Научная статья на тему 'Региональные проблемы состояния здоровья детей дошкольного возраста (по результатам Всероссийской диспансеризации 2002 г. )'

Региональные проблемы состояния здоровья детей дошкольного возраста (по результатам Всероссийской диспансеризации 2002 г. ) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
151
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сеченева Л. В.

The results of prophylactic medical examination of preschool children of Novgorod region are presented. The regional characteristic features of chronic pathology formation in preschool children of various age and sex have been revealed. The perspective trends of rehabilitation and sanitation of preschool children at regional level are emphasized. Представлены итоги диспансеризации детей дошкольного возраста Новгородской области. Выявлены региональные особенности формирования хронической патологии у дошкольников различного возраста и пола. Обозначены перспективные направления по реабилитации и оздоровлению дошкольников на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональные проблемы состояния здоровья детей дошкольного возраста (по результатам Всероссийской диспансеризации 2002 г. )»

УДК 616-05.2

Л.В.Сеченева РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (по результатам Всероссийской диспансеризации 2002 г.)

The results of prophylactic medical examination of preschool children of Novgorod region are presented. The regional characteristic features of chronic pathology formation in preschool children of various age and sex have been revealed. The perspective trends of rehabilitation and sanitation of preschool children at regional level are emphasized.

Введение

90-е годы ХХ столетия и начало ХХЬго характеризуются глубокими политическими, социально-экономическими изменениями во всех сферах жизни государства и общества. Дети относятся к той части населения, которая наиболее чувствительно реагирует на любые изменения в обществе, особенно такого радикального характера, как произошедшие в нашей стране в 90-е годы. Как отмечают многие авторы [1-4], специфической чертой демографической ситуации в России является то, что переход к естественной убыли населения обусловлен не только снижением рождаемости, но и значительным ухудшением состояния здоровья населения, в том числе детского, и ростом смертности. Здоровье нации, сегодняшнее и будущее, во многом определяется здоровьем детей и подростков, которое вызывает обоснованную тревогу [1,2]. В 90-е годы ХХ в. наметились неблагоприятные тенденции состояния здоровья детей и подростков России: снижение рождаемости, высокие показатели младенческой и детской смертности, рост общей заболеваемости детей, начиная с периода новорожденности, практически по всем классам болезней [3].

Здоровье ребенка закладывается в раннем детстве и определяется как возрастными особенностями растущего организма, так и влиянием на него окружающей среды. Возрастной период от рождения до 7 лет является одним из наиболее критических в развитии и формировании ребенка. Интенсивный рост и развитие организма в этот период, происходящие на фоне созревания основных регуляторных систем, определяют крайне высокую зависимость формирования здоровья ребенка от воздействия неблагоприятных перинатальных, средовых факторов, образа жизни семьи и ребенка.

Дети дошкольного возраста составляют особую категорию детского населения, так как именно в этом возрасте они находятся под постоянным и систематическим врачебным наблюдением. Вместе с тем, профилактические осмотры «декретированных» возрастных групп детей дошкольного возраста (дети до года, 1 год, 3 и 5 лет), проводящиеся ежегодно, не позволяют судить об общем уровне патологической пораженности детей этого возраста. Полная информация о состоянии здоровья дошкольников Новгородской области, включая имеющиеся острые и хронические заболевания, а также функциональные нарушения органов и систем, получена в ходе проведенной в 2002 г. Всероссийской диспансеризации детского населения.

Результаты исследования и их обсуждение

Диспансеризация детей на территории Новгородской области проведена сплошным методом в три этапа: скрининг-программа (антропометрия, лабораторное обследование); осмотр педиатром; осмотр узкими специалистами. Первые два этапа осмотров проведены силами педиатрических служб городов и районов области, третий — специалистами общелечебной сети, а также выездными бригадами специалистов областной детской клинической больницы, Института медицинского образования НовГУ и Санкт-Петербургской педиатрической медицинской академии.

На базе компьютерного центра диспансеризации областной детской клинической больницы сформирован банк данных на 135171 ребенка, из них 39318 (29,1%) детей дошкольного и 95853 (70,9%) школьного возраста. Распределение детей, внесенных в областной банк данных, по полу и возрасту свидетельствует, что удельный вес мальчиков дошкольного возраста (29,3%) несколько выше, чем девочек (28,9%), что характерно и для всей детской популяции области.

Анализ результатов диспансеризации детей дошкольного возраста показал, что патологическая пораженность составляет 472,5 на 1000 осмотренных (см. табл.). Патологическая пораженность мальчиков этого возраста несколько выше, чем девочек, как до диспансеризации (470,7 против 414,4), так и после (501,2 против 439,9).

