ЭКОНОМИКА И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ
УДК 504.062:33
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ
ЭКОЛОГООРИЕНТИРОВАННОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА ТЕРРИТОРИЯХ С ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ ОГРАНИЧЕНИЯМИ
А. С. МИХЕЕВА, доктор экономических наук, доцент, заведующий лабораторией экономики природопользования E-mail: asmiheeva@binm. bsc. net
Т. Б. БАРДАХАНОВА, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник лаборатории экономики природопользования E-mail: tbard@binm. bsc. net
С. Н. АЮШЕЕВА, аспирант лаборатории экономики природопользования E-mail: ayuscheeva2010@yandex. ru Байкальский институт природопользования Сибирского отделения РАН
В статье рассмотрены особенности формирования системы экологических ограничений в Байкальском регионе, их влияние на эколого-эконо-мическое развитие территории. Выделены основные направления, динамика и структура использования инвестиций, особенности распределения по компонентам природной среды. Представлены некоторые частные показатели. Обозначены основные проблемы экологоориентированной инвестиционной политики.
Ключевые слова: Байкальский регион, экологическая регламентация хозяйственной деятельности, основные производственные фонды природоохранного назначения, природоохранные инвестиции.
В настоящее время проблемы регулирования экономического развития и сохранения окружающей природной среды остаются актуальными для мирового научного сообщества. Вопросы согласования дальнейшего социально-экономического развития и охраны окружающей среды остро стоят во многих регионах (особенно на территориях с экологическими ограничениями из-за исключительной ценности их природных комплексов).
При решении эколого-экономических задач преобладают обособленные методы как управления экономическим развитием, так и природопользованием. Такой подход без научно-практического обос-
нования взаимосвязанного и взаимообусловленного их функционирования не в силах предотвратить дальнейшую деградацию окружающей среды.
Декларируемые приоритеты сохранения природной среды в сочетании с устаревшими методами ведения хозяйства, неэффективным и недостаточным использованием финансовых средств и распределением инвестиций порождают противоречия между экологическими и социально-экономическими интересами общества.
В связи с этим дальнейшее экономическое развитие становится возможным лишь при формировании региональной эколого-экономической политики, основанной на научных знаниях.
Особенности институционализации политики в области охраны окружающей среды и природопользования в Байкальском регионе обусловлены:
- необходимостью снижения антропогенной нагрузки на уникальные природные комплексы региона;
- ответственностью за сохранение глобальных экологических функций объекта всемирного природного наследия.
Сложившаяся в 1970-2000-е гг. система экологической регламентации хозяйственной деятельности в бассейне озера Байкал позволила добиться следующих результатов.
1. Введен особый режим природопользования, тогда как в целом в стране еще только закладывались основы системы управления охраной природы.
2. Разработана и внедрена система экологиче ской паспортизации предприятий, позволившая значительно снизить воздействие на окружающую природную среду.
3. Впервые в стране внедрены особые региональные экологические нормативы для экосистемы озера Байкал на 1987-1995 гг.
4. Приняты законодательные акты в субъектах Федерации по рационализации природопользования.
5. Признание ЮНЕСКО озера Байкал участком мирового природного наследия (декабрь 1996 г.).
6. Принят Федеральный закон от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», являющийся единственным федеральным законом, регламентирующим вопросы охраны и рационального использования природных ресурсов конкретного региона.
7. Принят ряд постановлений Правительства РФ, регламентирующих природопользование: постановление Правительства РФ от 30.08.2001 № 643 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории», распоряжение Правительства РФ от 27.11.2006 № 1641 -р «О границах Байкальской природной территории».
Экологические регламенты ограничивают масштабы и характер использования природных ресурсов, предъявляют высокие требования к применяемым производственным и очистным технологиям, к разработке и осуществлению соответствующих мероприятий, для реализации которых требуются дополнительные материальные и финансовые ресурсы.
