Научная статья на тему 'Региональные кластеры: методические аспекты идентификации, формирования и результатов функционирования'

Региональные кластеры: методические аспекты идентификации, формирования и результатов функционирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
364
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / CLUSTER / ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / IVANOVO REGION / РЕГИОН / REGION / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / IDENTIFICATION / КЛАСТЕРНАЯ СТРАТЕГИЯ / CLUSTER STRATEGY / ФОРМИРОВАНИЕ КЛАСТЕРА / THE FORMATION OF THE CLUSTER / ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ КЛАСТЕРА / THE CLUSTER''S FUNCTIONING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ксенофонтова Ольга Леонидовна, Абрамова Елена Анатольевна

В статье рассматриваются предпосылки формирования региональных кластеров, описываются подходы к идентификации кластеров и методические аспекты каждого подхода. Особое внимание уделяется формированию в Ивановской области текстильно-промышленного, туристического, сельскохозяйственного кластеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ксенофонтова Ольга Леонидовна, Абрамова Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL CLUSTERS: METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE IDENTIFICATION, FORMATION AND THE PERFORMANCE OF

The article discusses the prerequisites for the formation of regional clusters, describes approaches to identifying clusters and methodological aspects of each approach. Special attention is paid to formation in the Ivanovo textile industry, tourism, agriculture clusters.

Текст научной работы на тему «Региональные кластеры: методические аспекты идентификации, формирования и результатов функционирования»

УДК 332.1

РЕГИОНАЛЬНЫЕ КЛАСТЕРЫ: МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ, ФОРМИРОВАНИЯ И РЕЗУЛЬТАТОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

О.Л. Ксенофонтова, Е.А. Абрамова

Ивановский государственный химико-технологический университет

В статье рассматриваются предпосылки формирования региональных кластеров, описываются подходы к идентификации кластеров и методические аспекты каждого подхода. Особое внимание уделяется формированию в Ивановской области текстильно -промышленного, туристического, сельскохозяйственного кластеров.

Ключевые слова: кластер, Ивановская область, регион, идентификация, кластерная стратегия, формирование кластера, функционирование кластера.

Вопросы создания и развития кластеров в экономике региона в российской экономике стали в последние годы, несомненно, важной и актуальной темой исследования как отечественных, так и зарубежных ученых-экономистов [6]. Различные исследования показали, что кластерное развитие регионов является источником повышения эффективности промышленного производства, роста конкурентоспособности выпускаемой продукции на предприятиях, входящих в кластер, повышения уровня и качества жизни региона за счет создания новых рабочих мест, увеличения налоговых поступлений в консолидированный бюджет региона. В региональных органах государственной власти стала признаваться кластерная концепция развития; разработаны официальные документы, в которых изложены содержание и направления реализации кластерной политики.

Кластерное развитие региональных экономик - это приоритетное направление модернизации российской экономикВ («Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», [11]). Концепция предусматривает создание сети территориально-производственных кластеров, промышленных кластеров, реализующих потенциал инновационных высокотехнологических промышленных предпри-

ятий региона. Преобразование существующей модели хозяйствования, ориентация на инновационную экономику продиктованы задачей интенсификации экономического роста. Кластеры становятся точками роста, обеспечивающими устойчивое развитие отраслей и регионов. Кластерное развитие экономики и формирование на этой основе стратегий развития экономики региона является достаточно инновационным и актуальным [14].

В экономической науке общепризнанным является мнение об отсутствии единого определения и классификации кластеров. Отметим, что трактовка понятия «кластер» может иметь различные контексты: агломерационный, иерархический, сетевой или институциональный контекст, а их типология - пространственно-временное, отраслевое или структурно-функциональное значение [8].

