РЕГИОНАЛЬНЫЕ УСИЛИЯ РОССИИ ПО БОРЬБЕ С АФГАНСКИМ НАРКОТРАФИКОМ
Сайед Ахмад Зия
Российский университет дружбы народов, Москва, Россия
Аннотация. В статье рассматривается деятельность Российской Федерации в борьбе с наркотической угрозой в Афганистане. Опираясь на широкий круг источников, автор изучает взаимодействие России со странами Центральной Азии, а также останавливается на таком многостороннем сотрудничестве как использование механизмов ШОС для противодействия наркотрафику. В процессе работы над материалом автор применял методологию международных отношений и политической науки. В частности, применялся системный метод, аналитический метод, метод построения сценариев и метод структурно-функционального анализа.
Ключевые слова: Россия, Афганистан, ШОС, Центральная Азия, наркотики, наркоугроза, наркотрафик.
RUSSIA'S REGIONAL EFFORTS TO
FIGHT AFGHAN DRUG TRAFFIC
Sayed Ahmad Zia
Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University), Moscow, Russia
Abstract. The article discusses the activities of the Russian Federation in the fight against the drug threat in Afghanistan. Relying on a wide range of sources, the author studies the interaction of Russia with the countries of Central Asia, and also dwells on such multilateral cooperation as the use of SCO mechanisms for countering drug trafficking.In the process of working on the material, the author applied the methodology of international relations and political science. In particular, the system method, the analytical method, the method of constructing scenarios, and the method of structural-functional analysis were used.
Key words: Russia, Afghanistan, SCO, Central Asia, drugs, drug threat, drug traffic.
К странам Центральной Азии традиционно относят такие бывшие советские республики, как Кыргызстан, Таджикистан, Казахстан, Узбекистан и Туркменистан, кроме того, данный регион представляет еще Афганистан, который благодаря своему географическому расположению граничит со всеми вышеперечисленными странами, за исключением Казахстана. Наличие границ с Афганистаном предопределяет возможности незаконного экспорта наркотиков через территории этих государств в Российскую Федерацию, а значит предопределяет и сотрудничество России с названными государствами в области борьбы с незаконным наркотрафиком. В данном разделе рассмотрим в отдельности совместные меры, предпринимаемые Россией и данными государствами в целях сокращения афганского наркотрафика.
Крупнейшими коридорами для наркотрафика из Афганистана являются Пакистан и Иран. По некоторым данным через границы с этими странами за пределы ИРА вывозится от 70 до 75% всего афганского опия. Так, в 2009 г. 160 т опия было вывезено из Афганистана через Пакистан [Стар-чак 2012: 82-83]. Граница между Пакистаном и Афганистаном - слабо охраняемая и имеет всего лишь три пропускных пункта. На севере граница между двумя странами имеет гористый рельеф, что способствует наличию там большого количества незаконных переходов. Кроме того, в самом Пакистане также производится достаточно большое количество опиатов, которые далее продолжают следовать по балканскому маршруту наркотрафика в Европу.
Однако не только недостаточная защищённость границы между Пакистаном и Афганистаном способствует огромным объемам наркотрафика через нее. Здесь также нужно отметить исторически сложившееся недоверие между властями двумя странами и окончательно неурегулированный статус самой границы.
Наличие так называемой «линии Дюра-нда», по которой Пакистан после получения статуса независимого государства в 1947 г. определил государственную границу с Афганистаном, является еще одним
камнем преткновения в и без того непростых пакистано-афганских отношениях.
«Линия Дюранда» подвергается частой критике из-за своего географического расположения, которое дает возможность талибам свободно перемещаться из государства в государство, что в свою очередь приводит к попаданию большого количества опиатов на территорию Пакистана, а оттуда уже и на территорию других стран. По некоторым данным, «линия Дюранда» может быть пересечено торговцами наркотиков до 100 тысяч раз в день. 1
Так, только за 2008-2009 финансовый год Антинаркотические силы Пакистана арестовали 1018 контрабандистов, из которых 151 оказались иностранцами и 867 местными (в 2008 г. было поймано 808 человек, из которых 124 иностранца). Правительство предпринимало определенные шаги для борьбы с наркоманами особенно среди молодежи и создало 27 специальных полицейских постов в различных городах страны [Жмуйда 2010: 172].
