Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН ВОДОСБОРНЫХ БАССЕЙНОВ: СРАВНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА'

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН ВОДОСБОРНЫХ БАССЕЙНОВ: СРАВНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
23
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / ВОДОСБОРНЫЙ БАССЕЙН / РЕГИОН / МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ / ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Лю Шицин, Ван Цзюньтао, Любина Дарья Евгеньевна

В статье рассматриваются различные формы региональных моделей управления экономическими зонами водосборных бассейнов на примере опыта Соединенных Штатов Америки, Великобритании, Канады и других стран. Целью исследования является анализ и сравнение моделей управления экономикой водосборных бассейнов, а также выявление особенностей развития и моделей управления бассейнами. Результаты. Поиск эффективных механизмов управления водосборными бассейнами являлся стимулом к созданию единых механизмов управления водосборными бассейнами и предопределило направление реформ в этой сфере. Однако в региональной международной практике существуют разногласия по поводу конкретных методик реализации единой модели управления. США предлагают наиболее централизованную модель управления. Великобритания практикует рыночный подход к решению данного вопроса, а опыт Австралии является наименее централизованной моделью управления, хотя он полностью учитывает интересы представителей различных классов и играет положительную роль в общественной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Лю Шицин, Ван Цзюньтао, Любина Дарья Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF ECONOMIC ZONES OF WATERSHEDS: COMPARISON OF INTERNATIONAL EXPERIENCE

The article examines various forms of regional models of management of economic zones of catchment basins on the example of the experience of the United States of America, Great Britain, Canada and other countries. The purpose of the study is to analyze and compare models of economic management of watersheds, as well as to identify the features of development and models of basin management. Results. The search for effective mechanisms for watershed management was an incentive to create unified mechanisms for watershed management and predetermined the direction of reforms in this area. However, in regional international practice, there are disagreements about specific methods for implementing a unified management model. The USA offers the most centralized management model. The UK practices a market-based approach to solving this issue, and the experience of Australia is the least centralized management model, although it fully takes into account the interests of representatives of various classes and plays a positive role in public life.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН ВОДОСБОРНЫХ БАССЕЙНОВ: СРАВНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

SOCIO-ECONOMIC RELATIONS

23.00.04 Политические проблемы международных отношений,

глобального и регионального развития

Political Problems of International Relations, Global and Regional Development

DOI: 10.33693/2223-0092-2021-11-6-79-87

Региональные особенности развития экономических зон водосборных бассейнов: сравнение международного опыта

Лю Шицин1, а ©, Ц. Ван2, b ©, Д.Е. Любина2, c ©

1 Сычуаньской академии социальных наук, г. Сычуань, Китай

2 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ), г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

a E-mail: shiqingl@163.com b E-mail: juntao2013@yandex.ru c E-mail: lyubina_de@spbstu.ru

Аннотация. В статье рассматриваются различные формы региональных моделей управления экономическими зонами водосборных бассейнов на примере опыта Соединенных Штатов Америки, Великобритании, Канады и других стран. Целью исследования является анализ и сравнение моделей управления экономикой водосборных бассейнов, а также выявление особенностей развития и моделей управления бассейнами. Результаты. Поиск эффективных механизмов управления водосборными бассейнами являлся стимулом к созданию единых механизмов управления водосборными бассейнами и предопределило направление реформ в этой сфере. Однако в региональной международной практике существуют разногласия по поводу конкретных методик реализации единой модели управления. США предлагают наиболее централизованную модель управления. Великобритания практикует рыночный подход к решению данного вопроса, а опыт Австралии является наименее централизованной моделью управления, хотя он полностью учитывает интересы представителей различных классов и играет положительную роль в общественной жизни.

Ключевые слова: экономическая зона, водосборный бассейн, регион, модель управления, эффективный механизм

DOI: 10.33693/2223-0092-2021-11-6-79-87

Regional Features

of the Development of Economic Zones of Watersheds: Comparison of International Experience

Liu Shiqing1, 3 ©, Wang Juntao2, b ©, D.Y. Luybina2, c ©

1 Sichuan Academy of Social Sciences, Sichuan, China

2 Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University, Saint Petersburg, Russian Federation

a E-mail: shiqingl@163.com b E-mail: juntao2013@yandex.ru c E-mail: lyubina_de@spbstu.ru

Abstract. The article examines various forms of regional models of management of economic zones of catchment basins on the example of the experience of the United States of America, Great Britain, Canada and other countries. The purpose of the study is to analyze and compare models of economic management of watersheds, as well as to identify the features of development and models of basin management. Results. The search for effective mechanisms for watershed management was an incentive to create unified mechanisms for watershed management and predetermined the direction of reforms in this area. However, in regional international practice, there are disagreements about specific methods for implementing a unified management model. The USA offers the most centralized management model. The UK practices a market-based approach to solving this issue, and the experience of Australia is the least centralized management model, although it fully takes into account the interests of representatives of various classes and plays a positive role in public life.

