Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД В СОЗДАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ ПОДМОСКОВЬЯ'

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД В СОЗДАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ ПОДМОСКОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
394
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богуславский Михаил Викторович, Кармаев Александр Алексеевич, Ким Светлана Викторовна

В статье рассматривается процесс создания образовательных комплексов в Московской области и дается описание основных аспектов регионального подхода, с учетом аналогичного опыта Москвы и других субъектов РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богуславский Михаил Викторович, Кармаев Александр Алексеевич, Ким Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONALIZATION IN CREATING EDUCATIONAL COMPLEXES IN MOSCOW REGION

The article examines the process of creating educational complexes in Moscow region and describes the main characteristics of regionalization with respect to the similar experience in Moscow and other regions.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД В СОЗДАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ ПОДМОСКОВЬЯ»

► МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 371 DOI: 10.31862/2218-8711-2021-4-70-78

ББК 74.04(2)

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД В СОЗДАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ ПОДМОСКОВЬЯ

REGIONALIZATION IN CREATING EDUCATIONAL COMPLEXES IN MOSCOW REGION

Богуславский Михаил Викторович

Главный научный сотрудник экспертно-аналитического отдела Института развития образования, Академия социального управления, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО E-mail: hist2001@mail.ru

Boguslavsky Mikhail V.

Chief Research Fellow at the Expert and Analytical Department of the Institute for the Education Development, Academy of Public Administration, ScD in Education, Full Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Education E-mail: hist2001@mail.ru

Кармаев Александр Алексеевич

Заведующий отделом стратегии развития образования Московской области в Министерстве образования, кандидат педагогических наук, доцент

E-mail: 180474@gmail.com

Karmaev Alexander A.

Head of the Department of Education Development Strategy of Moscow Region at the Ministry of Education, PhD in Education, Associate Professor E-mail: 180474@gmail.com

Ким Светлана Викторовна

Начальник экспертно-аналитического отдела Института развития образования, Академия социального управления, доктор педагогических наук, доцент

E-mail: svetlanakim@inbox.ru

Kim Svetlana V.

Head of the Expert and Analytical Department of the Institute for the Education Development, Academy of Public Administration, ScD in Education, Associate Professor E-mail: svetlanakim@inbox.ru

Аннотация. В статье рассматривается процесс создания образовательных комплексов

Abstract. The article examines the process of creating educational complexes in

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Богуславский М. В., Кармаев А. А., Ким С. В., 2021

в Московской области и дается описание основных аспектов регионального подхода, с учетом аналогичного опыта Москвы и других субъектов РФ.

Moscow region and describes the main characteristics of regionalization with respect to the similar experience in Moscow and other regions.

Ключевые слова: образовательный комплекс, государственно-общественное управление, государственно-частное партнерство.

Keywords: an educational complex, state and public administration, state and private partnership.

Для цитирования: Богуславский М. В., Кармаев А. А., Ким С. В. Региональный подход в создании образовательных комплексов Подмосковья // Проблемы современного образования. 2021. № 4. С. 70-78. DOI: 10.31862/2218-8711-2021-4-70-78.

Cite as: BogusLavsky M. V., Karmaev A. A., Kim S. V. Regionalization in creating educational complexes in Moscow region. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2021, No. 4, pp. 70-78. DOI: 10.31862/2218-87112021-4-70-78.

Создание образовательных комплексов в Московской области рассматривается специалистами сферы образования как актуальное решение повышения экономической эффективности материально-технической инфраструктуры и кадрового обеспечения образовательной деятельности школ и дошкольных образовательных организаций. Министерство образования Московской области трактует данную инициативу как стратегическое направление развитие системы образования Московской области [1]. Одним из важных приоритетов развития системы образования Московской области является актуализация государственно-общественного управления образовательной организацией (далее - ОО).

Государственно-общественное управление образовательными организациями -

совместная деятельность государственных и общественных структур по управлению образовательными организациями. Одним из вариантов государственно-общественного управления ОО является государственно-частное партнерство.

Государственно-частное партнерство - юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера с одной стороны и частного партнера с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, заключенного в целях привлечения в экономику частных инвестиций (в частности, в образовательные комплексы).