По мнению ученого М. Портера, кластер - это «группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимно дополняющих друг друга» [9]. Согласно подходу М. Портера, ключевыми элементами кластера являются: географическая локализация, взаимосвязь между фирмами и технологическая взаимосвязан-

ность отраслей. Первое свойство отражает географические границы кластера, второе свойство представляет кластер как особую форму сети взаимосвязанных предприятий, причем более глубокое развитие связей свидетельствует о степени развития самого кластера, и третье свойство характеризует полиотраслевое строение кластера

Исследование трудов российских и зарубежных авторов позволил выделить два основных «вектора» формирования кластеров. Первый «вектор» - спонтанный (в том случае, когда кластер образовался «сам по себе»). Это идеальный вариант для реализации конкурентных преимуществ кластера. Однако, такой путь не всегда возможен. Также он требует достаточно большого промежутка времени, которым не всегда располагает экономика территории, особенно на стадии депрессии. Второй «вектор» связан с сознательным формированием кластера при помощи определенной экономической политики. В этом случае проводится тщательный анализ экономической ситуации, существующих и потенциально возможных межотраслевых взаимосвязей. Затем на основе такого анализа идет формирование мероприятий по созданию кластерных схем [12].

Обобщение теории и практики функционирования промышленных кластеров позволяет выделить существенные предпосылки их формирования [10]:

1. Наличие множества организаций (предприятий), которые сотрудничают в рамках бизнес-процессов, используют конкурентные преимущества территории и ориентированы на динамично развивающиеся сегменты рынка.

2. Наличие большого количества малых и средних предприятий, использующих разные, но с некоторыми общими чертами технологии и/или специализирующихся на выпуске одного или нескольких видов изделий.

3. Наличие научных организаций (НИИ) с высокой предпринимательской культурой, а также квалифицированной рабочей силы, свободных производственных помещений

и инфраструктуры, необходимых для организации бизнеса.

4. Наличие поддерживающей промышленное развитие хорошо развитой инфраструктуры: технопарков, бизнес-инкубаторов, информационно - технических центров, промышленных зон, инновационно - промышленных комплексов, агентств по развитию субконтрактных отношений.

5. Наличие сильных торгово-промышленных палат и эффективных профессиональных ассоциаций, которые предоставляют компаниям возможность встречаться и обмениваться опытом.

6. Атмосфера доверия и творчества, являющаяся следствием тех взаимных преимуществ, которыми пользуются предприятия, расположенные на одной территории.

7. Политика региональных органов власти и управления, направленная на поддержку и развитие кластеров.

Для предварительного анализа предпосылок создания кластеров в регионе возможно применение следующих количественных и качественных методов:

- анализ социально-экономических показателей региона;

- определение приоритетов региональной политики;

- статистический анализ инновационной активности в регионе;

- SWOT-анализ промышленности региона;

- анализ конкурентоспособности предприятий.

К показателям, которые можно использовать для обоснования предпосылок формирования потенциальных кластеров, можно отнести:

- удельный вес стоимости продукции и услуг кластера в общем объеме производимой в регионе продукции;

- положительная динамика развития и экономической эффективности деятельности кластера и его участников (по объему продукции, прибыли, инвестициям);

- потенциальная конкурентоспособность выпускаемой кластером продукции, определяемая как превышение доли продукции

данной отрасли на мировом рынке над суммарной долей продукции страны в общей мировой торговле; превышение отраслевого экспорта над импортом.

Бородина М.А. в своем исследовании «Формирование экономических кластеров в регионе» выделяет экономические, ресурсные и организационные предпосылки создания кластеров [3].

К экономическим предпосылкам относятся концентрация, кооперация, конкуренция и конкурентоспособность.

Ресурсные предпосылки включают: природные ресурсы, научно-техническую инфраструктуру, человеческие ресурсы, в т.ч. достаточность образовательного потенциала, финансовые ресурсы, информационную инфраструктуру, административную инфраструктуру, материально-техническую и производственную инфраструктуру.

Организационные предпосылки состоят в готовности бизнеса, власти, бизнес - окружения и общественности к формированию кластеров в регионе.

Одна из наиболее серьезных проблем, с которыми регионам приходится сталкиваться на практике, - это выявление или идентификация промышленных кластеров на конкретной территории (на уровне крупного города или региона).

В зарубежной практике проведения научно-прикладных исследований применяются разнообразные как качественные, так и количественные методы идентификации кластеров, включая экспертные оценки, анкетирование, интервьюирование, инструментарий теории сетей и графов, SWOT и PEST- анализ, расчет показателей географической концентрации и локализации, анализ агломерационных эффектов, матриц «затраты-выпуск». Преимущества и недостатки основных методов выявления перспективных кластеров показаны в работе [5, 16].

