Научная статья на тему 'Региональный антикоррупционный мониторинг: проблемы возникновения личной заинтересованности руководителей при исполнении трудовых (должностных) обязанностей'

Региональный антикоррупционный мониторинг: проблемы возникновения личной заинтересованности руководителей при исполнении трудовых (должностных) обязанностей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
95
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / ПРОФИЛАКТИКА КОРРУПЦИИ / КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ / РУКОВОДИТЕЛЬ УЧРЕЖДЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СУБЪЕКТЫ РФ / CORRUPTION / COMBATING CORRUPTION / PREVENTION OF CORRUPTION / CONFLICT OF INTEREST / AGENCY HEAD / PUBLIC BODY / LEGAL REGULATION / SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кабанов Павел Александрович

В работе впервые в российской юридической науке приводятся результаты мониторинга правового регулирования организации деятельности по уведомлению работодателя руководителями государственных учреждений о возникновении личной заинтересованности при исполнении ими профессиональных функций, которая приводит либо может привести к конфликту интересов в субъектах Российской Федерации. Подробно раскрывается содержание процессуальных аспектов организации этой деятельности, выделяются процессуальные стадии, формы реализации обязанности по уведомлению, особенности правового регулирования в различных регионах. Выявлены основные недостатки правового регулирования этого направления антикоррупционной деятельности и предложены меры по их нейтрализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL ANTI-CORRUPTION MONITORING: PROBLEMS OF THE EMERGENCE OF PERSONAL INTEREST OF PUBLIC AGENCIES’ HEADS WHILE PERFORMING THEIR (EMPLOYMENT) DUTIES

This paper presents, for the first time in Russian legal science, the results of monitoring the legal regulation of organisation of activities aimed at informing the employer by heads of public bodies of the emergence of their personal interest in performing their professional duties, which leads or can lead to a conflict of interest in subjects of the Russian Federation. The content of the procedural aspects of organisation of these activities is expounded in detail, procedural stages are highlighted, as well as forms of implementation of obligations to inform and features of legal regulation in different regions. The main shortcomings of legal regulation of this field of anti-corruption activities are identified and measures for their neutralisation are put forward.

Текст научной работы на тему «Региональный антикоррупционный мониторинг: проблемы возникновения личной заинтересованности руководителей при исполнении трудовых (должностных) обязанностей»

Региональный антикоррупционный мониторинг: проблемы возникновения личной заинтересованности руководителей при исполнении трудовых (должностных)

обязанностей

Кабанов П. А.1

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, профилактика коррупции, конфликт интересов, руководитель учреждения, государственное учреждение, правовое регулирование, субъекты РФ.

Аннотация. В работе впервые в российской юридической науке приводятся результаты мониторинга правового регулирования организации деятельности по уведомлению работодателя руководителями государственных учреждений о возникновении личной заинтересованности при исполнении ими профессиональных функций, которая приводит либо может привести к конфликту интересов в субъектах Российской Федерации. Подробно раскрывается содержание процессуальных аспектов организации этой деятельности, выделяются процессуальные стадии, формы реализации обязанности по уведомлению, особенности правового регулирования в различных регионах. Выявлены основные недостатки правового регулирования этого направления антикоррупционной деятельности и предложены меры по их нейтрализации.

DOI: 10.21681/2226-0692-2019-1-44-53

Введение

П предотвращение и урегулирование конфликта интересов в процессе осуществления своей профессиональной деятельности является одной из общепризнанных мер, которая позволяет с одной стороны качественно исполнять свои трудовые обязанности, а с другой — снижать коррупционные риски, способствующие тому или иному направлению социального управления. Вопросам недопущения и урегулирования конфликтных ситуаций в процессе управленческой деятельности посвящено значительное количество нормативных правовых актов, научных исследований и методических рекомендаций. Однако все это посвящено вопросам, связанным с осуществлением управленческих функций в органах публичной власти. Действительно, значительная доля нормативных правовых актов касается именно сферы государственного управления, и лишь незначительная направлена на правовое регулирование, предотвращение и урегулирование конфликта интересов в организациях и учреждениях. Проводимые научные исследования также ориентированы на предотвращение и урегулирование конфликта интересов на государственной (муниципальной) службе [2, с 214—216; 5, с 28—34; 6, с 30—33; 7, с 59—63; 8, с 14—19; 11, с 27—31; 12, с 31—41] или лиц, замещающих определенные государ-

ственные (муниципальные) должности [4, с 11—21; 9, с 130—134; 10, с 21—28], или руководителей организаций и учреждений, находящихся в ведении федеральных органов государственной власти [1, с 2—8; 3, с 39—56]. Вне научных интересов оказывается целое направление — предотвращение и урегулирование конфликта интересов в государственных учреждениях (организациях) субъектов Российской Федерации. Такое состояние дел свидетельствует о необходимости проведения мониторингового исследования состояния правового регулирования организации деятельности по уведомлению руководителями государственных учреждений о возникновении личной заинтересованности при исполнении трудовых (должностных) обязанностей, которая приводит либо может привести к конфликту интересов в различных регионах Российской Федерации.

Теоретическая цель исследования — оценка состояния правового регулирования деятельности по уведомлению руководителями государственных учреждений о возникновении личной заинтересованности при исполнении трудовых (должностных) обязанностей, которая приводит либо может привести к конфликту интересов в субъектах Российской Федерации.

Прикладная цель исследования — выявление недостатков правового регулирования деятельности по уведомлению руководителями государственных учреждений о возникновении личной заинтересованности

1 Кабанов Павел Александрович, доктор юридических наук, доцент, директор НИИ противодействия коррупции Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП), Российская Федерация, г. Казань. E-mail: kabanovp@mail.ru

при исполнении трудовых (должностных) обязанностей, которая приводит либо может привести к конфликту интересов в субъектах Российской Федерации, и выработка мер по повышению качества правового регулирования.

