Научная статья на тему 'Региональный бюджет: итоги 2009 года'

Региональный бюджет: итоги 2009 года Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
245
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЛАСТНОЙ БЮДЖЕТ / КРИЗИС / СОБСТВЕННЫЕ ДОХОДЫ / РАСХОДЫ / ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ / REGIONAL BUDGET / CRISIS / OWN REVENUES / EXPENDITURES / BUDGET DEFICITS / PUBLIC DEBT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Поварова Анна Ивановна

В конце июня областной парламент утвердил итоги исполнения бюджета за 2009 год. Экономический кризис существенно отразился на бюджетных показателях Вологодской области и под вопросом оказалась финансовая устойчивость региональной бюджетной системы. В числе ключевых негативных изменений следует отметить снижение собственной доходной базы и изменение структуры доходов, рост дефицита бюджета, резкое увеличение долговой нагрузки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional budget: results of 2009

In late June, the regional parliament approved the budget performance for 2009. The economic crisis has significantly affected the cost performance of the Vologda region the financial sustainability of the regional budget system remained undecided. Among the key negative changes one should be note the decrease in own revenue base and the change of income structure, the budget deficit increase, a sharp increase in debt load.

Текст научной работы на тему «Региональный бюджет: итоги 2009 года»

УДК 336.146(470.12)

© Поварова А.И. РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ: ИТОГИ 2009 ГОДА

В конце июня областной парламент утвердил итоги исполнения бюджета за 2009 год. Экономический кризис существенно отразился на бюджетных показателях Вологодской области и под вопросом оказалась финансовая устойчивость региональной бюджетной системы. В числе ключевых негативных изменений следует отметить снижение собственной доходной базы и изменение структуры доходов, рост дефицита бюджета, резкое увеличение долговой нагрузки.

Областной бюджет, кризис, собственные доходы, расходы, дефицит бюджета, государственный долг.

В период 2000 - 2008 гг. в Вологодской области быстро росли бюджетные доходы. Это было обусловлено начавшимся экономическим ростом, проводимыми в стране бюджетной и налоговой реформами, благоприятной ситуацией на рынке чёрных металлов. Номинальные совокупные доходы областного бюджета, удваиваясь каждые три - четыре года, вышли на аномально высокий уровень. Именно в этот период в регионе были сформированы масштабные расходные программы в сфере социальной политики, что позволило характеризовать областной бюджет как социально ориентированный (рис. 1).

2009 год явился точкой перелома тенденций основных бюджетных показателей, прежде всего тенденции прекращения многолетнего наращивания доходов.

Основной удар проявлений кризиса в экономике пришёлся на областной бюджет. В отличие от местных бюджетов, доходная часть которых в 2009 г. не претерпела столь значимых изменений

ПОВАРОВА Анна Ивановна младший научный сотрудник ИСЭРТ РАН

[email protected]

благодаря закреплению стабильных источников в соответствии с региональными законами, областной бюджет потерял 45% собственной доходной базы (рис. 2).

Первоначально областной бюджет на 2009 г. принимался на трёхлетний период исходя из оптимистичного экономического прогноза и составлял 43,1 млрд. руб. по доходам и 46,4 млрд. руб. по расходам, с дефицитом в размере 8,7% от объёма собственных доходов. То, что региону не хватит запланированных финансовых ресурсов, стало очевидно по итогам первого полугодия, когда бюджетный дефицит стал в 3,3 раза больше, чем за аналогичный период предыдущего года (табл. 1).

Сложившаяся в области финансовоэкономическая ситуация потребовала пересмотра основных бюджетных параметров. В результате девятикратных корректировок в течение 2009 г. закона о бюджете собственные доходы были сокращены вдвое по сравнению с первой редакцией закона, расходы - в 1,2 раза, дефицит бюджета увеличен в 2,5 раза (табл. 2).

Расставляя правильные приоритеты при перераспределении бюджетных ассигнований, региональные власти отдали предпочтение социальной сфере. Расходы на заработную плату и социальную поддержку, относящиеся к первоочередным обязательствам, подлежащим безусловной реализации, были заложены ещё

Рисунок 1. Динамика доходов и расходов регионального бюджета Вологодской области на социальную сферу в 2000 - 2009 гг.

(в сопоставимых ценах), млрд. руб.

40 и

34,7

35 -

30 - 27,9

20 -15 -

10 ^ 8,5 8,8 8,8

2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.

□ Доходы бюджета □ Расходы на социальную сферу

Источники: данные Казначейства России; расчёты ИСЭРТ РАН.

Рисунок 2. Совокупные и собственные доходы регионального и местных бюджетов Вологодской области в 2009 г., % к 2008 г.

%

100 Т 86,9

90 - 79,1 77,7

80 -70 -60 -50 -40 -30 -20 -10 -0 -

Всего доходов Налоговые и неналоговые доходы

□ Областной бюджет □ Местные бюджеты

Источники: данные Казначейства России; расчёты ИСЭРТ РАН.

Таблица 1. Исполнение основных показателей регионального бюджета Вологодской области за январь - июнь 2009 г.

Показатели Млн. руб. В % к январю - июню 2008 г.

Совокупные доходы 13 341,4 87,3

Налоговые и неналоговые доходы 9 224,8 71,7

Налоговые доходы 8 988,2 71,5

Расходы 16 175,4 100,2

Дефицит бюджета -2 834 329,3

Источники: данные Казначейства России; расчёты ИСЭРТ РАН.

Таблица 2. Изменение параметров регионального бюджета Вологодской области в 2009 г.

Показатели Первая редакция закона Последняя редакция закона Снижение (прирост)

млн. руб. %

Доходы, всего, млн. руб. 43 121,2 30 908,4 -12 212,8 -28,3

Налоговые и неналоговые доходы 37 700,8 18 855,3 -18 845,5 -50,0

Безвозмездные поступления 5 420,4 12 053,1 +6 632,7 +2,2 р.

Расходы, всего, млн. руб. 46 394,6 38 964,6 -7 430 -16,0

Общегосударственные вопросы 3 087,4 2 089,0 -998,4 -32,3

Национальная безопасность 2 536,6 2 201,9 -334,7 -13,2

Национальная экономика 7 781,9 6 549,6 -1 232,3 -15,8

Из них дорожное хозяйство 4 193,2 1 940,3 -2 252,9 -53,7

Образование 3 200,9 2 178,0 -1 022,9 -32,0

Культура 1 505,6 657,2 -848,4 -56,4

Здравоохранение и спорт 2 849,2 2 593,3 -255,9 -9,0

Социальная политика 5 011,4 5 365,0 +353,6 +7,1

Межбюджетные трансферты 19 768,0 16 486,9 -3 281,1 -16,6

Дефицит бюджета 3 273,4 8 056,2 -4 782,8 +2,5 р.

