МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВ
А. В. Журова
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ТОРГОВЫЕ СОГЛАШЕНИЯ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ
В статье рассматриваются особенности современных региональных торговых соглашений и их значение для международной торговли. Основное внимание уделено вопросу влияния региональных торговых соглашений на торговлю товарами и услугами в странах - членах региональных объединений (на примере Евразийского экономического союза).
Ключевые слова: региональные торговые соглашения; торговля товарами и услугами; оценка интеграционных процессов; Евразийский экономический союз.
Региональные торговые соглашения (РТС) являются важным элементом международной торговли и оказывают значительное влияние на структуру и динамику развития мировой экономики. На долю региональной торговли приходится 2/3 объема мировой торговли, что подтверждает общую тенденцию масштабной регионализации мирового хозяйства, и эта тенденция только нарастает.
В связи с этим становится неизбежным подписание соглашения о межконтинентальной зоне свободной торговли (ТТ1Р)1, где численность населения в рамках ТТ1Р составляет более 0,8 млрд. человек, а государства обладают колоссальными финансовыми ресурсами. Доля стран ТТ1Р в мировом ВВП будет превышать 50%, а в мировом экспорте - более 46%2, что существенно превзойдет другие региональные объединения (табл. 1).
Таблица 1
Доля региональных объединений в мировом ВВП, экспорте и инвестициях в 2013 г., %
Региональные объединения Доля в мировом ВВП Доля в мировом экспорте Доля в мировых инвестициях
Европейский союз 26,12 31 17
НАФТА 30,26 13 20
АСЕАН 2,49 6,8 8,6
СНГ 2,39 4,2 7,1
Региональная интеграция продолжает развиваться и оказывать не только позитивное, но и негативное влияние на экономическое развитие стран-участниц.
1 Transatlantic Trade and Investment Partnership - Трансатлантическое торгово-инвестиционное партнерство между США и ЕС.
2 По приблизительной оценке автора.
Например, ВВП стран Европейского союза (ЕС)1 вырос с 10,56 трлн. долл. США в 1995 г. до 15,38 трлн. долл. США в 2014 г. [1]. Но такой рост ВВП не является существенным, учитывая высокие темпы инфляции (130,6%)2 за 20-летний период и снижение стоимости доллара по отношению к цене драгоценных металлов, нефти и иным полезным ископаемым. В качестве примера негативного влияния РТС на страны-члены можно указать ухудшение экономической и финансовой ситуации отдельных стран в РТС, например Греции в рамках ЕС.
Несмотря на то, что региональные инициативы не могут заменить многостороннюю систему Всемирной торговой организации (ВТО), почти все страны мира являются участницами одного или нескольких региональных торговых соглашений. Из 161 страны, входящей в ВТО, 160 стран - члены различных интеграционных объединений. Исключением является только Монголия, однако с ней уже начаты переговоры в формате Евразийского экономического союза (ЕАЭС) о создании зоны свободной торговли (ЗСТ), а в перспективе ожидается и полноценное ее участие в ЕАЭС.
На 1 января 1995 г.3 в мире уже действовали порядка 100 РТС, и только за год существования ВТО были зарегистрированы еще 123 РТС. Самым эффективным средством в данной ситуации для ВТО стала разработка правил, по которым создание ЗСТ, таможенного союза (ТС) или заключение соглашения об экономической интеграции (СЭИ)4 должны полностью соответствовать нормам ВТО и не противоречить основным принципам свободной торговли. ВТО устанавливает определенные требования к РТС, которые сформулированы в ст. XXIV ГАТТ. Так, например, в отношении ТС:
1) отменяются пошлины и другие ограничительные меры регулирования торговли (за исключением мер, разрешаемых ст. XI-XV и XX) в отношении практически всей торговли между составляющими территориями союза или, по крайней мере, в отношении практически всей торговли товарами, происходящими из этих территорий;
2) практически те же пошлины и другие меры регулирования торговли применяются каждым членом союза по отношению к торговле с территориями, не включенными в союз;
3) уровень тарифных ставок ТС должен быть ниже или равен тарифу страны -члена ВТО;
4) увеличение любой ставки пошлины требует применения процедуры предоставления компенсации в результате снижения соответствующей пошлины в других странах - членах ТС [2].
Принятые обязательства по обеспечению выполнения требований ВТО становятся частью правовой системы ЗСТ и ТС, независимо от того, являются ли все страны интеграционного объединения членами ВТО.
