Вестник Института экономики Российской академии наук
1/2017
В.В. БЕЛЬСКИЙ
аспирант Института экономики и менеджмента ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет им. И. Канта», ведущий специалист проектного офиса «5-100» БФУ им. И. Канта
РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ КАК ЭЛЕМЕНТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОДСИСТЕМЫ
В статье рассматривается проблема формирования регионального рынка научно-технической продукции в структуре региональной инновационной системы. Автор опирается на отечественный и зарубежный опыт поиска, изучения, анализа и обобщения данных о региональном рынке научно-технической продукции. Представлен вариант регулируемого рыночного механизма ввода в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности на уровне региона.
Ключевые слова: региональный рынок научно-технической продукции, региональная инновационная подсистема, подсистема создания и трансфера знаний, подсистема применения знаний.
1БЬ: 032, К58.
Общие особенности региональной инновационной
подсистемы
В настоящее время в России в связи с ограниченностью ресурсов большинство предприятий, осуществляющих научно-техническую деятельность, сосредоточены в руках государства и тематически ориентированы на решение научно-технических задач в интересах федерального уровня. Поэтому они нередко оторваны от реальных потребностей регионов и от их социально-экономической среды. Прикладная наука в этих условиях зависит от крупных государственных предприятий гражданского и оборонного профилей. Частный сектор экономики регионов в силу экономической целесообразности или просто из-за отсутствия аналогичных технологий на внутреннем рынке нередко использует зарубежные результаты научно-технической деятельности. Подобную ситуацию хорошо иллюстрирует пример малых и средних предприятий Калининградской области, которые из-за своего осо-
бого географического положения склонны к абсорбции технологий из близлежащих, более развитых в технологическом отношении стран. Готовые технологические решения, имеющиеся на глобальном рынке, зачастую делают нецелесообразными собственные исследования.
В отечественной литературе существуют два равнозначных понятия региональной инновационной подсистемы - «региональная инновационная система» (РИС) и «региональная инновационная подсистема» (РИП). В зарубежных источниках встречается первый вариант определения [2, с. 10]. Существует несколько подходов к пониманию сущности РИП. В Европе и в США эти подходы используются для выстраивания научно-технической политики и анализа ее результативности. РИП как объект исследования является преемником концепции национальной инновационной системы (НИС). В Европе эта система адаптирована к региональному уровню. В США - это концепция кластеров [14], [9]. В обеих концепциях регион выступает как концентрированная в ресурсном отношении «глобальная» единица, имеющая достаточный научно-технический и производственный потенциал, чтобы быть заметным участником в международном технологическом обмене.
Концепция смешанно-сетевой национальной инновационной системы (НИС) появилась в академической среде в странах с рыночной экономикой в конце 80-х годов XX века1. Согласно данной концепции, инновационный процесс понимается как коммуникативное взаимодействие, целью которого выступает обмен знаниями, взаимное обучение и кооперация различных участников, среди которых можно выделить производственные организации, поставщиков отдельных компонентов и оборудования, конечных потребителей, конкурентов, государственные и частные научно-исследовательские центры, вузы, консалтинговые фирмы, органы государственной власти [22, с. 30]. Появление и тематическое развитие данной концепции связано с системными исследованиями ОЭСР (OECD) начала 1960-х годов. Прообразом НИС выступала «исследовательская система», под которой понимался набор институтов (организационных, финансовых, государственных, внедренческих), вовлеченных в процессы создания и внедрения результатов научно-технической деятельности. Концепция должна была дать ответ на дилемму научно-технической политики: как гармонизировать объемы предложения науки и спроса общества на результаты научно-технической деятельности [17]? В широком смысле, концепция призвана стать опорой
1 Более подробное описание НИС в разрезе развития отечественной и зарубежной инновационной структуры общества приводится в исследованиях профессора Н.И. Лапина. Согласно его определению, НИС - «это институционализированная сеть мотивов, правил, стратегий деятельности, паритетных взаимодействий государственных, частных и совместных организаций, создающих и возможно шире распространяющих технологические и продуктные инновации» [6, с. 290].