Образовательный комплекс - многофункциональная, многоуровневая образовательная организация, реализующая образовательные программы разных уровней образования в соответствии с требованиями к результатам обучения на основе единой концепции и (или) программы развития, а также предоставляющая широкий спектр дополнительных образовательных услуг [2]. Программа создания образовательных

комплексов рассчитана до 2030 г., что предусматривает реорганизацию 1400 школ в 850 образовательных комплексах. В Московской области 93 малокомплектные школы имеют в 3 раза большее финансирование на содержание одного ученика, по сравнению с обычными школами, где финансирование на содержание ученика - 62,1 тыс. руб. в месяц. Однако эти школы показывают низкие образовательные результаты.

В Московской областной Думе 11 января 2021 г. состоялось расширенное заседание профильного комитета Правительства Московской области по образованию, культуре и туризму (далее - Комитет) на тему «Создание образовательных комплексов в Московской области: состояние и перспективы» (решение № 1/7 от 11.02.21).

Участники расширенного заседания обсудили:

• представленную Министерством образования Московской области и администрациями муниципальных образований Московской области информацию о создании в Московской области образовательных комплексов;

• стратегические направления развития системы образования в Московской области;

• способы решения актуальных задач по формированию единого образовательного пространства в Московской области;

• основные проблемы, возникающие при реализации проектов по созданию образовательных комплексов, и их решение;

• взаимодействие органов местного самоуправления с родительской общественностью и управляющими советами в образовательных организациях с целью информирования о механизмах реорганизации сети образовательных организаций.

Участники расширенного заседания отметили следующее:

В 2020 г. в Московской области в 20 муниципальных образованиях создано 44 образовательных комплекса, в состав которых вошли 107 школ и 11 детских садов. В 2021 г. запланировано создание 636 образовательных комплексов во всех муниципальных образованиях (за исключением городского округа Восход и Можайского городского округа).

Цель создания образовательных комплексов - обеспечение потребности в доступном качественном образовании в непосредственной близости от места проживания.

Положительными результатами создания и функционирования образовательных комплексов являются:

• обеспечение преемственности между дошкольным и школьными уровнями образования в условиях одной ОО (единая образовательная программа, единые методические подходы к организации обучения и воспитания, диагностика готовности к школе с возможной последующей коррекцией отклонений);

• бесстрессовый переход детей в 1-й класс из дошкольной группы этой же школы;

• широкий спектр образовательных программ;

• ликвидация в ряде школ второй смены, что позволит расширить спектр и увеличить количество кружков дополнительного образования (в связи с освобождением помещений после 15:00);

• наличие нескольких учителей-предметников по одному предмету, что стимулирует профессиональный рост и творческую самореализацию педагогов;

• полноценная нагрузка педагогов в одной школе;

• освобождение от чрезмерного количества административных и вспомогательных работников, перераспределение фонда оплаты труда в пользу педагогов;

• эффективное использование экономических и финансовых ресурсов в том числе для оснащения каждого здания ОО высокотехнологичным оборудованием.

При оценке итогов реорганизации Министерством образования Московской области уделяется внимание анализу качества образования, демографической ситуации, состоянию материально-технической базы, кадрового потенциала, финансово-экономических условий образовательных организаций.

Объем субвенции из бюджета Московской области на финансовое обеспечение государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области в части данных образовательных комплексов в 2021 г. составляет 2 833 973 тыс. руб.

В соответствии с государственной программой Московской области «Образование Подмосковья» на 2020-2025 гг., утвержденной постановлением Правительства Московской области от 15.10.2019 № 734/36, из бюджета Московской области образовательным комплексам в течение трех учебных лет предоставляется грант, который определяется как разница фонда оплаты труда организаций до объединения в комплекс и фонда оплаты труда созданного комплекса.

По мнению участников расширенного заседания, объединение общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций в образовательные комплексы приведет к повышению качества образования всех уровней, укрупнению образовательных организаций, повышению компетенции педагогов, оптимизации административного и управленческого персонала, рациональному использованию материальных, финансовых и кадровых ресурсов, увеличению внебюджетных источников, повышению мотивации руководителей.

Вместе с тем при реализации проектов по созданию образовательных комплексов необходимо предварительное обсуждение реорганизации и с педагогами, и с родительской общественностью каждой ОО, индивидуальный и внимательный подход к каждой ситуации.

Москва начала аналогичный процесс создания образовательных комплексов в 2011 г. [3]. Опыт Москвы не выявил особой экономической эффективности и резкого роста качества образования в слабых образовательных организациях. Однако опыт выявления проблем и путей их решения в Москве является неоценимой методической основой для организации образовательных комплексов в Московской области [4]. Первые большие образовательные комплексы в Москве появились в начале 1990-х гг. как результат процесса укрупнения образовательных учреждений через создание образовательных холдингов [5-7]. Опыт аналогичной реформации в Москве и других субъектах РФ позволяет выделить риски, проблемы и опыт их решения.

