Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2024. № 67. С. 186-201. Tomsk State University Journal of Economics. 2024. 67. рр. 186-201.
Научная статья УДК 332.145
doi: 10.17223/19988648/67/11
Региональные инструменты устойчивости северных и арктических территорий
Анна Александровна Лукьянова1, Денис Сергеевич Иванов2, Надежда Тимофеевна Аврамчикова3
12'3 Сибирский государственный университет науки и технологий им. академика М.Ф. Решетнева, Красноярск, Россия 1 аа1ик110@таП. ги 2 (!етз. 151297@таП. ги 3 ауг- [email protected]. ги
Аннотация. Актуальность исследования определена необходимостью хозяйственного освоения и развития северных и арктических территорий, отсталость которых обусловлена их отдаленностью, труднодоступностью и суровыми климатическими условиями. Вместе с тем районы Крайнего Севера и приравненные к ним территории обладают значительными природными топливными ресурсами, в связи с чем значимость их хозяйственного освоения в условиях растущей потребности в энергоресурсах мировой и национальной экономик существенно возрастает. Целью исследования является уточнение роли и значимости стратегического управления на федеральном, региональном, корпоративном и муниципальном уровнях с учетом приоритетов по укреплению устойчивости северных и арктических территорий и обеспечение взаимоувязанности между стратегическими целями и задачами государства, бизнеса и муниципального сообщества. Крупные корпорации, местом присутствия предприятий которых являются северные и арктические территории, должны нести повышенную социальную и экологическую ответственность по развитию социальной инфраструктуры, сохранению хрупкой северной и арктической природы на территориях своего присутствия и закреплять меры по сохранению традиционных промыслов народов Крайнего Севера и природного биоразнообразия в своих программных стратегических документах. В работе предложены следующие региональные инструменты влияния на деятельность предприятий НГК по укреплению устойчивости северных и арктических территорий, учитывающие специфику их развития и определяющие порядок взаимной увязки корпоративных, государственных целей и задач, а также интересов местного сообщества: интегральный показатель уровня регионального влияния на деятельность предприятий НГК по укреплению устойчивости северных и арктических территорий с учетом весовых коэффициентов, рассчитанных экспертным методом; алгоритм разработки региональных инструментов влияния на деятельность предприятий НГК, позволяющий системно осуществить организационно-управленческие мероприятия в интересах устойчивости северных и арктических территорий и региона в целом; блок-схема принятия решений по формированию стратегических программных документов всех уровней с учетом специфики северных и арктических территорий, определяющая наиболее значимые и недооцененные аспекты регионального влияния на деятельность предприятий
© Лукьянова А.А., Иванов Д.С., Аврамчикова Н.Т., 2024
НГК в вопросах жизнеобеспечения, природно-охранных мероприятий и занятости коренного населения, способствующих устойчивости северных и арктических территорий. В статье существующие теоретические положения дополнены авторскими предложениями по разработке и включению в стратегические программные документы органов государственного и муниципального управления вопросов по взаимодействию с предприятиями нефтегазового комплекса в сфере социально-экономического развития, а также повышения качества жизни коренных малочисленных народов Крайнего Севера в контексте повышенной экологической и социальной ответственности бизнеса.
Ключевые слова: устойчивое развитие, северные и арктические территории, стратегические программные документы, взаимоувязка интересов государственных и корпоративных структур, экологическая и социальная ответственность бизнеса, социальная инфраструктура, качество жизни коренных малочисленных народов Крайнего Севера
Для цитирования: Лукьянова А.А., Иванов Д.С., Аврамчикова Н.Т. Региональные инструменты устойчивости северных и арктических территорий // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2024. № 67. С. 186-201. doi: 10.17223/19988648/67/11
Original article
Regional instruments for strengthening the resilience of northern and Arctic territories
Anna A. Lukyanova1, Denis S. Ivanov2, Nadezhda T. Avramchikova3
12'3 Reshetnev Siberian State University of Science and Technology, Krasnoyarsk, Russian Federation 1 aalukll 0@mail. ru 2 denis. 151297@mail. ru 3 avr- 777@yandex. ru
Abstract. The relevance of the study is determined by the need for economic development of the northern and Arctic territories, the backwardness of which is due to their remoteness, inaccessibility, and harsh climatic conditions. At the same time, the regions of the Far North and territories equivalent to them have significant natural fuel resources, and therefore the importance of their economic development in the context of the growing need for energy resources in the world and national economies is significantly increasing. The aim of the study is to clarify the role and significance of strategic management at the federal, regional, corporate and municipal levels, taking into account priorities for strengthening the sustainability of the northern and Arctic territories and ensuring interconnection between the strategic goals and objectives of the state, business, and municipal community. Large corporations, whose enterprises are located in the northern and Arctic territories, must bear increased social and environmental responsibility for the development of social infrastructure, the preservation of the fragile northern and Arctic nature in the territories of their presence, and consolidate measures to preserve the traditional crafts of the peoples of the Far North and natural biodiversity in their strategic documents. The article proposes the following regional instruments of influence on the activities of oil and gas companies to strengthen the sustainability of the northern and Arctic territories, taking into account the specifics of their development and determining the order of mutual coordination of corporate and state goals and
objectives, as well as the local community's interests: an integral indicator of the level of regional influence on the activities of oil and gas companies to strengthen the sus-tainability of the northern and Arctic territories, taking into account weighing coefficients calculated by the expert method; an algorithm for the development of regional tools for influencing the activities of oil and gas companies, allowing for the systematic implementation of organizational and management measures in the interests of the sus-tainability of the northern and Arctic territories and the region as a whole; a flowchart of decision-making for the formation of strategic program documents of all levels, taking into account the specifics of the northern and Arctic territories, identifying the most significant and underestimated aspects of regional influence on the activities of oil and gas companies in matters of life support, environmental protection measures and employment of the indigenous population, contributing to the sustainability of the northern and Arctic territories. In the article, the existing theoretical provisions are supplemented by the authors' proposals for the development and inclusion in strategic program documents of state and municipal government bodies of issues related to interaction with oil and gas enterprises in the field of socio-economic development, as well as improvement of the quality of life of indigenous peoples of the Far North in the context of an increased environmental and social responsibility of business.