Источники: Закон Вологодской области «Об областном бюджете на 2009 г.»; расчёты ИСЭРТ РАН.

на стадии формирования бюджета в благополучном 2008 г. Сократить их - политически невозможно, поэтому балансировка бюджета осуществлялась за счёт сокращения инвестиций, расходов на содержание аппарата управления и оптимизации затрат в отраслях образования и здравоохранения (рис. 3). Финансирование в рамках целевых программ было урезано в 2,2 раза.

В целом фактически исполненные доходы областного бюджета снизились

в номинальном выражении на 8,3 млрд. рублей или на 20,9% по сравнению с уровнем 2008 г. При этом показали разнонаправленную динамику составляющие доходной части, в результате чего её структура претерпела заметные изменения (рис. 4).

Как видно, в 2009 г. налоговые доходы сократились почти в два раза, а их доля в совокупных доходах регионального бюджета снизилась с 85 до 58%. Неналоговые доходы уменьшились не так значительно - на 4,2%. В целом, как уже было

Рисунок 3. Структура источников сокращения расходов регионального бюджета Вологодской области в 2009 г., млрд. руб.

Капитальный ремонт, приобретение оборудования и прочие расходы 2,6

Оптимизация расходов на образование и здравоохранение 0,9

Управленческие

расходы

0,5

Источники: Закон Вологодской области «Об областном бюджете на 2009 г.»; расчёты ИСЭРТ РАН. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ • ВЫП. 6 (52) • ОКТЯБРЬ - ДЕКАБРЬ • 2010

Рисунок 4. Структура доходной части регионального бюджета Вологодской области в 2008 - 2009 гг., млн. руб.

50000 и 45000 -40000 -35000 -30000 -25000 -20000 -15000 -10000 -5000 -0 -

321,3

4924,9

811,1 1041,6

11193,8

776,7

2008 г.

2009 г.

□ Прочие безвозмездные поступления

□ Трансферты из федерального бюджета

□ Неналоговые доходы

□ Налоговые доходы

отмечено, собственные доходы бюджета упали на 45%, в результате чего их доля в доходной части снизилась с 87 до 60%. Напротив, роль федеральных трансфертов в формировании доходов регионального бюджета в кризисных условиях существенно возросла - их объём увели-

чился в 2,3 раза, а удельный вес достиг 36% против 12,5% в 2008 г.

Остановимся более подробно на анализе ситуации с доходной частью областного бюджета.

Значительное сокращение объёмов поступлений в бюджет налоговых доходов произошло под влиянием негативных последствий мирового финансового кризиса и ослабления региональной экономики при сохранении её ранее сформировавшейся моноструктурности, крайне неустойчивой к внешним шокам. Вместе с тем сокращение налоговых платежей затронуло только два источника: налог на прибыль и налог на доходы физических лиц. Мобилизация других видов налоговых платежей имела обратную динамику (табл. 3).

Самым «отзывчивым» на кризис оказался налог на прибыль, поскольку данный доходный источник имеет значительную конъюнктурную составляющую. Областной бюджет получил только четвёртую часть от поступлений налога в 2008 г. Основной причиной такого падения явилось резкое снижение цен на чёрные металлы: средняя цена

Таблица 3. Налоговые и неналоговые доходы регионального бюджета Вологодской области в 2008 - 2009 гг.

Статьи доходов 2008 г. 2009 г.

Млн. руб. Уд. вес в доходах, % Млн. руб. К 2008 г., % Уд. вес в доходах, %

Налоговые и неналоговые доходы, всего 34 438,3 87,1 19 020,2 55,2 60,8

Налоговые доходы 33 627,3 85,1 18 243,5 54,3 58,4

Из них: налог на прибыль 20 843,9 52,7 4 807,0 23,0 15,4

НДФЛ 7 805,9 19,7 7 343,5 94,1 23,5

акцизы 1 897,1 4,8 2 412,9 127,2 7,7

налог на совокупный доход 711,4 1,8 740,8 104,1 2,4

налоги на имущество организаций: 2 342,0 5,9 3 010,0 128,5 9,9

- налог на имущество 1 911,0 4,8 2 761,7 144,5 8,8

- транспортный налог 403,9 1,0 242,3 60,0 0,8

Неналоговые доходы 811,1 20 776,7 95,8 2,5

Из них: доходы от использования имущества 206,1 0,5 140,5 68,0 0,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

платежи при пользовании природными ресурсами 320,6 0,8 292,3 91,2 0,9

доходы от оказания платных услуг 52,5 0,1 59,8 114,0 0,2

доходы от продажи активов 33,6 0,08 66,8 198,5 0,2

Источники: данные Казначейства России; расчёты ИСЭРТ РАН.

Рисунок 5. Ежемесячная динамика среднемесячных экспортных цен на чёрные металлы в 2009 г. (тыс. руб. за тонну) и поступлений налога на прибыль в региональный бюджет Вологодской области (млн. руб.) в 2008 - 2009 гг.

Источники: данные департамента экономики Правительства Вологодской области; данные Казначейства России.

на мировых рынках в 2009 г. составила 12999 руб., что на 49,2% ниже среднего уровня 2008 г. Эффект от падения цен был дополнен уменьшением физических объёмов производства продукции металлургии на 12%. Отличительной чертой динамики налога на прибыль стало усиление амплитуды ежемесячных поступлений (рис. 5).

Судя по данным рисунка, в номинальном выражении поступления налога на прибыль в 2009 году ежемесячно снижались в 1,5 - 4 раза по сравнению с соответствующими периодами 2008 г. При этом в июле и октябре ситуация была крайне тяжёлой - масштаб падения налога увеличился в 22 и 16 раз соответственно.

В ноябре - декабре 2009 г. положение с мобилизацией налога на прибыль оставалось стабильным и впервые наблюдался даже рост поступлений по сравнению с аналогичным периодом 2008 г.

Финансово-экономический кризис в полной мере отразил проблемы монозависимости экономики Вологодской области. Нет надобности доказывать,

что благополучие её бюджета определяется финансовой устойчивостью предприятий металлургической промышленности, обеспечивающих более половины объёма поступлений налога на прибыль. В 2008 г. ещё 23% поступлений по данному налогу формировало химическое производство (табл. 4).

Совокупный объём поступлений от налога на прибыль предприятий металлургической и химической промышленности в 2009 г. сократился в 12 раз. Уровень платежей по налогу на прибыль, поступающих от других наиболее крупных отраслей региональной экономики, хотя и демонстрировал тенденцию к росту, но не смог компенсировать налоговые доходы от чёрной металлургии.