Функционирование экономики региона в условиях особого режима природопользования обусловливает целый ряд негативных последствий для населения, хозяйствующих субъектов и бюджетной системы:
1) повышенный относительно общероссийских показателей уровень текущих затрат предприятий вследствие жестких требований к очистке сточных вод, содержание на балансах предприятий значительной массы основных производственных фондов природоохранного назначения, более высокие нормативы платы за пользование природными ресурсами, за загрязнение окружающей среды, рост ресурсоемкости (материалоемкость, фондоемкость и пр.) производства;
2) увеличение транспортных издержек предприятий, обусловленных изменением традиционных схем перевозки продукции в Байкальском регионе, ограничением использования более дешевых видов транспортировки древесины от добывающих предприятий к перерабатывающим;
3) увеличение нагрузки на экономику за счет инвестиций в основной природоохранный капитал (в том числе на дополнительные природоохранные мероприятия), внедрение экологически безопасных технологий и техники, перепрофилирование градообразующих предприятий, закрытие, консервация и перемещение действующих производств;
4) прямые потери в выпуске продукции и упущенные выгоды из-за жестких ограничений хозяйственной деятельности, выноса производств из прибрежной и водоохранной зоны озера Байкал (в сельскохозяйственном производстве, лесозаготовке,
5.
6.
7.
охотничьем хозяйстве, социальной и рекреационной сферах и др.).
Что касается «производственного» фактора, то в развитии региона имеется ряд негативных тенденций, способствующих росту себестоимости производимой продукции и низкой эффективности функционирования всего хозяйственного комплекса.
1. В структуре промышленного производства преобладают предприятия, использующие первичные природные ресурсы. Так, доля топливно-энергетического комплекса в структуре промышленного производства в настоящее время составляет почти 40 % (в 1995 г. - 38,5 %; в 2000 г. - 32,7 %; в 2005 г. - 49,8 %; в 2010 г. -37,98 %). Удельный вес черной и цветной металлургии увеличился за то же время с 9,3 до 14,9 % (в основном за счет роста добычи золота). Примерно 75-80 % населения занято в первичных сферах.
2. Технологическое оборудование как в основном производстве, так и в природоохранных подразделениях физически и морально устарело (в среднем по видам износ оборудования составляет 45,1 %, в некоторых - до 60,3 %).
3. Промышленное производство размещено на территории неравномерно. Вследствие этого в отдельных промышленных узлах наблюдается его значительная концентрация, что сопровождается превращением таких узлов в основные очаги загрязнения окружающей природной среды.
4. Низкая экологичность промышленного и сельскохозяйственного производства и выпускаемой продукции обусловлена тем, что в хозяйственном освоении природных ресурсов регион не имеет принципиальных различий в
9 п-8,421990 1991 1992 1993 1994 1995 1997 2000 2007 2008 2009
Рис. 1. Удельный вес основных производственных фондов природоохранного назначения в общей стоимости основных производственных фондов Республики Бурятия в 1990-2009 гг., %
применяемых технологиях. Он является типичным сырьевым придатком экономически развитых районов Сибири и России. Промышленные предприятия не имеют законченного цикла производства, между ними нет технологической зависимости, что резко снижает экономическую и экологическую эффективность их функционирования. На горнодобывающих предприятиях и в лесном комплексе велики объемы отходов, загрязняющих природную среду и нарушающих сельскохозяйственные и лесные земли. Технология и методы ведения лесозаготовительного и сельскохозяйственного производства не отвечают особенностям природных условий региона с разной устойчивостью природных комплексов. В результате снижаются средозащитные функции лесных экосистем, плодородие пахотных земель, широко развиты эрозионные процессы, велика нагрузка на отдельные пастбищные угодья и пр. Таким образом, функционирование экономики региона в современных условиях - это результат весьма сложного и нередко противоречивого переплетения экологических, экономических, социальных, организационных и даже политических интересов разного уровня.
