Научная статья на тему 'Региональные валютные союзы: перспективы интеграции в Азии и на постсоветском пространстве'

Региональные валютные союзы: перспективы интеграции в Азии и на постсоветском пространстве Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
274
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛЮТА / СОЮЗ / ФИНАНСЫ / ИНТЕГРАЦИЯ / ПРАВО / ЭКОНОМИКА / CURRENCY / UNION / FINANCE / INTEGRATION / LAW / ECONOMIC

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шаповалов Михаил Алексеевич

Автором анализируются процессы, происходящие в международной финансовой системе на рубеже веков, в частности региональная валютная интеграция в Азии и на постсоветском пространстве. В статье рассматриваются международноправовые и экономические предпосылки создания региональных валютных союзов. С целью форсирования валютной интеграции автором выдвигается предложение по реформированию структуры и функций Межгосударственного банка СНГ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL CURRENCY UNIONS: THE PERSPECTIVES OF INTEGRATION IN ASIA AND FORMER SOVIET REPUBLICS

The author analyzes the processes occurring in the international financial system at theturn of the century, in particular the regional monetary integration in Asia and the former Soviet Union. The article deals with international legal and economic preconditions for the creation of regional monetary unions. With a view to speeding up monetary integration the authorputs forward proposals for reforming the structure and functions of the CIS Interstate Bank

Текст научной работы на тему «Региональные валютные союзы: перспективы интеграции в Азии и на постсоветском пространстве»

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВАЛЮТНЫЕ СОЮЗЫ: ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕГРАЦИИ В АЗИИ И НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Шаповалов М.А.

Автором анализируются процессы, происходящие в международной финансовой системе на рубеже веков, в частности региональная валютная интеграция в Азии и на постсоветском пространстве. В статье рассматриваются международно-правовые и экономические предпосылки создания региональных валютных союзов. С целью форсирования валютной интеграции автором выдвигается предложение по реформированию структуры и функцийМежгосударственного банка СНГ

The author analyzes the processes occurring in the international financial system at the turn of the century, in particular the regional monetary integration in Asia and theformer Soviet Union. The article deals -with international legal and economicpreconditionsfor the creation of regional monetary unions. With a view to speeding -up monetary integration the author putsforwardproposalsfor reforming the structure andfunctions ofthe CIS Interstate Bank

Ключевые слова: валюта, союз, финансы, интеграция, право, экономика

Keywords: currency, union,finance, integration, law, economic

Мировая валютная система, сформировавшаяся во второй половине XX века, несла в себе риски как для мировой экономики в целом, так и для отдельно взятых национальных экономик по причине своего однополюсного характера. Во многом именно в силу этого обстоятельства ей суждено было подстраиваться под новый миропорядок.

Начиная с 70-х г. прошлого века, монопольная роль доллара как мировой резервной валюты начинает ослабевать. В то время как укрепление экономического потенциала европейских государств способствует стабилизации курсов национальных валют, которые все в большей мере начинают участвовать в международных расчетах.

1 апреля 1978 г. на смену Бреттон-Вудским соглашениям приходят Ямайские соглашения, которые отменяют золотое содержание национальных валют, т.е. золото более не используется в качестве мировых денег. Во многом лоббирование США перехода на новую валютную систему было обусловлено тем фактом, что доллар фактически перестал иметь золотое обеспечение.

Как справедливо отмечает член-корреспондент РАН, д.э.н. В.Н. Ше-наев: «... ни одна национальная валюта, на какую бы экономическую и политическую мощь государства она не опиралась, не может стать полноценными мировыми деньгами. Эмиссия доллара главным образом определяется потребностями экономики США, а поступление долларов в международный

платежный оборот связано с пассивом платежного баланса США, а не с реальными потребностями ме^цународныхрасчетов»1.

Неэффективность Ямайской валютной системы усилила центростремительные интеграционные процессы в Европе, направив ее по пути формирования собственной региональной валютной системы. Автор настоящей статьи не ставит перед собой цели рассмотрения истории становления Европейского валютного союза, однако позволит себе лишь напомнить читателю, что этот процесс, начавшийся в 70-х г. XX века, с успехом завершился 1 января 1999 г. введением евро сначала в безналичное денежное обращение и позднее в 2002 г. в наличное2.

