Научная статья на тему 'Региональные политические исследования в Прикамье'

Региональные политические исследования в Прикамье Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
145
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Политическая наука
ВАК
RSCI
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональные политические исследования в Прикамье»

Л.А. ФАДЕЕВА

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРИКАМЬЕ

Региональные политические исследования в Прикамье развиваются в последние годы весьма активно. Это связано с рядом факторов. Пермский регион обладает большим научным кадровым потенциалом. Центром региональных политических исследований в последние годы стала кафедра политических наук Пермского государственного университета. Ученые Прикамья находят различные формы сотрудничества и взаимодействия, объединяя свои усилия в проведении различных конференций, которые стали регулярными, организуя научное пространство.

Важным фактором является то обстоятельство, что политическая атмосфера региона не конфронтационная, расстановка политических сил отличается плюрализмом. Ни одной из политических партий не удается добиться преобладания. Удельный вес демократических сил довольно велик, выше, чем по России в целом. Администрация умеет находить общий язык с представителями разных партий, что способствует достижению определенного консенсуса, она охотно идет на контакты с учеными -политологами. Представители администрации Пермской области принимают участие в мероприятиях, организованных политологами, таких, как научно-практические семинары «Губернаторские выборы и гражданское общество в 2001 г. на границе между Европой и Азией» (февраль 2001), «Становление и эволюция региональных политических режимов» (октябрь 2001), научно-практическая конференция «Российская политическая культу-

ра: в поисках консенсуса», симпозиум «Публичная политика в социальной сфере: региональная модель» (март 2003), летние школы для молодежи (2001, 2002), либеральные дискуссионные клубы «Кто и как защищает права человека» (июль 2001), «Возможна ли толерантность в конфессиональной сфере?» (апрель 2002), «Европейская и Русская идея» (август 2002). Важно отметить, что это участие выражается не только в приветственных речах, но и в реальной работе по подготовке и проведению научно-практических мероприятий.

Администрация Пермской области приглашает университетских преподавателей для участия в проводимых администрацией заседаниях Строгановского клуба, куда входят представители региональной политической и бизнес -элиты, а также в семинарах, организованных совместно администрацией и разными фондами, прежде всего Фондом Конрада Аденауэра, Московской школой политических исследований и др. Сотрудничество ученых и местных властей проходит в рамках проводимых администрацией ярмарок социальных проектов, конкретных программ и проектов. Такая работа была проведена, в частности, над программой по политической культуре: ученые разработали свои предложения, которые были обсуждены совместно с представителями администрации, облизбиркома, а затем — в политических партиях и общественных организациях. В сентябре 2001 г. Законодательное Собрание Пермской области приняло «Закон Пермской области о Целевой программе по развитию политической и правовой культуры населения Пермской области на 2002—2006 гг.». Реализация данной программы предусматривает тесное сотрудничество между администрацией Пермской области и учеными.

Позитивные сдвиги в институционализации пермской политологии связаны с установлением сотрудничества между политологами региона и столичными учеными России. Преподаватели кафедры политических наук сотрудничают с факультетом политологии МГИМО МИД РФ, факультетом политической науки Московской высшей школы социальных и экономических наук Академии народного хозяйства РФ, Институтом Европы РАН, Институтом социологии РАН, редакцией журнала «Полис». В регионе активно действует региональное отделение Российской Ассоциации политической науки (председатель — профессор П.Ю.Рахшмир), создано региональное отделение Академии политической науки (председатель — профессор Л.А.Фадеева). Особое значение для развития региональных полити-

ческих исследований имеют сотрудничество с ведущими российскими специалистами в области политической регионалистики — И.М.Бусыгиной, Л.В.Смирнягиным, В.Я.Гельманом,

С.И.Рыженковым, А.Е.Чириковой, Н.Ю.Лапиной, профессиональные контакты с коллегами из Кубанского, Самарского университетов и из Нижнего Новгорода.

Стимулирующим фактором явилась поддержка российских и зарубежных научных фондов и участие в их программах. Так, преподаватели кафедры политических наук Пермского государственного университета (зав. кафедрой — д.и.н., профессор Л.А.Фадеева) принимают участие в проектах Института «Открытое общество», «Развитие образования в России», «Молодые преподаватели России: междисциплинарная перспектива», «AUDITORIUM. RU»; в проекте «Создание модели интегрированного политологического образования (на региональном уровне)» при поддержке Национального Фонда подготовки кадров, в проектах РГНФ и РФФИ, а также осуществляют сотрудничество с рядом фондов: Фондом Сороса, Фондом Форда, Московским Центром Карнеги, Фондом Фридриха Науманна, Национальным фондом подготовки кадров.