Key words: economic zone, catchment area, region, management model, effective mechanism

ВВЕДЕНИЕ

В большинстве развитых стран комплексное развитие экономики водосборных бассейнов является стратегическим приоритетом в процессе модернизации промышленности. Вокруг развитой структуры водосборных бассейнов аккумулируются ключевые направления национального экономического строительства страны, располагаются важнейшие отрасли промышленности. Данная стратегия развития привела к масштабному строительству гидротехнических сооружений, значительному усилению гидроэнергетической мощности водосборных бассейнов, созданию логистической распределительной системы с интегрированным доступом к водным, железнодорожным и автомобильным путям, а также развитию промышленных агломераций с характерной структурой и взаимной координацией на основе водных ресурсов, прибрежных земель и других природных ресурсов водосборных бассейнов. Экономические зоны водосборных бассейнов, например, Рейна, Теннесси, Дуная и их речные долины, представляющие собой густонаселенные городские районы в развитых регионах мира, стали промышленными и городскими агломерациями.

МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ВОДОСБОРНЫМИ БАССЕЙНАМИ

Централизованная модель управления водосборными бассейнами

Управление бассейном реки Теннесси в США - одна из самых масштабных моделей управления бассейнами в мире, обладающая высокой степенью автономии и финансовой независимости.

Администрация бассейна реки Теннесси (Tennessee Valley Authority, TVA) была создана в мае 1933 г. (см.: U-S-History.com) на основании высшего законодательного акта - «Закона об управлении бассейном реки Теннесси» [Международные аспекты водного законодательства..., 2015], принятого Конгрессом США. Это произошло во время Великой депрессии, когда TVA получила юридические полномочия для решения всех проблем долины реки Теннесси. Согласно этому закону, администрация обладает широкими полномочиями по планированию, развитию и поддержанию экосистем бассейна реки в целом, включая сохранение почвы и воды, сельскохозяйственное производство, производство гидроэлектроэнергии, судоходство

и транспорт. TVA была создана как географически ориентированная организация по планированию общего развития, отвечающая за все основные решения, касающиеся производства, экономического и социального развития в бассейне реки Теннесси.

Согласно закону, организация имела право приобретать землю в пределах бассейна для разработки водных ресурсов в бассейне реки Теннесси различными способами, и в дальнейшем стала фокусироваться на их комплексном развитии. В 1950-х гг. река Теннесси использовалась в качестве водного ресурса, а после 1960-х гг. ее постепенно начали осваивать комплексно, основываясь на охране природных ресурсов.

После почти 70 лет развития и строительства, эксплуатации и управления район реки Теннесси стал самым экономически развитым и процветающим городским районом в США. Значительно повысилась судоходность реки, добавились средства борьбы с наводнениями, гидроэнергетическая мощность и значительно улучшилась очистка воды, что позволило реализовать комплексное развитие бассейна реки. На главном течении Теннесси построено девять ступенчатых водоспусков и завершена модернизация русла реки, судоходный пробег составляет 1050 км, и в общей сложности 1240 км судоходства по притокам, через реку Огайо и Миссисипи, которые связаны с 22 штатами США и Великими озерами. В среднем по реке проходит 34 000 судов в год, а ежегодная навигационная выгода от развития водного транспорта составляет около 400 миллионов долларов США [Чжан Канькань, Го Вэньцзюн, 2013].

В процессе мониторинга наводнений и запасов воды, в бассейне реки Теннесси создана мощная интегрированная система: построено 54 водохранилища в каждом из ее основных притоков, включая 27 водохранилищ общей противопаводковой емкостью около 194 млрд м3 [Чжан Канькань, Го Вэньцзюн, 2013]. Это позволило достичь уровня предупреждения наводнений в бассейне, который встречается раз в столетие.

В водосборном бассейне Теннесси программа управления поймами осуществляется с 1950-х гг., т.е. раньше, чем в любом другом водосборном бассейне США. Благодаря комплексным мерам по уменьшению последствий наводнений, среднегодовая выгода составляет 111,7 млн долл. [Хуан Цзяньвэнь, 2006].

План развития гидроэнергетики бассейна реки Теннесси в целом был завершен в XX в.: в основном течении и притоках бассейна построено 30 гидроэлектростанций общей установленной мощностью 6093 МВт [Чжан Чжоцюнь, Сяо Цян, Юй Шэнфэн, 2019].

