Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД НА ЮГЕ РОССИИ'

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД НА ЮГЕ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
24
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT: Social science & Humanities
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ НА ЮГЕ РОССИИ / ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Желнакова Нина Юрьевна

Статья посвящена политике в сфере государственно-религиозных отношений в 20-30-е гг. XX в. Показано, что политика создания массового атеистического движения, заявленная большевиками как широкомасштабная, на практике в исследуемый период оказалась гораздо скромнее по своим результатам. Реальная политика проходила иногда вне деятельности "Союза воинствующих безбожников". Показано, что взаимоотношения государственных и партийных органов с религиозными организациями на региональном уровне в 1920-е гг. несли в себе характерные черты, присущие "церковной политике" в целом по стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL FEATURES OF STATE-CHURCH RELATIONS IN THE SOVIET PERIOD IN THE SOUTH OF RUSSIA

The article is devoted to the policy in the sphere of state-religious relations in the 20-30s of the XX century. It is shown that the policy of creating a mass atheist movement, declared by the Bolsheviks as large-scale, in practice in the period under study turned out to be much more modest in its results. Real politics sometimes took place outside the activities of the "Union of Militant Atheists". It is shown that the relations of state and party bodies with religious organizations at the regional level in the 1920s carried characteristic features inherent in "church politics" in the whole country.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД НА ЮГЕ РОССИИ»

REGIONAL FEATURES OF STATE-CHURCH RELATIONS IN THE SOVIET PERIOD IN THE SOUTH OF RUSSIA Zhelnakova Nina Yurievna, PhD of Historical sciences, Associate Professor, North-Caucasus Federal University, Stavropol

The article is devoted to the policy in the sphere of state religious relations in the 20-305 of the XX century. It is shown that the policy of creating a mass atheist movement, declared by the Bolsheviks as large scale, in practice in the period under study turned out to be much more modest in its results. Real politics sometimes took place outside the activities of the "Union of Militant Atheists". It is shown that the relations of state and party btxiies with religious organizations at the regional level in the ic>20s carried characteristic features inherent in "church politics" in the whole conn try-Keywords: Russian Orthodox Church; South of Russia; state confessional relations. DOI 10.34933/2305-875 7.202»-7-9

О

К

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ удк За2 СО

ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ВАК 23.00.02 ¿f

ОТНОШЕНИЙ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД щ

НА ЮГЕ РОССИИ о$

Статья посвящена политике о сфере государственно-религиозных отно- © Желнакова ИМ., 2021 ^

шений в 20-30-е гг. XX в. Показано, что политика создания массового ame-

истического движения, заявленная большевиками как широкомасштабная, >

на практике в исследуемый период оказалась гораздо скромнее по своим <1

результатам. Реальная политика проходила иногда вне деятельности "Союза воинствующих безбожников®* Показано, что взаимоотношения государственных и партийных органов с религиозньши организациями на региональном уровне в ig20-e гг. несли в себе характерные черты, присущие "церковной политике"в целом по стране. Ключевые слова; Русская православная церковь; политические процессы на Юге России; государственно-конфессиональные отношешш; советский период.

Г

Октябрьская революция поставила Русскую православную церковь в принципиально новые условия существования. Известные масштабные изменения не происходили одномоментно, они явились следствием продуманной организационной работы, следствием политики. Основные изменения при постановке "безбожной" работы в ее агитационном направлении пришлись на 1929 год, ставшим определенным этапом в эволюции организационных форм государственного управления церковно-религиозными вопросами и отмеченным принятием постановления "О религиозных объединениях". Так, для повышения действенности материалов прессы предполагалось издать инструктивное письмо о том, как надо освещать вопросы антирелигиозной пропаганды, подобно тому, как В.И. Ленин в начале НЭПа предложил конкретный список тем, которые надо было в этой связи рассматривать на страницах печати. Особое внимание было уделено изменению основных направлений деятельности и методов работы самого Союза - предполагалось наладить еще более тесный контакт с другими массовыми общественными организациями- комсомолом, профсоюзами, различными добровольными обществами.