В совокупности эти факторы объясняют быстрое и эффективное развитие региональных политических исследований в последние 3—4 года. Пионером региональных политических исследований в Прикамье можно, без преувеличения, назвать В.П.Мохова, д.и.н., профессора, зав. кафедрой истории Пермского государственного технического университета. Он разрабатывает элитологическую проблематику, на основе его изысканий подготовлены научные проекты, получившие финансовую поддержку ряда научных фондов. Исследования В.П.Мохова трижды были поддержаны Московским общественным научным фондом, а также Российским гуманитарным научным фондом.

Известно, что элитология сформировалась в российской политической науке в числе самых первых политологических направлений и достигла за последнее десятилетие значительных результатов. В.П.Мохов давно и прочно вошел в состав ведущих исследователей региональных политических элит1. Его статьи и монографии, посвя-

1 Мохов В.П. Региональные политические элиты России. 1945- 1991. - Пермь, 2003; Мохов В.П. Элиты как руководящая и направляющая сила индустриального

щенные анализу региональных элит советского времени, содержат материал и интерпретации проблемы региональных элит в целом. В предисловии к монографии «Региональная политическая элита России (1945—1991 годы)» В.П.Мохов пишет: «У этой книги могли бы быть и другие названия, например, «Восхождение элиты», или «Мятежные бароны», или «Молчаливая власть»... Региональная власть долгое время существовала как власть молчаливая, послушная воле Центра,.. но за показным смирением чувствовалась власть большинства — огромной массы лидеров регионов»1. Он рассматривает такие функции региональных политических элит, как воспроизводство основных параметров социума в данном регионе, управление контролируемой территорией, социальная и политическая коммуникация, стабилизация социума. Автор анализирует проблемы элит и элитизма в российском обществе ХХ в., факторы эволюции региональной политической элиты России, региональную номенклатуру и политическую элиту, динамику социального происхождения и становления региональной политической элиты.

В.П.Мохов выступает как организатор Интернет-конференций по проблемам элитологии и редактор ряда сборников. Под его редакцией вышли в свет коллективные сборники научных трудов «Пермский вариант» и «Элитизм в России: за и против». Последний содержит публикации по результатам одноименной Интернет-конференции. В настоящее время проходит очередная Интернет-конференция, посвященная элитам и элитизму.

Важнейшим исследовательским направлением кафедры политических наук ПермГУ является анализ регионального политического режима в Пермском регионе, одном из крупнейших регионов России. В рамках данного направления осуществляется изучение совокупности явных и неявных моделей, определяющих формы и каналы доступа к важнейшим управленческим позициям. Существенное внимание при этом уделяется акторам политического процесса, ресурсам и стратегиям борьбы за власть, а также политическим институтам, понимаемым как совокупность установлений, норм и правил политической деятельности.

общества//Элитизм в России: «за» и «против». - Пермь, 2002; Мохов В.П.Топология политического пространства. - Пермь, 2002.

1 Мохов В.П. Региональные политические элиты России. 1945- 1991. - Пермь, 2003. - С. 3.

Основная научная проблема, на решение которой направлено исследование регионального политического режима, это выявление взаимосвязей между характеристиками перехода и характеристиками, возникающими в процессе трансформации политического режима; анализ совокупности элементов институционального и социологического порядков, способствующих формированию политической власти в Пермском регионе и определяющих характер политического управления в разных его областях. Региональный политический режим рассматривается при этом как относительно мобильная форма правления, обусловленная соотношением социально-политических сил и политической ситуации в регионе. Различным сторонам регионального политического режима посвящены публикации преподавателей кафедры политических наук Пермского государственного университета Н.В.Борисовой, П.В.Панова, О.Б.Подвинцева1. Это такие проблемы, как процесс институциализации взаимоотношений между региональными органами государственной власти, конституционных рамок их взаимодействия; динамика качественного состава Законодательного собрания Пермской области, его политической структуры; практика взаимоотношений между региональным парламентом и исполнительными органами власти; формы и методы взаимодействия ветвей власти в процессе подготовки, принятия и реализации решений, в разрешении конфликтных ситуаций, в том числе в случае использования губернатором области права «вето». Особый интерес исследователей привлекли изменения в региональной политической жизни, которые связаны с такими процессами, как избирательная кампания по выборам губернатора Пермской области 2000 г. и приход к власти нового губернатора, обусловившие значительный сдвиг в конфигурации взаимоотношений внутри пермской региональной элиты и повлекшие за собой существенные перемены в функциони-