для построения новой модели экономического роста, в которой акцент делается на развитии и использовании социальной среды и интеллектуального капитала [20]. Такая модель предполагает организацию потока знаний в широкие слои общества и поощрение предприятий к активному обучению для создания новых, в том числе научно-технических, компетенций. Система образования должна динамично меняться и подстраиваться под нужды развития социальной среды в целом, и интеллектуального капитала в частности.
С позиции НИС, РИП - это «комплекс учреждений и организаций... на территории региона, функционирующих на основе рыночных принципов и осуществляющих создание и распространение новых технологий... Функционирование (РИП - В.Д.) должно быть направлено на реализацию конкурентных преимуществ региона при осуществлении национальных научно-технических приоритетов» [10, с. 18].
Концепция кластеров (промышленных районов) дополняет понимание РИП: если национальная инновационная система представляет собой некое множество РИП, то кластер выступает составным элементом РИП.
Базовыми по данной тематике выступают работы М. Портера [24], [25] и С. Парто [23], раскрывающие сущность концепции. Концентрация на ограниченном географическом пространстве конкурирующих предприятий, относящихся к одному или нескольким смежным видам экономической деятельности, называется кластером (промышленным районом). Отдельно взятый кластер выступает точкой притяжения бизнеса в регион по ряду причин [11], а именно:
• инфраструктура региона встроена в глобальную систему обмена;
• наличие устойчивого внутрирегионального спроса на конечную и промежуточную продукцию кластера;
• формальные и неформальные межфирменное связи внутри кластера снижают трансакционные издержки;
• внутрирегиональный коммерческий и некоммерческий трансфер знаний способствует инновационному развитию;
• на территории кластера существует возможность сокращения издержек НИОКР за счет стратегий имитации, адаптации или дополнения продукции предприятий-инноваторов;
• наличие в регионе насыщенного рынка специализированного труда и отрегулированных процессов привлечения и воспроизводства кадров;
• наличие внутрирегиональных финансовых институтов, располагающих компетенциями и экспертной базой для учета рисков в соответствии с особенностями производственных процессов.
Можно заключить, что территориальная концентрация производственных, трудовых и финансовых ресурсов, обеспеченность развитой
инновационной инфраструктурой, социальными и производственными коммуникациями делает кластер привлекательной точкой роста для бизнеса, стремящегося найти свою нишу на внутрирегиональном или глобальном уровнях, на рынках потребительской или промышленной продукции. С позиции кластерного подхода, РИП - это территориально локализованная система взаимопроникающих и постоянно взаимодействующих между собой экономических, институциональных, технологических и социальных элементов [13, с. 362], встроенных в международную систему рыночных отношений.
Развитие на западе относительно новой концепции РИП (с начала 90-х годов XX в.) стало ответом на ужесточение международной конкуренции, а также в связи с необходимостью поиска новых путей развития инновационной составляющей экономики регионов. Масштаб отдельно взятого региона принято считать достаточным для устойчивого развития экономики, базирующейся на знаниях и инновациях [16, с. 9]. Чтобы сохранять конкурентоспособность, научно-техническим предприятиям региона необходимо придерживаться как минимум двух основных стратегий (совместно или по отдельности): либо наращивать экспансию и увеличивать объемы производимой продукции на экспорт, либо осваивать внутренние рынки, не допуская на них зарубежных конкурентов или последовательно вытесняя их.
В более ранних работах автора представлены основные положения и понятия концепции регионального рынка научно-технической продукции (далее РРНТП) (см., например: [1]); были также даны теоретические рекомендации по методологии формирования такого рынка [19].