К идентификации кластеров в регионе существует три разных подхода [10]: I) кластеры с позиции конкурентоспособности;

II) технико-экономические методы идентификации кластеров;

III) кластеры как результат действия экономии на агломерации.

I. Кластеры с позиций конкурентоспособности - это наиболее широко известный подход к выделению кластеров, разработанный М. Портером. Данный подход состоит из трех стадий:

1) устанавливается состав кластера: сначала определяется его ядро - крупная фирма или группа сходных фирм, от которых по вертикали строятся технологические цепочки взаимосвязанных с ними выше и нижестоящих предприятий; затем по горизонтали по отношению к ядру определяются производства, проходящие через общие каналы или создающие побочные продукты или услуги; дополнительные горизонтальные цепочки устанавливаются на базе использования общих факторов производства, технологий и общих поставок;

2) выделяются групповые образов а-ния внутри кластера, в особенности организации, обеспечивающие для него специализированные навыки, технологии, информацию, капитал и инфраструктуру;

3) определяются правительственные и иные законодательные структуры, влияющие на поведение участников кластера.

Критериями идентификации потенциальных кластеров являются:

- наличие конкурентоспособных предприятий;

- наличие у региона/территории конкурентных преимуществ для развития кластера;

- географическая концентрация и близость;

- широкий набор участников и наличие «критической массы»;

- наличие связей и взаимодействия между участниками кластеров.

Тем самым в рекомендациях М. Портера по идентификации кластеров проводится только качественный анализ предпосылок их формирования.

II. Технико-экономические методы

идентификации кластеров.

Данная группа теорий кластеров основывает свои определения главным образом на межотраслевых отношениях, описываемых таблицами «затраты - выпуск», картами отношений с поставщиками в цепочках создания стоимости, картинами социальных сетей, данными о патентах и лицензиях (распространение знаний, навыков, инноваций между отраслями) и другой публичной информацией. Для исследователей, придерживающихся именно этих методов и этого определения, характерно то, что они резервируют понятие «кластер» для групп связанных отраслей вне зависимости от их географического положения, т. е. в один кластер могут объединяться предприятия, расположенные в удаленных друг от друга регионах.

В данной группе теорий наиболее развиты два метода анализа и картирования кластеров: прямой анализ взаимосвязей в стоимостных цепочках и анализ структуры этих взаимосвязей, в которых объектом внимания являются структуры затрат и выпуска, а также отрасли, дополняющие друг друга. Все теории кластеров, относящиеся к данной группе, имеют один общий знаменатель - использование межотраслевых сделок для иллюстрации межотраслевых связей, источником информации о которых являются таблицы «затраты - выпуск». Поэтому методы картирования кластеров, основанные на любой из данных теорий, в целом называются методом «затраты - выпуск». Однако для анализа таблицы могут применяться и другие методы математического анализа.

Анализ прямых связей в цепи создания стоимости проводится с помощью расчета корреляций или анализа графов. Анализ структуры затрат и выпуска, в свою очередь, может проводиться методом дискриминантного, кластерного анализа или анализа главных компонент.

Достоинство метода «затраты - выпуск» состоит в том, что по формальным измеримым связям между различными отраслями он позволяет определить, какие

фирмы, скорее всего, будут прямо или косвенно взаимодействовать между собой по бесчисленным формальным и неформальным каналам. Этим данный метод выгодно отличается от использования в целях картирования кластеров коэффициентов концентрации и других менее формальных методов.

Самый важный методологический недостаток заключается в том, что таблицы «затраты - выпуск» учитывают только контрактные связи в цепочках поставок и движения материальных ресурсов (и встречные финансовые потоки). Не учитывается (и нет соответствующих методов учета) движение финансовых и человеческих ресурсов, по которому также можно было бы выявить кластеры. Лишь иногда доступна информация об информационных потоках - о регистрации предприятиями патентов и торговле лицензиями, и она служит необходимым дополнением к таблицам «затраты - выпуск».

Отметим, что необходимо дополнять метод «затраты - выпуск» методами качественного анализа: исследованием конкретных случаев (как в методологии Портера) или опросом экспертов. Кроме того, следует дополнительно выявлять кластеры в сфере услуг и зарождающиеся кластеры (которые методом «затраты - выпуск» не обнаруживаются), отслеживая, к примеру, динамику коэффициентов концентрации [7].

