РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПОЗИЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ВЫСОТНОЙ АРХИТЕКТУРЫ АСТАНЫ Козбак А.О.1, Мауленова Г.Д.2, Самойлов К.И.3
'Козбак Аида Омиргаликызы- магистрант;
2Мауленова Гульнара Джупарбековна - кандидат архитектуры, ассоциированный профессор, 3Самойлов Константин
Иванович - доктор архитектуры, профессор, кафедра «Архитектура», Казахский национальный исследовательский технический университет имени К.И. Сатпаева,
г. Алматы, Республика Казахстан
Аннотация: статья посвящена архитектурно-композиционным особенностям проектирования и строительства высотных зданий, расположенных на территории Казахстана. Приведены конкретные примеры построенных зданий в городе Астана. Даны принципы формирования застройки в зависимости от различных факторов. Цель данного статьи - произвести композиционный анализ и выявить существенные художественные особенности архитектуры наиболее значительных высотных объектов Казахстана. Ключевые слова: высотные здания, композиционная тема, архитектурная композиция, архитектурный облик.
Высотные здания играют ключевую роль в архитектурном облике микрорайона, района и всего города. Их запоминающийся дизайн и впечатляющий вид оказывают эмоциональное воздействие на людей, превращая высотные здания в визитную карточку городского пространства.
Представить себе будущий городской пейзаж без высотных строений невозможно. Даже самая великолепная средне этажная застройка не способна создать неповторимый облик города. В современном мире высотные здания являются основной формой жилья, они формируют силуэт города и служат эффективным средством плотного застройки. Многоэтажные комплексы стали символами многих крупных мегаполисов.
Многоэтажные здания играют важную роль в композиции города. Благодаря своим габаритам и высоте, архитектура, которую можно увидеть на большом расстоянии и на протяжении длительного времени при перемещении по городу, оказывает значительное влияние на визуальное восприятие городской среды. Они также являются визуальными ориентирами, обозначая территории и формируя живописные композиции. Поэтому, в высотных строениях большое значение приобретает художественный и эстетический аспект строительства, а также объемно-пространственная композиция.
Силуэт многоэтажных комплексов формируется за счет объемно-пространственной структуры, представляя эстетические аспекты. Основная цель проектирования состоит в создании гармоничной архитектурной формы, организации пространства, которое впоследствии будет наполнено функциональным содержанием [1].
История становления высотной архитектуры Казахстана насчитывает чуть более десятка лет, поэтому говорить о каких-либо проявившихся тенденциях и закономерностях развития в сфере высотного зодчества пока преждевременно.
Прежде всего, столица Казахстана- г.Астана - обрела статус главного города страны всего лишь в 1997г. и по сути стала застраиваться «с чистого листа», не имея существенных градостроительных ограничений, а также проблем с сохранением ценного историко-культурного и архитектурного наследия.
В соответствии с проектом генплана Астаны, разработанным японцем Кисё Курокавой, вся имиджевая высотная застройка города сосредоточена в районе административно-правительственных зданий, располагается вдоль его главной композиционной оси («Водно-зеленый бульвар») и вписана в ортогональные планировочные модули четко упорядоченной градостроительной структуры по обоим сторонам от оси на протяжении 3600 м - от водоема Талдыколь до реки Есиль.
При формировании знаковых архитектурных объектов новой столицы знаменитый японский архитектор рекомендовал придерживаться метода абстрактного символизма. Этот метод, по его мнению, позволит государственной столице в полной мере отразить культурное наследие и национальные традиции казахского народа. Сущность метода сформулирована так: «Абстрактный символизм использует легкодоступные для понимания, простые геометрические фигуры. Такие фигуры будут абстрактно выражать традиционные культурные символы Казахстана. Например, форма треугольника часто используется у кочевых народов в украшениях и нарядах, форма конуса- в головных уборах, форма овала или полуовала в виде луны или полумесяца используется как символ планеты Земля» [2].
Именно поэтому сегодня знаковый административно-правительственный комплекс «Алтын Орда» венчают две конические «Золотые Башни» со шпилями (рис.1), расположенные зеркально симметрично относительно главной композиционной оси высотной градостроительной структуры. Среди всей высотной застройки столицы этот комплекс обозначает наиболее четко выраженную национальную культурную принадлежность.
Рис. 1. Бизнес центр Алтын Орда.
