Научная статья на тему 'Региональные проблемы финансирования реального сектора экономики (на примере Пензенской области)'

Региональные проблемы финансирования реального сектора экономики (на примере Пензенской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
112
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борисова В.Д.

Статья затрагивает проблемы финансирования реального сектора экономики через банковский сектор регионов. На примере Пензенской области в ней раскрываются основные трудности указанного способа финансирования и меры по их преодолению. В статье проведен анализ статистического материала, иллюстрирующего возможности и реальный объем финансирования банковским сектором различных отраслей промышленности. Автор проводит сравнительный анализ уровня развития банковского и производственного сектора в Пензенской области и Приволжском округе, в результате чего приходит к выводу, что для стимулирования роста объемов финансирования реального сектора через коммерческие банки необходимо на федеральном уровне создать стимулы для накопления кредитными учреждениями собственных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональные проблемы финансирования реального сектора экономики (на примере Пензенской области)»

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

(на примере Пензенской области)

в. д. Борисова,

кандидат экономических наук, профессор Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского

В странах с развитой рыночной экономикой банковский сектор выступает основным источником финансирования реального сектора экономики. В нашем государстве региональные коммерческие банки пока еще не обладают для этого ни достаточной ресурсной базой, ни развитой банковской инфраструктурой.

В дореволюционный период государство считало правомерным и необходимым инвестировать в уставные капиталы кредитных товариществ, чем напрямую стимулировало развитие кредитной кооперации через системы казначейства и Госбанка. Очевидно, что такие действия со стороны Госбанка были не чем иным, как использованием государственных регуляторов в кредитной сфере.

Несомненно, участие государственных средств даже не в капиталах банков, а в более низкой ступени — в кредитной кооперации указывает на малые объемы накопленного капитала у представителей малого и среднего бизнеса в начале XX в. Сегодня малый бизнес России не более богат, чем 100 лет назад, но достойной системы государственной финансовой поддержки он до сих пор не получает.

Отечественные банки пока еще слабы для международной конкуренции: их совокупный уставный капитал едва перешагнул за 25 млрд долл. (табл. 1), а совокупный собственный — еще не дотягивает до 100 млрд долл. (в то время как самый крупный банк Китая набрал уже более 300 млрд долл.). Сегодня мы вынуждены тратить огромные бюджетные средства на воссоздание всей структуры с нуля, в том числе Россельхозбанка на месте Агропромбанка, как банка кредитования села, Банка развития на месте Промстройбанка как банка кредитования промышленности, строительства, транспорта, связи и науки. Надо ли повторять в регионах те же ошибки в области реформирования

системы регулирования банковской деятельности, искусственно ускоряя процесс консолидации региональных банков, вместо создания экономических стимулов к развитию каждого путем создания налоговых льгот, значительно более широкого и щадящего долгосрочного рефинансирования со стороны Банка России?

У современного бюджета страны, Стабилизационного фонда и валютных резервов Банка России есть значительно большие возможности для расширения участия в стимулировании экономического роста. Назрела корректировка бюджетной и денежно-кредитной политики во взаимосвязи с другими направлениями экономической политики России с целью значительного повышения эффективности использования накопленных ресурсов для инвестирования и кредитования собственных приоритетных отраслей.

Анализ уровня и темпов социально-экономического развития свидетельствует, что регионы страны, в том числе и Приволжского федерального округа, в течение 15 лет реформирования развивались неравномерно. Отсюда большие различия в уровне доходности производственного сектора и сферы услуг, в уровне денежных доходов населения и бюджетной обеспеченности регионов. Естественно, это сказывается на темпах и уровне развития банковского сектора.

Банковский сектор Пензенской области за последние пять лет позитивно развивался как качественно, так и количественно. Три региональных банка увеличили собственные капиталы в 3,7 раза, активы — в 5,7 раза, кредитные вложения — в 9 раз, объемы вкладов — в 33 раза. Один банк уже работает с Генеральной лицензией, владельцы другого в начале октября превысили величину собственного капитала свыше 5 млн евро.

* Уставный капитал — капитал, величина которого оплачена участниками, внесена в устав кредитной организации и учтена в Книге государственной регистрации кредитных организаций после регистрации устава в Уполномоченном регистрирующем органе. По данным Департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций.