III. Кластеры как результат действия экономии на агломерации.

В этом случае причина образования кластера объясняется экономией от агломерации в трактовке А. Маршалла. Внешне кластер есть группа взаимосвязанных отраслей, сосредоточенных в одном месте и образующих общий локальный рынок труда и технологий, а потому создающих выгоды для участников кластеров. В рамках данного подхода А.В. Ермишиной разработана методика оценки потенциала кластеризации, которая включает в себя три этапа. На первом этапе проводится количественный анализ конкурентной устойчиво-

сти, то есть определяются рыночные позиции отраслей региона. Анализ базируется на отражающих конкурентную устойчивость отрасли показателях - коэффициентах локализации, душевого производства и специализации. В соответствии с данной методикой отраслями рыночной специализации (либо отраслями, в которых существуют кластеры) выступают отрасли, по которым расчетные показатели больше единицы или равны ей, ранжирование отраслей по этим показателям определит приоритетность анализа отраслей на следующем этапе. Второй этап - качественный анализ наличия и состава ресурсной базы, необходимой для обеспечения конкурентоспособности предприятий региона в определенных областях, - направлен на определение условий конкурентной устойчивости отраслей. Его результаты формируются на базе оценки комплекса условий (факторы производства, спрос на рынке и наличие конкурентоспособных отраслей поставщиков или других сопутствующих отраслей в данном регионе), которые составляют основу конкурентной устойчивости отраслей региона. Анализ кластеров - третий этап, результатом которого является определение характера управляющих воздействий на конкурентоспособность региона. Данный этап осуществляется в следующих направлениях: институциональная организация кластеров, внутренняя мотивация инициирования и поддержания кластеров, определение конкурентоспособности участников кластера, оценка стратегического потенциала кластеров.

В целом, исследование количественных методов идентификации кластеров (метод расчета коэффициента локализации, методология М. Портера, метод «затраты -выпуск») показало, что данные методы сильно зависят от территориальных границ анализа. Если исследуемая территория разделена на слишком мелкие части, то отрасли, являющиеся элементами одного кластера, могут оказаться разделены границами и, как следствие, осуществление кластерного анализа в рамках отдельного ре-

гиона не позволит объединить их в кластер. С другой стороны, выбор слишком крупных единиц анализа может привести к другой проблеме: отрасли могут быть сосредоточены в отдельной части региона, то есть в этой ситуации возникает вероятность не выявления высоко локализованного кластера ввиду низкого показателя коэффициента локализации. Все вышесказанное позволило прийти к заключению о том, что применение данных методов должно сопровождаться детальным изучением особенностей и принципов административно-территориального деления рассматриваемого объекта с целью наиболее рационального подбора исследуемой географической единицы.

В различных странах мира в настоящее время успешно реализуются проекты создания региональных кластеров. В России также существует ряд подобных целевых программ (автомобильный кластер Самарской области, Омский нефтехимический, Петербургский судостроительный, текстильный кластер Ивановской области и др.). В концепции кластерной политики РФ предполагается, что органы исполнительной власти субъектов РФ будут выступать в качестве инициаторов формирования кластеров.

В концепции и стратегии социально-экономического развития Ивановского области до 2020 года предусмотрены следующие сферы реализации кластерной политики [4]:

- формирование текстильно-промышленного кластера;

- формирование туристического кластера;

- формирование сельскохозяйственного кластера.

В настоящее время в Ивановской области формируется текстильно- промышленный кластер. Проект реализуется в соответствии со Стратегией развития легкой промышленности России на период до 2020 года [13], разработанной в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 03 июля 2008 года № Пр-

1369 и поручением Правительства РФ от 15 июля 2008 года №ВП-п9-4244 и утвержденной приказом Министерства промышленности и торговли РФ №853 от 24.09.2009 года.

Определяющими факторами создания кластера являются: историческая обусловленность, социо-культурный аспект и менталитет, технологическая среда, инновационная и кадровая инфраструктура, экономико-георафическая составляющая. Текстильная промышленность области в 10 раз больше, чем в других текстильных регионах и в 33 раза больше, чем в среднем по России.

