Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 21 (350). Экономика. Вып. 47. С. 107-111.
УДК 332.155 ББК 65.1
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОМПАНИЙ-«ГАЗЕЛЕЙ» НА ТЕРРИТОРИИ БОЛЬШОГО УРАЛА
Н. С. Семенов, Е. А. Якимова, М. Л. Ряшко
Высшая школа экономики и менеджмента Уральского федерального университета, Екатеринбург, Россия
Быстрорастущие компании, в первую очередь компании-«газели», составляют небольшую группу среди компаний страны и региона, однако они одновременно являются точками роста экономики и агентами качественных изменений. Проведенные исследования1 доказывают их работоспособность и эффективность во всех сферах деятельности, не только в высокодоходных и технологичных отраслях, но и на «умирающих» рынках. Компании подобного типа создают основную часть новых рабочих мест в регионах, а также отличаются экспоненциальным ростом валовой выручки, что должно создавать условия для их поддержки на государственном уровне, главным образом в регионах.
Ключевые слова: компания-«газель», отраслевая когорта, Большой Урал, преемственность, временные группы.
Введение
Феномен быстрорастущих компаний, впоследствии получивших название «газели», был открыт американским экономистом Д. Берчем (D. L. Birch), который, изучая процессы перемещения компаний между штатами2, выяснил, что решающий вклад в создание новых рабочих мест вносят малые «быстрые» фирмы3. Последующие исследования по большей части подтвердили его выводы. Таким образом, можно говорить о формировании в современной экономике определенного класса компаний, имеющих не только потенциал для интенсивного развития, но и существенно влияющих в первую очередь на региональный рынок.
Детальное изучение компаний-«газелей» как нового и бурно развивающегося сегмента российской экономики в целом и региональной составляющей позволяет значительно увеличить мощность экономической активности страны, а также с определенной вероятностью может стать переломным моментом в области переосмысления процесса производства товаров и развития
1 Результаты расчетов исследовательской группы Europe INNOVA, а также совместные исследования журнала «Эксперт» и Финансового университета.
2 Birch, D. L. The job creation process // MIT Program on Neighborhood and Regional Change. Cambridge, 1979.
3 Согласно законодательству США к «быстрым» компаниям причисляются организации, характеризующиеся темпами роста более 20 % на протяжении четырех лет.
экономики и конкурентоспособности регионов в частности.
Для формирования рекомендаций региональным органам власти по взаимодействию с данным слоем бизнес-среды, отличающимся характерными особенностями, авторами было проведено исследование, цель которого — количественный анализ динамического состояния численности компаний-«газелей», действующих на территории Большого Урала.
Эмпирическая основа исследования
В целях проведения количественного анализа бизнес-слоя «газелей» авторами была собрана соответствующая база данных, состоящая из экономических и финансовых показателей российских компаний, темпы роста которых превышали 20 % в течение четырех лет подряд. В ее основу легла информация, размещенная в «Системе профессионального анализа рынков и компаний» (СПАРК). Под Большим Уралом понимается в данном случае совокупность территорий Свердловской, Челябинской, Тюменской, Курганской, Оренбургской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, Пермского края, республик Башкортостан и Удмуртия.
Период, за который собирались наблюдения, включает в себя десять лет — с 1999 по 2008 гг. Однако данные за 1999 г. использовались исключительно для расчета величины темпа прироста
показателя «Валовая выручка компаний (за минусом акцизов, НДС и т. д.)» — ключевого индикатора мониторинга компаний-«газелей». Помимо наименований компаний с их координацией относительно отраслей и регионов деятельности, а также форм собственности (согласно Общероссийскому классификатору форм собственности — ОКФС), ядро генеральной совокупности составила статистика валовой выручки фирм. Для идентификации «газелей» отбирались только такие компании, для которых был характерен стабильный положительный четырехлетний тренд прироста валовой выручки не менее чем на 20 %. Большинство российских компаний с относительной вероятностью преодолевают эту планку, показывая темп прироста, превышающий порог в 30 %\ Однако авторами был выбран именно этот индикатор, поскольку он представляет собой основополагающий принцип не только научного подхода, признанного на мировом уровне, но и один из законодательно закрепленных аспектов функционирования экономической системы мирового масштаба (США). В связи с тем, что развитие отечественной научной мысли и российской экономики происходит в сторону мировых стандартов по пути глобализации и интеграции, показатель в 20 % прироста валовой выручки будет объективным с точки зрения сопоставимости исследовательских методов в рамках мировых стандартов.