Следует отметить, что на рубеже веков интеграционные экономические процессы усилились в различных регионах мира: на постсоветском пространстве было образовано новое межгосударственное объединение - СНГ; в западном полушарии начала функционировать Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА), основанная на модели Европейского Сообщества, объединившая Канаду, США и Мексику, в рамках которой многими специалистами предвещалось образование единой валютной зоны3; на базе Таможенного и экономического союза стран Центральной Африки образуется Экономическое сообщество, в рамках которого используется общая валюта - Франк КФА, имеющая хождение также и на территории Западноафриканского экономического и валютного союза; государства Азиатского региона также предпринимают реальные шаги к созданию собственного валютного объединения.

Таким образом, отход от протекционистских методов в экономике большинства государств мира привел к унификации основополагающих принципов построения и функционирования национальных экономик, финансовых систем и как следствие породил такие явления как всеобщая глобализация и региональная интеграция. Негативные аспекты подобной взаимозависимости в очередной раз обозначил всемирный экономический кризис, который указал на необходимость совершенствования международных и региональных рычагов регулирования финансовых отношений.

Мировая история образования и функционирования валютных союзов позволяет выделить два основных их типа:

1) первый тип валютного союза, в котором одно государство принимает на своей территории валюту другого государства в качестве законного средства обращения (например, в ряде государств Центральной и Южной Америки (Эквадор, Сальвадор, Панама) с целью преодоления кризисных явлений в

1 См. подробнее: Шенаев В.Н. Мировые деньги: история и перспективы. Мировая валютная система и проблема конвертируемости рубля. М.: Международные отношения, 2006. С. 16-29.

2 См., например: Gaston-Breton T. Banque de France deux siècles d'histoire. - Paris , 1999. P. 85-88.

3 См., например: Сударев В.П. Межамериканская система: генезис и эволюция (конец XIX - начало XXI веков). Учебное пособие. М.: Издательство «МГИМО-Университет», 2008. С. 209-229.

экономике в начале XXI века был введен доллар США в качестве национальной валюты);

2) второй тип валютного союза характеризуется введением новой валюты на территории двух и более государств, эмиссия которой осуществляется специально созданной структурой, управляемой всеми странами-членами такого союза (например, Европейский валютный союз, о котором речь шла выше).

Поскольку в рамках одной статьи провести обстоятельное исследование всех существующих региональных валютных союзов и иных межгосударственных образований, которые в будущем могут стать базой для их формирования было бы затруднительно, автор ограничился рассмотрением интеграционных процессов в Азиатском регионе и на постсоветском пространстве.

I. Валютная реинтеграция на постсоветском пространстве

Более полувека рубль являлся единой валютой СССР и после его распада некоторое время имел хождение на территории бывших союзных республик. Однако, несмотря на имеющиеся исторические предпосылки валютной интеграции в условиях рыночной экономики новый валютный союз создан не был и на территориях прежних советских республик начали хождение национальные валюты.

8 декабря 1991 г. было принято Соглашение «О создании содружества независимых государств»4, которым Российская Федерация (РСФСР), Республика Беларусь и Украина - учредители Союза ССР, подписавшие союзный договор 1922 г., провозгласили прекращение существования Союза как субъекта международного права и геополитической реальности и заявили о продолжении развития отношений в рамках нового межгосударственного образования - СНГ, к которому позднее присоединились и другие страны.

В качестве одной из первоочередных целей образования СНГ было провозглашено сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, рынка, выработка единой таможенной политики. Следует отметить, что на данном направлении страны-участницы Содружества смогли достичь определенных успехов. Так, в частности, 27 ноября 2009 г. решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС5 был принят Таможенный кодекс Таможенного союза (Белоруссии, России и Казахстана).

4 См.: Постановление Верховного совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. № 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании содружества независимых государств» II Ведомости СНД и ВС РФ. 1991. № 51. Ст. 1798.

# Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) — международная экономическая организация, наделенная функциями, связанными с формированием общих внешних таможенных границ входящих в нее государств (Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан), выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка.

Однако, валютная интеграция в рамках СНГ, как показала история, оказалась процессом достаточно сложным и затяжным, в котором тесно переплелись экономика и политика.

В 1993 г. в рамках Содружества независимых государств был создан Межгосударственный банк, который был призван стать одной из основополагающих международных финансовых организаций сообщества.

Соглашение от 22 января 1993 г. «Об учреждении Межгосударственного банка»6 было подписано странами - участницами СНГ: Азербайджанской Республикой, Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Республикой Молдова, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан и Украиной.

