Научная статья на тему 'Региональный молодежный субсоциум в предметном поле социологии региона'

Региональный молодежный субсоциум в предметном поле социологии региона Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
177
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Полутин Сергей Викторович

В статье рассматриваются предметная область социологии региона, ее связь с регионологией, научно обосновывается категория «региональный молодежный субсоциум».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональный молодежный субсоциум в предметном поле социологии региона»

Социология МОЛОДЕЖИ

РЕГИОНАЛЬНЫЙ МОЛОДЕЖНЫЙ СУБСОЦИУМ В ПРЕДМЕТНОМ ПОЛЕ СрЦИОЛОГИИ РЕГИОНА

С. В. Полутин

В статье рассматриваются предметная область социологии региона, ее связь с регио-нологией, научно обосновывается категория «региональный молодежный субсоци-ум».

Предмет исследования — определенный ракурс, угол зрения, под которым данной наукой изучается объект. Каждому объекту исследования может соответствовать несколько предметов изучения, т. е., определяя предмет исследования, мы делаем акцент на изучении одной из сторон объекта. Конкретизация и содержательная интерпретация понятия «регион» как объекта исследования осуществляется в рамках предмета той или иной науки — географии, экономики, социологии. Иными словами, регионы выделяются из территории в соответствии с предметом, целями и задачами той или иной на-

ш

уки. Например, для ученых-экономистов территориальное разделение труда является объективной основой формирования регионов, а под регионом как объектом исследования понимается выделившаяся в процессе общественного разделения труда часть территории страны.

Социология региона — отраслевая теория, изучающая пространственную форму организации социальной жизни людей и процесс изменения социального облика регионов. Объектом региональной социологии выступают различные социально-территориальные общности региона. Важно подчеркнуть, что социология региона как научная теория находится в объективной тесной взаимосвязи с научным направлением — регио-нологией. Факторы, определяющие появление социологии региона и регионологии как научных дисциплин, во многом совпадают, так как отражают территориальную неоднородность экономического, социального, культурного развития, но объект и предмет,

цели и задачи исследований весьма специфичны. На наш взгляд, регионология выступает интегратором всех относительно самостоятельных элементов и структур целостной социально-природной жизнедеятельности на конкретных территориях. Регион в предмет-но-объектном поле регионологии — это относительно самостоятельное, целостное, территориально очерченное природно-социальное явление, обладающее способностью к самовоспроизводству [1, с. 3].

Основным предметом социологии региона прежде всего выступают форма и динамика развития территориальной организации социальной структуры общества, социальных связей и отношений, социальных институтов и процессов, социальных общностей и групп. В предметной сфере региональной социологии находятся устойчивые социально-территориальные общности и социальные процессы, развивающиеся на микро- и макроуровнях социума.

Народ региона, представляющий собой устойчивую социальную общность и характеризующийся единством условий жизнедеятельности, общностью культуры, правомерно рассматривать в качестве социума. Региональный социум любого уровня (район, город, область, республика) изоморфно и регионально специфически воспроизводит в себе общие элементы и структуру социума в целом. Ведущей социальной функцией регионального социума является воспроизводство социальных структур и отношений, сложившихся на определенном историческом этапе в региональном социуме, т. е. воспроизводство территориально организованного образа

© С. В. Полутин, 2011

Серия «Социологические науки*

219

жизни. При этом социальное воспроизводство является не только простым, продуцирующим структуры и функции в их неизменном виде, но и расширенным, специфичным в плане совершенствования всей системы региональной жизнедеятельности, включая социальные институты, механизмы социального управления и контроля, обслуживающие организационные системы и т. д.

Важнейшей функцией социологии региона является научное обоснование оптимальной стратегии его социального развития. Естественно, комплексное решение социальных проблем внутрирегионального характера базируется на региональной экономике, но в полной мере оно достигается при опоре на региональные социологические исследования материальных и духовных потребностей населения, его социальных ориентаций. Социологическое изучение регионального социума, специфики региональной жизнедеятельности позволяет, с одной стороны, уточнить общие тенденции развития социума (общества) в целом, с другой — создать типологический портрет регионального социума и на основе этого разработать основные принципы, стратегии и направления региональной политики, определить цели регионального управления.

Одной из ведущих научных тем кафедры социологии является исследование процессов социального воспроизводства регионального социума и роли в этом процессе молодежи. По данной проблеме готовятся курсовые и дипломные проекты, защищаются кандидатские и докторские диссертации. Молодежь региона, являясь составной частью регионального социума, вместе с тем отражает в развитии объективные характеристики, присущие всей молодежи. В данном случае ее правомерно рассматривать в качестве регионального молодежного субсоциума.