Также весьма впечатляющую архитектуру имеет высотный комплекс «Темир жолы» (головной офис Казахстанских железных дорог) высотой 174 - 142 - м, где региональные восточные мотивы прослеживаются как в общем объемном решении, так и в декоративной деталировке (рис.2). Комплекс состоит из двух встречно ориентированных подобных высотных объемов в форме полуцилиндров с косо срезанной вершиной. Полуцилиндрические объемы, имеющие различную высоту, выполнены раздвинутыми и смещенными относительно друг друга; при этом они соединены тремя горизонтальными воздушными трубчатыми переходами. Каждый из объемов имеет выступающие из вертикальной остекленной плоскости спаренные цилиндрические панорамные лифтовые шахты, расположенные на его оси. С обоих сторон от лифтовых шахт остекленная плоскость каждого полуцилиндрического объема декорирована белыми композитными полосами; причем с одной из сторон от шахт полосы срезаны треугольным стеклянным витражом, расширяющимся к вершине. Косой вершинный срез каждого полуцилиндрического объема выполнен стеклянным, окаймлен широкой белой дугообразной полосой и разлинован диагональной витражной сетью с ромбическими ячейками. Белые горизонтальные композитные полосы выходят также и на цилиндрическую поверхность объемов в виде одинаковых по длине участков.
Рис. 2. Башня Темир-Жолы.
Ярко выраженное национальное звучание имеет правительственное здание Сената Казахстана, выполненное в виде восточного дворца с угловыми стеклянными цилиндрическими узкими башнями, увенчанными малыми узорчатыми куполами (рис. 3); при этом больший по размеру узорный купол венчает центральный белый призматический объем с рядами оконных проемов. Входная группа выполнена в виде полуцилиндрического навеса с богатой пластической деталировкой, расположенного между двумя боковыми короткими белыми цилиндрическими башнями с узорными куполами.
Рис. 3. Здание Сената Казахстана.
Не менее впечатляющим выглядит высотное здание Мажилиса Парламента Казахстана (рис. 4), имеющее активную пластику основного объема в виде выступающих боковых остекленных призматических пилонов, между которыми расположена трапецеидальная ниша, имеющая точечные оконные проемы на белых боковых гранях и узкую остекленную стрельчатую арку на центральной грани. Белые плоскости стен выступающего призматического объема заднего фасада имеют ряды аналогичных точечных оконных проемов. Верхний ярус здания выполнен белым и имеет две остекленные параллельные полоски, выше которых расположен фриз из двух горизонтальных призматических выступов, консольно нависающих друг над другом. Венчает здание пирамидальный купол. Здание расположено на многоэтажном стилобате, облицованном белыми каменными плитами и имеющем на боковых поверхностях узкие прорези светопроемов, а также большую центральную стрельчатую арку. Внешний облик здания также ассоциируется с восточным правительственным дворцом.
Рис. 4. Здание Мажилиса Парламента Казахстана.
Элементы национальной восточной стилистики также присутствуют в зданиях жилого комплекса «Сезам» центральной части Астаны (рис. 5), две однотипные башни которого имеют на боковых плоскостях фасадов остекленные узкие стрельчатые арки, отороченные полосами белых композитных панелей, а также содержат стрельчатые сталактитовые складчатые угловые ниши, последовательно вставленные друг в друга. Венчают оба здания голубые стрельчатые купола с антеннами. Входные группы стилобата выполнены в виде ротонд с арками и голубыми куполами.
Рис. 5. ЖК «Сезам».
Здание 5-звездочного отеля «Пекин Палас Soluxe Hotel Astana» (рис. 6) имеет ярко выраженный элемент региональной/национальной идентификации- завершение в виде двухъярусной пагоды, характерной для стран Юго-Восточной Азии. Пагода венчает обычный многоэтажный призматический объем с рядами оконных проемов, имеющий узкие угловые срезы/фаски с выступающими из них балконами.
Рис. 6. «Пекин Палас Soluxe Hotel Astana».
Остальные высотные здания и комплексы столицы Казахстана не имеют выраженных культурных национальных мотивов и элементов восточной стилистики во внешнем архитектурном облике.
«Транспортная башня» (центральный офис Министерства транспорта и коммуникаций Казахстана) высотой 155 м представляет собой основной цилиндрический косоусеченный в верхней части объем, из которого поднимается более узкий цилиндрический отсек; при этом данные композиционные элементы насквозь прорезаны центральным узким призматическим пилоном с также верхним косым усечением (рис. 7). Торцы и боковые грани призматического пилона, а также узкого цилиндрического отсека облицованы зеленым зеркальным стеклом; при этом основной цилиндрический объем облицован золотистым зеркальным стеклом, создающим визуальный отражающий эффект «мятой золотой фольги». Увенчано здание конической мачтой, облицованной серебристыми композитными панелями.
Рис. 7. Здание Министерства Транспорта и Коммуникации.
