Научная статья на тему 'Региональные омбудсмены: специфика деятельности Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ (на примере Челябинской области)'

Региональные омбудсмены: специфика деятельности Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ (на примере Челябинской области) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
271
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ / ОМБУДСМЕН / ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / COMMISSIONER FOR HUMAN RIGHTS IN CHELYABINSK REGION / OMBUDSMAN / HUMAN AND CIVIL RIGHTS AND FREEDOMS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Герасимова Ю.В., Нагорная М.С.

В статье рассматриваются роль в российской правовой системе института омбудсмена по защите прав и законных интересов человека и гражданина; на основе статистических данных анализируется специфика деятельности Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации на примере Челябинской области, показаны основные направления и результаты его деятельности, вклад в создание комфортной социальной среды региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL OMBUDSMEN: THE SPECIFICS OF THE ACTIVITIES OF HUMAN RIGHTS COMMISSIONERS IN THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION (ON THE EXAMPLE OF THE CHELYABINSK REGION)

The article discusses the role in the Russian legal system the institution of Ombudsman to protect the rights and legitimate interests of man and citizen; on the basis of statistical data the specificity of the activities of the Plenipotentiaries for human rights in constituent entities of the Russian Federation on the Chelyabinsk region, the main directions and results of its activities and contribution to create a comfortable social environment of the region.

Текст научной работы на тему «Региональные омбудсмены: специфика деятельности Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ (на примере Челябинской области)»

УДК 347.9 ББК 67.7

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОМБУДСМЕНЫ: СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В СУБЪЕКТАХ РФ (НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ)

Герасимова Ю.В., ОУВО «Южно-Уральский технологический университет»,

e-mail: grsmv.yu@yandex.ru Нагорная М.С., ОУ ВО «Южно-Уральский технологический университет»,

e-mail: marya.nagornaya@mail.ru

Аннотация

В статье рассматриваются роль в российской правовой системе института омбудсмена по защите прав и законных интересов человека и гражданина; на основе статистических данных анализируется специфика деятельности Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации на примере Челябинской области, показаны основные направления и результаты его деятельности, вклад в создание комфортной социальной среды региона.

Ключевые слова: Уполномоченный по правам человека в Челябинской области, омбудсмен, права и свободы человека и гражданина.

Одним из фундаментальных принципов гражданского общества, правового государства является гарантированность прав и свобод человека и гражданина, в т.ч. на юридическую защиту. По официальной статистике в судах Российской Федерации за 2018 г, было рассмотрено более 31 млн. дел1, с января по июнь 2019 г. одним только Верховным судом РФ было рассмотрено более 640 тыс. дел2. С каждым годом продолжает расти нагрузка на арбитражные суды и суды общей юрисдикции, подавляющее большинство составляют дела по административным и гражданским спорам.

По мнению Организации Объединенных Наций «одним из ключевых элементов системы отправления правосудия является неформальное урегулирование конфликтов и необходимо его максимально широко использовать, с тем чтобы не проводить судебных разбирательств, которых можно избежать»3. Большая роль в досудебном и внесудебном урегулировании конфликтов отводится медиаторам4 и уполномоченным по правам человека. «Где бы ни проживал гражданин России: от Владивостока до Калининграда, от Мурманска до Севастополя, - у каждого должна быть возможность защиты своих прав через институт уполномоченных. Это особая структура, которая независима от органов власти и наделена государством высокой миссией - поддерживать и отстаивать права человека. И зачастую, когда они нарушаются или ущемляются, именно к ним обращаются как к последней инстанции», - подчеркнул значимость деятельности Уполномоченных Президент Российской Федерации В.В. Путин5.

Омбудсмен (уполномоченный по правам) - специально избираемое (назначаемое) должностное лицо для контроля за соблюдением прав человека разного рода административными органами, а в некоторых странах - частными лицами и объединениями.6 На международном уровне защите прав человека уделяется значительное внимание: вопрос об учреждениях по правам человека, к которым относится институт омбудсмена, впервые обсуждался в 1946 г. Экономическим и Социальным Советом ООН. В 1993 г. Генеральной Ассамблеей ООН было принято решение об учреждении поста Верховного комиссара ООН по правам человека, который осуществляет реализацию контрольных функций в области прав и свобод личности, позже должность омбудсмена стала появляться в государствах Европы и Северной Америки.