По факту формирования генеральной совокупности была произведена кластерная выборка. Так, на первом этапе проведения кластерной выборки было выделено шесть кластеров, именуемых авторами «отраслевыми когортами», которые представляют собой укрупненную группу, включающую в себя относительно однородные отрасли хозяйствования. Так, первая из них представляет собой натуральное хозяйство (разделы А и В2), вторая — промышленность (С, и Е), третья — строительство (Б), четвертая — оптовую и розничную торговлю пятая — транспорт и связь (I), шестая — услуги социального, образовательного и иного характера (Н, 1^). Разумеется, отраслевые когорты являются сильно укрупненными группами, не позволяющими выполнить более детальный анализ. Однако для достижения поставленных целей представляют более чем репрезентативные объединения.
1 Относительно общего числа «газелей».
2 Здесь и далее имеются в виду разделы согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.
Параллельно с отраслевыми когортами были выделены шесть временных групп: первая включала в себя динамику прироста валовой выручки за 2000-2003 гг., вторая — за 2001-2004 гг., третья — за 2002-2005 гг., четвертая — за 20032006 гг., пятая — за 2004-2007 гг., шестая — за 2005-2008 гг. Таким образом, в рамках каждой временной группы можно провести количественный анализ состояния бизнес-слоя «газелей» в регионе. Кроме того, подобное (цепное) деление периода на группы позволяет оценить процент преемственности «газелей». Под преемственность понимается ситуация, когда в состав «газелей» текущей временной группы, то есть группы, рассматриваемой в конкретный момент проведения количественного анализа, входит определенное число из хронологически предшествующих временных групп.
Количественный анализ данных
Обобщим первичные результаты, главным образом касающиеся численности компаний-«газелей» на территории Большого Урала и длительности их присутствия на рынке в таком качестве. В первую очередь отметим, что суммарное количество «газелей» в выборке составило 683, это соответствует 12 % от общего количества компаний в выборке. По мнению авторов, такой показатель довольно высок в целом, но одновременно более низкий в сравнении с общероссийским (18,93 % по выборке с идентичными критериями). Компании легко находят рынки сбыта и сегменты с относительно малой конкуренцией, однако меньшая доля компаний оказывается способна развить темп роста более 20 % в год.
Исходя из полученных данных, следует отметить, что общее количество компаний-«газелей» ежегодно сокращается в среднем на 6,5 %. Сокращение связано прежде всего с медленным, но неуклонным процессом насыщения основных рынков сбыта продукции, что влечет за собой рост требований и дифференциацию потребностей покупателей. Судя по полученным данным, процесс насыщения рынков развивается на территории Большого Урала интенсивнее, чем в целом по России (5,4 %).
Удельный вес преемственных компаний и количество компаний-«газелей» в различных отраслевых когортах существенно отличается, в то же время имеет ряд схожих параметров и тенденций с общероссийским распределением, а именно:
1. В отраслевых когортах «Услуги социального, образовательного и иного характера», «Промышленность», а также «Оптовая и розничная торговля» удельный вес принадлежащих к ним компаний в общей массе «газелей» высок, однако отличается от общероссийских показателей.
2. Указанные отраслевые когорты являются лидерами по присутствию в абсолютном выражении в них «газелей»-долгожителей, то есть компаний, сохраняющих данный статус на протяжении девяти лет (табл. 1, 2).
Таблица 1
Доля компаний отраслевых когорт, %
Территория Услуги Промышленность Торговля Итого
Российская 34 21 36 91
Федерация
Большой 24 32 38 93
Урал
Таблица 2
Количество компаний «газелей»-долгожителей
Территория Услуги Промышленность Торговля Итого
Российская 98 63 154 315
Федерация
Большой 21 18 49 99
Урал
Остальные три отраслевые когорты, а именно «Строительство», «Натуральное хозяйство», «Транспорт и связь», объединяют обратные тенденции, повторяющие ситуацию общероссийской выборки1 [6]:
1) низкий удельный вес компаний из перечисленных когорт;
2) указанные отраслевые когорты являются аутсайдерами по присутствию в абсолютном выражении в них «газелей»-долгожителей.
Также были выявлены совпадающие тренды по распределению процентного соотношения компаний-«газелей» относительно срока жизни, а именно:
- в общероссийской выборке в отраслевых когортах «Промышленность», «Строительство», «Транспорт и связь» данный тренд близок к зна-
1 На основании данных общероссийской выборки был проведен количественный и эконометрический анализ, результаты которого опубликованы в статье Е. А. Якимова и В. В. Гревцева «Быстрорастущие компании: перспективы развития и влияние общественного сектора» (Управленец. 2013. № 5 (45)).
