Научная статья на тему ' региональные проблемы формирования опорной сети автомобильных дорог Якутии'

региональные проблемы формирования опорной сети автомобильных дорог Якутии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
124
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
опорная сеть автомобильных дорог / проблемы / Республика Саха (Якутия). / basic road network / issues of transport communication / the Republic of Sakha (Yakutia).

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А. И. Борисов

В статье исследуются региональные проблемы формирования опорной сети автомобильных дорог Республики Саха (Якутия). Автором определено, что имеется множество региональных проблем формирования опорной сети автомобильных дорог в силу климатических, социально-экономических, политических особенностей данной республики. Отличительной особенностью опорной автодорожной сети исследуемого региона является ее незавершенность. До недавнего времени Республика Саха (Якутия) не имела качественно проработанного автомобильного сообщения с федеральным центром, что в существенной мере усложняло его развитие. Определено, что необходимо активно развивать опорную автомобильную сеть, поскольку благодаря данному элементу будет происходить активное транспортное и экономическое развитие не только Республики Саха (Якутия), но и всего государства. Формирование опорной сети автомобильных дорог способствует снижению себестоимости доставки грузов, решению проблем сезонности, а также стимулированию мобильности населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — А. И. Борисов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL ISSUES OF THE BASIC NETWORK FORMATION OF YAKUTIA’S HIGHWAYS

The article examines the regional issues of the formation of the core network of highways in the Republic of Sakha (Yakutia). The author has identified the fact that there are many regional problems of forming the core network of highways due to the climatic, socio-economic, and political features of this republic. A distinctive feature of the supporting road network of the studied region is its incompleteness. Until recently, the Republic of Sakha (Yakutia) did not have a well-developed transport communication with the federal center, which significantly complicated its development. It has been found that it is necessary to actively develop the basic road network, since, due to this component, active transport and economic development will take place not only in the Sakha Republic (Yakutia), but also in the entire state. The creation of the basic road network helps reduce the cost of delivery of goods, address the issues of seasonality, as well as stimulate the mobility of the population.

Текст научной работы на тему « региональные проблемы формирования опорной сети автомобильных дорог Якутии»

УДК 911.3:33

DOI: 10.24411/1728-323X-2019-13096

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОПОРНОЙ СЕТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ЯКУТИИ

А. И. Борисов, старший преподаватель, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова», tbbai@mail.ru, Якутск, Россия

В статье исследуются региональные проблемы формирования опорной сети автомобильных дорог Республики Саха (Якутия). Автором определено, что имеется множество региональных проблем формирования опорной сети автомобильных дорог в силу климатических, социально-экономических, политических особенностей данной республики. Отличительной особенностью опорной автодорожной сети исследуемого региона является ее незавершенность. До недавнего времени Республика Саха (Якутия) не имела качественно проработанного автомобильного сообщения с федеральным центром, что в существенной мере усложняло его развитие. Определено, что необходимо активно развивать опорную автомобильную сеть, поскольку благодаря данному элементу будет происходить активное транспортное и экономическое развитие не только Республики Саха (Якутия), но и всего государства. Формирование опорной сети автомобильных дорог способствует снижению себестоимости доставки грузов, решению проблем сезонности, а также стимулированию мобильности населения.

The article examines the regional issues of the formation of the core network of highways in the Republic of Sakha (Yakutia). The author has identified the fact that there are many regional problems of forming the core network of highways due to the climatic, socio-economic, and political features of this republic. A distinctive feature of the supporting road network of the studied region is its incompleteness. Until recently, the Republic of Sakha (Yakutia) did not have a well-developed transport communication with the federal center, which significantly complicated its development. It has been found that it is necessary to actively develop the basic road network, since, due to this component, active transport and economic development will take place not only in the Sakha Republic (Yakutia), but also in the entire state. The creation of the basic road network helps reduce the cost of delivery of goods, address the issues of seasonality, as well as stimulate the mobility of the population.

