11. Рашитов Ф.А. История татарского народа. Саратов, 2001.
12. Строганов Ю. Эстонский ветер перемен // Парламент. газ. 2010. 22 янв.
13. Поздняков В. Россия, Китай и Индия в мировой экономике // Россия в глобальной экономике. М., 2005. Т. 3.
14. Паспорт областной целевой Программы национально-культурного развития Саратовской области (2003-2006 годы) // Собрание законодательства Саратовской области. 2003. № 5.
O.V. Surovova Regional Patriotism as a Factor
of Political Socialization of Young Students
The concept of regional patriotism is being considered as well as the whole complex of its components and the possibility of their usage in realization of youth's political socialization.
Key words and word-combinations: political socialization, regional features, regional patriotism.
Рассматривается понятие регионального патриотизма. Анализируется совокупность составляющих его элементов. Оцениваются возможности использования элементов регионального патриотизма в осуществлении политической социализации молодежи.
Ключевые слова и словосочетания: политическая социализация, региональные особенности, региональный патриотизм.
УДК 323.1:316.334.3 ББК 66.094+60.561.3
О.В. Суровова РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПАТРИОТИЗМ КАК ФАКТОР ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
^Вякое государство заинтересовано в наличии у своих граждан тех или иных качественных характеристик, связанных с нравственными принципами, социальной активностью, правовыми и политическими нормами, отношением к родине, труду, собственности, власти. Обычно из государственного подхода формируется идеальная модель гражданина, на создание которой ориентируются и государственные и общественные структуры.
Принципиальные характеристики такой модели закладываются в конституции государства. В частности, многие статьи Конституции РФ ориентируют на формирование у граждан таких качеств, как любовь к родине, патриотизм, законопослушание, национальная и религиозная терпимость, доверие к государству, социальная и экономическая активность, бережное отношение к природе и окружающей среде [1]. Совокупность этих качеств свидетельствует о стремлении к утверждению такой модели личности, которая,
2012 • ВЕСТНИК ПАГС 2 31
соответствуя традиционным особенностям Российского государства, вместе с тем обеспечивала бы и его развитие по демократическому пути.
Ответственное место в становлении гражданина занимает его политическая социализация.
Подготовка человека к вхождению в политические отношения представляет собой сложный и многоэтапный процесс, идущий постепенно, по мере усвоения человеком господствующих в обществе культурных ориентиров, норм, ценностей и образцов политического поведения. В ряде стран существуют глубокие традиции осуществления политической социализации. В США, к примеру, с момента возникновения государства сложились и поддерживаются властью и обществом такие направления этого процесса, как обеспечение преемственности политического развития, целенаправленная система подготовки гражданина к реализации его прав и обязанностей, достижение и поддержание такого консенсуса между государством и гражданином, который гарантировал бы стабильность правления и устойчивость политической системы [2, с. 207]. В нашей стране пока нет подобного масштаба традиций политической социализации, что предполагает наличие в обществе повышенного внимания к проблемам данного процесса. И оно реально существует, что подтверждается значительным количеством научных публикаций по тематике политической социализации.
Социализация подрастающего поколения всегда происходит под воздействием нескольких общественно значимых факторов. В конкретные исторические моменты развития общества их совокупность имеет определенные особенности, и в условиях разных стран, народов она различна. Содержание самих факторов подвержено изменениям, а степень воздействия того или иного фактора на новые поколения граждан могла усиливаться или ослабевать, что затрудняет расстановку акцентов в их общей совокупности. Но непреложным фактом является неизбежное проявление мощных общественных оснований социализации населения в практике всех стран современного мира.
Традиционные факторы процесса социализации, в том числе политической социализации, общеизвестны и досконально исследованы. Каждый фактор оказывает собственное, специфическое воздействие на формирование личности, но в конечном счете процесс социализации происходит при их комплексном воздействии. В таком случае проявляются нравственные, идейные приоритеты, организационные формы и направления воспитания, складывается система социализирующей деятельности по формированию в подрастающем поколении необходимых качеств и характеристик.
Большинство означенных гражданских качеств соединяются в понятии патриотизма или замыкаются на нем в той или иной форме.