ЖЕЛНАКОВА Нина Юрьевна, кандидат исторических наук, доцент, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь

В 1930 г. руководством Олоза Безбожников был выработан собственный пятилетний план, который определял основные направления проведения массовой атеистической работы. Союз Безбожников обязан был принимать участие "... в массовой хозяйственной жизни и во всех компаниях, проводимых ВКП(б) и Советской властью". Съезд пол ноегью подтвердил связь своей деятельности с основными требованиями эпохи, приняв лозунг "Борьба с религией - борьба за социализм". Союз безбожников определил свою деятельность как "непримиримую классовую борьбу" и стал этой связи именоваться Союз воинствующих безбожников (СВБ).

Кроме того, практически каждый гражданин СССР обязан был состоять в какой-либо массовой общественной организации (комсомол, профсоюзы, ДОСААФ и т.п.) и, соответственно, принимать участие в "безбожной" работе, которуюдолжны были вести эти общества и организации. Основной упор в проведен ии антирели ги-озной работь! в учреждениях; и на предприятиях делался теперь на партийные и комсомольские организации. Начиная с 1930-х годов, именно комсомол стал рассматриваться как основной источник проведения антирелигиозной пропаганды. На состоявшемся в 1929 году Всесоюзном комсомольском агитационно-пропагандистском совещании отмечалось, что "... комсомол берется за бу-дущее нашей молодежи. И его задача - сделать это будущее безбожным" [4, С.12-14].

Для успешного достижения этой цели был проведен ряд организационных мероприятий, направленных на еще более тесную связь антирелигиозной пропаганды с ВЛКСМ. Создавались комиссии по руководству "безбожной" работой среди молодежи.

Рассмотрим эффективность государственного проекта в части усовершенствования практики антирелигиозной работы. Масштабным проектом необходимо обозначить также создан и е в 1928 г. "Общества воинствующих материалистов диалектиков" (ОВМД). Данное общество, объявляя себя как философская организация, получило своей задачей политическую борьбу за марксизм против ревизионизма (что вполне соответствовало духу времени) и объединен ие всех существующих "безбожных" организаций, не претендуя при этом на вторжение в сферу деятельности уже функционирующего Союза Безбожников.

Согласно большевистской концепции, церковно-религиозная политика включала в себя не только процесс отделения церкви от государства, но и зачастую вытекающие из него задачи антирелигиозной и антицерковной борьбы. Этому способствовало и ситуация в самой Русской православной церкви - церковный раскол. Проведение такой политики было, естественно, негласным и требовало особого управления. Весной 1922 года, согласно с принятыми положениями Декрета об изъятии церковных ценностей для поддержки голодающих людей, зафиксировано начало работы Комиссии в Ставропольской губернии во главе с Н.И. Куликовым. Изделия из золота, серебра и иных драгоценностей различных губернаторских зданий должны были быть изъяты в государствен ную пользу [11]. Создание такой же комиссии в северно-осетинском регионе было зафиксировано 16.03.1922 г. на основании приказа Горского ЦИК [3].

"В Пятигорске и Терском округах проходили аналогичные процессы, которые проводились и в Ставропольской губернии. В 1922 г. в Пятигорске собрался Пом гол ком с

НА СОСТОЯВШЕМСЯ В 1929 ГОДУ ВСЕСОЮЗНОМ КОМСОМОЛЬСКОМ АГИТАЦИОННО-ПРОПАГАНДИСТСКОМ СОВЕЩАНИИ ОТМЕЧАЛОСЬ, ЧТО"... КОМСОМОЛ БЕРЕТСЯ ЗА БУДУЩЕЕ НАШЕЙ МОЛОДЕЖИ. И ЕГО ЗАДАЧА -СДЕЛАТЬ ЭТО БУДУЩЕЕ БЕЗБОЖНЫМ".

представителями духовенства, где местные верующие под руководством первосвященника протоиерея Жукова приняли решение о поддержке данной государственной идеи. "Кампания, развернутая на Тереке в пользу определенных изъятий, имела еще более высокий уровень по сравнению со Ставропольским краем, причина чего заключалась в лояльности правящего архиерея Владикавказской епархии - епископа Макария (Павлова), будущегообновленца" [ЩС130-141] . Подкомиссии, занимающиеся вопросами изъя тия, в районе КМВ и Терека, поддерживались священнослужителями Владикавказской епархии.