Офисный комплекс «Изумрудный квартал» (рис. 8) включает три однотипных высотных здания (наиболее высокое- 210 м), каждое из которых выполнено в виде узкого призматического объема, с одной из сторон которого стеклянная грань консольно «отогнута» наружу в верхней его части, напоминая раскрывшуюся книгу.
Рис. 8. ЖК «Изумрудный квартал».
Выразительное в архитектурном отношении здание АО НК «КазМунайГаз» (рис. 9), многоярусные фасады которого облицованы бронзовым стеклом и разлинованы ортогональной сетью белых профилированных элементов, характерно тем, что две его зеркально симметричные части соединены центральной аркой.
Рис. 9. Здание АО НК «КазМунайГаз».
Трехбашенный высотный жилой комплекс «Триумф Астаны» (рис. 10) имеет композиционное построение, аналогичное всемирно известному зданию МГУ на Воробьевых горах. Усиливает эту аналогию оформление боковых стен и завершения башен вертикальными ребрами-пилонами.
Рис. 10. ЖК «Триумф Астаны».
Жилой комплекс «Гранд Алатау» (рис. 11) включает ряд однотипных отдельно стоящих разновысоких башен с квадратным основанием. Простейшие призматические башни (наиболее высокая- 144 м) имеют стеклянные стены с ортогональной разбивкой на квадраты, выполненной в виде пересекающихся белых полос из композитных панелей; причем в фасадные плоскости каждого из объемов заглублена широкая волнообразная полоса из золотистого стекла, являющаяся их главным композиционно выразительным акцентом.
Рис. 11. ЖК «Триумф Астаны».
Жилой комплекс «Северное сияние» (рис. 12) состоит из трех однотипных башен (наиболее высокая-180 м); при этом каждая башня имеет стеклянную оболочку из четырех мелкогофрированных/волнистых граней с иррегулярным расположением горизонтальных гофров-складок, создающих визуальное ощущение «вибрирующего/дрожащего фасада» - решение, далеко не бесспорное как в художественно-эстетическом, так и в психологическом отношении.
Рис. 12. ЖК «Северное сияние».
Последние 12-15 лет Астана интенсивно развивает свою высотную застройку, трактуя региональную высотную архитектуру как важнейший элемент национальной идентификации и показатель высокого престижа Казахстана на международной арене.
Необходимо отметить, что современная высотная архитектура Астаны, несмотря на возведение целого ряда уникальных высотных объектов, не производит целостного впечатления. Обусловлено это в основном двумя причинами.
Во-первых, Астана находится лишь на начальной стадии развития высотной имиджевой застройки, а первая фаза всегда характерна большой неопределенностью, различными поисками, ошибками и просчетами. В будущем данные недочеты, касающиеся градостроительного расположения ряда высотных объектов, а также собственно высотных архитектурных концептов, несомненно, будут тщательно, всесторонне изучаться и приниматься во внимание архитекторами, градостроителями, инвесторами-бизнесменами.
Во-вторых, все знаковые высотные объекты столицы возводились по проектам различных зарубежных архитектурных бюро и студий, что обусловило их абсолютно разнохарактерный облик и, как следствие, взаимную композиционную неувязку.
В настоящее время в научной литературе проблемы высотных зданий рассматриваются в основном с точки зрения их инженерной устойчивости. Однако небоскребы представляют интерес не только в аспекте инновационных конструктивных решений, но и в качестве уникальных архитектурных объектов, которые выступают выразительными доминантами в пространственной среде городов, оптимизируют функциональную организацию ценных городских территорий.
Есть немало противников строительства небоскребов в Казахстане, аргументирующих свое мнение сложными сейсмическими, гидрогеологическими и другими условиями. Современные инженерные технологии позволяют реализовать самые смелые архитектурные идеи даже в сложных сейсмических условиях. В процессе строительства высотных зданий, в частности, внедрены прогрессивные геотехнологии устройства забивных и буронабивных свай в особых грунтовых условиях Астаны (Дворец Мира и Согласия, «Хан-Шатыр», Министерство транспорта и коммуникаций и др.) [3]. Все это позволяет прогнозировать расширение «парка» небоскребов в крупных городах Казахстана.
Список литературы
1. Магай А.А. «Архитектурное проектирование высотных зданий и комплексов» 2015г.
2. Астана- архитектурная симфония Великой Степи / сост. и авт.: Чиканаев А.Ш.- Астана: Деловой мир
Астана, 2008. - 270 с.: ил.
3. Meuser Ph., Dalbai A., Herz G. Astana. Berlin: DOM publishers, 2015. 223 с.