Для многих народов патриотизм традиционно является базовым качеством национального характера. На протяжении веков патриотизм сохраняется в качестве синтезирующего элемента русского национального характера, не менее сильно он проявляется и в характерах других российских народов. Конечно, в условиях современной глобализации и бурно развивающейся интеграции во взаимоотношениях стран и народов роль патриотизма в процессе социализации молодежи меняется, а возможно, и ослабевает, но все равно остается значительной и
2 32 2012 • ВЕСТНИК ПАГС
ответственной. Исходя из такой оценки, считаем целесообразным сконцентрироваться на анализе понятия «региональный патриотизм», под которым подразумевается патриотизм в отношении так называемой «малой родины».
Трактовка «малой родины» включает не только родное село, свой поселок или городок, но и область, край, республику. Расширительное толкование «малой родины» до масштаба региона, на наш взгляд, естественно в условиях современной динамики жизни. Конечно, территориальные и поселенческие масштабы регионов разные и не в каждом из них население способно осознавать себя единым сообществом. Однако обычно существует немало объединяющих реальных и символических факторов, позволяющих гражданам сознавать свою причастность к конкретной области или республике. Именно такие факторы выделяют среди других любой субъект РФ и обеспечивают формирование регионального патриотизма.
Содержание регионального патриотизма обеспечивается разнообразными характеристиками областей или республик, такими характеристиками, какие вызывают к ним общероссийский или международный интерес, какими гордится население. Это могут быть факты истории, особенности географического положения, достижения экономики, науки, культуры, знаменитые люди. Во многом это краеведческий материал, пропущенный через осознание его современной значимости. Нередко популярность региона создается чем-то настолько оригинальным, что оно превращается в его символы. Например, символами Саратова и Саратовской области на протяжении многих десятилетий являются саратовская гармошка и саратовский калач, музей имени А.Н. Радищева, Крытый рынок, мост через Волгу, место приземления Ю.А. Гагарина. Эти символы используются в научных трудах и рекламных материалах, по ним узнают Саратов далеко за пределами Поволжья.
Разнообразие факторов, формирующих региональный патриотизм, можно представить в виде нескольких реалистичных направлений: во-первых, географические особенности и достопримечательности природы региона; во-вторых, исторические события, происходившие на территории региона, оказавшие воздействие на исторический процесс; в-третьих, богатство и оригинальность культурного наследия, современные достижения культуры, образования, науки; в-четвертых, специфические отрасли экономики, хозяйственные достижения; в-пятых, выдающиеся люди, знаменитости, прославленные имена. Эти группы факторов (природные, исторические, культурные, экономические, личностные) обеспечивают, по нашим представлениям, подробную характеристику любого региона нашей страны, имеют значительный воспитывающий потенциал. Покажем это на примере Саратовской области и практики образовательной и воспитательной деятельности лицея гуманитарных наук г. Саратова, который открылся в 1995 г. как инновационное общеобразовательное учреждение и в настоящее время является опорной школой по изучению предметов гуманитарного цикла.
Наш анализ показывает, что у большинства современных молодых людей плохо развито пространственное сознание, они слабо представляют географию России, в частности территориальную мощь и природные особенности Саратовской области. Во многом такое положение является результатом чрезмерного увлечения детей телевизионными передачами в ущерб общению с книгой. Развлекательные про-
2012 • ВЕСТНИК ПАГС 2 33
граммы, переключение внимания на зарубежный мир, реклама западного, главным образом американского, образа жизни не стимулируют интерес к родному краю.
Коллектив преподавателей лицея, сознавая сложность и противоречивость подобного процесса формирования сознания учащихся, осуществляет целенаправленную работу по воспитанию любви к родным местам, чувства «саратовского патриотизма». В учебном процессе это происходит на занятиях географии и истории, во внеучебной работе - через краеведческую деятельность, научные исследования географических и природно-климатических особенностей Саратовской области, организацию туристических походов (в том числе традиционных байдарочных путешествий по Хопру и Медведице). Накопленный опыт позволяет не только положительно оценивать краеведческое направление работы, но и видеть необходимость значительного расширения ее масштабов.
Саратовская область имеет богатую и своеобразную историю, хорошо изученную местными учеными [3]. В их публикациях получили отражение и научную интерпретацию все важные события исторического прошлого Саратовского региона, его городов и многих сельских поселений.