Снижение объёма бюджетных доходов от подоходного налога в 2009 г. было гораздо менее резкое, чем от налога на прибыль, - всего 6% к уровню 2008 г. и связано с сокращением фонда оплаты труда для целей налогообложения (на 7%), а также с увеличением размеров стандартных и имущественных налоговых вычетов.

Таблица 4. Отраслевая структура поступлений налога на прибыль в региональный бюджет Вологодской области в 2006 - 2009 гг.

Наименование отрасли 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Млн. руб. % Млн. руб. % Млн. руб. % Млн. руб. %

Производство пищевых продуктов 93,1 0,8 195,5 1,2 148,3 0,7 165,3 3,4

Химическое производство 506,1 4,3 1 288,6 8,2 5 020,3 23,0 809,6 16,8

Металлургическое производство 8 114,7 68,5 10 289,6 65,7 11 676 53,5 433,6 9,0

Строительство 193,8 1,6 479,3 3,1 498,5 2,3 342,3 7,1

Торговля 322,4 2,7 504,6 3,2 1 132,9 5,2 381,9 7,9

Транспорт и связь 303,1 2,5 743,6 4,8 1 099 5,0 850,7 17,7

Прочие отрасли 2 305,8 19,6 2 148,7 13,8 2 263,4 10,3 1 984,1 38,1

Источники: данные отчётности УФНС по Вологодской области; расчёты ИСЭРТ РАН.

Почти на треть увеличились в 2009 г. поступления акцизов в результате роста объёмов производства и реализации спиртосодержащей продукции и автомобильного бензина.

Аналогичную по размеру прибавку областной бюджет получил от мобилизации имущественных налогов. Рост по этой доходной статье обеспечен благодаря повышению собираемости налога на имущество организаций вследствие увеличения стоимости основных фондов. Поступления же от транспортного налога существенно сократились - на 40%.

Решающим фактором снижения неналоговых доходов стало недопоступление доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности. Исполнение этого вида неналоговых платежей относительно плана на 2009 г. составило 50%, а относительно уровня 2008 г. - 32%. Указанное обстоятельство обусловлено резким снижением основной составляющей доходов от использования имущества - арендной платы, получаемой за земельные участки, в связи с сокращением количества аукционов по продаже права на заключение договоров аренды.

Активизация работы администраторов неналоговых доходов в условиях кризиса позволила увеличить сборы по другим видам неналоговых платежей.

Одним из самых негативных проявлений кризиса стало ограничение бюджетной автономии Вологодской области. В 2009 г. собственные доходы смогли

покрыть только 56% расходов областного бюджета. Кроме того, отсутствовали реальные источники по долговому финансированию дефицита. В этой ситуации возникла острая потребность региона в увеличении финансовой помощи из федерального бюджета. Если в докризисный период такая помощь поступала в форме субвенций на финансирование делегированных полномочий федерального центра и субсидий на софинан-сирование программных мероприятий, то в 2009 г. этот перечень расширился за счёт привлечения дотаций на сбалансированность бюджета и бюджетных кредитов (рис. 6).

Рисунок 6. Структура финансовой помощи, поступившей из федерального бюджета в региональный бюджет Вологодской области в 2008 - 2009 гг., млрд. руб.

Источник: данные Казначейства России.

Таблица 5. Изменение расходных обязательств регионального бюджета Вологодской области в 2008 - 2009 гг.

Статьи расходов 2008 г. 2009 г.

Млн. руб. К 2007 г., в % Уд. вес, % Млн. руб. К 2008 г., в % Уд. вес, %

Расходы, всего 39 086,5 121,1 100,0 37 743,3 96,5 100,0

Общегосударственные вопросы 1 912,3 150,0 4,9 1 989,4 104,0 5,3

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 2 453,2 129,0 6,3 2 198,4 89,6 5,8

Национальная экономика 72327 155,4 18,5 6 251,7 86,4 16,5

Из них: - сельское хозяйство 2 388,5 189,2 6,1 1 730,1 72,4 4,6

- транспорт и дорожное хозяйство 3 302,9 134,5 8,5 2 007,8 60,8 5,3

Жилищно-коммунальное хозяйство 178,0 400,8 0,5 686,0 171,2 1,8

Охрана окружающей среды 165,1 220,7 0,4 139,3 84,4 0,4

Социальная сфера 9 9762 100,0 25,5 10 477,1 105,0 27,8

Из них: - образование 2 363,9 108,3 6,0 2 160,3 91,4 5,7

- культура 1 018,5 111,6 2,6 655,7 64,4 1,7

- здравоохранение и спорт 2 492,6 66,7 6,4 2 551,8 102,4 6,8

- социальная политика 4 101,2 130,4 10,5 5 109,2 124,6 13,5

Межбюджетные трансферты 17168,9 132,3 43,9 16 001,3 93,2 42,4

Из них: - местным бюджетам 14 650,7 112,6 37,5 13 690,5 93,4 36,3

- бюджетам внебюджетных фондов 2 518,2 6,4 2 289,7 90,9 6,0

Источники: данные Казначейства России; расчёты ИСЭРТ РАН.

В течение 2009 г. ситуация с исполнением расходной части областного бюджета складывалась неоднозначно. При существенном сокращении доходов заметного сокращения расходов не произошло - по сравнению с уровнем 2008 г. они снизились всего на 3,5%. Темпы роста и структура расходов по направлениям их использования претерпели значительные изменения (табл. 5).

Судя по данным таблицы, наиболее заметные в 2009 г. изменения по сравнению с параметрами исполнения бюджета в 2008 г. связаны с увеличением расходов по следующим разделам.

Во-первых, по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» финансирование повысилось в 1,7 раза. Необходимо подчеркнуть, что за последние два года произошло значительное увеличение ассигнований, выделяемых на развитие жилищнокоммунального хозяйства, - с 44,4 млн. руб. в 2007 г. до 686 млн. рублей в 2009 г. Это стало возможным благодаря поддержке этой отрасли Фондом содействия реформированию ЖКХ, который предоста-

вил Вологодской области в 2008 - 2009 гг. 1,4 млрд. руб. средств в качестве долевого финансирования региональных адресных программ, в том числе по переселению граждан из аварийного жилья.

Во-вторых, по разделу «Социальная политика» расходы в номинальном выражении увеличились на 25% за счёт необходимости реализации стимулирующих мер, направленных на сглаживание социальных последствий кризиса: поддержку рынка труда и содействие занятости, усиление помощи наиболее уязвимым, малообеспеченным слоям населения. Только на выплату пособий по безработице было направлено порядка 20% бюджетных средств, выделенных на социальную поддержку граждан, а в целом на реализацию мер социальной защиты отдельных категорий населения затраты областного бюджета в 2009 г. увеличились в 1,4 раза (табл. 6).