Задачи исследования: 1 поиск, обнаружение, фиксация и описание региональных нормативных актов, регулирующих деятельности по уведомлению руководителями государственных учреждений о возникновении личной заинтересованности при исполнении трудовых (должностных) обязанностей, которая приводит либо может привести к конфликту интересов; 1 описание основных форм деятельности по уведомлению руководителями государственных учреждений о возникновении личной заинтересованности при исполнении трудовых (должностных) обязанностей, которая приводит либо может привести к конфликту интересов в субъектах Российской Федерации; 1 оценка особенностей и качества правового регулирования по уведомлению руководителями государственных учреждений о возникновении личной заинтересованности при исполнении трудовых (должностных) обязанностей, которая приводит либо может привести к конфликту интересов в субъектах Российской Федерации; 1 внесение предложений, направленных на повышение качества правового регулирования по уведомлению руководителями государственных учреждений о возникновении личной заинтересованности при исполнении трудовых (должностных) обязанностей, которая приводит либо может привести к конфликту интересов в субъектах Российской Федерации.

Объект исследования — общественные отношения по уведомлению руководителями государственных учреждений о возникновении личной заинтересованности при исполнении трудовых (должностных) обязанностей, которая приводит либо может привести к конфликту интересов.

Предмет исследования — нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие процедурные вопросы по уведомлению руководителями государственных учреждений о возникновении личной заинтересованности при исполнении трудовых (должностных) обязанностей, которая приводит либо может привести к конфликту интересов.

Методология и методика исследования обусловлена использованием диалектического материализма и основанных на нём общенаучных методов познания (анализ, синтез, группировка, сравнение и др.)

Эмпирическая база исследования — 286 действующих и утративших силу нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующие процедурные вопросы по уведомлению руководителями государственных учреждений о возникновении личной заинтересованности при исполнении трудовых (должностных) обязанностей, которая приводит либо может привести к конфликту интересов.

Территориальные и хронологические рамки исследования: территориальные — территория Российской

Федерации. Временные границы обусловлены периодом активного формирования и развития государственной политики противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации и охватывают период с 2006 года по январь 2019.

Результаты проведенного исследования

(все примечания в данной статье размещены в конце статьи)

Обязанность принимать в организациях, независимо от их правового статуса, меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов сотрудниками предусмотрена пунктом 5 статьи 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции»1. Это антикоррупционное требование дополнительно закреплено в отношении руководителей государственных учреждений, в региональном антикоррупционном законодательстве (Республика Саха (Якутия)2, Пермский край3, Архангельская4, Воронежская5, Кировская6, Нижегородская7, Пензенская8, Саратовская9 и Ярославская10 области). Закрепленная нормами материального права в федеральном и региональном антикоррупционном законодательстве обязанность руководителей государственных учреждений сообщать о возникшем конфликте интересов либо о возможности его возникновения работодателю не обеспечивается законодательно установленными процессуальными нормами. Закрепление антикоррупционных требований, в том числе о предотвращении и урегулировании конфликта интересов руководителями региональных государственных учреждений, происходит в подзаконных нормативных правовых актах11. Это положение соответствует практике закрепления аналогичных антикоррупционных положений на федеральном уровне12.

По устоявшимся российским правовым традициям, процессуальные нормы, регулирующие организацию, порядок, сроки сообщения о возникшем конфликте интересов либо о возможности его возникновения, одним из участников которого является руководитель регионального государственного учреждения, и реакции на него работодателя, устанавливаются подзаконными нормативными правовыми актами разной юридической силы. В некоторых российских регионах высшим органом исполнительной власти устанавливаются единые требования к порядку сообщения работниками государственных учреждений о возникшем конфликте интересов либо о возможности его возникновения для всех региональных государственных учреждений независимо от ведомственной принадлежности (Приморский край13, Тамбовская14 и Пензенская15 области). Однако в большинстве российских регионов процедурные правила о сообщении работниками государственных учреждений о возникшем конфликте интересов либо о возможности его возникновения регулируются ведомственными нормативными предписаниями органов исполнительной власти, выступающих в качестве учредителей этих учреждений16.

Проведенное нами мониторинговое исследование показало, что региональными органами исполнитель-

ной власти было принято и обнародовано лишь 78 ведомственных нормативных правовых акта, регулирующих порядок сообщения руководящими работниками государственных учреждений о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения. В большинстве случаев региональные ведомственные нормативные правовые акты, регулирующие эту сферу правоотношений, не выходят за пределы органов исполнительной власти, поскольку ими не обнародуются.

Процедурные вопросы, устанавливающие особенности уведомления руководящими работниками региональных государственных учреждений находящихся о возникшем конфликте интересов либо о возможности его возникновения, как правило, закрепляются в соответствии с положениями федеральных нормативных правовых актов, регулирующих эти отношения17. По общим правилам, предусмотренным федеральными нормами, региональные органы исполнительной власти закрепляют:

а) письменную форму уведомления,

б) образец этого документа;

в) процедуру регистрации, рассмотрения и/или предварительного рассмотрения уведомления, включая основные и дополнительные сроки такого рассмотрения, а также органы и/или учреждения, которые должны осуществлять этот вид деятельности, и какими средствами;

г) подготовку итогового документа по результатам проверки и рассмотрения уведомления, уполномоченным на то структурным подразделением и/или должностным лицом органа публичной власти.

При этом на федеральном уровне правового регулирования явно просматриваются три стадии процесса уведомления руководящим работником государственного учреждения своего работодателя о возникшем конфликте интересов либо о потенциальной возможности его возникновения. Первая стадия включает в себя подачу сообщения работниками государственных учреждений о возникшем конфликте интересов либо о возможности его возникновения и его принятия уполномоченными на то должностными лицами органов государственной власти. Вторая стадия заключается в рассмотрении уполномоченным на то органом публичной власти полученного от руководителя государственного учреждения уведомления. Третья стадия — подготовка итогового документа по результатам проверки и/ или рассмотрения уведомления уполномоченным на то органом с рекомендациями руководителю о вариантах принятия решения.

Проведенное нами мониторинговое исследование показывает, что региональными правовыми документами предусмотрено большее количество стадий процесса уведомления руководителем регионального государственного учреждения своего работодателя о возникшем конфликте интересов либо о потенциальной возможности его возникновения. Между первой и второй стадией региональные правотворческие органы установили дополнительную стадию — регистрацию поступивших уведомлений, представленных (направленных) работниками государственных учреждений о возник-

шем конфликте интересов либо о возможности его возникновения при исполнении профессиональных обязанностей, предусматривающую не только регистрацию документа, но и регулирующую процедуру уведомления обратившегося о регистрации его обращения. В отдельных случаях эта стадия регулируется группой норм, размещаемой в качестве самостоятельного раздела (главы) регионального нормативного правового акта18.

