Научная статья на тему 'Региональные особенности предпринимателей индустрии красоты и здоровья'

Региональные особенности предпринимателей индустрии красоты и здоровья Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
548
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ КАПИТАЛ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ИНДУСТРИЯ КРАСОТЫ И ЗДОРОВЬЯ / DEMOGRAPHIC PROFILE OF THE EMPLOYER / ENTERPRISE CAPITAL / BUSINESS FORMING / HEALTH AND BEAUTY INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шакирова А.Ф.

Данная статья посвящена анализу региональных особенностей портрета предпринимателей. В первой части работы описаны социально-демографические характеристики предпринимателей, совершающих свою деятельность в Санкт-Петербурге, и двух городах Башкирии: Уфе, Октябрьском. Во второй части на материалах глубинных интервью с предпринимателями, предоставляющими персональные услуги эстетического, косметологического и спортивного назначений, показаны региональные особенности формирования и развития малого предпринимательства индустрии красоты и здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL PECULIARITIES OF ENTREPRENEURS OF BEAUTY AND HEALTH INDUSTRY

The article is devoted to the analysis of regional differences in portrait of businesspersons, who act in St. Petersburg and in two cities of Bashkortostan: Ufa and Oktyabrsky. The first part of the work is a descriptive survey of social-demographic characteristics of entrepreneurs. The second part is devoted to the description of regional peculiarities of small business in health and beauty industry forming and its development on the grounds of the in-depth interviewing materials with entrepreneurs that supply individual services of an aesthetic, cosmetic and sports character. As an example, the author reviews three definite cases in the mentioned above regions of Russia, which are more or less typical to all the entrepreneurs under consideration. The ways to start and develop business activities are represented within P. Reynolds’ social context concept. The author concludes that the development or expansion of business are determined by social networks and certain stages of life of individuals that is the experience of other businessmen in the mentioned segment of economics. The growth rate of small business in certain regions of the country doesn''t only depend on the population ecology but also on personal qualities of business actors and their own resources like the availability of such forms of capital as social, economic, cultural and human. The primary resource of forming business in health and beauty industry in the survey cities is the cultural capital of the individual, namely the work experience in any structure of establishments belonging to this segment of economics.

Текст научной работы на тему «Региональные особенности предпринимателей индустрии красоты и здоровья»

УДК 316.3

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ИНДУСТРИИ КРАСОТЫ И ЗДОРОВЬЯ

© А. Ф. Шакирова

Социологический институт Российской академии наук Россия, 190005 г. Санкт-Петербург, ул. 7-я Красноармейская, 25/14.

Тел.: +7 (911) 183 40 77.

Е-mail: shakirovaaf@bk.ru

Данная статья посвящена анализу региональных особенностей портрета предпринимателей. В первой части работы описаны социально-демографические характеристики предпринимателей, совершающих свою деятельность в Санкт-Петербурге, и двух городах Башкирии: Уфе, Октябрьском. Во второй части на материалах глубинных интервью с предпринимателями, предоставляющими персональные услуги эстетического, косметологического и спортивного назначений, показаны региональные особенности формирования и развития малого предпринимательства индустрии красоты и здоровья.

Ключевые слова: демографический портрет предпринимателя, предпринимательский капитал, формирование предпринимательства, индустрия красоты и здоровья.

Предпринимательство в сфере красоты и здоровья сегодня не имеет четкой классификации и практически не изучено. Доступная официальная статистика по малому предпринимательству, на которую мы могли бы опираться, не исчисляет предприятия этой отрасли отдельно от многопрофильной сферы бытовых услуг. Поэтому нам остается принять во внимание общие численные показатели по малому предпринимательству в обследуемых городах и попытаться описать данную группу с учетом её специфики.

По данным Росстата, на первое полугодие 2011 года в Санкт-Петербурге осуществляло деятельность 20.9 тыс. субъектов малого предпринимательства. В столице Республики Башкортостан по итогам сплошного наблюдения за 2010 год предпринимательскую деятельность осуществляли 16.6 тыс. малых предприятий. Общее число малых предприятий на тот же год в г. Октябрьском - 2.7 тыс. (численность населения на 2013 год: г. Санкт-Петербург - 5 028 000 чел., г. Уфа - 1 087 170 чел., г. Октябрьский - 111 551 чел. Площадь городов: г. Санкт-Петербург - 1439 км2, г. Уфа - 753.7 км2, г. Октябрьский - 99 км2).