В 2010 году была создана Ассоциация предпринимателей текстильной и швейной промышленности Ивановской области, обеспечивающая взаимодействие между текстильным бизнесом и органами государственной власти и включающая ОАО «ХБК «Шуйские ситцы», ОАО «Ивановское текстильное объединение», корпорация «Нордтекст», промышленная группа «Роско», ЗАО «Кинешемская ПТФ», Институт химии растворов РАН, ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный политехнический университет», ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный химико-технологический университет», ООО «Ив-техномаш», ОТК «ТекстильПрофи-Иваново», ТТК «Текстиль-Макс», ОРТК «РИО», Центр текстильного дизайна Ивановской области».

На сегодняшний день уже есть результаты процесса формирования текстильного кластера: если в 2007 году 70 % всей текстильной продукции составляли ситец и бязь, 18 % - марля, прочие виды ткани - 12 %, то уже в 2012 г. ассортимент значительно расширился: ситец и бязь составляют 30 %, ткани для постельного белья - 13 %, марля и медицинский текстиль - 25 %, ткани для униформы, спецодежды, джинсовые - 30 %. В дальнейшем планируется производство синтетического волокна (производство расплава ПЭТФ). К 2020 году планируется оставить только 10 % традиционной продукции, остальные 90

% составит инновационная продукция. Преимущество синтетического волокна связано с его способностью адаптировать показатели качества продукции под требования последующего процесса переработки и модной индустрии. Начиная с 1980 г. удельный вес полиэстера (ПЭТФ) в структуре производства всех видов волокон в мире неуклонно растет, тогда как доля натуральных волокон снижается.

Стратегическая программа развития созданного кластера предполагает переход к выпуску инновационной продукции, увеличение экспорта продукции, изготовленной на основе использования полиэфирного волокна и нити, а в дальнейшем реализация инвестиционных проектов по конечной переработке ПЭТФ и изготовлению новой текстильной продукции.

Инвестиционная емкость проекта кластера составляет более 20 млрд. рублей, в том числе - более 10 млрд. рублей на реализацию проекта комбината синтетического волокна. Эта инвестиционная поддержка осуществляется со стороны Правительства РФ. Государственная поддержка на региональном уровне осуществляется в части льгот по налогу на прибыль (0%) и возмещению процентов по кредиту (50 % от ставки рефинансирования). Социально-экономический эффект кластера выражается в создании в краткосрочной перспективе 720 высокопроизводительных рабочих мест, в среднесрочной перспективе - свыше 2500 рабочих мест. Производительность труда на вновь создаваемых рабочих местах в краткосрочной перспективе - не менее 1,3 млн. рублей на человека, в среднесрочной перспективе - не менее 3 млн. рублей на человека [2].

Таким образом, на сегодняшний день основным направлением развития текстильно-промышленного кластера является сохранение и дальнейшее развитие текстильной промышленности Ивановской области за счет модернизации и технического перевооружения существующих и создания новых современных производств, в частности? организации производства

полиэфирного волокна, обеспечение в рамках кластера технологических цепочек от сырья до сбыта готовой продукции.

В рамках федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (20112016 годы)» распоряжение Правительства РФ от 19 июля 2010 г. №1230-р [15] предусмотрено создание туристско - рекреационного кластера «Плес». Проект программы одобрен Правительством РФ.

Ивановская область занимает четвертое место среди регионов России по количеству исторических мест, известна сохраненными традициями русских промыслов (иконопись, ткачество, гончарное дело, лаковая миниатюра, лозоплетение, строчевышивка), а также уникальными природно-экологическими условиями, создающими в совокупности необходимые предпосылки для формирования и развития конкурентоспособного туристского продукта.

Несмотря на это, туристский потенциал Ивановской области реализован далеко не в полной мере. Основными сдерживающими факторами являются неразвитая туристская и обеспечивающая инфраструктура в области, нехватка и физический износ объектов коллективных средств размещения и низкий уровень туристского сервиса. В результате, это приводит к преимущественно транзитному посещению области туристами. До 50% общего количества прибывающих в область с экскурсионными и туристскими целями приходится на экскурсантов со сроком пребывания не более чем один день.

Существующая на сегодняшний день инфраструктура туризма Ивановской области не позволяет сформировать туристский продукт с более длительным сроком пребывания. Это существенно ограничивает доходность туристской деятельности и сдерживает развитие туристской индустрии региона.