1 Наиболее известные РТС: Европейский союз (ЕС), Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Южноамериканский общий рынок (МЕРОКОСУР).
2 Базовый ИПЦ по миру за 2014 г.
3 Дата основания ВТО.
4 Соглашения об экономической интеграции определяет ст. V ГАТС, в соответствии с которой РТС предполагает снятие барьеров на пути движения услуг и интеграцию рынка труда [3].
Согласно информации ВТО в настоящее время зарегистрированы и действуют 15 ТС (табл. 2), более 100 ЗСТ в «чистом виде», более 120 ЗСТ+СЭИ1 и 8 ТС+СЭИ, находящихся на разных стадиях формирования, имеющих разный уровень интеграции и различающихся по эффективности функционирования интеграционных институтов [4].
Таблица 2
Региональные торговые соглашения о создании таможенного союза, нотифицированные в ГАТТ/ВТО
Региональное торговое соглашение Количество стран-членов в 2015 г. Дата первой нотификации в ВТО
Европейский союз 28 24 апреля 1957 г.
Центральноамериканский общий рынок 5 24 февраля 1961 г.
Карибское сообщество и общий рынок 15 14 октября 1974 г.
Андское сообщество наций 4 1 октября 1990 г.
Южноамериканский общий рынок 6 17 февраля 1991 г.
Общий рынок Восточной и Южной Африки 20 4 мая 1995 г.
ЕС - Турция 29 22 декабря 1995 г.
ЕС - Андорра 29 23 февраля 1998 г.
Экономическое и валютное сообщество Центральной Африки 6 21 июля 1999 г.
Восточноафриканское сообщество 5 9 октября 2000 г.
Экономическое сообщество стран Западной Африки 15 6 июля 2005 г.
Южноафриканский таможенный союз 5 25 июня 2007 г.
Совет по сотрудничеству государств Персидского залива 6 Нет
ЕС - Сан-Марино 29 24 февраля 2010 г.
Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана 3 21 декабря 2012 г.
Современные РТС - это не только соглашения между странами, которые граничат друг с другом, но и соглашения между странами, находящимися в удаленных друг от друга регионах. Помимо либерализации торговли товарами и услугами в РТС начали прописывать вопросы защиты инвестиций, требования к внутреннему регулированию, дополнительные защитные режимы в отношении лиц сторон, порядок разрешения споров, вопросы технического регулирования, упрощение процедур торговли, конкурентную политику, государственные закупки и ряд других вопросов, которые задают более высокий уровень интеграции, чем ЗСТ и ТС. Типичными примерами таких РТС являются ЕАЭС и ЕС.
Анализ современных РТС показал, что причинами, по которым интеграционный процесс охватил почти все страны, а также способствовал образованию большого числа региональных и межрегиональных торгово-экономических групп, являются следующие: РТС позволяет участникам получить доступ на новые рынки; в рамках РТС можно решить широкий перечень торговых, инвестиционных, промышленных, экологических, трудовых и других вопросов; РТС постоянно расширяют свои границы путем привлечения новых стран-членов; РТС
1 ЗСТ+СЭИ - между странами - членами РТС заключено соглашение о создании зоны свободной торговли и общего (единого) рынка; ТС+СЭИ - между странами - членами РТС заключено соглашение о создании таможенного союза и общего (единого) рынка.
дают возможность «малым странам»1 добиться преференций от «больших стран-
2
партнеров» .
Помимо перечисленных преимуществ РТС обладают и рядом недостатков: «малые страны» имеют менее сильную переговорную позицию и, как правило, не всегда способны аргументированно ее отстаивать; РТС могут усложнять процесс ведения торговли, если страны стремятся находиться в самых разных РТС, т. е. проводят многовекторную политику, например, одновременное участие стран ЕАЭС в СНГ.
Несмотря на имеющиеся недостатки РТС, в том числе и для отдельных сторон соглашения, большинство стран - членов РТС получают от участия в интеграции существенную экономическую выгоду. Эта тенденция сохраняется в ситуации, когда новое соглашение реализуется усилиями всех стран-участниц, а не остается на бумаге. Таким примером успешной интеграции является создание Таможенного союза Беларуси, Казахстана, России и его дальнейшая трансформация в ЕАЭС, включающий пять стран СНГ. Интеграционные процессы на евразийском континенте только подтверждают высокую конкурентоспособность региональных торговых объединений стран.
