Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК: ПРИОРИТЕТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК: ПРИОРИТЕТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
108
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОДОРОЖНЫЙ КОМПЛЕКС / АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ / ДОРОЖНАЯ СЕТЬ / ФАКТОРЫ УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / БЛАГОУСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колотова Екатерина Викторовна, Шведов Владислав Витальевич

В статье рассмотрены специфика и ключевые факторы развития потребительского рынка регионов. Указаны задачи, принципы, ожидаемые результаты развития данного рыночного сегмента в современных условиях. Выделены типичные и уникальные проблемы, намечены пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Колотова Екатерина Викторовна, Шведов Владислав Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL CONSUMER MARKET: PRIORITIES AND DEVELOPMENT PROSPECTS

The article discusses the specifics and key factors in the development of the consumer market in the regions. The tasks, principles, expected results of the development of this market segment in modern conditions are indicated. Typical and unique problems are identified, ways to solve them are outlined

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК: ПРИОРИТЕТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

Научная статья Original article УДК 378.1

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК: ПРИОРИТЕТЫ И

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

REGIONAL CONSUMER MARKET: PRIORITIES AND DEVELOPMENT PROSPECTS

Колотова Екатерина Викторовна, магистрант, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия, kateishen@yandex.ru Шведов Владислав Витальевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия, shvedoff@mail.ru

Kolotova Ekaterina Viktorovna, master student, Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russia, kateishen@yandex.ru

Shvedov Vladislav Vitalievich, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Department of State and Municipal Administration, Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russia, shvedoff@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрены специфика и ключевые факторы развития потребительского рынка регионов. Указаны задачи, принципы, ожидаемые результаты развития данного рыночного сегмента в современных условиях. Выделены типичные и уникальные проблемы, намечены пути их решения.

Abstract. The article discusses the specifics and key factors in the development of the consumer market in the regions. The tasks, principles, expected results of the development of this market segment in modern conditions are indicated. Typical and unique problems are identified, ways to solve them are outlined

Ключевые слова: автодорожный комплекс, автомобильный транспорт, дорожная сеть, факторы устойчивого экономического развития экономическое развитие, благоустройство автомобильных дорог, автодорожный комплекс, транспортная инфраструктура.

Keywords: region, consumer market, social and economic stability.

Составляющая структуры рыночной экономики, где часть валового национального продукта в виде товаров и услуг приобретается населением региона для личного пользования, осуществляет непосредственное воздействие экономического характера на человека, выступая одним из факторов устойчивого состояния социальной системы общества. Оценивать качество жизни населения следует по сбалансированности таких элементов потребительского рынка, как цены, потоки, количество товаров и их качественный уровень.

В силу того, что сегмент рынка, где часть валового национального продукта в виде товаров и услуг приобретается населением региона для личного пользования, обеспечивает жизнедеятельность людей и имеет значительный удельный вес, в экономике территории он занимает весьма значимое место. Эта система динамична, охватывает весь спектр отношений, возникающих вследствие производства, реализации, потребления всех вещей, желаемых людьми и необходимых им. Ее основной задачей является обеспечение соответствия производства продукции нуждам и покупательской способности граждан [2].

В настоящее время на рассматриваемый рыночный сегмент оказывает отрицательное влияние целый ряд различных причин и обстоятельств: большинство категорий граждан обладает низкой платежеспособностью; уровень жизни в городах и сельских населенных пунктах очень разный; во многих регионах слабо развита рыночная инфраструктура; в их экономике присутствуют многочисленные негативные явления; зачастую цели бизнеса не соответствуют целям и задачам развития территории.

Но при этом у отечественного сегмента рынка, где часть валового национального продукта в виде товаров и услуг приобретается населением региона для личного пользования, есть достаточно обширный запас ресурсов и возможностей, открывающий хорошие перспективы для социально -экономического развития территорий [3].

Важные условия реализации такого ресурса - это:

1) учет интересов, целей, задач региона;

2) гармонизация нужд и запросов разных групп населения с интересами общества, рассчитанными на долгую перспективу;

3) удовлетворительная обеспеченность жителей территории благами материального, финансового, социального, духовного статуса;

4) равенство социальных возможностей граждан всех категорий;

5) рациональная занятость каждого члена социума;

6) надлежащий уровень обслуживания различных видов рынков в целях обеспечения их эффективного функционирования соответствующими учреждениями, предприятиями, организациями.