Статья 1 указанного Соглашения подразделяет учредителей (членов) Банка на государства рублевой зоны и государства, имеющие свою национальную валюту и принимающие участие в системе многосторонних расчетов, в лице правительств и центральных (национальных) банков.

Уставными целями создания Банка были провозглашены: обеспечение организации и осуществления многосторонних расчетов между центральными (национальными) банками в связи с торговыми и иными операциями; координация денежно-кредитной политики участников Соглашения в целях содействия экономическому сотрудничеству и развитию экономики, а расчеты, проходящие через Банк, предполагалось выполнять в рублях, эмитируемых Центральным банком РФ.

Рассмотрение функций, возложенных на Межгосударственный банк СНГ, позволяет сделать вывод о наличии схожих характеристик с Европейским центральным банком. Банк СНГ также создавался с целью координации деятельности центральных банков государств-участников, их финансовой политики7. Кроме того, при создании Банка СНГ высказывались предложения об образовании единой рублевой зоны, которые не нашли отражения в его уставе.

После подписания Соглашения Межгосударственный банк СНГ так и не приступил к реальной работе. Реализация функций, возложенных на него, была затруднена из-за отсутствия практических действий по реализации положений Соглашения об его учреждении. В действительности ни одно государство содружества не приняло решения о согласовании с Банком кредитной и эмиссионной политики своего центрального (национального) банка.

6 Бюллетень международных договоров. 1994. № 12.

7 См. также: Шаповалов М.А. К вопросу о правовом положении Банка Франции в Европейской системе Центральных банков // Актуальные проблемы современного финансового права России: сборник научных трудов, посвященный 80-летию д.ю.н., профессора, академика МАН ВШ Н.И. Химичевой / Под ред. Е.В. Покачаловой. Саратов: ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2008. С. 122-125.

Можно согласиться с мнением A.A. Моисеева, который отмечает, что многие функции Межгосударственного банка СНГ носили переходный характер, и банк был призван сыграть важную роль в создании регионального многостороннего механизма расчетов - по образцу существовавшего после Второй мировой войны Европейского платежного союза. Однако на практике функционирование Банка СНГ повторило печальный опыт деятельности Межгосударственного банка экономического сотрудничества СЭВ, который, по существу, стал лишь центром по учету платежей в переводных рублях, но так и не смог обеспечить использования во взаимных расчетах национальных валют8.

Мощным импульсом на пути к валютному союзу стало подписание Россией и Белоруссией Договора от 12 апреля 1994 г. «Об объединении денежной системы Республики Беларусь с денежной системой Российской Федерации и условиях функционирования общей денежной системы»9, который предполагал поэтапное объединение национальных денежных систем с использованием общей денежной единицы - российского рубля в денежном обращении на территории обоих государств и в межгосударственных расчетах с даты его вступления в силу.

К сожалению, различные подходы России и Белоруссии к реализации экономических реформ не позволили даже спустя два десятилетия реализовать на практике содержание указанного Договора, который так и не вступил в силу. Единая валюта в Союзном государстве Россия-Белоруссия введена не была. В то же время, нельзя не отметить некоторые шаги, которые страны-участницы содружества предпринимали для создания единой валютной зоны.

Так, в целях формирования единого экономического, политического, военного, таможенного, валютного, правового, гуманитарного и культурного пространства декабря 1999 г. между Российской Федерацией и Республикой Белоруссия был подписан Договор «О создании Союзного государства»10 . Этот международно-правовой акт зафиксировал среди прочих положений стремление государств к созданию валютного союза.

Договор предусматривал создание единого эмиссионного центра с наделением его исключительной компетенцией в области осуществления эмиссии единой валюты и обеспечения ее устойчивости.

Позднее в Минске было заключено Соглашение между РФ и Республикой Белоруссия от 30 ноября 2000 г. «О введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра Союзного государства»11, которое предусматривало введение единой валюты в Союзном государстве с 1 января 2008 г. Однако в соответствии со ст. 3 Соглашения Россия и Белоруссия

8 См.: Моисеев A.A. Международные финансовые организации (правовые аспекты деятельности). - 2-е издание, дополненное и переработанное. - М.: Изд-во ОМЕГА-Л, 2006. С.130-142.

9 Вестник Банка России. 1994. № 6.

