ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
2013
УДК 378:330.322
ЭКОНОМИКА
Вып. 3(18)
РЕГИОНАЛЬНЫМ АСПЕКТ ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ
КАПИТАЛ УНИВЕРСИТЕТА
Е.В. Чучулина, к. экон. наук, ст. преподаватель кафедры мировой экономики и экономической теории
Электронный адрес: chuchulina.ekaterina@yandex.ru
Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15
Статья посвящена проблеме управления человеческим капиталом университета, как источника конкурентоспособности региона. Автором предложена схема управления инвестициями в человеческий капитал университета. На основе анализа выявлены особенности и проблемы управления человеческим капиталом университета.
Ключевые слова: человеческий капитал; регион; инвестиции; управление.
На современном этапе экономического развития немаловажную роль играет человек. Человек - звено цепочки развития и динамики общества. Индивид рождается с определенным, заложенным на генетическом уровне, человеческим потенциалом. Далее, при помощи развития социальных институтов: семьи, школы, вуза, индивид преобразует человеческий потенциал в человеческий капитал. Именно с ним он появляется на рынке труда региона, страны, мира.
Актуальность темы обусловлена тем, что в современных условиях именно человек с его способностями, навыками и становится решающим фактором развития экономики. Для эффективного управления человеческим капиталом необходима прежде оценка человеческого потенциала и капитала. Рассмотрим общие черты и различия данных понятий.
Научная категория «человеческий капитал» уже давно нашла свое место в истории экономической мысли. Истоки его формирования лежат в понятии «человеческий потенциал». Существуют различные трактовки человеческого потенциала, в частности:
1. «Человеческий потенциал экономики можно характеризовать как накопленный населением запас физического и нравственного здоровья, общекультурной и профессиональной компетенции, творческой, предпринимательской и гражданской активности, реализуемый в разнообразных сферах деятельности, а также в уровне и структуре потребностей». 1
2. «Человеческий потенциал - готовность и способность национальной общности к актив-
ному саморазвитию, своевременному и адекватному ответу на множественные вызовы внешней
среды и успешной конкуренции с другими об-
2
ществами».
3. «Человеческий потенциал - совокупность возможностей отдельных лиц, общества, государства в области использования людских ресурсов, которые могут быть приведены в действие и использованы для решения определенных задач и
- 3
достижения поставленных целей».
Человеческий потенциал индивида преобразовывается в человеческий капитал индивида и уже посредством фирмы индивид выходит на рынок труда с предложением человеческого капитала. «Человеческий потенциал» - это ключевой ресурс для региона. Регион - носитель конкурентных отношений, важная составляющая современной инновационной экономики, основанной на знаниях и информации.
Трактовка категории «человеческий капитал» также привлекала внимание многих ученых, в частности:
1. «Человеческий капитал - это не только носитель экономической деятельности субъекта (человека), но и важный индикатор социальноэкономического, культурного и политического
4
развития» .
'Соболева И. В. Человеческий потенциал российской экономики. Проблема сохранения и развития. М.,
2007. С. 12.
Заславская Т.Н. Человеческий потенциал в совре-
менном трансформационном процессе// Общественные науки и современность. М., 2005. №3. С. 10.
Колин К.К. Человеческий потенциал и инновационная экономика // Вестник Российской Академии естественных наук. СПб.,2003. № 4. С.3.
4Сухих В.А. Социоэкономика региона: методология исследования, тенденции развития и механизмы регулирования: монография. Перм.гос. ун-т, Пермь,
2008.
© Чучулина Е.В., 2013
2. Человеческий капитал выступает в качестве «взаимосвязанной, интегрированной совокупности основных характеристик работника (физиологические особенности, характеристики здоровья, психики, особенностей характера, занимаемого общественного положения, имеющихся связей и репутаций, уровня образования, коммуникабельности, квалификации, инновационной активности, природных и приобретенных интеллектуальных задатков). Из этого следует, что выгода, получаемая работниками интеллектуального труда, выражается как в денежном доходе, так и в приобретении ими профессионального, общественного, социального статуса в виде современных коммуникационных и информационных компетенций, деловой и профессиональной репутации».5
3. «Человеческий капитал - это сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотивации, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту производительности труда и эффективности производства и тем самым влияют на рост заработков (доходов) данного человека».6
На наш взгляд, человеческий капитал - это новая форма, способ реализации человеческого потенциала, накопленного индивидом в процессе социальной и общественной жизни в регионе, стране, мире, при помощи инвестирования в развитие профессиональных качеств индивида.
Невозможно поставить знак равенства между понятиями «человеческий капитал» и «человеческий потенциал». Человеческий капитал является важной составляющей человеческого потенциала. Человеческий капитал связан с получением дохода при помощи успешного инвестирования в развитие профессиональных качеств своего обладателя - индивида.
Университет играет ключевую роль в процессе накопления, управления и реализации на рынке труда региона качественного человеческого капитала, поскольку именно университеты создают и передают новые знания, формируют специфические трудовые навыки индивидов, связанные с знаниями [6]. Региональный аспект роли университета в создании человеческого капитала региона предполагает объединение процесса реализации программы социальноэкономического развития региона, процесса подготовки кадров на рынок труда региона, объединение новых инновационных знаний и технологий. Система выглядит следующим образом:
Рис. 1. Система «Университет-рынок труда региона»
5Там же.
6 Дятлов С.А. Теория человеческого капитала: учеб. пособие.СПб.:Изд-во СПбУЭФ,1996.
