Научная статья на тему 'Региональные инновации в сфере туризма'

Региональные инновации в сфере туризма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2346
564
Поделиться
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ТУРИЗМ / АГРОТУРИЗМ / СОБЫТИЙНЫЙ ТУРИЗМ / ТУРИСТСКАЯ ДЕСТИНАЦИЯ / ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ / ТУРИСТСКАЯ СФЕРА / INNOVATIONS / INNOVATIVE EVOLUTION / INNOVATIVE ACTION / REGIONAL DEVELOPMENT / TOURISM / AGRARIAN TOURISM / EVENT TOURISM / TOURIST DESTINATION / REGIONAL PROJECTS IN TOURIST SPHERE / TOURIST SPHERE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Патутина Наталия Анатольевна

Развитие общества возможно лишь при условии постоянного обновления в разных сферах жизни. Основным инструментом этого выступают инновации. Инновационное развитие страны является одним из приоритетов современной России. В связи с неравномерностью и недостаточностью развития инновационной активности субъектов Российской Федерации возникает задача создания региональных инновационных проектов. Такие проекты создаются на базе традиционно развивающихся на определенных территориях отраслей народного хозяйства. В настоящей статье рассматриваются некоторые из инновационных региональных проектов в сфере туризма. Такие проекты являются актуальными для регионов, в которых есть территории, имеющие признаки туристской дестинации, либо реализуются программы ее созданию. Среди инновационных направлений, активно реализующихся в региональных туристических программах современной России, можно выделить аграрный туризм. Как туристское направление агротуризм предполагает использование сельскохозяйственных, природных, культурно-исторических и других ресурсов сельской местности для того, чтобы создать актуальный для потребителя туристский продукт. Еще одним направлением инновационной туристской деятельности регионов можно назвать событийный туризм. Он связан с развитием туристкой дестинации и предполагает посещение местности в определенное время, связанное с каким-либо значимым, неординарным, ярким событием.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Патутина Наталия Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Regional innovations in tourist sphere

Society evolution is possible only provided that permanent renovation in different spheres of life takes place. A basic tool for it is innovation. That is why innovational progress is one of the priorities for modern Russia. Innovational activity in different subjects of the Russian Federation is uneven and deficient, so regional projects are of extremely current interest. They are usually formed on the basis of traditional branches of national economy. The present article is aimed at illustrating some regional projects in tourist sphere. Such projects are important for districts that have either tourist destination or programs on its creating. One of innovational trends that are being realized in Russia nowadays is agrarian tourism. It involves using rural, cultural, historical and other resources of a locality to make some product of interest for tourists. One more tendency in regional tourist sphere is event tourism. It is associated with tourist destination development and includes visiting a place at a particular time connected with a significant happening.

Текст научной работы на тему «Региональные инновации в сфере туризма»

УДК 330.123.6

Патутина Наталия Анатольевна

НОУ ВПО «Московский психолого-социальный университет»

Россия, Москва1

Доцент кафедры социально-культурного сервиса и туризма

Кандидат педагогических наук E-Mail: patutinaw@yandex.ru

Региональные инновации в сфере туризма

Аннотация: Развитие общества возможно лишь при условии постоянного обновления в разных сферах жизни. Основным инструментом этого выступают инновации. Инновационное развитие страны является одним из приоритетов современной России. В связи с неравномерностью и недостаточностью развития инновационной активности субъектов Российской Федерации возникает задача создания региональных инновационных проектов. Такие проекты создаются на базе традиционно развивающихся на определенных территориях отраслей народного хозяйства. В настоящей статье рассматриваются некоторые из инновационных региональных проектов в сфере туризма. Такие проекты являются актуальными для регионов, в которых есть территории, имеющие признаки туристской дестинации, либо реализуются программы ее созданию. Среди инновационных направлений, активно реализующихся в региональных туристических программах современной России, можно выделить аграрный туризм. Как туристское направление агротуризм предполагает использование сельскохозяйственных, природных, культурно-исторических и других ресурсов сельской местности для того, чтобы создать актуальный для потребителя туристский продукт. Еще одним направлением инновационной туристской деятельности регионов можно назвать событийный туризм. Он связан с развитием туристкой дестинации и предполагает посещение местности в определенное время, связанное с каким-либо значимым, неординарным, ярким событием.

