Научная статья на тему 'Региональные возможности активизации инвестиционных процессов'

Региональные возможности активизации инвестиционных процессов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / СБЕРЕЖЕНИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чапаргина Анастасия Николаевна

В данном исследовании проведен анализ инвестиционной деятельности в Мурманской области, выявлены особенности формирования инвестиционных ресурсов, выявлены возможности пополнения инвестиционных ресурсов за счет внутренних резервов (сбережений населения). В работе использованы методы статистического анализа, информационную базу исследования составляют статистические материалы Федеральной службы государственной статистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональные возможности активизации инвестиционных процессов»

Региональные возможности активизации инвестиционных процессов REGIONAL POSSIBILITIES OF ACTIVIZATION OF INVESTMENT

PROCESSES

Чапаргина Анастасия Николаевна.,

аспирант, младший научный сотрудник Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина КНЦ РАН

e-mail: [email protected]

ANASTASIYA CHAPARGINA, Post-graduate student,

The Luzin Institute for Economic Studies ( Kola Science Centre of RAS) Аннотация

В данном исследовании проведен анализ инвестиционной деятельности в Мурманской области, выявлены особенности формирования инвестиционных ресурсов, выявлены возможности пополнения инвестиционных ресурсов за счет внутренних резервов (сбережений населения). В работе использованы методы статистического анализа, информационную базу исследования составляют статистические материалы Федеральной службы государственной статистики.

Abstract

This study has conducted an analysis of the investment activity in the Murmansk region, has proved features of investment resources, has identified possibilities of increasing of investment resources at the expense of internal reserves (savings). Methods of statistical analysis are used in this study, and information basis of the study consists of statistical materials of the Federal State Statistics Service.

Ключевые слова: инвестиционная деятельность, инвестиционные ресурсы, сбережения, интеграция.

Keywords: investment activity, investment resources, savings, integration.

Инвестиции в основной капитал являются одним из важнейших факторов, влияющих на развитие региональной экономической системы и

определяющих экономический рост. В системе воспроизводства инвестициям принадлежит главная роль в сфере возобновления и увеличения производственных ресурсов, а, следовательно, и в обеспечении определенных темпов экономического роста. В сложившихся условиях, когда для обеспечения устойчивого экономического роста в регионах требуются значительные объемы инвестиций, во главу угла встает проблема полного и своевременного обеспечения инвестиций достаточными финансовыми ресурсами. Объектом исследования является Мурманская область.

Мурманская область представляет собой один из северных регионов, экономику которого формируют в основном крупные ресурсодобывающие и градообразующие предприятия, входящие в состав финансовопромышленных групп. Финансовое положение крупных промышленных предприятий Мурманской области оказывает существенное влияние на формирование инвестиционных ресурсов в регионе. Данные предприятия формируют основные финансовые потоки, от эффективной организации которых во многом зависит развитие в регионе инвестиционного процесса.

Прежде всего, следует отметить, что динамика инвестиций в Мурманской области, несмотря на увеличение в стоимостных единицах, приобретает неблагоприятную тенденцию, которая проявляется в замедлении темпов их роста начиная с 2005г. (исключение кризисный 2008г.) и в низкой доле инвестиций в ВРП (табл.1)

Таблица 1

Инвестиционная деятельность в Мурманской области

Показатели 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Инвестиции в основной капитал, млрд. руб 7,2 10,7 10,0 13,2 14,8 20,0 24,5 26,9 46,8 41,3

Индекс физического объема инвестиций, в % к предыдущему году 125,0 130,3 83,1 119,1 104,6 120,8 112,4 98,3 153,3 80,9

Доля инвестиций в ВРП, % 13,0 18,6 14,6 16,4 11,9 15,1 15,5 14,1 21,1 20,5

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели, 2010. -С. 932,937

В кризисный 2008 год в Мурманской области объем инвестиций увеличился практически в 2 раза, а индекс физического объема инвестиций в основной капитал составил 153,3% по сравнению с предыдущим годом. Данная ситуация объясняется тем, что требуемые объемы инвестиционных ресурсов определяются в первую очередь потребностями крупных промышленных предприятий региона.

Наличие крупных промышленных производств также накладывает отпечаток и на структуру источников финансирования инвестиций. Анализ структуры источников финансирования инвестиционных ресурсов в Мурманской области показывает, что основную долю в структуре источников финансирования занимали собственные средства до 2005 г., т.е. финансовые потребности в данном регионе максимально удовлетворялись за счет собственных ресурсов. Начиная с 2006 г. в структуре финансирования инвестиций стали преобладать привлеченные и заемные средства (исключение 2007г.) (Рис.1).

120 100 80 60 40 20

0

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

года

□ Собственные средства □ Привлеченные и заемные средства Рис.1 Структура источников инвестиций в Мурманской области

Снижение собственных средств в структуре источников

финансирования основного капитала компенсируется нерыночными

источниками (табл.2).