В предметном поле социологической науки понятие «региональный молодежный субсоциум» (РМС) может интерпретироваться как устойчивая социально-территориальная общность, выделяемая на основе возрастных признаков, объединяемая сходством условий жизнедеятельности в едином экономическом, политическом, правовом, экологическом и этнокультурном пространстве. Объективными предпосылками институциа-лизации РМС выступают социальные процессы, интенсивно развивающиеся в различных пространственно-временных плоскостях (полях) социума. Во-первых, глобальные тенденции модернизации и децентрализации, проявляясь на национальном и региональном уровнях, качественным образом из-

меняют социальную структуру, расщепляя ее на множество относительно автономных подструктур, а также изменяют характер отношений между субъектами социальной жизнедеятельности, в том числе между «молодыми» и «взрослыми». Во-вторых, содержательную сторону понятия «региональный молодежный субсоциум» во многом определяют качественные изменения, происходящие в молодежной среде. В современном цивилизованном обществе, как мы уже отмечали, возрастные рамки достаточно условны, молодежь выступает как основной носитель инновационного потенциала и соответственно в большей степени является активным субъектом социальной деятельности, нежели объектом воздействия и управления со стороны государственных институтов. Естественно, это усиливает процессы дифференциации в молодежной среде, определяет многообразие интересов и форм жизнедеятельности молодого поколения.

Современная российская молодежь не представляет собой единого целого в том представлении, которое складывалось на протяжении десятилетий. Она дифференцирована по различным основаниям: уровню жизни, качеству образования, политическим пристрастиям и т. д. Высокая социальная мобильность молодежи, условность возрастных границ фазы молодости позволяют некоторым исследователям рассматривать понятие «молодежь» в качестве искусственной социологической концепции и «психосоциальной конструкции». Действительно, с одной стороны, невозможно (и ненаучно) рассматривать современную российскую молодежь в обобщенном виде, подводя данное понятие под общий знаменатель тех проблем, с которыми молодое поколение (как и все общество) столкнулось в последнее десятилетие. Однако данный подход не представляется продуктивным, когда объектом исследования становится региональный молодежный субсоциум, уровень социальной сплоченности которого достаточно высок. Именно на региональном (и местном) уровне объективно появляется возможность для эффективного социального планирования и социального управления в сфере молодежных проблем, которая может быть реализована посредством эффективной региональной молодежной политики. Кроме того, исследование региональной специфики жизнедеятельности молодежи позволяет сформировать эффективную региональную систему социальной защиты и поддержки молодежи, характерными чертами которой выступают адресность и конкретность.

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | № 3

Социальная дифференциация молодежи в определенной степени обусловлена спецификой ее социальной адаптации к условиям окружающей среды. Молодежь, в силу объективных причин, представляет собой не жестко структурированную группу с устоявшейся нормативно-ценностной структурой, а «мягкую» структуру, обусловленную неполнотой социального статуса входящих в нее индивидов и в целом переходным характером возрастной фазы молодости. Данная структура более динамична и восприимчива к внешним социальным влияниям и может пластично изменяться в зависимости от изменений условий внешней среды. В качестве примера можно привести тот неоспоримый факт, что молодые люди значительно легче адаптируются к условиям рынка, чем представители старшего поколения. В то же время результатом «пластичности» молодежного сознания в мировоззренческой и нравственной сферах становится значительный рост девиантных и криминальных форм поведения в молодежной среде.

Региональный молодежный субсоциум не является в полной мере саморазвивающейся системой, так как он — часть регионального социума и включен во всем многообразии его связей и отношений. В то же время РМС представляет собой открытую систему, постоянно взаимодействующую с внешней средой, цели и векторы развития которой определяют внешние и внутренние факторы. Для регионального молодежного субсоциума как системы характерны специфические функции, обусловленные, во-первых, особенностями жизненной фазы молодости, во-вторых, особенностями организации региональной жизнедеятельности.

Важнейшей социальной функцией РМС является воспроизводство социальных структур и отношений, сложившихся на определенном историческом этапе в региональном социуме, т. е. воспроизводство территориально организованного образа жизни. При этом социальное воспроизводство является не только простым, продуцирующим структуры и функции в их неизменном виде, но и расширенным, специфичным в плане совершенствования всей системы региональной жизнедеятельности, включая социальные институты, механизмы социального управления и контроля, обслуживающие организационные системы и т. д. В частности, масштаб, направленность и темпы развития РМС зависят от состояния социально-демографической, образовательной и профессионально-трудовой региональных структур, развития социальной инфраструктуры.