Соглашение о совместной борьбе с наркотиками между Россией и Пакистаном впервые было подписано 8 июля 1997 г. Сам проект такого соглашения первоначально был согласован еще в 1994 г. в ходе официального визита в Москву министра иностранных дел Пакистана С.А. Ахмад Али. Стороны договорились содействовать обмену информацией в этих областях и осуществлять обмен специалистами. Как было запротоколировано в заключительной части документа, «настоящее Соглашение заключается на десять лет, вступает в силу со дня подписания и будет действовать до истечения шести месяцев со дня уведомления одной из Сторон о своем намерении прекратить его действие». Впоследствии в 2007 г. договор был продлен Протокол о продлении на следующие 10 лет во время официального визита председателя Правительства РФ М. Фрадкова в Исламскую Республику Пакистан. 2
1 UNODC, Misuse of Licit Trade, 28.56 UNODC, Misuse of Licit Trade, 29
2 Жмуйда И.В., Морозова М.Ю. Россия и Пакистан против афганского наркотрафика, Электронный ресурс: http://www.iimes.ru/?p=5722 (дата обращения: 27.03.2017)
Президенты России и Пакистана уделяют большое внимание сотрудничеству между странами в антинаркотической сфере. Как уже было отмечено в предыдущем разделе, президент Пакистана Асиф али За-рдари был в числе четырех глав государств, которые приняли решение о создании антинаркотического квартета в августе 2010 г. Кроме того, уже меньше, чем через год главы антинаркотических ведомств двух стран заключили соглашение о взаимном обмене оперативной информацией.
В 2013 г. заседание антинаркотического квартета было проведено под руководством Пакистана в столице Пакистана Исламабаде. В этом же году министры иностранных дел двух стран провели двусторонние консультации, посвященные в том числе и борьбе с международным наркотрафиком.
Однако международное сотрудничество России и Пакистана не ограничивается только проведением переговоров и подписаниями соглашений. Пакистан принимает активное участие и в практических операциях по борьбе с наркотиками. Так, Пакистан, вместе со странами-участницами Организации Договора о коллективной безопасности, а также совместно с силами Китая и Украины, принял участие в операции «Канал-2005», которая прошла на территории Афганистана в 2005 г. Операция была проведена в два этапа в периоды с с 25 по 31 октября и с 5 по 12 декабря 2005 г. Целью операции стало создание «поясов безопасности» вокруг Афганистана и пресечение каналов наркокурьеров на «северном маршруте» и части «балканского маршрута» наркотрафика.
При проведении двух этапов операции "Канал-2005" задействовалось свыше 148 тыс. сотрудников специально уполномоченных ведомств, органов безопасности, внутренних дел, таможенных и пограничных служб. Для пресечения нелегальной транспортировки наркотиков было создано 2832 стационарных поста, 5323 совместных оперативных группы, работающих на приграничных территориях, а также железнодорожных вокзалах, автодорогах и аэропортах. Перекрывалось более 1300 железнодорожных узлов и станций, 2567 автомобильных дорог, 190 аэропортов. Была орга-
низована работа по выявлению и разоблачению лиц и преступных транснациональных групп, осуществляющих контрабанду наркотиков.
Всего в результате операции "Канал-2005" компетентными органами стран ОДКБ и наблюдателей из незаконного оборота изъято более 11 т 250 кг наркотиков, в том числе около 550 кг героина, свыше 1 т гашиша и более 117, 6 тонны прекурсоров.1
Еще одним аспектом сотрудничества Пакистана и России стала подготовка квалифицированных полицейских кадров, которая ведется с 2006 г. в подмосковном Домодедово на базе оперативных подразделений Всероссийского института повышения квалификации (ВИПК) МВД России. За период с 2006 по 2014 год такую подготовку прошел 61 полицейский из Пакистана [Хашханов 2015: 80].
Иран, страна, имеющая протяженную сухопутную границу с Афганистаном, занимает второе место в мире по количеству потребления наркотиков, уступая первенство только Исламской Республике Афганистан. Благодаря наличию сухопутной границы с Афганистаном, Иран также является крупнейшим «проводником» для наркотиков в Россию, Европу и страны Персидского залива.