Деятельность, связанная с урегулированием отношений государственно-конфессионального характера, изучалась современным исследователем А.М. Нантюхиным. По его словам, Горская республика отличалась от Ставрополья и Терской области тем, что в первой в качестве основания выступала агитационно-пропагандистская деятельность среди людей, проводимая в достаточно агрессивной форме, тогда как во второй и третьей соответствующие комиссии предпринимали решительные действия с помощью духовенства [8, С. 121-12.2.].

Аналогичные исследования в различных регионах на Юге России, проведенные исследователями в пост перестроечный период, проявили масштабность антирелигиозной политики 20-30 гг., что, например, отмечает С.А. Хабулова. По ее словам, политика изъятий ценностей, определяется в качестве первой северно-осетинской акции крупного масштаба, посредством которой проявлялось стремились уничтожить Церковь, ликвидировать духовенство и устранить религию из сознания общества [5]. Проведение такой политики сопровождалось хищением драгоценностей, и, что, наиболее трагично, репрессиями и расстрелами священнослужителей. А имевшие место факты разграбления храмов, по мнению С.А. Хабуловой "инсценировались, чтобы скрыть факты утайки ценностей" [14,

С. з]. Данная версия связана также с определенным расхождением сведений, расположенных в архиве, относительно того, сколько именно было изъято ценностей, с теми, которые были приведены в СМИ . [1, С.8-15]

Основные результаты государственного управления на Северном Кавказе, да и Юге в целом, по реализации Декрета об изъятии ценностей были решены: во-первых, практически уничтожены антисоветские настроения в среде верующих, во-вторых, углублен раскол в среде духовенства, и в-третьих, изъятие (иногда и хищение) действительно бесценных памятников искусства.

A.M. Цантюхин подобно исследовал происходящий в начале 1930-х гг. процесс прекращения деятельности церквей, изъятия имущества из храмов [8]. В 3930 году "Президиумом Се:зеро-Кавказского крайисполкома был установлен определенный запрет на то, чтобы регистрировать людей, принадлежавших религиозным группам" [ю]. А в июле 1930 года произведено переоснащепие Иоанно-Богословского храма села Шишки-но Благодарно некого района в сельский клуб. Был закрыт храм также в п. Петропавловском Изобильненско-Тищеиского района. Закрытие храма в с. Михайловском имело своей причиной проведение антиобновленческих работ его настоятеля протоиерея А. Воронова [5].

Вместе с тем, стоит указать, что на Став-ропол ье власть иногда проявлял а определенную лояльность. Так, были случаи и открытая храмов: в 1930 г. - храм в с. Новоселицком Александровского района. Кроме того, Ефи-мовский приход (село Безопасное) оставили действующим, невзирая на политический курс районных властей [16].

В мае 1922 года было зафиксировано завершение процесса изъятия ценностей, принадлежащих храмам, на Ставрополье, в июне - в Северной Осетии. Пресса местного значения определили в качестве положительного проведение различныхмероприя-

тий, связанных с изъятием ценностей. Освещению в СМИ подлежали отдельные события. которые происходили с определенной целью, заключающейся в том, чтобы усилить агитацию в процессе раскола духовенства. В Чечне православные верующие не занимали существенного объема среди населения, поэтому там не было зафиксировано активной борьбы духовенства с изъятием церковных ценностей [15].

Широко распространен пой была практика, предусматривающая снесение зданий храмов и применение обломков для потребностей людей в строительном деле. К примеру, под указанным предлогом был осуществлен снос Петропавловской Апшеронской и Харламовскоей церквей и Иве рекой часовни в г. Орджоникидзе [2]. Имущество многих церквей передавалось в определенные советские учреждения.

