Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ НА ПРИМЕРЕ ЙОГУРТОВ'

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ НА ПРИМЕРЕ ЙОГУРТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
85
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ / ОПРОС / МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ЙОГУРТ / ПАРАМЕТРЫ ВЫБОРА ПРОДУКЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яшкова Наталья Вячеславовна, Егоров Евгений Евгеньевич, Булганина Светлана Викторовна, Ильичева Елена Константиновна, Цапина Татьяна Николаевна

В статье описаны результаты исследования особенностей формирования регионального рынка молочной продукции. Акцентировано внимание на покупке и параметрах выбора йогуртов жителями Нижнего Новгорода. Уточнен потрет потребителя. Авторами раскрываются ключевые факторы формирования спроса на молочную продукцию: частоту и место покупки, виды приобретаемой молочной продукции. Раскрываются и подробно обсуждаются факторы формирования рынка йогуртов. Анализ результатов опроса, проведенного в апреле 2021 года показал, что спрос на йогурты высокий, люди употребляют продукцию в среднем с частотой 2-4 раза в неделю. Основным местом покупки являются гипермаркеты и продуктовые магазины. При выборе йогуртов покупатели руководствуются в первую очередь вкусовыми и качественными параметрами, а также ценой. Лояльность к маркам молочной продукции средняя, потребители знают и покупают йогурты разных торговых марок. Сделаны выводы о возможностях и перспективах развития данного рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Яшкова Наталья Вячеславовна, Егоров Евгений Евгеньевич, Булганина Светлана Викторовна, Ильичева Елена Константиновна, Цапина Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL FEATURES OF THE FORMATION OF THE DAIRY MARKET ON THE EXAMPLE OF YOGHURTS

The article describes the results of a study of the peculiarities of the formation of the regional dairy market. Attention is focused on the purchase and selection parameters of yoghurts by the residents of Nizhny Novgorod. The consumer’s portrait has been clarified. The authors reveal the key factors in the formation of demand for dairy products: frequency and place of purchase, types of purchased dairy products. The factors of formation of the yoghurt market are revealed and discussed in detail. An analysis of the results of a survey conducted in April 2021 showed that the demand for yoghurts is high, people consume products on average with a frequency of 2-4 times a week. The main places of purchase are hypermarkets and grocery stores. When choosing yoghurts, buyers are guided primarily by taste and quality parameters, as well as price. Loyalty to brands of dairy products is average, consumers know and buy yoghurts of different brands. Conclusions are made about the possibilities and prospects for the development of this market.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ НА ПРИМЕРЕ ЙОГУРТОВ»

Региональные особенности формирования рынка молочной продукции на примере

йогуртов

Regional features of the formation of the dairy market on the example of yoghurts

Ь й московский

■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УДК 338

DOI 10.24412/2413-046Х-2021-10354 Яшкова Наталья Вячеславовна,

кандидат экономических наук, доцент, Самарский государственный университет путей сообщения, Нижегородский филиал, г. Нижний Новгород

Егоров Евгений Евгеньевич, кандидат экономических наук, доцент, Заведующий кафедрой инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Булганина Светлана Викторовна, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Ильичева Елена Константиновна, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Цапина Татьяна Николаевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики фирмы, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского Yashkova N.V., nv-jaschkova@yandex. ru

Egorov E.E., eeegorov@mail. ru

Bulganina S.V., bulgsv@mail.ru Ilyicheva E.K.,

lenailichova2308@gmail.com Tsapina T.N.,

tsapina@mail. ru

Аннотация. В статье описаны результаты исследования особенностей формирования регионального рынка молочной продукции. Акцентировано внимание на покупке и параметрах выбора йогуртов жителями Нижнего Новгорода. Уточнен потрет потребителя. Авторами раскрываются ключевые факторы формирования спроса на молочную продукцию: частоту и место покупки, виды приобретаемой молочной продукции. Раскрываются и подробно обсуждаются факторы формирования рынка йогуртов. Анализ результатов опроса, проведенного в апреле 2021 года показал, что спрос на йогурты высокий, люди употребляют продукцию в среднем с частотой 2-4 раза в неделю. Основным местом покупки являются гипермаркеты и продуктовые магазины. При выборе йогуртов покупатели руководствуются в первую очередь вкусовыми и качественными параметрами, а также ценой. Лояльность к маркам молочной продукции средняя, потребители знают и покупают йогурты разных торговых марок. Сделаны выводы о возможностях и перспективах развития данного рынка.