Ключевые слова: Инновации; инновационное развитие; инновационная деятельность; региональное развитие; туризм; агротуризм; событийный туризм; туристская дестинация; туристский продукт; туристская сфера.

Статья подготовлена при финансовой поддержке автора Российским государственным научным фондом, проект № 13-06-00138а.

1 Рощинский 4-й проезд, 9а, г. Москва, 115191, Россия

Идентификационный номер статьи в журнале 73EVN114

Natalia Patutina

Private Educational Institution of Higher Professional Education

Moscow psycho-social university Russia, Moscow E-Mail: patutinaw@yandex.ru

Regional innovations in tourist sphere

Abstract: Society evolution is possible only provided that permanent renovation in different spheres of life takes place. A basic tool for it is innovation. That is why innovational progress is one of the priorities for modern Russia. Innovational activity in different subjects of the Russian Federation is uneven and deficient, so regional projects are of extremely current interest. They are usually formed on the basis of traditional branches of national economy. The present article is aimed at illustrating some regional projects in tourist sphere. Such projects are important for districts that have either tourist destination or programs on its creating. One of innovational trends that are being realized in Russia nowadays is agrarian tourism. It involves using rural, cultural, historical and other resources of a locality to make some product of interest for tourists. One more tendency in regional tourist sphere is event tourism. It is associated with tourist destination development and includes visiting a place at a particular time connected with a significant happening.

Keywords: Innovations; innovative evolution; innovative action; regional development; tourism; agrarian tourism; event tourism; tourist destination; regional projects in tourist sphere; tourist sphere

Identification number of article 73EVN114

Динамика социально-экономического развития общества неразрывно связана с инновациями разной степени интенсивности и направленности в разных сферах жизнедеятельности человека. Впервые категория «инновация» появилась в научных исследованиях культурологов еще в XIX в. Использовалось это понятие для обозначения введения некоторых элементов одной культуры в другую. Изучение инноваций как технических нововведений началось только в начале XX в.[2]

Категория «инновация» как в словарях и справочниках, так и в специальной и учебной литературе не имеет однозначной трактовки. Анализ определений понятия «инновация» позволяет говорить, что в большинстве из них инновация рассматривается как нововведение, новшество, результат творческого процесса. Такое понимание сути инновации отражает объектный подход, о котором пишут А.К. Казанцев и Л.Э. Миндели, отмечая, что в этом случае в качестве инновации выступает объект - новая продукция (техника), технология, метод.[6] При этом Р.А. Фатхутдинов считает, что не следует отождествлять понятия «новшество» и «инновация». Автор отмечает, что новшество — оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Чтобы новшество стало инновацией необходимы не только вложения инвестиций в его разработку, но важно внедрить новшество, получить положительный результат внедрения и продолжить диффузию инновации.[9]

В другом случае инновация зачастую рассматривается как процесс введения новых изделий, элементов, подходов, принципов вместо, действующих. В этом случае, по мнению А.К. Казанцев и Л.Э. Миндели, понимание сути инноваций лежит в рамках процессного подхода.[6]

Несмотря на разнообразие подходов к пониманию категории «инновация» в научном мире [1; 5], в профессиональном сообществе принято единообразие в понимании этого феномена, что нашло отражение в международных стандартах инновационной деятельности предприятий, которые отражены в документе ««Руководства по сбору и анализу данных по инновациям (Руководство Осло)», принятом Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 1992 году.2 Следует отметить, что этот документ претерпевает изменения в связи с расширением понимания сути и особенностей протекания инновационных процессов в разных сферах предпринимательства и промышленности. В этом документе под инновацией понимается «введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях».3 В Руководстве Осло отмечается, что минимально необходимым признаком инновации считается соблюдение требования того, чтобы продукт (или процесс), претендующий называться инновацией, был новым или значительно улучшенным для практики его применения в конкретных условиях. В этом случае к инновациям могут быть отнесены результаты инновационной деятельности, созданные предприятием или заимствованные от других предприятий. Общим признаком инновации является ее введение в употребление, что может произойти только в процессе его появления на рынке.