Так, советские органы власти старались ликвидировать из гражданского сознания все, что было связано с религией, подтверждением чего стало отношение к представителям духовенства в тридцатых годах XX столетия. Вместе с тем, работа агитационного характера, проводимая представителями "Союза безбожников", не имела практически никакой популярности. При проведении различных мероприятий данного союза фиксировались пустые залы и улицы [7, С. 22]. Широко распространенным явлением стало участие органов партий в мероприятиях Союза безбожников в Карачаевской, Черкесской и Северо-Осетинс-кой областях. 1927 год "ознаменовался" в этом плане созданием в Черкессии оргбюро обкома ВКП(б), основная деятельность которого была направлена на урегулирование вопросов антирелигиозной пропаганды. В 1928 году было зафиксировано появление в Карачаевской области антирелигиозной комиссии под руководством Милева [13]. Северная Осетия также характеризовалась по данным вопросам началом антирелигиозной деятельности в 1925 году, выделением из партийного обкома четырех экспертов по

вопросам пропаганды против христианской веры [12].

Чрезвычайно распространенной была определенная практика, связанная с лишением религиозных активистов различных прав и возможностей, вплоть до выселения с мест проживания вместе с супругами и детьми. Фактически получило запрет любое (за некоторым исключением) функционирование общин религиозного направления. В определенных местах подпадали под запрет звоны колоколов, установка елок на рождественские праздники, кроме того, дети верующих могли получать образование только в начальной школе, в среднюю школу они уже не были допускаемы. Происходила м ассовая ликвидация раз личных и кон и книг христианской тематики. В целом, в процессе противодействия религиозным течениям акцентировалось повышенное внимание на том, чтобы морально сломать представителей духовенства и всех, придерживающихся веры в Бога.

Повсюду в Северо-Кавказском крае фиксировалось создание специальных (обычно при окркомах ВКП(б)) структур, в ответственность которых входило проведение работ по антирелигиозным мероприятиям на местах. Далее деятельность но антирелигиозной пропаганде была передана под ответственность городских, районных и областных комитетов ВКП(б).

Антирелигиозная деятельность, производимая в Черкесской области, характеризовалась привлечением к ней общественных, советских, профсоюзных и кооперативных организаций. На Дону было признано, что представители христианских и других религиозных течений в количественном аспекте составляют большинство, при этом местная власть активно настраивала своих граждан против верующих. Это все привело к необходимости пересмотра тактических вопросов, переводу внимания наспособы противодействия верующим идеологического характера, а также централизации процесса закрытия общин.

В рамках постановления президиума ВЦИК от 8.04Л929 года "О религиозных объединениях" были доведены до завершения все предыдущие действия власти. Теперь на законном основании можно было устранять приходы и разрушать церковный институт, что позволило местным властям в качестве эффективного средства давлений на советы церковных общин с целью быстрого сворачивания их работы.

Двойственный режим определенных требований, предъявляемых центральной властью, заключался в одновременном запрете закрытия церквей без основания на законные положения и сохранение предыдущего курса по устранению обицш. К концу 1930-х годов было зафиксировано практически полное исчезновение общин в Ростовской области.

Десакралйзация церковного храма в сознании людей определялась в качестве одного из методов достижения определенных целей, связанных с антирелигиозным воспитанием.

И все-таки Советская власть сталкивалась с системными проблемами в деятельности "безбожников" в стране в целом. Несмотря на попытки реорганизовать структуру СВБ и пересмотреть его задачи, эти изменения не привели к решению давно существующих проблем антирелигиозного движения; плохого финансирования, отсутствия квалифицированных кадров, недостаточного внимания со стороны партийных и советских органов и т.д. Не смогли они преодолеть и самого главного недостатка этого движения - формального подход| "безбожной работе", как среди населения, так и со стороны руководства Союза. Даже после того как был создан "безбожный" актив среди комсомольской молодежи, деятельность комиссий мало содействовала успеху. Многие комсомольцы считали, что раз существовали "профессиональные" "безбожники", то им не обязательно заниматься антирелигиозной работой.