Московская область учитывает опыт и рекомендации Москвы по созданию образовательных комплексов. Специалисты рассматривают значимые аспекты и риски, которые характеризуют региональный подход.

1. Первый аспект: предупреждение рисков объединения образовательных организаций в новый образовательный комплекс. Риски:

• негативное отношение родителей, детей и учителей к созданию комплексов;

• отсутствие актуальной и достоверной информации о преимуществах создаваемых образовательных комплексов для педагогов и родителей. Предлагаемое решение - обеспечение информационной открытости интеграции, очное и заочное обсуждение со стейкхолдерами процессе объединения;

• отсутствие конкретной «дорожной карты» обеспечения вектора улучшения качества образования в слабых образовательных организациях, при сохранении высокого качества образования в сильных образовательных организациях;

• в разных территориальных образованиях - разное качество образовательной деятельности созданных в 2000 г. образовательных комплексов;

• актуальное трудоустройство учителей малокомплектных школ (менее 500 школьников) старшей возрастной категории, ведущих несколько предметов в разных параллелях классов;

• недостаточное качество организации дистанционного предметного обучения учителями сильной школы для учеников малокомплектной школы, с учетом готовности к обучению учащихся малокомплектных школ;

• нет конкретного плана реализации качественного профильного образования для учащихся присоединившейся малокомплектной или слабой школы, подготовки к ЕГЭ, к олимпиадам, к ОГЭ и ВПР (это предполагаемые эффекты создания комплексов).

Предлагаемые решения - изучение топ-менеджерами образовательных организаций успешного опыта Москвы, других субъектов РФ.

2. Второй аспект: проблемы объединения и опыт их решения в Московской области. Проблемы:

• неготовность администрации ОО к управлению комплексом с различием в уровнях ресурсного обеспечения компонентов комплекса, при неразработанности системы единого управления ресурсами комплекса с целью обеспечения качества образовательных услуг [8, с. 21-22]. Предлагаемое решение - методическая помощь кураторов от муниципалитета, мониторинг и диссеминация успешного аналогичного опыта (при поддержке Министерства образования Московской области);

• отток профессионалов-совместителей при обеспечении полной ставки для основных педагогических кадров сильной школы. Предлагаемое решение - контрактная система принятия на работу педагогических кадров, предоставление ведения кружковой работы, своевременное информирование совместителя о непродлении контракта;

• неизбежные кадровые и социальные конфликты, нездоровая конкуренция; решение - информационное обеспечение критериев педагогической профессиональной готовности к измененным условиям работы педагогов и администрации. Предлагаемое решение - создание конфликтной комиссии с участием администрации, психолога, членов Управляющего совета, родительского комитета;

• проблема финансирования и организации ремонта, улучшение качества, доступности, безопасности образовательной среды малокомплектной школы за

счет единого бюджета образовательного комплекса. Предлагаемое решение - поиск инвестиций от спонсоров, учредителей (включение в территориальные программы: муниципальные и региональные);

• полное отсутствие автономности коллективов малокомплектной или слабой школы в принятии решений по реализации запланированных ранее инициатив, проектов, бюджетных и кадровых решений. Предлагаемое решение - подготовка качественного обоснования реализации запланированных инициатив в едином образовательном комплексе, его защита в новой администрации при актуальной поддержке учредителя;

• отсутствие научно-обоснованных рекомендаций по интеграции разных образовательных организаций в единый комплекс с обеспечением качества образования (решение об объединении принимают учредители образовательных организаций без системной научно-практической и нормативной подготовки). Предлагаемое решение - инициирование запроса по научно-методическому сопровождению интеграции разных школ в единый образовательный комплекс при обеспечении качества образовательной деятельности (при помощи кураторов объединения от муниципалитета и Министерства образования Московской области);

• проблема присоединения труднодоступных школ за счет цифровизации (школы, удаленные более 20 км, собирающие детей из 7,8 населенных пунктов). Предлагаемое решение - формально не объединять.