Развитие человеческого капитала региона невозможно без учета инвестиционных процессов.
Инвестиции в человеческий капитал региона - это процесс, находящийся в непрерывном движении и возобновлении. Процесс инвестиций в человеческий капитал региона с социально- экономической точки зрения - это процесс воспроизводства рабочей силы особого качества на рынке труда региона. Инвестиции -
это важнейшая предпосылка производства чело-
7
веческого капитала .
На примере университета рассмотрим процесс управления инвестициями в человеческий капитал.
В рамках процесса управления и инвестирования в человеческий капитал университета можно обратить внимание на два важных направления. Представим процесс инвестиций в человеческий капитал университета схематично (см. рис. 2).
Инвестиции в человеческий капитал кадрового состава университета
Инвестиции в человеческий капитал студенческого состава университета
Рис. 2. Инвестиции в человеческий капитал университета
Инвестиции в человеческий капитал университета подразделяются на два вида:
1. Инвестиции в человеческий капитал кадрового состава вуза включают в себя:
• курсы повышения квалификации;
• международные стажировки и обмен опытом;
• обучение инновационным технологиям преподавания;
• гранты на развитие молодых ученых и специалистов;
• гранты на проведение исследований;
• академическую мобильность;
• охрану труда;
• охрану здоровья;
• льготные социальные условия (приобретение жилья).
2. Инвестиции в человеческий капитал студенческого состава вуза включают в себя:
• студенческие и научные конференции;
• стипендиаты;
• академическую мобильность;
• спорт;
• художественную самодеятельность;
• профсоюз;
• бизнес-инкубатор;
• трудоустройство;
• научно-исследовательские командировки;
• профилакторий, отдых, туризм;
• интернет и 1Т технологии;
• общежитие.
Весь процесс требует разработки схемы управления.
Разработаем авторскую схему управления инвестициями в человеческий капитал университета (рис.3):
7Дятлов С.А. Теория человеческого капитала: учебное пособие.СПб.:Изд-во СПбУЭФ,1996.
+ Положительный эффект
- Отрицательный эффект А
V
Разработка комплекса управленческих решений по изменению процесса инвестирования, направленных на повышение качества в ЧК вуза
Профессиональные кадры, обладающие качественным ЧК
Рис. 3. Схема управления инвестициями в человеческий капитал университета
Исходя из вышеизложенного, мы можем оценить эффект от инвестиций следующим образом:
1. Для профессиональных кадров.
В процессе инвестиционных действий
всегда появляется результат. Он может быть как положительным, так и отрицательным. Например, преподаватель вуза прошёл курсы повышения квалификации на международном уровне или участвовал в научно-практической конференции, или провёл уникальные исследования и выиграл грант. Положительный эффект заключается в усовершенствовании качества человеческого капитала работника и студентов в целом, так как преподаватель будет использовать новые знания в процессе обучения, проведет дополнительные исследования, студенты смогут поучаствовать в процессе исследований и приобрести новые знания и навыки.
2. Для студентов.
Для студентов появляется уникальная возможность для реализации своих способностей в научной сфере, при участии в научных семинарах, конференциях и т. д., для преуспевающих в учебе студентов предусмотрены дополнительные стипендии и гранты. Реализация возможна также в социальной и культурной деятельности, существуют перспективы трудоустройства в компаниях- партнерах университета.
Приоритетными направлениями управления инвестициями в человеческий капитал университета являются:
1. Создание условий для развития человеческого капитала в университете и регионе.
2. Создание механизмов взаимодействия государства и бизнес-структур по развитию человеческого капитала в университете.
3. Повышение качества человеческого капитала университета.
4. Обеспечение доступности образования и повышения качества образовательных услуг.
5. Обеспечение потребностей региональной экономики в высокопрофессиональном человеческом капитале.
6. Улучшение качества трудовой жизни сотрудников и студентов университета.
Этапы анализа эффекта процесса управления инвестициями в человеческий капитал университета состоят из следующих шагов:
1) разработка программ по развитию человеческого капитала университета;
2) оценка эффективности предложенных программ;
3) если оценка положительная - передача программ на реализацию;
4) если оценка программы одобрена -выделение средств на ее реализацию.
Сотрудничество университета, администрации региона и бизнес-структур обеспечит будущие инвестиции в человеческий капитал, снижение дисбаланса на рынке труда и удовлетворение социально-экономических потребностей региона. Следовательно, управленческие решения руководства университета должны быть направлены на усовершенствование способов использования человеческого капитала. Задача университета - инвестировать в производственные возможности человеческого капитала, что будет способствовать росту качественных аспектов человеческого капитала в будущем.
Список литературы
1. Дятлов С.А. Теория человеческого капитала: учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996. 287 с.
2. Заславская Т.Н. Человеческий потенциал в современном трансформационном процессе // Общественные науки и современность. 2005. №3.С. 5-16.
3. Колин К.К. Человеческий потенциал и инновационная экономика // Вестник Российской Академии естественных наук. 2003. № 4. С. 16-22.
4. Соболева И.В. Человеческий потенциал российской экономики. Проблема сохранения и развития. М., 2007. 202 с.
5. Сухих В.А. Социоэкономика региона:
методология исследования, тенденции развития и механизмы регулирования: монография.
Перм.гос. ун-т. Пермь, 2008. 263 с.
6. Шешукова Т.Г., Колесень Е.В. Экономический потенциал предприятия: сущность, компоненты, структура // Вестн. Перм. ун-та. Сер. Экономика. 2011. Вып. 4. С. 118-127.