Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ФАНДРАЙЗИНГА СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫМИ НЕКОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ)'

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ФАНДРАЙЗИНГА СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫМИ НЕКОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
164
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / КАНАЛЫ КОММУНИКАЦИИ / ТЕХНОЛОГИИ ФАНДРАЙЗИНГА / СОЦИАЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ НАСЕЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ / SOCIALLY ORIENTED NON-PROFIT ORGANIZATIONS / COMMUNICATION CHANNELS / FUNDRAISING TECHNOLOGIES / SOCIAL CATEGORIES OF THE POPULATION / SOCIAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кочина Елена Александровна, Осипова Дарья Андреевна

В статье анализируются ранее не излучавшиеся аспекты применения фандрайзинговой деятельности в социально-ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) сибирского региона. Соответственно, цель статьи - изучить и проанализировать региональные особенности применения фандрайзинга в СО НКО на примере Республики Хакасия. Авторами представлен анализ теоретических источников с целью выявления современных тенденций развития фандрайзинга. Статья основана на материалах эмпирического исследования, которое проводилось с октября по ноябрь 2020 гг., в качестве метода сбора информации использовался целевой онлайн-опрос посредством сервиса Google Forms. Респондентами являлись руководители СО НКО. Разработан и реализован проект фандрайзинга «эспрессо помощь», в результате которого часть собранных денежных средств переданы СО НКО «Талаан» г. Абакана, с целью приобретения новогодних подарков детям, находящимся в центре для несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей в силу разных жизненных обстоятельств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL EXPERIENCE OF USING FUNDRAISING TECHNOLOGY BY SOCIALLY ORIENTED NON-PROFIT ORGANIZATIONS (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF KHAKASSIA)

The article analyzes the previously unexplored aspects of the use of fundraising activities in socially oriented non-profit organizations (SONKO) of the Siberian region. Accordingly, the purpose of the article is to study and analyze the regional features of the use of fundraising in SO NPOs using the example of the Republic of Khakassia. The authors present an analysis of theoretical sources in order to identify modern trends in fundraising development. The article is based on empirical research conducted from October to November 2020, using a targeted online survey through the Google Forms service as a method of collecting information. The respondents were heads of SO NPOs. As a result of the study, the article identifies the problems that the leaders of SO NPOs face in their activities (insufficient resource provision, qualified personnel, etc.), identifies social categories that find the greatest response from potential donors, etc. A fundraising project “espresso help” was developed and implemented, as a result of which part of the collected funds were transferred to the NGO Taalan in Abakan, with the aim of purchasing New Year gifts for children in the center for minors left without parental care due to various life circumstances.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ФАНДРАЙЗИНГА СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫМИ НЕКОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ)»

Региональный опыт применения технологии фандрайзинга социально ориентированными некоммерческими организациями (на примере Республики Хакасия)

Кочина Елена Александровна,

кандидат социологических наук, доцент кафедры психологии, социальной работы, Медико-психолого-социальный институт, ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» E-mail: vereschaginaea@mail.ru

Осипова Дарья Андреевна,

магистрант, кафедра психологии, социальной работы, Медико-психолого-социальный институт, ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»

E-mail: osipova-dasha-1997-21@mail.ru

В статье анализируются ранее не излучавшиеся аспекты применения фандрайзинговой деятельности в социально-ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) сибирского региона. Соответственно, цель статьи - изучить и проанализировать региональные особенности применения фандрайзинга в СО НКО на примере Республики Хакасия. Авторами представлен анализ теоретических источников с целью выявления современных тенденций развития фандрай-зинга. Статья основана на материалах эмпирического исследования, которое проводилось с октября по ноябрь 2020 гг., в качестве метода сбора информации использовался целевой онлайн-опрос посредством сервиса Google Forms. Респондентами являлись руководители СО НКО. Разработан и реализован проект фандрайзинга «эспрессо помощь», в результате которого часть собранных денежных средств переданы СО НКО «Талаан» г. Абакана, с целью приобретения новогодних подарков детям, находящимся в центре для несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей в силу разных жизненных обстоятельств.