10 Бюллетень международных договоров. 2000. № 3.

11 Бюллетень международных договоров. 2001. № 10.

при условии наличия экономических и организационных предпосылок оставляли за собой право принять решение об использовании рубля РФ в качестве единой денежной единицы Союзного государства с 1 января 2005 г.

С целью реализации данного Соглашения был разработан План совместных действий на период до 2005 г., который предусматривал координацию макроэкономических показателей России и Белоруссии, денежно-финансовой политики двух стран.

В частности, было принято решение о совместной реализации мер по снижению годового уровня инфляции, сбалансированию бюджетов, прекращению использования кредитов национальных центральных банков в целях финансирования бюджетного дефицита, по поддержанию стабильного курса белорусского рубля и созданию условий для взаимной конвертируемости валют.

Кроме того, на уровне политических элит двух стран был взят курс на разработку единых правовых основ валютного регулирования и валютного контроля, осуществления банковской деятельности, а также контроля и надзора за кредитными организациями, функционирования платежных систем и правил осуществления расчетов.

Однако реализовать все вышеперечисленные меры к 1 января 2005 г. странам не удалось, и перенос срока введения в обращение российского рубля еще на один год ситуации не изменил. В частности не удалось достичь консенсуса по таким проблемам функционирования единого эмиссионного центра, как ответственность за осуществление общей денежно-кредитной политики государств, статус кредитора последней инстанции, распределение эмиссионного дохода между центральными банками России и Белоруссии.

Российская сторона настаивает на наделении исключительной компетенцией в области эмиссии денег Центрального банка РФ, в то время как белорусская сторона считает подобную конструкцию ущемляющей ее суверенитет и настаивает на разделении эмиссионных полномочий между Банком России и Национальным банком Белоруссии.

С позицией белорусской стороны по данному вопросу, по мнению автора настоящей статьи, следует частично согласиться. Думается, что валютная интеграция, при которой денежно-кредитная политика опирается на независимую структуру, а членство основывается на условиях равноправия, является все же наиболее эффективной, и она исторически оправдала себя.

Несмотря на то, что экономика России является более развитой и в совместном ВВП Союзного государства ее доля составляет более 90%, формирование валютного союза на заведомо неравных условиях может оттолкнуть от идеи дальнейшей интеграции не только Белоруссию, но и другие страны СНГ, которые могли бы в дальнейшем к нему присоединиться.

К тому же, по мнению представителей экономической науки по причине высокого уровня инфляции и отсутствия спроса на мировых финансовых рынках рубль еще не может претендовать на звание международной

валюты12, и у бывших союзных республик есть основания для недоверия российскому рублю.

Можно сделать вывод о том, что международно-правовые предпосылки создания валютного союза России и Белоруссии, с дальнейшим присоединением других стран СНГ созданы, однако если не будут разрешены существенные политические разногласия в рамках Союзного государства эта идея так и может остаться нереализованной.

Возможно, более подробное изучение деятельности других региональных объединений, в том числе Европейского союза, позволило бы на основе положительного опыта их функционирования воссоздать Банк Содружества независимых государств, пересмотреть основные направления его деятельности в соответствии с приоритетами экономической политики стран-участниц и внести соответствующие изменения в его устав. К тому же статья 12 Соглашения о его создании предусматривает возможность внесения изменений в его учредительные документы.

Для эффективной работы Банка СНГ, в первую очередь, необходимо пересмотреть его уставные цели, в частности функция по организации многостороннего механизма расчетов между центральными банками, должна отойти на второй план, уступив содействию экономическому развитию стран-участниц посредством развития межгосударственных торговых связей. Кроме того, требует модернизации и структура управления Банком.

СНГ сегодня не может не пойти по пути Европы, где сначала был создан общий рынок на основе конкуренции национальных экономик, а лишь после - единые региональные институты, тем более что исторически и экономически страны СНГ связаны друг с другом гораздо теснее, нежели государства Европейского сообщества, поэтому применительно к ним можно говорить не об интеграции, а о «реинтеграции».

II. На пути к валютному союзу в Азии

Идея валютного объединения в Азии возникла достаточно давно. Так еще в конце девяностых годов прошлого века министр финансов Японии Книги Миядзава (КисЫ Miyazawa)13 (1998-2001) неоднократно заявлял о необходимости создания азиатского валютного союза и введения на территории Японии, Китая и Южной Кореи единой валюты.