Summary. The article describes the results of a study of the peculiarities of the formation of the regional dairy market. Attention is focused on the purchase and selection parameters of yoghurts by the residents of Nizhny Novgorod. The consumer's portrait has been clarified. The authors reveal the key factors in the formation of demand for dairy products: frequency and place of purchase, types of purchased dairy products. The factors of formation of the yoghurt market are revealed and discussed in detail. An analysis of the results of a survey conducted in April 2021 showed that the demand for yoghurts is high, people consume products on average with a frequency of 2-4 times a week. The main places of purchase are hypermarkets and grocery stores. When choosing yoghurts, buyers are guided primarily by taste and quality parameters, as well as price. Loyalty to brands of dairy products is average, consumers know and buy yoghurts of different brands. Conclusions are made about the possibilities and prospects for the development of this market.

Ключевые слова: рынок молочной продукции, опрос, маркетинговое исследование, йогурт, параметры выбора продукции.

Keywords: dairy market, survey, marketing research, yoghurt, product selection parameters. 1. Введение. Рынок молочной продукции является ключевой составляющей рынка пищевой промышленности. В настоящее время региональный рынок молочной продукции представлен широким ассортиментом продукции (молоко, творог, кефир, ряженка,

бифидок, йогурты и другие). Конкуренция на рынке молочной продукции высокая [1, 5], поэтому необходимо регулярное изучения ключевых факторов, влияющих на положительную динамику развития.

Йогурт - это кисломолочный диетический продукт, содержащий кальций, минералы, витамины группы В. Потребители приобретают различные виды йогуртов разных производителей, с учетом своих вкусовых предпочтений, разной жирностью, вязкостью, в удобной упаковке [2].

2. Материалы и методы исследования. Целью исследования является определение особенностей формирования рынка молочной продукции, в частности йогуртов.

Гипотеза исследования: Основными параметрами выбора йогуртов является качество, вкус и цена.

С целью изучения спроса на молочную продукцию и анализа параметров выбора йогуртов было проведено маркетинговое исследование [3, 4] в форме опроса в апреле 2021 года средствами google forms. Выборка составила 44 человека, жители Нижнего Новгорода (54,5% мужского и 45,5% женского пола). Возраст респондентов разный: 20,5% до 15 лет, 45,5% - от 16 до 21 года, 20,5% - 22 до 30 лет, 11,4% - от 31 до 45 лет, остальные старше. Половина респондентов являются обучающимися (54,5%), лишь 22,5% состоят в браке и у четверти опрашиваемых есть дети (рис. 1 - 4).

3. Результаты исследования. В ходе опроса было выявлено, что половина нижегородцев (50%) посещают продуктовые магазины 2-4 раза в неделю, 27,3% - чаще - 1-2 раза в неделю, а 22,7% - указали, что ежедневно (рис. 6). При этом большинство респондентов являются покупателями молочной продукции (указали 81,8%), что отражено на рисунке 7.

Нужно отметить, что половина покупателей (47,7%) получают информацию о новинках молочной продукции посещая магазин, 22,7% опрошенных узнают информацию из интернета, 18,2% респондентов из рекламных акций, а 11,4% обращают внимание на рекламу по радио и телевидению.

9 По н • В ьнпрнип

Рисунок 3. Способы получения информации о продуктах молочного

производства.

При ответе на вопрос: «Где Вы предпочитаете приобретать молочную продукцию?» (рисунок 9), 34,1% респондентов ответили, что чаще покупают молочную продукцию в гипермаркете, 25% опрошенных в универсаме/магазине, в обычном магазине предпочитает покупать 20,5% опрошенных, 11,4% респондентов чаще покупают молочную продукцию в фермерских магазинах, остальные 9% респондентов разделили свое предпочтения между ларьков и вариантом ответа «везде». В ходе маркетингового исследования выявлено, что большинство респондентов отдают предпочтение йогурту (40,9%), молоку (38,6%), творогу (11,4%), реже кефиру (4,5%) и другим молочным продуктам (4,5%).

