УДк 336.25/26(571.56)
региональные факторы удорожания стоимости жизни населения на севере
а. т. набережная,
кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник E-mail: atnaber@mail. ru Научно-исследовательский институт региональной экономики Севера Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова, г. Якутск
В статье рассматриваются региональные факторы удорожания стоимости жизни населения на Севере Российской Федерации. Предлагаются меры для повышения уровня жизни населения, совершенствования методики расчета прожиточного минимума для населения Республики Саха (Якутия).
Ключевые слова: стоимость жизни населения, прожиточный минимум, уровень жизни.
Стоимость жизни населения определяется совокупностью материальных затрат, необходимых для поддержания работоспособности человека, воспроизводства его как биологического вида, создания нормальных условий для его труда и отдыха [4]. В связи с тем, что на государственном уровне проводится политика закрепления населения в необжитых районах Дальнего Востока и Восточной Сибири, необходимо определить региональные факторы удорожания стоимости жизни в этих регионах, что позволит в последующем выявить приоритеты проведения социальной политики государства для выравнивания уровня и качества жизни населения в целом по стране. Все это обусловливает высокую степень актуальности рассматриваемой проблемы.
Основным инструментарием в определении стоимости жизни населения, определяющим низшую
12 000 10 000 8 000 6 000 4 000 2 000 0
границу воспроизводства человеческого потенциала, является прожиточный минимум (ПМ), который служит нормативом проведения социальной защиты и поддержки нетрудоспособных и малоимущих граждан. Разработка и расчет ПМ тесно взаимоувязаны с проблемой районирования и зонирования территории страны по социально-экономическим и природно-климатическим зонам для определения схожих параметров потребления населения [2].
Динамика прожиточного минимума по двум зонам Республики Саха (Якутия) приведена на рис. 1.
Сравнительный анализ величины прожиточного минимума в среднем на душу населения по Республике Саха (Якутия) с величиной прожиточного минимума в целом по Российской Федерации (табл. 1) показывает значительное, в 1,7 раза, превышение величины прожиточного минимума на Севере.
-2-я зона -1-я зона
2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Рис. 1. Динамика прожиточного минимума по зонам Республики Саха (Якутия) с 2003 по 2011 г, руб.
Таблица 1
отношение величины прожиточного минимума в среднем на душу населения по Республике Саха (якутия) к прожиточному минимуму в среднем на душу населения по РФ
Показатель 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.
Результат отношения в среднем 1,5 1,6 1,4 1,4 1,5 1,5 1,5 1,6 1,6
на душу населения
2-я зона 1,5 1,5 1,4 1,4 1,5 1,5 1,5 1,6 1,6
1-я зона 1,7 1,8 1,7 1,7 1,7 1,6 1,7 1,7 1,7
Источник: авторская разработка на основании статистических данных [3].
Требует решения также и проблема определения границ Севера России (зонирование территории Крайнего Севера и приравненных к ним местностей) [1]. В современных условиях для обеспечения государственных гарантий гражданам, проживающим на Севере, продолжает применяться Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029 в редакции постановления Правительства РФ от 18.04.2004 № 245.
В настоящее время Республика Саха (Якутия) отнесена по зонированию территории Российской Федерации к двум самым дискомфортным зонам проживания населения:
1) абсолютно дискомфортная (соответствует
1-й зоне по расчету ПМ);
2) экстремально дискомфортная (соответствует
2-й зоне по расчету ПМ).
Суровость климата и дискомфортность условий проживания двух данных зон относительно других территорий Российской Федерации обосновывается по результатам совокупного анализа природно-климатических, социально-экономических и экономико-географических факторов, в наибольшей мере влияющих на стоимость жизни населения.
Республика Саха (Якутия) занимает площадь 3 103,2 тыс. км2 и расположена на северо-востоке азиатской части Российской Федерации. Плотность населения составляет 0,3 чел. /км2. Из 676 населенных пунктов Республики Саха (Якутия) 75 (11,1 %) являются городскими, 601 (88,9 %) - сельскими. Сельские населенные пункты имеют малую численность населения и дисперсное размещение по всей территории республики. Расчеты автора показывают, что в 78,4 % всех населенных пунктов проживают менее 1 тыс. чел. Отсутствие круглогодичной наземной связи приводит к тому, что периодически многие населенные пункты остаются изолированными от центров районов и наслегов, от
столицы Республики Саха (Якутия). Это связано с особенностями расселения на территории республики, малочисленностью населения в населенных пунктах и неразвитостью дорожно-транспортной сети внутри районов и наслегов. Особенно это характерно для арктических и северных районов республики, имеющих наиболее низкие показатели плотности населения.