Интеграционный проект ЕАЭС строится по модели глубокой интеграции, успешными примерами которой являются ЕАСТ, ЕС и НАФТА. Глубокая интеграция экономических систем в рамках данной модели предполагает выполнение базовых условий:
1. Этапность интеграции, в том числе либерализация торговли товарами и услугами, упрощение порядка учреждения юридических лиц, осуществления предпринимательской деятельности и инвестиций (п. 2 ст. 66 Договора) [5, с. 34], а также обеспечение свободы движения капитала и лиц сторон.
2. Гармонизация и либерализация регуляторных режимов в отношении торговли товарами и услугами, учреждения юридических лиц, предпринимательской и иной деятельности и осуществления инвестиций.
3. Недопустимость унификации регуляторных режимов, которая создает риски для интеграционного процесса, так как является обратимым процессом и влечет заведомо невыполнимые обязательства.
Функционирование ЕАЭС может быть успешным лишь в том случае, если для всех его стран-членов экономические выгоды от членства в данном РТС будут превышать экономические выгоды от участия в альтернативных РТС. Наличие альтернативных РТС также создает проблемы для реализации интеграционного потенциала «начинающего» РТС. РТС, предлагающие более высокие выгоды от интеграции, выступают в роли центров притяжения для стран - членов тех РТС, которые оказываются менее привлекательны в экономическом и политическом отношениях (МЕРКОСУР - для стран - членов Андского сообщества, ЕС -для стран - членов Европейской ассоциации свободной торговли).
1 «Малая страна» - это страна - член РТС с наиболее зависимой и слабой экономикой по отношению к другим странам - партнерам РТС, например Мексика по отношению к США в НАФТА или Болгария, Греция и другие страны по отношения к Германии, Франции в ЕС.
2 «Большая страна» - наиболее экономически развитая и влиятельная страна - член РТС по отношению к другим странам - членам РТС, например США по отношению к Мексике в НАФТА.
На наш взгляд, ориентация стран - членов РТС на экономическое взаимодействие с третьими странами (например, ЕС или США) создала бы препятствие для реализации «глубокой» интеграции в ЕАЭС.
Любая поддержка одних членов РТС другими (в том числе через льготные цены на энергоносители и др.) не может служить фактором сохранения долгосрочной заинтересованности стран - реципиентов такой поддержки в членстве в соответствующем РТС, особенно в случае ослабления экономических позиций страны, предоставляющей такую поддержку.
При этом геополитические и идеологические факторы в долгосрочной перспективе не могут перевесить отсутствие позитивных экономических результатов. Так как основная цель любой интеграции - это экономический рост в странах - членах интеграционного объединения, на этапе создания ЗСТ и ТС именно взаимная торговля может стать таким фактором роста. Для оценки влияния взаимной торговли на экономическое развитие стран нами были сопоставлены объемы взаимной торговли, совокупный экспорт и объемы регионального ВВП за 10-летний период для Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России (рис. 1).
Наши исследования показали, что рост объемов взаимной торговли в данном регионе недостаточен для того, чтобы обеспечить значительный вклад в экономическое развитие стран - участниц Союза1. Полученные результаты, хотя и имели положительную динамику с начала функционирования ТС (2010 г.), не являются столь впечатляющими, если рассматривать указанные показатели за более длительный промежуток времени. Вероятно, если бы не последствия финансового кризиса 2008 г., то объемы взаимной торговли в 65 млрд. долл. могли быть достигнуты этими странами уже в 2009-2010 гг. в рамках функционирования зоны свободной торговли СНГ.
Доля внутрирегиональной торговли в совокупном экспорте рассматриваемых стран составила в среднем 9,6% и существенно уступает не только показателям ЕС (свыше 60%), НАФТА (около 40%) и АСЕАН (свыше 25%), но даже южноамериканскому МЕРКОСУР (порядка 16%) (рис. 2) [1].
Также автором были отдельно рассмотрены объемы взаимной торговли России, Казахстана и Беларуси с начала функционирования ТС и рассчитаны базовые индексы оценки интеграционных процессов в этих странах в целях определения степени влияния нового РТС на уровень взаимной торговли его стран-членов (рис. 3).
Индексы дают возможность достаточно быстро получить информацию о состоянии торговых отношений с будущими партнерами, схожести экспортных и импортных профилей, имеющихся у стран, выявленных сравнительных преимуществах в торговле с потенциальными странами-членами и другими странами мира, что позволит на начальном этапе переговоров предварительно оценить плюсы и минусы участия в данном РТС [11, с. 33].