Ключевые слова: социально ориентированные некоммерческие организации, каналы коммуникации, технологии фандрайзинга, социальные категории населения, социальные институты.

Применение технологий фандрайзинга в отечественной нише социально-ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) представляется довольно новым явлением для России, и его приоритетное значение обусловлено необходимостью решения широкого спектра социальных проблем в обществе. С учётом того, что СОН-КО нацелены на смягчение социальных проблем, соответственно, данные организации зависят от общественных, правовых, культурных, экономических и социальных условий. Как показывает ряд социологических исследований, проведённых исследовательскими коллективами в Пермском крае, Республике Калмыкия, г. Москве, Республике Адыгея, Воронежской области и др. [2;4;8;10], финансовая и ресурсная обеспеченность является одной из ключевых проблем, с которыми сталкиваются в настоящее время СОНКО. В данном контексте трудно не согласится с мнением, Крайновой О.С., о том, что фан-драйзинг является одним из наиболее перспективных методов финансового менеджмента в условиях современной России, направленному на развитие третьего сектора [5].

Таким образом, поиск разноплановых ресурсов поддержки - это одна из первостепенных задач решения проблемы финансирования социальных проектов реализуемых СО НКО. Как показывает анализ теоретических источников, определений фандрайзин-га существует немало, в общем смысле фандрайзинг представляет привлечение денежных, человеческих, информационных и других ресурсов ор-

142

ганизациеи с целью реализации определённого социально-направленного проекта. В данном контексте как верно подчёркивает, А.В. Локалов: «... фан-драИзинг это убеждение людей в необходимости, социальной значимости той или иной деятельности. Это то же самое, что формирование уникального торгового предложения. Только социальный проект будет не продаваться, а подаваться. Фандрайзинг с полным правом можно назвать творчеством, потому что некоммерческих организаций и проектов много, а денег всегда мало. Поэтому чем оригинальное будет обращение за помощью, тем выше шансы эту помощь получить.» [6; С. 2]. Как верно отмечает Немгирова С.Н., актуальность фандрайзинга подчёркивается красным пунктиром в период роста негосударственного сектора в решении социальных проблем [8]. Наиболее точно понятие фандрайзинг на наш взгляд определяет И.Ф. Алгеброва, фандрай-зинг это наука и искусство систематической работы с многообразными источниками финансирования по сбору средств и привлечению ресурсов для обеспечения финансирования некоммерческих организаций, выполнению благотворительных акций, поддержки иной некоммерческой деятельности или финансированию деятельности индивидуальных лиц, ведущих значимые исследования или обучающихся по социально значимым специальностям [1]. В настоящее время как показывает анализ теоретических источников проблема фандрайзинговой деятельности в исследованиях носит больше практикоориентированный характер. Следовательно, динамичные исследования особо актуальны, и представляется оправданным и актуальным опыт осмысления и анализа применение технологии фандрайзинга в СОНКО в Республике Хакасия.

Данная цель обусловила задачи: на региональном уровне определение основных ресурсов, с помощью которых социально-ориентированные некоммерческие организации осуществляют поиск и привлечение средств;

выявление роли фандрайзинга в СОНКО; разработать и реализовать акцию «Эспрессо помощь»; изучение применения фандрайзинга как способа привлечение внимания к социальной проблеме; определение перспектив развития фандрайзинга в СО НКО на региональном уровне.

В качестве методов исследования использованы были: анализ научной, периодической литературы и нормативно-правовых документов, анкетирование руководителей СО НКО, беседа с руководителем сети кофеин «My coffee cup» реализация акции.