• ОСъмньЫ првдцаюый шгаэич V Глгерщрнет^Лента'Мизм'СквА Н14) ф оариедоне к слеу«а,ишн|юва*|>1ы»

МИШИ А Паоькх. палаты иаули^е

• Бе«в

Рисунок 9. Варианты мест приобретения молочной продукции

• №1)

• Йогурт

• Творог

• Другое

Рисунок 10. Предпочтения покупателей по видам молочной продукции

4. Обсуждение и выводы. Акцентируя внимание на выбор йогуртов потребителями молочной продукции, отмечено, что большинство людей (47%) употребляют йогурт 1 -2

раза в неделю, 2-4 раза в неделю (31,8%), есть и такие, кто не употребляют йогурт в готовом виде в пищу, а используют как ингредиент для выпечки (11,4%), есть нижегородцы (9,1%), которые употребляют йогурт почти каждый день (рисунок 11).

• 1-? в нгд^'-з

# ¿-4 раэз в надело А 4 х Сотое раза б наделю 4 Илиада

Рисунок 11. Частота употребления йогуртов респондентами

Определяя спрос по видам йогуртов можно сделать вывод, что половина опрошенных (45,5%), отдают предпочтение йогурту с кусочками фруктов, фруктовый наполнитель имеет чуть меньшую популярность (38,6%) среди респондентов и всего 15,9% покупают йогурт без добавок (рисунок 12). Полужирный йогурт имеет наибольшую популярность среди опрошенных (65,1%), 23,3% респондентов предпочитают нежирный йогурт, остальные (11,6%) отдают голос за йогурт с жирностью менее 2,7% (рисунок 13).

Щ Фрртоеь^ ф С иъч:|ужэ№1 йр- ■ "оэ ф НатуральныД&оэдоваео*)

Рисунок 12. Спрос по видам йогуртов

# Нвтарчий (до А №)

# Попарный ¡ога,$*до2.Т9*|

Рисунок 13. Предпочтения покупателей по выбору йогуртов с массовой

долей жира

Изучая требования потребителей молочной продукции к расфасовке и упаковке йогурта, выявлено, что объем йогурта в упаковке 250 гр имеет популярность среди опрошенных респондентов (по 38,6%), такое же процентное соотношение имеет вариант ответа «другое», остальные (22,7%) предпочитают йогурт в упаковке объемом 100 гр (рисунок 14). При этом мнения опрошенных относительно материала упаковки

разделились: пластиковая упаковка популярна у 29,5% нижегородцев, и почти столько же (27,3%) отдают свое предпочтение йогуртам в бутылочках, 20,5% людей выбирают йогурт в картонной упаковке, 11,4% покупают йогурт в полиэтеленовой упаковке, оставшиеся 6,8% и 4,5% отдали свой голос за йогурт в пакетах и термосвариваемые стаканчики соответственно (рисунок 15).

• 100 гр

• 250 гр

• Другое

Рисунок 14. Предпочтения покупателей по объему упаковки йогурта

• пл*стто*а*

• Полиэтиленовая

• Картошая

• Бутыли

• П*.*Ты

• Термосвар^ваеиде стакатикн

Рисунок 15. Предпочтения покупателей по материалу упаковки йогурта Наибольшую известность среди опрошенных нижегородцев имеют такие торговые марки как Danone (86,4%), Агуша (77,3%), Био-баланс (68,2%), Домик в деревне (68,2%) и Чудо(79,5%). Чуть меньшую популярность имеют марки Campiña (31,8%), Б.Ю. Александров (31,8%), Веселый молочник(47,7%), Вкуснотеево (38,6%), Простоквашино (61,4%). Меньше всего свое предпочтение респонденты отдают таким маркам как Ручьи (15,9%), Красная цена (2,3%), Слобода (2,3%), Ичалки (2,3%), что показано на рисунке 16. Среди открытых вариантов ответов чаще всего были названы такие марки, которые чаще покупают люди, как Чудо, Danone, Веселый молочник, Био-баланс, Простоквашино, Агуша и другие. Большинство респондентов (47,7%) при покупке молочной продукции редко меняют свои предпочтения, когда проходят различные акции и скидки, что говорит о высокой лояльности к бренду у каждого второго потребителя, другие (36,4%) регулярно пробуют что-то новое, остальные 13,6% являются верными приверженцами одной марки (рисунок 17).