Keywords: sustainable development, northern and Arctic territories, strategic program documents, interconnection of interests of state and corporate structures, environmental and social responsibility of business, social infrastructure, quality of life of indigenous peoples of the Far North
For citation: Lukyanova, A.A., Ivanov, D.S. & Avramchikova, N.T. (2024) Regional instruments for strengthening the resilience of northern and Arctic territories. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika - Tomsk State University Journal of Economics. 67. pp. 186-201. (In Russian). doi: 10.17223/19988648/67/11
Введение
В настоящее время отечественная система стратегического управления основывается на ведомственном подходе. При этом упускается из виду специфика развития территории, в частности районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий. Агломерационные структуры имеют устойчивые темпы социально-экономического роста, что обусловливается развитой индустриальной базой, наличием высококвалифицированных кадров, хорошей транспортной инфраструктурой. При этом периферийные районы субъекта Федерации, в том числе северные и арктические территории, как правило, имеют слабую транспортную доступность, что, в совокупности с суровыми климатическими условиями, приводит данные территории к стагнации в развитии. Проблемные районы характеризуются высоким уровнем безработицы, низкой долей обрабатывающих производств, отрицательным или околонулевым приростом населения [1].
Изучение теоретических положений и работ ряда исследователей В.Н. Лексина, С.В. Чупрова, Н.Г. Шишацкого и др. позволяет сделать вывод о необходимости усиления роли институциональных инструментов влияния на деятельность системообразующих корпораций, местом присутствия которых являются северные и арктические территории. Перспективным направлением для обеспечения стабильных темпов социально-экономического развития
отдаленных районов выглядит формирование единого подхода при взаимодействии бизнес-среды и органов власти при реализации территориальных и отраслевых программ в интересах устойчивости северных и арктических территорий, которое должно протекать в условиях единых регулирующих документов, алгоритмов, под контролем единого регулятора [2].
Для обширных районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий характерна моноспециализация, как правило, это сырьевая направленность производства, что обусловлено наличием уникальных запасов полезных ископаемых, в связи с чем значимость их хозяйственного освоения в условиях растущей потребности в энергоресурсах мировой и национальной экономик существенно возрастает. В большинстве районов Крайнего Севера и на приравненных к ним территориях наблюдается высокий уровень присутствия крупных нефтедобывающих компаний (например, ПАО НК «Роснефть»), влияющих на устойчивость развития данных регионов [3, 4].
Таким образом, для указанных районов необходимы институциональные меры воздействия в сфере пространственного развития, в том числе на основе государственно-частного (корпоративного) партнерства, что не только обеспечит реализацию экономического потенциала, но и даст толчок к развитию человеческого потенциала территории [5].
Результаты и обсуждение
Основные задачи устойчивого развития, согласно рекомендациям ЮНЕСКО, заключаются в следующем: охрана окружающей среды и восстановление устойчивых природных экосистем, обеспечение устойчивого экономического роста территории, создание условий для обеспечения населения социальными услугами. Так, ключевой задачей представляется конвертация экономического роста территории в стабильный рост человеческого потенциала, что оценивается посредством позитивной динамики комплекса оценочных показателей по методикам ESG [6]. В условиях ограниченности финансовых ресурсов механизмы государственно-частного партнерства также являются приоритетными как перспективный инструмент взаимодействия государства и бизнеса и в настоящее время недооценены в сфере регионального управления России [5].
Комплексный подход к развитию человеческого потенциала и системность в сфере эффективного использования природного и экономического потенциала территории позволяют обеспечить ее устойчивое развитие, повысить конкурентоспособность, в том числе северных и арктических территорий, региона и страны в целом [7, 8].
Существующие методики и методические рекомендации, разработанные конкретными ведомствами на федеральном уровне, в недостаточной степени учитывают специфику развития локальных территорий, в частности северных и арктических регионов, являющихся местом присутствия предприятий нефтегазового комплекса (НГК). Решить проблему взаимоувязанно-
сти целей и задач органов государственного управления, органов местного самоуправления и бизнес-структур могут в рамках гражданского общества общественные советы, участвующие в формировании стратегических программных документов развития региона, муниципального образования и планировании благотворительной деятельности предприятий нефтегазового комплекса в сфере развития северных и арктических территорий при взаимодействии заинтересованных сторон, в зависимости от приоритетов социально-экономического развития территории, принимая во внимание интересы и возможности нефтегазовых компаний [9, 10].