Еще одной из больных проблем антирелигиозного движем ия являлось хроническое отсутствие подготовленных кадров. Несмотря на решение Антирелигиозной комиссии о том, что каждое предприятие или учреждение должно было выделить для проведения антирелигиозной пропаганды "хорошо теоретически подготовленных партийцев, к тому же проверенных на массовой работе", предприятия предпочитали использовать таких работников для других, преимущественно хозяйственных, целей. Курсы подготовки и переподготовки антирелигиозного актива при парткомах практически бездействовали, в результате чего низовые ячейки имели "беседчиков и докладчиков которые плетут сами не зная что". Для решения этой проблемы кадров во второй половине 30-х гг. создается ряд так называемых "антирелигиозных университетов", в частности, Майманский районный антирелигиозной университет, работающий под лозунгом "Ни одного верующего в наших рядах, ни одного примиренца", планировал довести выпуск боевых безбожников не менее, чем до юоо человек, при этом вызывая на соревнование антирелигиозный университет Пролетарского района. Однако, по оценке Московского областного совета СВБ, во всем выпуске городского антирелигиозного университета"... мы имеем двух - трех товарищей из всей массы, способных выполнять поставленную задачу". Отсутствие материальное обеспечения и помещений для работы также привели вскоре почти к повсеместному закрытию подобных университетов.

Подобное невнимание антирелигиозного актива к реальным проблемам своего движения входило в явное противоречие с тем, что постоянные директивы и указания из Центра, по определению местных ячеек, "сыпались как из рога изобилия"). Указания эти касались чего угодно, но тол ько не конкретной антирелигиозной работы - "безбожники" должны были строить собственные

общежития, организовывать столовые и крольчатн ики. Отсутствие у 1(0 СВБ детального плана работы, что отмечалось местными ячейками - "если руководство есть, то лучше бы его и не было", неизбежно приводили к ^^определенности цели и задачи Союза воинствующих желающих безбожников. Все это отчетливо ознаменовало кризис атеистического движения в СССР в исследуемый период, что осознавали и сами "безбожники".

Характерно, что во время беседы с американской делегацией о "безбожном" движении в СССР, председатель СВБ Ем. Ярославский не мог оперировать достаточно четкими фактами, сославшись, что "... аппарат ЦС не дал и не мог дать ... точных, проверенных данных" [8, С. 94].

По справедливому мнению Ленина, с которым мы согласимся, многовековая тесная связь между Православной церковью и государством, основанная на теории церков-но-государственных "симфонии", положение православия как "государственной религии" и как "религии большинства", преобладающее его влияние на жизнь и быт населения - все эти факторы ставили проведение принципа отделения церкви от государства весьма специфические условия.

Итак, на Юге России, согласно большевистской концепции, церковно-религиозная политика включала в себя не только процесс отделения церкви от государства, но и, как и по всей стране, выражалась в целом комплексе мероприятий по уничтожению церквей и искоренению религии. Этому способствовала и ситуация в самой Русской православной церкви - необходимо было пресекать антисоветские выступления духовенства и поддерживать церковный раскол. Проведения такой политики, естественно, требовато особого управления. Весной 1922 г., в соответствии с Декретом об изъятии церковных ценностей для помощи голодающим, в Ставропольской губернии начала работу Комиссия. По мнению А.М. Пантю-хина, - "...в Горской республике основной

упор был сделан на агрессивную агитаци-онно-пропагандистскую работу среди населения, тогда как на Ставрополье после краткой агиткампании, используя обновленчески настроенное духовенство, комиссии по изъятию перешли к решительным действиям" (8, С. 123-125].

Основные результаты государственного управления на Северном Кавказе, да и Юге в целом по реализации Декрета об изъятии ценностей были решены: во-первых, практически уничтожены антисоветские настроения в среде верующих, во-вторых, углублен раскол в среде духовенства, и в-третьих, проведено изъятие (иногда и хищение) действительно ценностей.

Реализация планов мероприятий "Союза безбожников на Юге России проходила на фоне противопоставления религии и атеизма, при том, что обыватель уже зачастую не видел разницы меду стираний граней между канонической Церковью и обновленческой.

Литература:

1. Горобец А. А. Конфискация драгоценностей Российской Православной Церкви в Северной Осетии в начале 1920-х годов // Православная Осетия. -2004. -№ 5. - С. 8.