В-третьих, по разделу «Общегосударственные вопросы» произведённые расходы выросли на 77 млн. руб. или на 4%. Если по сравнению с первоначально утверж-

Таблица 6. Расходы регионального бюджета Вологодской области на социальную поддержку отдельных категорий граждан в 2008 - 2009 гг.

Меры социальной поддержки 2008 г., млн. руб. 2009 г., млн. руб. Изменения

сумма, млн. руб. раз

Всего 3 170,8 4 360,7 +1 189,9 1,4

Поддержка рынка труда и содействие занятости 144,8 853,1 +708,3 5,9

Выплата пособий по безработице 187,3 863,2 +675,9 4,6

Приобретение жилья для ветеранов ВОВ 248,2 1 355,9 +1 107,7 5,5

Источники: Закон Вологодской области «Об исполнении областного бюджета за 2009 г.»; расчёты ИСЭРТ РАН.

дённым планом затраты на содержание органов власти по указанному разделу сократились почти на треть, то относительно фактических расходов в 2008 г. такого снижения не произошло. Напротив, в

2009 г. в результате резкого - в 4,9 раза -роста расходов на обеспечение деятельности департамента информационных технологий управленческие расходы увеличились на 17,6 млн. руб. или на 2,2%. Кроме того, общий рост финансирования по данному разделу обусловлен появлением, впервые после 2004 г., процентных платежей на обслуживание долговых обязательств региона (табл. 7).

Наибольшее снижение в финансировании расходов областного бюджета прои-

зошло по разделам «Культура, кинематография и средства массовой информации», «Национальная экономика».

Уменьшение более чем на треть финансирования по разделу «Культура, кинематография и средства массовой информации» связано главным образом с сокращением в 3,5 раза расходов на проведение ремонтно-реставрационных работ на объектах культурного наследия.

В сфере поддержки национальной экономики важно рассмотреть динамику расходов на уровне подразделов бюджетной классификации. При этом можно заметить, что наибольшему сокращению подверглись расходы на финансирование дорожного хозяйства - около 40%.

Таблица 7. Расходы регионального бюджета Вологодской области по разделу «Общегосударственные вопросы» (на содержание аппарата управления и процентные платежи) в 2008 - 2009 гг., млн. руб.

Наименование статьи расходов 2008 г. 2009 г.

Первонач. план Утверждено Факт. расходы К 2008 г., %

Губернатор области 1,93 2,37 2,27 2,06 106,7

Законодательное Собрание области 134,0 171,0 146,1 140,7 105,0

Контрольно-счётная палата 19,8 22,3 18,4 17,7 89,4

Правительство области 296,0 366,8 286,6 247,7 83,7

Представительство области при Президенте РФ и Правительстве РФ 28,3 23,5 17,9 17,9 63,2

Представительство области в СЗФО 11,1 13,5 10,8 10,5 94,6

Департамент финансов 197,0 271,1 198,6 190,1 96,5

Департамент по обеспечению деятельности мировых судей 20,4 25,8 20,07 19,9 97,5

Комитет социальной безопасности 5,6 6,6 4,65 4,65 83,0

Управление по делам архивов 9,6 10,2 8,45 8,4 87,5

Избирательная комиссия области 35,0 39,9 35,5 35,5 101,4

Комитет по туризму области 8,9 13,06 10,2 10,1 113,5

Департамент информационных технологий и телекоммуникаций области 12,3 131,7 63,9 59,9 487,0

Комитет государственного заказа 20,0 21,9 19,07 18,97 94,8

Итого по управлению 799,9 1 157,6 876,5 817,5 102,2

Расходы на обслуживание государственного долга 0 278,2 164,9 161,1

Источники: законы Вологодской области об исполнении областного бюджета за 2008, 2009 гг. и об областном бюджете на 2009 г.

Как мы уже видели, в условиях жёсткого дефицита бюджетных ресурсов региональные власти вынуждены были перераспределить ассигнования по статьям бюджетного классификатора, в частности урезать финансирование, предназначенное для реализации программных мероприятий по строительству и модернизации автодорог, в пользу первоочередных расходов, направленных на обеспечение жизнедеятельности населения области.

Заметно, почти на треть, снизились затраты бюджета (как областного, так и в части федеральных субсидий) на поддержку сельскохозяйственного производства. В основном сокращение затронуло исполнение расходных обязательств по реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции.

На социально-культурную сферу в 2009 году было направлено около 30% объёма расходов областного бюджета, что выше уровня 2008 года на 5%. В приоритетном порядке осуществлялось не только финансирование мероприятий по социальной политике, но и сферы здравоохранения и спорта. В то же время нельзя не отметить снижение более чем на 8% расходов на образование, что связано с проведённой в этой сфере оптимизацией бюджетной сети, значительным сокращением затрат на начальное профессиональное образование и мероприятия в области молодёжной политики.

Объём финансовых средств, переданных из регионального бюджета в бюджеты

муниципальных образований Вологодской области, в номинальном выражении сократился на 6%. Однако межбюд-жетные трансферты остаются самой затратной статьёй, занимая более 36% расходной части областного бюджета. При этом острый дефицит собственных доходных источников местных бюджетов вызывает необходимость ежегодного увеличения объёмов фондов финансовой поддержки муниципальных образований. Об этом свидетельствует рост дотаций, направляемых на выравнивание бюджетной обеспеченности, на 33,4% по сравнению с уровнем 2008 г. Кроме того, необходимо отметить увеличение суммы кредитов, предоставляемых на покрытие временных кассовых разрывов между доходами и расходами в местных бюджетах (табл. 8).

Анализ целевой направленности меж-бюджетных трансфертов показывает, что основную долю в них занимают средства, направляемые на обеспечение текущих расходов. В 2008 г. они составляли более 75% в объёме финансовой помощи. В 2009 г. доля текущих трансфертов увеличилась до 86% за счёт резкого - в 3,3 раза -снижения безвозмездных перечислений на капитальные вложения (рис. 7).

Очевидно, что при сохранении преимущественной роли межбюджетных трансфертов текущего характера органы местного самоуправления будут оставаться зависимыми от финансовой помощи из областного бюджета и недостаточно заинтересованными в развитии собственной доходной базы.

Таблица 8. Финансовая помощь муниципалитетам из регионального бюджета

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вологодской области в 2008 - 2009 гг., млн. руб.

Показатели 2008 г. 2009 г.