3. Третий аспект. Проблема реализации государственно-общественной формы управления образовательной организацией, осуществления открытости и прозрачности работы образовательного учреждения [9, с. 145]. Предлагаемое решение - активизация работы Управляющих советов образовательных организаций, вовлечение работодателей в решение конкретной проблемы ОО через мотивирование спонсора (снижение налогов, управление свободными помещениями и инфраструктурой ОО, анонсирование в СМИ деятельности спонсора на уровне муниципалитета, региона, обеспечение его заинтересованности на протяжении реализации проекта в рамках договора).

Выстраивание партнерских связей путем взаимодействия с учреждениями высшего образования, культуры и спорта, в частности, с научными организациями [10].

Выводы:

Опыт организации образовательных комплексов в Московской области показывает, что с учетом рискологических проблем аналогичной работы в Москве и других субъектах РФ в большинстве случаев удается сохранить стратегические целевые установки формирования образовательных комплексов - обеспечение равнодоступного уровня и повышения качества как основного, так и дополнительного образования [8]. Специалисты отмечают следующие положительные эффекты:

• обеспечение кадровой, методической и социально-психологической преемственности дошкольного и начального общего образования;

• реализация дополнительных программ предшкольного образования, включающих формирование универсальных учебных действий, способствующих академической успешности первоклассника;

• более эффективное использование ресурсов школ и детских садов в условиях подушевого финансирования;

• расширение пространства применения IT-технологий;

• полноценная нагрузка педагогов в одной школе;

• объединение дает возможность решить проблемы развития детей единым штатом медицинских работников и педагогов (логопедов, дефектологов, психологов);

• расширение возможности организации профильного обучения, многопрофильного (12-15 профилей) в условиях крупной ОО;

• информационная открытость процессов объединения образовательных организаций, создаваемая учредителями для учителей, родителей, учащихся, обсуждение вопросов на собраниях ОО, территориальных слушаниях, позволили нивелировать негативное отношение стейкхолдеров к созданию образовательных комплексов.

В настоящее время единые образовательные комплексы проходят стадию инсти-туциализации и решают сложную задачу повышения качества деятельности педагогических коллективов слабых школ в новых образовательных условиях [11]. Ключевого внимания специалистов образовательных комплексов требует и задача развития государственно-общественного управления ОО. Также необходимым направлением интеграционной работы является создание творческих педагогических коллективов, способных транслировать лучшие педагогические практики, развивать внутри ОО педагогическое мастерство. Педагогические коллективы образовательных комплексов ведут целенаправленную работу по реализации образовательных возможностей и индивидуальных потребностей обучающихся сообразно их способностям и запросам в целях достижения образовательных результатов, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и общего образования [6]. Основное отличие образовательного комплекса от образовательной сети заключается в более высокой степени интеграции финансовых, материальных, кадровых и административных ресурсов по организации образования, включая взаимосвязь реализуемых образовательных программ [7]. Вся инфраструктура здания ОО приводится в соответствие санитарным нормам, отвечающим современным требованиям к образовательной среде [4].

Список литературы

1. Постановление Правительства Московской области от 16.02.2021 № 96/6 «О распределении бюджетных ассигнований бюджета Московской области и внесении измене -ний в государственную программу Московской области "Образование Подмосковья" на 2020-2025 годы». URL: https://mo.mosreg.ru/dokumenty/napravleniya-deyatelnosti/ gosudarstvennaya-programma-moskovskoi-oblasti-obrazovanie-podmoskovya-na-2020-2025-gody/12-03-2021-16-46-33-postanovlenie-pravitelstva-moskovskoy-oblasti-ot (дата обращения: 30.03.2021).

2. Глотова Н. П. Модели и механизмы управления образовательными комплексами: дис. ... канд. техн. наук. Воронеж, 2005. 149 с.

3. Проект: Образование Москвы: механизмы, ресурсы, результаты. М., 2020.

4. Комзолов П. В. Подходы к управлению многопрофильными образовательными комплексами // Молодой ученый. 2016. № 3 (107). С. 859-861. URL: https://moluch.ru/ archive/107/25631/ (дата обращения: 30.09.2020).

5. Попов А. В. Современная образовательная организация г. Москвы. Понятие и характеристика // Наука и образование: новое время. 2018. № 6 (29). С. 817-828.

6. Гоглова М. Н., Новикова Т. Г. Крупные образовательные комплексы города Москвы: становление и развитие. Проект концепции (извлечения) // Стандарты нового образования. 2013. № 1. С. 5-9; № 2. С. 4-6.

7. Гоглова М. Н., Новикова Т. Г., Чернобай Е. В. Многофункциональные образовательные организации Москвы: проблемы становления и развития: методические рекомендации: [в 2 ч.]. М.: НИИСО, 2013. Ч. 2. 42 с.

