Научная статья на тему 'Региональный ресурсный потенциал туризма и гостеприимства г. Екатеринбурга и Свердловской области'

Региональный ресурсный потенциал туризма и гостеприимства г. Екатеринбурга и Свердловской области Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
457
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональный ресурсный потенциал туризма и гостеприимства г. Екатеринбурга и Свердловской области»

Конференц-зал

Шекурс Пи

ходимого числа кадров, обладающих определенным опытом. Тем более, что в современном мире широко распространяются выработанные общие стандарты и нормативы - обеспеченности и качества.

Важно обеспечить достаточно благоприятный правовой режим доступа и регулирования использования этих ресурсов (благоприятный визовый режим, прочный правопорядок), а также благоприятный социально-психологический климат (атмосфера доброжелательности и защищенности).

Многие страны в последние десятилетия, активно принялись разрабатывать природно-климатические и культурно-историческое ресурсы ранее мало обжитых территорий, резко подняв уровень своих доходов от туризма и гостиничного сервиса (остров Косумель у Карибского побережья в Мексике, побережье Красного моря в Египте (Хургада и Шарм-аль-Шейх), побережье Гоа в Индии, остров Хайнань в Китае, остров Бали в Индонезии и др.). Эти регионы существенно потеснили прежние места традиционного пляжного отдыха европейцев и североамериканцев в конкуренции за туриста. Для максимального использования экономического эффекта эти и другие страны идут на беспрецедентные меры - безвизовый или упрощенный режим въезда-выезда, огромные инвестиции, привлечение

иностранного капитала, принятие национальных программ.

Общим правилом, однако, остается одно: значительная неравномерность распределения ресурсов как в мировом, так и в региональном измерении.

Так, например, в Свердловской области весьма неравномерно распределены гостиничные ресурсы - как в смысле соответствия нормативам (51,4% по области в целом, 56,3% - в г. Екатеринбурге, 26,2% в Восточном АО и 68,3% - в Западном АО), так и в смысле распределения гостиниц по области (наибольшее количество гостиниц (36%) расположено в Екатеринбурге, 16% - в Западном АО)1. Аналогичным образом обстоит дело и с развитием других элементов инфраструктуры - распределением предприятий общественного питания, связи, транспорта, торговли и бытового обслуживания. Тщательная «инвентаризация» различных категорий ресурсов с учетом новейших тенденций развития данной сферы позволит внести существенный вклад в решение острых социально-экономических проблем различных регионов.

1. Российское гостеприимство. Межрегиональный гостиничный форум. Свердловская область, ноябрь 2007. С.20-21.

В. Новисова. Е.С. Куликова

региональный ресурсный потенциал туризма и гостеприимства г. Екатеринбурга и свердловской области

Новисова Владислава

студент ИМС

Куликова Елена Сергеевна

кандидат экономических наук, и.о.доцента ИМС

Ресурсный потенциал туризма и гостеприимства повышают конкурентоспособность территорий. Во-первых, с точки зрения рекреалогии, удовлетворение разнообразных потребностей людей, восстанавливающих свои жизненные силы, повышает качество человеческого капитала, т.е. увеличивает совокупные жизненные силы людей.

Во-вторых, разработка и вовлечение региональных ресурсов туризма и гостеприимства ведут к развитию инфраструктуры территории (сети дорог, социокультурного сервиса и т.п.), создавая существенно более благоприятные возможности для жизни людей, повышая качество ее (в том числе - и путем приведения ее в соответствие с мировыми нормами и стандартами).

ШСЁурС Йи Конференц-зал

В-третьих, в эти регионы устремляется бизнес, находя себе разнообразное применение и получая достаточно быструю отдачу. Стабильность и определенные преференции, которые создаются в этих регионах, дают ощутимый эффект в общенациональном масштабе.

В-четвертых, территории, изобретательно и умело вовлекающие разнообразные ресурсы, повышают свою привлекательность в экономическом, социокультурном, социально-психологическом аспектах, что, в свою очередь, может служить источником дополнительных прямых и косвенных инвестиций (известно, например, что на островах Карибского бассейна не только замечательные пляжи, отели, прекрасный климат, стабильность, но и благоприятные условия для функционирования банковского капитала).

Сочетание в одном месте столь разнообразных условий делает их особенно привлекательными в сравнении со многими другими территориями, где качество отдельных услуг может быть даже выше.

В этом отношении показателен опыт Свердловской области. В современных условиях увеличивается число организаций и предприятий различной организационно-правовой формы, активно развивающих связи с зарубежными партнерами.

В регионе зарегистрировано свыше 900 предприятий с участием иностранного капитала. Возрастает потребность в кадрах специалистов-менеджеров, владеющих иностранными языками, чтобы квалифицированно, на мировом уровне

обеспечить маркетинг, рекламу, сервис, связи с общественностью.

По данным Всемирной туристской организации в ближайшие три года продолжится активность на российском гостиничном рынке. Наибольшая динамика роста гостиничного строительства отмечается в Москве, Санкт-Петербурге и Свердловской области. За 5 лет (2001-2006) оборот гостиничной индустрии России в целом увеличился в 3 раза и составил в 2006 г 72,4 млрд.руб.

Динамично развивается туризм - внутренний и въездной. В 2005 г Свердловскую область посетили 489 000 гостей из них около 100 000 - иностранцев. В сочетании с высокой инвестиционной привлекательностью Свердловской области (кредитный рейтинг ее в очередной раз поднят рейтинговым агентством «Standard&Poor» до отметки «В») это создает предпосылки устойчивого развития данных сфер услуг.

Существует значительный спрос на услуги внутреннего туризма. Доля внутреннего туризма в общей емкости туристского рынка области - 85%, въездного международного 6%. Растет доля деловых туристов - 78%.

Даже беглый обзор Свердловской области, несомненно, показывает наличие значительного числа уникальных природно-климатических, ландшафтных и историко-культурных объектов (ресурсов), еще ждущих своей разработки и использования на благо жителям Свердловской области, других регионов РФ и граждан других стран.

И.Е. Семененко, А.А. Тебнева

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ МОЛОДЕЖНОГО ТУРИЗМА

Тебнева А.А.

УрГУПС

На сегодняшний день в системе туристской формированию положительного образа мо-деятельности большое внимание уделяется лодежного туризма. Значительно изменилась

Семененко И.Е.

УрГУПС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.