чениям по суммарной выборке «газелей» и имеет следующее распределение: 37,5 % «газелей» существуют пять лет, 28 % — шесть, 23 % — семь, 17 % — восемь, и только 11,7 % — девять лет;
- в регионе тенденции схожи, однако полностью не совпадают: в отраслевых когортах «Строительство» и «Транспорт и связь» тренд близок к значениям по суммарной выборке «газелей» и имеет следующее распределение: 35,5 % «газелей» существуют пять лет, 29,5 % — шесть, 21 % — семь, 14 % — восемь, и только 9,7 % — девять лет; в когорте «Промышленность» тренд распределения кардинально отличается: 25,5 % «газелей» существуют пять лет, 19,5 % — шесть, 7 % — семь, 4 % — восемь, и только 2,7 % — девять лет.
В остальных же когортах преемственность «газелей» мала: пять лет живут менее 14 % компаний, а девять лет — менее 3 %, что в целом совпадает с показателями общероссийского распределения компаний «газелей» по сроку жизни. По мнению авторов, этот факт может служить показателем создания таких условий в отраслях, которые способствуют появлению новых быстрорастущих компаний, а не закреплению существующих, что является основополагающим моментом конкурентной среды.
Все отличия распределений компаний-«газе-лей» по различным критериям при сравнении Большого Урала и общероссийской выборки, по мнению авторов, в первую очередь обусловлены отличиями в составе валового регионального и валового внутреннего продуктов.
Выводы
Проведенный анализ бизнес-слоя компаний-«газелей» Большого Урала позволяет сформировать ряд рекомендательных мер для органов государственной власти регионов:
1) разработать количественные критерии, методику для определения (выявления) компаний-«газелей»;
2) определить порядок (положение) подачи комплекта документов для получения компаниями государственной поддержки;
3) выявить и ввести в действие наиболее эффективные меры для мотивации именно быстрого и длительного роста и развития компаний, например:
а) снижение налогового бремени;
б) уменьшение отчислений в страховые фонды при реализации компаниями социальных проектов
на территории региона (свыше миллиона долларов в год);
в) государственные займы на развитие компаний по упрощенной процедуре с процентной ставкой ниже рыночной ставки;
г) организация встреч (конференций) представителей органов государственной власти на уровне регионов с компаниями-«газелями» для рассмотрения предложений компаний по корректировке мер государственной поддержки.
Феномен существования «газелей» в России заключается в том, что они появляются повсе-
местно, в любой нише рынка, в то время как на Западе — только в отраслях, поддерживаемых государством. Быстрорастущие компании имеют возможность стать создателями спроса на инновации в экономике как страны в целом, так и на уровне регионов.
Детальное изучение компаний-«газелей» как нового и бурно развивающегося сегмента российской экономики позволит значительно увеличить мощность экономической активности регионов, а также с определенной вероятностью может стать переломным моментом в области развития регионов.
Список литературы
1. Audretsch, D. B. The Dynamic Role of Small Firms: Evidence from the U. S. / D. B. Audretsch // Small Business Economics. 2002. Vol. 18, № 1-3. Р. 13-40.
2. Europe INNOVA Gazelles Innovation Panel // Summary and Conclusions from Panel Discussions. 2008. 7 July.
3. Henrekson, M. Gazelles as job creators: a survey and interpretation of the evidence [Electronic resource] / М. Henrekson, D. Johansson. URL: http://link.springer.com/article/10.1007/s11187-009-9172-z/fulltext.html
4. The Growth of the Firm // The Legacy of Edith Penrose / ed. by Ch. Pitelis. Oxford : Oxford Univ. Press, 2002.
5. Берч, Д. Процесс создания рабочих мест : пер. с англ. / Д. Берч. М., 1979.
6. Лосев, М. На горбу государства / М. Лосев [и др.] // РБК — деловой журн. 2011. № 9.
7. Перечнева, И. «Газель», несущая золотые яйца / И. Перечнева // Эксперт — Урал. 2009. № 12 (369).
8. Статистические сборники Росстата «Россия в цифрах» за 1999-2008 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps
9. Юданов, А. Ю. «Быстрые» фирмы и эволюция российской экономики / А. Ю. Юданов // Вопр. экономики. 2007. № 2. С. 85-100.
10. Опыт конкуренции в России: причины успехов и неудач / под ред. А. Ю. Юданова. М. : КноРус, 2007.
11. Якимова, Е. А. Быстрорастущие компании: перспективы развития и влияние общественного сектора / Е. А. Якимова, В. В. Гревцев // Управленец. 2013. № 5 (45).
12. Acs, Z. J. High-Impact Firms: Gazelles Revisited / Z. J. Acs, W. Parsons, S. Tracy ; Corporate Research Board. Washington, 2008.