В Российской научно-практической сфере трактовка понятия «инновация» опирается на его объяснение в Стратегии инновационного развития Российской Федерации. В этом

2 Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. - М., 2010.

3 Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. - М., 2010. - С. 31.

документе инновация трактуется как «вывод на рынок нового товара или услуги, внедрение нового процесса производства, освоение новой бизнес модели, создание новых рынков» 4.

Инновационное развитие является одним из приоритетов стратегической деятельности развитых и развивающихся стран. Вместе с этим уровень инновационного развития России в настоящее время остается недостаточно высоким, согласно данным глобального мирового исследования The Global Innovation Index (Глобальный индекс инноваций). Данное исследование проводится, начиная с 2007 года. По мнению авторов исследования, успешность экономики связана, с одной стороны, с наличием инновационного потенциала, с другой - с имеющимися условиями для его воплощения. Исходя из этого, Индекс рассчитывается как взвешенная сумма оценок двух групп показателей: имеющихся ресурсов проведения инноваций и результатов инноваций. В совокупности по оцениваемым показателям в исследовании 2013 года Россия занимает 62 место в рейтинге среди 142 стран, принимавших участие в исследовании (по данным 2012 года место в рейтинге было 45).5

Для решения стоящих перед Россией проблем в инновационной сфере в 2011 году был разработан документ, определяющий направления государственной политики и комплекс мероприятий, направленных на решение актуальных задач - Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года. Одной из задач инновационного развития Российской федерации в Стратегии определяется реализация инновационной политики на региональном уровне. Направлениями решения этой задачи являются: координация усилий по созданию инновационной инфраструктуры, развитие инновационного предпринимательства, улучшение взаимодействия региональных администраций с существующими компонентами инновационной инфраструктуры - научно-исследовательскими и образовательными центрами, инфраструктурой финансирования инноваций и инновационными компаниями.6

Необходимость развития инновационной деятельности в регионах Российской Федерации диктуется неравномерностью и недостаточностью развития инновационной активности большинства субъектов РФ. Так, по данным Аналитического доклада, подготовленного Институтом статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», представляющего систему рейтинговых оценок и анализ инновационного развития 83 российских регионов, ведущие позиции в рейтинге с большим отрывом от других регионов занимают города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург. Составление рейтинга субъектов РФ по ИСЭУ продемонстрировало достаточно высокий - шестикратный - разрыв между регионами по базовым условиям инновационного развития.[8]

Инновационное развитие регионов зачастую строится на базе традиционно развивающихся на определенных территориях отраслей народного хозяйства. В контексте настоящей статьи интерес представляют инновационные региональные проекты в сфере туризма. Такие проекты являются актуальными для регионов, в которых есть территории, имеющие признаки туристской дестинации, либо реализуются программы ее созданию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 8

декабря 2011 г. № 2227-р). [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70006124/

5 The Global Innovation Index 2013. The Local Dinamics of Innovation [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.globalinnovationindex.org/content.aspx?page=GII-Home

6 Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 8

декабря 2011 г. № 2227-р). [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70006124/

Туристская дестинация представляет центр (территорию) с разнообразными удобствами, средствами обслуживания и услугами для удовлетворения потребностей туристов. Для того чтобы территория была дестинацией, необходимо выполнение ряда условий. Так, на данной территории необходимо наличие мест размещения, питания, развлечений, и развитой транспортной системы при этом предполагается высокий уровень качества этих услуг, наличие достопримечательностей, интересующих туристов, обязательно имеющих конкуретное отличие от других дестинаций наличие развитой сети современных информационных и коммуникационных систем.[3]

Развитие туристских дестинаций связано с реализацией инноваций в сфере туризма на их территории. Среди инновационных направлений, активно реализующихся в региональных туристических программах современной России, можно выделить аграрный туризм. Это направление туризма в настоящее время имеет достаточно широкое распространение в европейских странах. Для России развитие агротуризма приобретает актуальность в связи с необходимостью активизировать рынок внутреннего туризма, а также с необходимостью создавать условия для развития инфраструктуры села, повышения качества жизни сельских жителей.

