Научная статья на тему 'Региональные университеты и их влияние на развитие региона'

Региональные университеты и их влияние на развитие региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИКА / РЕГИОН / EDUCATION / REGIONAL UNIVERSITY / GLOBALIZATION / ECONOMY / REGION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щербакова Анастасия Андреевна

Процессы глобализации оказывают существенное влияние на все сферы жизни общества, изменения претерпевает не только сфера образования в целом, но и отдельные университеты, в частности, региональные. Система высшего образования, в настоящее время, должна полностью соответствовать мировым стандартам, иметь возможность достойно конкурировать на рынке образовательных услуг, поддерживать свою престижность и привлекательность для абитуриентов, в том числе, зарубежных. В статье рассматриваются особенности вхождения региональных университетов в мировое образовательное пространство, а также экономическая составляющая функционирования вузов и способы их финансирования. На сегодняшний день, региональные университеты генерируют в себе знания по многим направлениям и раскрывают интеллектуальный потенциал региона. В свою очередь, независимо от иных источников финансирования, региональные власти активно поддерживают деятельность вузов. Университеты ставят перед собой задачу не только подготовки высококвалифицированных кадров, но и помощи в их дальнейшем трудоустройстве. Таким образом, образовательные учреждения заинтересованы в сотрудничестве не только с другими вузами, но и с органами власти, предприятиями и корпорациями, которые находятся в поиске новых сотрудников. Рассмотрение и анализ высшей школы регионов является актуальным, так как университеты оказывают существенное влияние на функционирование региона, а также, в своей совокупности, на интеллектуальный потенциал страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL UNIVERSITIES AND THEIR INFLUENCE ON DEVELOPMENT OF THE REGION

Processes of globalization have significant effect on all spheres of life of society, changes are not only in education in general, but also in the separate universities, in particular, regional. The higher education system, now, has to conform completely to the international standards, have an opportunity to compete adequately at education market, to maintain the prestige value and appeal to entrants, including, foreign. In article the author considered features of entry of the regional universities into world educational space and also an economic component of functioning of higher education institutions and ways of their financing. Today, the regional universities generate knowledge of many directions in themselves and realize intellectual potential of the region. In its turn, irrespective of other sources of financing, the regional government actively supports activity of higher education institutions. The universities do not only set the task training of highly qualified personnel, but also the help in their further employment. Thus, educational institutions are not only interested in cooperation with other higher education institutions, but also with authorities, enterprises and corporations which are in search of new employees. Consideration and the analysis of the higher school of regions is relevant as the universities have significant effect on functioning of the region and also, in the set, on intellectual potential of the country.

Текст научной работы на тему «Региональные университеты и их влияние на развитие региона»

УДК 316.334.2 doi: 10.20310/1819-8813-2019-14-105-21-24

РЕГИОНАЛЬНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕГИОНА

ЩЕРБАКОВА АНАСТАСИЯ АНДРЕЕВНА Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: nasty681993@mail.ru

Процессы глобализации оказывают существенное влияние на все сферы жизни общества, изменения претерпевает не только сфера образования в целом, но и отдельные университеты, в частности, региональные. Система высшего образования, в настоящее время, должна полностью соответствовать мировым стандартам, иметь возможность достойно конкурировать на рынке образовательных услуг, поддерживать свою престижность и привлекательность для абитуриентов, в том числе, зарубежных. В статье рассматриваются особенности вхождения региональных университетов в мировое образовательное пространство, а также экономическая составляющая функционирования вузов и способы их финансирования. На сегодняшний день, региональные университеты генерируют в себе знания по многим направлениям и раскрывают интеллектуальный потенциал региона. В свою очередь, независимо от иных источников финансирования, региональные власти активно поддерживают деятельность вузов. Университеты ставят перед собой задачу не только подготовки высококвалифицированных кадров, но и помощи в их дальнейшем трудоустройстве. Таким образом, образовательные учреждения заинтересованы в сотрудничестве не только с другими вузами, но и с органами власти, предприятиями и корпорациями, которые находятся в поиске новых сотрудников. Рассмотрение и анализ высшей школы регионов является актуальным, так как университеты оказывают существенное влияние на функционирование региона, а также, в своей совокупности, на интеллектуальный потенциал страны.