Ключевые слова: опорная сеть автомобильных дорог, проблемы, Республика Саха (Якутия).

Keywords: basic road network, issues of transport communication, the Republic of Sakha (Yakutia).

Введение. Формирование оптимальной сети автомобильных дорог, которая обладает расчетными транспортно-эксплуатационными свойствами, является ключевой составляющей экономического прогресса нашего государства. Также это имеет отношение и к территории Республики Саха (Якутия), где наиболее результативно стоит применять автомобильный транспорт для осуществления международных транспортных связей и привлечения доходных средств от деятельности транспортной инфраструктуры для его общественно-экономического прогресса.

Проблема формирования и эксплуатации автомобильных дорог Республики Саха (Якутия) на данный момент приобретет ключевое общественно-экономическое значение. Существенным образом изменившаяся геополитическая ситуация в государстве обусловливает интенсификацию региональной экономики. Произвести огромный прирост в автомобильных перевозках можно исключительно при помощи значительного роста транспортно-эксплуатационных показателей автомобильных дорог. А это возможно при помощи учета особенностей природно-климатических условий при проектировании новых, модернизации и реконструкции имеющихся опорных сетей автомобильных дорог.

Модели и методы. Методы решения оптимизационных задач на основе фундаментальных положений теории вероятности и математической статистики, аналитические методы оценки напряженно-деформированного состояния дорожных конструкций, программные продукты решения прикладных задач.

Результаты и обсуждение. Отличительной особенностью опорной автодорожной сети исследуемого региона является ее незавершенность. До недавнего времени Республика Саха (Якутия) не имела качественно проработанного автомобильного сообщения с федеральным центром, что в существенной мере усложняло его развитие.

Более 90 % территории Республики Саха (Якутия) имеет сезонную транспортную доступность. Только 15 % населения проживает в зоне круглогодичного транспортного сообщения. В Якутии, площадь которой 3,1 млн квадратных километров, только 490 км железных дорог и 7,5 тыс. км автодорог с твердым покрытием.

Повреждение естественной почвы повышает температуру и глубину протаивания вечной мерзлоты. Опорная автомобильная сеть формируется в условиях вечной мерзлоты, следовательно, имеются определенные трудности при эксплуатации дороги.

Эксплуатационная уверенность опорной автомобильной сети там, где распространяется вечная мерзлота предопределяется не только обоснованностью выбора конструктивно-технологических решений и способов реализации работ при их формировании и содержании. Однако данных условий недостаточно для Республики Саха (Якутия). На местах льдистых грунтов должна быть регулярная защита дорог, от разрушающего воздействия инженерно-геокриологических явлений и процессов, по другому абсолютно невозможно экономически целесообразным путем определить их стабильность и проектные скоростные движения.

96

№ 3, 2019

Автомобильный транспорт в Республике Саха (Якутия) представляет собой ключевую составляющую экономики Якутии и всего Северо-Востока Российской Федерации, осуществляет перемещение наиболее важных грузов для жизни, играет значительную роль для северного завоза, осуществляет бесперебойное снабжение стратегически необходимых экономических отраслей, это в основном организации горнодобывающей промышленности. Опорная автомобильная сеть представляет собой материальную основу для общественно-экономического развития республики.

Сейчас, к сожалению, не имеется круглогодичной опорной автомобильной сети. Многие автомобильные дороги эксплуатируются только зимой, летом состояние опорных сетей автомобильных дорог оставляет желать лучшего.

Автомобильный транспорт представляет собой единственную разновидность наземного транспорта, при неразвитости железной дороги. Ключевая проблема — это сезонность, большая часть грузовых перевозок осуществляется по зимникам, очень мало хороших круглогодичных опорных автодорожных сетей. В масштабах Республики Саха (Якутия) слабо развита автодорожная сеть, территориальная изолированность определенных дорог. Главной автодорожной сетью является «Лена».