Как туристское направление агротуризм предполагает использование сельскохозяйственных, природных, культурно-исторических и других ресурсов сельской местности для того, чтобы создать актуальный для потребителя туристский продукт. В условиях России агротуризм реализуется в разных форматах. Одним из таких форматов является экоферма.

Экоферма «Коновалово» - пример успешной реализации проекта сельскохозяйственного туризма на территории Московской области. Отель признан одним из лучших агротуристических отелей России. Территория экофермы имеет три основные зоны. Одна зона - хозяйственная, которая включает в себя ферму, площадку для выгула скота, гараж, сеновал, дом для персонала. Другая зона - зона отдыха, включающая в себя пруд, экоотель, экобаню, беседку, спортивную и детскую площадку. Третья часть территории экофермы - садово-огородная зона, которая состоит из сада, огорода и теплицы. Постояльцы отеля получают экологически чистое питание из продукции, произведенной на территории комплекса, а так же могут сами сорвать урожай с огородных грядок, в теплице или в саду. Для них устраиваются экскурсии на ферму. Особенностью экофермы является то, что посетители комплекса имеют возможность организовать свой отдых по разным направлениям (оздоровительный, познавательный, активный). Важную роль в организации отдыха посетителей играет общение с экофермером, который проводит мастер-классы, знакомит гостей с деятельностью агрокомплекса. 7

Организационной формой агротуризма, объединяющей разные форматы, является экопарк. Примером такой инновационной программы можно считать создание Экопарка «Суздаль» во Владимирской области. Идея экопарков не является абсолютно новой для мировой туристической практики, но для Владимирской области этот проект является инновационным. Экопарк планируется разместить на территории площадью 125 квадратных километров. Инновационная программа предполагает строительство в экопарке гостиниц, экопоселений и экобаз, фитогородков, экоферм дендропарка, гльфклуба, конно-спортнивного клуба, клуба спортивной рыбалки. Планируется, что Экопарк представит туристам полный комплекс услуг «зеленого сельского туризма», включая гастрономические туры, рыбалку и русскую баню. Главное достоинство нового формата в том, что туристы получат большое

7 Сайт агротуристического комплекса «Экоферма Коновалово» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.konovalovo.com/infrastructure-and-entertainments/

количество сервисов непосредственно на территории экосферы. При этом экофермы будут иметь некую специализацию, связанную с сохранением редких и исчезающих представителей флоры и фауны. Предполагается, что Экопарк вместе с этим будет выполнять функцию бизнес-инкубатора по развитию малого бизнеса.8

Агротуризм как инновационное направление развития туристкой сферы России в настоящее время приобретает актуальность в контексте развития отдельных территорий. Анализ практики инновационной деятельности регионов России показывает, что сельскохозяйственный туризм рассматривается многими субъектами РФ как инструмент развития региона, что находит отражение в создании нормативной базы организации экотуризма, в реализации программ поддержки таких проектов.

Еще одним направлением инновационной деятельности в туризме можно назвать событийный туризм, который динамично развивается в настоящее время в России. Это направление тесно связано с развитием туристкой дестинации, так как ориентирован на посещение местности в определенное время, связанное с каким-либо событием, которое характеризуется значимостью, неординарностью, яркостью впечатлений. Событийный туризм основан на том, что события, как основа создания туристского продукта, из разряда случайных (единичных) переходят в разряд традиционных, что делает дестинацию более узнаваемой и оригинальной.