В ведении органов государственного управления, ответственных за регулирование, находятся вопросы учета приоритетов пространственного развития северных и арктических территорий при разработке стратегии социально-экономического развития конкретного субъекта Федерации. В том числе сотрудничество между органами государственной, муниципальной власти с представителями НГК по стратегическому планированию развития северных и арктических территорий в области транспорта, социальной сферы, информационно-коммуникационной инфраструктуры, занятости и др. В компетенции Министерства экономики и регионального развития Красноярского края возможно создание общественного координационного совета, обеспечивающего согласование действий различных подразделений органов исполнительной власти и общественных организаций региона, основными функциями которого должны стать:
- участие в мониторинге реализации стратегии социально-экономического развития субъекта Федерации с учетом использования предлагаемых региональных инструментов влияния на деятельность предприятий НГК по укреплению устойчивости северных и арктических территорий;
- мониторинг исследований, посвященных анализу социально-экономического развития, в частности северных и арктических территорий, корректировка индивидуальной стратегии развития субъекта Федерации и муниципального образования с учетом специфики и особенностей их развития;
- формирование стратегических целей развития северных и арктических территорий с учетом потребностей государства;
- обеспечение взаимодействия и учета взаимных интересов между государством, бизнес-средой, региональными властями и муниципальными образованиями в вопросах решения социальных задач, улучшения экологии и эффективное управление самой региональной системой и бизнес-структурами, в частности нефтегазовыми компаниями.
Соответственно работу координационного совета, базой которой становится реализация предлагаемых региональных инструментов укрепления устойчивости северных и арктических территорий, необходимо направить на повышение качества стратегического планирования и увеличение доли государственно-частного партнерства в сфере развития отдаленных северных и арктических территорий [11].
В развитие теоретических положений о взаимодействии государственных и корпоративных бизнес-структур авторами разработаны следующие
региональные инструменты влияния на деятельность предприятий НГК по укреплению устойчивости северных и арктических территорий, учитывающие специфику их развития и определяющие порядок взаимной увязки корпоративных, государственных целей и задач и интересов местного сообщества [12]:
1. Интегральный показатель уровня регионального влияния на деятельность предприятий НГК по укреплению устойчивости северных и арктических территорий с учетом весовых коэффициентов, рассчитанных экспертным методом. Агрегированные группы интегрального показателя социально-экономического развития северных и арктических территорий, дополненные параметрами регионального влияния на деятельность предприятий НГК по обеспечению устойчивости северных и арктических территорий, представлены в табл. 1.
Таблица 1. Интегральный показатель уровня регионального влияния на деятельность предприятий НГК по укреплению устойчивости северных и арктических территорий
Выделенные направления регионального влияния на деятельность предприятий НГК по укреплению устойчивости северных и арктических территорий Индикаторы интегрального показателя Агрегаты показателей по выделенным направлениям Интегральный показатель уровня регионального влияния на деятельность предприятий НГК по укреплению устойчивости северных и арктических территорий
Экономический потенциал Э1, Э2,..., Э9 n P1 = ^^ r1i(nop,non) 'a1i i=1
п Р Р а о / . ((пор,поп) 1—1 где р - агрегаты
Природно-экологиче-ское направление Эк1, Эк2,..., Эк7 n P2 = ^ r2i(nop,non) 'a2i i=1
Инновационно-цифровой комплекс И1, И2,..., И9 n P3 = ^ r3i(nop,non) 'a3i i=1 показателей по отдельным направлениям; а -весовой коэффициент, полученный экспертным
Инфраструктурный комплекс Инф1, Инф2, ..., Инф6 n P4 = ^ r4i(nop,non) 'a4i i=1
Институциональная сфера Ин1, Ин2, ..., Ин5 n P5 = ^^ r5i(nop,non) 'a5i i=1 методом
Социально-демографическая сфера Д1, Д2,., Д11 n P6 = ^^ r6i(nop,non) 'a6i i=1
Источник: составлено авторами по материалам исследования.
Оценочная шкала значений уровня регионального влияния на деятельность предприятий НГК по укреплению устойчивости северных и арктических территорий находится в диапазоне от 0 до 1 и имеет следующий вид:
от 0,00 до 0,20 - очень низкое; от 0,21 до 0,40 - низкое; от 0,41 до 0,70 - среднее; от 0,71 до 0,90 - более высокое; от 0,91 до 1,00 - высокое.
Сущностное содержание интегрального показателя уровня регионального влияния на деятельность предприятий НГК по укреплению устойчивости северных и арктических территорий состоит в комплексном подходе к определению направлений регионального влияния на деятельность предприятий НГК по обеспечению устойчивости северных и арктических территорий, дополненном, кроме традиционных показателей социально-экономического развития территории, параметрами, позволяющими выявить приоритетные направления разработки региональных инструментов влияния и определить уровень регионального влияния на деятельность предприятий НГК по укреплению устойчивости северных и арктических территорий.