При формировании выборки нашего исследования при проведении анкетирования мы учитывали включение социально ориентированных некоммерческих организаций в Реестр СО НКО Республики Хакасия в 2020 году [7], так как включение в единый реестр является необходимым условием для получения разного рода государственной поддержки, которая также является одной из технологией фандрайзинга, СО НКО могли подтвердить свой статус, подав заявление и пакет необходимых документов, подтверждающих соответствие критериям, в Управление министерства юстиции России по Республике Хакасия. Следовательно, целевой группой нашего исследования стали руководители (заместители руководителей) СО НКО Республики Хакасия по данным единого реестра на 01 октября 2020 года по Республике Хакасия. Анкетирование проводилось с октября по ноябрь 2020гг, в качестве метода сбора информации использовался целевой онлайн-опрос посредством сервиса Google Forms (https://docs.google. com/forms/d/e/1 FAIpQLSd0BvRpp_v_ QZN6JFedufZdIjOC9__ TrsczWd2EwxP6iHYP3Q/ viewform?usp=sf_link), руководству СО НКО на электронный адрес было направлено письмо с обращением принять участие в опросе исходя из цели нашего исследования. Всего в исследовании приняло участие восемь респондентов, все респонденты женского пола, возраст от 35 до 52 лет. Анкета

143

для проведения опроса включала в себя несколько блоков вопросов, необходимых для оценки регионального опыта применения технологий фандрай-зинга. Прежде всего, мы постарались выявить какие методы фандрайзинга использовались СО НКО в течение последних двух лет, большая часть опрошенных, использовали в качестве методов фандрайзинга разработку и подачу на различные конкурсы с последующей реализаций социальные проекты, гранты российских организаций. Менее используемые технологии были указаны краудфандинг, сбор средств через ящики для пожертвований, сбор средств через sms, электронная рассылка, личные переговоры. С точки зрения руководителей СО НКО более охотно «отзываются» доноры на такие социальные категории населения как дети с ограниченными возможностями здоровья, одарённые дети с дети с ограниченными возможностями здоровья, семьи пострадавшие от стихийных бедствий, многодетные семьи, дети находящиеся в социально-опасном положении; менее привлекательные категории: лица без определенного места жительства и занятий, вынужденные переселенцы и др. Все опрошенные считают, что у населения низкий уровень информированности о деятельности СО НКО, и как следствие настороженное отношение к подобному виду организаций. По мнению опрошенных, основными проблемами, с которыми приходится сталкиваться СО НКО это проблема с кадрами, отсутствие профессионально подготовленных специалистов в области фандрайзинга, недостаточное финансирование, низкая информированность населения о деятельности СО НКО. При этом, на вопрос: выделите факторы, способствующие развитию фандрайзинговой деятельности в регионе, респонденты ответили: активное развитие сегмента массовых частных пожертвований, увеличение количества НКО, привлекающих частные пожертвования, рост числа частных жертвователей. Руководители СО НКО также высказали пожелание поучаство-

вать в формате онлайн-конференции по тематикам: фандрайзинг(привлечение финансовых средств), социальное проектирование (как писать проекты), маркетинг в фандрайзинговой деятельности. Полученные нами данные лишь подтверждают исследование, проведённое А.А. Клециной [3], о том, что отсутствие подготовки кадров по профессии фандрайзер, слишком тормозит развитие данное направление.

Итак, как показал целевой опрос руководителей СО НКО чаще всего доноры откликаются на социальную категорию дети. Следовательно, последующий этап нашего исследования: реализация конкретного проекта фан-драйзинга «эспрессо помощь». Перед реализацией нами были последовательно и поэтапно решены задачи: поиск подходящей кофейни для реализации проекта; заключение договора между кофейней и со нко «Талаан», определение каналов коммуникации распространения об акции, составление бюджета (наклейки на стаканчики с указанием хэштегов, стоимость услуги блогера который ежедневно у себя на странице в социальных сетях будет оповещать об акции и.т.д.). Выбор именно кофейни был обоснован в связи с пандемией, так как многие заведения либо работали в сокращённо режиме, либо были закрыты, а кофейни продолжали работать (продавая напитки и десерты на вынос), предварительно перед началом акции в личной беседе с директором кофейни, был обозначен самый продаваемы вид кофейного напитка в утренние часы (эспрессо), также из личной беседы было утонено утреннее время активных продаж до 11-00. Проект осуществлялся в одной из сети кофеин города Абакана находящейся в самом центре города, в течение пяти дней с восьми до одиннадцати утра, 3% от продажи кофейного напитка эспрессо были переданы в СО НКО (с которой был заключён договор на передачу денежных средств с целью приобретения новогодних подарков детям, находящимся в ГКУ РХ центр для несовершеннолетних, оставшихся без