TVA управляет примерно 1100 км государственных земель, 17 600 км государственных прибрежных зон и почти 2000 км водной поверхности. Компания осуществляет управление мелиорацией, охрану среды обитания диких животных, водных ресурсов, мониторинг качества и программу очистки воды, проводит политику управления прибрежными землями, программу улучшения состояния озер, а также развитие туризма с использованием водных и земельных ресурсов. Было создано более сотни общественных туристических зон, которые ежегодно привлекают большое количество посетителей.

Компания TVA поддерживает участие общественности в управлении водосборными бассейнами в регионе. В соответствии с законами о TVA и о федеральных консультативных комитетах, были созданы региональные советы по управлению ресурсами, которые формируют консультативную базу для принятия политических решений в пределах бассейна. Большинство членов этих советов представляют интересы ключевых отраслей промышленности бассейна, включая дистрибьюторов электроэнергии, судоходство, транспорт и борьбу с наводнениями. Совещания советов проводятся два раза в год или чаще, и обеспечивают обратную связь путем голосования. С точки зрения функционирования, TVA обладает не только вышеупомянутыми полномочиями по управлению, но и финансовой свободой, что также является правом, предоставленным законом. Другими словами, TVA может осуществлять правительственные полномочия и управлять делами институтов бассейна, располагает собственными средствами и не подлежит контролю со стороны других институтов, что обеспечивает ему большую управленческую автономию. Она финансируется Конгрессом и напрямую подотчетна президенту [2].

Модель интегрированного управления водосборным бассейном

В Великобритании организация по комплексному управлению водосборным бассейном реки Темзы наделена полномочиями, которые распределяются между бюро и комитетом, отвечающими за комплексное управление бассейном и водными ресурсами, с некоторыми административными функциями и совместным регулированием данной экономической зоны с местными органами власти. Такая модель является типичным примером интегрированного управления водосборным бассейном.

Река Темза - одна из десяти самых больших рек в Великобритании. В ее бассейне расположены такие крупные города, как Лондон, Оксфорд и Виндзор, влияющие на экономическое и социальное развитие страны. Однако из-за чрезмерной эксплуатации и технического развития с 1800 по 1900 г. на Темзе разразились два крупномасштабных кризиса загрязнения воды.

Первый этап борьбы с загрязнением был предпринят в 1850 г.: применен метод переноса загрязнения. В Лондоне была построена специальная канализационная система для сброса городских сточных вод непосредственно в районы, расположенные ниже по течению реки, с целью уменьшения загрязнения в городских районах [1].

На втором этапе борьбы с загрязнением Темзы власти начали внедрять комплексную систему управления водными ресурсами бассейна. С 1963 г. управление рекой осуществляется в соответствие с «Правилами управления бассейном» и «Законом о водных ресурсах» [Международные аспекты водного законодательства... , 2015], что позволило укрепить систему разрешений на забор воды и реализовать единое управление водными ресурсами в бассейне. Было создано «Управление водными ресурсами реки Темза» регулирующее борьбу с наводнениями и ирригацию, животноводство и т.д. В отличие от «Управления бассейном реки

Теннесси», «Управление водных ресурсов Темзы» не является государственной структурой, а представляет собой самофинансируемое учреждение, имеющее определенный источник дохода от эксплуатации объектов, включая плату за воду и канализацию и др., но также получает финансовые ассигнования от правительства, в основном на проекты по строительству объектов общественного благосостояния, для защиты от наводнений и дренажа.

Поскольку Водное управление имеет как государ -ственное финансирование, так и некоторые источники операционного дохода, оно развило сильную экономическую автономию, с небольшими противоречиями между ним и другими органами управления бассейном, а его управленческие полномочия делятся между бюро и комитетом. В результате в ходе институциональной реформы 1989 г. «Управление водных ресурсов Темзы» взяло на себя инициативу по переходу на корпоративную бизнес-модель, отказавшись от государственного финансирования и взяв на себя основную функцию по поставке и сбросу воды из бассейна, полностью используя и развивая модель рыночного механизма, что позволило добиться финансовой независимости компании. Только в 1987-1988 гг. общий доход организации составил 600 миллионов фунтов стерлингов, из которых 400 миллионов были потрачены на повседневные расходы, а 200 миллионов - являлись чистой прибылью, что не только решило проблему нехватки средств, но и способствовало социальному развитию [Чжэн Чунбао, Ма Шуйцин, Шэнь Пинвэй, 1999].

Представительная модель управлению водосборным бассейном

Комитет по управлению бассейном реки Муррей-Дарлинг (Murray-Darling Basin) (Австралия) - это относительно некрупный орган с небольшими полномочиями управления среди родственных организаций. Он состоит из представителей различных административных органов в пределах бассейна и играет роль посредника в общении и координации интересов и конфликтов всех сторон.

