Regional tax incentives in the territorial entity of the Russian Federation (in the example of the Republic of Karelia) Olkhovik V.
Региональные налоговые льготы в субъектах Российской Федерации (на примере Республики Карелия) Ольховик В. В.
Ольховик Владимир Витальевич / Olkhovik Vladimir — кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Центр межбюджетных отношений Научно-исследовательский финансовый институт, доцент,
департамент финансов, факультет экономических наук, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, г. Москва
Аннотация: в статье анализируется бюджетная эффективность, которая проявляется в соблюдении баланса интересов бюджета и налогоплательщиков, а также предотвращает крупные потери регионального бюджета от недополучения региональных налогов. Abstract: the article analyzes fiscal efficiency, which manifests itself in maintaining the balance of the budget and the taxpayers' interests, as well as prevents large losses from the regional budget shortfall in regional taxes.
Ключевые слова: налоговые льготы, налоги, собираемость. Keywords: tax incentives, taxes, collectability.
Министерством финансов Республики Карелия введен комплекс нормативно--правовых актов, направленных на оптимизацию налоговых поступлений:
1. Разработан и утвержден «План мероприятий («дорожная карта») по легализации «теневых» форм оплаты труда в Республике Карелия на 2016 - 2018 годы» в целях не только легализации «теневых» форм оплаты труда, но и для координации взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Республики Карелия, органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Карелия;
2. Утвержден «План мероприятий по повышению поступлений налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Карелия, а также по сокращению недоимки на 2015-2018 годы».
В 2015 г. в Республике Карелия наблюдалось повышение собираемости по налогу на прибыль до 103% от начислений по сравнению с 2014 г. (таблица 1.1). По налогу на имущество организаций собираемость в 2015 г. по сравнению с 2014 годом выросла до 105%. По транспортному налогу за последние 3 года также наблюдается постепенное повышение собираемости по отношению к начисленным платежам с 89% до 92%. Динамика собираемости налогов за 2013-2015 гг. представлена в таблице 1.1.
Таблица 1.1. Собираемость налогов, (отношение исполненных платежей к начисленным)
Налоговые поступления 2013 2014 2015
Федеральные налоги и сборы, зачисленные в КБСРФ, в том числе: налог на прибыль организаций 107,99 89,53 103,39
Региональные налоги и сборы, зачисленные в КБСРФ, в том числе: 97,88 93,48 101,62
налог на имущество организаций 100,72 95,46 104,85
транспортный налог 89,02 87,31 92,19
Местные налоги и сборы, зачисленные в КБСРФ, в том числе: 90,10 115,78 104,70
земельный налог 90,04 125,91 100,76
налог на имущество физических лиц 89,14 83,47 96,67
Наибольшая доля среди выпадающих доходов наблюдается по налогу на имущество организаций (таблица 1.2). Так, объем льгот по налогу на имущество организаций составил
28,5% поступлений в 2015 году. По налогу на прибыль в 2015 году произошел рост налоговых льгот по отношению к поступлениям до 1,5% в сравнении с 2014 годом. По транспортному налогу произошел незначительный рост выпадающих доходов в 2015 году на 0,2% (2,4%). Льгота по транспортному налогу незначительна по отношению к объему поступлений. В связи с этим необходимо в 2016 году наладить работу по оптимизации льгот по налогу на имущество организаций.
Таблица 1.2. Объем налоговых льгот
2014 2015
Поступления по налогу, тыс. руб. Выпадающие доходы, тыс. руб. Доля % Поступления по налогу, тыс. руб. Выпадающие доходы, тыс. руб. Доля, %
Налог на прибыль организаций 1837840,00 7648,00 0,4 3 114 014,27 47 046,00 1,5
Налог на имущество организаций 1989722,00 494053,00 19,9 2 172 782,49 618 276,00 28,5
Транспортный налог 146746,00 3366,00 2,2 521316 13000,00 2,4
За 2013-2015 годы произошло увеличение льготных категорий налогоплательщиков с 34 до 39 за счет роста числа получателей налоговых льгот по налогу на имущество с 17 до 21 и по налогу на прибыль организаций с 4 до 5.
Оценка эффективности региональных налоговых льгот согласно пункту 8 порядка оценки бюджетной и (или) социальной эффективности установленных налоговых льгот на территории Республики Карелия (утв. постановлением Правительства Республики Карелия от 25 марта 2011 г. N 76-П) проводится по истечении трехлетнего периода действия региональной налоговой льготы после года ее установления. В связи с чем в 2015 году не может быть произведена оценка эффективности региональных налоговых льгот, установленных с 01 января 2013 года. При этом оценка эффективности региональных налоговых льгот осуществляется исходя из критерия бюджетной эффективности (влияние региональной налоговой льготы на формирование бюджета Республики Карелия) и социальной эффективности (направленность на формирование благоприятных условий жизнедеятельности населения Республики Карелия).