Иногда ведомственными региональными правовыми документами предусмотрена дополнительная стадия — стадия рассмотрения материалов (мотивированного заключения) уполномоченного подразделения (должностного лица) органа власти по результатам уведомления в комиссиях по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, возникающего при исполнении руководителями государственных учреждений трудовых (должностных) обязанностей19.

Самостоятельной стадией рассмотрения материалов (мотивированного заключения) уполномоченного подразделения (должностного лица) органа власти по результатам проверки уведомления о возникшем конфликте интересов либо о возможности его возникновения при исполнении трудовых (должностных) обязанностей следует признать стадию принятия работодателем решения о мерах по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов руководителя государственного учреждения.

Безусловно, увеличение количества стадий с трех до шести повлекло за собой и увеличение процессуальных норм, регулирующих процедуру уведомления обратившегося о возникшем конфликте интересов либо о возможности его возникновения при выполнении им своих трудовых (должностных) обязанностей.

Дополнительно к названным нами процедурным вопросам, связанных с рассмотрением уведомлений, региональные органы публичной власти закрепляют:

а) порядок регистрации поступивших уведомлений, представленных (направленных) работниками государственных учреждений о возникшем конфликте интересов либо о возможности его возникновения при исполнении трудовых (должностных) обязанностей;

б) образец (форму) журнала регистрации поступивших уведомлений и порядок его ведения;

в) особенности сообщения о возникновении личной заинтересованности при выполнении руководителем профессиональных обязанностей, которая приводит либо может привести к конфликту интересов в случаях нахождения вне рабочего места (командировка, отпуск, временная нетрудоспособность и др.);

г) порядок уведомления лица, сообщившего о возникновении личной заинтересованности, по результатам рассмотрения (предварительного рассмотрения или проверки20) полученных от него материалов;

д) процедурные вопросы ознакомления лица, сообщившего о возникновении личной заинтересованности при выполнении им профессиональных обязанностей, которая приводит либо может привести к конфликту интересов, с материалами проверки и рассмотрения его уведомления21;

е) процедурные вопросы принятия уполномоченным должностным лицом решения о мерах по предотвращению (недопущению) и/или урегулированию конфликта интересов22.

В отдельных российских регионах нормативными правовыми документами предусмотрены две формы сообщения о возникновении личной заинтересованности при выполнении профессиональных обязанностей, которая приводит либо может привести к конфликту интересов — непосредственное и опосредованное. Непосредственное сообщение — это когда руководитель государственного учреждения лично обращается в уполномоченный орган с оформленным надлежащим образом письменным уведомлением, а опосредованное охватывает те случаи, когда руководитель государственного учреждения обращается в уполномоченный орган с оформленным надлежащим образом письменным уведомлением посредством почтовой23 или иной доступной для него связи24. При этом довольно полно описываются дополнительные сведения, которые необходимо указывать в уведомлении. Например, в соответствии с пунктом 6.3 Порядка уведомления начальника Государственной ветеринарной инспекции Пермского края руководителями государственных бюджетных учреждений ветеринарии Пермского края о возникновении личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов таковыми сведениями являются «квалифицирующие признаки личной заинтересованности»25. Это же положение дословно закреплено и некоторых других российских региональных ведомственных нормативных правовых документах26.

Важнейшим элементом процедуры регистрации уведомления работодателя (нанимателя) работниками возглавляемых государственных организаций является срок регистрации этого документа. Срок регистрации уведомления работодателя работниками возглавляемых им государственных организаций о возникновении личной заинтересованности при исполнении профессиональных обязанностей, которая приводит либо может привести к конфликту интересов, как правило, указывается в региональном нормативном правовом документе и составляет один рабочий день27.

Проведенный нами анализ региональных правовых документов показал, что в них, как правило, отсутствуют какие-либо формальные требования к содержанию мотивированного заключения, составляемого по результатам предварительного рассмотрения уполномоченным на то органом или должностным лицом полученного уведомления руководителя государственного учреждения. Лишь в отдельных случаях говорится о том, что оно составляется в свободной форме. В некоторых региональных ведомственных нормативных правовых документах иногда устанавливаются требования к содержанию мотивированного заключения. Например, при проверке уведомления нанимателя лицами, замещающими должности руководителей государственных учреждений, подведомственных Аппарату Администрации Ненецкого автономного округа, о возникновении личной заинтересованности при выполнении ими про-

фессиональных обязанностей, которая приводит либо может привести к конфликту интересов, предусмотрено отражать в мотивированном заключении следующие положения:

1) сведения, подтверждающие либо, наоборот, опровергающие ситуацию возникновения конфликта интересов или возможности её возникновения при исполнении профессиональных обязанностей руководящим работником государственного учреждения, представившим такое уведомление;

2) анализ основных коррупциогенных факторов, способствующих возникновению конфликта интересов либо возможности его возникновения;

3) перечень мер, которые необходимо осуществить для ликвидации (устранения, нейтрализации либо локализации) выявленных факторов, способствующих возникновению ситуаций, связанных с появлением конфликта интересов либо возможности его возникновения;

4) выводы о наличии в действиях руководителя государственного учреждения признаков коррупционного правонарушения и иных законных оснований для направления собранных материалов в правоохранительные органы, а также необходимости принятия иного решения с изложением мотивации необходимости его принятия28. Аналогичные требования к содержанию мотивированного заключения закреплены и в некоторых других ведомственных нормативных правовых документах этого автономного округа29.

Как показывает практика регионального правотворчества, в случаях несоблюдения руководящим работником регионального государственного учреждения антикоррупционной обязанности по урегулированию конфликта интересов либо когда возникающая личная заинтересованность требует урегулирования, вместо мотивированного заключения сотрудниками уполномоченного органа готовится доклад работодателю, при этом в документах отсутствуют указания о требованиях к его содержанию и структуре30.

Существенными условиями подготовки мотивированного заключения является сроки и процедуры. В зависимости от сложности возникающих ситуаций, описанных в уведомлениях, сроки подготовки заключения могут быть различны. В одних случаях они составляют 7 дней — в случаях предварительного рассмотрения, в других более длительный период31. В отдельных случаях поступившее от руководителя уведомление требует дополнительной проверки уполномоченным на то органом всех обстоятельств, поэтому сроки её осуществления и подготовки мотивированного заключения могут увеличиваться до 45 дней и продлеваться на срок до 30 календарных дней32.