На основе экспертной оценки специалистов в области государственного управления, органов местного самоуправления и корпоративного управления с применением предложенного интегрального показателя определен уровень регионального влияния на деятельность предприятий НГК по укреплению устойчивости северных и арктических территорий, являющихся территориями их присутствия, на примере Эвенкийского муниципального района Красноярского края (табл. 2).
Таблица 2. Интегральный показатель уровня регионального влияния на деятельность предприятий НГК по укреплению устойчивости северных и арктических территорий Эвенкийского муниципального района Красноярского края в 2019-2023 гг.
Значение уровня реги-
Выделенные направления Совокупный онального влияния на
регионального влияния коэффициент деятельность предпри-
на деятельность предприятий НГК весомости показателей ятий НГК по обеспече-
по обеспечению устойчивости по выделенным нию устойчивости
северных и арктических территорий направлениям северных и арктических территорий
Интегральный показатель устойчивости всего 1,00 0,503*
По выделенным направлениям
Экономический потенциал 0,29 0,495
Природно-экологическое направление 0,27 0,427
Инновационно-цифровой комплекс 0,21 0,654
Инфраструктурный комплекс
Институциональная сфера
Социально-демографическая сфера 0,23 0,459
* Без учета инфраструктурного комплекса и институциональной сферы ввиду отсутствия систематизированной информации.
Источник: составлено авторами по материалам источников [13-15].
Проведенная апробация уровня регионального влияния на деятельность предприятий НГК по укреплению устойчивости северных и арктических территорий Эвенкийского муниципального района Красноярского края в 20192023 гг. по вычислению коэффициента, характеризующего уровень регионального влияния, составляющего по совокупности выделенных направлений - 0,503, определяется по оценочной шкале как «средний» и свидетельствует о недостаточности мер органов государственного управления и органов местного самоуправления соответствующих территорий по взаимодействию с НГК по укреплению устойчивости территорий присутствия его предприятий, особенно по таким направлениям, как экономический потенциал территории и состояние экологии. При этом необходимо отметить, что недостаточность информации о социальной и благотворительной деятельности НГК накладывает некоторые ограничения на расчет интегрального показателя, что подтверждает значимость проведенного исследования для перспектив сотрудничества и взаимоувязки интересов органов власти и бизнеса.
Интегральный показатель позволяет определить уровень регионального влияния на деятельность предприятий НГК по укреплению устойчивости северных и арктических территорий в конкретном регионе и определяет необходимость разработки прикладных региональных инструментов по обеспечению их устойчивости.
2. Алгоритм разработки региональных инструментов влияния на деятельность предприятий НГК по укреплению устойчивости северных и арктических территорий, определяющий порядок взаимной увязки интересов потребителей территории представлен на рис. 1.
Рис. 1. Алгоритм разработки региональных инструментов влияния на деятельность предприятий НГК по обеспечению устойчивости северных и арктических территорий. Источник: составлено авторами по материалам исследования
Созданный алгоритм разработки региональных инструментов влияния на деятельность предприятий НГК по обеспечению устойчивости северных и арктических территорий в контексте повышенной социальной и экологической ответственности бизнеса позволяет системно осуществить организационно-управленческие мероприятия в интересах устойчивости северных и арктических территорий и региона в целом. Этапы алгоритма принятия решений позволяют согласовать действия на разных уровнях власти и обеспечить координацию по сотрудничеству нефтегазовой компании, субъекта Федерации и муниципального образования в вопросах разработки стратегических программных документов с учетом взаимных интересов и специфики северных и арктических территорий.
3. Блок-схема принятия решений по укреплению устойчивости северных и арктических территорий с учетом их специфики, позволяющая согласовать действия по сотрудничеству предприятий нефтегазовой компании, региона и муниципального образования в вопросах разработки стратегических программных документов с учетом взаимных интересов, представлена в табл. 3.