Таблица 1

Группировка действующих кредитных организаций по зарегистрированному уставному капиталу* по состоянию на 01.09.2007

Размер уставного капитала, млн руб. Численность кредитных организаций Изменение (+/-)

на 01.01.2007 г. на 01.09.2007

Число Доля в общей численности,% Число Доля в общей численности, %

До 3 43 3,6 39 3,4 -4

3...10 87 7,3 67 5,8 -20

10...30 168 14,1 130 11,3 -38

30.60 182 15,3 172 14,9 -10

60.150 226 19,0 207 18,0 -19

150.300. 217 18,3 252 21,9 +35

300 и более 266 22,4 286 24,8 +20

Всего по России 1189 100 1153 100 -36

Филиалы инорегиональных кредитных организаций (табл. 2) уже пятый год предоставляют нашим заемщикам кредитов значительно больше, чем привлекают средств в области.

Обращает на себя внимание такая существенная особенность деятельности кредитных организаций, действующих в Пензенской области: их ресурсная база слабо зависит от объемов производства и денежного оборота крупнейших

компаний, ведущих свой бизнес в нашем регионе. На начало июля 2007 г. из всего объема привлеченных кредитными организациями по России средств негосударственных организаций на текущие счета доля приволжских банков не достигала и 5 %.

Это зависит и от того, что собственные капиталы банков малы для обслуживания гигантов, и от того, что крупные корпорации мало заинтересованы в инвестировании своих средств в банковский

Таблица 2

Действующие кредитные организации и их филиалы в территориальном разрезе по состоянию на 01.09.2007*.

Регион Число кредитных организаций в регионе Число филиалов в регионе

Всего Кредитных организаций, головная организация которых находится в данном регионе Кредитных организаций, головная организация которых находится в другом регионе

Всего по Российской Федерации: 1153 3403 738 2665

Приволжский федеральный округ 134 732 146 586

Республика Башкортостан 11 55 0 55

Республика Марий Эл 1 23 4 19

Республика Мордовия 3 15 6 9

Республика Татарстан 26 113 57 56

Удмуртская Республика 8 32 0 32

Чувашская Республика 5 25 0 25

Кировская область 3 29 0 29

Нижегородская область 18 103 33 70

Оренбургская область 9 48 4 44

Пензенская область 2 30 0 30

Пермский край 8 69 3 66

Самарская область 22 87 16 71

Саратовская область 14 73 20 53

Ульяновская область 4 30 3 27

* По данным Банка России.

Таблица 3

Группировка действующих кредитных организаций по величине зарегистрированного уставного капитала в Приволжском округе

Дата Размер уставного капитала, млн руб.

До 3 3-10 10-30 30-60 60-150 150-300 300 и более

01.01.2007 5 4 17 20 41 22 30

01.04.2007 5 3 12 21 40 24 33

01.07.2007 5 2 12 20 36 29 34

* По данным Банка России.

бизнес. Региональные банки укрупняют свои уставные капиталы без участия крупнейших корпораций, а малый и средний бизнес сам находится в стадии первоначального накопления капитала. Именно в этом наиболее заметно сказывается слабая капитальная база реального сектора для увеличения уставных капиталов банков. По этой причине остается значительным число кредитных организаций с участием государственного капитала. В Пензенской области в обоих банках участие бюджетных средств составляет 15—25 %.

В последние годы все более энергично используется инвестирование в уставные капиталы банков денежных капиталов физических лиц (табл. 3). В частности, в совокупном уставном капитале банков Пензенской области доля физических лиц составляла на начало июля текущего года уже 47,3 %. И в ближайший год она еще значительно прирастет.

В малом объеме могут привлекать региональные банки и бюджетные средства. Доля кредитных организаций Приволжского округа в привлеченных на текущие счета бюджетных средствах составляла на 1 июля 2007 г. менее 3 % их общего объема по банковскому сектору в целом.

В этих условиях значительным источником в формировании ресурсной базы региональных банковских секторов становятся средства, привлекаемые филиалами инорегиональных кредитных организаций от своих головных банков.

Уже созданная банковская инфраструктура, регулирующая ее правовая база в каждом конкретном субъекте Федерации, городе, районе и селе в решающей мере зависят от уровня развития производства, занятости, рентабельности, зарплаты и пенсий.

Мало признать, что развитие рынка банковских услуг в регионе зависит, с одной стороны, от спроса на них хозяйствующих субъектов и населения, а с другой — определяется способностью банков данный спрос вовремя и повсеместно удовлетворить. Сегодня кредитные организации могут предложить более 200 видов банковских услуг. Думается, что важнее ответить на вопрос, от чего зависит сам

спрос на банковские услуги в конкретном селе или городе и можно ли влиять на этот спрос.