Млн. руб. Уд. вес, % Млн. руб. Уд. вес, % К 2008 г., %

Всего 14 866,0 100,0 13 999,0 100,0 94,2

Дотации 2 614,0 17,6 3 488,0 25,0 133,4

Субсидии 4 718,0 31,7 2 842,0 20,3 60,2

Субвенции 7 277,0 49,0 7 360,0 52,6 101,1

Бюджетные кредиты 21 5,3 1,4 287,6 2,0 133,6

Источники: данные Казначейства России; расчёты ИСЭРТ РАН.

Рисунок 7. Структура межбюджетных трансфертов муниципалитетам по направлениям расходов в 2008 - 2009 гг., %

100 1 90 -80 -70 -60 -50 -40 -30 -20 -10 -

3,5

7,2

0

21,3

75,2

6,9

86

2008 г.

2009 г.

□ Текущие расходы □ Капитальные вложения

□ Жилищные программы

Источники: Закон Вологодской области «Об исполнении областного бюджета за 2009 г.»; расчёты ИСЭРТ РАН.

Как положительную следует оценить тенденцию расширения участия областного и федерального бюджетов в реализации

жилищных программ на территории муниципальных образований. В 2009 г. объём финансирования, направленного на переселение граждан из аварийного жилья, ремонт жилого фонда, обеспечение жильём молодых семей и специалистов на селе, увеличился в два раза по сравнению с 2008 г. В основном это стало возможным благодаря поддержке Фонда содействия реформированию ЖКХ.

Что касается исполнения расходных обязательств областного бюджета относительно законодательно утверждённых ассигнований, то их финансирование носило неритмичный характер. Уже становится закономерностью направление основного объёма средств получателям в конце финансового года (табл. 9), что приводит к неэффективному использованию бюджетных ресурсов.

Анализ исполнения областного бюджета в соответствии с функциональной классификацией бюджетных расходов свидетельствует, что ни один из её разделов не профинансирован в полном объёме (табл. 10).

Таблица 9. Исполнение расходной части регионального бюджета Вологодской области в 2008 - 2009 гг. (в % к утверждённой бюджетной росписи за год)

Год I квартал I полугодие 9 месяцев 12 месяцев

2008 17,6 40,8 65,6 ,8 8, 9

2009 16,1 41,5 67,3 96,9

Источники: данные Казначейства России; расчёты ИСЭРТ РАН.

Таблица 10. Кассовое исполнение регионального бюджета Вологодской области в 2009 г.

Раздел функциональной классификации расходов бюджета Исполнено, % к плану Сумма неиспользованных средств, млн. руб.

Расходы, всего 96,9 1 221,3

Общегосударственные вопросы 95,2 99,6

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность ,8 9, 9 3,5

Национальная экономика 95,5 297,9

Жилищно-коммунальное хозяйство 97,5 17,6

Образование 99,2 17,7

Культура 99,8 1,5

Здравоохранение и спорт 98,4 41,5

Социальная политика 95,2 255,8

Межбюджетные трансферты 97,0 485,6

Источники: законы Вологодской области «Об областном бюджете на 2009 г.» и «Об исполнении областного бюджета за 2009 г.»; расчёты ИСЭРТ РАН.

Как следует из данных таблицы, по итогам 2009 г. общая сумма неиспользованных ассигнований составила 1,2 млрд. руб. Основным фактором неосвоения средств выступает несвоевременное поступление трансфертов из федерального бюджета. Только по этой причине органы местного самоуправления не использовали меж-бюджетные трансферты на сумму почти 500 млн. руб., основная часть которых приходится на субвенции, перечисленные Минфином в декабре 2009 г.

Помимо того, к числу причин, обусловивших неисполнение расходов, относятся следующие: позднее доведе-

ние лимитов бюджетных обязательств, что ведёт к невозможности своевременного проведения конкурсных процедур; заключение государственных контрактов в конце финансового года и нарушение сроков выполнения заключённых контрактов; невозможность осуществления работ капитального характера в осенне-зимний период; длительные сроки утверждения проектно- сметной документации; завышение плановых потребностей и т.д.

Таким образом, Министерством финансов РФ и главными администраторами бюджетных средств не в полной мере обеспечиваются возможности участия бюджета в социально-экономическом развитии региона.

В условиях нарастания дисбаланса между поступлением и расходованием бюджетных средств по итогам 2009 г. зафиксирован дефицит областного бюджета в размере 6,5 млрд. руб. или 34% объёма собственных доходов. Для сравнения: за предшествующий 12-летний период (1997 - 2008) только в одном 2001 году дефицит составлял около 10%. Особенно напряжённая ситуация с исполнением регионального бюджета сложилась во II и IV кварталах, когда дефицит бюджета превысил все предельные ограничения, установленные Бюджетным кодексом РФ, и достиг по отношению к собственным доходам 44 и 66% соответственно (рис. 8).

Глубокий дефицит региональной бюджетной системы явился наиболее важной тенденцией 2009 г., определяющей не только текущую ситуацию в бюджетной сфере, но и её среднесрочные перспективы.

Рисунок 8. Поквартальная динамика дефицита регионального бюджета Вологодской области в 2009 г.

Млн. руб. %

Сумма, млн. руб.

К собственным доходам, %

Источники: данные Казначейства России; расчёты ИСЭРТ РАН.

Острая нехватка собственных ресурсов вынудила область решать проблему покрытия кассовых разрывов между доходами и расходами путём привлечения заёмных средств. Особенностью структуры источников финансирования дефицита стала возросшая роль бюджетных кредитов из федерального центра и кредитов коммерческих банков, которые в совокупности составили 87% объёма средств, направленных Вологодской областью на достижение сбалансированности бюджета (рис. 9). Подобная ситуация, когда региональная бюджетная система

в вопросах финансирования дефицита зависела от кредитных ресурсов, наблюдалась лишь в 2001 г.

Столь масштабные заимствования области привели к резкому увеличению долговой нагрузки. Размер государственного долга в 2009 г. вырос в 10 раз по сравнению с докризисным периодом, составив 55% объёма собственных доходов, что создало очевидную угрозу устойчивости областного бюджета (рис. 10).

Несмотря на влияние кризиса, в 2009 г. расширен перечень видов экономической деятельности, поддерживаемых на

Рисунок 9. Структура источников покрытия дефицита регионального бюджета Вологодской области в 2009 г., %

Банковские кредиты 43,5

Источники: данные Казначейства России; расчёты ИСЭРТ РАН.

Рисунок 10. Динамика государственного долга Вологодской области в 2005 - 2009 гг.

Млрд. руб. 12 х

10 --

8 --

6 --

4 --

2 --

7,1

♦-

Гы_

6,6

5,1

1,15 1 1,75

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

0

Сумма, млрд. руб. К собственным доходам бюджета, %

Источники: данные Министерства финансов РФ; департамента финансов Вологодской области; расчёты ИСЭРТ РАН.