Социально-демографические характеристики предпринимателей

Нами было обследовано шестнадцать предприятий. В гендерном отношении несмотря на то что общий индекс предпринимательской активности в России у мужчин выше [1, с. 55-56], среди наших предпринимателей явно превалируют женщины. Из общего числа проинтервьюированных только четверо - мужчины (СПб и Уфа). Активное участие женщин в деятельности сектора малого предпринимательства индустрии красоты и здоровья объясняется, с одной стороны, личными интересами данной группы населения - поддержание и совершенствование собственной привлекательности и здоровья. С другой стороны, для женщин-руководителей становится привлекательным тот

факт, что данный сегмент бизнеса характеризуется как немонополизированный и наиболее открытый для новых участников.

Средний возраст наших предпринимателей 44.5 лет (самому молодому предпринимателю 29 лет, самому старшему - 60). При этом большинство информантов начинали свою предпринимательскую деятельность в возрасте 30 лет.

Подавляющее большинство информантов имеют среднее специальное образование. Каждый второй предприниматель обладает дополнительным образованием. Регулярное повышение собственной квалификации характерно почти для всех респондентов. Это связано с тем, что кроме руководящей должности, большинство из наших предпринимателей выполняют работы по предоставлению косметических, парикмахерских, и подобных услуг в структуре своего заведения. Особое значение приобретает развитие метакапитала (человеческий метакапитал распознается в способности актора использовать и управлять человеческим капиталом других субъектов. [2, с. 76]). Так, больше половины из проинтервьюированных вкладывают свои собственные финансовые средства в образование (повышение квалификации) своих подчиненных.

Важной особенностью вхождения в предпринимательскую деятельность в области красоты и здоровья является предыдущий опыт работы. До создания собственного дела практически все обследованные работали на предприятиях того же сегмента - это мастера парикмахерского искусства, специалисты в области косметологии, маникюра и педикюра и т.п. Мужчины в причинах выбора сферы предпринимательской активности выражают прагматизм и акцентируют свое внимание на востребованности услуг данного сектора экономики.

Анализ интервью показал, что в большинстве случаев предприниматели не имеют устойчивого семейного положения. Только один мужчина из Уфы и одна женщина из Санкт-Петербурга состоят в

браке. Почти у всех предпринимателей есть дети, не достигшие 18 лет. Несмотря на то что большинство проинтервьюированных нацелены на расширение собственного дела, излишне рисковать эта группа предпринимателей не готова.

Свое финансовое положение большинство предпринимателей оценивают как среднее. В состоянии выплат долгов, взятых на реализацию стратегий предпринимательской деятельности, находятся: по одному предпринимателю из Санкт-Петербурга и Уфы и два предпринимателя из Октябрьского. При этом все проинтервьюированные сообщили, что за период своей частной деятельности им приходилось прибегать к займам с целью поддержания работоспособности своего бизнеса. В целом группу проинтервьюированных предпринимателей можно отнести к среднему классу.

Социокультурные особенности формирования предпринимательской активности.

Для того чтобы понять, как формируется группа предпринимателей малого бизнеса в сфере красоты и здоровья, проследим процесс открытия этих предприятий.

При анализе интервью были выявлены основные ресурсы (капиталы) (капитал - «накапливаемый хозяйственный ресурс, который включен в процессы воспроизводства и возрастания стоимости путем взаимной конвертации своих разнообразных форм». [3, с. 21]), которые формируют перспективу открытия собственного дела, играют центральную роль в поддержании работоспособности и развитии бизнеса.

Способы начала предпринимательской деятельности поддаются категоризации в рамках концепции социального контекста П. Рейнольдса. По его мнению, предпринимательские возможности появляются благодаря: во-первых, социальным сетям, т.е. социальным отношениям и связям, основанным на доверии между агентами, которые способствуют началу и процветанию частной деятельности (социальный капитал); во-вторых, определенному этапу жизненного пути. Подразумевается, что уровень жизни и опыт других лиц, кто имеет свой бизнес, может повлиять на мысли и действия будущих предпринимателей. В-третьих, этнической идентификации (принадлежности) - контекст, в котором маргинальные группы и замкнутые сообщества мигрантов стремятся изменить свое социальное положение, а именно сделать жизнь лучше. В-четвертых, условиям внешней среды (population ecology) - политическая система и законодательство, клиенты, сотрудники и конкуренция. [4].