Другой важнейшей функцией РМС, органически связанной с воспроизводственной, является инновационная, которая отражает потенциальные возможности молодых людей участвовать в активном совершенствовании и преобразовании сложившейся в регионе структуры общественных отношений. Инновационный потенциал молодежи может быть успешно реализован через ее интеграцию в общество, через объединение и координацию усилий государственных, муниципальных и общественных организаций по созданию системы социальной поддержки молодежи. Насколько успешно молодежь интегрируется в общество, во многом зависит от условий, которые им создаст мир взрослых.

Как и для любого социума, для молодежного характерны три субстанциональных уровня: вещественно-энергетический, организационно-функциональный, информационный. Первый уровень представлен социальными общностями (возрастные когорты, этнические группы молодежи, молодые мужчины и женщины и т. д.), второй уровень — это институты воспитания и образования, обеспечивающие развитие молодежи в условиях изменяющейся среды, третий уровень включает в себя элементы традиционной культуры и молодежной новационной субкультуры. Анализ регионального молодежного субсоциума может быть осуществлен на каждом из трех уровней.

В законодательно-правовом смысле понятие «региональный молодежный субсоци-ум» находит отражение в региональной государственной молодежной политике, призванной наряду с другими целями определить компетенцию федерального, регионального и местного уровней в сфере государственной молодежной политики. Занимая особое место в структуре регионального социума, РМС предстает в виде объективно существующей, эмпирически фиксируемой совокупности индивидов. Социолого-статистическая информация о региональном молодежном субсоци-уме включает в себя количественные и качественные показатели, которые в совокупности составляют «портрет» РМС, характеризуют состояние и динамику изменения социального статуса молодежи.

В современных условиях крайне необходимым представляется формирование социологического подхода к проблеме обеспечения социального развития РМС. Проведение государственной политики в отношении молодежи предполагает организацию информационно-социологического наблюдения (мониторинга) процесса функционирования РМС

Серия -«Социологические науки*

на региональном и местном уровне, обеспечивающего регулярную и многоаспектную оценку процессов, происходящих в молодежной среде. Социальный мониторинг, как известно, представляет собой структурно и функционально организованную систему информационно-аналитических служб, компьютерных и коммуникационных технологий, обеспечивающих регулярный сбор, накопление, хранение, обработку, анализ и предоставление пользователям сведений о состоянии и динамике изменений социального пространства страны и региона в целях диагностики и прогнозирования происходящих в нем социальных процессов.

Важнейшей функцией социального мониторинга регионального молодежного субсоциума является научно-информационное обеспечение региональной молодежной политики на всех ее этапах — от изучения социальных характеристик РМС до принятия управленческого решения. Социальный мониторинг РМС включает в себя четыре последовательных этапа:

1) сбор, систематизация и первичная обработка статистической и социологической информации об изучаемом объекте с учетом количественных и качественных показателей (социально-демографических, профессио-

нальных, образовательных, отражающих социальное самочувствие и ценностные ориентации);

2) социальная диагностика сущностных характеристик и параметров развития РМС, определение точек «социального напряжения» в молодежной среде;

3) выработка рекомендаций для принятия обоснованных управленческих решений в сфере молодежной политики для органов исполнительной власти;

4) анализ результатов принятия управленческого решения на основе наблюдения за ходом его реализации в молодежной среде.

Таким образом, анализируя процессы развития молодежи в отдельном регионе, сравнивая их с процессами, происходящими в других регионах, мы получаем возможность создания типологического портрета регионального молодежного субсоциума как составной части молодого поколения страны. Развертывание в 1995 г. системы мониторинга РМС в Республике Мордовия позволило осуществить оперативный и регулярный сбор и анализ информации о состоянии и тенденциях развития молодежи региона, подготовить целый ряд научно обоснованных управленческих решений, которые нашли отражение в ежегодных докладах Правительству РМ.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Сухарев А. И. Основы регионологии : сб. ст. / А. И. Сухарев ; НИИ регионологии. — Саранск, 1996. — 120 с.

Поступила 13.07.11.

МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Н. А. Вишнякова, Е. И. Долгаева

В статье анализируются результаты социологических исследований морально-нравственных ориентаций российской молодежи, определяются приоритетные ценности и жизненные цели молодого поколения.

Вопросы морали и нравственности современного молодого поколения часто ставятся и бурно обсуждаются в российском обществе. О проблемах, облике и перспективах современной российской молодежи много говорят и пишут. Ряд публикаций в

СМИ, высказывания известных деятелей страны да и простых обывателей носят критический характер. Молодежь упрекают в аморальности, отказе от традиционных для россиян ценностей и меркантилизме. Вместе с тем существует и противоположная точка

О Н. А. Вишнякова, Е. И. Долгаева, 2011

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | М» 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.