1Панов П. В. Региональный политический режим Пермской области: «сообщество элит без доминирующего актора»? // Политический альманах Прикамья. - Пермь, 2002. - Вып.2.; Борисова Н.В. Институционализация региональных политических систем: теоретические аспекты // Политический альманах Прикамья. - Пермь, 2002. -Вып. 2. - С. 41- 47; Борисова Н.В. Трансформация российского политического режима: проблемы институционального развития // Политический альманах Прикамья. -Пермь, 2002. - Вып. 3; Борисова Н.В., Фадеева Л.А. Региональная легислатура как институт согласования интересов // Куда идет Россия?.. Формальные институты и реальные практики / Под общ.ред. Заславской Т.И. - М., 2002. - С. 71- 75.

ровании политических институтов. Эти процессы обсуждались непосредственно после выборов в ходе научно-практического семинара «Губернаторские выборы и гражданское общество в 2001 г. на границе между Европой и Азией», материалы которого были опубликованы Московским Центром Карнеги. Проведенные исследования позволили проанализировать расстановку сил и новые «правила игры», что не повлияло на формальные институты, но проявилось в практике их функционирования, становящегося все более закрытым и менее публичным.

Проблема региональных элит изучается пермскими учеными в нескольких измерениях. Так, в поле зрения авторов оказываются не только политические, но и бизнес-элиты, а также механизмы их взаимодействия1. Данный тип исследования направлен на изучение средовых параметров функционирования изучаемой политической системы, прежде всего комплекса экономических, социальных и социокультурных показателей, определяющих современное развитие региона. Ретроспективное исследование традиций взаимодействия политического руководства и экономических групп интересов в Пермской области позволяет определить исторический background исследуемой проблемы. В ходе исследования проведен анализ элементов институционального и социоэкономического порядка, способствующих трансформации и консолидации политического режима в Пермской области, что позволяет выявить специфику взаимодействия бизнеса и власти. Пермские политологи используют методы политэкономии, социологии, политической науки для анализа политических стратегий и политического поведения региональных бизнес-

1 Панов П.В., Подвинцев О.Б., Пунина К.А. Воздействие изменений в характере внутриэлитных отношений на функционирование региональных политических институтов Пермской области // Политический альманах Прикамья. - Пермь, 2002. -Вып. 3; Бойко С.С. Влияние корпоративного сектора на региональный политический режим (на примере Пермской области) // Политический альманах Прикамья. - Пермь, 2002. - Вып. 2. - С. 107- 118; Бойко С.С. Предприниматель как агент регионального политического рынка. / /Тезисы межрегиональной научно-практической конференции «Предпринимательство Прикамья: история и современность». - Пермь, 2002. - С. 30-31; Бойко С.С. Современные политические процессы в региональных политиях как отражение корпоративной модели российского общества // Политический альманах Прикамья. - Пермь, 2002. - Вып. 3; Панов П.В., Ехлаков А.В. НК «ЛУКОЙЛ» и органы власти в Пермской области: теоретические модели и политическая практика // Политический альманах Прикамья. - Пермь, 2002. - Вып.3.

элит, их роли в процессе трансформации режима. Исследование процесса становления пермской региональной элиты в 90-е годы включает характеристику распределения ресурсов власти в Пермской области, роли государственных органов в проведении социально-экономических преобразований на территории области (переход к рыночной экономике, приватизация и т.д.). Такое исследование позволило ученым определить степень и механизм воздействия внутри-элитных отношений на функционирование политических институтов в Пермской области. По мнению С.С.Бойко, «институт электоральной конкуренции вынуждает интегрированные бизнес-группы и региональные власти выстраивать формальные и легальные механизмы взаимодействия, так как практика неформальных взаимо-отношений показывает их слабость и относительность при изменении политической ситуации. В то же время на основе имеющихся формальных норм легче предложить новые неформальные интерпретации данных норм»1. Это нормы корпоративного общества.