Данные индексы позволяют количественно измерить статистические эффекты интеграции (эффект создания и эффект отклонения торговли) и определить, с какими последствиями столкнется новый интеграционный союз непосредственно после создания.
1 На август 2015 г. Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия являются полноправными странами - членами ЕАЭС (Союза).
2 000,00
1 500,00
1 000,00
500,00 —
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
0 ВВП региона 858,7 1 117,1 1 462,8 1 871,8 1 400,5 1 742,2 2 168,9 2301,2 2410,6 2165,0
□ Совокупный экспорт 289,3 363,4 428,9 578,3 370,3 488,7 651,1 665,0 648,4 615,6
■ Объем взаимной торговли товарами Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России 26,7 34,7 45,4 57,5 39,0 45,2 65,3 64,4 62,3 48,0
Рис. 1. Динамика ВВП, совокупного экспорта и взаимной торговли Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России, млрд. долл. США
И с т о ч н и к: расчеты автора на основе данных официальной статистики [6], [7], [8], [9], [10].
12,0010,008,00 Ь 6,00 — 4,00 — 2,00 0,00
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
13 Доля взаимной торговли
в совокупном экспорте региона
9,24
9,55
10,57
9,95
10,52
9,25
10,03
9,69
9,60
7,79
Рис. 2. Динамика взаимной торговли Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России в совокупном экспорте этих стран, %
Источник: расчеты автора на основе данных официальной статистики [6], [7], [8], [9], [10].
4,5 4 3,5 3 2,5 2 1,5 1
0,5 0
и
и
2010 2011 2012 2013 2014
3,73 3,90 3,88 3,75 3,69
3,83 4,01 4,00 3,86 3,79
0,76 0,78 0,78 0,77 0,76
ЕЗ Индекс интенсивности
региональной торговли ^Т1)
□ Индекс интенсивности внутренней торговли региона (1Т11)
Индекс симметричной торговой интроверсии (ЗТ|)
Рис. 3. Динамика индексов интенсивности региональной торговли Беларуси, Казахстана и России
Источник: расчеты автора на основе данных официальной статистики [1], [6], [7], [10].
Полученные значения индексов интенсивности торговли (ИТ1 и 1Т11) превышают единицу, что подтверждает вывод о большей ориентации потребителей региона на товары, поставляемые из третьих стран. Несмотря на устранение значительного количества барьеров во взаимной торговле товарами в связи с началом функционирования ТС, интенсивность торговли с третьими странами в 2011 г. возросла. Однако постепенное снижение значений индексов интенсивности с 2012 г. позволяет сделать вывод о плавном переходе местных потребителей на внутрирегиональные товары. Введение Россией специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности страны в 2014 г. в отношении импорта отдельных групп продовольственных товаров незначительно повлияло на смягчение эффекта «отклонения торговли», который проявился после создания ТС.
Индекс симметричной торговой интроверсии позволяет сравнить интенсивность внешней и внутренней торговли интеграционного объединения. Полученные результаты также подтверждают, что Беларусь, Казахстан и Россия с третьими странами торгуют интенсивнее, чем друг с другом1. Однако похожие значения характерны и для других интеграционных объединений, таких как НАФТА, ЕС, АСЕАН, МЕРКОСУР, так что полученные результаты, на наш взгляд, не являются критическими, а скорее отражают общую тенденцию, характерную для большинства современных РТС.
Еще один индекс, который достаточно часто рассчитывается для анализа экспортного и импортного профилей стран, - это индекс торговой комплементар-ности2 (табл. 3).
Таблица 3
Показатели индекса торговой комплементарности для Беларуси, Казахстана и России, %
Страна-экспортер - страна-импортер 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Россия - Казахстан 20 30 20 20
Казахстан - Россия 10 10 10 10
Россия - Беларусь 50 60 50 50
Беларусь - Россия 40 40 30 40
Беларусь - Казахстан 40 40 40 40
Казахстан - Беларусь 30 30 30 30
Источник: составлено автором на основе данных официальной статистики [1].