Благодаря такому соседству Иран является одной из тех стран, которая прилагает огромные усилия и тратит большое количество средств государственного бюджета на борьбу с наркотиками. Афганский героин в Иране признан главной угрозой безопасности страны, на устранение которой правительство ежегодно тратит около одного миллиарда долларов. Афгано-иранская граница охраняется на только пограничниками, но и 3000 солдат, служащих по контракту и призванных пресекать незаконный наркотрафик. Кроме того, афгано-иранская граница укреплена защитными насыпями,
1 В ходе международной операции "Канал-2005" изъято более 11 тонн наркотиков. Электронный ресурс: https://regnum.ru/news/polit/567653.html (дата обращения: 27.03.17)
800 рвами, бетонными стенами и 140 км колючей проволоки.2
В борьбе с наркотиками Иран активно сотрудничает с международным сообществом. В 2007 г. Иран принял участие в операции, возглавляемой УПН ООН, нацеленной на активизацию совместных усилий Ирана, Пакистана и Афганистана. Итоги операции были подведены в 2014 г. В иранских населенных пунктах Тайбад и Мир-джавех возле КПП в районе Ислам-Кала -Зарандж на афгано-иранской границе, а также на КПП Тафтан на афгано-пакистанской границе были созданы два пограничных центра связи, а также расширено использование служебных собак для обнаружения наркотиков. 3
В январе 2012 г. Россия и Иран подписали протокол об организации приграничного сотрудничества между ФСКН и штабом по борьбе с наркотиками Ирана, а также план совместных действий по борьбе с наркотиками на 2012-2014 гг.4
Ранее РФ уже заключала с Ираном соглашения по совместной борьбе с наркоугрозой. Руководствуясь меморандумом, подписанным антинаркотическими ведомствами России и Ирана еще в 2005 г., стороны договорились согласованно перекрывать незаконные поставки прекурсоров в Афганистан, обмениваться информацией о новых видах наркотиков и др. 5
Иран участвовал и в научно-практической конференции, которая состоялась в Москве 29 ноября 2012 г. Конференция была посвящена борьбе с незаконным оборотом наркотиков и в противодействии наркомании. В мероприятии со стороны России участвовал председатель Гос-
2 UNODC, Misuse of Licit Trade for Opiate Trafficking in Western and Central Asia: A Threat Assessment, (UNODC, 2012)
3 Коргун В.Г. Пакистано-иранские отношения: сложный путь развития (2006). Электронный ресурс: Сайт Института Ближнего Востока http://www.iimes.ru/ (дата обращения: 27.03.2017)
4 Протокол об организации приграничного сотрудничества между ФСКН и штабом по борьбе с наркотиками Ирана, Бюллетень международных договоров, N 12, декабрь, 2012 год.
5Опыт Ирана в борьбе с наркоманией. Электронный ресурс:
https://ria.ru/beznarko_help/20120829/732780641.html (дата обращения: 27.03.17)
ударственного антинаркотического комитета, директор ФСКН России В. Иванов, а со стороны Ирана - министр внутренних дел, генеральный секретарь Штаба по борьбе с наркотиками Исламской Республики Иран Мостафа Мохаммед Наджар [Рудсари 2013: 163-164]
В 2015 г. в Астрахани состоялась еще одна встреча членов антинаркотических ведомств России и Ирана. Стороны обсудили результаты проведения операций "Чистый Каспий", начиная с 2011 г. Последняя была проведена в этом октябре в акватории Каспийского моря. Были задействованы международные порты Оля, Астрахань, Махачкала и Бендер-Энзели. В ходе этой операции было проведено 47 антинаркотических мероприятий. Из незаконного оборота изъято около 40 кг различных наркотических средств.1 Кроме того, Иран участвовал в качестве наблюдателя при проведении выше уже упомянутой операции «Канал Южный - капкан».
