УДК 316.334.2+330.567.224+61
РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
© Людмила Викторовна КИЛИМОВА
кандидат социологических наук, доцент кафедры философии и социологии Юго-Западный государственный университет 305040, Российская Федерация, г. Курск, ул. 50 лет Октября, 94 E-mal: [email protected] © Виктория Александровна БЕЛКИНА студентка факультета экономики и менеджмента Юго-Западный государственный университет E-mail: [email protected]
В последние десятилетия ХХ века в медицине произошли качественные изменения. Бесспорным становится тот факт, что здравоохранение в современном российском обществе становится одной из отраслей общественного и экономического хозяйства. У людей появляется альтернатива выбора касаемо медицинского обслуживания, платного или бесплатного. В реалиях современного общества востребовано качественное, комфортное и своевременное медицинское обслуживание. В связи с этим особую актуальность приобретает исследование развития рынка медицинских услуг. Также платные медицинские услуги считаются актуальным компонентом работы практически всех учреждений, функционирующих в сфере здравоохранения. Растущий потребительский спрос на платные медицинские услуги определяет необходимость исследования рынка коммерческой медицины. Целью исследования стало выявление особенностей регионального рынка медицинских услуг и, в частности, потребительских предпочтений населения г. Курск на рынке платных медицинских услуг. Методом сбора информации был выбран метод анкетирования. В ходе исследования выяснено, что рынок медицинских услуг в Курской области характеризуется наличием конкуренции между частными медицинскими центрами, предоставляющими медицинскую помощь за деньги, и госучреждениями, участвующими в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. В ходе анкетного опроса было выявлено, что большинство опрошенных респондентов относятся к платным медицинским услугам положительно, считают, что платные медицинские услуги отличаются от бесплатных, а основными причинами, побуждающими население обращаться к платной медицине, являются качество и быстрота обслуживания.
Ключевые слова: региональный рынок; рынок медицинских услуг; здравоохранение; частная медицина; медицинское обслуживание; потребление
Здравоохранение в современном российском обществе становится одной из отраслей общественного и экономического хозяйства, с одной стороны, а с другой - превращается в сферу предоставления услуг. Сохранение жизни и здоровья человека на протяжении всей истории считалось истинной ценностью для любого общества. Однако сегодня медицина, всегда являющаяся одной из сложнейших консервативных областей человеческой деятельности, превратилась в специфическое пространство, на котором различным образом конкурируют многочисленные акторы за возможность предоставления услуг.
Рынок медицинских услуг условно представлен двумя частями. Одна из них предлагает виды услуг, гарантированные населению и финансируемые государством, называемые «бесплатными» (условно некоммерческий сектор). Вторая представляет коммерческий
сектор, оказывающий платные услуги. Коммерческий сектор составляют организации различных форм собственности: государственные учреждения, частные предприятия, учреждения со смешанной формой собственности. Составляя единое целое, оба сектора практически непрозрачны, между ними провести четкую грань достаточно сложно, так как и в государственном, и в коммерческом секторе потребители осуществляют оплату медицинских услуг собственными средствами.
Уровень развития рынка медицинских услуг непосредственно связан с показателями объема и структуры потребления медицинских услуг, значения которых зависят от ряда факторов, оказывающих на них наиболее сильное воздействие [1, с. 145]. Таковыми факторами принято считать численность населения, его половозрастной состав, платежеспособность потребителя, уровень и
структуру заболеваемости населения, обеспеченность населения медицинскими учреждениями, развитость рынка медицинских услуг, а также обеспечение социальных гарантий.
Информационная открытость рынка медицинских услуг является особым фактором для потребителя при принятии решения о выборе той или иной медицинской помощи. В процессе становления нового общества возникает индустрия информационных технологий, предназначенная удовлетворять потребности в информации ее членов. Понятие информационные технологии связано с длительным историко-культурным развитием техники и технологии передачи, хранения информации, насчитывающим более тысячи веков. Важнейшим товаром становится информация, обладающая свойством взаимодействия как с духовным, так и с материальным миром человека [2, с. 85].