144

попечения родителей в силу разных жизненных обстоятельств). На стаканчиках были наклеены наклейки «экс-прессо помощь, я учувствую в акции», в них с восьми до одиннадцати утра, подавался кофейный напиток. Покупая кофе, люди выкладывали фото или «сториз» в социальных сетях с хэште-гом # я учавствую в акции # поможем вместе# твори добро#помогать лег-ко#и.т.д., тем самым привлекая внимание к акции и к кофейне. После завершения акции на протяжении ещё некоторого времени, гости заведения просили продлить акцию, так как не успели к ней присоединиться. Следовательно, можно сделать вывод, что пять дней очень маленький срок для проведения подобного рода акции, и было бы целесообразнее проводить подобные акции в течение месяца в определённые дни. Тем самым для заведения благодаря распространению хэштегов, упоминание на своих аккаунтах о данной акции и следовательно кофейне, появляется возможность повысить степень узнаваемости, формирование позитивного имиджа репутации на рынке, привлечение потребителей. В случае получения более активной и распространенной возможности сотрудничества с представителями СМИ, блогерами, применение каналов коммуникаций, тенденция применения фандрайзинга в СО НКО могла бы не только повышать грамотность населения в этом вопросе, но и задавать общественную тенденцию по стремлению к участию в подобных проектах с целью решения социальных проблем.

Таким образом, одной из важнейших проблем СО НКО является дефицит ресурсного обеспечения, следовательно, СО НКО необходимо заниматься поиском и привлечением дополнительных источников финансирования под определённые социальные проекты. Как верно отмечает в своем исследовании Вахтина А.О., Российская практика развития фандрайзинга отличается от западной тем, что в России привыкли получать средства от государства, поэтому у нас достаточно низкий процент уча-

стия населения, доноров, общественных (государственных) социальных институтов в формировании бюджета СО НКО [2]. Именно поэтому становится актуальным становление фандрайзинга как системы привлечения средств в деятельность СО НКО. Как показали результаты анкетирования, с учетом того, что у населения очень низкий уровень знаний о деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, считаем необходимо повышать уровень экономической грамотности населения, что впоследствии возможно повлечёт за собой формирование благоприятных условий для дальнейшего развития общественно полезной деятельности, участие населения в некоммерческих инициативах, повышению духовно-нравственного уровня общества в целом; также необходимо разработать с последующей реализацией программы профессиональной подготовки/переподготовки фандрайзеров для СО НКО.

Литература

1. Албегова И.Ф. Фандрайзинг для некоммерческих организаций как технология успеха: учеб. -метод. пособие. - Ярославль, 2019. - 106 с.

2. Вахтина Анна Олеговна Система фандрайзинга на арене российских НКО //Региональное развитие. - 2015. № 6(10)^и Ь:^:// cyberleninka.ru/article/n/sistema-fandrayzinga-na-arene-rossiyskih-nko (дата обращения: 13.11.2020).

3. Клецина А. А., Гусева Е.Г. Привлечение частных пожертвований в НКО БОО «Центр развития некоммерческих организаций»- СПб. -2013. -233с.

4. Корнеева И.Е. Фандрайзинг в российских некоммерческих организациях: результаты эмпирического исследования // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2016. № 4. С. 48-66.

5. Крайнова О. С., Ширяева И.С. Фандрайзинг как инструмент финансового менеджмента в современной

145

России // Концепт. - № 5. - 2018. -С.144-150.

6. Локалов А.В. Ключевая роль фан-драйзинга и спонсоринга в социально значимых PR-кампаниях// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук 2010. - № 9 с. 1-4 https://cyberleninka.ru/article/n/ klyuchevaya-rol-fandrayzinga-i-sponsoringa-v-sotsialno-znachimyh-pr-kampaniyah (дата обращения: 10.09.2020.)