Далее рассмотрим причины выбора сферы предпринимательской деятельности в изложенных выше аспектах, согласно П. Рейнольдсу. Для анализа возьмем три конкретных случая из обследуемых регионов России, которые в большей или меньшей степени характерны для всех предпринимателей нашей выборки.

Случай 1. Санкт-Петербург, комплексное предприятие: социальные сети как центральный ресурс.

Отметим для начала, что комплексные предприятия предлагают разный спектр услуг красоты и здоровья в структуре одного заведения. Включенное в предприятие разнообразие и число персональных услуг ограничивается только владельцем заведения, исходя из его целей и возможностей.

Предприниматель предоставляет услуги косметологии, маникюра и педикюра. Само предприятие существует с 2009 года (тогда предпринимателю было 32 года), в нем работает девять человек, включая владелицу. Официальное трудоустройство практикуется здесь только последние два года, поскольку, с одной стороны, доходы от бизнеса не позволяли выплачивать налоги в полном объеме, с другой стороны, не было сформированного коллектива.

До начала собственного дела, будущий руководитель два года работала косметологом. Профессиональный интерес к сфере красоты и здоровья нашего информанта определяется несколькими факторами. Первый фактор связан с неудовлетворенностью полученного образования. После школы наш предприниматель вслед за подругой поступила в колледж и получила диплом по специальности оператор ЭВМ. Еще в процессе обучения стало понятно, что трудовая деятельность в рамках этой профессии для неё неприемлема. Вторая причина выбора сферы деятельности связана с тем, что после окончания учебы у будущей владелицы сложились определенные запросы по уровню дохода и трудовой активности (потребность в самовыражении). Значительную роль в выборе профессиональной деятельности сыграла родственница информанта, которая работает косметологом в элитном салоне красоты. В нашем случае родственница выступает не только предметом подражания (в отношении дохода и сферы деятельности), но и агентом или носителем человеческого и культурного капитала, который мог быть перенят. Кроме того, наш предприниматель неплохо рисует, что в счете итоге привело ее на курсы визажа, а потом и косметологии.

Основными мотивами, побудившими информанта занять предпринимательскую позицию, были: во-первых, повышение своего социального статуса, во-вторых - дохода. В скором времени было принято решение взять в субаренду кабинет и работать на себя. Через три года успешной работы, респондент понимает, что не может справиться с потоком клиентов и нанимает помощника (2006 г.), которого самостоятельно обучает косметологиче-ским процедурам.

Так, к моменту открытия собственного заведения (расширение или преобразование деятельности кабинета красоты и здоровья в полноценное предприятие комплексного характера) предприниматель обладала разнообразными ресурсами: культурный капитал (знания особенностей бизнеса в секторе красоты и здоровья), человеческий капитал (профессиональные знания и опыт руководящей работы), социальный капитал (родственные связи и потребители услуг) (социальный капитал - социальные отношения акторов, основанные на взаимном доверии

и взаимной помощи, на обязательствах и ожиданиях, благодаря которым происходит упрощение коммуникаций. [5, с. 121-139]), экономический капитал (финансовый ресурс, оборудование) (экономический капитал - форма материальных и неденежных активов).

Заметим, что заведение было открыто в период финансового кризиса, последствия которого сыграли на руку нашему предпринимателю. Освободилось много помещений, цены на аренду значительно снизились. За короткий срок была найдена подходящая недвижимость в центральном районе города, нанят необходимый персонал.

Поскольку стоимость оказываемых услуг (пока еще) в кабинете косметологии нашего предпринимателя были ниже среднего, а услуги предоставлялись на высоком уровне, клиентская база только пополнялась. При этом, открыв новое заведение, предприниматель не решилась сразу отказаться от кабинета косметологии. Большая часть предприятий красоты и здоровья ориентированы на живущих или работающих рядом посетителей, поэтому риски, связанные с переездом, были очевидны. Прежде всего, было принято решение увеличить ресурсы экономического капитала. Дополнительные финансовые средства на оборудование были взяты в долг у друзей. В итоге оценка сложившейся ситуации в стране и собственных возможностей послужили не только толчком для реализации стратегии расширения бизнеса, но и определили дальнейший успех предпринимательской деятельности.