Институт омбудсмена в России отсчитывает свою историю с 1991 г.7 Должность Уполномоченного по правам человека была учреждена в 1994 г., первым омбудсменом Российской Федерации, назначенным Государственной Думой стал Сергей Ковалев, в 1995 г. должность была упразднена. В 1997 г. был принят Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»8, и в мае 1998 г. избран новый Уполномоченный. Сегодня на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации действуют уполномоченные по правам человека, ребенка, предпринимателей, студентов.

Согласно официальной статистике, только за 2018 г. в тесном взаимодействии с судебной властью, органами прокуратуры, другими государственными и общественными правозащитными институтами, Уполномоченным по правам человека в РФ была оказана помощь в реализации прав в 184797 случаях.9

В Челябинской области эффективно осуществляется деятельность различных институтов Уполномоченных: по правам человека, по правам предпринимателей, по правам детей. Значимость деятельности главного омбудсмена региона подчеркивает процедура его избрания10: он назначается на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации после согласования кандидатуры с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и консультаций с Общественной палатой Челябинской области.

Главная цель деятельности омбудсмена регламентирована региональным законом11 -это обеспечение гарантий государственной защиты прав и законных интересов граждан, их соблюдения органами государственной власти Челябинской области, органами местного самоуправления муниципальных образований региона, их должностными лицами.

На территории Челябинской области Уполномоченным по правам человека только за 2018 г. была проведена значительная работа в сфере защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина - рассмотрено 5840 обращений12. В результате в органы государственной власти и местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области было направлено 6 заключений, в суды общей юрисдикции - 7 мнений, 305 писем - в органы прокуратуры, к дисциплинарной ответственности было привлечено 12 должных лиц, в большинстве случаев были восстановлены права и свободы человека и гражданина. Рассмотрим динамику обращений.

Рисунок 1. Статистика обращений граждан к Уполномоченному по правам человека в

Челябинской области в 2011-2018 гг.

Проанализировав ежегодные отчеты о работе Уполномоченного по правам человека в Челябинской области, мы видим, что с 2013 г. ежегодно увеличивается количество обращений к Уполномоченному, это напрямую подтверждает востребованность и успешность его деятельности. На наш взгляд, необходимо рассмотреть какие права человека наиболее часто нарушаются в регионе.

Таблица 1 - Распределение письменных обращений граждан к Уполномоченному по правам человека в 2015-2018 гг. по группам конституционных прав

Категории прав Год

2015 2016 2017 2018

Личные права 110 65 80 160

Экономические права 84 69 75 420 (3)

Социальные права 772 (1) 528 (2) 754 (1) 772 (1)

Культурные права 61 40 52 79

Политические права 12 12 11 16

Гарантии прав человека 379 (2) 403 (3) 502 (2) 515(2)

др. 270 (3) 549 (1) 85 (3) 83

Итого 1638 1666 1559 2045

Анализируя показатели, мы видим, что наибольшее количество письменных обращений к Уполномоченному по правам человека с 2015 по 2018 гг. связано с нарушением социальных прав и гарантий прав человека, в 2018 г. резко увеличилось количество обращений по нарушению экономических прав, несмотря на то, что в регионе действует бизнес-омбудсмен. Популяризирует деятельность омбудсмена, на наш взгляд, личные визиты в муниципалитеты и активное использование ресурсов СМИ: на сайте Уполномоченного по правам человека в Челябинской области за 2018 г. размещено 527 публикаций, в медиапространстве - 1092 публикаций с упоминанием Уполномоченного по правам человека в Челябинской области.

Анализируя письменные обращения с целью конкретизации, мы видим, что в 2018 г. 211 обращений было связано с правом на жилище; 198 - с нарушением прав человека в уголовном судопроизводстве; 172 - права на социальное обеспечение; 141 - прав потребителя в сфере услуг жилищно-коммунального хозяйства; 139 - права на охрану здоровья и медицинскую помощь; 124 - прав человека в местах принудительного содержания.

