Научная статья на тему 'Региональный мониторинг автодорожных мостов на дорогах общего пользования'

Региональный мониторинг автодорожных мостов на дорогах общего пользования Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
519
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ МОСТОВ / СИСТЕМА УЧЕТА / ПАСПОРТ НА МОСТ / КНИГА ИСКУССТВЕННОГО СООРУЖЕНИЯ / УЧЕТНАЯ КАРТОЧКА / ОТЧЕТ / ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Смирнов В. Н., Гарамов О. В.

Основные положения методики учета технического состояния искусственных сооружений на автодорогах не удовлетворяет специалистов-мостовиков. Приведены предложения, которые сокращают трудозатраты на обследование мостов и обуславливают информационное обеспечение при мониторинге искусственных сооружений на автодорогах общего пользования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональный мониторинг автодорожных мостов на дорогах общего пользования»

Мосты и тоннели

171

3. Заключение

При проектировании опор мостов на скоростных железнодорожных магистралях необходим учет взаимодействия элементов системы «мост -бесстыковой путь».

4. Литература

СНиП 2-05-03-84* Мосты и трубы / Минстрой России: - М.:ГП ЦПП, 1996. - 214 с.

УДК 624.25.8+624.25.10

РЕГИОНАЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ АВТОДОРОЖНЫХ МОСТОВ НА ДОРОГАХ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

В.Н. Смирнов, О.В. Гарамов

Аннотация

Основные положения методики учета технического состояния искусственных сооружений на автодорогах не удовлетворяет специалистов-мостовиков. Приведены предложения, которые сокращают трудозатраты на обследование мостов и обуславливают информационное обеспечение при мониторинге искусственных сооружений на автодорогах общего пользования.

Ключевые слова: мониторинг мостов; система учета; паспорт на мост; книга искусственного сооружения; учетная карточка; отчет; техническая документация.

Введение

Мониторинг мостов, понимаемый как система наблюдений за искусственными сооружениями с оценкой их состояния и прогнозом функционирования, предполагает высокую степень информационной обеспеченности служб эксплуатации мостового парка. Мониторинг, позволяющий эксплуатационникам иметь полную, достоверную и свежую информацию о состоянии мостов, дает возможность осуществлять эффективный менеджмент в области эксплуатации мостового хозяйства.

Фактически существующая в регионах система учета технического состояния искусственных сооружений на автодорогах как источник информации не удовлетворяет специалистов-мостовиков всех уровней.

Как известно, по каждому объекту предполагается наличие довольно большого источников информации, среди которых:

Известия Петербургского университета путей сообщения

2004/2

172

Мосты и тоннели

-паспорт на мост;

-книга искусственного сооружения:

-учетная карточка;

-отчеты по результатам обследований моста;

-исполнительная техническая документация по мосту.

К сожалению, эта документация часто имеется в разрозненном виде, ее хранение, анализ и учет ведется неудовлетворительно. По сути, отсутствует единая комплексная система с обратными связями между отдельными структурами эксплуатационных служб, призванная обеспечить полноту, достоверность и периодическое обновление информации о состоянии объекта.

1. Постановка задачи

В 80-х годах прошлого века была создана информационно-поисковая система «Мост», имеющая целью формирование автоматизированного банка данных по мостовым сооружениям России. Система имела несомненные достоинства, но ее недостатки (недостаточная полнота и обновляемость информации, отсутствие возможности дистанционной обработки данных, недостаточная квалификация работников на местах) не способствовали ее успешному внедрению.

В 1991 году Федеральным дорожным департаментом Минтранса России были утверждены методика проведения диагностики мостов (как основной составляющей мониторинга) и форма паспорта на искусственное сооружение.

Паспорт на сооружение содержит информацию о мосте для занесения ее в банк данных ПЭВМ по мостам. Он включает 6 типов форм, описывающих параметры сооружения и дающих информацию о его техническом состоянии. В зависимости от неисправностей моста техническое состояние сооружения оценивается по трехбалльной системе. На основании формы 6 «Состояние сооружения» устанавливается возможность эксплуатации моста при действующих нагрузках, делается заключение о необходимости установки определенных дорожных знаков (ограничение массы транспортных единиц, нагрузка на ось, расстояние между автомобилями, скорость движения и др.). Содержание паспорта определено «Инструкцией по диагностике мостовых сооружений на автомобильных дорогах» (Инструкция по диагностике, 1996).