Во-первых, чем ниже среднемесячная начисленная заработная плата в регионе, тем меньше возможностей выкроить из нее на вклад в банке и тем выше риск для банка выдать кредит заемщику с такой зарплатой. Чем ниже отношение размера среднемесячной зарплаты в регионе к величине прожиточного минимума, тем меньше экономический интерес банка открывать свое подразделение в данном регионе.

Во-вторых, чем выше доля убыточных предприятий в регионе, тем беднее финансовая база для работы с такими клиентами у банковского учреждения, тем выше риск при возможном кредитовании.

В-третьих, чем ниже собственные доходы бюджета данного муниципального образования на душу населения, тем слабее экономическая основа для банка в данном районе или селе.

В-четвертых, чем меньше объемы производства малых предприятий и индивидуальных предпринимателей на душу в данном регионе, тем слабее экономические возможности банка для работы и по привлечению и по размещению ресурсов. К этому надо также добавить, что чем больше предприниматели работают с наличной выручкой с целью сокрытия налогов, минуя банк, тем меньше шансов у таких бизнесменов получить нормальный кредит в банке.

В-пятых, чем меньше действующих прибыльных предприятий, фермеров, индивидуальных предпринимателей в регионе и чем выше доля неработающего населения — молодежи, пенсионеров, безработных, тем беднее экономическая база для прибыльного ведения банковского бизнеса.

В-шестых, большое влияние на экономическую эффективность деятельности банковских подразделений оказывает плотность населения и удаленность основных производственных и социальных объектов от центра.

Все эти факторы указывают на пока что слабую экономическую и финансовую базы региона. Дан-

РЕгиомьнАя экономикА: теория и практика

71

ные выводы сделаны не только на основе анализа ситуации в Пензенской области (табл. 4), были также рассмотрены показатели в 18 регионах страны, где на протяжении последних пяти лет действовали один—три региональных банка и филиальная сеть.

Накопление собственного капитала и активов банковских секторов регионов, где действуют до трех местных банков и филиалы инорегиональ-ных кредитных организаций, в значительной мере зависит от степени развитости малого и среднего бизнеса, от уровня собственных доходов местного и регионального бюджетов, от уровня денежных доходов населения.

Соотношения, на наш взгляд, должны быть следующими. В еличина денежного дохода на душу населения должна превышать местный прожиточный минимум в 3 и более раза. Доля убыточных предприятий в промышленности, строительстве, торговле не должен превышать 25 %. Уровень рентабельности прибыльных предприятий должен в среднем превышать уровень инфляции на 3—4 процентных пункта и более, тогда накопление банковского капитала и активов идет более высокими темпами и близко к среднероссийским. Если названные показатели ниже, то темпы роста банковского капитала и активов превышают темпы роста производства, но разрыв со среднероссийскими показателями не уменьшается. Изложенные особенности в каждом регионе проявляют себя по-разному. У региональных банков фактически нет больших ресурсов, чтобы с высокими рисками вести потребительское кредитование.

Детальный анализ данных, проведенный по 18 регионам страны, в которых действуют один — три местных банка, за последние три года убедительно показывает, что ускоренное объемное кредитование населения не приводит к значительному росту просроченной ссудной задолженности. Но при одном условии — если банки работают с заемщиками профессионально, не увлекаясь погоней за сиюми-

нутной выгодой. В Пензенской области доля просроченной ссудной задолженности уже длительный период по региональным банкам не превышает 1 %. Давно работающие филиалы инорегиональ-ных банков около двух лет ускоренно наращивали кредитные портфели. Доля просроченной задолженности приблизилась у некоторых из них к 3 %, но в последнее время стабилизировалась.

Что касается динамики ссудной задолженности в целом по Пензенской области, то за пять с половиной лет она возросла в стране в 6,5 раза. Более высокие темпы роста были в 8 регионах и в Приволжском округе в целом. Казалось бы, темпы роста высокие. Однако потребность экономики еще в значительной мере не удовлетворяется ни в краткосрочном кредитовании оборотных средств, ни тем более в долгосрочном инвестировании обновления основного капитала. Об этом постоянно свидетельствуют результаты мониторинга предприятий.

Вместе с тем большинство предприятий в результате 9-летнего развития после кризиса 1998 г. практически исчерпали свои возможности получения кредитов, не увеличивая резко степени риска их невозврата. Думается, что и в этом кроется одна из серьезных причин того, что ссудная задолженность физических лиц в абсолютной величине и в расчете на душу населения в большой группе регионов округа составляет не менее половины от ее общей суммы. При этом необходимо особо подчеркнуть тот факт, что доля ссудной задолженности по Пензенской области на срок свыше года устойчиво перешла рубеж в 70 %, а на срок более трех лет — 50 %. И по доле просроченной ссудной задолженности региональные банки Пензенской области за последние пять лет существенно выправили положение.