13. Autio, E. Global Entrepreneurship Monitor: Global Report on High-Growth Entrepreneurship [Electronic resource] / Е. Autio. L. : Business School, 2007. URL: http://www.babson.edu/Academics/centers/blank-center/global-research/gem/Documents/gem-2007-global-high-growth-entrepreneurship.pdf
Сведения об авторах
Семенов Николай Сергеевич — аспирант кафедры теории и практики менеджмента Высшей школы экономики и менеджмента Уральского федерального университета, Екатеринбург, Россия. nikolayssemenoff@ gmail.com
Якимова Елена Александровна — соискатель, старший преподаватель кафедры теории и практики менеджмента Высшей школы экономики и менеджмента Уральского федерального университета, Екатеринбург, Россия. ea.yakimova@yandex.ru
Ряшко Мария Львовна — соискатель, ассистент кафедры теории и практики менеджмента Высшей школы экономики и менеджмента Уральского федерального университета, Екатеринбург, Россия. maria.ryashko@ gmail.com
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2014. № 21 (350). Economy. Issue 47. P. 107-111.
REGIONAL FEATURES OF FAST GROWING COMPANIES ON THE TERRITORY OF GREATER URALS
N. S. Semenov
Postgraduate Department of theory and practice of management of the Higher school of Economics and management, Ural Federal University, Ekaterinburg, Russia. nikolayssemenoff@gmail.com
E. A. Yakimov
Lecturer of the Department of theory and practice of management Higher school of Economics and management, Ural Federal
University, Ekaterinburg, Russia. ea.yakimova@yandex.ru
M. L. Rayshko
Lecturer of the Department of theory and practice of management Higher school of Economics and management, Ural Federal
University, Ekaterinburg, Russia. maria.ryashko@gmail.com
High-growth companies, primarily companies-"gazelles" are a small group of companies as the country and the region, but at the same time are the points of economic growth and qualitative change agents. Companies-"gazelles" have proven efficiency in all areas, not only in high-tech industries and, but also on the "dying" markets. Companies of this type create the bulk of new jobs in the regions, as well as different exponential growth of the gross proceeds, which should create conditions for their support at the state level, mainly in the regions. Distribution companies-"azelles" to industry cohorts in the Greater Urals is similar with the national figures, however, has a clear bias — a large proportion of the cohorts in Wholesale and Retail Trade and Industry. Also these cohorts differ a lot of "gazelles"-centenarians. According to the authors, this situation is due, mainly, with special participation of the state in the activities of the representatives of the companies cohort difference in the GDP structure of the Russian Federation of the GRP of the Urals, as well as the geographic location of the territory.
Keywords: company-"gazelle", sectoral cohort Greater Urals, continuity, temporary groups.
References
1. Audretsch, D. B. The Dynamic Role of Small Firms: Evidence from the U. S. / D. B. Audretsch // Small Business Economics. 2002. Vol. 18, № 1-3. R. 13-40.
2. Europe INNOVA Gazelles Innovation Panel // Summary and Conclusions from Panel Discussions. 2008. 7 July.
3. Henrekson, M. Gazelles as job creators: a survey and interpretation of the evidence [Electronic resource] / M. Henrekson, D. Johansson. URL: http://link.springer.com/article/10.1007/s11187-009-9172-z/fulltext.html
4. The Growth of the Firm // The Legacy of Edith Penrose / ed. by Ch. Pitelis. Oxford : Oxford Univ. Press, 2002.
5. Berch, D. Process sozdaniya rabochih mest : per. s angl. / D. Berch. M., 1979.
6. Losev, M. Na gorbu gosudarstva / M. Losev [i dr.] // RBK — delovoy zhurn. 2011. № 9.
7. Perechneva, I. «Gazel'», nesuschaya zolotye yaitsa / I. Perechneva // Ekspert — Ural. 2009. № 12 (369).
8. Statisticheskie sborniki Rosstata «Rossiya v cifrah» za 1999-2008 gg. [Elektronniy resurs]. URL: http:// www.gks.ru/wps
9. Yudanov, A. Yu. «Bystrye» firmy i evoluciya rossiyskoy ekonomiki / A. Yu. Yudanov // Vopr. ekonomiki. 2007. № 2. S. 85-100.
10. Opyt konkurencii v Rossii: prichiny uspehov i neudach / pod red. A. Yu. Yudanova. M. : KnoRus, 2007.
11. Yakimova, E. A. Bystrorastuschie kompanii: perspektivy razvitiya i vliyanie obschestvennogo sektora / E. A. Yakimova, V. V. Grevcev // Upravlenets. 2013. № 5 (45).
12. Acs, Z. J. High-Impact Firms: Gazelles Revisited / Z. J. Acs, W. Parsons, S. Tracy ; Corporate Research Board. Washington, 2008.
13. Autio, E. Global Entrepreneurship Monitor: Global Report on High-Growth Entrepreneurship [Electronic resource] / E. Autio. L. : Business School, 2007. URL: http://www.babson.edu/Academics/centers/blank-center/global-research/gem/Documents/gem-2007-global-high-growth-entrepreneurship.pdf