Ключевые слова: образование, региональный университет, глобализация, экономика, регион

Современная система высшего образования претерпевает множество изменений в связи с влиянием процессов глобализации и вступлением России в Болонский процесс. Высшая школа на сегодняшний день должна придерживаться мировых стандартов и постоянно совершенствоваться для поддержания своего престижа на рынке образовательных услуг.

Региональные университеты являются показателем образованности региона и его конкурентоспособности на национальном уровне, что в свою очередь помогает российскому образованию соответствовать международному формату.

Стоит выделить основные причины, которые способствовали вхождению региональных вузов в мировое образовательное пространство:

1. Необходимость повышения престижности вузов и их популярности как в рамках своей страны, так и за ее пределами.

2. Возможность иметь более высокую позицию среди других вузов региона.

3. Стремление к мировому признанию вуза и аккредитации в странах Европы и всего мира.

4. Расширение каналов академической мобильности, стремление сделать вуз более привле-

кательным в условиях конкуренции на рынке образовательных услуг.

5. Привлечение новых источников финансирования вуза путем увеличения численности иностранных студентов, участия в грантовых и международных проектах.

Основой современных региональных университетов, является классический вуз, который позиционирует себя как многопрофильный, также он может выступать как вуз технического, экономического или иного направления. Рассматривая вузы с точки зрения интернационализации, существенных различий между ними не просматривается. Однако, отмечая важность и необходимость международного взаимодействия вузов, необходимо сказать, что не все российские вузы стремятся к активному сотрудничеству с зарубежными университетами. Таким образом, не все специализированные университеты и институты принимают и включают в свою работу инновационные возможности развития, которые имеют связь с академической мобильностью и интернационализацией образования [1].

В рамках глобализации и формирования единого мирового образовательного пространства не-

A. A. SHCHERBAKOVA

обходимо рассматривать требования трех уровней: регионального, национального, глобального. Также стоит отметить четыре важных стороны глобализации высшего образования: экономическая, политическая, культурная и технологическая.

Экономическое направление заключается в увеличении рынка образовательных услуг и конкуренции, поиске внебюджетных форм финансирования высшего образования. Следовательно, повышается влияние негосударственных корпораций на систему высшего образования, которые осуществляют финансирование, снижается влияние государства.

Посредством проникновения в систему образования рыночной составляющей, произошло превращение университетов в бизнес. Происходит рост академического капитализма, наука и знания становятся средством обогащения, каждая научная работа начинает рассматриваться как товар. Миссия университетов по производству и распространению знаний отходит на второй план, таким образом принижая престиж классического университетского образования. Университетам приходится уступать свои функции и другим производителям образовательных услуг. Исследователи подчеркивают свойство усваивать и внедрять инновации и, в тоже время, адаптироваться к окружающим процессам, которое помогает сохранить классическую роль университетов и найти выход из создавшейся ситуации.

Функции современных университетов расширились и представляют собой совершенно разные компоненты общественной жизни: культурные, рыночные и политические. Оказывая влияние друг на друга, они создают образ университета, новую образовательную культуру, которая по-своему включена на разных уровнях национальных образовательных систем [2].

Необходимо обратить внимание на основные характеристики региональной экономики знаний, в рамках которой образование и финансирующие его предприятия становятся особенно важными факторами современной системы образования:

- коммерциализация знаний и результатов научно-исследовательской деятельности;

- развитие инфраструктуры вуза, обогащенной современными телекоммуникационными технологиями для повышения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг;

- квалифицированный профессорско-преподавательский состав, необходимый объем иных сотрудников;

- интеллектуальный и инновационный потенциал для формирования и генерации новых идей в рамках вуза;

- способы поощрения и мотивации сотрудников для более плодотворной работы и создания новых знаний, которые повышают престижность региона;

- развитие культуры предпринимательства и рост доверия между его участниками;

- источники инвестирования новых и быст-роразвивающихся проектов в рамках учебного заведения.