Чем выше значение индекса комплементарности, тем больше предпосылок для успешной реализации нового РТС. По данным табл. 3, комплементарность торговли стран - членов ТС и ЕЭП/ЕАЭС находится на среднем и выше уровне для Беларуси и России и имеет низкие значения для Казахстана. Для сравнения:
1 Индекс симметричной торговой интроверсии принимает значение «-1», если отсутствует торговля внутри региона, «0», если интенсивность торговли внутри и вне региона одинаковая, и «+1», если интегрируемые страны не торгуют с третьими сторонами.
2 Индекс комплементарности позволяет определить соответствие экспортного профиля первой страны импортному профилю второй. Значение индекса равно 0 в том случае, если первая страна не импортирует ни одного вида товара, экспортируемого второй. Значение индекса равно 100, если доли экспорта и импорта в этих странах в точности совпадают.
показатель комплементарности в странах АСЕАН составляет около 70%, для ЕС -80%, для НАФТА - 80%, для МЕРКОСУР - 40% [1].
Проведенный анализ и индексная оценка интеграционных процессов в странах ЕАЭС подтверждают, что существенный выигрыш в благосостоянии страны - члены ЕАЭС могут получить только в долгосрочной перспективе (примерно через 10-15 лет). Причем этого результата можно будет добиться только путем дальнейшего углубления интеграционных процессов, а именно снижения или полного сокращения внутренних барьеров в торговле товарами, либерализации торговли услугами, учреждения юридических лиц, осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.
На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что важным фактором экономического роста стран - членов ЕАЭС в перспективе может стать взаимная торговля услугами. Сфера услуг более многообразна, чем товарный рынок, и в меньшей степени охвачена статистическим наблюдением. При этом торговля услугами, учреждение юридических лиц, коммерческая и иная деятельность охватывают все сферы экономики, включая торговлю и производство любых товаров.
Роль сферы услуг в экономике постоянно возрастает. Ее принципиальным отличием от сферы производства и распределения товаров является то, что услуги, как правило, потребляются в процессе их оказания и не имеют материально-вещественного выражения. При этом их стоимость может впоследствии входить в стоимость соответствующих видов продукции, которые это материально-вещественное выражение имеют. Отдельные виды услуг как факторы производства оказывают значительное влияние на конкурентоспособность товаров, отраслей производства и экономик как отдельных стран, так и образуемых ими РТС. Так, например, транспортные услуги напрямую воздействуют на цены производимой продукции, а услуги в сфере образования косвенно, через формирование человеческого капитала, воздействуют на все сферы экономической деятельности.
Одним из показателей, характеризующих уровень развития страны, является доля услуг в ВВП. В индустриальных странах такой показатель варьируется от 70 до 85% ВВП, для государств - участников ЕАЭС в текущем году он составил чуть более 50%. Наблюдается отрицательная тенденция в динамике данного показателя, свидетельствующая об отставании развития рынка услуг от товарного рынка и недостаточном уровне интеграции, что подразумевает наличие барьеров в производстве и свободном перемещении услуг на территории ЕАЭС.
Сфера взаимных инвестиций стран ЕАЭС - одна из основ реальной интеграции, во многом определяющая направления и характер взаимного сотрудничества интегрирующихся стран. Однако при этом как реальный учет и оценка объемов этих инвестиций, так и оценка их влияния на процесс интеграции на современном этапе ее развития представляются весьма сложной задачей. Так, официальные статистические данные о взаимных инвестициях не учитывают инвестиции, осуществляемые через третьи страны, в том числе офшорные юрисдикции, а также реинвестированную прибыль дочерних и зависимых обществ. Методы оценки инвестиционной привлекательности имеют существенную разнородность, а методы оценки взаимных инвестиций неразвиты. Одним из немногих примеров попыток оценить взаимные инвестиции в СНГ является мониторинг взаимных инвестиций СНГ, проведенный Евразийским банком развития. В сфере услуг взаимные инвестиции в странах ЕАЭС весьма незначительны [12, с. 19].
Анализ инвестиционно привлекательных отраслей сферы услуг, одновременно обладающих международным интеграционным эффектом, представляется достаточно сложным, прежде всего, с методологической точки зрения, поскольку требует одновременного решения двух разноплановых задач:
• для выявления инвестиционно привлекательных отраслей требуется исследование большого числа самых разнообразных факторов, включая прогнозирование развития соответствующих отраслей и секторов, и наличие сопоставимых статистических данных;
• для выявления интеграционно значимых отраслей и секторов требуется определение значения этих отраслей для развития взаимных связей и взаимного сотрудничества стран, их роли в повышении конкурентоспособности как отраслей и экономик соответствующих стран, так и интеграционного объединения в целом.