Бассейн реки Муррей-Дарлинг (Murray-Darling Basin) является крупнейшим экономическим регионом Австралии, обеспечивающим 75% потребления воды, что делает его жизненно важным для устойчивого экономического и социального развития страны. Он располагается на территории трех штатов - Нового

Южного Уэльса, Виктории и Южной Австралии. Из-за раздробленной административной системы каждый штат является автономным органом принятия решений, что приводит к серьезной конкуренции за водные ресурсы и конфликтам. Для решения проблемы водных ресурсов в бассейне Муррей-Дарлинг, центральное правительство Австралии заключило два соглашения с местными органами власти. В рамках первого соглашения, подписанного в 1914 г., была организована речная комиссия, но не создан специальный орган управления речным бассейном, в результате чего полномочия комиссии оказались недостаточными, и не удалось эффективно решить экологические проблемы бассейна. На втором этапе, в 1987 г., центральное и местные правительства подписали соглашение и создали специальный орган для комплексного управления бассейном реки Муррей-Дарлинг.

Институциональная структура проекта «Река Мюр-рей-Дарлинг» разделена на три уровня. Первый - Министерский совет, являющийся высшим органом принятия решений и отвечающий за выработку стратегической политики развития и комплексного управления бассейном в целом. Второй - Бассейновый комитет, отвечающий за выполнение решений Министерского совета, выработку планов и мнений по реализации развития бассейна, согласование интересов местных органов власти, отраслей и секторов, а также играющий роль в коммуникации, координации и сбалансированном развитии. Третий - Общественный консультативный комитет, который обычно состоит из представителей различных групп особых интересов, представляющих общественность, принимает участие в процессе принятия решений и управлении, а также отстаивает основные интересы людей на низшем уровне.

Успех проекта «Река Мюррей-Дарлинг» обусловлен тесной связью представленных интересов максимально широкого круга людей и секторов, и обеспечивает функциональность полномочий органов управления водосборным бассейном, осуществляет мобилизацию всех заинтересованных представителей сторон, позволяет избегать и эффективно решать проблемы, возникающие при развитии бассейна, и добиваться единого и эффективного управления водосборным бассейном.

СРАВНЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ ВОДОСБОРНЫМИ БАССЕЙНАМИ РЕК

Таблица 1

Страны и регионы [Countries and regions] Основные водосборные бассейны [Main catchment basins] Модель управления развитием водосборных бассейнов [Model of watershed development management] Организация по управлению водосборными бассейнами [Catchment basin management organization] Институциональная гарантия [Institutional guarantee]

Англия [England] Реки Темза, Северн и т.д. [Rivers Thames, Severn, etc.] В 1973 г. было создано 10 водных советов, каждый из которых нес общую ответственность за вопросы, связанные с водой в бассейне, независимо от административного деления Организация по комплексному управлению водосборными бассейнами, Управление водных ресурсов, приватизированные Великобритания была первой страной в мире, начавшей индустриализацию, а также первой страной, где было принято водное законодательство. «Закон о воде»,

Сравнительная характеристика зарубежных моделей управления экономикой водосборных бассейнов [Comparative characteristics of foreign models of watershed economic management]

Продолжение табл. 1

Страны и регионы [Countries and regions] Основные водосборные бассейны [Main catchment basins] Модель управления развитием водосборных бассейнов [Model of watershed development management] Организация по управлению водосборными бассейнами [Catchment basin management organization] Институциональная гарантия [Institutional guarantee]

и юрисдикции бассейна, с конкретными функциями, включая единое управление водными ресурсами, водоснабжением, дренажом, канализацией, контролем наводнений, навигацией, рыболовством и даже рекреацией на воде в бассейне. Управление водного хозяйства - это не государственное учреждение, а юридически уполномоченное коммунальное предприятие с высокой степенью автономии и самофинансирования. Позднее она была преобразована в компанию по водоснабжению и работала на рыночной основе [In 1973, 10 water councils were established, each of which had overall responsibility for issues related to water in the basin, regardless of the administrative division and jurisdiction of the basin, with specific functions, including unified management of water resources, water supply, drainage, sewerage, flood control, navigation, fishing and even recreation on the water in the basin. The Water Management Department is not a state institution, but a legally authorized municipal enterprise with a high degree of autonomy and self-financing. Later it was transformed into a water supply company and operated on a market basis] водные компании, например, Управление водных ресурсов Темзы [Integrated watershed management Organization, Water Resources Management, privatized water companies, for example, Thames Water Management] «Правила управления водосборными бассейнами», «Закон о чистоте рек», «Закон о дрепаже земель», «Закон о предотвращепии загрязнения рек», «Закон об общественном здравоохранении», «Закон о сельском хозяйстве», «Закон о контроле за загрязнением» и т.д. [The UK was the first country in the world to begin industrialization, as well as the first country to adopt water legislation. Water Law, Watershed Management Rules, River Cleanliness Law, Land Drainage Law, River Pollution Prevention Law, Public Health Law, Agriculture Law, Pollution Control Law, etc.]