Каждый из перечисленных факторов играет важную роль в развитии и становлении региона, тем самым повышая роль университетов в их реализации при наличии соответствующих ресурсов.

С точки зрения М. Портера, университеты представляют собой учреждение для генерации научных знаний и инновационной инфраструктуры, оказывающее влияние на экономику региона:

- регулирует занятость населения за счет вакантных мест для трудоустройства;

- межнациональное сотрудничество и взаимодействие в рамках страны с ведущими вузами и предприятиями;

- влияние на валовый региональный продукт;

- улучшение качества рабочей силы за счет тренингов и курсов повышения квалификации, возможности получения дополнительного образования;

- помощь в разработке и формировании новых компаний.

По мнению В. Власова, региональные университеты осуществляют ряд важнейших функций:

- функция образования;

- помощь в реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ преподавателей и студентов вузов;

- функция передачи культурного наследия;

- развития технологий и инноваций;

- улучшение знаний и умений сотрудников различных сфер деятельности;

- производство новых продуктов.

Плодотворная работа вуза и качественные

итоги его работы способствуют повышению финансирования, а также улучшают статус и престиж университета, что в свою очередь положительно влияет на численность НИР, количество студентов, в том числе иностранных, повышение объема инноваций [3].

Региональные университеты являются неотъемлемой частью системы образования, которая принимает участие в формировании взаимоотношений регионов и образовательных учреждений. Университеты становятся центром развития ин-

SOCIAL-ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES

теллектуального компонента региона, оказывая воздействие на все стороны жизни региона, которые представляют собой центр образовательного, культурного и нравственного просвещения населения. Высшая школа осуществляет важную функцию, заключающуюся в выявлении, поддержке и поощрении наиболее одаренных обучающихся, посредством стипендий, грантов и иных наград.

Современные университеты включают в себя научных работников и преподавателей, который, в свою очередь, формируют и систематизируют знания для дальнейшей разработки и методологии разработки региональной системы образования, улучшения и совершенствования существующих навыков и способов обучения, построения вне-учебной деятельности в рамках образовательного учреждения. Таким образом, региональные вузы способствуют разностороннему развитию личности, начиная с обогащения знаниями и заканчивая стимулированием талантливой молодежи в интересующих направлениях [4].

Независимо от коммерческой поддержки университетов со стороны различных предприятий, региональная власть также остается одним из важнейших партнеров, с ее помощью функционирование вузов является более успешным, так как находятся под влиянием региональной стратегии развития. Поддержка наиболее престижных региональных вузов позволяет осуществлять мониторинг социально-экономического развития региона. Все большую популярность приобретает трехсторонняя форма взаимодействия субъектов при участии органов власти и управления, которые представляют собой долгосрочные договора (к примеру, вузы - органы власти - студенты, абитуриенты и т. п.; вузы - органы власти - компании). Данные объединения активно развиваются в рамках современного информационного общества. Тем не менее, на сегодняшний день существует проблема отстаивания своих прав и интересов со стороны университетов, так как они не могут оказывать существенного влияния на определенные государственные решения. Перед университетами появляются новые задачи в связи с признанием высшей школы основным институтом по воспроизводству интеллектуального потенциала общества.