Окончательный переезд на новое место превзошел все ожидания предпринимателя. Несмотря на то что у заведения до сих пор нет вывески, поток клиентов, а вместе с ним и экономический капитал увеличился. На протяжении всего периода деятельности единственным информационным ресурсом служат сети сообщений потребителей услуг.

Подводя итог, отметим, что предпринимательские возможности информанта определяются тремя условиями социального контекста, предложенными П. Рейнольдсом: социальные сети, этап жизненного пути, популяционная экология. В свою очередь, процветание предпринимательства можно объяснить: во-первых, образованием устойчивой социальной сети отношений между руководителем и его клиентами, основанной на взаимодоверии и взаимовыгоде; во-вторых, удобством месторасположения заведения - каждый из посетителей хотя бы раз в месяц бывает в центральной части города; в-третьих, внедрением новых востребованных услуг маникюра и педикюра. В свою очередь пополнение социального, экономического культурного и человеческого ресурсов образует предпринимательский капитал (создание, развитие и поддержание бизнеса обеспечено уровнем предпринимательского капитала, который включает в себя следующие элементы: экономический капитал, социальный капитал, человеческий капитал и культурный капитал. [6]) информанта, что в итоге приводит к расширению бизнеса.

Случай 2. Уфа, комплексное предприятие: культурный капитал как ресурс

Второй предприниматель открыл свое дело три года назад в возрасте 29 лет. В его предприятии предоставляются услуги релаксации, маникюра и педикюра, косметологии, фитнеса. Данный бизнес можно назвать семейным. Здесь работает десять человек, включая самого руководителя и его жену. Официальное трудоустройство распространяется не на всех работников. Сам информант является основателем идеи создания предприятия и кроме руководящей должности выполняет работы по предоставлению услуг массажа. Супруга предпринимателя занимается вопросами внутренней координации заведения и предоставляет косметологические услуги.

Как и в первом случае, основными причинами формирования предпринимательства послужили, с одной стороны, трудовой опыт нашего информанта в бизнес структурах данного сегмента экономики, который позволил ему накопить определенный уровень культурного капитала, т.е. приобрести необходимые знания и навыки, сформировать представления о востребованности услуг. С другой стороны -это желание работать на себя и получать больше прибыли. Основным этапом жизненного пути, связанного с открытием собственного дела, является переезд информанта в Санкт-Петербург. Первоначально поездка в северную столицу имела простую цель - съездить в гости к другу, посмотреть город. Оценив перспективы города, будущий предприниматель начинает поиск работы. Полученное среднее специальное образование в пищевой и строительной областях не удовлетворяли ни требований работодателей, ни потребностей (в отношении доходов) нашего информанта. Востребованность рынка труда в массажистах сыграла определяющую роль в выборе профессиональной деятельности. Так с целью устроиться на работу были закончены первые краткосрочные курсы нескольких популярных техник массажа. Учеба предполагала трудоустройство в закрытом спортивном клубе, который стал первым местом работы информанта.

Пополнение ресурсов культурного капитала привело к возникновению идеи о создании собственного дела. Успешность предпринимательства в сфере красоты и здоровья не подвергалась сомнениям, поскольку основную часть заработков респондента составляли чаевые. Экономический капитал будущего руководителя не позволял открыть собственное заведение, но возрастание прибыли от работы на себя было очевидно. В качестве альтернативы было арендовано помещение (кабинет) в структуре гостинично-санаторного комплекса. Ориентация была на клиентов бизнес класса. Уже через три месяца каждый час работы был расписан под постоянных клиентов. Отметим, что на протяжении индивидуальной деятельности информант работал нелегально, что позволило ему сэкономить свои финансовые ресурсы.

Наш предприниматель, в принципе, мог развить начатое в Петербурге дело, поскольку необходимый предпринимательский капитал был сформирован. Но цели, которые он ставил перед собой, уже были достигнуты (пополнение экономического капитала). Стратегии респондента относительно его

деятельности в Санкт-Петербурге были определены конкретным периодом времени - год или два. Привязанность к дому (к родине) определяла причину смены территориальной позиции деятельности.

Открытие собственного заведения стало возможным благодаря социальным связям. Здание, в котором сегодня совершается предпринимательская деятельность, взято у приятеля под процент от прибыли 8РЛ-предприятия. Необходимое оборудование было приобретено благодаря льготному кредиту, предоставляющегося федеральным органом поддержки малому предпринимательству. При этом получение данных средств было обеспечено слабыми связями респондента с представителями властных структур. По мнению М. Грановеттера, «...степень пересечения дружеских сетей двух индивидов находится в прямой зависимости от силы связи между ними». При этом слабые связи позволяют приобретать необходимые ресурсы через малознакомых людей в короткий промежуток времени [7].