Для системы здравоохранения характерна очень плохая осведомленность потребителя о медицинских услугах, получаемых и покупаемых им, возможно, меньше, чем о любых других приобретаемых услугах. В большинстве случаев решение принимается врачами, лишь иногда выбор конкретной медицинской помощи делают исключительно сами пациенты. Различные процедуры, начиная от диагностики заболевания и заканчивая лечением, в значительной мере происходят под контролем врача.
На рынке медицинских услуг, в его классическом понимании, потребитель, в качестве которого выступает пациент, покупает продукцию (медицинские услуги) по рыночным ценам у любого производителя, представленного на рынке. В качестве производителя на рынке медицинских услуг выступают учреждения, производящие медицинские услуги, то есть лечебно-профилактические учреждения, диспансеры, амбулатории и т. д. Выбор пациента определен, главным образом, ценой на получаемую продукцию (медицинскую услугу). Таким образом, количество медицинских услуг, которые пациент будет готов купить, прямо пропорционально цене, по которой ее предлагает производитель [3, с. 36].
Модернизационные процессы, проводимые в современном обществе, связаны с реализацией реформ и инноваций, направленных на переход социума к постиндустриаль-
ному этапу своего развития. Модернизация отражает объективное выражение спонтанно обновляющейся актуальности. Трансформация общественных процессов детерминирована комплексом задач, обусловленных интенсивным развитием техники, информатизацией, глобализацией, расширением и качественным изменением социальных практик личности [4, с. 137]. Следовательно, в условиях постиндустриальных форм экономики одними из наиболее важных становятся услуги, ориентированные на развитие человеческого капитала. Помимо образовательных услуг, направленных на формирование большей доли производственного капитала человека, таковыми являются и медицинские услуги, сосредоточенные на обеспечении высокого уровня физического и морального здоровья населения, оказывающего существенное воздействие на процессы экономического роста как на индивидуальном, так и на макроэкономическом уровне. Следовательно, одним из катализаторов современного роста эффективности и устойчивости общественного производства должны являться медицинские услуги развития, предоставляемые системой здравоохранения [5].
Систему здравоохранения региона составляют: государственная система здравоохранения; муниципальная система здравоохранения; частная система здравоохранения.
Рынок медицинских услуг Курской области является одним из приоритетных объектов регулирования. Показатели, характеризующие общественный сектор здравоохранения, находятся ниже среднероссийского уровня. Население достаточно интенсивно пользуется платными медицинскими услугами, однако относительный уровень их потребления, по сравнению с другими регионами, невелик [6]. Таким образом, актуальным является рассмотрение медицинских услуг в контексте регионального рынка, а также широкое обсуждение весьма острых вопросов касаемо медицинского обслуживания.
Важнейшей целевой установкой государственной программы Курской области «Развитие здравоохранения в Курской области» является создание необходимых условий для сохранения здоровья населения Курской области. «Достижение указанной цели требует обеспечения доступности качественной и эффективной медицинской помощи на со-
временном уровне и осуществления профилактики, диагностики и лечения заболеваний с использованием современных медицинских технологий» [7].
На территории Курской области насчитывается 91 медицинская организация, участвующая в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи [8].
В настоящее время в регионе функционирует 55 государственных больничных организаций, оказывающих медицинскую помощь пациентам в соответствии со стандартами качества и объемами медицинской помощи (табл. 1).
Особой частью системы здравоохранения любого региона является частная медицина. «Частная медицинская практика - оказание медицинских услуг медицинскими работниками вне учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения за счет личных средств граждан или за счет средств предприятий, учреждений и организаций, в том числе страховых медицинских организаций, в соответствии с заключенными договорами» [9]. Прямым образом в понятие частной медицины включается понятие платная медицинская услуга.
С целью выяснения потребительских предпочтений на региональном рынке платных медицинских услуг нами было проведено разведывательное социологическое исследование N = 50). Генеральную совокупность составили жители г. Курск старше 18 лет. Анализ результатов исследования строится на данных, полученных в ходе анкетного опроса, проведенного в г. Курск в марте 2017 г.
Для начала мы решили узнать, как в целом респонденты относятся к платным медицинским услугам. Полученные данные показывают, что относительное большинство опрошенных относятся к платным медицин-
ским услугам положительно в той или иной мере («скорее положительно, чем отрицательно» - 36 %, «положительно» - 28 %). Мы можем предположить, что респонденты одобряют на региональном рынке медицинских услуг наличие платных медицинских услуг и по большей мере относятся к ним положительно.