В ходе одной из последних встреч министра внутренних дел Ирана Абд аль-Реза Рахмани Фазли и главы Федерального агентства по борьбе с контрабандой наркотиков России В. Иванова, состоявшейся в Вене в марте 2016 г., сторонам было заявлено о важности двустороннего сотрудничества. При этом Абд аль-Реза Рахмани Фазли подчеркнул, что при содействии российской стороны можно уничтожить крупные банды и лаборатории по производству героина на территории Афганистана. Кроме того, на этой встрече иранской стороной была выдвинута инициатива предложить афганцам сеять альтернативные опиуму сельскохозяйственные культуры. 2
Граница Афганистана с тремя бывшими советскими республиками - Таджикистаном, Узбекистаном и Туркменистаном также является еще одним крупнейшим кори-
дором, через который афганские наркотики распространяются по всему миру.
В настоящее время Таджикистан и Узбекистан входят в число членов Шанхайской Организации Содружества. ШОС, созданная в 2001 г. лидерами Китая, России, Казахстана, Киргизстана, Узбекистана и Таджикистана. 3Естественно, что благодаря географическому расположению стран-участниц ШОС, Афганистан и афганский наркотрафик являются объектами их пристального внимания. Борьба с наркотрафиком является одной из приоритетных сфер сотрудничества для организации «так как наркотики служат одним из источников финансирования терроризма. Усиление борьбы ШОС против наркотиков в этом регионе означает, что терроризм будет отрезан от источников финансирования, а это -непосредственный вклад в борьбу против терроризма» [Олимов 2005: 66].
В 2002 г. страны-участницы ШОС пришли к выводу о необходимости создания поясов безопасности вокруг афганской границы. 4Двумя годами позже в ходе саммита ШОС, проходящего в Ташкенте, было принято решение о создании Координационного Совета - Афганистан ШОС, который объединит усилия стран-участниц по контролю за приграничными территориями и наркотрафиком5. Благодаря созданию данного совета работа над созданием и функционированием поясов безопасности активизировалась. Президент Афганистана Х. Карзай на расширенном заседании Совета глав государств- членов ШОС подтвердил существование проблем терроризма и
1 Электронный новостной ресурс
http://lotosgtrk.ru/news/detail.php?ELEMENT_ID=857 1 (дата обращения: 27.03.17)
2Иран и Россия будут сотрудничать по борьбе с контрабандой наркотиков, электронный ресурс: http://parstoday.com/ru/news/iran-i16300 (дата обращения: 28.03.2017)
3 Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества, 14 июня 2001 года, // Официальный сайт ШОС [Электронный ресурс]. URL: http://infoshos.ru/ru/?id=37 (дата обращения: 28.03.2017)
4 Совместное заявление министров иностранных дел государств-участников Шанхайской Организации Сотрудничества, 7 января 2002 года Официальный сайт ШОС [Электронный ресурс]. URL: http://infoshos.ru/ru/?id=88 (дата обращения: 31.03.2017)
5 Протокол Шанхайской организации сотрудничества и Исламской Республики Афганистан о создании Контактной группы ШОС-Афганистан, 17 июня 2004 года, Официальный сайт ШОС [Электронный ресурс]. URL: http://infoshos.ru/ru/?id=95, (дата обращения: 31.03.2017)
роста наркотиков, воздействующих на Афганистан. «Афганистан будет бороться против терроризма, против этого зла, которое воздействует на многие регионы. Также необходимо разработать механизм, который помог бы бороться и с наркотиками. И Афганистан готов в этом участвовать со всеми нашими соседями в регионе» [Стар-чак 2006: 7]. В этом же 2004 г. было подписано соглашение ШОС о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркоти-ков1.
Соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, подписанное 17 июня 2004 г. в Ташкенте, дублирует некоторое универсальные положения, имеющиеся в законодательстве стран-участниц саммита ШОС. Так, к примеру соглашение закрепляет обязанность закрепить уголовную ответственность за незаконное распространение и хранение наркотиков на территории стран-участниц. В соглашении закреплены обязанность контроля со стороны государств за всеми видами производства наркотиков и прекурсоров и обеспечение неотвратимости наказания за все уголовные преступления, связанные с распространением наркотиков2.
