Научная статья на тему 'Региональный инвестиционный рынок как фактор модернизации экономики региона'

Региональный инвестиционный рынок как фактор модернизации экономики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
251
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ РЫНОК / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ РЕСУРС / УСЛУГА / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Локшина Ю.Е.

Развитие экономики регионов определяет развитие всей страны. Поставлена проблема функционирования регионального инвестиционного рынка как системы сбора и перераспределения ресурсов на нужды внутрирегиональной модернизации. Проводится анализ структуры инвестиционного рынка, дается краткая характеристика его текущего состояния и намечаются пути его превращения в инструмент развития региональной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональный инвестиционный рынок как фактор модернизации экономики региона»

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ РЫНОК КАК ФАКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

Ю.Е. ЛОКШИНА, старший преподаватель кафедры финансов и управления собственностью Европейско-Азиатский институт управления и предпринимательства, г. Екатеринбург

Развитие экономики регионов определяет развитие всей страны. Поставлена проблема функционирования регионального инвестиционного рынка как системы сбора и перераспределения ресурсов на нужды внутрирегиональной модернизации. Проводится анализ структуры инвестиционного рынка, дается краткая характеристика его текущего состояния и намечаются пути его превращения в инструмент развития региональной экономики.

Ключевые слова: инвестиционный рынок; инвестиционный ресурс;услуга; инвестиционная политика.

Задача модернизации экономики регионов тесно связана с модернизацией экономики всей страны и является естественным условием ее решения. Финансовый кризис резко обострил вопрос о ходе модернизации и в более общем случае — об уровне развития региональных экономик. Многие районы и города попали в сложную ситуацию из-за «узости» имеющейся у них экономической базы, отсутствия устойчивых, платежеспособных предприятий. Эта проблема существовала и до кризиса; даже в благополучной ситуации экономика не могла обеспечить занятость с достойной заработной платой большим массам людей. Депрессивные регионы с застойной бедностью, отсутствием каких бы то ни было жизненных перспектив существовали и тогда; в сравнительно благополучных областях, к которым относится Свердловская область, рост экономики обеспечивался узкой группой отраслей. В частности, в Свердловской области — это ряд крупных металлургических предприятий и зависимые от их доходов торговля и сфера услуг. При этом территории с отсутствующей экономикой и людьми, живущими за счет натурального хозяйства, практически не затронутые экономическим ростом последних лет, и в это время составляли едва ли не большинство.

Путь к изменению ситуации лежит через ускоренный экономический рост, сопровождаю-

щийся широкой диверсификацией экономики. Это позволит России не только придать устойчивость своему положению в мире, но и более эффективно смягчать последствия будущих кризисов. Решение этой задачи невозможно без масштабного инвестирования.

На общенациональном уровне, а также на уровне регионов в этом случае возникает вопрос: как вовлечь в инвестиционный процесс достаточное количество свободных денежных средств, а также как их перераспределить с максимальным эффектом. Комплекс рынков и институтов, обеспечивающих решение этой задачи, часто называют инвестиционным рынком.

Термин «инвестиционный рынок» появился в РФ на волне экономических преобразований 1980-1990-хгг.

До сих пор исследователи не пришли к единому мнению по поводу того, что именно следует считать инвестиционным рынком: только сферу обращения товаров и услуг для инвестирования [2, с. 250], сферу обращения товаров, услуг, а также инвестиционных ресурсов [9, с. 35]. Или же понятие «инвестиционный рынок» должно объединять как сферу обращения, так и связанные с ней сферы производства инвестиционных ресурсов, товаров и услуг [6, с. 6; 7, с. 35]. Нам представляется более правильной вторая трактовка: инвестиционный рынок не может сводиться исключительно к сделкам купли-продажи, поскольку в этом случае останутся без внимания секторы, обеспечивающие саму их возможность. С другой стороны, именно сфера обращения лежит в основе рыночной экономики, связывая воедино ее различные отрасли; в ней также зарождаются импульсы к переменам. Роль сферы обращения при определении понятия «инвестиционный рынок», на наш взгляд, должна быть отмечена особо.

Наше определение инвестиционного рынка таково: инвестиционный рынок — это система экономических отношений по поводу воспроизводства,распределения и использования инвестиционных ресурсов, продукции и услуг, фундаментом и движущей силой которых являются отношения обмена. Соответственно региональный инвестиционный рынок — это та же система на уровне региона, обладающая тем же самым набором отличительных черт.

В свою очередь, инвестиционный рынок распадается на три крупных сегмента: рынок инвестиционных ресурсов (денежных средств), рынок инвестиционных товаров — объектов для вложения средств, а также предназначенный для обслуживания первых двух сегментов рынок инвестиционных услуг.