областном уровне путём предоставления льгот по налогам. В первую очередь была снижена налоговая нагрузка на субъекты малого предпринимательства, а также сохранены льготы по налогу на имущество для организаций-инвесторов. В результате этого объём предоставленных в 2009 г. льгот увеличился по сравнению с предыдущим годом в 1,1 раза (табл. 11).

Основная доля льгот предоставляется по налогу на имущество организаций. Согласно данным УФНС по Вологодской области, в 2009 г. сумма налога, исчисленного к уплате в бюджет, составила 2,7 млрд. руб., а сумма налога, не поступившего в областной бюджет в связи с предоставлением льгот, - 2,5 млрд. руб. С учётом того, что налог на имущество организаций является региональным и полностью зачисляется в бюджет субъекта, областной бюджет в 2009 г. потерял в результате применения льгот 91% поступлений по данному платежу. Такая ситуация во многом обусловлена тем, что разработка вновь принимаемых решений по льготному налогообложению не всегда сопровождается

оценкой социально-экономической эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот. Более того, Законодательным Собранием области с 1 января 2010 г. признаны утратившими силу положения региональных законов о целевом использовании средств, высвободившихся от предоставления льгот, и отменена обязанность налогоплательщиков представлять в органы исполнительной власти области отчётность о целевом использовании налоговых льгот.

Прошедший год стал исключением в наметившейся за последние годы тенденции положительной динамики одного из индикаторов, характеризующих ликвидность регионального бюджета, - размера задолженности в бюджет по налогам и сборам. Ухудшение состояния расчётов в экономике региона, дефицит оборотных средств предприятий, в частности, в связи с сокращением банковского кредитования обусловили рост задолженности по платежам в областной бюджет на 31%.

Таблица 11. Налоговые льготы, предоставленные налогоплательщикам по законодательству Вологодской области

Показатель 2008 г. 2009 г.

Сумма, тыс. руб. Уд. вес в исчисленной сумме налога, % Сумма, тыс. руб. Уд. вес в исчисленной сумме налога, %

Налог на прибыль 754,0 0,006 14 860,0 0,2

Налог, взимаемый в связи с применением упрощённой системы налогообложения 0 25 200,0 2,8

Транспортный налог с организаций 17 069,0 7,1 33 385,0 13,6

Транспортный налог с физических лиц 30 934,0 5,6 0 0

Налог на имущество организаций 2 351 882,0 97,5 2 480 519,0 90,9

ИТОГО 2 400 639,0 14,8 2 553 964,0 26,1

В % к общему объёму налоговых доходов 7,1 13,9

Источники: данные отчётности УФНС по Вологодской области; расчёты ИСЭРТ РАН.

Таблица 12. Задолженность по платежам в региональный бюджет Вологодской области в 2008 - 2009 гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатель Сумма задолженности, млн. руб. Изменение

на 01.01.2009 г. на 01.01.2010 г. млн. руб. %

Задолженность, всего 501,0 657,0 +156,0 131,1

Недоимка по налогам и сборам 409,7 508,3 +98,6 124,1

в % к налоговым доходам 1,2 2,9

Задолженность по неналоговым платежам 91,3 148,6 +57,3 162,8

Источники: данные департамента финансов Вологодской области; расчёты ИСЭРТ РАН.

Вместе с тем уровень недоимки по сборам налогов в объёме налоговых доходов не превышает 5% и не может служить угрозой стабильности налоговой базы областного бюджета (табл. 12).

Вологодская область, долгие годы являющаяся регионом-донором, в 2009 г. утратила свои лидирующие позиции по большинству бюджетных показателей, определяющих финансовое состояние региона: уровню сбалансированности бюджетной системы, обеспеченности собственными доходами и по долговой нагрузке (табл. 13).

Как видно, по итогам прошедшего года Вологодская область характеризовалась самым высоким в Северо-Западном федеральном округе уровнем дефицита бюджета.

Подводя итог анализа результатов исполнения областного бюджета за 2009 г., можно выделить следующие основные тенденции бюджетной политики органов законодательной и исполнительной власти Вологодской области в условиях резкого сжатия доходов:

1. Сокращение капитальных расходов. Данный способ обеспечения сбалансированности бюджета в среднесрочной перспективе может привести к значительным рискам, поскольку при ограниченных

финансовых ресурсах уровень затрат на заработную плату и социальных трансфертов придётся поддерживать, а, значит, инвестиционные расходы снова могут стать балансирующей статьёй.

2. Оптимизация бюджетной сети, численности аппарата управления и расходов на его содержание. Этот подход является самым сложным с социальной и политической точек зрения, однако альтернатив у него в условиях кризиса нет.

По итогам 2009 г. оптимизация и сокращение непервоочередных затрат областного бюджета позволили снизить дефицит до 6,5 млрд. руб. вместо утверждённых 8,1 млрд. руб.

3. Активизация взаимодействия с федеральным центром в части получения дотации на сбалансированность регионального бюджета и бюджетных кредитов. В ситуации значительного снижения налоговых доходов дополнительные трансферты и кредиты из федерального бюджета стали одним из важнейших источников финансовых ресурсов для региона и обеспечили исполнение порядка 20% расходных обязательств областного бюджета.

4. Привлечение кредитов коммерческих банков. При полном задействовании собственных резервов использование заёмных источников представ-

Таблица 13. Изменение собственных доходов, дефицита региональных бюджетов и государственного долга субъектов Северо-Западного федерального округа в 2008 - 2009 гг.

Регион Собственные доходы бюджета, % к всего доходам Дефицит бюджета, % к собственным доходам Государственный долг, % к собственным доходам

2008 г. 2009 г. 2008 г. 2009 г. 2008 г. 2009 г.

Республика Карелия 60 57 3,2 25,4 23,3 44,0

Республика Коми 84,4 72,2 3,5 5,5 8,3 20,2

Архангельская область 60,4 48,3 20,6 28,8 15,3 37,5

Вологодская область 87 60,8 0 34,1 3,8 39,4

Калининградская область 57 42,2 16,0 0 31,4 54,8

Ленинградская область 79,4 78,3 0 9,8 10,5 12,0

Мурманская область 64 63,5 0 7,9 2,4 22,0

Новгородская область 68,6 62 13,0 9,4 17,0 29,4

Псковская область 54 47,8 0 8,9 1,7 3,7

г. Санкт-Петербург 84,5 77,5 5,8 2,7 0,1 0,7

СЗФО 78,5 70,0 4,4 6,4 5,5 13,8

Российская Федерация 76,0 66,6 1,1 8,4 12,2 24,0

Источники: данные Казначейства России; расчёты ИСЭРТ РАН.