Таблица 3. Блок-схема принятия решений по укреплению устойчивости северных и арктических территорий
Федеральный уровень
Анализ перспектив развития районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий в сфере природопользования Определение национальных целей и стратегических задач развития в сфере добычи и комплексной переработки нефти и газа Анализ факторов, влияющих на устойчивость северных и арктических территорий с учетом специфики районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий
Разработка федеральной нормативно-правовой базы в сфере влияния на предприятия НГК для повышения устойчивости северных и арктических территорий Разработка национальной Стратегии технологического и инновационного развития НГК и северных и арктических территорий с учетом специфики районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий Разработка механизма реализации национальных программных документов по развитию нефтегазовой отрасли и контроля на федеральном уровне
Региональный уровень
Разработка региональной нормативно-правовой базы в сфере влияния на предприятия НГК для повышения устойчивости северных и арктических территорий Выбор приоритетных направлений развития региона с учетом наличия северных и арктических территорий, их специфики и особенностей развития Создание координационного совета, задачей которого является сбор, обработка и анализ первичной информации, расчет и интерпретация интегральных показателей, а также согласование целей и задач стратегических программных документов НГК, региона и МО
Разработка предложений по включению в региональные программные документы предложений по повышению устойчивости северных и арктических территорий на основе взаимодействия с НГК Разработка региональной Стратегии технологического и инновационного развития региона с учетом наличия АЗ РФ Разработка механизма реализации региональных программных документов по развитию северных и арктических территорий с учетом сотрудничества с НГК и контроля на региональном уровне
Корпоративный уровень
Определение миссии НГК в РС присутствия и разработка программ по повышению экономической эффективности и экологических программ по реализации природно-охранных мероприятий Разработка локальных нормативно-правовых актов НГК по взаимодействию с регионом в вопросах повышения устойчивости северных и арктических территорий в контексте повышенной экологической и социальной ответственности бизнеса Создание постоянно действующего совещательного органа НГК по взаимодействию региона и МО, внесению предложений и включению в Стратегию НГК вопросов по взаимодействию северных и арктических территорий присутствия в сфере социально-экономического развития
Разработка предложений по включению в Стратегию региона вопросов по взаимодействию северных и арктических территорий присутствия в сфере социально-экономического развития Разработка Стратегии технологического и инновационного развития НГК с учетом специфики районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий в контексте повышенной экологической и социальной ответственности бизнеса Разработка механизма реализации программных документов по развитию нефтегазовой отрасли с учетом специфики районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий и контроля на корпоративном уровне
Муниципальный уровень
Анализ развития северных и арктических территорий с учетом их специфики и особенностей Разработка нормативно-правовой базы муниципального уровня по взаимодействию с НГК в вопросах природно-охранных мероприятий, сохранения животного биоразнообразия и создания новых рабочих мест для постоянного населения и коренных малочисленных народов Крайнего Севера Создание комиссий в структуре МО по взаимодействию с НГК в сфере жизнеобеспечения, экологии, при-родно-охранных мероприятий и социально-экономического развития
Разработка предложений по включению в Стратегию МО вопросов по взаимодействию с НГК в сфере социально-экономического развития с учетом специфики северных и арктических территорий Разработка стратегий технологического и инновационного развития северных и арктических территорий с учетом взаимодействия с НГК Разработка механизма реализации муниципальных программных документов по развитию северных и арктических территорий с учетом взаимодействия с НГК и контроля на муниципальном уровне
Источник: составлено авторами по материалам исследования.
Разработанная блок-схема принятия решений по укреплению устойчивости северных и арктических территорий позволяет согласовать действия на разных уровнях власти и обеспечить координацию по сотрудничеству нефтегазовой компании, субъекта Федерации и муниципального образования в вопросах разработки стратегических программных документов с учетом взаимных интересов и специфики северных и арктических территорий по соответствующим уровням управления.
На федеральном уровне проводится анализ перспективных путей развития северных и арктических территорий с учетом целей государства и стратегических задач устойчивого развития, изучение и систематизация факторов. Разрабатываются и корректируются федеральные нормативно-правовые акты в сфере устойчивого развития и влияния на него нефтегазового комплекса, определяются механизмы воздействия на развитие НГК и территории хозяйствования.
На уровне субъекта Федерации осуществляется выбор приоритетных направлений развития отдаленных северных территорий, создание коорди-нацонного совета для обеспечения взаимодействия между государством, субъектом Федерации, руководством НГК и муниципальными образованиями, разработка предложений по корректировке региональных программных стратегических документов.
На корпоративном уровне происходит разработка локальных нормативно-правовых актов по взаимодействию с субъектом Федерации и муниципальным образованием в сфере социально-экономического развития, создание совещательного органа НГК по взаимодействию с координационным советом в рамках стратегического участия в укреплении устойчивого развития территории хозяйствования, разработка стратегии технологического и инновационного развития НГК с учетом повышенной экологической и социальной ответственности бизнеса в условиях Крайнего Севера и приравненных к ним территорий.
На муниципальном уровне - анализ развития муниципального района, определение проблемных сфер территориального развития, создание комиссии в структуре муниципального образования по взаимодействию с НГК в рамках работы с координационным советом, разработка предложений по внесению корректировок в стратегию муниципального образования по вопросам взаимодействия с НГК по укреплению северных и арктических территорий.
На каждом из уровней, исходя из отечественных практик и зарубежного опыта, необходимо создание постоянно действующего совещательного органа, который в рамках работы с координационным советом будет участвовать в разработке механизма влияния на деятельность предприятий НГК по укреплению устойчивости северных и арктических территорий [16, 17]. На основе данного взаимодействия вносятся корректировки в стратегию социально-экономического развития субъекта Федерации и ввпоследствии в стратегию развития муниципального образования северной арктической территории.
Разработанная блок-схема регионального влияния на деятельность предприятий НГК по укреплению северных и арктических территорий позволяет:
- оценить характер и области возможного влияния на деятельность нефтегазовых компаний для улучшения социально-экономической обстановки в территории присутствия;
- определить проблемные сферы деятельности и выделить перспективные пути развития периферийных районов с учетом специфики Крайнего Севера и приравненных к ним территорий;
- по результатам взаимодействия в контексте повышенной экологической и социальной ответственности бизнеса, функционирующего в районах Крайнего Севера, разработать стратегию повышения качества жизни населения северных и арктических территорий, в том числе для коренных малочисленных народов Крайнего Севера.