Основной проблемой, с которой сталкивается предприниматель (как и другие проинтервьюированные) - квалифицированный и постоянный персонал. Несмотря на то что доходы от предпринимательства пока еще не стабильны, сам информант видит его развитие в течение ближайших десяти лет. При этом контекст развития подразумевает не просто расширение предприятия, а создания сети заведений (с сохранением внутренней структуры предприятия) на территории близлежащих городов. Главным фактором, тормозящим развитие бизнеса, является уровень экономического капитала информанта. По мнению самого предпринимателя, переход на новую позицию невозможен без оформления кредита, однако инвестирование собственных ресурсов целесообразно лишь при условии стабильности доходов от данного бизнеса.

Итак, за организацию предпринимательской активности нашего информанта отвечают следующие два социальных контекста: во-первых, этап жизненного пути, во-вторых, этническая идентификация. При этом открытие собственного заведения стало возможным благодаря уровню культурного и социального капитала (социальные сети) респондента.

Случай 3. Октябрьский, монопредприятие в структуре специализированного предприятия: совокупность условий среды как «толчок» к предпринимательству

Для начала обратимся к дефинициям. Монопредприятие - предприятие одного вида услуг; специализированные предприятия - предприятия, предлагающие услуги определенного направления, среди которых: салоны красоты, медицинские и кос-метологические центры, спортивные клубы и т.д.

Третьему предпринимателю 38 лет. Свою предпринимательскую деятельность она начала одиннадцать лет назад. Все ее предприятие - это «аренда кресла» в муниципальном помещении, отведенном под салон красоты, в котором предоставляются услуги парикмахерского искусства, косметологии, маникюра и педикюра. Каждый из работников (их девять человек) специализированного предприятия

- индивидуальный предприниматель (каждый арендует кресло в салоне). Наш информант в структуре заведения предоставляет парикмахерские услуги и выполняет администрирующие функции.

На формирование предпринимательской деятельности интервьюируемого повлияло стремление изменить жизнь к лучшему, а именно, повысить уровень дохода, которого должно было бы хватать на воспитание ребенка. Как подмечает сам предприниматель, «жизнь заставила сменить поле деятельности». До того, как она окончила училище по профилю «Парикмахер», работала учителем младших классов. По словам информанта, в этот период времени в городе упала рождаемость, и в школах началось сокращение персонала. Поскольку у нашего будущего предпринимателя не было высшего образования, она могла потерять работу. Кроме того, доходов от преподавательской деятельности хватало на удовлетворение только непреложных потребностей, в то время как многие знакомые респондента, работающие парикмахерами, зарабатывали вдвое больше. Перспектива найти другую «достойную работу» не внушала надежд, поскольку «не было нужных связей».

Естественно, для того чтобы стать успешным парикмахером необходим определенный талант или способности. У нашего предпринимателя всегда было желание научиться этому мастерству. В период обучения мастер подавал надежды, поэтому по окончании учебы ей предложили должность преподавателя в том же училище. Параллельно поступали не менее интересные предложения из салонов красоты. Поскольку первоначальным мотивом пополнения ресурсов человеческого капитала являлось его конвертация в определенный доход, выбор предпринимателя остановился на салоне красоты, который предлагал выгодные условия работы - аренду рабочего места и персональный график работы. Единственным условием работы являлась регистрация индивидуальной предпринимательской деятельности. Данный случай можно отнести к форме вынужденного предпринимательства.

На сегодняшний день информант не собирается менять своей позиции. Репутация заведения и стабильный доход полностью устраивает нашего информанта. Кроме того, оценка условий внешний среды и опыт предпринимательской деятельности других лиц (в данной отрасли экономики) в условиях маленького города послужили причиной сформировавшегося мнения о бесперспективности открытия собственного заведения. Как и большинство среди проинтервьюированных, наш предприниматель не считает свою деятельность бизнесом, и относиться к ней как к «самобытной работе».

Можно заключить, что на формирование предпринимательской активности респондента повлияло отсутствие иных возможностей изменить свое социальное положение и опыт других индивидов, совершающих свою деятельность в данном секторе экономики. Этот случай соответствует следующим двум социальным контекстам, согласно разработкам П. Рейнольдса: этап жизненного пути и популяцион-ная экология (условий внешней среды).