Далее был задан респондентам вопрос: «По Вашему мнению, отличаются ли платные медицинские услуги от бесплатных?». Большая часть участвующих в исследовании дали в той или иной степени утвердительный ответ («скорее да, чем нет» - 42 %, «да» -26 %). Однако около третьей части респондентов не отметили наличия различий в платных и бесплатных медицинских услугах («скорее нет, чем да» - 16 %, «нет» - 14 %). Следовательно, большинство респондентов отмечают наличие разницы в оказании платных и бесплатных медицинских услуг.
Качество медицинских услуг - самая важная черта, ведь от этого напрямую зависит здоровье и жизнь пациента. Но, говоря о платных медицинских услугах, мы не всегда можем быть уверены, что за цену, выставленную нам за оказание той или иной медицинской услуги, мы получим качественную и безопасную помощь. В связи с этим мы спросили у наших респондентов: «По Вашему мнению, соответствует ли цена на платные медицинские услуги, за которыми Вы обращались, ее качеству?». Анализируя ответы на данный вопрос, следует отметить, что большая часть респондентов склонны утверждать о соответствии цены и качества в большей мере (38 %). При этом только лишь 16 % опрошенных утверждают, что цена соответствует качеству полностью. Однако около 42 % респондентов указали на несоответствие цены на медицинские услуги ее качеству. Таким образом, мы не можем сделать однозначного вывода по данному вопросу,
Таблица 1
Число медицинских организаций в Курской области
Число больничных организаций Число больничных коек Число врачебных амбулаторно-поликлинических организаций Мощность амбулаторно-поликлинических организаций, посещений в смену
всего на 10000 человек населения всего на 10000 человек населения
55 11431 102,1 93 28293 252,1
так как мнения респондентов разделились -половина считает, что цены на медицинские услуги соответствуют ее качеству, а другая половина указывает на отсутствие такого соответствия.
Далее необходимо было выяснить основные причины, побуждающие население обращаться к платным медицинским услугам. Мы предположили, что данные причины могут зависеть от возраста. Так, после опроса первой категории людей в возрасте 18-35 лет было установлено, что для них самыми главными причинами являются быстрота обслуживания (18 %) и качество обслуживания (14 %). Опросив категорию людей в возрасте 36-60 лет, мы узнали, что основными причинами обращения к платной медицине представителей данной возрастной группы являются качество обслуживания (18 %), а также отсутствие возможности получить необходимую медицинскую помощь в государственных медицинских учреждениях бесплатно (8 %) и удобство месторасположения платного медицинского учреждения (6 %). Опросив категорию людей в возрасте старше 61 года, мы выявили, что для данной категории респондентов главной причиной обращения к платным медицинским услугам является качество обслуживания (16 %) (табл. 2).
При выяснении, в каких учреждениях жители г. Курск получают платные медицинские услуги чаще всего, мы увидели, что 54 % опрошенных обращаются чаще всего в частные/коммерческие медицинские учреждения и центры, 28 % респондентов выбирают для данной цели платные отделения государст-
венных медицинских учреждений и 18 % опрошенных обращаются в частные кабинеты отдельных специалистов.
При выборе частного медицинского учреждения каждый из нас руководствуется определенными причинами. В ходе исследования нам было важно выяснить данные причины. С этой целью респондентам был задан вопрос: «Что для Вас является главным при выборе частного медицинского учреждения?». Респондентам предлагалось выбрать не более двух вариантов ответа. Наиболее популярными ответами на данный вопрос стали: «качественное обслуживание» (28 %), «цены на медицинские услуги» (около 26 %) и «внимательное отношение медицинского персонала» (около 24 %). Таким образом, мы можем утверждать, что частные/коммерческие медицинские учреждения и центры пользуются наибольшей популярностью среди населения. Возможно, это связано с большими возможностями в плане оснащения данных учреждений новейшим медицинским оборудованием и технологиями, возможностью повышения квалификации своих сотрудников, соответствующей мировым стандартам.
