Научная статья на тему 'Региональный имидж как фактор социально-экономического развития региона'

Региональный имидж как фактор социально-экономического развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
409
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / ГАРМОНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боровикова Тамара Васильевна

Рассматриваются проблемы формирования регионального имиджа как фактора социально-экономического развития на примере Смоленской области. В условиях глобализации, возрастания конкуренции между регионами за национальные и мировые рынки особую значимость приобретает проблема имиджа региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональный имидж как фактор социально-экономического развития региона»

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Т. В. Боровикова

региональный имидж как фактор социально-экономического развития региона

Рассматриваются проблемы формирования регионального имиджа как фактора социально-экономического развития на примере Смоленской области. В условиях глобализации, возрастания конкуренции между регионами за национальные и мировые рынки особую значимость приобретает проблема имиджа региона.

Ключевые слова: региональный имидж, глобализация, развитие региональной системы, гармонизация экономических и социокультурных составляющих развития региона.

На сегодня необходимы разработка и формулировка стратегии, магистральных целей, миссии региона в России и современном мире.

Институциональные ресурсы регионов являются проявлением новых субъективных составляющих: профессионального качества регионального управления, наличия стратегического видения будущего регионов, социальной ответственности бизнеса перед местными сообществами, качества отношений бизнеса и власти.

В этих условиях особую актуальность приобретает исследование теоретических и прикладных аспектов развития совокупной региональной организационной культуры, так как использование этого комплекса региональных институциональных ресурсов позволяет при прочих равных условиях формировать дополнительные конкурентные преимущества для субъектов хозяйствования на территории через формирование благоприятного инновационного климата, учет потребностей субъектов управления во всех видах потенциальных услуг, которые может оказать экономический центр.

Предлагаемое исследование проводится в аспекте повышения эффективности управления деловой средой региона через принимаемые социокультурные и экономические нормы взаимодействия. При этом необходимо учитывать, что пока процессы в этой сфере региональной управленческой деятельности не являлись предметом отдельного исследования.

Проблемы использования закономерностей развития имиджа региона и его воздействия на деятельность субъектов хозяйствования с целью гармонизации социально-экономических отношений на территории и формирования привлекательного имиджа региона относятся к числу мало изученных. Работы, в которых были исследованы закономерности регионального имиджа, относятся в основном к сфере экономической социологии, психологии, антропологии и имеют в качестве объектов исследования сравнительно небольшие системы, отдельные организации.

Начало исследований проблематики регионального имиджа было положено в конце 60-х гг. ХХ столетия применительно к организационной культуре. Этот термин был развит до уровня «корпоративная культура» в работе с аналогичным названием Т. Дила и А. Кеннеди (1981 г.), а также в работах Э. Шайна, В. Оучи, Е. Бейкера, А. Педигроу, Д. Коуза.

В конце 80-х — начале 90-х гг. в работах А. Вилдавски, Г Ховстеде, Д. Норта понятие организационной культуры дополняется факторами транснациональных различий и институциональных ограничений, что выводит исследование организационной культуры

как управленческого феномена на новый уровень, на котором учитываются воздействия внешней среды и регионального имиджа.

В нашей стране проблемами корпоративной культуры субъектов хозяйствования в разных аспектах ученые начали заниматься с середины 80-х гг., разделяя понятия «культура труда» и «культура производства», определяя в этом случае «культуру» как признак качества того или иного процесса или фактора производства. В этом аспекте заслуживают внимания работы Е. И. Капустина, А. А. Богорадзе, Ю. Д. Красовского, Б. Н. Герасимова, Л. А. Лукьянова и др. Проблемы, связанные с формированием управленческой культуры и регионального имиджа, в той или иной степени затрагивают А. Пригожин, Г Клейнер, А. Аузан, А. Панкрухин, Е. Юртайкин, О. Виханский, А. Наумов, О. Староверов, О. Алешина, А. Либман, Ю. Агафонов, П. Шихерев, А. Блинов, В. Захаров, Е. Яхонтова и др.