Исследовательский интерес пермских политологов распространяется на процессы развития МСУ в регионе. Н.В.Борисова рассматривает Пермь как пример, в котором «отчетливо выявилось расхождение между автономией местного самоуправления как института и автономией мэра города как политического актора, что повлекло за собой сочетание муниципальной автономии и отсутствие муниципальной интеграции, или ква-зиавтономию»2. О.Б.Подвинцев, С.В.Неганов, К.А.Сулимов провели исследование «Местное самоуправление в условиях трансформации регионального политического режима». По итогам интервьюирования глав МСУ исследователи сделали вывод, что в процессе реформирования местного самоуправления его главы ориентированы на региональный и федеральный уровни власти. Но подчеркивается, что представительство территорий в Законодательном собрании недостаточно для решения вопросов в пользу сельских территорий. Политические партии, по почти единодушному мнению глав, не заинтересованы в представительстве (работе) на территориях. Впрочем, и сами главы не видят необходимости в наличии

1 Бойко С. С. Формализация механизма взаимоотношений между властью и бизнес-группами на региональном уровне // Политический альманах Прикамья. -Пермь, 2002. - Вып. 3. - С. 70- 71

2 Борисова Н.В. Пермь: квазиавтономия// Гельман В., Рыженков С., Белокурова Е., Борисова Н. Автономия или контроль? Реформы местной власти в городах России, 1991-2001. - СПб., М., 2002.

партий на своих территориях. Серьезным фактором, замедляющим становление МСУ, является позиция большинства представителей органов МСУ, выражающаяся в том, что они (органы МСУ) должны быть «приводным ремнем» государственных органов, а не представителями населения своей территории. Что касается отношения жителей Пермской области к местному самоуправлению, то, по мнению ученых, до 1999 г. уровень доверия граждан к МСУ рос и опережал по абсолютному значению уровень доверия к региональным и федеральным институтам власти, а с 2000 г. органы МСУ начинают терять доверие населения, отдавая пальму первенства региональным властям. Население Пермской области, с одной стороны, практически не информировано о тех или иных возможностях и формах общественного самоуправления, а, с другой стороны, в настоящее время социологами зафиксирован низкий уровень социально-политической активности граждан и невысокая готовность личного участия в каких-либо гражданских инициативах, связанных с общественным самоуправлением.

Проблемы региональной политической культуры рассматриваются в работах Л.А.Фадеевой1. Автор отмечает, что Пермская область в перестроечную и постперестроечную эпоху попала в разряд «неинтересных» объектов политического анализа в силу того, что Пермский регион демонстрировал слабую реактивность на катаклизмы федерального уровня, в нем преобладали позиции выжидательности как элиты, так и масс по отношению к тому, как определится доминанта российской политической жизни. Л.А.Фадеева указывает, что постепенность и умеренность преобразований в Пермской области сочетаются с устойчивыми демократичес-кими предпочтениями, которые демонстрируют пермяки на выборах всех уровней. По мнению автора, «политическая культура Прикамья отличается в плане стереотипов политического поведения преобладанием конвенциональных форм поведения над неконвенциональными, а в плане самоидентификации — отсутствием претензий на лидерство и мессианство, более спокойной самоидентификацией», а также преобладанием традиции и преемственности.

1 Фадеева Л. А. Проблема взаимоотношений Центра и регионов в региональном самосознании граждан // Политический альманах Прикамья. - Пермь, 2001. -Вып. 1. - С. 38-45; Фадеева Л.А. Политические традиции и региональная политическая культура Прикамья // Политический альманах Прикамья. - Пермь, 2001. - Вып.

1. - С. 46-69.

По проблемам политической культуры Пермским государственным университетом была проведена международная научная конференция «Политическая мысль и культура» (11-12 ноября 2002 г.) с участием российских и финских ученых. 10-11 декабря 2002 г. прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Российская политическая культура: в поисках консенсуса», организованная совместно кафедрой политических наук ПермГУ и Администрацией Пермской области (при финансовой поддержке Института «Открытое общество» (Фонда Сороса). В конференции приняли участие политологи из Москвы, Петербурга, Екатеринбурга, Ижевска и Перми.