Рисунок 17. Частота смены марки при покупке молочной продукции

Определяя, какими критериями обусловлен выбор покупателя, респондентам предложено было отметить от 1 до 10 важность каждого параметра. Так на первом месте потребители ориентируются при выборе йогурта на его вкус (получена средневзвешенная оценка 7,84 балла из 10) на втором месте руководствуются качеством продукции (оценено 7,66 баллов из 10), на третьем месте выбирают по цене (6,82 балла из 10) и полезным свойствам (6,55 баллов из 10).

Гипотеза: Вкус, цена и качество является основным критериями выбора йогуртов в данном исследовании, подтверждена.

Анализируя дальнейшее развитие рынка молочной продукции можно сделать выводы, что для привлечения потенциальных покупателей необходимо расширять ассортимент, предлагая покупателям новые вкусы в различной упаковке. Возможно проведения акций стимулирования сбыта: подарок при покупке или проведение дегустации йогуртов в магазинах (по мере снятия COVГО-19 ограничительных мер в торговле продуктами питания).

Список литературы

1. Вакуленко Р.Я., Егоров Е.Е., Проскуликова Л.Н. Исследование эффективности деятельности предприятия // Вестник Мининского университета. 2015. № 4 (12). С. 3.

2. Казанцева А.В., Жильцов А.Н., Булганина С.В. Маркетинговые исследования рынка йогуртов // В сборнике: Инновационные технологии управления. сборник статей по

материалам IV Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2017. С. 109-112.

3. Яшкова Н.В., Булганина С.В., Емельянова А.М., Калина А.А. Исследование потребительских предпочтений при выборе молочной продукции в нижегородском регионе // Глобальный научный потенциал. 2019. N° 11 (104). С. 233-236.

4. Яшкова Н.В., Булганина С.В., Лебедева Т.Е., Казаков М.Е. Маркетинговое исследование регионального рынка молочной продукции // Московский экономический журнал. 2020. Ml. С. 55.

5. Яшкова Н.В., Булганина С.В., Мухина М.В., Голованова С.О. Исследование спроса на молочную продукцию // Наука Красноярья. 2019. Т. 8. M 5-3. С. 1б5-170.

References

1. Vakulenko R.Ja., Egorov E.E., Proskulikova L.N. Issledovanie jeffektivnosti dejatel'nosti predprijatija // Vestnik of Minin University. 2015. M 4 (12). P.3

2. Kazantseva A.V., Zhil'tsov A.N., Bulganina S.V. Marketingovyye issledovaniya rynka yogurtov // V sbornike: Innovatsionnyye tekhnologii upravleniya. sbornik statey po materialam IV Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Nizhegorodskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet imeni Koz'my Minina. 2017. S. 109-112.

3. Yashkova N.V., Bulganina S.V., Yemel'yanova A.M., Kalina A.A. Issledovaniye potrebitel'skikh predpochteniy pri vybore molochnoy produktsii v nizhegorodskom regione // Global'nyy nauchnyy potentsial. 2019. M 11 (104). S. 233-236.

4. Yashkova N.V., Bulganina S.V., Lebedeva T.Ye., Kazakov M.Ye. Marketingovoye issledovaniye regional'nogo rynka molochnoy produktsii // Moskovskiy ekonomicheskiy zhurnal. 2020. M 3. S. 55.

5. Yashkova N.V., Bulganina S.V., Mukhina M.V., Golovanova S.O. Issledovaniye sprosa na molochnuyu produktsiyu // Nauka Krasnoyar'ya. 2019. T. 8. M 5-3. S. 165-170.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.