Важной предпосылкой на пути формирования единой валютной зоны в Азиатском регионе стал клиринговый союз, созданный в 1974 г. по инициативе Экономической и социальной комиссии ООН по Азии и странам Тихоокеанского региона. Азиатский клиринговый союз был образован с целью

12 См., например: Константинов Ю.А. Будущее рубля как международной валюты. Мировая валютная система и проблема конвертируемости рубля. М.: Международные отношения, 2006. С. 154-174.

13 См. подробнее: http://en.wikipedia.org/wiki/Kiichi_Miyazawa

стимулирования регионального сотрудничества в валютной сфере и функционирования системы многосторонних клиринговых расчетов.

В качестве коллективного расчетного средства между странами союза была введена азиатская валютная единица, которая представляет собой валютную корзину, сформированную из валют 13 стран региона14, и введена только в безналичное обращение.

Азиатская валютная единица имеет сходство с предшественницей евро - ЭКЮ (европейской валютной единицей). Можно предположить что, как и в случае с ЭКЮ ей на смену должна прийти новая региональная наднациональная валюта.

Становление валютного союза в Азии предполагает поэтапную интеграцию, началом которой должно стать введение взаимной конвертируемости валют Японии, Китая и Южной Кореи, а также координация денежно-кредитной политики государств, в том числе и по поддержанию обменных курсов валют друг друга.

Необходимость свободной конвертируемости валют объясняется сохраняющимися ограничениями Южной Кореи и Китая на покупку валюты иностранцами. Свободная конвертируемость валют должна создать возможность беспрепятственного обмена денежных единиц одного государства на денежные единицы другого в процессе осуществления разного рода внешнеэкономических операций.

Государствам, вошедшим в валютный союз, предлагается поддерживать обменные курсы в определенном коридоре посредством согласованных действий Центральных банков, которые для этих целей будут создавать специальные резервные фонды. В будущем на смену японской иене, китайскому юаню и южнокорейской воне должна прийти наднациональная региональная валюта.

Однако, как и в случае с СНГ, наряду с имеющимися предпосылками образования валютного союза, существует и целый ряд факторов, оказывающих сдерживающий эффект на интеграционные процессы в данном регионе.

В первую очередь речь идет о внешнеполитических факторах. Так, например, в 1998 г. новаторская идея упомянутого выше Киити Миядзава о создании специального валютного фонда в размере 30 млрд. долларов для поддержания курсов валют восточноазиатских стран вызвала резкую критику США, что стало хотя и не главной причиной отказа от данной идеи, но, безусловно, сыграло свою роль.

Введение наднациональной региональной валюты в Азии и переход на расчеты в этой валюте несет определенные риски для стабильности мировой

14 На сегодняшний день 13 государств Азии используют в своем обращении азиатскую валютную единицу: КНР, Королевство Камбоджа, Королевство Таиланд, Лаосская Народно-Демократическая Республика, Республика Индонезия, Республика Корея, Республика Сингапур, Республика Филиппины, Социалистическая Республика Вьетнам, Союз Мьянма, Султанат Бруней-Даруссалам, Федерация Малайзия, Япония, а также Австралия и Новая Зеландия.

финансовой системы. Внутренний рынок азиатских стран менее развит, нежели европейский, он характеризуется высоким уровнем экспорта, и основная масса внешнеторговых операций осуществляется в долларах.

Перевод азиатских долларовых резервов в новую региональную валюту может вызвать резкие колебания не только курсов ведущих мировых валют доллара и евро, но и национальных азиатских валют, стабильность которых во многом этими резервами и обусловлена.

В этой связи практические действия стран Азии по введению региональной валюты должны быть четко скоординированными, как это было в Европе, и не допускают бесплановости.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что осознание мировым сообществом несовершенства существующей глобальной финансовой системы дало толчок процессам региональной экономической интеграции. Череда финансовых кризисов, потрясших страны Восточной и Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, Европы, Россию в 80 и 90-х гг. прошлого века и уже в новом веке, продемонстрировала неустойчивость сформировавшегося миропорядка при господстве одной национальной валюты.

Данная тенденция наиболее ярко проявилась на европейском континенте с введением единой региональной валюты. Появление евро характеризует не только региональные особенности европейского развития, но и важнейшие глобальные устремленности, о чем, в частности свидетельствует начало валютной интеграции в Азии и на постсоветском пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.