Рынок инвестиционных ресурсов включает в себя все рынки, на которых происходит перераспределение денежных средств — от владельцев капитала, стремящихся обеспечить ему выгодную сферу применения, к практикующим инвесторам, намеренным использовать предоставленные средства для увеличения объемов прибыли. Из всех известных нам сфер экономической деятельности к рынку инвестиционныхресурсов можно отнести:

• банковскую систему, обеспечивающую перелив капитала путем выдачи кредитов;

• первичный рынок ценных бумаг — канал перераспределения денежных средств с помощью выпуска ценных бумаг;

• сферу коммерческого кредитования, представляющую собой форму вложения денежных средств в оборотный капитал предприятий-партнеров.

Рынок инвестиционных товаров образуют рынки всех активов, способных генерировать доход — при их использовании, купле-продаже, а также согласно условиям эмиссии (ценные бумаги). Можно считать, что он включает в себя следующие сектора:

1) рынок средств реального инвестирования. К ним относятся, прежде всего, материальные ресурсы, используемые предприятиями для реализации инвестиционных программ. Среди них:

• имущественные комплексы и готовые предприятия;

• технологическое оборудование;

• строительные и конструкционные материалы;

• оборотные средства, приобретаемые перед началом работы предприятия;

• коммерческая недвижимость;

2) рынок ценных бумаг, представленный на рынке инвестиционных товаров в виде вторич-

ного рынка. На нем осуществляются сделки с ценными бумагами, уже прошедшими первичное размещение, и утратившими вследствие этого роль аккумулятора инвестиционных ресурсов. На вторичном рынке они переходят от одного владельца к другому, не создавая при этом дополнительных потоков денежных средств для предприятий.

Основу вторичного рынка образуют компании, занимающиеся перепродажей ценных бумаг на профессиональной основе. Их целью является спекуляция, т.е. процесс получения прибыли за счет предвидения изменений цен и перестройки соответственно им структуры своего портфеля ценных бумаг;

3) валютный рынок, в общих чертах аналогичный рынку ценных бумаг, так как имеет общую с ним спекулятивную направленность. Его основу составляют коммерческие банки, осуществляющие основной объем валютных операций. Другие участники — государство, граждане, субъекты внешнеэкономической деятельности — продают и покупают валюту при их посредничестве;

4) рынок драгоценных металлов, используемый для тезаврации, т. е. создания накоплений в форме, свободной от обесценения. Участниками рынка драгоценных металлов являются банки, государство, юридические и физические лица, реализующие часть своего золотого запаса или, наоборот, приобретающие золото в целях тезаврации.

Рынок инвестиционных услуг включает всю совокупность сделок, в которых одна сторона (подрядчик) обязуется за определенную плату содействовать процессу инвестирования, осуществляемому другой стороной (заказчиком). В условиях современного инвестиционного рынка, насыщенного возможностями и рисками, тщательный выбор вариантов поведения становится залогом избежания неудач. Поэтому квалифицированные инвестиционные услуги находят обширный спрос у большинства его участников.

В практике известны следующие виды инвестиционных услуг:

• услуги по проектированию технологического оборудования и объектов недвижимости;

• услуги по выполнению строительно-монтажных работдля создания требуемых объектов;

• услуги по разработке и оценке инвестиционных проектов;

• услуги по обеспечению инвесторов необходимой информацией;

• услуги по техническому содействию процессу инвестирования. Две последние функции край-

г Рынок средств

реального иивсстиро-V вания л

инвсстнц-

гВторич-Л ный рынок ценных

\ / Рынок л Валютный драгоценных рынок М металлов

Информационные услуги

Услуги по разработке и оценке инвестиционных проектов

ИНВЕСТОРЫ

спрос г га НУ

Услуги ш> выполнен»»)

строи ч ел ьно-монтажных работ

; I: ■ г .|Н~+Г

Первичный рынок ценных бумаг

Коммерческие кредиты

Панковские кредиты

Услуги по проектированию

не важны для рынков, на которых обращаются активы, не имеющие материальной формы — валюта и ценные бумаги. Высокая спекулятивная ценность этих активов обусловливает большой объем сделок с ними, атакже сильную зависимость цен от экономической конъюнктуры. Следовательно, оптимизация условий торговли, а также доставка участникам рынка оперативной информации приобретают на этих рынках особую значимость.

Полностью структура инвестиционного рынка представлена на рисунке.