Ведомственными нормативными документами в отдельных российских регионах предварительное рассмотрение сообщения осуществляется специально создаваемыми органами — комиссиями по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, возникающего при исполнении руководителями государственных учреждений трудовых (должностных) обязанностей33 либо ведомственными комиссиями по

противодействию коррупции34. Хотя встречаются случаи, когда предварительное рассмотрение уведомления проводится ведомственными комиссиями по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов35. Особенностью такого порядка рассмотрения поступивших материалов в соответствующую ведомственную комиссию является то, что обратившееся лицо обладает большими полномочиями при рассмотрении уведомления в коллегиальном органе. Например, оно может лично участвовать на заседании комиссии при рассмотрении уведомления, заявлять ходатайства, отводы, представлять дополнительные материалы, получать копию не только заключения уполномоченного органа, но и решения комиссии36.

В большинстве российских регионов нормативными правовыми документами устанавливается обязанность сообщать о возникновении личной заинтересованности при исполнении профессиональных обязанностей, которая приводит либо может привести к конфликту интересов, в день, следующий за днем, когда ему стало известно об этом, или незамедлительно37, или немедленно — как только ему станет известно об этом38. Исключением из этого правила является Республика Татарстан, где срок для сообщения о возникновении личной заинтересованности при исполнении профессиональных обязанностей, которая приводит либо может привести к конфликту интересов, установлен в 5 дней со дня возникновения соответствующей ситуации39. При этом объяснить такой «привилегированный» срок на принятие решения о направлении сообщения какими-либо объективными причинами сложно. Вместе с тем, встречаются региональные нормативные правовые документы, в которых срок уведомления о возникновении личной заинтересованности при исполнении профессиональных функций, которая приводит либо может привести к конфликту интересов в случаях их обнаружения руководящим работником государственного учреждения, не устанавливается40. В региональной практике правового регулирования имеются и уникальные случаи правового регулирования процессуальных сроков уведомления руководителем учреждения представителя работодателя (нанимателя) о возникновении личной заинтересованности при исполнении ими профессиональных функций, которая приводит либо потенциально может привести к конфликту интересов. Например, при невозможности уведомить о возникновении личной заинтересованности при исполнении профессиональных обязанностей, которая приводит либо может привести к конфликту интересов, в установленный срок, по причине, не зависящей от воли руководителя государственного учреждения, уведомление представляется им в уполномоченный орган не позднее одного рабочего дня после устранения, нейтрализации или локализации этой причины41.

В региональных правовых документах, регулирующих вопросы уведомления руководящими работниками государственных учреждений о возникновении личной заинтересованности при исполнении ими своих профессиональных обязанностей, которая приводит

либо может привести к конфликту интересов, стадия принятия решения, как правило, ограничивается сроками принятия решения и формами его правового закрепления — в форме правового42 или распорядительного43 акта. В отдельных случаях в этих документах указываются срок и форма уведомления заинтересованных лиц о принятом решении по результатам проверки и рассмотрения уведомления и иных документов44. Однако вне регионального правового регулирования остаются процедурные вопросы обжалования работником и иными лицами принятого уполномоченными на то органами (ведомственными комиссиями) и работодателем решения по поступившему уведомлению.

Выводы по результатам проведенного исследования

Проведенный нами мониторинг региональной практики правового регулирования вопросов по уведомлению руководителями региональных государственных учреждений о возникновении личной заинтересованности при исполнении профессиональных функций, которая приводит и/или потенциально может привести к конфликту интересов, позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, правовое регулирование процессуальных вопросов по уведомлению руководящими работниками государственных учреждений о возникновении личной заинтересованности при исполнении профессиональных обязанностей, которая приводит либо потенциально может привести к конфликту интересов, в российских регионах осуществляется различными по юридической силе нормативными правовыми актами: а) региональным антикоррупционным законодательством; б) нормативными правовыми актами высших органов исполнительной власти; в) ведомственными нормативными правовыми предписаниями. Наибольшее распространение получило правовое регулирование направления сообщения руководящими сотрудниками государственных учреждений о возникновении личной заинтересованности при исполнении профессиональных обязанностей, которая приводит или может потенциально привести к конфликту интересов, ведомственными правовыми актами региональных государственных органов, являющимися учредителями государственных учреждений.

Во-вторых, правовое регулирование процессуальных вопросов по направлению сообщений руководящими работниками государственных учреждений о возникновении личной заинтересованности при исполнении профессиональных обязанностей, которая приводит либо потенциально может привести к конфликту интересов, как правило, дублирует положения федеральных нормативных актов по данному вопросу. Правовая инициатива региональных правотворческих органов, как правило, сводится к установлению новых дополнительных процессуальных стадий. Эти стадии можно условно именовать:

а) регистрация поступивших уведомлений;

б) рассмотрение материалов (мотивированного заключения) в коллегиальном органе (комиссии) по предотвращению и/или урегулированию конфликта интересов, возникающего при выполнении руководящими работниками региональных государственных учреждений профессиональных обязанностей;

в) принятие уполномоченным органом или должностным лицом процессуального решения о применении мер по предотвращению либо урегулированию ситуации конфликта интересов.

В-третьих, введение обязанности уведомления руководителями государственных учреждений о возникновении личной заинтересованности при исполнении профессиональных обязанностей, которая приводит либо потенциально может привести к ситуации конфликта интересов, повлекло за собой создание нового вида ведомственных коллегиальных специализированных органов по профилактике коррупционных правонарушений — комиссий по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, возникающего при исполнении руководителями государственных учреждений трудовых (должностных) обязанностей.

В-четвертых, наиболее полно и детально региональные нормативные акты охватывают стадию приема уведомлений руководителей государственных учреждений о возникновении личной заинтересованности при выполнении профессиональных обязанностей, которая приводит либо потенциально может привести к конфликту интересов, в том числе указывая процес-

суальные формы предоставления таких уведомлений (непосредственная и опосредованная), их техническое оформление и особенности регистрации.