В целом аспекты сотрудничества между государствами в соответствии с данным соглашением могут быть разделены на три группы:
• Сотрудничество в области аналитической деятельности. Такое сотрудничество подразумевает под собой ведение анализа состояния преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков, а также разработку межгосударственных программ по сокращению числа таких преступлений.
• Сотрудничество в рамках практических мер, осуществляемых
1 Ташкентская декларация глав государств-членов Шанхайской Организации Сотрудничества, 17 июня 2004 года, Официальный сайт ШОС [Электронный ресурс]. URL: http://infoshos.ru/ru/?id=100, (дата обращения: 31.03.2017)
2 Соглашение между государствами - членами Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, 17.06.2004, Бюллетень международных договоров, N 7, июль, 2008 г.
государствами по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и прекурсоров. Данный вид сотрудничества заключается в установлении контроля со стороны государств за оборотом наркотиков, в том числе, уделяя особое внимание межгосударственным границам, а также в проведении согласованных мер, включая международные операции, нацеленные на борьбу с незаконным оборотом наркотиков.
• Сотрудничество в сфере правового обеспечения - включает в себя совершенствование и гармонизацию правовых баз государств- участниц ШОС в отношении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Кроме того, сюда относится правовой аспект взаимодействия внутренних государственных органов, к компетенции которых относится борьба с такого рода преступлениями [Даниэлян 2005: 138].
Отдельное внимание необходимо уделить аспекту информационного взаимодействия между странами-участницами ШОС. Зачастую, именно этот пункт многих международных договоров вызывает большие разногласия, благодаря наличию разных политических интересов у каждой отдельной страны. Государства не всегда в полной мере делятся имеющейся у них актуальной информацией, несмотря на закрепленные международными соглашениями обязанности, исходя из своей «политической целесообразности» и соображений национальной безопасности. Опираясь на такой международный опыт, страны-участницы ШОС внесли в соглашение открытый перечень информацией, которая обязательна для раскрытия сторонами. К такой информации в соответствии с соглашением относятся:
• информация о преступлениях и лицах, совершивших или подозреваемых в преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков;
• информация о фактах и событиях, имеющих отношение, к деятельности, связанной с незаконным оборотом наркотиков, в том числе к незакон-
ному пересечению наркотиков государственной границы;
• информация о контактах между определенным лицами (наркокурьерами) или отдельными группами людей, чья деятельность связана с незаконным оборотом наркотиков;
• информациях о методах преступной деятельности наркоторговцев;
• информация о формах и методах выявления источников незаконного оборота наркотиков, а также информация о формах и методах отмывания (легализации) средств, полученных в результате незаконной контрабанды и (или) торговли наркотиками [Горемы-кин 2005].
Соглашение между государствами-членами ШОС о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров предусматривает и иные формы межгосударственного сотрудничества. Одной из них является проведение оперативно-розыскных мероприятий одной из стран-участниц по запросу другой стороны. Запрос в данном случае имеет ряд обязательных реквизитов таких, как наименование запрашиваемого компетентного органа, цели запроса, описание необходимого оперативно-розыскного действия, желательные сроки его совершения и, если это необходимо, указание о конфиденциальности.
Также Соглашение предусматривает обмен опытом работы компетентных органов стран-участниц в рамках конференций и совещаний, статистическими данными, оказание материальной и консультативной помощи в проведении экспертиз, а также подготовку и повышение квалификации соответствующих кадров. Как уже было отмечено в работе ранее, в октябре 2004 года было принято решение о создании учебного центра по повышению квалификации для работников правоохранительных органов, осуществляющих профильную деятельность.
При участии стран ШОС было проведено множество антинаркотических операций. С 2003 по 2009 гг. правоохранительными органами и спецслужбами в ходе проведения операции «Канал» было выяв-
лено 220 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, изъято 4 т 185 кг наркотиков [Обзор 2010: 47]. А в период проведения операции «Канал -2010» было раскрыто 9 наркопреступлений, из незаконного оборота изъято 204 кг 466 гр наркотических средств. В ходе проведения операции раскрыто 93 общеуголовных преступления, задержано 16 преступников, находящихся в розыске [Овчинский, Федоров 2009: 576].