США [USA] Реки Миссисипи (притоки - Теннесси, Миссури), Арканзас, Колумбия, Святого Лаврентия и др. [Rivers Mississippi (tributaries - Tennessee, Missouri Rivers), Arkansas, Columbia, St. Lawrence, etc.] Федеральное управление, ответственность за управление водными ресурсами на федеральном уровне, в основном в плане установления общей политики и правил управления водными ресурсами, при этом большая часть административных полномочий по управлению водными ресурсами остается за штатами. Таким образом, управление бассейном - это в большей степени координация реализации национальной политики государствами, определение общих целей бассейна и стимулирование их реализации [Federal administration, responsibility for water resources management at the federal level, mainly in terms of establishing general policies and rules for water resources management, while most of the administrative powers for water resources management remain with the states. Thus, basin management is more about coordinating the implementation of national policies by States, defining common goals of the basin and stimulating their implementation] В основном бассейновые управления, папример, TVA; есть комитеты по управлению бассейнами, например, Комитет по управлению бассейном реки Делавэр [Mainly basin management, for example, TVA; there are basin management committees, for example, the Delaware River Basin Management Committee] «Закон о планировании водных ресурсов», «Закон об управлении бассейном реки Теннесси», «Закон о чистой воде», «Закон о безопасной питьевой воде», «Рамочный подход к защите водосборных бассейнов» и др. [Water Resources Planning Act, Tennessee River Basin Management Act, Clean Water Act, Safe Drinking Water Act, Framework Approach to Watershed Protection, etc.]

Продолжение табл. 1

Страны и регионы [Countries and regions] Основные водосборные бассейны [Main catchment basins] Модель управления развитием водосборных бассейнов [Model of watershed development management] Организация по управлению водосборными бассейнами [Catchment basin management organization] Институциональная гарантия [Institutional guarantee]

Германия [Germany] Реки Дунай, Рейн, Эльба, Одер, Майн и т.д. [Rivers Danube, Rhine, Elbe, Oder, Main, etc.] В Германии существует четкое разделение труда в системе управления водными ресурсами: федеральное правительство, местные власти и общественные организации сотрудничают и дополняют друг друга в управлении водными ресурсами. На национальном уровне общая ответственность за управление водными ресурсами возложена на Федеральное министерство окружающей среды. В рамках федерального законодательства землям и муниципалитетам предоставлена большая автономия в управлении своими водными ресурсами, например, использование собранных платежей за канализацию находится в распоряжении местных властей. В то же время многие государственные учреждения и ассоциации участвуют в устойчивом управлении водными ресурсами в Германии, играя роль экспертного руководства и общественного контроля [In Germany, there is a clear division of labor in the water resources management system: the federal government, local authorities and public organizations cooperate and complement each other in water resources management. At the national level, the overall responsibility for water resources management is assigned to the Federal Ministry of the Environment. Within the framework of federal legislation, lands and municipalities are granted greater autonomy in the management of their water resources, for example, the use of collected payments for sewerage is at the disposal of local authorities. At the same time, many state institutions and associations are involved in sustainable water resources management in Germany, playing the role of expert leadership and public control] Управление водосборными бассейнами центральными ведомствами и местными органами власти [Catchment basin management by central departments and local authorities] На национальном уровне основным законом для управления водными ресурсами в Германии является «Федеральный закон о воде», а также специальные законы и постановления, такие как «Закон о плате за сточные воды», «Постановление о подземных водах», «Постановление о питьевой воде», «Постановление о водопроводах и Постановление об удобрениях»; федеральные земли могут дополнять эти постановления. Существуют также «Рамочные руководящие принципы ЕС по управлению водными ресурсами» [At the national level, the basic law for the management of water resources in Germany is the Federal Water Law, as well as special laws and regulations, such as the Law on Wastewater Charges, the Regulation on Groundwater, the Regulation on Drinking Water, the Regulation on Water Pipes and the Regulation on Fertilizers; federal lands can supplement these regulations. There are also EU Framework Guidelines on Water Resources Management]