Заключение. В заключении стоит сказать, что необходимо активно развивать опорную автомобильную сеть, поскольку благодаря данному элементу будет происходить активное транспортное и экономическое развитие не только Республики Саха (Якутия), но и всего государства. Также важно сформировать совмещенный мост через реку Лену, которая будет играть очень важную роль в развитии автомобильного транспорта и всей экономики Якутии. Это будет способствовать снижению себестоимости доставки грузов, будет ре-

шать проблему сезонности, а также стимулировать мобильность населения.

Необходимо реконструировать опорную автомобильную сеть, которая была сформирована еще в советское время, они не рассчитаны на большой поток автомашин.

Исключительно при развитии и расширении опорной транспортной сети удастся, наконец, задействовать потенциал экономико-географического и геополитического положения восточных регионов азиатской части Российской Федерации (или ее субъектов) в масштабе мирохозяйственной системы (или ее части). Данный потенциал станет настоящим ресурсом положения и пространства в формате предоставления услуг (прежде всего, всех разновидностей транспорта, актуальных систем передачи сведений и связанных с ними сфер экономической деятельности), создания «зон интересов», обычно в сопредельных регионах. Критерием эффективности применения весьма специфического ресурса считается конкурентоспособность, экономическая отдача в обширном ее представлении (к примеру, формирование условий освоения современных ресурсных баз или решение проблем общественно-экономического прогресса субъектов Российской Федерации), национальная безопасность и политическая значимость Российской Федерации в мире.

Прогресс опорной сети автомобильных дорог будет способствовать снижению рисков по северному завозу, определять современные возможности для деловой жизни населения отдаленных районов. Окончание строительства автомобильных дорог «Колыма» (Якутск—Магадан), «Вилюй» (Иркутск—Якутск) и «Амга» (Якутск—порт Аян Хабаровского края), реконструкция автомобильной дороги «Лена» (Большой Невер—Якутск) дадут возможность интегрировать в межрегиональные транспортные потоки с Магаданской, Иркутской, Амурской областями и Хабаровским краем.

Библиографический список

1. Бородин П. Великое транспортное будущее // Известия. 2010. № 187. C. 139.

2. Могилевкин И. М. Транспорт и коммуникации. Прошлое. Настоящее. Будущее. М.: Наука, 2014.

3. Ламин В. А., Пленкин В. Ю., Ткаченко В. Я. Глобальный трек: развитие транспортной сети на востоке страны. Екатеринбург: изд-во УрО РАН, 2010.

4. Азиатская часть России: новый этап освоения северных и восточных регионов страны / отв. ред. В. В. Кулешов. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2008.

REGIONAL ISSUES OF THE BASIC NETWORK FORMATION OF YAKUTIA'S HIGHWAYS

A. I. Borisov, Head Lecturer, Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "M. K. Ammosov North-Eastern Federal University" tbbai@mail.ru, Yakutsk, Russia

References

1. Borodin P. S. Velikoe transportnoe budushchee. [Great transport future]. Izvestiya, 2010. No. 187. P. 139. [in Russian]

2. Mogilevkin I. M. Transport i kommunikacii. Proshloe. Nastoyashchee. Budushchee. [Transport and communication. Past. Present. Future]. Moscow, Nauka, 2014. [in Russian]

3. Lamin V. A., Plenkin V. YU., Tkachenko V. YA. Global'nyj trek: razvitie transportnoj seti na vostoke strany. [Global track: the development of the transport network in the east of the country]. Ekaterinburg, izd-vo UrO RAN. 2010. [in Russian]

4. Aziatskaya chast' Rossii: novyj ehtap osvoeniya severnyh i vostochnyh regionov strany. [The Asian part of Russia: a new stage of development of the northern and eastern regions of the country]. Ed. by V. V. Kuleshov. Novosibirsk, IEHOPP SO RAN, 2008. [in Russian]

№3,2019

97

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.