В-пятых, в региональных правовых актах, устанавливающих процессуальные нормы по своевременному уведомлению руководящими сотрудниками государственных учреждений о возникновении личной заинтересованности при выполнении ими профессиональных обязанностей, которая приводит либо потенциально может привести к конфликту интересов, имеются существенные противоречия, пробелы, неточности, которые необходимо устранить. Здесь в первую очередь следует обратить внимание на правовое закрепление механизмов обжалования принимаемых решений соответствующими органами и работодателем со стороны работника и иных лиц, а также установление порядка подготовки мотивированного заключения, его структуры и содержания. Для устранения противоречий и обеспечения единства правовых подходов к процедурам высшим органам государственной власти субъектов Российской Федерации следует принять единый региональный нормативный правовой акт, регулирующий процессуальные вопросы по своевременному уведомлению руководящими работниками государственных учреждений о возникновении личной заинтересованности при исполнении ими профессиональных обязанностей, которая приводит либо потенциально может привести к конфликту интересов.

Литература

1. Бараненкова И.В. Конфликт интересов в военных организациях: новации, некоторые проблемы квалификации, предупреждения, урегулирования // Право в Вооруженных силах. 2018. № 6 (251). С. 2-8.

2. Григорьев И.В., Осинцев Д.В. Проблемы правового регулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе // Российский юридический журнал. 2012. № 6 (87). С. 214-216.

3. Дамм И.А., Басалаева С.П., Роньжина О.В., Толстикова И.Н., Акунченко Е.А., Волкова М.А., Щедрин Н.В. Конфликт интересов руководителя образовательной организации высшего образования при внутреннем совместительстве // Юридические исследования. 2018. № 5. С. 39-56.

4. Дамм И.А., Роньжина О.В. Актуальные проблемы выполнения главой муниципального района и городского округа обязанности по уведомлению о возниконовении конфликта интересов // Административное и муниципальное право. 2017. № 3 (111). С. 11-21.

5. Костюнина О.В., Елизарова И.А. Препятствия выявления и устранения конфликта интересов на государственной гражданской службе и муниципальной службе // Сибирский юридический вестник. 2018. № 2. С. 28-34.

6. Мельникова Н.А., Крижановский С.В. Конфликт интересов в системе мер профилактики коррупции на правоохранительной службе // Российский следователь. 2015. № 23. С. 30-33.

7. Мещерякова Т.Р. Некоторые проблемы урегулирования конфликта интересов на государственной службе // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. № 9. С. 59-63.

8. Михайлов В.И. Конфликт интересов: содержание, порядок предотвращения и урегулирования // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2016. № 4 (59). С. 14-19.

9. Прохоров В.Н. Конфликт интересов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 5. С. 130-134.

10. Роньжина О.В. Порядок уведомления депутатом представительного муниципального образования о конфликте интересов // Административное право и практика администрирования. 2018. № 3. С. 21-28.

11. Сенин А.С., Милешина О.Ю. Особенности регулирования конфликта интересов на муниципальной службе // Актуальные проблемы социально-экономического развития России. 2017. № 2. С. 27-31.

12. Чаннов С. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов // Кадровик. 2011. № 5. С. 31-41.

Примечания

1 О противодействии коррупции: федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (в ред. от 28.12.2017 № 423-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.

2 О противодействии коррупции в Республике Саха (Якутия): закон Республики Саха (Якутия) от 19.02.2009 668-З N 227-IV (в ред. от 03.07.2018 2020-З N 1631-V) // Якутские ведомости. 2009. 25 марта.

3 О противодействии коррупции в Пермском крае: закон Пермского края от 30.12.2008 № 382-ПК (в ред. от 29.06.2016 № 678-ПК) // Собрание законодательства Пермского края. 2009. № 2. (II часть).

4 О противодействии коррупции в Архангельской области: закон Архангельской области от 26.11.2008 № 626-31-ОЗ (в ред. от 19.11.2018 № 26-3-ОЗ) // Волна. 2008. 9 декабря.

5 О профилактике коррупции в Воронежской области: закон Воронежской области от 12.05.2009 № 43-ОЗ (в ред. от 28.10.2016 № 133-ОЗ) // Собрание законодательства Воронежской области. 2009. № 5. Ст. 172.

6 О противодействии коррупции в Кировской области: закон Кировской области от 30.04.2009 № 365-ЗО (в ред. от 06.03.2018 № 145-ЗО) // Вятский край. 2009. 13 мая.

7 О противодействии коррупции в Нижегородской области: закон Нижегородской области от 07.03.2008 № 20-З (в ред. от 06.12.2018 № 134-З) // Правовая среда. 2008. 20 марта.

8 О противодействии коррупции в Пензенской области: закон Пензенской области от 14.11.2006 № 1141-ЗПО (в ред. от 24.12.2018 № 3289-ЗПО) // Пензенские губернские ведомости. 2006. 22 ноября.

9 О противодействии коррупции в Саратовской области: закон Саратовской области от 29.12.2006 № 155-ЗСО (в ред. от 31.10.2018 № 101-ЗСО) // Саратовская областная газета. 2007. 23 января.

10 О мерах по противодействию коррупции в Ярославской области: закон Ярославской области от 09.07.2009 № 40-з (в ред. от 20.12.2018 № 87-з) // Губернские вести. 2009. 13 июля.

11 О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции: постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 31.08.2017 № 909-П // Красный Север. 2017. 7 сентября; О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в целях противодействия коррупции»: постановление Правительства Оренбургской области от 16.06.2017 № 439-п (в ред. от 14.12.2017 № 907-п) // Оренбуржье. 2017. 22 июня.

12 О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции: постановление Правительства РФ от 05.07.2013 № 568 (в ред. от 15.02.2017 № 187) // Собрание законодательства РФ. 2013. № 28. Ст. 3833.

13 Об утверждении Порядка сообщения руководителем краевого государственного учреждения о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов: постановление Администрации Приморского края от 11.11.2016 № 527-па // Приморская газета. 2016. 16 ноября.

14 О порядке сообщения лицами, замещающими должности государственной гражданской службы области в администрации области, руководителями исполнительных органов государственной власти области, подведомственных администрации области областных государственных учреждений о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов: постановление администрации Тамбовской области от 24.02.2016 № 173 (в ред. от 08.08.2018 № 806) // Сайт сетевого издания «Тамбовская жизнь», URL: http://www.tamlife.ru, 25.02.2016.