Таким образом, несмотря на присутствие в зарубежной и российской литературе большого количества работ по различным аспектам регионального имиджа субъектов хозяйствования, национальным региональным межотраслевым нормам взаимодействия, признакам уникальности региональных социально-экономических систем, можно констатировать отсутствие специальных исследований, посвященных организационно-культурным характеристикам территориальных систем и их влиянию на повышение эффективности развития организации.

Выработка уникальной концепции собственного развития и стратегии перехода в состояние устойчивого экономического роста является актуальной проблемой современной региональной политики для региона и муниципального образования. Удержание стратегической функции самоопределения и осуществления самостоятельной эффективной экономической политики (основанной на кредитоспособности администрации, эффективном использовании финансовых рычагов развития, сокращения рисков для потенциальных инвесторов извне, мотивах для активизации собственного населения), активное использование имеющихся преимуществ (географического положения, ресурсов, исторического опыта населения) и создание новых — представляет собой суть политики развития территориального образования. Любое муниципальное образование, имеющее собственный бюджет, должно иметь собственную хорошо мотивированную экономическую политику, основанную на объективных критериях, одобряемую населением и выраженную в правовых категориях. Это чрезвычайно актуально для регионов (районов), оказавшихся в ситуации депрессии и экономической разрухи и находящихся в экономической тени более сильных субъектов развития, значительно удаленных от центров и крупных транспортных магистралей, а также, что особенно характерно для Смоленской области, староосвоенных, но утративших свой потенциал (например, предприятия оборонного комплекса или крупные коллективные формы ведения сельского хозяйства) и имеющих глубокие экологические проблемы.

Экономика Смоленской области в целом повторяет тенденции развития российской экономики. Ускорение экономического роста, вызванное ослаблением национальной валюты и выгодной ценовой конъюнктуры на мировых товарных рынках после 1998 г., отразилось и на Смоленской области. В целом сформировались механизмы интеграции региональной экономики в национальное хозяйство, механизмы взаимодействия с другими регионами. Оборотной стороной данного процесса стало изменение производственной, технологической и торговой стратегии смоленских предприятий. Последние все больше стали действовать, будучи организационно или контрактно включенными в более обширные производственные системы — материнские компании, крупные торговые сети,

в новую систему заказчиков и подрядчиков, представляющих нерезидентов области. Тем самым зона деятельности смоленских предприятий постепенно расширилась. Общей тенденцией развития смоленской экономики в конце 1990-х — начале 2000-х гг. стало постепенное повышение ее открытости и сокращение сегментов так называемых «локальных» (замкнутых) рынков.

Валовой региональный продукт (ВРП) в 2005 г. по отчету достиг 72 470,9 млн р., что составило около 0,34 % от ВВП Российской Федерации. Ведущими отраслями, на долю которых приходится около 70 % произведенного ВРП, являются: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и торговля. Динамика рыночной ситуации выше скорости реакции традиционной индустрии региона. Несмотря на позитивную динамику, экономика Смоленской области в последние годы растет медленнее, чем экономика других регионов ЦФО и России в целом.

Начиная с 2002 г. в ВРП Смоленской области постоянно увеличивается доля услуг (см. таблицу), что соответствует общероссийским тенденциям, однако до сих пор доля услуг в ВРП отстает от доли услуг в ВВП Российской Федерации. Такая ситуация характерна для многих старопромышленных районов, где исторически промышленность вносит значительных вклад в ВРП. В дальнейшем следует ожидать увеличения доли услуг в ВРП региона, так как географическое расположение и отсутствие значимых природных запасов, а также постоянный рост уровня жизни населения приведут к тому, что в области будет расти прежде всего объем розничной торговли и транспортных услуг.