Выводы

Наши информанты представляют две группы: 1) предприниматели «по возможности» и 2) «по необходимости» (в рамках проекта Глобального мониторинга предпринимательства (GEM), предприниматели «по необходимости» или вынужденные предприниматели - это предприниматели, чей мотив создания бизнеса определяется отсутствием иных возможностей для получения доходов. Предприниматели «по возможности» - это предприниматели, которые используют открывающиеся возможности с целью увеличения дохода, поддержания дохода и независимости [1, с. 55-56]). Интересно, что среди проинтервьюированных из крупных городов Санкт-Петербург и Уфа не обнаружено предпринимателей «по необходимости». В то же время к последней группе предпринимателей относятся все информанты города Октябрьский. Это свидетельствует о зависимости характера предпринимательства от внешних условий среды, а именно от тех возможностей, которые может предложить крупный и малый город.

Очевидно, что предпринимательство «по возможности» формируется благодаря наличию у информанта определенного уровня предпринимательского капитала (социальный, экономический, культурный, человеческий капиталы). Перспективы развития и расширения предпринимательской деятельности индустрии красоты и здоровья, т.е. процесс планирования (цель) или реализация данных стратегий, зависят, в первую очередь, от объемов обладания экономическим и социальным капиталом. В свою очередь, в рамках социального контекста П. Рейнольдса, эти возможности (развития или расширения бизнеса) определяются социальными сетями и определенным этапом жизненного пути индивидов - опыт других предпринимателей того же сегмента экономики.

С другой стороны, предпринимательство «по необходимости» образуется при условии низкого уровня объемов предпринимательского капитала индивида и даже при отсутствии его отдельных компонентов (финансовые средства или необходимые связи - основные ресурсы предпринимательства «по возможности»). Исходя из того, что эта группа информантов не нацелена на дальнейшее расширение бизнеса, следует, что стратегии предпринимателей определяются тем объем предпринимательского капитала, который был приобретен к моменту зарождения предпринимательства.

Естественно, популяционная экология не менее важный компонент в предпринимательской деятельности. Но, можно предположить, что хозяйствующие субъекты вполне успешно адаптируются к существующим условиям внешней среды. Этому свидетельствуют данные официальной статистики РФ, которые указывают на прирост общего числа малых предприятий за последние десять лет. Поскольку существующие условия не отталкивают индивидов (в большинстве случаев) от принятия решений заниматься собственным делом, мы еще раз подтверждаем идею о том, что темп прироста малого предпринимательства в отдельных регионах страны обеспечен личными качествами акторов и их собственными возможностями, т.е. наличием основных форм капитала.

Подводя итог, отметим, что основным ресурсом формирования предпринимательства индустрии красоты и здоровья является культурный капитал индивида, а именно опыт работы в структуре заведений данного сегмента экономики. В свою очередь, развитие или расширение собственного дела определяется объемами предпринимательского капитала индивида.

ЛИТЕРАТУРА

1. Верховская О. Р., Дорохина М. В. Исследования предпринимательства в России в рамках глобального мониторинга предпринимательства: основные результаты 2006-2007 гг. // Вестник СПбГУ. 2008. Сер. 8. Вып. 3. С. 33-60.

2. Поддьяков А. Н. Матрицы игры человеческого метакапи-тала: игры на повышение и понижение столяров, грабителей, и профессоров // Экономическая социология. 2012. Т. 13. №>3. С. 71-95. URL: http://ecsoc.hse.ru/data/2012/06/29/12 55786111/ecsoc_t13_n3 .pdf

3. Радаев В. В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация // Экономическая социология. 2002. Т. 3. №>4. С. 20-32. URL: http://ecsoc.hse.ru/data/2011/12/08/1208205038 /ecsoc_t3_n4.pdf#page=20

4. Reynolds P. D. Sociology and entrepreneurship: concepts and contributions // Entrepreneurship: Theory & Practice. 1991. 16 (2). Р. 47-70.

5. Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. М., 2001, №3. С. 121-139.