15 Об утверждении Порядка предотвращения и урегулирования руководителями государственных предприятий, государственных учреждений Пензенской области конфликта интересов, стороной которого они являются: постановление Правительства Пензенской области от 09.02.2016 № 76-пП // Пензенские губернские ведомости. 2016. 17 февраля. С. 11.

16 Об утверждении Положения о порядке уведомления руководителем государственного учреждения, учредителем которого является министерство печати и массовых коммуникаций Рязанской

области, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения: постановление Минпечати Рязанской области от 09.08.2017 № 3-П // Рязанские ведомости. 2017. 15 августа; Об утверждении Порядка уведомления работодателя руководителями подведомственных министерству экономического развития Калужской области учреждений о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения: приказ Минэкономразвития Калужской области от 26.09.2016 № 946-п // Весть документы. 2016. 14 октября; О порядке сообщения лицами, замещающими должности государственной гражданской службы области в управлении лесами Тамбовской области, руководителями подведомственных управлению лесами Тамбовской области областных государственных учреждений о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов: приказ управления лесами Тамбовской области от 07.06.2016 № 55 // Сайт сетевого издания «Тамбовская жизнь», URL: http://www.tamlife. ru, 09.06.2016; Об утверждении Порядка уведомления работодателя лицами, замещающими должности руководителей организаций, подведомственных Аппарату Администрации Ненецкого автономного округа, о возникновении личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов: приказ Аппарата администрации Ненецкого автономного округа от 02.02.2017 № 4 // Официальный интернет-портал правовой информации, URL: http://www.pravo.gov.ru, 03.02.2017; Об утверждении положений о порядке сообщения руководителями государственных унитарных предприятий Республики Татарстан и руководителями акционерных обществ со 100-процентной долей Республики Татарстан в уставном капитале о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и о Комиссии Минземимущества Республики Татарстан по урегулированию конфликта интересов в отношении руководителей государственных унитарных предприятий Республики Татарстан и руководителей акционерных обществ со 100-процентной долей Республики Татарстан в уставном капитале: приказ Минземимущества Республики Татарстан от 12.04.2017 № 145-пр.; Об утверждении Положения о порядке сообщения руководителями подведомственных Министерству лесного хозяйства Удмуртской Республики учреждений о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов: приказ Минлесхоза Удмуртской Республики от 11.05.2017 № 198; Об утверждении Положения о порядке сообщения руководителем государственного учреждения, учредителем которого является министерство социальной политики Нижегородской области, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов: приказ министерства социальной политики Нижегородской области от 23.06.2017 № 32-кд/гу // Сетевое издание «Нижегородская правда», URL: http://www.pravda-nn.ru, 07.07.2017; Об утверждении Порядка уведомления представителя работодателя руководителями государственных учреждений Свердловской области, в отношении которых Министерство культуры Свердловской области осуществляет функции и полномочия учредителя, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов: приказ Министерства культуры Свердловской области от 12.07.2016 № 212 // Официальный интернет-портал правовой информации Свердловской области, URL: http://www.pravo.gov66.ru, 15.07.2016.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17 О порядке сообщения лицами, замещающими отдельные государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, и иными лицами о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и о внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации: указ Президента РФ от 22.12.2015 № 650 // Собрание законодательства РФ. 2015. № 52 (часть I). Ст. 7588.

18 Об утверждении Порядка уведомления представителя работодателя руководителями государственных учреждений Свердловской области, в отношении которых Министерство культуры Свердловской области осуществляет функции и полномочия учредителя, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов: приказ Министерства культуры Свердловской

области от 12.07.2016 № 212 // Официальный интернет-портал правовой информации Свердловской области, URL: http://www.pravo.gov66. ru, 15.07.2016.

19 О порядке сообщения руководителями государственных учреждений, подведомственных управлению делами Воронежской области, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и утверждении Положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению руководителями государственных учреждений Воронежской области, подведомственных управлению делами Воронежской области, и урегулированию конфликта интересов: приказ Управления делами Воронежской области от 07.11.2018 № 298-п // Информационная система «Портал Воронежской области в сети Интернет», URL: http://www.govvrn.ru, 22.11.2018. О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению руководителей государственных организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Республики Мордовия и урегулированию конфликта интересов: приказ Минздрава Республики Мордовия от 28.03.2016 № 328 // Известия Мордовии. 2016. 29 марта.

20 Об утверждении Порядка уведомления представителя работодателя руководителями государственных учреждений Свердловской области, в отношении которых Министерство культуры Свердловской области осуществляет функции и полномочия учредителя, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов: приказ Министерства культуры Свердловской области от 12.07.2016 № 212 // Официальный интернет-портал правовой информации Свердловской области, URL: http://www.pravo.gov66. ru, 15.07.2016.

21 Об утверждении Порядка уведомления работодателя лицами, замещающими должности руководителей организаций, подведомственных Аппарату Администрации Ненецкого автономного округа, о возникновении личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов: приказ Аппарата администрации Ненецкого автономного округа от 02.02.2017 № 4 // Официальный интернет-портал правовой информации, URL: http://www.pravo.gov.ru, 03.02.2017.

22 Об утверждении Положения о порядке уведомления руководителем государственного учреждения, учредителем которого является министерство образования и молодежной политики Рязанской области, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения: постановление Минобразования Рязанской области от 12.09.2017 № 7 (в ред. от 22.03.2018 № 11) // Рязанские ведомости. 2017. 21 сентября.

23 Об утверждении Порядка предотвращения и урегулирования руководителями государственных предприятий, государственных учреждений Пензенской области конфликта интересов, стороной которого они являются: постановление Правительства Пензенской обл. от 09.02.2016 № 76-пП // Пензенские губернские ведомости. 2016. 17 февраля. С.11; Об утверждении Положения о порядке сообщения руководителем государственного учреждения, учредителем которого является министерство социальной политики Нижегородской области, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов: приказ министерства социальной политики Нижегородской области от 23.06.2017 № 32-кд/гу // Сетевое издание «Нижегородская правда», URL: http://www.pravda-nn.ru, 07.07.2017; Об утверждении Положения о порядке уведомления руководителем государственного учреждения, учредителем которого является министерство образования и молодежной политики Рязанской области, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения: постановление Минобразования Рязанской области от 12.09.2017 № 7 (в ред. от 22.03.2018 № 11) // Рязанские ведомости. 2017. 21 сентября.