Университеты должны не только обеспечивать своих потребителей высоким уровнем получаемых квалификаций, но и поддерживать признание на международном уровне, так как дипломы с международным признанием наиболее престижны. В условиях глобализации, нестабильности рынка труда выпускникам вузов становится все сложнее трудо-

устроиться по полученной профессии, поэтому вузы должны стараться обеспечить обратную связь между различными своими партнерами, быть в курсе потребностей рынка труда в специалистах различных направлений, корректировать учебные планы в связи с их изменениями, поддерживать связи со своими выпускниками, проводить консультации для выпускников и потенциальных работодателей [5].

Литература

1. Гарусова Л. Н., Пигинешева А. П. Международное сотрудничество современного регионального университета в контексте интернационализации образования // Интернет-журнал Науковедение. 2013. № 6(19).

2. Налетова И. В. Региональный университет в глобальной среде // Высшее образование в России. 2004. № 12.

3. Каменских М. А. Исследование влияния университетов на региональное экономическое развитие // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 42.

4. Хунагов Р. Д. Региональные университеты как центры развития интеллектуального потенциала населения и одаренных детей и молодежи // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2013. № 3 (123).

5. Макаркина И. В. Университет и региональные сообщества: стратегии социального партнерства // Вестник МГУ. 2007. № 1.

References

1. Garusova L. N., Piginesheva А. P. Mezhdu-narodnoye sotrudnichestvo sovremennogo regional'nogo universiteta v kontekste internatsionalizatsii obrazovaniya [The international cooperation of the modern regional university in the context of education internationalization] // Inter-net-zhurnal Naukovedeniye. 2013. № 6(19).

2. Naletova I. V. Regional'nyj universitet v global'noj srede [The regional university in the global environment] // Vyssheye obrazovaniye v Rossii. 2004. № 12.

3. Kamenskikh M. А. Issledovaniye vliyaniya univer-sitetov na regional'noye ekonomicheskoye razvitiye [Research of influence of the universities on regional economic development] // Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika. 2014. № 42.

4. Khunagov R. D. Regional'nye universitety kak tsentry razvitiya intellektual'nogo potentsiala naseleniya i odarennykh detej i molodezhi [Regional universities as centers of development of intellectual potential of the population and talented children and youth] // Vestnik Аdygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psikhologiya. 2013. № 3 (123).

5. Makarkina I. V. Universitet i regional'nye soobsh-chestva: strategii sotsial'nogo partnerstva [University and regional communities: strategy of social partnership] // Vestnik MGU. 2007. № 1.

A. A. SHCHERBAKOVA

* * *

REGIONAL UNIVERSITIES AND THEIR INFLUENCE ON DEVELOPMENT OF THE REGION

SHCHERBAKOVA ANASTASIYA ANDREEVNA

Derzhavin Tambov State University, Tambov, the Russian Federation, e-mail: nasty681993@mail.ru

Processes of globalization have significant effect on all spheres of life of society, changes are not only in education in general, but also in the separate universities, in particular, regional. The higher education system, now, has to conform completely to the international standards, have an opportunity to compete adequately at education market, to maintain the prestige value and appeal to entrants, including, foreign. In article the author considered features of entry of the regional universities into world educational space and also an economic component of functioning of higher education institutions and ways of their financing. Today, the regional universities generate knowledge of many directions in themselves and realize intellectual potential of the region. In its turn, irrespective of other sources of financing, the regional government actively supports activity of higher education institutions. The universities do not only set the task training of highly qualified personnel, but also the help in their further employment. Thus, educational institutions are not only interested in cooperation with other higher education institutions, but also with authorities, enterprises and corporations which are in search of new employees. Consideration and the analysis of the higher school of regions is relevant as the universities have significant effect on functioning of the region and also, in the set, on intellectual potential of the country.

Key words: education, regional university, globalization, economy, region

Об авторе:

Щербакова Анастасия Андреевна, аспирантка кафедры теоретической и прикладной социологии Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов

About the author:

Shcherbakova Anastasiya Andreevna, Post-graduate Student of the Theoretical and Applied Sociology Department, Derzhavin Tambov State University, Tambov

Т 14 № 105 2019 SOCIAL-ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.