В ходе антинаркотической операции «Канал - 2013» 1 оперативниками было изъято 470,5 кг наркотиков, из них более 102,7 кг марихуаны, 36,69 кг наркотических средств синтетического происхождения, 2,4 кг опия, 47,9 кг гашиша, 269 кг героина, 6,79 кг психотропных веществ и 0,439 кг сильнодействующих веществ, а также более 766,4 кг прекурсоров. Кроме того, было выявлено 1156 фактов административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. К административной ответственности привлечено 1141 лицо. За незаконные операции с наркотическими средствами, психотропными и сильнодействующими веществами задержано 1632 человека. Изъято материальных ценностей на сумму свыше 123,2 тыс. долларов. В операции приняли участие 66873 сотрудника правоохранительных органов, силами которых организовано 4076 совместных оперативных групп. 2
Отдельно стоит отметить сотрудничество России и Туркменистаном, который не является членом ШОС. Туркменистан в принципе является неким исключением -объем наркотрафика из Афганистана через эту страну не столь значителен. Однако Россия, как и США имеет опыт оказания содействия туркменским властям в борьбе с контрабандой наркотиков в 2010 г., когда начальник оперативной части Управления по борьбе с наркотиками США сообщил
1 Бишкекская декларация глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества. 1 3 августа 2013 // Официальный сайт ШОС [Электронный ресурс]. URL: http://www.sectsco.org/RU123/show.asp?id=699 (дата обращения: 31.03.2017)
2 Сайт ОДКБ Электронный ресурс: http://www.odkb-csto.org/ksopn/detail.php?ELEMENT_ID=2063 (дата обращения: 31.03.2017)
ФСКН России о деятельности его организации в Туркменистане, отметив, что новое туркменское Агентство по контролю за наркотиками нуждалось в увеличении международной помощи. 1
Уже в 2010 г. Туркменистан объявил о своей готовности повышать эффективность борьбы с наркоторговлей. Однако международные организации зачастую относятся с сомнением к заявленной позиции Туркменистана, выражая недовольство тем, что участие страны в международных программах носит поверхностный характер. Туркменские должностные лица, как правило, с неохотой относятся к участию в долговременных совместных учениях с афганскими коллегами. Так, в 2010 г. руководитель Государственной пограничной службы Туркменистана отказался участвовать в совместных учениях, сославшись на очевидную слабость афганских структурных подразделений. Кроме того, представители России неоднократно отмечали некоторую обособленность туркменских властей в данном вопросе: те не всегда отвечают на официальные письма, а иногда и отменяют встречи с международными представителями без указания причин своих действий. 2 В целом, некоторые политологи отмечают, что единственной заметной тенденцией в политике Туркменистан по отношению к Афганистану на настоящее время является закрытие границ по аналогии с соседним Узбекистаном. 3
Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что сотрудничество Рос-
1 "Cablegate: Turkmenistan: Women Increasingly Involved In [sic]," Scoop Independent News, February 10, 2010 Электронный ресурс http://www.scoop.co.nz/stories/WL1002/S00531/cableg ate-turkmenistan-women-increasingly-involved-in.htm (дата обращения: 31.03.2017)
2 ISAF commander congratulates Ministry of Interior for likely world's largest seizure of narcotics. Электронный ресурс : http://www.nato.int/isaf/docu/pressreleases/2008/06-june/pr080611-246.html (дата обращения: 31.03.2107)
3 Bruce Pannier, "Turkmenistan's New Afghan Border Policy," Radio Free Europe Radio Liberty, October 10, 2014, Электронный ресурс: http://www.rferl.org/content/turkmenistan-afghanistan-border-policy/26631200.html. (дата обращения: 31.01.2017)
сии в борьбе с незаконным оборотом наркотиков со странами Центральной Азии, а также с международными организациями, членами которых они являются, имеет большие масштабы. Сотрудничество стран развивается в различных направлениях, наиболее практичным и наглядным из которых является проведение совместных операций по обнаружению каналов наркоторговцев и пресечению их деятельности. Такая серия операций, как «Канал» способствовала раскрытию большого числа транснациональных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
Однако проведению практических операций предшествует длительная предварительная подготовка. Государства-члены ШОС, Пакистан и Иран сотрудничают с Россией на законодательном уровне путем подписания различных международных двусторонних и многосторонних отношений. Трудно переоценить роль таких соглашений в международных отношениях. Благодаря им страны получают возможность на законодательном уровне договорится о передаче оперативных сведений, конфиденциальной информации, а также направить запрос на проведение оперативно-розыскных мероприятий. Тут необходимо отметить, что несмотря на обязательную письменную форму такого запроса в экстренных случаях возможна устная его передача при условии последующего подтверждения компетентным органом в течение 72 часов. Данная норма может сильно повлиять на скорость действий оперативников и способствует скорейшему задержанию наркоторговцев.