8. Богуславский М. В. Концептуальные основы консервативно-традиционной стратегии развития российского образования // Гуманитарные науки и образование. 2016. № 1 (25). С. 17-21.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Новикова Т. Г., Гоглова М. Н. Многофункциональные образовательные организации столицы // Народное образование. 2014. № 1. С. 145-148.

10. Каспржак А. Г., Калашников С. П., Голубкин И. В. Системные эффекты создания и развития территориальных образовательных комплексов // Журнал руководителя управления образованием. 2015. № 3 (46). С. 17-23.

11. Ардабацкая И. А. Создание образовательных комплексов: традиции и инновации // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 3. С. 25-29.

12. Богачёва Г. Ф., Ольховская А. И., Парамонова М. К. Словарь корпоративных смыслов московской системы образования. М.: Гос. ин-т рус. яз. им. А. С. Пушкина, 2018. 68 с.

References

1. Postanovlenie Pravitelstva Moskovskoy oblasti ot 16.02.2021 No. 96/6 "O raspredelenii byudzhetnykh assignovaniy byudzheta Moskovskoy oblasti i vnesenii izmeneniy v gosudarstvennuyu programmu Moskovskoy oblasti 'Obrazovanie Podmoskovya' na 20202025 gody". Available at: https://mo.mosreg.ru/dokumenty/napravleniya-deyatelnosti/ gosudarstvennaya-programma-moskovskoi-oblasti-obrazovanie-podmoskovya-na-2020-2025-gody/12-03-2021-16-46-33-postanovlenie-pravitelstva-moskovskoy-oblasti-ot (accessed: 30.03.2021).

2. Glotova N. P. Modeli i mekhanizmy upravleniya obrazovatelnymi kompleksami. PhD dissertation (Engineering). Voronezh, 2005. 149 p.

3. Proekt: Obrazovanie Moskvy: mekhanizmy, resursy, rezultaty. Moscow, 2020.

4. Komzolov P. V. Podkhody k upravleniyu mnogoprofilnymi obrazovatelnymi kompleksami. Molodoy uchenyy. 2016, No. 3 (107), pp. 859-861. Available at: https://moluch.ru/ archive/107/25631/ (accessed: 30.09.2020).

5. Popov A. V. Sovremennaya obrazovatelnaya organizatsiya g. Moskvy. Ponyatie i kharakteristika. Nauka i obrazovanie: novoe vremya. 2018, No. 6 (29), pp. 817-828.

6. Goglova M. N., Novikova T. G. Krupnye obrazovatelnye kompleksy goroda Moskvy: stanovlenie i razvitie. Proekt kontseptsii (izvlecheniya). Standarty novogo obrazovaniya. 2013, No. 1, pp. 5-9; No. 2, pp. 4-6.

7. Goglova M. N., Novikova T. G., Chernobay E. V. Mnogofunktsionalnye obrazovatelnye organizatsii Moskvy: problemy stanovleniya i razvitiya: metodicheskie rekomendatsii. Moscow: NIISO, 2013. Part 2. 42 p.

8. Boguslavskiy M. V. Kontseptualnye osnovy konservativno-traditsionnoy strategii razvitiya rossiyskogo obrazovaniya. Gumanitarnye nauki i obrazovanie. 2016, No. 1 (25), pp. 17-21.

9. Novikova T. G., Goglova M. N. Mnogofunktsionalnye obrazovatelnye organizatsii stolitsy. Narodnoe obrazovanie. 2014, No. 1, pp. 145-148.

10. Kasprzhak A. G., Kalashnikov S. P., Golubkin I. V. Sistemnye effekty sozdaniya i razvitiya territorialnykh obrazovatelnykh kompleksov. Zhurnal rukovoditelya upravleniya obrazovaniem. 2015, No. 3 (46), pp. 17-23.

11. Ardabatskaya I. A. Sozdanie obrazovatelnykh kompleksov: traditsii i innovatsii. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik. 2016, No. 3, pp. 25-29.

12. Bogacheva G. F. , Olkhovskaya A. I. , Paramonova M. K. Slovar korporativnykh smyslov moskovskoy sistemy obrazovaniya. Moscow: Gos. in-t rus. yaz. im. A. S. Pushkina, 2018. 68 p.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2021, № 4

Статья поступила в редакцию 05.04.2021 The article was received on 05.04.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.