6. Firkin P. Entrepreneurial Capital: A Resource-Based Conceptualisation of the Entrepreneurial Process, 2001. URL: http://lmd.massey.ac.nz/publications/working%20pa-per%20no.%207.pdf

7. Грановеттер М. Сила слабых связей // Экономическая социология. 2009. Т. 10. №4. С. 31-50. URL: http://ecsoc.hse. ru/data/299/590/1234/5ecsoc_t10_n4.pdf

8. Информационный портал, Федеральная служба государственной статистики, 2012. URL: http://www.gks.ru/

9. Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. 2002. Т. 3. №5. С. 60-74. URL: http://ecsoc.hse.ru/data/670/5 86/1234/ecsoc_t3_n5.pdf#page=60

Поступила в редакцию 18.08.2014 г.

REGIONAL PECULIARITIES OF ENTREPRENEURS OF BEAUTY AND

HEALTH INDUSTRY

© A. F. Shakirova

Sociological Institute of the Russian Academic of Sciences 25/14 7-ya Krasnoarmeyskaya St., 190005 Saint Petersburg, Russia.

Phone: +7 (911) 183 40 77.

Еmail: shakirovaaf@bk.ru

The article is devoted to the analysis of regional differences in portrait of businesspersons, who act in St. Petersburg and in two cities of Bashkortostan: Ufa and Oktyabrsky. The first part of the work is a descriptive survey of social-demographic characteristics of entrepreneurs. The second part is devoted to the description of regional peculiarities of small business in health and beauty industry forming and its development on the grounds of the in-depth interviewing materials with entrepreneurs that supply individual services of an aesthetic, cosmetic and sports character. As an example, the author reviews three definite cases in the mentioned above regions of Russia, which are more or less typical to all the entrepreneurs under consideration. The ways to start and develop business activities are represented within P. Reynolds' social context concept. The author concludes that the development or expansion of business are determined by social networks and certain stages of life of individuals that is the experience of other businessmen in the mentioned segment of economics. The growth rate of small business in certain regions of the country doesn't only depend on the population ecology but also on personal qualities of business actors and their own resources like the availability of such forms of capital as social, economic, cultural and human. The primary resource of forming business in health and beauty industry in the survey cities is the cultural capital of the individual, namely the work experience in any structure of establishments belonging to this segment of economics.

Keywords: demographic profile of the employer, enterprise capital, business forming, health and beauty industry.

Published in Russian. Do not hesitate to contact us at bulletin_bsu@mail.ru if you need translation of the article.

REFERENCES

1. Verkhovskaya O. R., Dorokhina M. V. Vestnik SPbGU. 2008. Ser. 8. No. 3. Pp. 33-60.

2. Podd'yakov A. N. Matritsy igry chelovecheskogo metakapitala: igry na povyshenie i ponizhenie stolyarov, grabitelei, i professorov. Ekonomich-eskaya sotsiologiya. 2012. Vol. 13. No. 3. Pp. 71-95. URL: http://ecsoc.hse.ru/data/2012/06/29/1255786111/ecsoc_t13_n3.pdf

3. Radaev V. V. Ponyatie kapitala, formy kapitalov i ikh konvertatsiya. Ekonomicheskaya sotsiologiya. 2002. Vol. 3. No. 4. Pp. 20-32. URL: http://ecsoc.hse.ru/data/2011/12/08/1208205038/ecsoc_t3_n4.pdf#page=20

4. Reynolds P. D. Entrepreneurship: Theory & Practice. 1991. 16 (2). Pp. 47-70.

5. Koulman Dzh. Kapital sotsial'nyi i chelovecheskii. Obshchestvennye nauki i sovremennost'. M., 2001, No. 3. Pp. 121-139.

6. Firkin P. Entrepreneurial Capital: A Resource-Based Conceptualisation of the Entrepreneurial Process, 2001. URL: http://lmd.mas-sey.ac.nz/publications/working%20paper%20no.%207.pdf

7. Granovetter M. Sila slabykh svyazei. Ekonomicheskaya sotsiologiya. 2009. Vol. 10. No. 4. Pp. 31-50. URL: http://ecsoc.hse.ru/data/299/ 590/1234/5ecsoc_t10_n4.pdf

8. Informatsionnyi portal, Federal'naya sluzhba gosudarstvennoi statistiki, 2012. URL: http://www.gks.ru/

9. Burd'e P. Formy kapitala. Ekonomicheskaya sotsiologiya. 2002. Vol. 3. No. 5. Pp. 60-74. URL: http://ecsoc.hse.ru/data/670/586/1234 /ecsoc_t3_n5.pdf#page=60

Received 18.08.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.