Затем было предложено респондентам оценить уровень цен на региональном рынке платных медицинских услуг. Мы предположили, что мнение может зависеть от уровня дохода респондентов. Для этого было выделено четыре группы в зависимости от уровня дохода (руб.): 1) до 10000, 2) от 11000 до 15000, 3) от 16000 до 20000 и 4) от 21000 и выше. Респонденты, относящиеся к первой
Таблица 2
Зависимость возраста респондентов от основных причин, побуждающих их обращаться к платным медицинским услугам
Назовите основные причины, побуждающие Вас обращаться к платным медицинским услугам?
Варианты ответа 18-35 лет 36-60 лет 61 год и более Всего
человек % человек % человек % человек %
Отсутствие возможности получить необходимую медицинскую помощь в государственных медицинских учреждениях (бесплатно) 2 4 4 8 3 6 9 18
Качество обслуживания 7 14 9 18 8 16 24 48
Быстрота обслуживания 9 18 3 6 1 2 13 26
Удобность месторасположения платного медицинского учреждения 1 2 0 0 3 6 4 8
Другое 0 0 0 0 0 0 0 0
Итого 19 38 16 32 15 30 50 100
категории единогласно сказали, что на региональном рынке платных медицинских услуг цены высокие (6 %), мнение респондентов, относящихся ко второй категории, разделилось: 14 % посчитали уровень цен на медицинские услуги высоким, а 8 % - средним. Опрошенные, относящие себя к категории с уровнем дохода от 16000 до 20000, выражают подобное мнение, как и предыдущие группы, отмечая, что уровень цен на рынке платных медицинских услуг является высоким (28 %) или же средним (22 %). Примечательно мнение респондентов, относящих себя к последней категории (доход свыше 21000 руб. в месяц), также утверждающих о достаточно высоком уровне цен на региональном рынке платной медицины. Следовательно, независимо от уровня доходов, население г. Курск считает цены на рынке медицинских услуг высокими.
В ходе исследования было важно выяснить, какую сумму в среднем в год наши респонденты тратят на платное медицинское обслуживание. Результаты опроса показали, что в среднем жители г. Курск тратят на платные медицинские услуги от 3000 до 5000 руб. в год.
Среди женщин самыми популярными платными медицинскими услугами являются услуги гинеколога (18 %), а также услуги кабинета УЗИ + диагностики (14 %). Среди мужчин самыми популярными по числу обращений платными медицинскими услугами являются услуги стоматолога (16 %) и терапевта (22 %) (табл. 3).
Данное разведывательное исследование позволило нам выяснить, что:
1) большинство опрошенных респондентов относятся к платным медицинским услугам скорее положительно, чем отрицательно;
2) подавляющее большинство респондентов считают, что платные медицинские услуги отличаются от бесплатных;
3) с небольшим преимуществом респонденты отмечают соответствие цены на платные медицинские услуги ее качеству;
4) основными причинами, побуждающими население обращаться к платной медицине, являются качество и быстрота обслуживания. При выборе же частного медицинского учреждения население руководствуется такими факторами, как качественное обслуживание, цены на медицинские услуги и внимательное отношение медицинского персонала;
5) по мнению опрошенных нами жителей г. Курск, уровень цен на рынке платных медицинских услуг является высоким.
Принимая во внимание тот факт, что здравоохранение Курской области - сложная, многофункциональная система, включающая учреждения здравоохранения различных форм собственности с разными возможностями, следует отметить необходимость повсеместного внедрения новейших технологий и инноваций. Переход российского общества на инновационный путь развития определяет объективную потребность в глубоких качественных преобразованиях всех сфер общественной жизни посредством создания инновационно-ориентированных систем [10, с. 91]. Только в этом случае можно рассчитывать на устойчивое развитие человеческого капитала и общества в целом.
Таблица 3
Зависимость между полом и обращением к различным видам платных медицинских услуг
Какими платными медицинскими услугами Вы пользуетесь наиболее часто?
Варианты ответа Женщины Мужчины Итого
человек % человек % человек %
Стоматолог 4 8 8 16 12 24
Гинеколог 9 18 0 0 9 18
Терапевт 2 4 11 22 13 26
Офтальмолог 1 2 2 4 3 6
УЗИ + диагностика 7 14 1 2 8 16
Кардиолог 2 4 3 6 5 10
Другое 0 0 0 0 0 0
Итого 25 50 25 50 50 100
Таким образом, в современных социально-экономических условиях региональный рынок медицинских услуг сформировался в особую систему со своими особенностями функционирования и развития. Подтвержден тот факт, что медицинские услуги порождены потребностями самого общественного производства и включаются в общую систему социально-значимых услуг. Развитие системы здравоохранения способствует поддержанию духовного и физического здоровья населения, а следовательно, устойчивого развития российского общества.
