официальный сайт Президента Российской Федерации. [Электронный ресурс].

URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/56957.

3. Официальный сайт Национального агентства развития квалификаций. [Электронный ресурс]. URL: https://nark.ru.

4. Официальный сайт Центра оценки квалификаций ЖКХ. [Электронный ресурс].

URL: https://цок-жкх44.рф/about/o-nas.html.

5. Ведомственная статистика департамента по труду и социальной защите населе-

ния Костромской области (раздел «Занятость населения»). Официальный сайт департамента по труду и социальной защите населения Костромской области. [Электронный ресурс]. URL: http://socdep.adm44.ru.

6. Информация администрации городского округа город Галич.

7. Официальный сайт департамента экономического развития Костромской области.

[Электронный ресурс]. URL: http://dep-economy44.ru/deyatelnost-departamenta/ socekonpolozhenie.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.