Таблица 2

Структура привлеченных и заемных средств финансирования инвестиций Мурманской области, %

Наименование 2000 2005 2006 2007 2008 2009

Бюджетные средства 35,7 44,2 29,8 42,9 31,6 34,2

Средства вышестоящих организаций 14,9 47,7 17,4 47,0 33,1

Займы др. организаций 18,2 1,1 6,0 7,2 4,9 3,6

Кредиты банков 4,7 17,1 9,1 24,6 6,5 16,6

Ценные бумаги (акции и облигации) - 0 0,7 0 4,6 8,0

Прочие 58,6 22,7 6,7 7,9 5,4 4,5

Всего привлеченных и заемных средств 100 100 100 100 100 100

Источник: Рассчитано автором на основе [1]

Для Мурманской области характерна достаточно высокая доля бюджетных средств в финансировании инвестиций - свыше 30%. Рыночные источники не получили должного развития в течение всего исследуемого периода. Особенно это касается эмиссии акций и облигаций. Пассивность региона в процессе привлечения финансовых ресурсов через выпуск ценных бумаг, скорее всего, можно объяснить отсутствием надлежащего уровня информированности о возможностях фондового рынка, неразвитостью инфраструктуры фондового рынка в регионе, а также для массового инвестора дополнительными ограничителями являются отсутствие основ экономических знаний и времени для ежедневного просмотра и анализа информации.

Поэтому среди рыночных источников основную долю составляют кредиты банков. Обращает на себя внимание динамичность, с которой меняется доля этого источника в течение рассматриваемого периода.

Достаточно высокий удельный вес в структуре источников имеют займы других организаций и средства вышестоящих организаций. В отдельные периоды они составляют больше половины всех привлеченных и заемных средств.

Преобладание в качестве основного источника капитала средств, перераспределяемых внутри нефинансового сектора, приводит к тому, что ресурсообеспеченный регион испытывает дефицит в инвестиционных ресурсах, проявляющийся в достаточно низких темпах экономического роста.

Одной из основных причин сложившегося положения, возможно, является то, что основной объем прибыли (до 90%) формируют крупные градообразующие предприятия, входящие в структуру холдингов, управляющие компании которых зарегистрированы чаще всего вне региона. Соответственно принятие управленческих решений, в том числе и инвестиционного характера, не относится к компетенции данных предприятий. Последние, в свою очередь, не заинтересованы в осуществление вложение в региональное развитие. Соответственно основные финансовые ресурсы, заработанные на территории региона, выводятся из него, т.е. регион, имея формально значительные резервы для своего развития, тем не менее, не способен обеспечить себе соответствующее социальноэкономическое развитие [2].

Решение существующей проблемы замыкается в основном в урегулирование отношений между государственными органами власти и бизнес - структурами. Привлечь крупный бизнес к решению проблем региона, на территории которого они функционируют, реально возможно лишь при принятии соответствующих законодательных актов. В этом вопросе, региональные органы власти бессильны.

На территории Мурманской области, как и во многих других северных регионах, имеются значительные объемы временно свободных, но абсолютно неработающих денежных средств, сформированные населением (рис.2).

80 и—72,9 70 60 50 40 30 20 10

16,8

0

67,5

42,

-62-1

9,3

34,2_________54,7

60,6

11

8,6

^8,9 49,8

53,4

7,4

16,6

20,4

2,9

40

2

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

года

□ Российская Федерация □ Мурманская область

Рис. 2 Доля неорганизованных сбережений в структуре сбережений, %

Безусловно, объемы сбережения населения несопоставимы с инвестиционными потоками крупных предприятий, но тем не менее для развития малых предприятий области это вполне значительные суммы. Как показано на рисунке 3 общий объем сбережений населения, а также неорганизованная их часть в отдельности, в течение всего исследуемого периода превышает инвестиции в основной капитал малых предприятий.

4 500 4 000 3 500 3 000 2 500 2 000 1 500

1 000 500 0

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

□ Неорганизованные сбережения домашних хозяйств, млн. руб.

□ Общие сбережения домашних хозяйств, млн. руб.

□ Инвестиции в основной капитал малых предприятий, млн. руб.

Рис.3 Соотношение сбережений населения и инвестиций в основной капитал малых предприятий Мурманской области [3,4]

Привлечение этих дополнительных ресурсов в малый бизнес будет способствовать решению проблемы низкого уровня диверсификации экономики в области, и как следствие, будет способствовать увеличению доходов бюджета и снижению безработицы.

Регулирование сберегательной деятельности населения осуществляется с помощью изменения начисленных процентов по вкладам. Они выступают серьезным стимулом при выборе формы хранения денежных средств. Построение гибкой и привлекательной для вкладчика процентной политики может обеспечить максимальное вовлечение денежных средств населения во вклады.

Конкуренция за денежные ресурсы приводит к оттоку денежных средств из региона в те банки, где более высокие проценты. Склонность к сбережениям появляется при выгодных условиях и удобстве хранения денежных средств. В данных условиях региональные органы власти должны использовать все возможные способы аккумуляции средств, включая и процентную ставку, для того, чтобы деньги населения оставались на территории региона и использовались на цели социально-экономического развития данного региона.