Периодичность составления (уточнения) паспорта принята не реже, чем 1 раз в 10 лет (Требования, 1996), т.е. при нормальной эксплуатации моста требуется 5-6 раз составлять (уточнять) паспорт сооружения. Составление паспорта при обычно имеющем место недостатке информации о мосте - задача достаточно трудоемкая, потому представляется целесообразным для уменьшения трудовых и денежных

2004/2

Известия Петербургского университета путей сообщения

Мосты и тоннели

173

затрат на обследование внесение предложений по порядку составления паспорта.

А. Формы 1 - 4 паспорта заполняются при приемке моста в эксплуатацию проектной организацией, поскольку они содержат в основном данные проекта. В это же время формы 5-6 заполняются организацией, проводящей обследование.

Б. При проводимых в дальнейшем (например, через 10,20 и более лет) диагностических обследованиях моста (задача каждого из которых -выявление состояния моста с оценкой его грузоподъемности, разработкой рекомендаций по эксплуатации и ремонту), информация в формы 1 -4 паспорта вносится в столбец, соответствующий году обследования (для чего таблица формы должна иметь указанные столбцы). Предыдущая информация должна быть сохранена, поскольку представляет исторический и технический интерес. Обследующая организация, сэкономив время и средства на поиск необходимых для отчета материалов, заполняет форму 5 («Ведомость дефектов») и форму 6 («Состояние сооружения»), а также составляет пояснительную записку по данному обследованию с обоснованием оценки состояния сооружения.

Предлагаемый порядок существенно сокращает трудозатраты обследователей, давая возможность выполнить больший объем работ за одинаковое время.

2. Процедуры решения задачи

Процедуры решения задачи могут быть следующие.

1. По картотеке Регионального Информационного Центра при отделе мостов Дорожного Комитета региона (РИЦ) (Смирнов В.Н. и др.) устанавливаются объекты, подлежащие обследованию в соответствии с установленной периодичностью (для обычных объектов раз в 10 лет) при учете фактического состояния, выявленного при текущих и периодических осмотрах мостов.

2. Отдел мостов заключает договор с обследовательской организацией на обследование моста (или мостов маршрута) с составлением (уточнением) паспорта (паспортов).

3. РИЦ выдает обследователям в качестве исходной информации сведения о подлежащем обследованию мосте в виде паспорта сооружения в электронном виде (где содержатся данные предыдущих обследований). Имеющиеся паспорта на бумажных носителях подлежат оцифровке (приведению к электронному виду).

4. Обследовательская организация выполняет диагностическое обследование объекта, уточняя (при необходимости) формы 1 - 4 с занесением данных в соответствующий году обследования столбец. Заполняются формы 5 и 6 и готовится пояснительная записка с

Известия Петербургского университета путей сообщения

2004/2

174

Мосты и тоннели

определением грузоподъемности сооружения и рекомендациями по устранению дефектов и дальнейшей эксплуатации.

5. Результаты работы обследователей передаются в электронном и бумажном виде в отдел мостов, который передает материалы в РИЦ, где они архивируются в банке данных и выдаются по запросам заинтересованных организаций.

Учетная карточка на мост составляется на основании паспорта силами ДРСУ и хранится в картотеке организации.

Книга искусственного сооружения заполняется и хранится в ДРСУ, где в нее вносятся записи о результатах текущих и периодических осмотров. Там же хранятся акты с результатами комиссионных проверок вышестоящими организациями.

3. Заключение

Приведенные предложения сокращают трудозатраты на обследования мостов и обусловливают информационное обеспечение при мониторинге искусственных сооружений на автодорогах общего пользования.

4. Литература

Инструкция по диагностике мостовых сооружений на автомобильных дорогах. М.: Транспорт, 1996.

Требования к техническому отчету по обследованию и испытаниям мостового сооружения на автодороге. Минтранс РФ, М.:1996, 8с.

Смирнов В.Н., Гарамов О.В. К вопросу о совершенствовании мониторинга автодорожных мостов на региональном уровне

УДК 693:691

УСКОРЕННЫЙ МЕТОД ОЦЕНКИ ТРЕЩИНООБРАЗОВАНИЯ

В ХРУПКИХ МАТЕРИАЛАХ

П.Г. Комохов, Ю.А. Беленцов

Аннотация

Приведены критерии оценки кинетики развития трещин в хрупких материалах, в т.ч. кирпичной кладке. Рассмотрен метод оценки развития трещин и влияние структуры материалов на их трещиностойкость.

2004/2

Известия Петербургского университета путей сообщения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.