Одним из примеров таких региональных проектов является разработка и реализация в городе Ельце программ событийного туризма. Представленные на Первой Ярмарке молодежного событийного туризма в Москве в декабре 2011 года программы туристских фестивалей «Русская закваска» (инициатор - Администрация города Ельца Липецкой области) и «Антоновские яблоки» (инициатор - Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина) заслуженно стали дипломантами.9 Кроме получения наград на всероссийском конкурсе, эти программы успешно реализуются. Так, фестиваль «Русская закваска» связан с традициями русского национального быта. В основе концепции праздника лежит лексическая парадигма слова «закваска». Праздником охватывается практически весь город Елец, так как на улицах города действует несколько площадок. На площадке «город мастеров» представлены такие традиционные промыслы, как кружево, резьба по дереву, ковка, керамика и другие ремесла. На «Обжорных рядах» ельчанам и гостям города предлагается отведать такие продукты традиционной русской кухни, как квас, окрошка, блины, пироги. Особенностью праздника является возможность увидеть процесс изготовления практически всех представленных товаров народных промыслов. Еще одна черта праздника «Русская закваска» - широкое разнообразие мастер-классов, на которых все желающие могут попробовать свои силы в росписи керамических игрушек, рисовании, создании оригами, изготовлении тряпичной куклы. Данное мероприятие, проведенное впервые, вызвав интерес у местных жителей и туристов, стало традиционным, положив начало фестивалю событийного туризма в туристско-рекреационной зоне «Елец» и созданию специального тура «Русская закваска», который приобретает популярность как на отечественном, так и на международном рынке туруслуг.[4]

Туристский фестиваль «Антоновские яблоки» связан с жизнью и творчеством великого русского писателя, лауреата Нобелевской премии Ивана Алексеевича Бунина, чье имя носит Елецкий государственный университет. Первый фестиваль состоялся в октябре 2010 года. В основе концепции праздника лежат произведения писателя. Естественными декорациями

8 Сайт проекта Экопарк «Суздаль».[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ecoparki.ru/

9 Сайт Всерросийской открытой Ярмарки событийного и молодежного туризма. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://2012. sobtur. com/culture/

праздника являются улицы, площади и парки города Ельца. Праздник ориентирован на воссоздание атмосферы провинциального города, хранящего и продолжающего традиции прошлого. На улице Торговой гостей встречают елецкие ремесленники и гости из других городов. На месте старинных Обжорных рядов - стилизованные "Трактир", "Кабак", "Чайная" и другие. Гости могут бесплатно полакомиться русскими блинами, леденцами на палочке, попробовать медовуху и сбитень. На "Казачьем подворье" всех желающих угощают травяным чаем из настоящего сорокаведёрного самовара, разожженного дровами. Здесь же разворачивается народное гулянье с выступлениями профессиональных и самодеятельных коллективов, с костюмированными персонажами. Концепция мероприятия была разработана преподавателями и студентами факультета социально-культурного сервиса и туризма в 2010 году. С тех пор фестиваль проводится ежегодно, обогащаясь содержанием и элементами формата. В 2013 году состоялся IV событийный туристский фестиваль «Антоновские яблоки», который принимал гостей из городов, как Липецкой области, так и соседних областей: Воронежской, Орловской, Владимирской, Тульской, Нижегородской, Московской и

др.10

Важно отметить, что названные и другие направления инноваций в сфере туризма являются актуальным PR - инструментом позиционирования и продвижения регионов как территорий инноваций.[7]

Таким образом, инновации в туризме позволяют решать ряд задач, связанных как с повышением уровня удовлетворения культурных потребностей населения, так и с созданием условий для развития инновационных форм малого бизнеса, и с вовлечением в инновационную деятельность молодежи.

10 Сайт ЕГУ им. И.А. Бунина. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.elsu.rU/page/2/

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранчеев, В.П. Управление инновациями [Текст]: учебник для бакалавров : для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим направлениям и специальностям / В. П. Баранчеев, Н. П. Масленникова, В. М. Мишин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт , 2012 - 710 с., с.ил., табл.;22 см.. - (Бакалавр. Углубленный курс). - Библиогр. в конце кн.. - ISBN 978-5-99161982-0 (Изд-во Юрайт) (в пер.)