24 Об утверждении Порядка сообщения руководителем государственного автономного учреждения Новосибирской области «Научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области», подведомственного управлению по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов: приказ управления по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области от 15.02.2018 № 17 // Официальный интернет-портал правовой информации Новосибирской области, URL: http://www.nsopravo.ru, 15.02.2018.

25 Об утверждении Порядка уведомления начальника Государственной ветеринарной инспекции Пермского края руководителями государственных бюджетных учреждений ветеринарии Пермского края о возникновении личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов: приказ Государственной ветеринарной инспекции Пермского края от 25.07.2016 № СЭД-49-01-16-95 // Официальный сайт Государственной ветеринарной инспекции Пермского края, URL: http://invet.permkrai.ru, 24.08.2016.

26 Об утверждении Порядка уведомления министра транспорта Пермского края руководителем КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта» Пермского края о возникновении личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов; Порядка уведомления министра транспорта Пермского края руководителем КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта» Пермского края о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений: приказ Министерства транспорта Пермского края от 21.07.2016 № СЭД-44-01-02-179 // Официальный сайт Министерства транспорта Пермского края, URL: http://www.mintrans.permkrai.ru (дата обращения: 19.01.2019); Об утверждении порядков уведомления руководителя Агентства по делам архивов Пермского края руководителями подведомственных организаций о возникновении личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений: приказ Агентства по делам архивов Пермского края от 11.07.2016 N СЭД-07-01-11-56 // Официальный сайт Агентства по делам архивов Пермского края, URL: http://agarh.permkrai.ru, 11.07.2016; Об утверждении порядков уведомления работодателя руководителями организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края, о возникновении личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений: приказ Министерства промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края от 27.07.2016 № СЭД-03-01-03-147 // Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края. 2016. № 31; О мерах по предотвращению коррупционных правонарушений: приказ Мининформсвязи Республики Мордовия от 28.07.2017 № 76 // Известия Мордовии. 2017. 28 июля.

27 Об утверждении Положения о порядке сообщения руководителем государственного учреждения, учредителем которого является министерство информационных технологий и связи Нижегородской области, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов: приказ мининформа от 19.06.2018 № 91-од (ред. от 29.08.2018 № 133-од).

28 Об утверждении Порядка уведомления работодателя лицами, замещающими должности руководителей организаций, подведомственных Аппарату Администрации Ненецкого автономного округа, о возникновении личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов: приказ Аппарата администрации Ненецкого автономного округа от 02.02.2017 № 4 // Официальный интернет-портал правовой информации, URL: http://www.pravo.gov.ru, 03.02.2017.

29 Об утверждении Порядка уведомления работодателя лицами, замещающими должности руководителей организаций, подведомственных Департаменту природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса Ненецкого автономного округа, о возникновении личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов: приказ Департамента природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса Ненецкого автономного округа от 22.03.2017 № 14-пр // Официальный интернет-портал правовой информации, URL: http://www.pravo.gov.ru, 24.03.2017; Об утверждении Порядка уведомления работодателя лицами, замещающими должности руководителей организаций, подведомственных Департаменту строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа, о возникновении личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов: приказ Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта

от 18.04.2017 № 23 // Официальный интернет-портал правовой информации, URL: http://www.pravo.gov.ru, 19.04.2017; Об утверждении Порядка уведомления работодателя лицами, замещающими должности руководителей организаций, подведомственных Департаменту здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа, о возникновении личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов: приказ Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа от 17.05.2017 № 36 // Официальный интернет-портал правовой информации, URL: http://www.pravo.gov.ru, 19.05.2017; Об утверждении порядка уведомления работодателя лицами, замещающими должности руководителей государственных учреждений, подведомственных Управлению гражданской защиты и обеспечения пожарной безопасности Ненецкого автономного округа, о возникновении личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов: приказ Управления гражданской защиты и обеспечения пожарной безопасности Ненецкого автономного округа от 06.03.2017 № 9 (в ред. от 20.03.2017 № 14) // Официальный интернет-портал правовой информации, URL: http://www.pravo.gov.ru, 09.03.2017; Об утверждении Порядка уведомления работодателя лицами, занимающими должности руководителей организаций, подведомственных Департаменту образования, культуры и спорта Ненецкого автономного округа, о возникновении личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов: приказ Департамента образования, культуры и спорта Ненецкого автономного округа от 20.03.2017 № 15 // Официальный интернет-портал правовой информации, URL: http://www.pravo.gov.ru, 22.03.2017.

30 О порядке сообщения руководителями государственных учреждений Республики Башкортостан, подведомственных Министерству экономического развития Республики Башкортостан, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и утверждении Положения о комиссии по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, возникающего при исполнении руководителями государственных учреждений Республики Башкортостан, подведомственных Министерству экономического развития Республики Башкортостан, должностных обязанностей: приказ Минэкономразвития Республики Башкортостан от 22.05.2017 № 119.

31 О порядке сообщения руководителями государственных учреждений подведомственных департаменту природных ресурсов и экологии Воронежской области, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и утверждении Положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению руководителями государственных учреждений Воронежской области, подведомственных департаменту природных ресурсов и экологии Воронежской области, и урегулированию конфликта интересов: приказ Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области от 25.05.2018 № 307 (в ред. от 31.07.2018 № 423) // Информационная система «Портал Воронежской области в сети Интернет», URL: http://www.govvrn.ru, 01.06.2018.

32 О порядке сообщения руководителями государственных учреждений Воронежской области, подведомственных департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и утверждении Положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению руководителей государственных учреждений Воронежской области, подведомственных департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области, и урегулированию конфликта интересов: приказ Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 11.05.2018 № 1093 (в ред. от 29.08.2018 № 2087) // Информационная система «Портал Воронежской области в сети Интернет», URL: http://www.govvrn.ru, 30.05.2018; О порядке сообщения руководителями государственных учреждений, подведомственных управлению делами Воронежской области, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и утверждении Положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению руководителями государственных учреждений Воронежской области, подведомственных управлению делами Воронежской области, и урегулированию конфликта интересов: приказ Управления делами Воронежской области

от 07.11.2018 № 298-п // Информационная система «Портал Воронежской области в сети Интернет», URL: http://www.govvrn.ru, 22.11.2018.