Разработанные региональные инструменты влияния на деятельность предприятий нефтегазового комплекса способствуют повышению эффективности взаимодействия государства и бизнеса в сфере укрепления устойчивости северных и арктических территорий. Данный подход решения проблемы устойчивого развития арктических зон РФ отличается от существующих применением и использованием потенциалов системного и комплексного подходов в вопросах сотрудничества НГК и территорий присутствия его предприятий, разработкой стратегических программных документов, включающих вопросы устойчивости северных и арктических территорий, а также возможностью:
- определить уровень регионального влияния на деятельность предприятий НГК по обеспечению устойчивости северных и арктических территорий с помощью рейтинговых оценок экспертов;
- оценить по совокупности выделенных направлений социально-экономического развития северных и арктических территорий наиболее значимые и недооцененные аспекты регионального влияния на деятельность предприятий НГК в вопросах жизнеобеспечения, природно-охранных мероприятий и занятости коренного населения, способствующих устойчивости северных и арктических территорий;
- определить направления взаимодействия субъекта Федерации, НГК и муниципального образования по созданию производств по добыче, транспортировке, переработке и сбыту нефти и нефтепродуктов, обеспечению занятости постоянного населения и коренных малочисленных народов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий;
- на основе полученных результатов определить совокупность организационно-управленческих мероприятий и меры институциональной поддержки по обеспечению согласованности целей и задач стратегических программных документов взаимодействующих сторон в интересах устойчивости северных и арктических территорий и, как следствие, условий, в которых функционирует бизнес-среда.
Разработанные региональные инструменты влияния на деятельность предприятий НГК позволяют учесть факторы, обеспечивающие устойчивость северных и арктических территорий в контексте их специфики, и реализовать теоретические положения по разработке и использованию системы регионального влияния на деятельность предприятий НГК по укреплению их устойчивости.
Выводы
Учитывая необходимость и значимость хозяйственного освоения северных и арктических территорий в связи с возрастающей потребностью в энергоресурсах в мире, проведенное исследование позволяет сделать вывод, что стратегия социально-экономического развития региона должна стать базой для разработки документов территориального планирования и управления на уровне субъекта Федерации, отдельного муниципального образования, северной и арктической территории и конкретного населенного пункта. На их основе необходимо разработать планы размещения инфраструктурных объектов социального, бытового, производственного, транспортного назначений, и для большей связанности удаленных северных и арктических районо обеспечить создание телекоммуникационной, мобильной инфраструктур и интернет связи. На основе договоренностей и взаимных интересов сторон определяется четкое разграничение зон ответственности между федеральными, региональными органами управления, органами местного самоуправления и предприятиями нефтегазового комплекса, деятельность которых осуществляется в северных и арктических территориях.
Использование разработанных авторами региональных инструментов влияния на деятельность НГК по укреплению устойчивости северных и арктических территорий с учетом их специфики позволяет определить направления взаимодействия субъекта Федерации, НГК и муниципальных образований северных и арктических территорий в вопросах повышения привлекательности территорий присутствия НГК и качества жизни коренных малочисленных народов Крайнего Севера.
Список источников
1. Шишацкий Н.Г. Красноярская Арктика: поиск новых подходов к освоению и развитию // ЭКО. 2023. № 9. С. 89-111. URL: https://www.doi.org/10.30680/Em0131-7652-2023-9-89-111.
2. ЛукьяноваА.А., АврамчиковаН.Т., ИвановД.С. Подходы к оценке влияния эффективности использования природных ресурсов на развитие региональной экономической системы // Вестник Евразийской науки 2023. Т. 15. № 3. URL: https://esj.to-day/PDF/82ECVN323.pdf (дата обращения: 21.05.2024).
3. Никитина Е., Пожилова Н. Управление устойчивым развитием в Арктике // Мировая экономика и международные отношения. 2022. Т. 66, № 10. С. 93-101. doi: 10.20542/0131-2227-2022-66-10-93-101
4. Лукьянова А.А., Аврамчикова Н.Т., Иванов Д.С. Анализ факторов повышения эффективности функционирования нефтегазового комплекса и их влияния на устойчивость
региональной экономической системы // Вестник Евразийской науки. 2023. Т. 15, № 4. URL: https://esj.today/PDF/36ECVN423.pdf (дата обращения: 21.05.2024).
5. Лексин В.Н., Порфирьев Б.Н. Другая Арктика: опыт системной диагностики // Проблемы прогнозирования. 2022. № 1 (190). С. 34-44. doi: 10.47711/0868-6351-190-34-44
6. Каныгин Г.В., Хорева Л.В. Концептуальное моделирование ESG-рейтингов: новый подход к принятию коллективных решений: Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 1 (115). С. 24-29. doi: 10.23670/IRJ.2022.115.1.074
7. АврамчиковаН.Т., БеляковаЕ.В., Иванов Д.С. Специфика и особенности развития региональных экономических систем в условиях Крайнего Севера в России и за рубежом // Первый экономический журнал. 2023. № 11 (341). С. 40-49. doi: 10.58551/20728115_2023_11_40
8. Шишацкий Н.Г., Нагаева О.С., Брюханова Е.А. Традиционная хозяйственная деятельность коренных малочисленных народов как важная составляющая часть эколого- и этносохраняющего развития Арктики // Сибирь-2023. На пути социально-экономической трансформации / под ред. В.В. Куимова, С.А. Самусенко. М. : ИНФРА-М, 2024. С. 191-201. doi: 10.12737/2092323
9. Greenwood J. Move forward without Russia: How the Arctic Council Can Keep up Its Work // High North News. 2022. URL: https://www.highnorthnews.com/en/move-forward-without-russia-how-arctic-council-can-keep-its-work (дата обращения: 21.05.2024).