2. Бездудный, Ф.Ф.,Смирнова, Г.А., Нечаева О.Д. Сущность понятия инновация и его классификация // Инновации. - 1998. - № 2.-3. - С. 4.

3. Боголюбов, В.С. Экономика туризма [Текст]: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования, обучающихся по направлению подготовки "Туризм" / В. С. Боголюбов, В. П. Орловская. - 4-е изд., перераб. и доп. Москва : Академия , 2013 - 190 с. - (Высшее профессиональное образование. Бакалавриат. Туризм). - Библиогр. в конце кн.. - ISBN 978-5-7695-8542-5 (В пер.)

4. Брисов, Ю. «Русская закваска» в Ельце.//АиФ-Липецк. 2012. № 20. [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.chr.aif.ru/culture/article/47300, свободный. -Загл. с экрана. - Яз. рус.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Грибов, В.Д. Инновационный менеджмент [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям 080200 "Менеджмент" и 080507 "Менеджмент организации" / В. Д. Грибов, Л. П. Никитина - Москва : ИНФРА-М , 2012 - 309 с., с.ил., табл.;22 см. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 306-307. - ISBN 978-5-16-004870-3 (в пер.)

6. Основы инновационного менеджмента: теория и практика : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению 521500 "Менеджмент", специальности 061100 "Менеджмент орг." / [Л. С. Барюти и др.] ; под. ред. А. К. Казанцева, Л. Э. Миндели. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М. : Экономика , 2004 (Казань: ГУП ПИК Идел-Пресс) - 517 с. - Библиогр. в конце гл.. - ISBN 5-282-02345-8 (в пер.)

7. Патутина, Н.А. Особенности PR-инструментов в сфере социально-культурного

сервиса и туризма //Экономика и социум. 2013. №1 (6). [Электронный ресурс] -Режим доступа:

http://www.iupr.m/domams_data/files/zumal_osnovnoy_6_2013/PATUTINA%20N.A. .pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.

8. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации: аналитический доклад / Под ред.Л.М. Гохберга [электронный ресурс]. - М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2012. - 104 с. - Режим доступа: http://www.hse.ru/primarydata/rir2012, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.

9. Фатхутдинов, Р. А. Инновационный менеджмент [Текст] : учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим и техническим специальностям / Р. А. Фатхутдинов. - 6-е изд. - Москва [и др.] : Питер , 2012 - 442 с.ил., табл.;21 см. -Библиогр.: с. 440-442. - ISBN 978-5-459-01083-1

10. Шумпетер, Й. Теория экономического развития / Й. А. Шумпетер; [пер. с нем.: В. С. Автономов, М. С. Любский, А. Ю. Чепуренко ; пер. с англ.: В. С. Автономов и др.]. - М.: Эксмо, 2007 - 861 с. ; с.портр.;24 см. - (Антология экономической мысли). - (Classics of Economics). - ISBN 978-5-699-19290-8 (В пер.)

Рецензент: Аброськин Петр Николаевич, доцент кафедры менеджмента, кандидат экономических наук, Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ).

REFERENCES

1. Barancheev V.P. Upravlenie innovacijami [Tekst]: uchebnik dlja bakalavrov : dlja studentov vysshih uchebnyh zavedenij, obuchajushhihsja po jekonomicheskim napravlenijam i special'nostjam / V. P. Barancheev, N. P. Maslennikova, V. M. Mishin. - 2-e izd., pererab. i dop. - Moskva : Jurajt , 2012 - 710 s., s.il., tabl.;22 sm.. -(Bakalavr. Uglublennyj kurs). - Bibliogr. v konce kn.. - ISBN 978-5-9916-1982-0 (Izd-vo Jurajt) (v per.)