Высокие темпы роста потребительского кредитования не могли не привести к росту абсолютной величины и доли просроченной задолженности.

Таблица 4

Финансовые результаты деятельности кредитных организаций в Приволжском округе*

Дата Общий объем прибыли (+) /убытков (-), полученных действующими кредитными организациями, млн руб. Объем прибыли кредитных организаций, имевших прибыль, млн руб. Доля действующих кредитных организаций, имевших прибыль, % Объем убытков кредитных организаций, имевших убытки, млн руб. Доля действующих кредитных организаций, имевших убытки, % Использовано прибыли млн руб.

01.01.2007 11 675,8 11 675,8 100,0 0,0 0,0 3 049,6

01.04.2007 3 595,8 3 598,7 99,3 2,9 0,7 727,2

01.07.2007 7 314,7 7 361,6 99,3 46,9 0,7 1 770,2

* По данным Банка России.

Но фактические тенденции данных процессов по регионам и отраслям предельно индивидуальны. Естественно, каждая кредитная организация и каждое территориальное учреждение Банка России, обладая полной информацией по данному вопросу, имеют свои выводы.

Существенные межрегиональные различия в качестве ссудной задолженности зависят как от финансового состояния заемщиков, так и от требовательности к ним со стороны кредитных организаций. Желание в конкурентной борьбе перехватить клиента в ущерб качеству обеспечения по ссуде нередко ведет к ухудшению качества кредитного портфеля у победителя.

Не менее важно и то, какие методы выбирают региональные и муниципальные органы власти при воздействии на кредитные организации с целью повышения объемов кредитования «нужной» отрасли или «своего» предприятия. Практика убедительно показывает также, что чем большую самостоятельность при выборе заемщика проявляют банки, тем реже возникают просроченные ссуды.

Еще большую осмотрительность должны проявлять кредитные организации в отношении отраслей, предприятия которых пережили наиболее глубокий кризис, вызванный приватизацией, потерей традиционных заказчиков, многолетней высокой инфляцией. Именно к таким отраслям сегодня относятся сельскохозяйственное производство и строительный комплекс. Не случайно они включены в состав первоочередных национальных программ.

Рассмотрим ситуацию с кредитованием аграрного сектора нашего региона. В целях более объективного анализа было учтено, что в 8 субъектах Федерации Приволжского округа доля сельского населения составляет 15—36 %, а в трех — около 45 %.

Освоение кредитных вложений, предоставляемых селу, в решающей мере зависит, во-первых, от качества рабочей силы и специалистов, во-вторых, от машинно-тракторного парка, степень изношенности которого запредельная, в-третьих, от финансового состояния предприятий и фермеров, в числе которых доля убыточных все еще выше 30 %.

В Пензенской области с развитием сети подразделений Россельхозбанка объемы кредитования выросли за пять лет почти в 46 раз. Однако этого все же недостаточно по сравнению с фактической потребностью. В связи с этим был бы полезным обмен мнениями со специалистами соседних регионов о том, какие методы они применяют, кредитуя село в больших объемах.

Не менее остро стоит и проблема развития ипотечного кредитования. Сегодня становится все более очевидным, что развитие ипотеки жилья не может рассматриваться только как автономный банковский процесс, особенно после того как она начинает приобретать программный характер.

Первое препятствие, которое снижает эффективность ипотечного кредитования, — это состояние строительной отрасли. Очевидно, что те темпы роста жилищного строительства, которые сложились в последние годы, по сравнению с объемом спроса на жилье — весьма скромны, в результате продается все, что строится, по стремительно растущим ценам, и в этой ситуации ипотека является дополнительным фактором роста цен на жилье.

Если говорить о Пензенской области, то пик ввода в эксплуатацию жилья пришелся на 1990г. — 295 тыс. м2. Сегодняшний уровень развития всего строительного комплекса в области по основным показателям снизился по сравнению с 1990 г. в 4—6 раз.

Так как в ходе приватизации, во-первых, произошел распад крупных строительных трестов на мелкие строительные организации, во-вторых, большая часть из них совсем прекратила свое существование, то восстановление прежних позиций потребует серьезных инвестиций в отрасль и со стороны бизнеса, и банков, и органов власти.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Факторами, сдерживающими развитие строительства, а значит, поднимающими цены на жилье, является цена земли под застройку и рост затрат на жилищно-коммунальную инфраструктуру.