Экономическая и социальная стабильность регионов во многом зависят от качества работы хозяйствующих субъектов в сегменте рынка, где часть валового национального продукта в виде товаров и услуг приобретается населением для личного пользования.

Рост основных показателей экономики, минимальный уровень безработицы, качественная социальная защита населения пенсионными

выплатами и иными видами социального обслуживания обеспечиваются в регионе за счет совершенствования порядка борьбы производителей и продавцов за покупателя и превосходство в своем рыночном сегменте, продуманного баланса мер поддержки бизнеса со стороны государства, имеющих финансовый и нефинансовый характер, привлечения к финансированию отраслевых программ развития сегмента рынка, где часть валового национального продукта в виде товаров и услуг приобретается населением региона для личного пользования, дополнительных фондов поступления денежных средств, получаемых вне бюджета [4].

Для большинства регионов России характерно наличие следующих общих проблем функционирования сегмента рынка, где часть валового национального продукта в виде товаров и услуг приобретается населением региона для личного пользования:

- существенная зависимость от импорта, связанная с узостью ассортимента продукции, производимой отечественными и местными хозяйствующими субъектами;

- невысокая результативность труда в торговой сфере по сравнению с экономически развитыми государствами;

- большая разница в уровне доходов населения.

Существуют и специфические для отдельных регионов проблемы:

- низкий уровень развития отдельных отраслей промышленности;

- неразвитая оптовая торговля;

- отсутствие крупных центров оптовой продажи и логистики, а также товаропроводящих сетей для региональных хозяйствующих субъектов, которые производят продукты питания [5].

В этой связи важным фактором совершенствования современного потребительского рынка представляется грамотное воздействие на него региональных властей. Это установление правил торговли в соответствии с законодательством, на основе лицензирования. Активное сотрудничество со

структурами санитарно - эпидемиологического надзора, государственными службами, уполномоченными осуществлять надзор за качеством обслуживания потребителей в сферах торговли и соблюдения ветеринарного законодательства. Создание территориальных учреждений, реализующих меры по регулированию отношений, возникающих между потребителями и субъектами предпринимательской деятельности. Оказание содействия функционированию соответствующих объединений граждан. Постоянный мониторинг количества денег, которые тратит население. Создание и развитие единой информационной системы региональной торговли. Содействие совершенствованию институциональных условий координации деятельности субъектов рынка. Поддержка местных производителей за счет эффективного баланса финансовых и нефинансовых мер. Привлечение инвестиций в данный рыночный сегмент.

Базовыми инструментами решения этих задач выступают: а) повышение занятости граждан и уровня их вознаграждения за труд; б) поддержка предпринимательства, опирающегося в рассматриваемом сегменте рынка на деятельность небольших независимых фирм; в) внедрение в практику новых форм торговой деятельности с помощью интернета; г) обеспечение населения (особенно в сельской местности) торговыми площадями в объемах, соответствующих действующим нормативам; д) разработка качественных схем размещения объектов торговли; е) модернизация порядка выделения площадей под объекты торговли; ж) использование возможностей государственно - частного партнерства для обеспечения высокой доступности площадей, участков земли, необходимых для работы организаций, занимающихся торговлей и логистикой; з) совершенствование сетевого принципа организации торговой деятельности; и) создание в регионе благоприятных условий для функционирования в нем компаний, создающих и эксплуатирующих крупные торговые сети; к) учет в специальном реестре всех организаций, осуществляющих в регионе торговую деятельность.

Ожидаемыми результатами такой деятельности должны стать преодоление диспропорций в развитии сегмента рынка, где часть валового национального продукта в виде товаров и услуг приобретается населением региона для личного пользования, насыщение его наиболее значимыми в социальном плане товарами и услугами, повышение территориальной и экономической доступности широкого спектра товаров и услуг для всех категорий граждан [1]. Сформированная в итоге адекватная система функционирования потребительского рынка позволит согласовать взаимодействие, а, значит, защитить интересы всех его участников.