РРНТП - это региональная система регулярного, взаимовыгодного, добровольного и состязательного обмена научно-технической продукцией. Спрос и предложение зависят, помимо цен, от особенностей научно-технического прогресса в регионе и в мире, от институциональных форм поддержки инновационной деятельности в регионе и муниципалитетах, от наличия специализированных трудовых ресурсов и уровня их подготовки, от характера властных иерархий и культурных институтов в регионе.
Рынок научно-технической продукции можно представить в виде двух уровней:
Уровень 1 представляет собой совокупность нормативно-правовых отношений между сторонами (заказчиком и исполнителем) по поводу составления, подписания договора на выполнение НИОКР, его исполнения и передачи результатов в указанный срок2.
Уровень 2 представляет собой совокупность нормативно-правовых отношений, возникающих после этапа исполнения и передачи
2 Регламентируется Гражданским кодексом РФ. Глава 38, ст. 769-778.
результатов НИКОР по поводу последующего коммерческого трансфера технологий (в результате проведения патентно-лицензионной работы). Данные отношения предполагают возможность участия тре-
В основе формирования РРНТП лежат структура и механизмы функционирования РИП. РРНТП встроен в рамки РИП и является связующей коммуникативной системой ее элементов.
РИП в общем виде, характерном для международной практики, состоит из подсистемы создания и трансфера знаний (позиция предложения на РРНТП) и подсистемы применения знаний (позиция спроса на РРНТП). Обе подсистемы связаны потоками знаний, ресурсов и человеческого капитала [15];
РИП в общем виде, характерном для российских регионов, состоит из «ядра» (крупные промышленные, малые и средние предприятия, финансово-промышленные группы, ОЭЗ, территории инновационного развития, научные организации академического и отраслевого профиля, вузы и ссузы, обеспечивающие помимо выполнения НИОКР квалификационно-интеллектуальную базу инновационных процессов), а также из «инфраструктуры» (технопарки, НТЦ, ЦТТ) и «институциональной среды» (формальной и неформальной). Формирование внутреннего рынка потребления результатов инновационной деятельности является необходимым средством обеспечения функционирования РИП [5];
С позиции системного подхода РИП состоит из 4 подсистем: научно-образовательной, производственно-инновационной, инфраструктурной и подсистемы регулирования инновационной системы [4]. Каждая из перечисленных подсистем служит опорой для обмена результатами научно-технической деятельности, а дисфункция (или отсутствие) одной из подсистем ставит под вопрос возможность существование РРНТП.
Определим место РРНТП в структуре РИП. Зная, что изучаемый рынок организационно представляет собой двухуровневую систему, целесообразно указать это свойство на предлагаемой схеме (см. рис. 1).
На рис. 1 РИП представлена двумя подсистемами знаний - подсистемой создания и трансфера знаний и подсистемой применения знаний. РРНТП занимает промежуточное положение между этими подсистемами и представляет собой организационно-правовое поле, в котором множество заказчиков (подсистема применения знаний) инициирует обращение к множеству исполнителей (подсистема создания и трансфера знаний) и получает обратную связь через РРНТП 1-го и/или РРНТП 2-го уровня. Кроме того, графическая схема иллю-
3 Регламентируется Частью 4, разделом VII Гражданского кодекса РФ.
тьей стороны3.
Источник: составлено автором.
Рис. 1. Место РРНТП в гражданской структуре РИП (не включает учреждения, связанные с военно-промышленным комплексом)
стрирует авторское представление о том, что РИП является как частью национальной инновационной системы, так и частью региональной социально-экономической системы. Подразумевается, что цели развития РИП удовлетворяют и не противоречат поставленным целям развития обеих более крупных систем.
Авторская концепция, представленная на рис. 1, основывается на понятии «знание» как третьей ступени в иерархическом порядке, который начинается с необработанных данных, а заканчивается совершенным знанием [21, с. 335].
На региональном мезоуровне под «знаниями» понимается комплекс интеллектуальных продуктов, включающих научно-техническую продукцию, компетенции предприятий научно-образовательной подсистемы и отдельных ее кадров, нормативные и программно-целевые документы правительственных учреждений регионального и федерального уровней.