2. Выписка из протокола № 84 заседания Презй? диума Горсовета VI соз. от 22 марта 1933 года // ЦГА РСО-А .Ф. Р56. Он. 1. Д 73; Протокол № 50 заседания Президиума горсовета VI созыва. 5-го апреля 1932 года // ЦГА РСО-А, Ф. Р-56. Оп. 2. Д. 4СО-Л-154; Протокол № 90 заседания Президиума горсоветаVI созыва.8/¡Л'1-33 г,// ЦГА РСО-А. Ф. Р-56.Оп. 2.Д.4ОО.Л. 188

3. Декрет об изъятии церковных ценностей /узя помощи голодающим // ГАСК. Ф. Р-163. Оп. 1. Д. 488. Л. 194; Приказ № 8 Горского Центрального Исполнительного комитета, 16 марта 1922 г. // ЦГА РСО-А. Ф.Р-41.

4-Желнакова Н.Ю. Государственная политика по отношению к русской православной церкви в 1920-1930-е годы: антореф.дис.... канд. историч. наук. - М,: МГУ, -1995. - 28 с. 5. За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь. 1917-1956. Биографический справочник. - М., 1997. - Т. |> - С. 277-278; Книга памяти жертв политически репрессий. Т. д. С таврополь, 2000. - С. 20з.

6. Изъятие церковных ценностей в г. Владикавказе и Грозном // Горская правда. 1922, № 123.

2 июня. - С з; Церковная контрреволюция // Горская правда. -1922. - № 127, - 8 июня. - С 2

7. Ногина Fi. В. Городская культура на Ставрополье в годы ЙЭЩ // Северный Кавказ и кочевой мир степей Евразии: V "Минаевские чтения* по археологии, этнос рафии и краеведению Северно-го Кавказа. Тезисы докладов межрегиональной научной конференции. -Ставрополь, 2001.-С. 124.

8. Пангюхин AM./ровное образование на Северном Кавказе// Ставропольская духовная семинария. Официальный сайт. [Электронный ресурс] / / t!ps://www,stpds.ru Дата обращения; и 1.202] г.; Пантюхин AM. Обновленческоедвиженйе Русской православной церкви в 20-40-е гг. XX в, (на материалах Ставрополья и Терека дис.... канд. ист. наук. - Ростов-на-Дону. 2013. С. 21В с.

9. Пантюхин А.М, Обновленческое движение Русской православной церкви в 20-40-е гг. XX в. (на материалах Ставрополья и Терека: дис.... канд. ист. наук, - Ростов-на-Дону, 2013. - 218 с.

10. Постановление Президиума Северо-Кавказского краевого,Исполнительного комитета по вййро-су о регистрации религиозных общин. Протокол М- 903. то мая 1930 г. // ГАСК. Ф. Р-299. Оп. 1. Д. 1231. Л. 15

11. Приказ № 1 комиссии по изъятий Ценностей из храмов всех вероисповеданий губ. гор. Ставрополе. 31 марта 1922 года // ГАСК. Ф. Р-163. Оп. 1.Д. 488. Л. 163-164

12. Протокол М- 52 заседания Бюро Севособкома РКП{б)от24Июня 1925года// ЦГАИГЩРСО-А.Ф. 1. Оп. 1 Д. 129. Л. 6.

13. Протокол № д заседания Орг. бюро ВКП(б) Чер-ксссииотн) мая 1927 г ода// ЦДОДиП КЧР.Ф. 11-1. Оп. 1.Д. 27. Л. 57; протокол № 57 заседания Бюро Обкома ВКП(б) Карачаевской областной организации от-4-го сентября 1928 года// ЦДОДиП КЧР. Ф. П-45. Оп. 1. Д. 18. Л. 31

14. ХабуловаС.А. Весь мир мой храм: поликонфес-сио! ¡алы !ый Вл адикавказ в XX веке / С. А. Хабу лова. -Владикавказ: Изд. СОРУ им. К.Л. Хегагуро-ва, 2005. - 42 с.

15. Церковные ценности голодающим // Власть Советов. -1922. -12апреля. - К- 604.-С.3

16. Циркуляр № $445 Административного отдела Ставропольского окриспол кома НКВД РСФСР в секретариат В11,И Г РСФСР];э-марга 1930 г.// ГАСК. Ф. Р-299. Он. г. /11231. Л. 12; Циркуляр № 4 Административного отдела Ставропольского окрис-полкома Йэйбильненско-Тищенскому [райисполкому. з марта 1930 г, // ГАСК. Ф. Р-299. 00.1 ■ Д. 1231. Ш-15-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.