Япония [Japan] Реки Синано, Тоне и т.д. [Rivers Shina-no, Tone, etc.] Система управления водными ресурсами Японии основана на «междисциплинарном подходе к управлению водными ресурсами», при этом Министерство земли и инфраструктуры, Министерство строительства, Министерство сельского, лесного и рыбного хозяйства, Министерство международной торговли и промышленности, Министерство здравоохранения, труда и благосостояния, Министерство окружающей Семь основных водных систем страны находятся под непосредственным контролем и управлением Министерства земли и инфраструктуры, в то время как другие водные системы управляются назначенными губернаторами столицы, провинций и префектур [The seven main water systems of the country are under «Закон о реках», «Закон о промышленном водопользовании», «Закон о верхнем водотоке», «Закон о нижнем водотоке», «Закон о специальных многоцелевых водохранилищах», «Закон о содействии развитию водных ресурсов», «Основной закон о мерах по борьбе с общественными угрозами», «Закон о контроле за загрязнением воды» и др. [The Law on Rivers, the Law on Industrial Water

Окончание табл. 1

Страны и регионы [Countries and regions] Основные водосборные бассейны [Main catchment basins] Модель управления развитием водосборных бассейнов [Model of watershed development management] Организация по управлению водосборными бассейнами [Catchment basin management organization] Институциональная гарантия [Institutional guarantee]

среды (в 2000 г. преобразованное в Министерство охраны окружающей среды) и Министерство науки и технологий берут на себя собственные обязанности и работают совместно в соответствии с функциями, возложенными на них центральным правительством [Japan's water resources management system is based on an "interdisciplinary approach to water resources management", with the Ministry of Land and Infrastructure, the Ministry of Construction, the Ministry of Agriculture, Forestry and Fisheries, the Ministry of International Trade and Industry, the Ministry of Health, Labor and Welfare, the Ministry of Environment (transformed into the Ministry of Environmental Protection in 2000) and the Ministry of Science and Technology assuming their own responsibilities and working together in accordance with the functions of, entrusted to them by the central government] the direct control and management of the Ministry of Land and Infrastructure, while other water systems are managed by the appointed governors of the capital, provinces and prefectures] Use, the Law on the Upper Watercourse, the Law on the Lower Watercourse, the Law on Special Multipurpose Reservoirs, the Law on Promoting the Development of Water Resources, the Basic Law on Measures to Combat Public Threats, the Law on Water Pollution Control, etc.]

Австралия [Australia] Река Муррей (притоки Дарлинг, Марамбигуи и т.д.) [Murray River (tributaries Darling, Murrumbidgee, etc.)] Австралия - федеративное государство, где штаты и территории несут основную ответственность за управление водными ресурсами. Управление водными ресурсами в целом делится на федеральный, государственный и местный уровни, но в основном оно базируется на государственном уровне, с сочетанием бассейнового и регионального управления и вовлечением общин и организаций гражданского общества [Australia is a federal State where states and territories have primary responsibility for water resources management. Water resources management is generally divided into federal, state and local levels, but it is mainly based on the state level, with a combination of basin and regional management and the involvement of communities and civil society organizations] Комитеты по управлению бассейнами, например, бассейном реки Муррей-Дарлинг [Basin management committees, for example, the Murray-Darling River Basin] «Закон о Национальной водной комиссии», «Соглашение по бассейну Мюр-рей-Дарлинг», «Межправительственное соглашение о Национальном плане действий по водным ресурсам», «Закон и политика Южной Австралии в области водных ресурсов» и др. [The National Water Commission Act, the Murray-Darling Basin Agreement, the Intergovernmental Agreement on the National Water Action Plan, the South Australian Water Resources Act and Policy, etc.]

ВЫВОДЫ

С появлением различных проблем в развитии водосборных бассейнов, страны постоянно ищут эффективные механизмы управления ими, что отразилось в направлении реформ. Однако в региональной международной практике существуют разногласия по поводу определения полномочий органов по комплексному управлению бассейнами, разделения полномочий

между центральным правительством и местными органами власти, защитой прав и интересов различных заинтересованных сторон в водоразделе, интересов общественности и простых людей, сотрудничества и координации между различными ведомствами и органами управления, а также по механизмам решения ряда связанных с этим актуальных вопросов. В целом, модель «Управления бассейном реки Теннесси» является наиболее централизованной, но и здесь имеются

противоречия с другими государственными учреждениями. «Управление водных ресурсов Темзы» внедрило рыночный подход, который не только решает финансовые проблемы деятельности, но и реализует профессиональное управление. «Комитет по управлению бассейном реки Мюррей-Дарлинг» является менее централизованной моделью, он полностью аккумулировал интересы представителей различных классов и сыграл положительную роль в общественной жизни. Этот передовой опыт управления имеет большое значение для развития экономики водосборных бассейнов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как видно из представленного материала, управление экономикой территорий водосборных бассейнов играет важную роль в содействии экономической синергии между экономикой бассейна и региональной экономикой, что выходит далеко за рамки управления водными ресурсами и является более важной задачей

ЛИТЕРАТУРА

1. A plan for the Murray-Darling Basin // Murray-Darling Basin Authority (MDBA). URL: https://www.mdba.gov.au/basin-plan/ plan-murray-darling-basin (data of accesses: 21.11.2021).