10. Проворная И.В., Эдер Л.В., Филимонова И.В., Немов В.Ю. Устойчивые тенденции развития нефтепереработки в России: региональная и организационная структура отрасли // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2019. № 1(169). С. 20-30. doi: 10.33285/1999-6942-2019-1(169)-20-30
11. Шишацкий Н.Г. Красноярская Арктика: современное состояние и перспективы // Сибирь-2023. На пути социально-экономической трансформации / под ред. В.В. Куимова, С.А. Самусенко. М. : ИНФРА-М, 2024. С. 166-201. doi: 10.12737/2092323
12. Vylegzhanin A.N., Young O.R., Berkman P.A. Russia in the Arctic Chair: Adapting the Arctic Governance System to Conditions Prevailing in the 2020s // Polar Record. 2021. Vol. 57. Р. 1-10. doi:_10.1017/50032247421000553.
13. Государственный доклад «О состоянии и охране окружающей среды в Красноярском крае в 2021 году» / Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края. Красноярск, 2022. С. 317.
14. Стратегия социально-экономического развития северных и арктических территорий и поддержки коренных малочисленных народов Красноярского края до 2035 г. Утверждена распоряжением Правительства Красноярского края от 03.02.2023 № 81-р. URL: https://docs.cntd.ru/document/406495269 (дата обращения: 21.05.2024).
15. Сайт НК Роснефть. Политика устойчивого развития. URL: https://www.ros-neft.ru/about/strategy/ (дата обращения: 21.05.2024).
16. Чупров С.В. Особенности управления инновационной реиндустриализацией в нестационарной среде региональной экономики // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2015. Т. 25, № 5. С. 767-774.
17. Chuvashova M.N. Regional branding as the strategy of improvement regions competitiveness // Современная наука, техника и инновации. 2014. C. 176-178.
References
1. Shishatskiy, N.G. (2023) Krasnoyarskaya Arktika: poisk novykh podkhodov k osvoeniyu i razvitiyu [Krasnoyarsk Arctic: Search for New Approaches to Development and Exploration]. EKO. 9. pp. 89-111. doi: 10.30680/EC00131-7652-2023-9-89-111
2. Luk'yanova, A.A., Avramchikova, N.T. & Ivanov, D.S. (2023) Podkhody k otsenke vliyaniya effektivnosti ispol'zovaniya prirodnykh resursov na razvitie regional'noy ekonomicheskoy sistemy [Approaches to Assessing the Impact of Natural Resource Efficiency on the Development of a Regional Economic System]. Vestnik Evraziyskoy nauki. 15. (3). [Online] Available from: https://esj.today/PDF/82ECVN323.pdf (Accessed: 21.05.2024).
3. Nikitina, E. & Pozhilova, N. (2022) Sustainable Development Governance in the Arctic. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. 66 (10). pp. 93-101. (In Russian). doi: 10.20542/0131-2227-2022-66-10-93-101
4. Luk'yanova, A.A., Avramchikova, N.T. & Ivanov, D.S. (2023) Analiz faktorov povysheniya effektivnosti funktsionirovaniya neftegazovogo kompleksa i ikh vliyaniya na ustoychivost' regional'noy ekonomicheskoy sistemy [Analysis of factors for increasing the efficiency of the oil and gas complex and their impact on the stability of the regional economic system]. Vestnik Evraziyskoy nauki. 15 (4). [Online] Available from: https://esj.today/PDF/ 36ECVN423.pdf (Accessed: 21.05.2024).
5. Leksin, V.N. & Porfir'ev, B.N. (2022) The Other Arctic: Experience in System Diagnostics. Problemy prognozirovaniya. 1 (190). pp. 34-44. (In Russian). doi: 10.47711/08686351-190-34-44
6. Kanygin, G.V. & Khoreva, L.V. (2022) Conceptual Modeling of ESG Ratings: A New Approach to Collective Decision-Making. Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel'skiy zhurnal. 1 (115). pp. 24-29. (In Russian). doi: 10.23670/IRJ.2022.115.1.074
7. Avramchikova, N.T., Belyakova, E.V. & Ivanov, D.S. (2023) Spetsifika i osobennosti razvitiya regional'nykh ekonomicheskikh sistem v usloviyakh Kraynego Severa v Rossii i za rubezhom [Specifics and features of the development of regional economic systems in the conditions of the Far North in Russia and abroad]. Pervyy ekonomicheskiy zhurnal. 11 (341). pp. 40-49. doi: 10.58551/20728115_2023_11_40
8. Shishatskiy, N.G., Nagaeva, O.S. & Bryukhanova, E.A. (2024) Traditsionnaya khozyaystvennaya deyatel'nost' korennykh malochislennykh narodov kak vazhnaya sostavlyayushchaya chast' ekologo- i etnosokhranyayushchego razvitiya Arktiki [Traditional economic activities of indigenous peoples as an important component of ecologically and ethnically preserving development of the Arctic]. In: Kuimov, V.V. & Samusenko, S.A. (eds) Sibir'-2023. Naputi sotsial'no-ekonomicheskoy transformatsii [Siberia-2023. On the Path of Socioeconomic Transformation]. Moscow: INFRA-M. pp. 191-201. doi: 10.12737/2092323
9. Greenwood, J. (2022) Move forward without Russia: How the Arctic Council Can Keep up Its Work. High North News. [Online] Available from: https://www.highnorthnews.com/ en/move-forward-without-russia-how-arctic-council-can-keep-its-work (Accessed: 21.05.2024).