Структура производства валового регионального продукта в Смоленской области, % к итогу

Показатель 2002 2003 2004 2005 2006

ВРП 100 100 100 100 100

В том числе:

производство товаров 52,9 54,3 49,8 49,7 49,1

производство услуг 41,2 40,5 45,0 45,9 47,8

чистые (за вычетом субсидий) налоги на продукты и импорт 5,9 5,2 5,2 4,4 3,1

Таким образом, Смоленская область может быть охарактеризована как область, где инновации пока не являются главной движущей силой развития, однако существует определенный инновационный потенциал. Ограниченные ресурсы инновационного потенциала в области должны быть направлены прежде всего на разработку приоритетных региональных социально-экономических программ, ориентированных на нужды региона и повышение качества жизни его населения.

Региональный имидж может определяться состоянием как субъективных факторов, так и объективных, направленных, с одной стороны, на решение внутренних задач по стабилизации и развитию социально-экономической системы региона, а с другой — определяющих отношения к данной территории со стороны многообразных макро-партнеров: других регионов, федеральных властей, генеральных инвесторов, потенциальных потребителей региональных товаров и услуг.

Сформулируем определяющие видовые признаки регионального имиджа:

- степень проявления (слабо, сильно выраженный, неопределенный);

- качество состояния имиджа (позитивный, негативный);

- степень исключительности (стандартный, уникальный, традиционно ориентированный);

- степень устойчивости (стабильный, изменчивый);

- уровень управляемости (спонтанный, управляемый).

Для диагностики регионального (территориального) имиджа необходимо оценивать все признаки. Приведем примеры комплексных характеристик имиджа, в которых отражена степень проявления тех или иных признаков.

Так, например, слабо выраженный позитивный региональный имидж связан с отсутствием целевых акцентов, характеризующих регион как что-то особо привлекательное, уникальное как с точки зрения внутренних потребностей субъектов хозяйствования, так и с точки зрения интересов участников внешней среды территории.

Сильно выраженный негативный имидж является следствием центробежных процессов в рамках совокупной организационной культуры и деградирующего или регрессивного развития структурных составляющих. Подобное состояние отрицательно сказывается на инвестиционной динамике в регионе. Предпринимательские структуры предпочитают свертывать деятельность на подобных территориях, перенося бизнес на территории с более высоким уровнем экономической комфортности.

Устойчивый традиционно ориентированный имидж, как правило, характерен для регионов, широко применяющих в качестве доминанты национальные, региональные и местные традиции, отдающих предпочтение использованию внутренних ресурсов при ограничении доступа в региональное экономическое пространство субъектам хозяйствования с других территорий.

Стабильныйуникальный позитивный имидж характеризуется существованием одного или нескольких доминантных признаков, определяющих возможность использования субъектами управления имиджа региона как особых собственных конкурентных преимуществ.

Приведенные примеры демонстрируют разные варианты одновременного проявления видовых признаков и их диагностики.

Целью управления процессом регионального имиджмейкинга является достижение адекватности воздействия на внешнюю среду региона за счет формирования высокой степени готовности хозяйствующих субъектов территории и самой территории отреагировать на требования рынка.

Диагностика регионального имиджа является важной составляющей процесса управления региональным имиджмейкингом, которое может осуществляться в оперативном и стратегическом режимах. В режиме оперативного управления внимание специалистов сосредоточено на диагностике внутренних составляющих регионального имиджа. Режим стратегического управления региональным имиджем предполагает целенаправленную постоянную работу по изменению видовых признаков имиджа территории для повышения ее конкурентоспособности по сравнению с другими территориями. Он включает в себя постоянную сравнительную диагностику территорий по региональному имиджу и проведение стратегического позиционирования преимуществ, складывающихся на той или иной территории.

Эволюция перечисленных направлений регионального имиджа происходит во времени, в рамках определенного территориального пространства и направлена на достижение долгосрочных целей, важнейшими из которых являются устойчивое развитие региональной системы и создание условий для гармонизации экономических и социокультурных составляющих развития региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.