Одним из возможных путей решения проблемы (особенно для северных регионов) привлечения сбережений населения в качестве инвестиционного ресурса для социально-экономического развития региона, в котором они сформированы, является интеграция хозяйствующих субъектов путем разработки и внедрения нетрадиционных схем взаимодействия разных секторов экономики, обеспечивающих более свободный доступ региональных хозяйствующих субъектов к инвестиционным ресурсам.

Инициатором в такой интеграции должны стать региональные органы государственной власти, выполняющие в масштабе региона

распределительную и управляющую интеграционными процессами функции.

Традиционно в качестве институциональных структур, которые аккумулируют фонды от одной группы инвесторов и делают их доступными

для других экономических единиц, выступают финансовые посредники. В международной практике всех финансовых посредников принято делить на две группы: депозитные и недепозитные финансовые институты. В РФ и ее регионах, в т.ч. и Мурманской области, наиболее значительное место занимают депозитные институты, представленные в основном коммерческими банками [1].

В зависимости от состава участников интеграции и их конкретных целей схема интеграции может принимать различные формы. В качестве примера рассмотрим одну из возможных схем взаимодействия региональных органов власти, самостоятельного регионального банка, предприятий и населения (рис.4).

Улучшение

Рис. 4 Схема взаимодействия хозяйствующих субъектов Согласно данной схеме, банк предлагает населению повышенную процентную ставку по вкладам при условии стабильного и длительного хранения денежных средств. Население помещает свободные денежные средства во вклад, тем самым пополняя ресурсную базу банка. Региональные органы власти предоставляют банку частичную компенсацию процентных ставок по вкладам населения при условии, что данные средства будут

направлены на финансирование деятельности предприятий региона согласно установленным приоритетам социально-экономического развития региона.

Банк, в свою очередь, использует аккумулированные ресурсы населения на финансирование инвестиционных проектов предприятий - заемщиков, которые работают в данном регионе и осуществляют деятельность по приоритетным направлениям развития региона, преимущественно это малые предприятия. В целом же региональной банковской системе отводится роль перераспределения денежных потоков внутри региона.

За предоставленный кредит и для удобства осуществления расчетов предприятие в качестве дополнительных выгод может перевести в этот банк свой расчетный счет. Для предоставления кредита банку, безусловно, потребуется обеспечение. Взять на себя функцию предоставления гарантий по возврату кредита могут государственные органы власти, при условии, что предприятие выполняет свою деятельность в рамках приоритетных направлений развития региона.

Эффективность приведенной выше схемы взаимодействия для отдельных участников заключается в следующем.

Во-первых, у предприятий появится возможность найти источники финансирования инвестиционных проектов на территории их региона, что сократит сроки рассмотрения их инвестиционных заявок. Предлагаемая схема финансирования позволит предприятиям региона привлечь кредит на льготных условиях.

Во-вторых, региональные коммерческие банки смогут увеличить свою ресурсную базу за счет получения долгосрочного ресурса в виде банковских счетов средств физических лиц, так и за счет обслуживания счетов предприятия.

Для домашних хозяйств развитие подобной схемы взаимодействия в регионе позволит осуществлять надежное вложение своих средств под более высокие процентные ставки, чем те, которые предлагаются Сбербанком России и филиалами банков, зарегистрированных в других регионах. Также

преимуществом для населения является улучшение условий жизнедеятельности в результате развития предприятий региона.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основное преимущество для региона заключается в том, что финансовые ресурсы остаются в регионе и используются на цели развития именно этого региона по приоритетным направлениям.

Таким образом, реализация предложенной схемы взаимодействия банковского сектора, предприятий, региональных органов государственной власти и населения позволит активизировать инвестиционную деятельность в рамках приоритетных направлений социально - экономического развития регионов посредством привлечения свободных денежных средств населения в качестве дополнительного инвестиционного ресурса.

Список литературы

1. Господарчук Г.Г. Развитие регионов на основе финансовой интеграции. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 288 с.

2. Кобылинская Г.В. Финансовое обеспечение инвестиционных процессов в регионах Северо-Западного федерального округа // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. -Вологда: ИСЭРТ РАН, 2011. - с.88-100

3. Федеральная служба государственной статистики - Регионы России. Социально-экономические показатели [Электронный ресурс] - Режим достvпа:http://www.gl<s.щ/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/pцЫishing/c atalog/statisticCollections/doc 1138623506156

4. Федеральная служба государственной статистики - Центральная база статистических данных [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi

References

1. Gospodarchuk G.G. Development of the Regions on the basis of financial integration. - Moscow: Finances and Statistics, 2006. - 288 p.

2. Kobylinskaya G.V. Financial provision of investment processes in regions of the North-West Federal District // Economic and social changes: facts, trends, forecast. - Vologda: ISEDT RAS, 2011. - p.88 - 100

3. Federal service of state statistics - regions of Russia. Socio-economic indicators. [Electronic resource] URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat/rostatsite/main/publishing/catalog/statisticCollections/doc 1138623506156

4. Federal State Statistics Service - Central database of statistics [electronic resource] URL: http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.