10. Provornaya, I.V. et al. (2019) Sustainable Trends in the Development of Oil Refining in Russia: Regional and Organizational Structure of the Industry. Problemy ekonomiki i upravleniya neftegazovym kompleksom. 1(169). pp. 20-30. (In Russian). doi: 10.33285/1999-6942-2019-1(169)-20-30
11. Shishatskiy, N.G. (2024) Krasnoyarskaya Arktika: sovremennoe sostoyanie i perspektivy [Krasnoyarsk Arctic: current state and prospects]. In: Kuimov, V.V & Samusenko, S.A. (eds) Sibir'-2023. Na puti sotsial'no-ekonomicheskoy transformatsii [Siberia-2023. On the Path of Socioeconomic Transformation]. Moscow: INFRA-M. pp. 166-201. doi: 10.12737/2092323
12. Vylegzhanin, A.N., Young, O.R. & Berkman, P.A. (2021) Russia in the Arctic Chair: Adapting the Arctic Governance System to Conditions Prevailing in the 2020s. Polar Record. 57. pp. 1-10. doi: 10.1017/50032247421000553
13. Ministry of Ecology and Rational Nature Management of Krasnoyarsk Krai. (2022) State report "On the state and protection of the environment in Krasnoyarsk Krai in 2021". Krasnoyarsk. (In Russian).
14. Docs.cntd.ru. (2023) Strategy for the socio-economic development of the northern and arctic territories and support for indigenous peoples of Krasnoyarsk Krai until 2035. Approved by the order of the Government of Krasnoyarsk Krai dated 03.02.2023 No. 81-r. [Online] Available from: https://docs.cntd.ru/document/406495269 (Accessed: 21.05.2024). (In Russian).
15. Rosneft Oil Company. (2024) Sustainable Development Policy. [Online] Available from: https://www.rosneft.ru/about/strategy/ (Accessed: 21.05.2024). (In Russian).
16. Chuprov, S.V. (2015) Osobennosti upravleniya innovatsionnoy reindustrializatsiey v nestatsionarnoy srede regional'noy ekonomiki [Features of managing innovative reindustrialization in a non-stationary environment of the regional economy]. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii. 25 (5). pp. 767-774.
17. Chuvashova, M.N. (2014) Regional branding as the strategy of improvement regions competitiveness. Sovremennaya nauka, tekhnika i innovatsii. pp. 176-178.
Информация об авторах:
Лукьянова А.А. - доктор экономических наук, проректор по образовательной деятельности, профессор кафедры организации и управления наукоемких производств, Сибирский государственный университет науки и технологий им. академика М.Ф. Решетнева (Красноярск, Россия). E-mail: [email protected]. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1403-1452. РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=371218
Иванов Д.С. - аспирант кафедры учета, финансов и экономической безопасности, Сибирский государственный университет науки и технологий им. академика М.Ф. Решетнева (Красноярск, Россия). E-mail: [email protected]. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7351-7049. РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=1200225 Аврамчикова Н.Т. - доктор экономических наук, профессор кафедры учета, финансов и экономической безопасности, Сибирский государственный университет науки и технологий им. академика М.Ф. Решетнева (Красноярск, Россия). E-mail: [email protected]. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5877-7117. РИНЦ: https://elibrary.ru/author_pro-file.asp?id=502931
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Information about the authors:
A.A. Lukyanova, Dr. Sci. (Economics), Vice-Rector for Educational Activities, professor of the Department of Organization and Management of High-tech Industries, Reshetnev Siberian State University of Science and Technology (Krasnoyarsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1403-1452. RSCI: https://eli-brary.ru/author_profile.asp?id=371218
D.S. Ivanov, postgraduate student at the Department of Accounting, Finance and Economic Security, Reshetnev Siberian State University of Science and Technology (Krasnoyarsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7351-7049. RSCI: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=1200225
N.T. Avramchikova, Dr. Sci. (Economics), professor at the Department of Accounting, Finance and Economic Security, Reshetnev Siberian State University of Science and Technology (Krasnoyarsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]. ORCID: https://or-cid.org/0000-0002-5877-7117. RSCI: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=502931
The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 22.05.2024; одобрена после рецензирования 19.07.2024; принята к публикации 13.08.2024.
The article was submitted 22.05.2024; approved after reviewing 19.07.2024; accepted for publication 13.08.2024.