Анализ сложившейся инновационной подсистемы
Калининградской области
Указанные общие особенности РИП позволяют раскрыть сущность структуры РИП Калининградской области. Согласно сравнительному анализу РИП регионов России, Калининградская область подпадает под модель, для которой характерна низкая результативность инновационной деятельности и невысокий инновационной потенциал [7]. Однако в регионе имеется определенный набор структурных элементов РИП (как традиционных, так и недавно созданных), способных вдохнуть новую жизнь в инновационное развитие региона.
Для наглядности представим указанные выше ключевые структурные элементы РИП в виде матрицы (см. рис. 2). Матрица является упрощенной схемой существующих элементов РИП в Калининградской области. Полученная логическая структура должна стать базой для выстраивания коммуникативных связей РРНТП в пределах выделенных элементов РИП.
На текущий момент в Калининградской области связи между подсистемой создания и трансфера знаний и подсистемой применения знаний формируются случайно и не имеют системного характера (что свидетельствует о низкой результативности и высокой неконтролируемости указанного процесса). Данный факт ослабляет позиции предприятий региональной науки (как видно из рис. 2, именно предприятия науки составляют костяк подсистемы создания и трансфера знаний), отрывает их специализацию от потребностей регионального производства, ведет к деградации научно-технического потенциала региона перед лицом экспансии иностранных технологий. Формирование РРНТП, направленное на связь и закрепление деловых контактов между представителями обеих подсистем РИП, может решить данную проблему. Задачу по формированию РРНТП в пределах РИП Калининградской области целесообразно возложить на отдельную группу экспертов (например, сформированную при региональном правительстве). Аналогом может выступать концепция системы управления кластером [8] с включением в нее представителей регионального правительства. Указанная отдельная группа экспертов по формированию РРНТП должна выступить условным центром «обучения» организаций. Она же является региональным институтом развития, цель которого заключается в активизации инвестиционных и инновационных процессов в региональном звене экономики [3].
Механизм решения проблемы. Исходной предпосылкой является коммуникативная неопределенность между подсистемой создания и трансфера знаний и подсистемой применения знаний. Детализи-
Рис. 2. Текущая гражданская структура РИП Калининградской области
руем данное утверждение: множество представителей первой подсистемы не в полной мере осведомлены о научно-технических потребностях второй, а множество представителей второй подсистемы не в полной мере осведомлены о возможностях первой. Возникает вопрос: как привести к внутрирегиональному балансу потребности и возможности обеих подсистем? Ниже представлено пошаговое описание необходимых действий для организации стартового этапа формирования РРНТП. На рис. 3 дается графическое представление описанного механизма.
1. Выделение и систематизация в виде матрицы широкого круга предприятий, входящих в обе подсистемы (по аналогии с матрицей на рис. 2).
Рис. 3. Авторская методология формирования РРНТП в пределах РИП
2. Организация коммуникативных связей (возлагается на Рабочую группу по РРНТП при правительстве области):
а) организация и проведение переговорного процесса с представителями ведущих предприятий второй подсистемы (на схеме «сбор тематик НИОКР»). В процессе сбора тематик необходимо запрашивать предварительную стоимостную оценку предполагаемого объема научно-технических работ;
б) организация и проведение переговорного процесса с представителями ведущих предприятий первой подсистемы (на схеме «обсуждение тематик НИОКР»). В закрытом переговорном процессе предложить ученым советам предприятий первой подсистемы тематики НИОКР для оценки возможности реализации;
в) организация адресного переговорного процесса между отдельными представителями обеих подсистем в случае полного или частичного совпадения их научно-технических потребностей и возможностей по отдельным НИОКР.
г) подготовка и предоставление отчетной документации региональному правительству о проделанной работе;
д) обеспечение информационной поддержки в ответ на запросы региональных и внешних инвесторов.
