Научная статья на тему 'Региональные условия исторического развития города Туркестана'

Региональные условия исторического развития города Туркестана Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
471
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТИП / РАДИАЛЬНО-КОЛЬЦЕВАЯ СТРУКТУРА / ТРЕХЧАСТНАЯ СТРУКТУРА / СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Камалова Гульнара Мамырбековна, Асылбеков Дархан Бауржанулы

Туркестан хранит в своих планировочных напластованиях особенности, общие черты и этапы генезиса городской культуры региона с древности до нового времени. Историческая хронология развития города позволяет проследить характерные региональные планировочные компоненты с целью сохранения их преемственного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональные условия исторического развития города Туркестана»

АРХИТЕКТУРА

РЕГИОНАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ГОРОДА ТУРКЕСТАНА

1 2 Камалова Г.М. , Асылбеков Д.Б.

1Камалова Гульнара Мамырбековна - кандидат архитектуры;

2Асылбеков Дархан Бауржанулы - магистрант, кафедра архитектуры, Институт архитектуры и строительства им. Т.К. Басенова Казахский национальный исследовательский технический университет им. К.И. Сатпаева,

г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: Туркестан хранит в своих планировочных напластованиях особенности, общие черты и этапы генезиса городской культуры региона с древности до нового времени. Историческая хронология развития города позволяет проследить характерные региональные планировочные компоненты с целью сохранения их преемственного развития.

Ключевые слова: региональный тип, радиально-кольцевая структура, трехчастная структура, средневековый город.

Туркестан - один из древнейших городов Казахстана и Центральной Азии. Древнее название города - Ясы (Йас, Йасы), с конца 16 вв. он стал называться Туркестаном. Сейчас Туркестан - культурный, экономический и административный центр одноименной области (с 2018 г.).

Туркестан был известен далеко за пределами Центральной Азии также как город, в котором находится сакральное место - древний некрополь с захоронением святого суфия Ходжи Ахмеда Ясави, над которым высился величественный архитектурный памятник - суфийская ханака с мечетью и мавзолеем. Монументальная постройка, построенная Тимуром в конце 14 века над могилой Хазрета, сыграла значительную роль в истории города, способствовала сохранению жизни населенного пункта на месте Ясы в периоды вторжений и ожесточенных войн за сырдарьинские города. Многие крупные и известные города региона - Отрар, Сауран, Сыгнак превратились со временем в руины, и только Туркестан сохранился в долине реки Сырдарьи, благодаря популярности культового комплекса Ходжи Ахмеда Ясави среди тюркского населения Южного Казахстана и прилегающих территорий Центральной Азии [1].

В развитии города Туркестана выделяются несколько основных этапов, связанных с существенными преобразованиями его территории: древний этап (1-4 вв.) -возникновение поселения Ясы, строительство крепости - замка древней цитадели (городище Культобе); раннесредневековый этап (5 - пер. пол. 8, 9 - нач. 14 в.) -формирование городского поселения Ясы с некрополем (городище Культобе); позднесредневековый этап (14 - нач. 19 в.) - образование и развитие нового города Ясы - Туркестана (городище Ески Туркестан); кокандский период (1819-1964 гг.) -город Туркестан (городище Ески Туркестан); период вхождения города состав Российской империи (1865 - 1917 гг.); советский период истории города (1917 - 1991 гг.); развитие города в период суверенного Казахстана (с 1992 г.) [2].

Рис. 1. Исторический центр - городище Ески Туркестан. Мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави

Основание города относится к середине 1 - 2 векам, когда на месте городища Культобе на юго-восточной окраине современного г. Туркестана, в 300 м к югу от мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави возникло древнее поселение Ясы. Топография города 6-19 вв. характеризуется планировочными традициями средневековых городов трехчастной структуры - цитадель, шахристан и рабад. Такая топография подтверждается графическими и архивными материалами [1].

Рис. 2. Топографический план города Туркестана: 1 - городище раннесредневекового Ясы (1 - нач. 14 в.) (зеленый цвет): 1а - цитадель (бугор Культобе), 1б - шахристан; 2 - городище позднесредневекового Ясы-Туркестана 14-18 вв. (синий цвет); 3 - городище Ески Туркестан 19 в. (коричневый цвет): 3 а - цитадель, 3б - рабад

вокруг шахристана

Город в плане имел прямоугольную форму, кроме восточной стороны, где находился древний некрополь - мавзолей святого и древние захоронения. Общегородская крепостная стена этого периода была длиной 2,6 км и охватывала территорию 800х400 м, площадью 33,8 га. Застройка средневекового города была очень плотной, одноэтажные дома из сырца и пахсы группировались вдоль узких кривых улиц и тупичков в кварталы различной конфигурации - махалля. Основным структурным элементом квартала был жилой дом с внутренним двором, окруженным дувалом. Хозяйственные постройки глухими стенами выходили на улицу, жилые - во двор [3].

После присоединения в 1864 г. к России Туркестан вошел в состав Сырдарьинского генерал - губернаторства. До середины 1870-х гг. структура города не изменялась. В цитадели разместился русский гарнизон, здесь были построены казармы для солдат, комендантский дом, церковь и прочие сооружения военного ведомства [4].