В 2018 г. наибольшее количество письменных обращений к Уполномоченному по правам человека в Челябинской области поступило от работающих граждан - 773 человека; людей пенсионного возраста - 338; лиц с инвалидностью - 204; лиц, находящихся в местах принудительного содержания - 198; безработных - 101.

По статистическим данным, представленным Уполномоченным за 2018 г., наиболее активными муниципалитетами, которые обращались за помощью к Уполномоченному по правам человека, стали: Челябинский (3348), Магнитогорский (398), Копейский(166) и Златоустовский (163) городские округа. Уполномоченный принимает активное участие в жизни области, им постоянно проводятся традиционные собрания, круглые столы, а также рабочие визиты в городские округа и муниципальные районы Челябинской области. Так, в 2018 г. были организованы рабочие визиты Уполномоченного в Аргаяшком (16.01.2018), Чебаркульском (22.03.2018), Кунашакском (03.07.2018), Брединском (07.08.2018), Карталинском (08.08.2018) и Еманжелинском (25.12.2018) муниципальных районах, а также в Златоустовском (24.01.2018), Копейском (21.02.2018), Троицком (23.05.2018) и Магнитогорском (24.04.2018, 22.10.2018) городских округах. Мы видим, что из 11 рабочих визитов, 2 визита было уделено наиболее отдаленным от центра Челябинской области муниципальным образованиям: Карталинскому и Бреденскому муниципальному району. На личном приеме был принят 431 человек (2017 г. - 424 человека), в том числе в местах лишения свободы - 46 человек.

Одним из эффективных механизмов работы с обращениями граждан являются ставшие уже традиционными совместные приемы граждан Уполномоченным по правам человека и руководителями органов государственной власти региона и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, т.к. для решения проблемных ситуаций требуется консолидация усилий. «Проводить совместные приемы граждан -положительная практика. Это позволяет оперативно решать жизненно важные вопросы жителей региона не прибегая к длительной переписке с ведомствами. В результате 80% обращений удалось разрешить на месте», - отметила Маргарита Павлова.13 За период с 2015 по 2018 гг. Уполномоченным по правам человека в Челябинской области подписано 45 соглашений о взаимодействии с органами государственной власти, государственными организациями, общественными организациями, в их основе - сотрудничество в отстаивании прав и свобод граждан, гарантированных государством.

При Уполномоченном по правам человека в Челябинской области активно ведут свою деятельность общественные помощники омбудсмена, с целью наибольшей эффективности деятельности по защите прав человека при Уполномоченном созданы и действуют специализированные образования: Общественная наблюдательная комиссия Челябинской области; Экспертный совет по вопросам защиты прав и свобод лиц с расстройством аутистического спектра; Экспертный совет по развитию института медиации и

общественного диалога; Общественный совет по правам человека. Общественными помощниками в 2018 г. принято к рассмотрению 2395 обращений (в 2017 г. - 528), 28 из них передано для рассмотрения в аппарат Уполномоченного по правам человека в Челябинской области, остальные рассмотрены самостоятельно.

Пристальное внимание регионального омбудсмена уделяется правам лиц с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в 2018 г. в адрес Уполномоченного поступило 204 обращения от граждан данной категории (в 2017 г. - 179). Анализ поступивших обращений позволил выделить основные проблемы, которые в большей степени волновали граждан с инвалидностью: создание базбарьерной среды в домах проживания, доступность социально-значимых объектов для маломобильных групп населения, качество технических средств реабилитации и своевременность их получения и другие вопросы. По инициативе общественных помощников Уполномоченного в 2018 г. была создана рабочая группа, отвечающая за соблюдение прав лиц с ограниченными возможностями, поиск решения системных проблем граждан с инвалидностью - основная цель деятельности данной рабочей группы.