2. Bezdudnyj, F.F.,Smirnova, G.A., Nechaeva O.D. Sushhnost' ponjatija innovacija i ego klassifikacija // Innovacii. - 1998. - № 2.-3. - S. 4.

3. Bogoljubov, V.S. Jekonomika turizma [Tekst]: uchebnik dlja studentov uchrezhdenij vysshego professional'nogo obrazovanija, obuchajushhihsja po napravleniju podgotovki "Turizm" / V. S. Bogoljubov, V. P. Orlovskaja. - 4-e izd., pererab. i dop. Moskva : Akademija , 2013 - 190 s. - (Vysshee professional'noe obrazovanie. Bakalavriat. Turizm). - Bibliogr. v konce kn.. - ISBN 978-5-7695-8542-5 (V per.)

4. Brisov Ju. «Russkaja zakvaska» v El'ce.//AiF-Lipeck. 2012. № 20. [Jelektronnyj resurs]- Rezhim dostupa: http://www.chr.aif.ru/culture/article/47300, svobodnyj. -Zagl. s jekrana. - Jaz. rus.

5. Gribov, V.D. Innovacionnyj menedzhment [Tekst]: uchebnoe posobie dlja studentov vysshih uchebnyh zavedenij, obuchajushhihsja po napravlenijam 080200 "Menedzhment" i 080507 "Menedzhment organizacii" / V. D. Gribov, L. P. Nikitina -Moskva : INFRA-M , 2012 - 309 s., s.il., tabl.;22 sm. - (Vysshee obrazovanie). -Bibliogr.: s. 306-307. - ISBN 978-5-16-004870-3 (v per.)

6. Osnovy innovacionnogo menedzhmenta: teorija i praktika : ucheb. dlja studentov vuzov, obuchajushhihsja po napravleniju 521500 "Menedzhment", special'nosti 061100 "Menedzhment org." / [L. S. Barjuti i dr.] ; pod. red. A. K. Kazanceva, L. Je. Mindeli. - Izd. 2-e, pererab. i dop. - M. : Jekonomika , 2004 (Kazan': GUP PIK Idel-Press) - 517 s. - Bibliogr. v konce gl.. - ISBN 5-282-02345-8 (v per.)

7. Patutina N.A. Osobennosti PR-instrumentov v sfere social'no-kul'turnogo servisa i turizma //Jekonomika i socium. 2013. №1 (6). [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://www.iupr.ru/domains_data/files/zurnal_osnovnoy_6_2013/PATUTINA%20N. A..pdf, svobodnyj. - Zagl. s jekrana. - Jaz. rus., angl.

8. Rejting innovacionnogo razvitija sub#ektov Rossijskoj Federacii: analiticheskij doklad / Pod red.L.M. Gohberga [jelektronnyj resurs]. - M.: Nacional'nyj issledovatel'skij universitet «Vysshaja shkola jekonomiki», 2012. - 104 s. - Rezhim dostupa: http://www.hse.ru/primarydata/rir2012, svobodnyj. - Zagl. s jekrana. - Jaz. rus., angl.

9. Fathutdinov, R. A. Innovacionnyj menedzhment [Tekst] : uchebnik dlja studentov vuzov, obuchajushhihsja po jekonomicheskim i tehnicheskim special'nostjam / R. A. Fathutdinov. - 6-e izd. - Moskva [i dr.] : Piter , 2012 - 442 s.il., tabl.;21 sm. -Bibliogr.: s. 440-442. - ISBN 978-5-459-01083-1

10. Shumpeter J. Teorija jekonomicheskogo razvitija / J. A. Shumpeter; [per. s nem.: V.

S. Avtonomov, M. S. Ljubskij, A. Ju. Chepurenko ; per. s angl.: V. S. Avtonomov i dr.]. - M.: Jeksmo, 2007 - 861 s. ; s.portr.;24 sm. - (Antologija jekonomicheskoj mysli). - (Classics of Economics). - ISBN 978-5-699-19290-8 (V per.)