С середины 70-х гг. Туркестанским военным округом начали разрабатываться генеральные планы развития г. Туркестана с учетом принципов европейского градостроительства. Одним из первых был план 1875 г., по которому осуществлялась планировка и разбивка территории города. На незастроенных землях за пределами городских стен, с северо-восточной стороны начал формироваться так называемый «новый город» с принципиально иной планировкой - регулярной, с геометрически правильной сеткой кварталов и прямыми широкими улицами [5].

Вытянутая протяженная структура современного города, сформированного вдоль главной трассы, пересекающей город в юго-западном направлении, обусловлена важным для развития города историческим этапом - строительством в 1901-05 гг. железной дороги Оренбург - Ташкент, которая проходила в 4,5 км к западу от города. Дальнейший рост Туркестана определил бурный рост стихийно возникшего поселка, возле станции Туркестан.

В современной структуре городские районы с сохранившимися памятниками архитектуры и градостроительства четко разделяются на восточный и западный.

Восточный район занимает довольно обширную территорию. В него вошли архитектурно-археологическая зона - Ески Туркестана в пределах границ «старого города» и примыкающие к нему с северо-восточной стороны кварталы, сформировавшие в конце 19 - начале 20 вв., так называемый «новый город».

Ески Туркестан в настоящее время представляет собой свободную от застройки территорию с остатками следов городской стены и жилой застройки в виде небольших холмиков.

Планировка и застройка «нового города» сохранилась почти без изменений, объемные характеристики зданий застройки соответствуют мелкой нарезке кварталов, архитектура фасадных решений лежит в русле стилевых характеристик конца 19 начала 20 в.

Западный район формирует застройка железнодорожного поселка ст. Туркестан.

Окончательное слияние восточного и западного районов города происходит к началу 1970-х гг. разрыв между станцией и городом ликвидируется и город получает вытянутую вдоль центральной дороги города планировочную структуру, общей протяженностью в границах города около 11 км.

Рис. 3. План г. Туркестан в 1950-х гг.

Рис. 4. План г. Туркестана в 1970-е гг.

На стыке восточного и западного жилых районов формируется новый общегородской центр. Ядром исторической части города является мавзолей Ходжа Ахмета Ясави с его охранной зоной в пределах территории средневекового городища и прилегающим к нему общественно-административным центром.

Историческая часть города застроена, в основном, одноэтажными жилыми домами, высота зданий общественного назначения -2-3-4 этажа.

Туркестан входит в список ЮНЕСКО как город, имеющий всемирно известный комплекс памятников истории и культуры, - Мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави и включен в Государственную программу РК «Возрождение исторических центров Шелкового пути, сохранение и преемственное развитие культурного наследия тюркоязычных государств, создание инфраструктуры туризма».

В настоящее время город является объектом паломничества и туризма международного и республиканского значения. Это обусловлено не только наличием уникальных исторических и архитектурных памятников в городе, но многочисленными достопримечательными объектами в пригороде.

В современном городе ценную историческую застройку города представляют основные группы памятников, расположенные в трех основных зонах: в восточной части города - археологические и архитектурные памятники, расположенные в средневековом Ески Туркестане (6-19 вв.) и «новый» город (застройка кон.19-нач. 20 вв.), в юго-западной, привокзальный район - здания станции Туркестан (1902-1906 гг.).

Характеристика исторического городского ландшафта

Город Туркестан на всех этапах исторического развития находился в окружении природной среды и испытывал ее влияние. Планировочная схема города как средневековая, так и последующие определялись природными условиями - рельефом, гидрографией, климатом.

Естественная водная артерия, пересекающая город в северо-южном направлении, являлась р. Карашык, которая образовывалась от притоков Кзыл ата, Баялдыр и Хантагы. Русло этой реки в планировочной системе города стало важным компонентом городского природного ландшафта. Вдоль реки сформировалось пригородное поселение Уртак, ставшее впоследствии, частью города, и сохранившего элементы традиционной планировочной застройки.

Земледельческий образ хозяйственной деятельности города в историческом прошлом сформировал разветвленную систему арыков окружающих когда-то город. Названия арыков «Шартуган», «Базар», «Дарбаза», «Уртак», являются важными топонимами города позволяющими проследить его историческое развитие.

Наиболее крупной, периодически действующей артерией является Арысь-Туркестанский канал (1963 г.). Он проходит по северо-восточной части города и действует с мая по октябрь.

На размещение и застройку города и пригородных поселений повлиял, прежде всего, рельеф: самая древняя часть города Культобе расположено на возвышенности, особенность рельефа использовали в фортификационных целях. Некрополь Ясы (Культобе), территория мавзолея Ходжа Ахмеда Ясави также расположен на возвышенном участке, что связано с традицией расположения захоронений на возвышенности.

Зеленые насаждения указывают места жилой застройки. Сады и виноградники свидетельствуют о расположение на их месте старых поселений, так как преемственность в использовании сельскохозяйственных земель является характерной чертой, особенно в земледельческих оазисах.