На сегодняшний день, к сожалению, нередки случаи, когда граждане, имеющие стойкие ограничения жизнедеятельности, нарушают законы и несут наказание, в том числе находясь в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы. По данным ФСИН России, численность лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительно системы, имеющих инвалидность и отбывающих наказание составляет 3% от общего количества инвалидов в Российской Федерации. Права, гарантии и льготы осужденным инвалидам регулируются Конвенцией ООН «О правах инвалидов»14, федеральным законодательством и уголовно-исполнительным кодексом РФ. Установление инвалидности влечет за собой гарантии на пенсионное обеспечение, на обеспечение техническими средствами реабилитации и оздоровление граждан, отбывающих наказание. Среди существенных отличий в условиях отбывания наказания возможность приобретать продукты питания и предметы первой необходимости за счет средств, имеющихся на их лицевых счетах, без ограничения; возможность получать дополнительные посылки и передачи в количестве и ассортименте, определяемых в соответствии с медицинским заключением; и др.

В октябре 2018 г. впервые за историю существования института уполномоченных в субъектах Российской Федерации, входящих в Уральский федеральный округ, Координационный совет Уполномоченных по правам человека УрФО прошел в Челябинске. Тема для обсуждения «Защита прав инвалидов за решеткой» заинтересовала федеральные ведомства, для участия в Координационном совете Уполномоченных были делегированы представители сразу трех крупных структур: ФСИН России, Фонда социального страхования и Медико-социальной экспертизы РФ, представитель Уполномоченного по правам человека в РФ. «Для любого человека непростое время, когда он оказывается в местах лишения свободы, а когда там оказываются люди с инвалидностью, это большая беда и боль. Часто людей с ограничениями по здоровью втягивают в преступную деятельность либо они сами не до конца осознают, что делают... Необходимо обеспечить доступную среду для них в соответствии с Конвенцией о защите прав инвалидов», - подчеркнула важность данного вида деятельности Маргарита Павлова. По итогам Координационного совета разработана резолюция, которая направлена Уполномоченному по правам человека в РФ и в заинтересованные ведомства.

Региональный омбудсмен является участником не только Координационного совета в УрФО, но и участником Координационного совета Уполномоченных по правам человека в Российской Федерации. 24 октября 2018 г. Уполномоченный по правам человека в Челябинской области Маргарита Павлова выступила с докладом на парламентских слушаниях Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству с докладом «Правозащитная деятельность: современное состояние и перспективы развития»15.

Деятельность Уполномоченных по правам человека с коллегами из других регионов России и государств ближнего зарубежья по защите и восстановлению прав граждан является важнейшим инструментом государственной защиты прав человека и гражданина. Качественное выполнение задач, возложенных на региональных Уполномоченных, возможно обеспечить на основе объединения усилий, оказания содействия друг другу. Благодаря такому взаимодействию в 2017-2018 гг. удалось в кратчайшие сроки оказать своевременную помощь жителям Бурятии, Хакасии, Псковской области и других регионов, попавших в непростую ситуацию на территории Челябинской области. Приведём только один пример: к Уполномоченному по правам человека в Челябинской области поступило обращение жительницы города Челябинска Людмилы С. по вопросу оформления опекунства над её недееспособной племянницей, проживающей в городе Астане Республики Казахстан. Людмила С. подала документы в компетентные органы Астаны для оформления опеки над племянницей, одновременно подала документы на оформление опеки якобы подруга умершей сестры заявителя. Уполномоченным по правам человека Челябинской области было направлено письмо в адрес Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан Аскара Шакирова с просьбой о вмешательстве в данную ситуацию в целях защиты прав недееспособной девушки. Судебными органами г. Астаны вынесено решение о признании Людмилы С. опекуном своей недееспособной племянницы, также суд признал племянницу единственным наследником покойной сестры. Таким образом, женщина, пытавшаяся отобрать все имущество, не смогла осуществить задуманное. По факту совершения мошеннических действий в отношении имущества умершей сестры заявителя Национальным центром по правам человека Республики Казахстан был направлен запрос в МВД Республики Казахстан. Данная ситуация продолжает оставаться на контроле Уполномоченного по правам человека в Челябинской области. Подобных примеров оказания Уполномоченным конкретной помощи в защите прав и законных интересов множество.