Список литературы
1. Филиппова Т.А. Современная организация маркетинга на рынке медицинских услуг Волгоградской области // Региональная экономика: теория и практика. 2007. Вып. 9. С. 140-145.
2. Килимова Л.В. Влияние информационной среды на систему ценностей личности в модернизирующемся обществе // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия Экономика. Социология. Менеджмент. 2012. № 1. С. 85-90.
3. Титова А.О. Рынок медицинских услуг как социально-экономическая система // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2009. Т. 3. № 1 (40). С. 239-245.
4. Килимова Л.В. Детерминизм ценностей и социокультурных практик молодежи в инновационном пространстве // Социо-антрополо-гические ресурсы трансдисциплинарных исследований в контексте инновационной цивилизации: сб. ст. Междунар. науч. вебинара. Курск, 2015. С. 137-144.
5. Халястова Э.А. Региональное развитие рынка медицинских услуг: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Тольятти, 2012.
6. Полякова Т.Н. Регулирование рынка социально--значимых услуг: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Воронеж, 2004.
7. Государственная программа «Развитие здравоохранения в Курской области». URL: http:// kurskzdrav.ru/files/documents/programma_razvi tie_zdravoohraneniya_kurskoy_oblasti_0.pdf (дата обращения: 15.03.2017).
8. Статистический ежегодник Курской области 2016/ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Курской области. Курск, 2016.
9. О здравоохранении в Курской области: закон Курской области от 16.09.2013 г. № 94-ЗКО. URL: http://docs.cntd.ru/document/463602127. (дата обращения: 15.03.2017).
10. Зотов В.В., Боев Е.И., Каменский Е.Г. Развитие методологии управления инновациями: от процесса к личности // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2010. № 14. С. 84-90.
11. Aseeva I., Volokhova N. Transformation of value priorities in the Russian medical ethics and bio-ethics // Czech Journal of Social Sciences, Business and Economics. 2015. Vol. 4. Issue 1. P. 616.
References
1. Filippova T.A. Sovremennaya organizatsiya marketinga na rynke meditsinskikh uslug Vol-gogradskoy oblasti [The modern marketing organization for the medical services market in Volgograd region]. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika - Regional Economics: Theory and Pactice, 2007, no. 9, pp. 140-145. (In Russian).
2. Kilimova L.V. Vliyanie informatsionnoy sredy na sistemu tsennostey lichnosti v moderniziruyu-shchemsya obshchestve [Impact of information environment on the individual system of values in a modernizing society]. Izvestiya Yugo-Zapad-nogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Ekonomika. Sotsiologiya. Menedzhment - Proceedings of South-West State University. Series Economy. Sociology. Management, 2012, no. 1, pp. 85-90. (In Russian).
3. Titova A.O. Rynok meditsinskikh uslug kak sot-sial'no-ekonomicheskaya sistema [The medical services market as a social and economic system]. Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta - Vestnik Saratov State Technical University, 2009, vol. 3, no. 1 (40), pp. 239-245. (In Russian).
4. Kilimova L.V. Determinizm tsennostey i sotsio-kul'turnykh praktik molodezhi v innovatsionnom prostranstve [The determinism of values and social and cultural practices of young people in the innovation space]. Sbornik statey mezhdunarod-nogo nauchnogo vebinara «Sotsio-antropolo-gicheskie resursy transdistsiplinarnykh issledo-vaniy v kontekste innovatsionnoy tsivilizatsii» [Proceedings of International Scientific Webinar "Social and Anthropological Resources of Transdisciplinary Research in the Context of Innovative Civilization"]. Kursk, 2015, pp. 137144. (In Russian).
5. Khalyastova E.A. Regional'noe razvitie rynka meditsinskikh uslug. Avtoref. diss. ... kand. ekon. nauk [The Regional Market Development of Medical Services. Cand. econ. sci. diss. abstr.]. Tolyatti, 2012. (In Russian).