Региональные признаки планировочной структуры города

Важным составляющим компонентом формирования исторической планировочной структуры города были караванные дороги, позднее тракты, связывающие Туркестан с основными регионами, определяя его важное стратегическое расположение в коммуникационной системе Великого Шелкового пути.

Эти дороги, сходящиеся у крепостных ворот средневекового Туркестана, также как и речные протоки задали направления поселений вдоль них, которые впоследствии стали частью разросшегося города. В планировке восточной части города, примыкающей к Ески Туркестану, четко прослеживаются эти улицы, когда-то, являющиеся караванными дорогами, расходящимися от ворот крепостных стен Мусалля какпа, Ишан какпа в сторону Шымкента и дальше в Согд. Застройку этих улиц формировали традиционного типы жилые дома, с приусадебными участками, закрытыми сплошной линией дувалов.

Рост города, развитие промышленности, постепенно привели к изменению природного ландшафта города, особенностью которого являлось земледельческая традиция - пашни, виноградники. На основной территории города сохранился в значительной степени исторический архитектурный ландшафт, характерной одно-двухэтажной застройки частных домовладений с приусадебными участками. В восточной части города еще в 90-е гг. преобладали дома из самана, кирпичные, каменные строились в новой, западной части города.

Таким образом, Туркестан обладает всеми свойствами регионального типа города, в планировочной структуре которого нашли отражение все основные исторические этапы развития. Такого типа города сохранили древнюю структуру, обусловленную караванными путями, определившими радиально-кольцевую систему основных дорог, ведущих к воротам крепостных стен. Формирование поселений вдоль приарычных и притрактовых направлений определило основные оси планировочного развития города. В основе планировочной структуры лежит шахристан с цитаделью, формирование новой регулярной «европейской застройки» происходит автономно без внедрения в существующую ткань городов.

Туркестан — это единственный город в Казахстане, где в современной структуре хорошо читается эволюция городской культуры от раннего средневековья до наших дней: радиально-кольцевая планировка средневекового города с сельскохозяйственными предместьями, прямоугольная застройка «новых» кварталов, линейная застройка привокзального района и прямоугольная регулярная застройка последующих периодов развития города. Эта сохранившаяся планировка является генетическим кодом города, его культурной ценностью, определяя характер преемственного развития.

Список литературы

1. Свод памятников истории и культуры Туркестанской области. Города Туркестан и Кентау. Алматы, 2018.

2. Туякбаев М. Смагулов Е.А. Древний Туркестан: штрихи к историческому портрету. Алматы, 2017. С. 67-154, 201-317.

3. Жилина А.Н. Традиционные поселения и жилище узбеков Южного Казахстана // Жилище народов Средней Азии и Казахстана. М., 1982. С. 138-139, 145-147.

4. Мустафаев Н.И., Мухамедиева Н.Н., Смагулов Е.А. Туркестан // СПИКК. ЮКО. Алматы, 1994. С. 263-273.

5. Историко-градостроительный опорный план города Туркестана, 1982. Алма-Ата. «Казпроектреставрация».

6. Кожа М. История Ясы-Туркестана. Алматы, 2000.

7. Смагулов Е.А., Григорьев Ф.П., Итенов А.О. Очерки истории и археологии средневекового Туркестана. Алматы, 1999.

8. Смагулов Е.А. Древний Туркестан: штрихи к историческому портрету. Алматы, 2017. С. 67-154, 201-317.

СОВРЕМЕННОЕ РЕШЕНИЕ АРХИТЕКТУРНО-ДИЗАЙНЕРСКОЙ СРЕДЫ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОГО ЦЕНТРА С ЭЛЕМЕНТАМИ

ФИТОДИЗАЙНА В Г. ВЛАДИВОСТОКЕ 1 2 Тлустая С.Е. , Счастливцева М.А.

1Тлустая Сусанна Евгеньевна - доцент; 2Счастливцева Мария Андреевна - магистрант, кафедра проектирования архитектурной среды и интерьера, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

Аннотация: современному человеку важно ощущать комфорт и безопасность в любом пространстве. Решение архитектурно-дизайнерской среды многофункционального культурно-досугового центра с элементами фитодизайна. Фитодизайн является одним из популярных современных методов решения среды общественных пространств.

Ключевые слова: культурный центр, фитодизайн, архитектурно-дизайнерская среда, общественное пространство.

Современный человек живет в мире, важнейшей чертой которого является культурное многообразие, он постоянно вступает во взаимодействие с возрастающим множеством культур и культурных сообществ. Создание культурно-досуговых центров является одним из методов многообразия культуры города. Современный многофункциональный культурно-досуговый центр (далее - МКДЦ) в системе города предназначен для сосредочения, преумножения и продвижения в жизнь человека тех или иных ценностей, традиций. Функция культурно-досуговых центров заключается в организованном объединении людей для совместной деятельности по удовлетворению культурных потребностей и решению конкретных социально-культурных задач. Помимо внутренних моментов формирования, важным также является решение внешней территории МКДЦ, где могут размещаться различные малые архитектурные формы, зоны для отдыха и развлечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.