Центром перспективного развития туризма в Ивановской области выбрано старинное поселение с богатейшей истори-

ей, уникальным живописным рельефом местности и выгодным географическим положением Плёс. Через него проходят два важнейших в европейской части России туристских маршрута: «Золотое Кольцо России» и круизные маршруты «Большая Волга». Туристский поток в Плёсе составляет более 300 тыс. человек в год.

Имеющийся потенциал для развития туризма в Плёсе вызывает повышенный интерес инвесторов. Для обеспечения культурного и исторического возрождения поселения Плёс Правительством Ивановской области совместно с бизнес-сообществом разработана концепция создания туристско-рекреационного кластера «Плёс», призванная скоординировать усилия различных инвесторов в рамках единого подхода.

В рамках указанного кластера планируется развивать оздоровительный, культурно-познавательный и экологический виды туризма, предполагающие смещение акцентов и предпочтений туристов в сторону более длительного пребывание в Плёсе. Концепция развития кластера «Плёс» предусматривает создание ряда объектов размещения, предприятий питания, развлекательной и обслуживающей инфраструктуры. Бюджетные средства будут направлены на создание и модернизацию объектов обеспечивающей инфраструктуры кластера: планируется строительство причальных комплексов, речных вокзалов, создание инфраструктуры для регионального центра зимних видов спорта, экомузеев.

Указанный туристско- рекреационный кластер создаст точку роста туризма Российской Федерации в целом и Ивановской области в частности за счет формирования конкурентоспособного туристского продукта с длительным сроком пребывания и вовлечения в туристский оборот исторических и культурных достопримечательностей как самой области, так и прилегающих территорий.

Реализация программных мероприятий в Ивановской области позволит

создать около 500 дополнительных рабочих мест и увеличить туристский поток примерно в 2,3 раза - 630 тыс. туристов в год.

Создание туристско- рекреационного кластера Ивановской области - масштабный проект, реализация которого позволит поднять туристический потенциал волжских городов на качественно новый уровень. Несмотря на то, что основную поддержку получит г. Плес, у других волжских городов появились серьезные перспективы для развития. Включение кластера в федеральную программу позволит высвободить средства регионального бюджета и направить их на развитие туристской инфраструктуры других муниципалитетов [3].

В рамках реализации программы господдержки сельского хозяйства и продовольствия многие субъекты Российской Федерации в качестве стратегических задач в АПК определили реализацию кластерной политики, в том числе и Ивановской области. Как таковой сельскохозяйственный кластер в регионе отсутствует, но существуют вертикальные и горизонтальные кооперационные и иные интеграционные связи, определяемые кластерным подходом [2].

После формирования кластеров в регионе задачами региональной политики должны стать:

1. Диагностирование функционирующих кластеров.

Диагностирование заключается в сборе и анализе различных сведений о потенциальных возможностях для развития производств в кластере и возможных проблемах. Полученная в результате диагностирования информация даёт общее представление о производственных возможностях по выпуску определённых видов товаров и об особенностях применяемых технологических процессов. В процессе анализа определяются ключевые фигуры из числа заинтересованных местных предпринимателей, которые окажут поддержку при реализации планов работы кластера.

2. Стимулирование развития кластеров, в рамках которого региональные власти осуществляют:

- определение источников финансирования и привлечение средств, необходимых для развития кластера;

- корректировка стратегии развития кластера;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- создание коммуникационной программы кластера;

- развитие информационной среды кластера;

- совершенствование механизмов привлечения новых бизнесов.

3. Мониторинг функционирования кластеров и оценка эффективности кластерной политики, осуществляемые при использовании системы показателей развития кластера и методики их сбора и анализа. Результативность работы кластеров может быть следующих видов:

1) экономическая - предполагает увеличение доходов от производства новых видов продукции или оказания услуг, и как следствие увеличение налоговых поступлений в бюджеты разных уровней;

2) социальная - означает увеличение количества занятых в кластере, повышение их квалификации, а также уровня доходов работающих в кластере, создание новых рабочих мест;

3) информационная - означает увеличение числа потребителей продукции кластера, а также числа новых предприятий, которые хотели бы в него войти [1].