Состояние инвестиционного рынка Свердловской области на сегодняшний день вполне можно охарактеризовать как кризисное. Резкий спад инвестиций, вызванный трудностями с кредитованием, атакже сокращением платежеспособного спроса, отмечается в большинстве отраслей. Сильнее других пострадали отрасли, которые до кризиса развивались особенно активно. По данным Федеральной службы государственной статистики, спад

и

инвестиции в январе-феврале 2009 г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в строительстве составил 53%, в торговле — 80, в финансовой деятельности - 44% [5]. Хотя общая сумма инвестиций в основной капитал за это время в принципе осталась на уровне прошлого года (9551,7 млн руб. против 9298,5 млн руб. в январе—феврале 2008 г., или прирост на 2,7%), произошло это вследс-

ПРОДАВЦЫ

ИНВЕСТИЦИОННЫХ

ТОВАРОВ

щ / 7' ^ #/ / 1 1/ А ^ ч 1 а в и

сярос

ВЛАДЕЛЬЦЫ СВОБОДНЫХ ДЕНЕЖНЫХ

СРЕДСТВ (ДС)

Устройство инвестиционного рынка

ев

1

0

£ §

1 £

Э

а §

£

твие того, что пока не сокращали инвестирование отрасли, относящиеся к сфере ответственности государства, до сегодняшнего дня меньше других затронутые кризисом. В частности, инвестиции в государственное управление за январь—февраль 2009г. возросли на 71 %, в производство и распределение электроэнергии, газа и воды — на 61 % [5]. Как и во всей стране, на инвестиционном рынке области произошло множество неблагоприятных перемен: отток вкладов из большинства банков, рост инвестиций в валюту, замораживание строительства и т.д. Проблемы,

связанные с кризисом, несомненно, очень важны, однако носят, скорее всего, временный характер. В перспективе на первый план вновь выйдут фундаментальные проблемы, угнетавшие инвестиционную активность в регионе даже в самые «лучшие» времена:

1. Слабость материальной базы инвестиционного процесса, физическая нехватка средств на инвестирование. В частном секторе средств не хватает вследствие уже отмеченной слабости экономики: малое число предприятий с высокой рентабельностью, низкий жизненный уровень большинства частных лиц не дают возможности аккумулировать достаточно инвестиционных ресурсов. Возместить за счет бюджетных средств нехватку частных инвестиций на уровне региона затруднительно. Слабая экономика не создает для региональных властей достаточной налоговой базы. Кроме того, сложившаяся в РФ практика перераспределения доходов между Центром и территориями не дает им возможности удерживать у себя даже имеющиеся ресурсы. Эту проблему выделяют многие авторы; как заметил по этому поводу А. Н. Швецов, «... эгоцентризм федеральной власти не оставляет надежд на полноценное социально-экономическое развитие многих регионов и городов» [10, с. 18]. Данную точку зрения поддерживают и практикующие главы администраций, каждый день сталкивающиеся с нехваткой средств: «Формирование и реализация региональной промышленной политики требуют наличия на субфедеральном уровне не только концептуального осмысления проблемы, но и соответствующего финансового... и организационного потенциалов», — утверждает глава администрации г. Серова (Свердловская обл.) В. Ф. Анисимов [1, с. 37].

2. Отсутствие на региональном уровне зрелых инвестиционных институтов. Банковская система слаба и не может кредитовать из-за отсутствия в большинстве банков долгосрочных пассивов; рынок ценных бумаг как таковой в регионах вообще отсутствует. Как уже говорилось ранее, население в данный момент не может рассматриваться как источник ресурсов — ни для банковского сектора, ни для рынка ценных бумаг. Низкий жизненный уровень, масса неудовлетворенных потребностей, на которые в первую очередь направляются высвободившиеся средства, не дают большинству семей возможности инвестировать. Такое поведение характерно и для тех граждан, которые по российским меркам считаются состоятельными. К этому добавляется недостаток финансовой грамотности,

почти всеобщее недоверие к финансовому сектору. Если банковская система, все же рассматриваемая большинством как относительно стабильная, еще может в перспективе рассчитывать на депозиты, то рынок ценных бумаг пока остается «экзотикой», малопонятной и не стоящей того, чтобы рисковать.

3. Отсутствие у региональных властей осмысленной инвестиционной политики. Осознавая ограниченность своих возможностей, они зачастую предпочитают плыть по течению, не предпринимая сколько-нибудь активных действий. Попытки исправить ситуацию с помощью эпизодических «инвестиционных форумов», «ярмарок инвестиционных проектов» и т.д. мало что могут изменить, поскольку при их проведении отсутствует системный подход. В. Анисимов в уже цитированной нами статье признает: «Попыткам проведения промышленной политики в российских регионах пока явно нехватаетсистемности» [1,с. 52].