О роли экологического фактора в экономике региона или предприятия можно судить по таким экономическим показателям, как инвестиции в основной природоохранный капитал или стоимость природоохранных фондов, на создание которых идут эти капитальные вложения. На рис. 1 представлена динамика удельного веса природоохранных фондов в общей стоимости промыш-ленно-производственных фондов. Анализ данных
рис. 1 показывает, что в начале 1990-х гг. этот показатель в Бурятии превышал соответствующий современный показатель практически в 10 раз. Это следствие того, что во времена плановой экономики предприятиям, расположенным в бассейне озера Байкал, выделялись большие объемы централизованных инвестиций в строительство приро-
3,00 2,50 2,00 1,50 1,00 0,50 0,00
-Россия -Бурятия
1980 1990 2000 2005 2007 2008 2009 2010 2011
Рис. 2. Доля природоохранных инвестиций в общей сумме инвестиций в основной капитал в 1980-2011 гг., %
их финансирования. Сравнительный анализ инвестиций на охрану природной среды в 1976-2010 гг. в сопоставимых ценах 1990 г., представленный на рис. 3, позволил выявить положительные тенденции рассматриваемого периода. объем капитальных вложений на охрану
доохранных сооружений и на реализацию других экологических мероприятий.
Динамика удельного веса инвестиций в охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в общем объеме инвестиций в основной капитал в России и Бурятии представлена на рис. 2. В Бурятии этот показатель был наиболее высок в 1990 г. (2,81 %), после чего наблюдались еще два подъема: в 2008 г. (1,85 %) и 2010 г. (2,03 %). В целом за 1990-е гг. он снизился в 2,5 раза и составил в 2011 г. 0,85 %, практически сравнявшись с общероссийским показателем. Анализ данных рис. 2 показывает, что динамика удельного показателя природоохранных инвестиций и фондов не совсем совпадает по времени, что обусловлено временным лагом между вложением средств и вводом в действие фондов.
Период 1986-1990 гг. в природоохранной деятельности Республики Бурятия можно отнести к наиболее благоприятным как с точки зрения выявления экологических проблем, так и с точки зрения
200 ^
1976-1980 1981-1985 1986-1990 1991-1995 1996-2000 2001-2005 2006-2010
Рис. 3. Динамика природоохранных инвестиций в Республике Бурятия в 1976-2010 гг,
млн руб. (в ценах 1990 г.)
окружающей среды в 1986-1990 гг. превышает уровень 2006-2010 гг. почти в 9 раз.
К этому же периоду можно отнести расширение и создание различных управленческих структур по охране природной среды. Это было связано как с подготовительным этапом реализации целевой программы по охране природной среды, так и с реализацией широкого круга природоохранных мероприятий на промышленных объектах Республики Бурятия. Отделы по охране природы Селен-гинского ЦКК, тонкосуконного комбината, локо-мотивовагоноремонтного и стекольного заводов, Гусиноозерской ГРЭС, Тимлюйского цементного завода, Джидакомбината проводили большую организационную работу по внедрению новых технологических решений в области охраны окружающей среды. На данных предприятиях были введены требования по экологической надежности выбираемых решений. Впервые смена технологий действующих производств и одновременное расширение существующих на Гусиноозерской ГРЭС, локомотивном
заводе определялась с учетом антропо-генного воздействия на природные среды в целях соблюдения государственных экологических стандартов качества водной и воздушной среды селитебных территорий.
Сопоставление распределения природоохранных инвестиций в 1990-2010 гг.
по компонентам природной среды в Республике Бурятия (см. таблицу) показало, что в Бурятии до 1995 г. от 55,6 до 87,3 % капиталовложений использовалось на охрану и воспроизводство водных ресурсов. Это связано:
- с государственной политикой охраны озера Байкал;
- со сложившейся в СССР системой распределения финансовых средств: более 50 % инвестиций направлялось на водоохранные мероприятия.
Выявленные диспропорции распределения природоохранных инвестиций обусловлены прежде всего экономической нестабильностью многих предприятий Байкальской природной территории.