Таким образом, идентификация кластеров в большей степени определяется историческими особенностями исследуемых территорий, их специфическими региональными социально-экономическими показателями развития. Необходимость формирования региональных кластеров не вызывает сомнения, так как реализация кластерной политики позволит обеспечить повышение саморазвития региона за счет роста объемов производства, доли инновационной продукции и производительности труда участников кластера, увеличение

объемов прямых инвестиций в экономику региона.

* Статья подготовлена по материалам исследований, поддержанных грантом РФФИ №15-46-03180.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова, Е.А. Механизм антикризисного развития регионов: методология анализа и управления / Е.А. Абрамова. - ФГБОУ ВПО Иван. гос. хим.-технол. ун-т. Иваново, 2015. - 240с.

2. Абрамова, Е.А. Кластеризация как этап саморазвития моноиндустриальных регионов// Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Социально-экономический потенциал региона и перспективы его развития», г. Иваново, -2014.- С4-7.

3. Бородина, МА. Формирование экономических кластеров в регионе / М.А. Бородина //Вестник Пермского университета. - 2010. - №2(5). - С.37-44.

4. Закон Ивановской области «О стратегии социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года» от 07.11.2012 №87-ОЗ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа к ресурсу: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc; base=RLAW224;n=66990(дата обращения к ресурсу: 31.12.2012).

5. Ковалева, Т.Ю. Алгоритм идентификации и оценки кластеров в экономике региона/ Ковалева Т.Ю. // Вестник Пермского университета. - 2011. -№4 (11). - С. 30-39.

6. Ксенофонтова, О.Л. Опыт зарубежных стран по созданию и функционированию кластеров: модельный подход / О.Л. Ксенофонтова // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. Иваново, 2015. - №2. - С.36-42.

7. Лаврикова, Ю.Г. Кластеры: стратегия формирования и развития в экономическом пространст-

ве региона / Ю.Г. Лаврикова. - Екатеринбург: Институт экономики УрОРАН, 2008. - С. 132.

8. Миролюбова, Т.В. Региональный потенциал развития кластеров «новой экономики» / Т.В. Миролюбова // Вестник Пермского университета. Сер. Экономика. 2009. Вып. 4(30). С. 88-96.

9. Портер, М. Конкуренция / М. Портер. - М.: Изд. дом «Вильямс», 2005. 608 с.

10. Производственные кластеры и конкурентоспособность региона: монография / колл. авт. под рук. Т.В. Усковой. - Вологда: Ин-т социально-экономического развития территорий РАН, 2010. -246 с.

11. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Концепция долгосрочного социально -экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» № 1662-р от 17.11.2008 г.

12. Сизов, В.В. Методический аспект формирования и идентификации кластеров в региональной экономике / В.В. Сизов // Вестник Томского государственного университета. - 2012. - № 3 (19). -С.103-111.

13. Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 года № 853 от 24.09.2009 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа к ресурсу:

http://www.minpromtorg.gov.ru/ministry/strategic/secto ral/3 (дата обращения к ресурсу : 19.08.2013).

14. Татаркин, А. Кластерная политика региона / А. Татаркин // Промышленная политика в РФ. -2008. - №8. - С. 11-20.

15. Целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (20112016 годы)» распоряжение Правительства РФ от 19 июля 2010 г. №1230-р. [Электронный ресурс]. - Режим доступа к ресурсу: http ://www. garant .ru/products/ ipo/prime/doc/6640029/ (дата обращения к ресурсу : 13.08.2013).

16. Stejskal J. Comparison of often applied methods for industrial cluster identification. URL: http://www.wseas.us/e-library/conferences/2010/ Tene-rife/DEEE/DEEE-46.pdf (дата обращения: 13.06.2011).

Рукопись поступила в редакцию 14.07.2015.

REGIONAL CLUSTERS: METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE IDENTIFICATION, FORMATION

AND THE PERFORMANCE OF

O. Ksenofontova, E. Abramova

The article discusses the prerequisites for the formation of regional clusters, describes approaches to identifying clusters and methodological aspects of each approach. Special attention is paid to formation in the Ivanovo textile industry, tourism, agriculture clusters.

Key words: cluster, Ivanovo region, region, identification, cluster strategy, the formation of the cluster, the cluster's functioning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.