Защита прав человека осуществляется многими государственными органами, задача Уполномоченного - консолидировать их усилия, дополнив существующие способы защиты и восстановления прав граждан эффективными механизмами. На наш взгляд, деятельность Уполномоченного по защите прав человека Южного Урала позволяет в досудебном, судебном и внесудебном порядке решать вопросы о соблюдении прав и законных интересов жителей Челябинской области, выявлять и разрешать особо острые проблемы в муниципальных образованиях, сокращать судебные издержки, способствовать созданию комфортной социальной среды в регионе, укреплять и развивать Институт Уполномоченного в российской правовой системе.

Примечания

1 Верховный суд подвел итоги работы судов за 2018 г. [Электронный ресурс]. - URL: https://pravo.ru/story/209019/ (дата обращения: 08.09.2019)

2 Электронная справочная Верховного Суда Российской Федерации. [Электронный ресурс]. - URL: https://vsrf.ru/lk/practice/cases (дата обращения: 08.09.2019)

3 Отправление правосудия в Организации Объединенных Наций // Резолюция ООН A/RES/63/253 от 24 декабря 2008 г. [Электронный ресурс]. - URL: https://undocs.Org/ru/A/63/642 (дата обращения: 15.09.2019)

4 Герасимова Ю.В., Нагорная М.С. Современное состояние и перспективы развития института медиации в судопроизводстве Российской Федерации // Управление в современных системах. 2019. № 1 (21). С. 31-34 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37264742 (дата обращения: 13.09.2019)

5 Встреча с федеральными и региональными омбудсменами. [Электронный ресурс]. - URL: http://special.kremlin.ru/events/councils/47179 (дата обращения: 20.09.2019)

6 Додонов, В.Н., Ермаков, В.Д., Крылова, М.А и др. Большой юридический словарь [Текст]: изд. Инфра-М 2001 - 790с. - С.543.

7 О Декларации прав и свобод человека и гражданина / Постановление ВС РСФСР от 22.11.1991 № 1920-1.

8Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации / Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ [Электронный ресурс]. - URL: https://rg.ru/2016/02/03/prava-dok.html (дата обращения: 18.10.2019)

9Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2018 г. [Электронный ресурс]. - URL: https://rg.ru/2019/06/11/a1701940-dok.html (дата обращения: 18.10.2019) 10О назначении Уполномоченного по правам человека в Челябинской области / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 22.10.2015 № 32. [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/445074707 (дата обращения: 21.09.2019)

11 Об Уполномоченном по правам человека в Челябинской области /Закон Челябинской области от 26 августа 2010 г. № 620-З0. [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/895266071 (дата обращения: 18.10.2019)

12Павлова, М.Н. Ежегодный доклад «О соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина на территории Челябинской области в 2018 году». - Челябинск, 2019. 182 с.

13 В офисе Уполномоченного прошел день открытых дверей. [Электронный ресурс]. - URL: http://ombudsman74.eps74.ru/Publications/News/Show?id=464 (дата обращения: 20.10.2019)

14 Конвенция ООН «О правах инвалидов». [Электронный ресурс]. - URL: http://ombudsmanspb.ru/files/files/00N_02_site.pdf (дата обращения: 19.10.2019)

15 Стенограмма парламентских слушаний на тему «Правозащитная деятельность: современное состояние и перспективы развития». [Электронный ресурс]. - URL: http://council.gov.ru/media/files/bVzbEu0kLs6rlRYpEMbNK8wfcWhEaN0V.pdf (дата обращения: 18.10.2019)

REGIONAL OMBUDSMEN: THE SPECIFICS OF THE ACTIVITIES OF HUMAN RIGHTS COMMISSIONERS IN THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION (ON THE EXAMPLE OF THE CHELYABINSK REGION)

Gerasimova Y. V., South Ural University of Technology,

e-mail: grsmv.yu@yandex.ru Nagornaya M. S., South Ural University of Technology, e-mail: marya.nagornaya@mail.ru

Abctract

The article discusses the role in the Russian legal system the institution of Ombudsman to protect the rights and legitimate interests of man and citizen; on the basis of statistical data the specificity of the activities of the Plenipotentiaries for human rights in constituent entities of the Russian Federation on the Chelyabinsk region, the main directions and results of its activities and contribution to create a comfortable social environment of the region.

Keywords: Commissioner for human rights in Chelyabinsk region, Ombudsman, human and civil rights and freedoms.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.