Опыт развитых стран, где система ипотечного кредитования действует свыше ста лет, указывает на высокое значение бюджетных средств в жилищном строительстве. Большинство субъектов Федерации и состоятельных муниципалитетов в возрастающих объемах выделяет средства для субсидирования ставки процентов по ипотечным кредитам работникам бюджетной сферы. В Пензенской области в 2006 г. из областного бюджета было выделено на эту цель 5 млн руб., в текущем — 9 млн руб.

Но по мере наполнения бюджетов федеральные, региональные и муниципальные власти будут строить жилье на бюджетные деньги для различных категорий служащих. Это жилье уже есть, но его очень мало. Однако и эти бюджетные средства есть не что иное, как часть растущего платежеспособного спроса на бедном рынке жилья. Если спрос на социальное жилье со стороны государства будет увеличиваться, то при слабом строительном потенциале цены на жилье получат дополнительный толчок для роста.

Одним из противовесов развития ипотеки является низкий уровень доходов большей половины населения. Несмотря на то, что при существующем росте цен на жилье ипотека экономически выгодна для заемщика, на данный момент большинство людей не может себе ее позволить.

Что касается банковского сектора, то, несмотря на быстрый рост доли долгосрочных кредитов, в ипотечном кредитовании необходимы ресурсы с десятилетним, а лучше — с двадцатилетним сроком. Спрос на долгосрочные кредиты растет не только со стороны населения, но и со стороны экономики. В конечном счете, дефицит долгосрочных ресурсов вместе с инфляцией поднимают процентную ставку по ипотечным кредитам на недосягаемый для большинства уровень.

Для того чтобы снизить процентную ставку, нужно снизить инфляцию, а банкам найти долгосрочные ресурсы. Оптимальный вариант — если это будут собственные средства банков, но для этого нужно на федеральном уровне создать стимулы для накопления банками собственных средств. Могут помочь и средства пенсионных фондов, а также средства, привлеченные на рынке ипотечных ценных бумаг. Конечно, это — стратегические задачи, но их поэтапное решение начинать надо уже сегодня.

В настоящее время более широко действует фактически оперативная мера — это дотирование процентных ставок по кредитам государством. В 2002 г. Правительством Пензенской области была принята жилищная программа, направленная на переход от бюджетного финансирования улучшения жилищных условий к финансированию через ипотеку. В 2005 г. — программа «Дом для молодой семьи». Обе программы действуют по настоящее время.

В целом все расходы, связанные с реализацией государственных ипотечных программ в Пензенской области, в 2006 г. составили 410 млн руб. На 2007 г. эти расходы были запланированы в размере свыше 1 млрд руб. Эти суммы включают в себя не только ипотеку, но и финансирование коммунального обеспечения земельных участков под застройку, субсидирование процентных ставок по кредитам на приобретение жилья, полученным населением, предоставление гарантий строительным организациям в качестве обеспечения банковских кредитов, прямое финансирование строительных организаций (на возвратной основе), участие в уставном капитале регионального оператора.

Таким образом, развитие кредитного сектора экономики происходит на более благоприятной почве, чем это было 5—7 лет назад, но рассчитывать на быстрые и существенные результаты мы можем, только приложив максимум усилий со стороны всех участников процесса: органов власти, банковского сектора, бизнеса и населения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабаев Б., Берендеева А, Смирнов А. Интеграционный ресурс развития (на примере Ивановской области) // Экономист. 2007, № 1. С. 72—79.

2. Воронин Д. Денежно-кредитная политика как инструмент экономического роста // Банковское дело. 2007, № 1. С. 19—21.

3. Продолятченко П. А. Трансформация сбережений населения в инвестиции // Деньги и кредит. 2007, № 2. С. 65—67.

4. Региональные банки как зеркало нашей эволюции // Банковское дело. 2007, № 1, С. 46—47.

5. Состояние денежной сферы и реализация денежно-кредитной политики в первом полугодии 2007 года // Вестник Банка России. 2007, № 53 (997).

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ И ИНФОРМАЦИОННО- I

АНАЛИТИЧЕСКИЙ СБОРНИК

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

ВНИМАНИЕ, НОВИНКА!!!

C января 2008 г. выходит новый ежемесячный журнал (сборник) Издательского дома «Финансы и Кредит»

«ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ».

Подписные индексы: по каталогу агентства «Роспечать» - 80628; по каталогу агентства «Пресса России» - 44368.

Подписаться можно в редакции: тел. (495) 621-91-90, 621-69-49, e-mail: podpiska@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.