3. Организация финансовых потоков (возлагается на Рабочую группу по РРНТП при правительстве):
а) формирование пополняемого портфеля проектов курируемых НИОКР;
б) оценка стоимости софинансирования проектов НИОКР за счет средств выделяемой правительством субсидии с целью обеспечения конкурентоспособности предприятий первой подсистемы перед лицом иностранной конкуренции;
в) администрирование процесса софинансирования портфеля проектов курируемых НИОКР. На схеме - «финансирование проектов НИОКР».
Опыт работы автора статьи свидетельствует, что на начальном этапе развития институциональной среды в регионе с низкой результативностью инновационной деятельности и невысоким инновационным потенциалом необходим централизованный подход именно к решению вопроса установления постоянной коммуникативной связи между подсистемами создания и трансфера знаний и применения знаний. Также необходима опора на существующий в регионе спрос на научно-техническую продукцию. В зарубежной литературе встречается сопоставимое понятие - «Поддерживающая система РИП» (Regional innovation support system). Функционирование данной системы предполагает наличие специализированных региональных организаций, осуществляющих сбор и распространение общей информации по инновационным процессам в стране и регионе, предоставление консалтинговых услуг технологического характера, помощь в организации совместных проектов НИОКР [18]. Европейская региональная практика показывает, что сетевое межорганизационное взаимодействие в сфере инноваций нуждается в содействии местных властей. Не существует некоего универсального рецепта, и каждый регион требует своего подхода, при соблюдении ряда общих рекомендаций [12].
В дополнение следует отметить, что «регион» в концепции РРНТП выступает условной системой координат (т.е. территориальной зоной измерения результатов научно-технической деятельности) при естественном условии открытости географических границ для коммерческого и некоммерческого трансфера научно-технических знаний в направлении других регионов России, а также за рубеж. Данное положение предполагает открытость РИП внешнему миру, т.е. существование возможности для представителей первой подсистемы приглашать на работу ученых и инженеров на временные/постоянные позиции из других регионов России, а также из-за рубежа.
Авторская методология формирования РРНТП через призму РИП способствует тому, что механизмы функционирования рынка научно-технической продукции приближаются к реалиям структуры экономики региона. Исходя из отечественного и зарубежного опыта, можно заключить, что соотнесение существующих спроса и предложения в регионе с результатами научно-технической деятельности требует вмешательства и централизованной координации со стороны региональных властей. Декомпозиция структуры РИП (на примере Калининградской области) представляет собой управленческий метод, использование которого дает возможность выявить основных игроков РРНТП, формирующих подсистему создания и трансфера знаний (предложение) и подсистему применения знаний (спрос). Это расширяет возможности региональных властей по стимулированию и адекватному применению имеющегося инструментария к развитию инновационной деятельности в регионе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бельский В.В. Региональный рынок научно-технической продукции: теория и концепция // Журнал экономической теории. 2016. № 1. С. 131-136.
2. Бородин В.А., Кобозев О.В. Региональная инновационная подсистема как элемент современной экономики // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2013. № 4 (31). С. 9-11.
3. Бухвальд Е.М., Сазонов С.П., Мордвинцев А.И. Региональные институты развития и усиление роли регионов в инновационной модернизации экономики России // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2013. № 1 (22). С. 179-185.
4. Горюнова Л.А., Шаралдаева И.А. Концепция развития инновационной системы региона с низким уровнем инновационного развития // Вестник Бурятского государственного университета. 2012. Спецвыпуск Д. С. 181-188.
5. Егорова М.В., Авилова В.В. Модель региональной инновационной системы: теоретико-методический аспект // Инновации. 2007. № 6 (104). С. 66-69.
6. Лапин Н. И. Теория и практика инноватики: учеб. пособие / Н.И. Лапин. М.: Университетская книга; Логос, 2008. (Новая университетская библиотека).
7. Михеева Н.Н. Сравнительный анализ инновационных систем российских регионов // Пространственная экономика. 2014. № 4. С. 61-81.