2. BlackmoreD.J. Murray-Darling basin commission: A case study in integrated catchment management // Water Science and Technology. 1995. Vol. 32. Issues 5-6. Pp. 15-25.

3. Joint study and Survey of Special Economic Zones (SEZs) and Cross Border Economic Zones (CBEZs) to match complementary SEZs and identify prioritized areas // The Mekong Institute. 2018.

4. Tennessee Valley Authority (TVA) // U-S-History.com. URL: https://www.u-s-history.com/pages/h1653.html (data of accesses: 22.11.2021).

5. Институт народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук (ИНП РАН). URL:https://ecfor.ru/ wp-content/uploads/misc/goss04.pdf (дата обращения: 13.11.2021).

6. Ш.

Щ^. 2014. 2: 20. (Ли Цзинь. Шесть провинций и городов участвуют в сотрудничестве в рамках китайско-российского механизма сотрудничества Месопотамии // Чунцин и мир. 2014. № 2. С. 20.)

7. Международные аспекты водного законодательства. М.: Издание Государственной Думы, 2015. 112 с.

8. Михайлова М.В. Многолетние изменения речных и морских факторов, определяющих гидрологический режим и морфологическое строение устьевой области р. Темзы // Водные ресурсы. 2011. Т. 38. № 4. С. 407-421.

9. Руководство по интегрированному управлению водными ресурсами в бассейнах / пер. Н.И. Горошкова; под ред. В.И. Соколова // Global Water Partnership. URL: https://www. gwp.org/globalassets/global/toolbox/references/a-handbook-for-integrated-water-resources-management-in-basins-inbo-gwp-2009-russian.pdf (дата обращения: 16.11.2021).

10. Уайт Г. Перспектива освоения речного бассейна // sinref. ru - библиотека онлайн. URL: https://www.sinref.ru/ razdel/01600geografia/07/100859.htm (дата обращения: 22.11.2021).

11. шм.шщ^тъш.мшш.

2006. 4: 29. (Хуан Цзяньвэнь. Субнациональное управление и инновации в управлении городскими властями // Журнал Университета Цзянхань. 2006. № 4. С. 29.)

12. зшя шя. шм^ши. йм^вд-зд

ШШЖШ. 2013. 12. (ЧжанКанькань, Го Вэньцзюн. Экономика речного бассейна: пространственные особенности, процессы и механизмы // Цивилизация Желтой реки и устойчивое развитие. 2013. № 12.)

содействия упорядоченному экономическому и социальному развитию всего экономического региона бассейна рек.

Страны решают эту задачу с использованием различных методик, таких как централизованная модель, модель интегрированного управления или представительная модель управления водосборным бассейном.

Большинство экономически развитых территорий и важных экономических регионов в мире расположены в бассейнах крупных рек, а бассейновые экономические зоны часто являются промышленными и городскими агломерациями регионального экономического развития. Развитие экономических зон водосборных бассейнов должно эффективно объединять взаимоотношениями между различными элементами, такими как природа, транспорт, логистика и экология.

В последние годы ряд международных организаций и стран активно изучают различные способы улучшения управления, охраны и повышения эффективности использования водных ресурсов.

REFERENCES

1. A plan for the Murray-Darling Basin. Murray-Darling Basin Authority (MDBA). URL: https://www.mdba.gov.au/basin-plan/ plan-murray-darling-basin (data of accesses: 21.11.2021).

2. Blackmore D.J. Murray-Darling basin commission: A case study in integrated catchments management. Water Science and Technology. 1995. Vol. 32. Issues 5-6. Pp. 15-25.

3. Joint study and Survey of Special Economic Zones (SEZs) and Cross Border Economic Zones (CBEZs) to match complementary SEZs and identify prioritized areas. The Mekong Institute. 2018.

4. Tennessee Valley Authority (TVA) // U-S-History.com. URL: https://www.u-s-history.com/pages/h1653.html (data of accesses: 22.11.2021).

5. Institute of National Economic Forecasting of the Russian Academy of Sciences (INP RAS). URL: http://ecfor.ru/ wp-content/uploads/misc/gos 04.pdf (data of accesses: 13.11.2021).