Торговля услугами охватывает и торговлю товарами как разновидность услуги по СРС1. Устранение барьеров в торговле товарами и услугами при учреждении и деятельности юридических лиц сторон интеграционного объединения является необходимым условием перехода к более высоким этапам интеграции. Либерализация торговли услугами представляет собой необходимый элемент построения единого рынка ЕАЭС. Достижение прогресса в данной сфере традиционно является серьезным препятствием для существующих РТС в силу того, что:
• барьеры в торговле услугами носят скрытый характер, находятся в различных документах стран-членов и не могут быть отменены так же оперативно, как, например, тарифные барьеры, применяемые к товарам;
• либерализация торговли услугами предполагает одновременно либерализацию движения инвестиций, поскольку предоставление услуг на новых рынках связано с открытием филиалов, представительств, регистрацией организации, приобретением предприятия или его доли.
Статистические данные по взаимной торговле услугами, предоставленные национальными банками, при сопоставлении также показали расхождения. Но и центробанки не обладают всей полнотой информации об услугах, так как в соответствии с методикой расчета платежного баланса учитывают лишь общий объем экспорта и импорта услуг, оплата за которые была осуществлена безналичным путем. К тому же в представленных данных услуги не разделяются по видам и секторам, а в некоторых случаях и по странам-контрагентам.
На наш взгляд, основная причина расхождений - это отсутствие единых подходов в учете взаимной торговли между членами ЕАЭС, в том числе применение статистическими ведомствами трех стран различных версий классификаторов видов экономической деятельности, несмотря на то, что п. 7 Протокола о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций (приложение № 16 к Договору о Евразийском экономическом союзе) уже с 1 января 2015 г. установлены обязательства сторон определять и классифицировать сектора услуг на основе СРС [5, с. 234].
Для устранения проблемы отсутствия достоверной статистической информации по взаимной торговле услугами и взаимным инвестициям между
1 Международный классификатор основных продуктов, утвержденный Статистической комиссией Секретариата Организации Объединенных Наций (СРС).
государствами - участниками ЕАЭС на основе СРС также целесообразно национальным статистическим органам государств - членов ЕАЭС разработать Единую методологию учета взаимных инвестиций и взаимной торговли услугами между странами - членами ЕАЭС по аналогии с Единой методологией ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств - членов ЕАЭС. Несмотря на то, что в настоящее время в ЕАЭС имеется множество нерешенных задач, данное РТС может стать успешным объединением на международной арене уже в 2020 г.
Использованные источники
1. База статистических данных ЮНКТАД [Электронный ресурс]. URL: http://unctadstat. unctad.org/.
2. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ 1947).
3. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС).
4. Régional Trade Agreements Information System (RTA-IS) WTO [Электронный ресурс]. URL: http://rtais.wto.org/UI/PublicAURTAList.aspx.
5. Договор о Евразийском экономическом союзе. М.: РГ-Пресс, 2015. 496 с.
6. Федеральная служба государственной статистики РФ [Электронный ресурс]. URL: http:// www.gks.ru/.
7. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. URL: http://belstat.gov.by/.
8. Национальный статистический комитет Кыргызской Республики [Электронный ресурс]. URL: http://www.stat.kg/.
9. Национальная статистическая служба Республики Армении [Электронный ресурс]. URL: http://www.armstat.am/ru/.
10. Министерство национальной экономики Республики Казахстан. Комитет по статистике [Электронный ресурс]. URL: http://stat.gov.kz/.
11. Количественный анализ экономической интеграции Европейского союза и Евразийского экономического союза: методологические подходы / ЦИИ ЕАБР, 2014. 62 с.
12. Мониторинг взаимных инвестиций в странах СНГ 2014 / ЦИИ ЕАБР, 2014. 44 с.
М. Ф. Ткаченко, А. А. Мигранян
ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ
В статье рассматриваются возможности производственной кооперации государств - членов Евразийского экономического союза с учетом торговой специализации стран и уровня конкуренции/комплементарности их экономик. На основе результатов проведенного анализа делаются выводы о возможных направлениях импортозамещения в интеграционной группировке.
Ключевые слова: Евразийский экономический союз; производственная кооперация; импортозамещение.
С точки зрения теории эффектов таможенных союзов (ТС) Дж. Вайнера и Дж. Мида в долгосрочном периоде возможна расширенная производственная