8. Осипов В.С. Модель системы управления кластером // Экономика и предпринимательство. 2014. № 1-2 (42-2). С. 71-73.
9. Смородинская Н.В. Инновационная экономика: от иерархии к сетевому укладу // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2013. № 2. С. 87-111.
10. Теребова С.В. Активизация инновационного процесса в регионе [Текст]: монография / С.В. Теребова, Е.С. Губанова. Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2009.
11. Belussi F. (2004). In Search of a Useful Theory of Spatial Clustering. Paper presented at the DRUID Summer Conference on Industrial Dynamics, Innovation and Development. Elsinore, Denmark, June 14-16.
12. Cooke P. (1996). The New Wave of Regional Innovation Networks: Analysis, Characteristics and Strategy// Small Business Economics. Vol. 8. № 2. Special Issue on Geography and Regional Economic Development: The Role of Technology-Based Small and Medium Sized Firms. Р. 171-951.
13. Cooke P. (1997). Regions in a Global Market: The Experiences of Wales and Baden-Württemberg// Review of International Political Economy. 4(2). Р. 349-381.
14. Cooke P., Memedovic O. (2003). Strategies for Regional Innovation Systems. Vienna: UNIDO.
15. Cooke P. (2006). Regional Innovation Systems as Public Goods. Vienna:
16. Doloreux D., Parto S. (2004). Regional Innovation Systems: A Critical synthesis. /Discussion paper. United Nations University INTECH Institute for New Technologies Discussion Paper Series.
17. Godin B. (2009). National Innovation System: The System Approach in Historical Perspective// Science, Technology & Human Values. 34(4). Р. 476-501.
18. Hassink R. (2004). Regional Innovation Support Systems in South Korea and Germany Compared. Erdkunde, Bd. 58. H.2. Р. 156-171.
19. Ivchenko V'., Belskii V. (2015). The Theoretical Aspects of The Development of The Regional Scientific and Technical Products Market// Mediterranean Journal of Social Sciences. Vol. 6. №. 6 S7. Р. 116-122. MCSER Publishing, Rome-Italy.
20. Lundvall B., Johnson B., Andersen E., Dalum B. (2002). National systems of production, innovation and competence building// Research Policy. 31(2). R 213-231.
21. Malecki E. (2000). Knowledge and regional competitiveness. ERDKUNDE. 54(4). Р. 334-351.
22. Park S.O. (2001). Regional innovation strategies in the knowledge-based economy// GeoJournal. Vol. 53. № 1. Р. 29-38.
23. Parto S. (2008). Innovation and Economic Activity: An Institutional Analysis of the Role of Clusters in Industrializing Economies// Journal of Economic Issues. 42(4). Р. 1005-1030.
UNIDO.
24. Porter M. (1998). Clusters and the New Economics of Competition // Harvard business review. 76(6), pp. 77-90.
25. Porter M. (2000). Location, Competition, and Economic Development: Local Clusters in a Global Economy// Economic Development Quarterly. 14(1). P. 15-34.
V.V. BELSKIY
graduate student of the Institute of economics and management of Baltic federal university named after I. Kant, leading expert of project office of "5-100" BFU of I. Kant, Kaliningrad, Russia
REGIONAL MARKET OF SCIENTIFIC AND TECHNICAL PRODUCTS AS AN ELEMENT OF THE REGIONAL INNOVATIVE SUBSYSTEM
The issue of forming of the regional market of scientific and technical products in structure of regional innovative system is considered in the paper. The author relies on domestic and foreign experience of search, studying, the analysis and generalization of data on the regional market of scientific and technical products. The option of a regulated market mechanism of input is provided to economic circulation of results of scientific and technical activities at the level of the region.
Keywords: regional market of scientific and technical products, regional innovative subsystem, subsystem of creation and transfer of knowledge, subsystem of use of knowledge. JEL: O32, R58.