Россия оказывает содействие странам Центральной Азии в подготовке и повышении квалификации кадров оперативных спецслужб, которые по долгу службы осуществляют антинаркотическую деятельность. За более чем 10 лет такого сотрудничества большое число оперативников прошли соответствующую подготовку и улучшили свои профессиональные навыки.
Однако одним из проблемных моментов, который требует дальнейшего усовершенствования является совместная работа по предотвращению контрабанды наркотиков России и Туркменистана. Несмотря на
то, что поток афганских наркотиков в Россию через Туркменистан сравнительно невелик, определенная доля героина поступает на черный рынок и через афгано-туркменскую границу. Поэтому странам необходимо приложить всевозможные усилия по установлению прочного антинаркотического сотрудничества.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Галищева Н.В. Центральноазиатский вектор внешнеэкономической политики Пакистана: основные проблемы и перспективы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2018; 18(2). С. 328-341.
2. Горемыкин П.С. Сотрудничество по подготовке профессионалов// Официальный журнал Государственного комитета по контролю за оборотом наркотиков «Наркомат». - 2005, № 3.
3. Даниелян А.А. Международно-правовое регулирование борьбы с незаконным оборотом наркотиков и психотропных веществ в рамках Шанхайской организации сотрудничества, Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки Выпуск № 2 / 2005, С. 138.
4. Жмуйда И.В. Пакистан и Афганистан заключают новое торговое соглашение. Проблема контрабанды и наркотиков/ Афганистан -2010 «Политические и экономические реалии современного Афганистана в условиях геостратегической экспансии Запада», М., 2010, РАН, С. 172.
5. Зия С.А. взаимодействие России с США и НАТО в борьбе с наркоугрозой в Афганистане // Постсоветские исследования, 2018. Т. 1, №1. С. 47-57.
6. Малышева Д.Б. Постсоветская Центральная Азия и Афганистан как сфера пересечения интересов крупных азиатских государств // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2018; 18(2). С. 259-272.
7. Международно-правовые основы противодействия незаконному обороту наркотиков: Сб. документов/ Сост. В.С.
Овчинский, А.В. Федоров. М.: ИНФРА-М, 2009. С. 576.
8. Обзор наркоситуации в Республике Таджикистан за 2009 год. Душанбе. 2010. С. 47.
9. Олимов М.А. Проблемы безопасности в Центральной Азии: Взгляд на ШОС из Республики Таджикистан // ШОС проблемы безопасности в Центральной Азии: Материалы Международной конференции (5 октября 2005). - Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2005. С. 66.
10. Роджа Хабиби Рудсари. Национально-государственные интересы России и Ирана в Средней Азии и кавказском регионе // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 8. Ч. 2. С. 163-165.
11. Старчак М. Противодействие наркопроизводству в современном Афганистане: оценка эффективности // Мировая экономика и международные отношения. -2012. - № 4. - С. 82-83
12. Старчак М.В. ШОС в обеспечении безопасности в Центральной Азии / «Безопасность Евразии», N 4, Октябрь -Декабрь 2006, С. 7.
13. Трунов Ф.О. Всеобъемлющий подход к постконфликтному восстановлению: опыт ФРГ в Афганистане // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2016; 16(3). С. 437-450.
14. Хашханов А.И. Сотрудничество России и Пакистана в борьбе с наркоугрозой на современном этапе // Вестник РУДН, серия История России, 2015, № 4, С. 80.
15. Kurylev K.P. Central Asia in foreign policy priorities of Russia: history and current status // Постсоветские исследования, 2018. Т. 1, №5. С. 447-437.