33 О порядке сообщения руководителями государственных учреждений Новосибирской области, подведомственных министерству экономического развития Новосибирской области, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов: приказ Минэкономразвития Новосибирской области от 21.11.2017 № 114 // Официальный интернет-портал правовой информации Новосибирской области, URL: http://www.nsopravo.ru, 24.11.2017; О предотвращении и урегулировании конфликтов интересов, возникающих при исполнении должностных обязанностей руководителями государственных учреждений Новосибирской области, подведомственных министерству здравоохранения Новосибирской области: приказ Минздрава Новосибирской области от 01.09.2017 № 2141 (в ред. от 21.03.2018 № 786); О порядке сообщения руководителями государственных учреждений Воронежской области, подведомственных департаменту жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и утверждении Положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению руководителями государственных учреждений Воронежской области, подведомственных департаменту жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области и урегулированию конфликта интересов: приказ ДЖКХиЭ Воронежской области от 03.07.2018 № 121 // Информационная система «Портал Воронежской области в сети Интернет», URL: http://www.govvrn.ru, 11.07.2018; О Комиссии по урегулированию конфликта интересов руководителей государственных учреждений, подведомственных Департаменту культуры и туризма области: приказ Департамента культуры и туризма Вологодской области от 27.12.2018 № 86.

34 Об утверждении положения о сообщении руководителями организаций (предприятий), подведомственных министерству здравоохранения Кировской области, о возникновении личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов: распоряжение министерства здравоохранения Кировской области от 21.03.2018 № 167 // Официальный сайт министерства здравоохранения Кировской области, URL: www.medkirov.ru, 22.03.2018.

35 Об утверждении Положения о порядке сообщения руководителями государственных учреждений, подведомственных Министерству труда и миграционной политики Удмуртской Республики, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов: приказ Минтруда Удмуртской Республики от 12.10.2016 № 01-06/245; О Порядке сообщения государственными гражданскими служащими Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области и руководителями подведомственных учреждений о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов: приказ Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области от 14.03.2016 № 60-л.

36 О порядке сообщения руководителями государственных учреждений Республики Башкортостан, подведомственных Министерству экономического развития Республики Башкортостан, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и утверждении Положения о комиссии по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, возникающего при исполнении руководителями государственных учреждений Республики Башкортостан, подведомственных Министерству экономического развития Республики Башкортостан, должностных обязанностей: приказ Минэкономразвития Республики Башкортостан от 22.05.2017 № 119.

37 Об утверждении Положения о порядке сообщения руководителями подведомственных Министерству финансов Удмуртской Республики учреждений о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов: приказ Минфина Удмуртской Республики от 09.10.2018 № 296.

38 Об утверждении Положения о порядке сообщения руководителем государственного учреждения, учредителем которого является министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит

или может привести к конфликту интересов: приказ министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области от 17.05.2018 № 93 // Сетевое издание «Нижегородская правда», URL: http://www.pravda-nn.ru, 06.06.2018; Об утверждении Положения о порядке сообщения руководителем государственного учреждения, учредителем которого является государственно-правовой департамент Нижегородской области, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов: приказ государственно-правового департамента Нижегородской области от 22.08.2018 № 45-од // Сетевое издание «Нижегородская правда», URL: http://www.pravda-nn.ru, 06.09.2018.

39 Об утверждении положений о порядке сообщения руководителями государственных унитарных предприятий Республики Татарстан и руководителями акционерных обществ со 100-процентной долей Республики Татарстан в уставном капитале о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и о Комиссии Минземимущества Республики Татарстан по урегулированию конфликта интересов в отношении руководителей государственных унитарных предприятий Республики Татарстан и руководителей акционерных обществ со 100-процентной долей Республики Татарстан в уставном капитале: приказ Минземимущества Республики Татарстан от 12.04.2017 № 145-пр.

40 Об утверждении Порядка поступления в комиссию министерства здравоохранения Сахалинской области по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и руководителей государственных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Сахалинской области, и урегулированию конфликта интересов уведомления государственного гражданского служащего о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов: приказ Министерства здравоохранения Сахалинской области от 19.04.2016 № 11-п (в ред. от 18.12.2018 № 21-п) // Губернские ведомости. 2016. 27 апреля; Об утверждении Порядка сообщения руководителем учреждения, подведомственного Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или

может привести к конфликту интересов: приказ Минтруда, занятости и соцзащиты Республики Татарстан от 06.07.2018 № 527.

41 Об утверждении Порядка уведомления работодателя лицами, замещающими должности руководителей организаций, подведомственных Департаменту природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса Ненецкого автономного округа, о возникновении личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов: приказ Департамента природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса Ненецкого автономного округа от 22.03.2017 № 14-пр // Официальный интернет-портал правовой информации, URL: http://www.pravo.gov.ru, 24.03.2017.

42 О мерах по предотвращению коррупционных правонарушений: приказ Мининформсвязи Республики Мордовия от 28.07.2017 № 76 // Известия Мордовии. 2017. 28 июля.

43 Об утверждении Положения о порядке сообщения руководителем государственного учреждения, учредителем которого является министерство социальной политики Нижегородской области, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов: приказ министерства социальной политики Нижегородской области от 23.06.2017 № 32-кд/гу // Сетевое издание «Нижегородская правда», URL: http://www.pravda-nn.ru, 07.07.2017; Об утверждении Положения о порядке сообщения руководителем государственного учреждения, учредителем которого является министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов: приказ министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области от 17.05.2018 № 93 // Сетевое издание «Нижегородская правда», URL: http://www.pravda-nn.ru, 06.06.2018.

44 О порядке сообщения руководителями государственных учреждений Новосибирской области, подведомственных министерству экономического развития Новосибирской области, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов: приказ Минэкономразвития Новосибирской области от 21.11.2017 № 114 // Официальный интернет-портал правовой информации Новосибирской области, URL: http://www.nsopravo.ru, 24.11.2017.

Рецензент: Мацкевич Игорь Михайлович, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заведующий кафедрой криминологии и уголовно-исполнительного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), Президент Союза криминалистов и криминологов, Москва, Россия. E-mail: mackevich2004@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.