Республике Карелия рекомендуется осуществить переход к ежегодной оценке эффективности действующих налоговых льгот в независимости от времени введения налоговой льготы.
Примечателен опыт Вологодской области тем, что оценка эффективности налоговых льгот проводится в соответствии с Законом «О недопущении предоставления налоговых льгот на территории Вологодской области при низкой оценке их бюджетной и (или) социальной эффективности» [1]. Соответственно оценка бюджетной и (или) социальной эффективности в отношении предоставленных налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков на территории Вологодской области осуществляется ежегодно для существующих налоговых льгот.
За период 2012 - 2016 г. г. в Вологодской области отменены 23 налоговые льготы по налогу на имущество организаций. По действующим льготам прописаны условия и порядок их предоставления в законе Вологодской области от 21 ноября 2003 г. № 968-ОЗ «О налоге на имущество организаций» (с изменениями и дополнениями).
Сумма налоговых льгот по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций за 2015 год составила 365,37 млн рублей (фактически налоговых поступлений 14850,25 млн рублей). По налогу на имущество организаций отношение льгот в объеме поступлений составило 4,23%, а по налогу на прибыль - 0,2%.
В соответствии с законодательством Вологодской области на территории области действуют три основные группы налоговых льгот:
- льготы, направленные на поддержку развития отдельных отраслей экономики области;
- льготы, направленные на государственную поддержку инвестиционной деятельности на территории области;
- льготы, имеющие социальную направленность. Последние - льготы, предоставленные по транспортному налогу отдельным категориям граждан (пенсионерам, участникам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий, инвалидам, чернобыльцам) в отношении бюджетных марок транспортных средств.
Так для Республики Карелия следует рассмотреть целесообразность отмены налоговой льготы по налогу на имущество для организаций, занимающихся производством муки из
зерновых и растительных культур и готовых мучных смесей и теста для выпечки. Также рекомендуется проводить оптимизацию региональных налоговых льгот в рамках проведения мероприятий по оздоровлению государственных финансов Республики Карелия на 2016-2018 годы, утвержденных Распоряжением Правительства Республики Карелия от 16 мая 2016 года № 361р-П. При этом необходимо установить запрет на расширение перечня получателей льгот по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций без наличия источников компенсации выпадающих доходов бюджета Республики Карелия и отсутствия ежегодной оценки их эффективности. Таким образом, соответствующим образом сформированная льготная система налогообложения позволит не только повысить бюджетную эффективность, но и предотвратить крупные потери бюджетов регионов.
Литература
1. Закон Вологодской области от 27 июня 2008 г .№ 1806-ОЗ «О недопущении предоставления налоговых льгот на территории Вологодской области при низкой оценке их бюджетной и (или) социальной эффективности» (с изменениями и дополнениями). Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
2. Программа оздоровления государственных финансов Республики Карелия на 2016-2018 годы, утвержденной Распоряжением Правительства Республики Карелия от 16 мая 2016 года № 361р-П. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
3. Сысоева Е. Ф. Налоговая политика государства и оценка ее эффективности на региональном уровне: монография / Е. Ф. Сысоева, Е. Н. Мельник. Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2015. 236 с.
Ways of enhancement of financial analysis of bank in unstable economic conditions Ilyina S.
Пути совершенствования анализа финансового состояния банка в нестабильных экономических условиях Ильина С. И.
Ильина Светлана Игоревна /Ilyina Svetlana - кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики, экономический факультет, Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва
Аннотация: в условиях нестабильного развития экономики, повышенной конкуренции банков, желания банков укрепить свои позиции на рынке капитала особую актуальность имеет стремление банков к улучшению своего финансового состояния (ФС).
Abstract: in the conditions of unstable development of economy, the increased competition of banks, special relevance the aspiration of banks to improvement of the financial condition (FC) has desires of banks to strengthen the line items in the capital market.
Ключевые слова: банк, анализ, риск, финансовое состояние. Keywords: bank, analysis, risk, financial condition.
Диагностика системы управления рисками выявляет недостатки: отсутствие постоянного перечня риск факторов, недостаточный учет их влияния на долговые инструменты.
Управление рыночными рисками предусматривает механизм ограничения величины возможных потерь по открытым позициям (потери могут быть понесены банком за установленный период с заданной вероятностью).
Их можно избежать путем установления системы соответствующих лимитов на каждый вид проводимых операций, и способов контроля над соблюдением принятой системы лимитов.
Оценка достаточности капитала может быть определена сравнением необходимого банку капитала и имеющегося капитала банка [1].