6. Polyakova T.N. Regulirovanie rynka sotsial'no-znachimykh uslug. Avtoref. diss. ... kand. ekon.
nauk [Regulation of the Market of Socially Important Services. Cand. econ. sci. diss. abstr.]. Voronezh, 2004. (In Russian).
7. Gosudarstvennaya programma «Razvitie zdra-vookhraneniya v Kurskoy oblasti» [State program "Health care development in Kursk region"]. (In Russian). Available at: http://kursk-zdrav.ru/files/documents/programma_razvitie_z dravoohraneniya_kurskoy_oblasti_0.pdf (accessed 15.03.2017).
8. Statisticheskiy ezhegodnik Kurskoy oblasti 2016 [Statistical Yearbook of Kursk Region 2016]. Territorial'nyy organ Federal'noy sluzhby gosu-darstvennoy statistiki po Kurskoy oblasti [Territorial Body of Federal State Statistics Service of the Kursk Region]. Kursk, 2016. (In Russian).
9. Russian Federation. The Law of Kursk region no. 94-ZKO of September 16, 2013, O zdra-vookhranenii v Kurskoy oblasti [On health care in Kursk region]. (In Russian). Available at:
http://docs.cntd.ru/document/463602127 (accessed 15.03.2017).
10. Zotov V.V., Boev E.I., Kamenskiy E.G. Razvitie metodologii upravleniya innovatsiyami: ot prot-sessa k lichnosti [Development of methodology for innovation management: from process to personality]. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Sotsiologiya. Pravo - Belgorod State University Scientific Bulletin. Philosophy. Sociology. Law, 2010, no. 14, pp. 84-90. (In Russian).
11. Aseeva I., Volokhova N. Transformation of value priorities in the Russian medical ethics and bioethics. Czech Journal of Social Sciences, Business and Economics, 2015, vol. 4, issue 1, pp. 6-16.
Поступила в редакцию 15.04.2017 г. Received 15 April 2017
UDC 316.334.2+330.567.224+61
REGIONAL MARKET OF MEDICAL SERVICES: SOCIOLOGICAL ANALYSIS Lyudmila Viktorovna KILIMOVA
Associate Professor of Philosophy and Sociology Department Southwest State University
94 50 Let Oktyabrya St., Kursk, Russian Federation, 305040
E-mail: [email protected]
Viktoriya Aleksandrovna BELKINA
Student of Economics and Management Faculty
Southwest State University
E-mail: [email protected]
In the last decades of the twentieth century there have been qualitative changes in medicine. Indisputable is the fact that health in modern Russian society is becoming one of the branches of social and economic economy. People have an alternative choice, with regards to medical care, paid or free. In the realities of modern society, high-quality, comfortable and timely medical care is in demand. In this regard, the study of the development of the market of medical services is of particular relevance. Also, paid medical services are considered to be an actual component of the work of almost all institutions functioning in the healthcare sphere. The growing consumer demand for paid medical services determines the need to research the market of commercial medicine. The purpose of the study was to identify the features of the regional market of medical services and in particular consumer preferences of the population of Kursk in the market of paid medical services. The method of collecting information was chosen as the method of questioning. In the course of the study, it was found out that the market of medical services in the Kursk region is characterized by a competition between private medical centers that provide medical assistance for money and state institutions involved in the implementation of the territorial program of state guarantees for free medical care to citizens. During the questionnaire survey it was revealed that the majority of the respondents surveyed are referred to the paid medical services positively, believe that paid medical services are different from free medical services, and the quality and speed of service are the main reasons prompting the population to apply to paid medicine. Key words: regional market; medical services market; healthcare; private medicine; medical care; consumption
Для цитирования: Килимова Л.В., Белкина В.А. Региональный рынок медицинских услуг: социологический анализ // Вестник Тамбовского университета. Серия Общественные науки. Тамбов, 2017. Т. 3. Вып. 3 (11). С. 69-75.
For citation: Kilimova L.V., Belkina V.A. Regional'nyy rynok meditsinskikh uslug: sotsiologicheskiy analiz [Regional market of medical services: sociological analysis]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Obshchestvennye nauki - Tambov University Review. Series: Social Sciences, 2017, vol. 3, no. 3 (11), pp. 69-75. (In Russian).