6. Li Jin. Six provinces and cities are participating in cooperation within the framework of the Sino-Russian Mesopotamia cooperation mechanism. Chongqing and the World. 2014. No. 2. Pp. 20. (In China)

7. International aspects of water legislation. Moscow: Edition of the State Duma, 2015. 112 p.

8. Mikhailova M.V. Long-term changes of river and marine factors determining the hydrological regime and morphological structure of the estuary region of the river Thames. Water Resources. 2011. Vol. 38. No. 4. Pp. 407-421. (In Rus.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Guidelines for integrated water resources management in basins. Transl. by N.I. Gorshkov; V.I. Sokolov) (ed.). Global Partnership on Water Resources. URL: https://www.gwp.org/ globalassets/global/toolbox/references/a-handbook-for-integrated-water-resources-management-in-basins-inbo-gwp-2009-russian.pdf (data of accesses: 16.11.2021).

10. White G. Perspective of river basin development. sinref.ru - Online Library. URL: https://www.sinref.ru/razdel/01600geogra-fia/07/100859.htm (data of accesses: 22.11.2021).

11. Huang Jianwen. Subnational governance and innovations in the management of city authorities. Journal of Jianghan University. 2006. No. 4. Pp. 29. (In China)

12. Zhang Cancan, Guo Wenjun, Liu Yu Jin Qi. River basin economics: Spatial features, processes and mechanisms. Yellow River Civilization and Sustainable Development. 2013. No. 12. (In China)

13. Chzhan Chzhocyun, Syao Cyan, Yuj Shenfen. A study of typical cases of integrated watershed management abroad and its education in China. Modern Business. 2019. No. 9. (In China)

13. ж^й, ш^ш. шшжт^щмттттп~ттш

ЙЙ^. ЩТСЙФ. 2019. 9. (Чжан Чжоцюнь, Сяо Цян, Юй Шэн-фэн. Исследование типичных случаев интегрированного управления водосборными бассейнами за рубежом и его просвещение в Китае // Современный бизнес. 2019. № 9.)

14. чжк, тшшмштшшшиш

Щ. ЛййМ. 1999. 21. (Чжэн Чунбао, Ма Шуйцин, Шэнь Пин-вэй. Об успешном опыте и тенденции развития управления бассейнами зарубежных рек // Народная Желтая река. 1999. № 21.)

15. шт ШШ.М5ШШ. ^-КЙЖШ:. 2001: 48 (Чэнь Чжиминь. Субнациональное правительство и иностранные дела. № 5. Пекин: Чанчжэн, 2001. С. 48.)

14. Chzhen Chunbao, Ma Shujcin, Shen Pinvej. About the successful experience and trends in the development of management of basins of foreign rivers. People's Yellow River. 1999. No. 21. (In China)

15. Chen Zhimin. Subnational government and foreign affairs. Changzheng Publishing House. 2001. No. 5. P. 48. (In China)

Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 72,76%

Рецензент: Саблина М.А., кандидат полических наук; доцент Высшей школы международных отношений Гуманитарного института Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого

Статья поступила в редакцию 29.10.2021, принята к публикации 06.12.2021 The article was received on 29.10.2021, accepted for publication 06.12.2021

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Лю Шицин, научный сотрудник; директор и научный сотрудник Центра исследований западного развития Сычуаньской академии социальных наук. Сычу-ань, Китай. ORCID ID: 0000-0002-7724-6004; E-mail: shiqingl@163.com

Ван Цзюньтао, кандидат политических наук; доцент Высшей школы международных отношений Гуманитарного института Санкт-Петербургского политехнического Университета Петра Великого. Санкт-Петербург, Российская Федерация. ORCID ID: 0000-0003-23151138; E-mail: juntao2013@yandex.ru

Любина Дарья Евгеньевна, старший преподаватель Высшей школы международных отношений Гуманитарного института Санкт-Петербургского политехнического Университета Петра Великого. Санкт-Петербург, Российская Федерация. E-mail: lyubina_de@spbstu.ru

ABOUT THE AUTHORS

Liu Shiqing, Research Scientist; Director and research scientist at the Center for Western Development Studies of the Sichuan Academy of Social Sciences. Sichuan, China. ORCID ID: 0000-0002-7724-6004; E-mail: shiqingl@163. com

Wang Juntao, Cand. Sci. (Polit.); associate professor at the Higher School of International Relations of the Humanitarian Institute of the Peter The Great St. Petersburg Polytechnic University. St. Petersburg, Russian Federation. ORCID ID: 0000-0003-2315-1138; E-mail: juntao2013@ yandex.ru

Daria E. Lyubina, senior lecturer at the Higher School of International Relations of the Humanitarian Institute of the Peter The Great St. Petersburg Polytechnic University. St. Petersburg, Russian Federation. E-mail: lyubina_ de@spbstu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.