Сведения об авторе: Сайед Ахмад Зия - аспирант кафедры теории и истории международных отношений РУДН (e-mail: smousavi.af@gmail.com).
REFERENCES
1. Galishcheva N.V. Central'noaziatskij vektor vneshneehkonomicheskoj politiki Pakistana: osnovnye problemy i perspektivy //
nocTCOBeTCKHe HCcnegoBaHHa. T. 2. № 1 (2019)
Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya. 2018; 18(2). S. 328-341.
2. Goremykin P.S. Sotrudnichestvo po pod-gotovke professionalov// Oficial'nyj zhur-nal Gosudarstvennogo komiteta po kontrolyu za oborotom narkotikov «Narkomat». 2005, № 3.
3. Danielyan A.A. Mezhdunarodno-pravovoe regulirovanie bor'by s nezakonnym oboro-tom narkotikov i psihotropnyh veshchestv v ramkah SHanhajskoj organizacii sotrud-nichestva, Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: YUridiches-kie nauki Vypusk № 2 / 2005, S. 138
4. ZHmujda I.V. Pakistan i Afganistan zaklyuchayut novoe torgovoe soglashenie. Problema kontrabandy i narkotikov/ Afganistan 2010 «Politicheskie i ehko-nomicheskie realii sovremennogo Afgani-stana v usloviyah geostrategicheskoj ehk-spansii Zapada», M., 2010, RAN, S. 172.
5. Ziya S.A. vzaimodejstvie Rossii s SSHA i NATO v bor'be s narkougrozoj v Afgani-stane // Postsovetskie issledovaniya, 2018. T. 1, №1. S. 47-57.
6. Malysheva D.B. Postsovetskaya Cen-tral'naya Aziya i Afganistan kak sfera peresecheniya interesov krupnyh aziatskih gosudarstv // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya. 2018; 18(2). S. 259272.
7. Mezhdunarodno-pravovye osnovy pro-tivodejstviya nezakonnomu oborotu narkotikov: Sb. dokumentov/ Sost. V.S. Ovchinskij, A.V. Fedorov. M.: INFRA-M, 2009. S. 576.
8. Obzor narkosituacii v Respublike Tadzhik-istan za 2009 god. Dushanbe. 2010. S. 47.
9. Olimov M.A. Problemy bezopasnosti v Central'noj Azii: Vzglyad na SHOS iz Respubliki Tadzhikistan// SHOS problemy bezopasnosti v Central'noj Azii: Materialy Mezhdunarodnoj konferencii (5 oktyabrya 2005). - Almaty: KISI pri Prezidente RK, 2005. - 66 - 72 s.
10. Rodzha Habibi Rudsari. Nacional'no-gosudarstvennye interesy Rossii i Irana v Srednej Azii i kavkazskom regione // Is-toricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i is-
kusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. Tambov: Gramota, 2013. № 8. CH. 2. S. 163-165.
11. Starchak M. Protivodejstvie narkopro-izvodstvu v sovremennom Afganistane: ocenka ehffektivnosti // Mirovaya ehkonomika i mezhdunarodnye otnosheni-ya. - 2012. - № 4. - S. 82-83
12. Starchak M.V. SHOS v obespechenii bezopasnosti v Central'noj Azii / «Bezopas-nost' Evrazii», N 4, Oktyabr' -Dekabr' 2006, S. 7.
13. Trunov F.O. Vseob"emlyushchij podhod k postkonfliktnomu vosstanovleniyu: opyt FRG v Afganistane // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya. 2016; 16(3). S. 437-450.
14. Hashkhanov A.I. Sotrudnichestvo Rossii i Pakistana v bor'be s narkougrozoj na sovremennom ehtape // Vestnik RUDN, seriya Istoriya Rossii, 2015, № 4, S. 80.
15. Kurylev K.P. Central Asia in foreign policy priorities of Russia: history and current status // Postsovetskie issledovaniya, 2018. T. 1, №5. S. 447-437.
About the author: Sayed Ahmad Zia — post-graduate student of the Department of Theory and History of International Relations of the Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University) (e-mail: smousa-vi.af@gmail. com).