7. Министерство труда и социальной защиты Республики Хакасия // https://msz19.ru/

8. Немгирова С.Н. Актуальные проблемы деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций// Вестник института комплексных исследований аридных территорий. - 2016. - № 1(32)-С.70-75

9. Постановление Правительства РФ от 23.08.2011 № 713 (ред. от 25.05.2016) «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям». - http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 10.09.2020.)

10. Преображенский Б.Г., Трещев-ский Ю.И. Региональный рейтинг третьего сектора «РЕГИОН-НКО» (рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню и качеству развития некоммерческого сектора) Результаты специального пилотного проекта Общественной палаты Российской Федерации В партнерстве с рейтинговым агентством РАЭКС-Аналитика. -Москва. -2020. -51с.

REGIONAL EXPERIENCE OF USING FUNDRAISING TECHNOLOGY BY SOCIALLY ORIENTED NON-PROFIT ORGANIZATIONS (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF KHAKASSIA)

Kochina E.A., Osipova D.A.

Khakass State University N.F. Katanova

The article analyzes the previously unexplored aspects of the use of fundraising activities in socially oriented non-profit organizations

(SONKO) of the Siberian region. Accordingly, the purpose of the article is to study and analyze the regional features of the use of fundraising in SO NPOs using the example of the Republic of Khakassia. The authors present an analysis of theoretical sources in order to identify modern trends in fundraising development. The article is based on empirical research conducted from October to November 2020, using a targeted online survey through the Google Forms service as a method of collecting information. The respondents were heads of SO NPOs. As a result of the study, the article identifies the problems that the leaders of SO NPOs face in their activities (insufficient resource provision, qualified personnel, etc.), identifies social categories that find the greatest response from potential donors, etc. A fundraising project "espresso help" was developed and implemented, as a result of which part of the collected funds were transferred to the NGO Taalan in Abakan, with the aim of purchasing New Year gifts for children in the center for minors left without parental care due to various life circumstances.

Keywords: socially oriented non-profit organizations, communication channels, fundraising technologies, social categories of the population, social institutions.

References

1. Albegova I.F. Fundraising for non-profit organizations as a technology of success: study guide. allowance. - Yaroslavl, 2019. -- 106 p.

2. Vakhtina Anna Olegovna Fundraising system in the arena of Russian NGOs // Regional development. -2015.№ 6 (10).URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-fandrayzinga-na-arene-rossiyskih-nko (date of access: 13.11.2020).

3. Kletsina A. A., Guseva E.G. Attraction of private donations to the NGO "Center for the Development of Non-Profit Organizations" -St. Petersburg. - 2013. -233s.

4. Korneeva IE Fundraising in Russian non-profit organizations: the results of empirical research // Monitoring of public opinion: Economic and social changes. 2016. No. 4. P. 48-66.

5. Krainova OS, Shiryaeva IS Fundraising as an instrument of financial management in modern Russia // Concept. - No. 5. -2018. - P. 144-150.

6. Lokalov A.V. The key role of fundraising and sponsoring in socially significant PR campaigns // Actual problems of the hu-

146

manities and natural sciences 2010. - № 9 p.1-4 https://cyberleninka.ru/article/n7kly-uchevaya-rol-fandrayzinga-i-sponsorin-ga -v-sotsialno-znachimyh-pr-kampaniyah (date accessed: 09/10/2020.)

7. Ministry of Labor and Social Protection of the Republic of Khakassia // https://msz19. ru/

8. Nemgirova S.N. Actual problems of the activities of socially oriented non-profit organizations // Bulletin of the Institute for Comprehensive Research of Arid Territories. -2016. - No. 1 (32) - P. 70-75.

9. Decree of the Government of the Russian Federation of 23.08.2011 No. 713 (as amended on 25.05.2016) "On providing support to socially oriented non-profit organizations."

10. Preobrazhensky BG, Treshchevsky Yu.I. Regional rating of the third sector "RE-GION-NCO" (rating of the constituent entities of the Russian Federation by the level and quality of development of the non-profit sector) Results of a special pilot project of the Public Chamber of the Russian Federation In partnership with the rating agency RAEX-Analytica. - Moscow. -2020. - 51 p.

147

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.