ляется вполне оправданным не только с точки зрения финансирования дефицита бюджета, но и необходимости возврата излишне уплаченного налога на прибыль (в 2009 г. потери областного бюджета от возврата налогоплательщикам переплат по налогу на прибыль составили 3 млрд. руб.).

Самым значимым результатом бюджетной политики региона в прошедшем году следует признать сохранение совокупных номинальных расходов областного бюджета на уровне 2008 г.

В условиях сохраняющейся сильной зависимости бюджетной системы региона от внешнеэкономической конъюнктуры ситуация в области государственных финансов по итогам первого полугодия

2010 г. несколько улучшилась по сравнению с аналогичным периодом 2009 г., но продолжает оставаться напряжённой и ещё далека от докризисного устойчивого состояния (табл. 14). По среднесрочному прогнозу регион восстановит уровень доходов 2008 г. только к 2012 г.

Хотелось бы акцентировать внимание на том, что в исследованиях ИСЭРТ РАН по проблеме бюджетной безопасности неоднократно поднимались вопросы существования ряда угроз стабильности функционирования бюджетной системы Вологодской области. Реализовавшимися в 2009 г. угрозами следует считать:

• резкое сжатие налоговых доходов из-за отсутствия у регионального бюджета устойчивой к макроэкономическим шокам доходной базы;

• формирование высокого дефицита бюджета в связи с падением доходов и не-снижающимся уровнем расходных обязательств;

• быстрое исчерпание накопленных резервов за счёт затрат на погашение дефицита;

• усиление зависимости областного бюджета от федерального центра в условиях резкого сокращения доходной базы по ключевому налогу (налог на прибыль);

• рост объёмов фондов финансовой поддержки муниципальных образований, увеличивающий нагрузку на региональный бюджет.

Представляется, что усилия органов власти Вологодской области по преодолению этих угроз в свете последних решений Правительства Российской Федерации в сфере бюджетной политики должны быть сконцентрированы на следующих основных направлениях:

1. Уход от моноструктурности экономики, создание диверсифицированной налоговой базы бюджета. Это ключевое направление, обозначенное в Бюджетном послании Президента РФ как «проблема № 1», определяющее реализацию всех других направлений. Не стоит отрицать того, что достижения Вологодской области в сфере бюджета за последние годы явились во многом конъюнктурным результатом.

В качестве одного из существенных элементов диверсификации налогового потенциала региона следует рассматривать повышение уровня деловой активности малого предпринимательства, преимущественно в сфере услуг. При этом доходы от малого бизнеса должны стать одним из заметных источников бюджета.

Таблица 14. Доля основных составляющих доходной части регионального бюджета

Вологодской области в январе - июне 2007 - 2010 гг., %

Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Доходы, всего 100,0 100,0 100,0 100,0

Собственные доходы 85,6 84,1 69,1 77,0

Налоговые доходы 83,5 82,2 67,4 78,0

налог на прибыль 42,8 42,7 18,3 36,2

Межбюджетные трансферты 9,8 16,2 28,2 23,0

Источники: данные Казначейства России, департамента финансов Вологодской области; расчёты ИСЭРТ РАН.

2. Переход от поддержки спроса в экономике к поддержке долговой и фискальной стабильности.

Известно, что в докризисный период основной целью налоговой политики было снижение налоговой нагрузки. С одной стороны, стимулирующая налоговая политика, направленная на снижение налоговых ставок и введение налоговых льгот, приводит к росту совокупного спроса, увеличению предложения труда, активизации инвестиционных процессов. С другой стороны, снижение налоговой нагрузки при неизменности расходов неизбежно влечёт за собой увеличение бюджетного дефицита, который должен быть профинансирован за счёт наращивания долговых обязательств. На сегодняшний день проблема сбалансированности бюджета вынуждает к поиску различных источников финансирования, в том числе к рассмотрению вариантов повышения налогов и отказа от налоговых льгот. Одновременно с этим нужно так оптимизировать налоговую нагрузку, чтобы её распределение по секторам экономики стимулировало создание инвестиционных проектов, которые были бы направлены на модернизацию производственной инфраструктуры и развитие высокотехнологичных отраслей.

В свою очередь, неизбежное ограничение бюджетной поддержки экономики должно быть компенсировано мерами по преодолению стагнации в кредитовании хозяйствующих субъектов.

3. Совершенствование налогового администрирования, повышение роли региональных налогов и неналоговых платежей.

В Бюджетном послании Президент РФ предложил не завышать ставки налогов, а тщательнее их собирать. Первоочередной задачей в реализации данного принципа является ликвидация имеющейся задолженности по всем платежам в бюджет. Эта задача может быть решена не только в рамках продолжения работы

с налогоплательщиками по своевременному исполнению обязательств перед бюджетом, но и с помощью усиления взаимодействия Правительства области с налоговыми службами в части проведения претензионно-исковой деятельности по принудительному и бесспорному взысканию просроченных платежей, более активного использования права налоговых органов обращать взыскание на суммы, причитающиеся недоимщику от его дебиторов.

В условиях утраты доминирующей роли налога на прибыль в формировании доходов регионального бюджета необходим поиск компенсирующих источников наполнения областной казны. Реализовать эту задачу невозможно только лишь усилиями Правительства области.

Требуется комплекс законодательных мер федерального уровня, а именно:

- разработка механизма компенсации бюджетам субъектов Федерации доходов, выпадающих в связи с предоставлением льгот, установленных федеральными законами по регулируемым и местным налогам, отмена льгот для предприятий естественных монополий;

- пересмотр ставок отдельных регулирующих налогов в пользу региональных бюджетов;

- введение прогрессивного налогообложения физических лиц;

- радикальное реформирование налогообложения имущества в направлении усиления фискальной нагрузки на обладателей дорогостоящей недвижимости (несмотря на активное обсуждение необходимости разработки кадастра объектов недвижимости и на его основе методики массовой оценки недвижимости, соответствующие решения так и не приняты);

- внесение изменений в порядок возврата в федеральный бюджет неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов в части исключения из перечня целевых средств, подлежащих возврату, всех видов субсидий (по данным депар-

тамента финансов Вологодская область возвратила в федеральный бюджет по итогам 2009 г. 277 млн. руб.).

Для повышения отдачи от региональных налогов и неналоговых доходов было бы целесообразно предложить Правительству области провести инвентаризацию объектов имущественного налогообложения и поставить на налоговый учёт незарегистрированное имущество; максимально эффективно осуществить продажу всех активов, ненужных или несвойственных для функций исполнения полномочий государственной власти. К этому можно добавить такие меры налогового администрирования, как дальнейшее упрощение для малого бизнеса процедуры уплаты налогов, оптимизация прав проверяющих органов и т.п.