Основным направлением экологоориентиро-ванной инвестиционной политики последних лет является реализация федеральных целевых программ, направленных на охрану и рациональное использование природных объектов, отдельных компонентов среды, а также территорий, которые относятся к зонам с напряженной экологической ситуацией. Проведенный анализ разработки и реализации различных программ в Байкальском регионе показал, что большинство мероприятий не носило комплексного характера. В основном они были направлены на решение задач охраны конкретного природного ресурса или компонента окружающей среды без учета влияния на другие компоненты природной среды. Программные действия и мероприятия разработаны по разным
методическим и методологическим подходам, что привело к определенным сложностям при их стыковке и координации. Ряд мероприятий носил узковидовой характер и не решал межвидовых задач охраны среды и рационального природопользования, вследствие чего снижалась эколого-экономическая эффективность их реализации. Отсутствовал механизм координации между программными мероприятиями различного уровня, разных направлений, реализуемых в рамках региона. Многие мероприятия, направленные на реконструкцию предприятий, не преследовали целей использования высоких и экологически приемлемых технологий, получения экологически чистой продукции.
Важнейшей проблемой, вследствие которой до сих пор тормозится успешная реализация программ в Байкальском регионе, является недостаточная разработанность экономического механизма осуществления мероприятий. В результате предприятия не имеют экономического стимула для реализации природоохранных мероприятий, соблюдения и внедрения экологически безопасных технологий.
Таким образом, основным и главным недостатком инвестирования в природоохранную деятельность в разные годы осуществления являлось невыполнение условий финансирования мероприятий из бюджетов разного уровня: федерального, субъектов Федерации, муниципальных и отдельных предприятий. Не имея достаточных бюджетных средств на реализацию государственной экологической
Распределение инвестиций по компонентам природной среды в Республике Бурятия
Показатель 1990 г. 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2010 г.
В действующих ценах, тыс. руб.
Всего 25,2 14,6 64,2 150,5 680,5
На охрану водных ресурсов 14,0 12,8 5,4 26,3 66,8
На охрану атмосферного воздуха 7,4 1,3 50,5 47,7 13,0
На охрану земельных ресурсов 0,6 0,4 4,6 6,4 600,8
Прочие 3,2 0,1 3,7 70,1 -
В сопоставимым ценах 1990г., млн руб.
Всего 25,2 1,6 2,04 1,4 6,5
На охрану водных ресурсов 14 1,44 0,17 0,3 0,6
На охрану атмосферного воздуха 7,4 0,1 1,6 0,5 0,12
На охрану земельных ресурсов 0,6 0,05 0,15 0,06 5,7
Прочие 3,2 0,01 0,12 0,7 -
В процентах
Всего 100 100 100 100 100
На охрану водных ресурсов 55,6 87,3 8,4 17,5 9,8
На охрану атмосферного воздуха 29,4 8,9 78,6 31,7 1,9
На охрану земельных ресурсов 2,4 3,0 7,1 4,3 88,3
Прочие 12,7 0,7 5,8 46,6 0,0
политики, субъекты хозяйственной деятельности Байкальского региона практически не занимались природоохранной деятельностью, поскольку не были задействованы эффективные экономические стимуляторы, нормативно-правовые и организационные механизмы управления.
Для решения экологических проблем Байкальского региона важное значение имеют:
- выбор приоритетов на основе оценки эколого-экономической эффективности мероприятий;
- установление единых методических и методологических подходов для их оценки;
- создание механизма устойчивого финансирования федеральных программ;
- организация единой организационной и информационной структур управления для всей региональной эколого-экономической системы.
Список литературы
1. О состоянии и охране окружающей среды Республики Бурятия в 2010 году: государственный доклад. Улан-Удэ. 2011.
2. Михеева А. С. О методологических подходах к эколого-экономическому регулированию природопользования // Вестник Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова. 2008. № 2.
3. Михеева А. С., Бардаханова Т. Б. Особенности формирования экологических затрат на Байкальской природной территории. Улан-Удэ: изд. БГУ. 2005.