4. Четвертая проблема, мало заметная на первый взгляд, но более или менее знакомая всем, кто работал в инвестиционном бизнесе: психология руководителей предприятий, заказывающих инвестиционные проекты, зачастую ориентирует их не на сотрудничество с инвесторами, а на «вытягивание» из них денежных средств с последующим бесконтрольным расходованием, т. е. проще говоря, на обман. Консультанты, которым платят за разработку инвестиционных проектов, в этой ситуации оказываются сообщниками. То же самое происходит с оценщиками, маркетологами, т. е. всеми, кто обслуживает предприятия в процессе получения инвестиций. В результате рынок инвестиционных услуг перестает выполнять свои функции, а фальшивые консалтинговые продукты уничтожают саму идею цивилизованного подхода к инвестированию.

Указанные факторы носят в основном фундаментальный характер и избавиться от их воздействия в рамках конкретного региона невозможно. Однако это не означает, что следует отказаться от попыток повлиять на ситуацию. Разумная инвестиционная политика должна учитывать ограниченные возможности региона и в рамках этих возможностей стремиться к достижению оптимального уровня экономического развития.

Прежде всего, необходимо определиться с тем, какие параметры региональной экономики и, в более узком смысле, региональной инвестиционной сферы являются целью, которую необходимо достичь. Цели при разработке региональной ин-

вестиционной политики должны быть поставлены четко и соответствовать как специфике региона, так и возможностям региональных органов власти. Размытость целей, их лозунговый характер, а также попытки охватить сразу все, неумение выделять приоритеты являются главным фактором неуспеха множества региональных программ.

Конкретные мероприятия, которые можно реализовать в рамках выбранной стратегии, уже не раз были описаны в экономической литературе. Это и налоговые льготы предприятиям, инвестирующим в приоритетные направления, и работало привлечению инвесторов в регион, и различные формы бюджетной поддержки инвестиций. Следует помнить, что даже точечные вливания государственных или частных средств придают инвестиционному процессу цепной характер и вызывают позитивные тенденции в технологически связанных отраслях. Поэтому при конкурсном отборе проектов для государственного (полного или частичного) инвестирования необходимо действовать так, чтобы полезный эффект от итогового расширения спроса затронул как можно большее количество отраслей. Еще раз подчеркнем, что все принимаемые меры должны быть выстроены в систему, иначе затрачиваемые на них ресурсы не приведут к решению поставленных задач.

Вряд ли можно оспорить тот факт, что любые мероприятия, в том числе, и в инвестиционной сфере, могут дать в перспективе эффект, только если накладываются на здоровую, некоррумпированную нравственную основу. Честность для руководителей, всерьез задумывающихся о развитии своего региона, является абсолютно необходимым условием. Без этого моральные проблемы, о которых уже говорилось, будут только усугубляться и, в конце концов, заблокируют любое развитие.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анисимов В. Ф. Российские регионы как субъекты промышленной политики. // Российский экономическийжурнал. 2006. № 7—8. С. 36—55.

2. Бланк И. А. Основы инвестиционного менеджмента. — Т. 1. — Киев. — Эльга-Н, Ника-Центр. 2001. 536 с.

3. Бухвальд Е.М., Павлов И. Т. Инвестиционная политикаврегионе. — М.: Наука. — 1994.141 с.

4. Глазьев С. Ю. Перспективы социально-экономического развития России. // Экономист. 2009. № 2. С. 3-18.

5. Инвестиции в основной капитал по крупным организациям Свердловской области. Экспресс-информация. — Екатеринбург. — Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики. 2009. С. 1.

6. Климова Н.И. Научные основы формирования инвестиционного рынка. Препринт. — Уфа. 1991.27 с.

7. Морозов В. В. Инвестиционная деятельность территорий: организационной — финансовый аспект. — Екатеринбург. — Институт экономики УрОРАН. 2003.251 с.

8. Морозов В. В. Стратегические направления совершенствования управления инвестиционной деятельностью территории. Препринт. — Екатеринбург. - УрО РАН. 2000. 53 с.

9. Тумусов Ф. С. Инвестиционный потенциал региона: теория, проблемы, практика. — М,— Экономика. 1999. 272 с.

10. Швецов А. ^.Соотношение централизации и децентрализации в государственной региональной политике: о сложившейся ситуации, необходимости и путях ее изменения. // Российский экономическийжурнал. 2006. № 5—6. С. 14—35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.