Наибольшее внимание уделяется, конечно, областному центру, история которого длится уже пятый век. В этой истории немало оригинальных, важных для всей страны событий и фактов: основание Саратова в качестве города-крепости на восточной окраине Московского государства; участие саратовцев в казацко-крестьянском восстании С. Разина; организация соляного тракта от озера Эльтон к Саратову в середине XVII в.; посещение Саратова Петром I в 1695 и 1722 гг.; саратовцы в Народной войне Е. Пугачева; учреждение в начале 80-х годов XVIII в. Саратовской губернии на огромной многонациональной территории Среднего Поволжья; организация цирка и открытие университета; массовый голод сельского населения в 1921 и 1933 гг. и огромный размах крестьянского патриотизма по оказании помощи фронту в Великой Отечественной войне; строительство автодорожного моста через Волгу; введение в строй Балаковской атомной станции и оросительной системы имени Ю.А. Гагарина; приземление на берегу Волги первого космонавта планеты.
В этих и многих других событиях - судьба родного края, ее сложные, радостные и трагедийные страницы. Знание истории и осмысленное отношение подростков к историческому процессу на знакомом, близком им пространстве, связанном с жизнью их предков, - сильнейшее средство патриотического воспитания. Оно создает величественный образ прошлого, на которое опирается вся современная жизнь, формирует уважительное отношение к деятельности предшествующих поколений земляков.
В лицее подобный подход к истории применяется достаточно широко и в учебной и в воспитательной работе с учащимися. На протяжении многих лет она обеспечивалась лицейскими преподавателями в сотрудничестве с учеными исторического факультета Саратовского государственного (классического) университета, читавшими краеведческие курсы, привлекавшими старшеклассников к научным исследованиям по местной тематике.
Большую роль в формировании регионального патриотизма играет близкое знакомство с культурным наследием любого города или области. Саратовская
2 34 2012 • ВЕСТНИК ПАГС
область в этом смысле - замечательный регион, соединяющий культурное богатство разных времен и народов. Для Саратова характерны мощные театральные, образовательные, научные, библиотечные традиции, что многие годы обеспечивает ему положение крупного культурного центра страны. В памятниках архитектуры, культовых зданиях разных религиозных конфессий, материалах краеведческих музеев и картинных галерей области отражено культурное развитие русских и татар, украинцев и немцев, мордвы и евреев.
Сильное воздействие на патриотические чувства способны оказывать экономические достижения региона. В последние десятилетия ХХ в. предметом гордости саратовцев являлись самолеты ЯК-40 и ЯК-42, энгельсские троллейбусы, саратовские холодильники, изделия Завода технического стекла. К сожалению, в настоящее время не видно производственных достижений, способных прославить нашу область, добавить ей общественной привлекательности. Можно лишь надеяться на то, что не далеко возобновление активной производственной деятельности в пространстве саратовского региона и появление в нем новых товарных символов.
Специфическое место в системе социализации занимает воспитание на примерах жизни замечательных людей. Такой подход весьма эффективен в отношении подрастающего поколения, всегда ищущего, на кого равняться, «сделать бы жизнь с кого?». Из саратовского общества вышло немало известных людей: ученые Н.И. Вавилов, Н.В. Цицин, П.Н. Яблочков; писатели Н.Г. Чернышевский, К.А. Федин, М.Н. Алексеев; фронтовая летчица М.М. Раскова; государственные деятели П.А. Столыпин, А.И. Рыков; деятели искусства В.Э. Борисов-Мусатов, К.С. Петров-Водкин, братья Никитины, Б.Ф. Андреев, О.И. Янковский, О.П. Табаков; Ю.А. Гагарин и другие выдающиеся личности. Их имена, связанные с судьбой Саратова, расширяют его известность в России и за ее пределами. Именно эта связь служит основой для организации в лицее различных встреч, конференций, бесед, выставок и других мероприятий со школьниками, обеспечивающих большой элемент регионального патриотизма. Иногда такие мероприятия приобретают городской, региональный или даже межрегиональный масштаб, распространяя свое позитивное воздействие на широкую аудиторию не только детей, но и взрослых.
Названные направления и средства воспитания регионального патриотизма в качестве формы политической социализации, конечно, не исчерпывают всех возможностей этого процесса, но они демонстрируют разнообразие воспитательной работы с учащимися, обеспечивающей формирование регионального сознания и патриотических чувств в отношении родного края. Вместе с тем совокупность элементов регионального патриотизма, действенность их использования в процессе становления личности и ее гражданского развития гарантируют признание его в качестве существенного средства политической социализации учащейся молодежи.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации. М., 2010.
2. Лозовой В.Н., Семеренко Л.М., Демченко В.И. Политическая наука в США: история и современность. Ростов н/Д, 2003.
3. Саратовское Поволжье в панораме веков: история, традиции, проблемы. Саратов, 2000.
2012 • ВЕСТНИК ПАГС 2 35