Литература:

1. Бакланова В.В. Потребительские ожидания как фактор формирования спроса на рынке продуктов питания в условиях пандемии // Экономика и бизнес: позиция молодых ученых : материалы XVIII международной конференции студентов, магистрантов и аспирантов. Барнаул, 2020. С. 33-36.

2. Лунева Е.А., Катунина Н. В, Реброва Н.П. Картирование как метод анализа потребительского опыта в маркетинге // Московский экономический журнал. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ kartirovanie-kak-metod-analiza-potrebitelskogo-opyta-v-marketinge (дата обращения: 23.12.2022)

3. Малкова Т.Б. Развитие потребительского рынка как основа повышения качества жизни населения региона / Т.Б. Малкова, Е.А. Балашова // Международный научно-исследовательский журнал.- 2015. - №2 (33). -URL: https: //research-j ournal .org/archive/2-33-2015-february/razvitie-potrebitelskogo-rynka-kak-osnova-povysheniya-kachestva-zhizni-naseleniya-region (дата обращения: 23.12.2022).

4. Неганова В. П., Наумов И. В., Седельников В. М. - «Исследование и моделирование потребительского рынка мегаполиса». Практический маркетинг №8, 2019. Издательство: Общество с ограниченной

ответственностью «Агентство Би Си Ай Маркетинг». - Режим доступа:

https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-i-modelirovanie-

potrebitelskogo-rynka-megapolisa

5. Колотова, Е. В. Развитие интернет - магазинов и маркетплейсов как инструмент модернизации потребительского рынка на территории административного района муниципального образования / Е. В. Колотова, В. В. Шведов // Умная цифровая экономика. - 2022. - Т. 2. -№ 4. - С. 54-57. - EDN WAKEUJ.

References

1. Baklanova V.V. Potrebitel'skiye ozhidaniya kak faktor formirovaniya sprosa na rynke produktov pitaniya v usloviyakh pandemii // Ekonomika i biznes: pozitsiya molodykh uchenykh : materialy XVIII mezhdunarodnoy konferentsii studentov, magistrantov i aspirantov. Barnaul, 2020. S. 33-36.

2. Luneva Ye.A., Katunina N. V, Rebrova N.P. Kartirovaniye kak metod analiza potrebitel'skogo opyta v marketinge // Moskovskiy ekonomicheskiy zhurnal. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ kartirovanie-kak-metod-analiza-potrebitelskogo-opyta-v-marketinge (data obrashcheniya: 23.12.2022)

3. Malkova T.B. Razvitiye potrebitel'skogo rynka kak osnova povysheniya kachestva zhizni naseleniya regiona / T.B. Malkova, Ye.A. Balashova // Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel'skiy zhurnal.- 2015. - №2 (33). - URL: https : //research-j ournal .org/archive/2-33-2015-february/razvitie-potrebitelskogo-rynka-kak-osnova-povysheniya-kachestva-zhizni-naseleniya-region (data obrashcheniya: 23.12.2022).

4. Neganova V. P., Naumov I. V., Sedel'nikov V. M. - «Issledovaniye i modelirovaniye potrebitel'skogo rynka megapolisa». Prakticheskiy marketing №8, 2019. Izdatel'stvo: Obshchestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu «Agentstvo Bi Si Ay Marketing». - Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/Mssledovanie-i-modelirovanie-

potrebitelskogo-rynka-megapolisa 5. Kolotova, Ye. V. Razvitiye internet - magazinov i marketpleysov kak instrument modernizatsii potrebitel'skogo rynka na territorii administrativnogo rayona munitsipal'nogo obrazovaniya / Ye. V. Kolotova, V. V. Shvedov // Umnaya tsifrovaya ekonomika. - 2022. - T. 2. - № 4. - S. 5457. - EDN WAKEUJ..

© Колотова Е.В., Шведов В.В. 2023 Международный журнал прикладных наук и технологий "'Integral" № 1/2023.

Для цитирования: Колотова Е.В., Шведов В.В. Региональный потребительский рынок: приоритеты и перспективы развития // Международный журнал прикладных наук и технологий "Integral" № 1/2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.