Пермские политологи широко используют методы сравнительных региональных исследований, кроссрегиональные сопоставления и обобщения, соотнося политический режим Прикамья с другими регионами, вписывают его анализ в общероссийский политический контекст. Так, в коллективном сборнике трудов «Региональные политические режимы Приволжского федерального округа»1 внимание авторов сосредоточено на выявлении совокупности элементов институционального, социокультурного и социоэкономического порядков, способствующих формированию политической власти в субъектах Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ (ПФО) и определяющих характер политического управления. В статьях сборника исследуется институциональный дизайн властных институтов в регионах, входящих в состав Приволжского федерального округа, характер борьбы за политическое лидерство в регионах с конца 80-х годов ХХ в. до начала XXI в. Выявлены основные субъекты региональной политики, факторы и условия процесса демократизации в регионах Приволжского федерального округа, условия, в которых он протекал, его взаимосвязь с общероссийскими трансформационными процессами. Как показало исследование, наличие разных типов политических режимов в рамках одного Приволжского мета-региона обусловлено факторами структурного, равно как и процедурного порядка. Анализу подверглись взаимоотношения полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе, его аппарата, других федеральных структур с органами власти субъектов федерации, входящих в ПФО; исследовался механизм взаимодей-

1 Региональные политические режимы Приволжского федерального округа/ Под ред. Красильникова Д.Г., Борисовой Н.В. - Пермь, 2002.

ствия Центра и регионов в условиях появления окружных структур; был проведен сравнительный анализ региональных политических режимов в рамках ПФО, охарактеризован процесс институционали-зации гражданского общества в рамках регионов, входящих в ПФО, структур гражданского общества, взаимоотношения НПО с местными властями, исследование историко-культурного контекста развития регионов ПФО, анализ их политических традиций.

Пермские политологи проявляют интерес к изучению региональных феноменов и процессов в России и в мире1. «Политический альманах Прикамья», три выпуска которого были опубликованы на базе кафедры политических наук Пермского госуниверситета в 2001 — 2002 гг. под ред. Л.А.Фадеевой и И.М.Бусыгиной, представляет собой сборник, в который включены статьи, посвященные анализу региональных аспектов политических процессов в Европе и в России. В состав авторов альманаха входят ученые из Перми, Москвы, Петербурга, Самары, Сыктывкара, а также из Великобритании, Украины и Польши. Пермские политологи широко привлекают к региональным политическим исследованиям молодых ученых — аспирантов и студентов, обучающихся по специальности «политология» в Пермском государственном университете. Работы молодых исследователей публикуются в «Политическом альманахе Прикамья». Активизация политической науки в регионе находит свое отражение в издательской деятельности. В 2002 г. увидел свет первый выпуск «Пермского варианта» (под ред. В.П.Мохова), подготовленный учеными Западно-Уральского института экономики и права и преподавателями Пермского государственного технического университета. В настоящее время готовится второй выпуск, который имеет определенную тематическую направленность, — исследование региональной политической элиты.

В 2002 г. впервые вышло в свет издание «Панорама исследований политики Прикамья» (члены редколлегии — С.В.Неганов, О.Б.Подвинцев, Л.А.Фадеева), которое планируется сделать ежегодным. Его замысел заключается в том, чтобы собрать под одной обложкой политологические исследования, выполненные полностью

1 См., например: Фадеева Л.А. Деволюция Шотландии в контексте европейской регионализации// Политический альманах Прикамья. - Пермь, 2002. - Вып. 2. -С. 24- 35; Фадеева Л.А., Павлов А. Движение «Май» в контексте региональных политических процессов // Политический альманах Прикамья. - Пермь, 2002. - Вып. 3.

или преимущественно на пермском материале. Исключение составляет лишь раздел «Новое имя», в котором будут публиковаться работы молодых, но уже заявивших о себе пермских исследователей, при этом каждый автор сможет опубликоваться в данном разделе только один раз. Введение такого раздела, по мнению составителей сборника, будет давать представление о развитии политологических школ в Прикамье. Представляется, что данное издание, концентрируя на своих страницах результаты исследований одного конкретного региона, займет свою нишу и станет еще одной несущей конструкцией политической науки Пермского региона.

Результаты региональных политических исследований обсуждаются на конференциях и научно-практических семинарах, которые регулярно проводит кафедра политических наук Пермского госуниверситета в сотрудничестве с Администрацией Пермской области и при финансовой поддержке разных международных фондов. Вовлечение в исследовательскую деятельность молодежи проходит в регионе с помощью Летних школ. В настоящее время кафедра политических наук планирует провести в сентябре 2003 г. летнюю школу для молодежи «Регионализм в политическом и социокультурном измерениях».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.