Учитывая неполное использование бюджетных ассигнований в ходе бюджетного процесса в 2009 г., что, на наш взгляд, неприемлемо в условиях кризиса, необходимо активизировать взаимодействие с Министерством финансов РФ по полному и своевременному перечисле-

нию межбюджетных трансфертов в областной бюджет, а также усилить ответственность за исполнение расходных обязательств их главных администраторов.

4. Реформирование всей системы государственного управления, резкое повышение её эффективности. Прежде всего это касается непомерно разросшейся сети бюджетных учреждений. Как подчёркнуто в Бюджетном послании, проблема дефицита бюджета заключается не только в размере расходов, но и в структуре их приоритетов и эффективности.

Надо иметь в виду, что в ближайшие годы потребуется адаптация бюджетных расходов к более низкому уровню доходов. Однако социальная составляющая расходов не будет снижаться ни при каких условиях. За последние 6 лет издержки областного бюджета на заработную плату бюджетникам и социальные трансферты населению увеличились в 3,4 раза, составив в среднем более 25% расходной части, причем максимальной величины они достигли в кризисном

2009 году (рис. 11). В структуре финан-

Рисунок 11. Динамика расходов регионального бюджета Вологодской области на оплату труда (с начислениями) и социальные трансферты в 2004 - 2009 гг.

Источники: данные Казначейства России; расчёты ИСЭРТ РАН.

сирования социальной сферы указанные расходы в 2007 - 2009 гг. занимали 63% против 48% в 2004 - 2006 гг.

Очевидно, что такой рост социальных затрат нельзя преодолеть без резкого повышения эффективности всей бюджетной системы. Одним из средств решения данной задачи должна стать реализация Программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г., утверждённой Правительством РФ. Основная её идея - переход от классификации бюджета по доходам и расходам к программному планированию, что позволит чётко определить затраченный объём ресурсов и результат от направленных средств. Поставленные в программе цели по сути не являются новациями в сфере бюджетной политики. Реформа государственных учреждений, переход к нормативно-подушевому и конкурсному финансированию социальных услуг декларировались в ряде программных документов последних лет, однако их реализация до сих пор откладывалась.

Бесспорно, ключевые направления повышения эффективности бюджетных расходов выбраны вполне обоснованно. Однако, по мнению многих экономистов, общественных деятелей и финансистов, данная программа требует доработки. Так, участники круглого стола, состоявшегося в Калужской области 28 - 29 мая

2010 г., отметили, что переход от сметного финансирования бюджетных учреждений к финансовому обеспечению выполнения государственного задания на оказание услуг не может привести к сокращению расходов без законодательной регламентации порядка формиро-

вания задания, нормативов его расчёта и объёмов финансового обеспечения. Острый общественный резонанс вызвала инициированная Правительством РФ идея так называемой коммерциализации традиционно бюджетных структур, изменение их статуса. Как считают эксперты Института экономики переходного периода, только по мере создания в стране соответствующих институциональных условий дальнейшее развитие таких сложных механизмов управления государственными финансами, как бюджетирование, ориентированное на результат, программно-целевая деятельность, государственно-частное партнёрство, может стать фактором рационализации бюджетных расходов и повышения эффективности всего бюджетного процесса.

В настоящее время правительством области проводится активная работа по формированию регионального бюджета на 2011 г. Безусловно, она требует жёсткого подхода к вопросам сбалансированности бюджета и снижения финансовых рисков. Вместе с тем необходимо учитывать, что бюджетная система остаётся важнейшим инструментом регионального развития. Поэтому нельзя решать проблему сбалансированности бюджета за счёт механического урезания инвестиционных расходов на инфраструктуру, модернизацию технологичных отраслей, преобразования в науке, образовании и здравоохранении. Оптимальное решение этой проблемы видится в реальной приоритетности расходов, кардинальном повышении их эффективности, в поддержке отраслей, формирующих новую экономику и будущую налоговую базу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Доклад Губернатора области В. Позгалёва на сессии Законодательного Собрания Вологодской области 30 июня 2010 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства Вологодской области. - Режим доступа: http://vologda-oblast.ru/periodic.

2. Об областном бюджете на 2009 г. [Электронный ресурс]: Закон Вологодской области от 13.12.2008 г. № 1931-ОЗ // Справочно-поисковая система «КонсультантПлюс».

3. О бюджетной политике в 2011 - 2013 гг. [Электронный ресурс]: Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 29.06.2010 г. // Справочно-поисковая система «КонсультантПлюс».

4. Об исполнении бюджетов субъектов РФ за 2008 - 2009 гг. [Электронный ресурс]: отчётность Казначейства России // Официальный сайт Федерального казначейства. -Режим доступа: http://www.roskazna.ru/reports/mb.html

5. Об исполнении областного бюджета за 2008 гг. [Электронный ресурс]: Закон Вологодской области от 03.06.2009 г. № 2032-ОЗ // Справочно-поисковая система «Консультант-Плюс».

6. Об исполнении областного бюджета за 2009 гг. [Электронный ресурс]: Закон Вологодской области от 30.06.2010 г. № 2352-ОЗ // Справочно-поисковая система «Консультант-Плюс».

7. Об основных направлениях налоговой и бюджетной политики в Вологодской области на 2010 г. и на период до 2012 г. [Электронный ресурс]: постановление Правительства Вологодской области от 14.09.2009 г. № 1397 // Справочно-поисковая система «КонсультантПлюс».

8. Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2010 г. [Электронный ресурс]: утв. распоряжением Правительства РФ от 30.06.2010 г. № 1101-р // Официальный сайт Министерства финансов РФ. - Режим доступа: http://www1.minfin.ru/common/img/uploaded/library

9. Региональные и местные бюджеты: проблемы и их решения [Электронный ресурс]: рекомендации круглого стола, Калужская область, 28 - 29 мая 2010 г. // Официальный сайт Комитета Совета Федерации по бюджету. - Режим доступа: http://council.gov.ru

10. Российская экономика в 2009 г. Тенденции и перспективы / колл. авторов Института экономики переходного периода. - М.: ИЭПП, 2010. - 707 с.

11. Сводные отчеты по формам статистической налоговой отчетности [Электронный ресурс] // Официальный сайт УФНС России по Вологодской области. - Режим доступа: http://www.r35.nalog.ru

12. Силуанов, А.Г. Региональные бюджеты: текущее состояние и перспективы [Электронный ресурс] / А.Г. Силуанов // Бюджет. - 2009. - № 11. - Режим доступа: http://bujet.ru/ article/65849.php

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.