Распространенность и прирост хронической патологии среди детей школьного возраста в зависимости от пола (на 1000 детей)

Классы болезней До диспансеризации После диспансеризации Прирост(%)

Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушение обмена веществ (всего) 21,5 23,3 8,4

— мальчики 20,1 21,7 8,0

— девочки 23,2 25,0 7,8

Психические расстройства и расстройства поведения (всего) 34,4 41,5 20,6

— мальчики 40,0 48,2 20,5

— девочки 28,0 34,0 21,4

Болезни нервной системы (всего) 27,1 21,1 -22,1

— мальчики 30,0 23,8 -20,7

— девочки 24,8 18,0 -27,4

Болезни глаза и его придаточного аппарата (всего) 22,2 28,0 26,1

— мальчики 21,6 27,4 26,9

— девочки 22,9 28,7 25,3

Болезни органов дыхания (всего) 50,3 59,0 17,3

— мальчики 58,5 67,5 15,4

— девочки 41,1 49,3 20,0

Болезни органов пищеварения (всего) 36,3 37,5 3,3

— мальчики 38,3 38,9 1,6

— девочки 34,0 35,9 5,6

Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (всего) 33,1 44,8 35,3

— мальчики 37,2 49,4 32,8

— девочки 28,6 39,5 38,1

Врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения (всего) 48,2 50,8 5,4

— мальчики 50,0 54,6 9,2

— девочки 46,2 46,5 0,6

Общий показатель распространенности хронической патологии (всего) 444,3 472,5 6,3

— мальчики 470,7 501,2 6,5

— девочки 414,4 439,9 6,2

По результатам диспансеризации выявлен прирост хронических заболеваний на 6,3% в целом по всем классам заболеваний (в сравнении с исходным уровнем), но у мальчиков этот прирост несколько выше, чем у девочек (6,5% против 6,2%). Наибольшее увеличение отмечено по следующим классам: болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани — на 35,3%; болезни глаза и его придаточного аппарата — на 26,1%; психические расстройства и расстройства поведения — на 20,6%; болезни органов дыхания — на 17,3%. По классу нервных болезней отмечено снижение заболеваний (см. табл.).

На первом месте в структуре патологической пораженности детей дошкольного возраста находятся болезни органов дыхания — 12,5% (13,5% у мальчиков, 11,2% у девочек), на втором — врожденные аномалии (пороки развития) — 10,8% (10,9% у мальчиков, 10,6% у девочек), на третьем — болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани — 9,5% (9,9% у мальчиков, 9% у девочек). На четвертом ранговом месте в данной возрастной группе находятся психические расстройства и расстройства поведения — 8,8%, на пятом — болезни органов пищеварения — 7,9%. Начиная с четвертого рангового места картина меняется в зависимости от пола: у мальчиков удельный вес психических расстройств и расстройств поведения составил 9,6% (4-е место), болезни органов пищеварения — 7,8% (5-е место), т.е. соответствует общегрупповой возрастной тенденции. У девочек же удельный вес психических заболеваний и расстройств поведения составляет 7,7% и занимает пятое ранговое место, уступая четвертое болезням органов пищеварения (8,2%).

Среди детей, посещающих детские дошкольные учреждения, преобладают здоровые (64,4%), а более трети (35,6%) воспитанников имеют хроническую патологию. Среди разных категорий этих учреждений — ясли, детские сады, ясли-сады — самыми здоровыми оказываются дети ранней возрастной группы: так, в яслях их более 77,8%, и только 22,2% имеют хронические заболевания; в садах — 65,7% здоровых и 34,3% больных; в яслях-садах 62,4% воспитанников здоровы и 35,6% имеют отклонения в состоянии здоровья. Кроме того, 8,3% воспитанников дошкольных учреждений отнесены к категории часто и длительно болеющих. В медико-педагогической коррекции в дошкольных учреждениях нуждаются более 3,5% детей в возрасте старше двух лет.

Выводы

1. Анализ полученных данных подтверждает отрицательные тенденции в состоянии здоровья детей дошкольного возраста (как мальчиков, так и девочек), сложившиеся в последние годы в Новгородской области.

2. Более трети (35,6%) дошкольников нуждаются в проведении им лечебнооздоровительных, коррекционных, реабилитационных мероприятий.

3. В целях сохранения и укрепления здоровья дошкольников показано расширение объема профилактических и оздоровительных мероприятий как в семье, так и в детском дошкольном учреждении. Требуется совершенствование медицинского обслуживания, внедрение эффективных форм и моделей согласованной деятельности родителей, педагогических и медицинских работников.

4. Полученная объективная информация является основой для разработки на уровне региона целевой программы, базирующейся на принципах приоритета профилактической и медико-социальной направленности, что позволит обеспечить адресность оказываемой помощи, тесное взаимодействие и активное участие различных служб и ведомств в ее реализации.

1. Здоровье детей России (состояние и проблемы) / Под ред. А.А.Баранова. М., 1999. 273 с.

2. Ваганов Н.Н. Медико-организационные проблемы охраны материнства и детства: Сб. статей. М.: Про-

Медиа, 2001. 224 с.

3. Вельтищев Ю.Е. // Рос. вестн. перинатологии и педиатрии. 1994. Т.39. №1. С.2-8.

4. Медик В.А. Заболеваемость населения: история, современное состояние и методология изучения. М.:

Медицина, 2003. 512 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.