Для учета влияния фактора расселения населения и фактора транспортной доступности на стоимость жизни населения автором проведена группировка населенных пунктов Республики Саха (Якутия) по численности населения. По проведенной группировке рассчитаны средние расстояния до центров наслегов и районов, проанализирован характер использования дорог в течение года. В целом по республике средние расстояния до центров районов составляют 126,7 км, до центров наслегов -24,8 км. Характер использования дорог показывает, что 58 % населенных пунктов имеют круглогодичную наземную связь с центрами районов, автозимником связаны с центром района 17 % населенных пунктов, 25 % населенных пунктов имеют сезонные дороги, связывающие их с центром района. В летний и осенне-весенний периоды связь может осуществляться только малой авиацией и вертолетами. До центра наслегов имеют круглогодичную наземную связь 56 % населенных пунктов.
Необходимо отметить, что кроме официально указанных на картах дорог при анализе характера использования дорог до центров администрации районов и их наслегов автором были учтены и фактически использующиеся проселочные дороги. Эти дороги используются лишь в зимний и сухой летний периоды. В период распутицы связь между населенными пунктами прерывается. Наибольшие расстояния до центров муниципальных образований имеют арктические и северные районы республики (от 79,2 км в Верхнеколымском районе до 368,9 км в Оймяконском районе). Следовательно, транспорт-
Таблица 2
Расчеты месячного и годового фонда районного коэффициента и северных надбавок
Показатель 2009 г. 2010 г. 2011 г. В среднем
Количество занятых, тыс. чел. 481,9 481,2 483,6 482,2
Месячный фонд районного коэффициента и северных надбавок, млн руб. 5 601,8 6 881,4 8 067,3 6 850,0
Годовой фонд районного коэффициента и северных надбавок, млн руб. 67 222,1 82 576,8 96 807,5 82 202,2
Источник: авторская разработка на основании статистических данных [3].
ная составляющая доставки товаров значительно повышает стоимость жизни северян.
Удорожанию стоимости жизни на Севере косвенно способствует и система гарантий государства в сфере оплаты труда работников сферы производства и оказания услуг, поскольку затраты предприятий по выплате районного коэффициента и северных надбавок согласно законодательству включаются в издержки производства и закладываются в окончательный тариф или стоимость товара или услуги.
Необходимо также отметить, что действующие в настоящее время районный коэффициент и северные надбавки не выполняют своей функции по компенсации населению трудных условий проживания в дискомфортных условиях Севера. Расчеты месячного и годового фонда районного коэффициента и северных надбавок представлены в табл. 2. В величине сложившегося фонда среднемесячной заработной платы доля сумм этих компенсационных выплат составляет от 48 до 60 %.
Федеральным законом от 03. 12.2012 N° 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» и постановлениями Правительства РФ от 28.01.2013 № 54 «Об утверждении методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации» и от 29.01.2013 № 56 «Об утверждении Правил исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации» определены новые методические подходы и правила исчисления величины прожиточного минимума на душу населения по основным социально-демографическим группам населения в целом по России, на основе которых регионы должны разработать и утвердить свои методики и правила исчисления прожиточного минимума по социально-демографическим груп-
пам и на душу населения региона. В Республике Саха (Якутия) при разработке данных документов необходимо учесть очень большую группу факторов регионального удорожания стоимости жизни населения на Севере.
Динамика потребительских расходов населения показывает очень большой удельный вес расходов на питание (рис. 2). Как показывает мировой опыт, если данная статья расходов превышает 30 %, то можно сделать вывод о том, что население региона живет достаточно бедно (в Республике Саха (Якутия) указанный показатель составляет 31,8 % в среднем за ряд лет). Сложная схема транспортировки угля, дизельного топлива для отопления котельных, постоянный рост цен на энергоносители приводят к значительному росту тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), что значительно повышает стоимость жизни. Продолжительность отопительного сезона для 1-й зоны Республики Саха (Якутия) составляет 288 дней, для 2-й зоны — 261 день. В современных условиях, когда тарифы на электроэнергию и сетевой газ повышаются 2 раза в год и их стоимость приближается к мировым ценам, необходимо проводить целенаправленные мероприятия по социальной поддержке населения. Снизить нагрузку на бюджет семей северян мог бы квотированный отпуск электроэнергии, теплоэнергии и сетевого газа по социальным нормативам по льготной цене. Для расчета социальных нормативов потребления необходимо учесть следующие факторы:
1) показатели среднегодовых температур;
2) продолжительность безморозного периода;
3) продолжительность периода ультрафиолетовой недостаточности;
4) продолжительность отопительного периода;
5) социальную норму жилой площади на 1 чел.;
6) минимальное обеспечение электрооборудованием на 1 чел.
Доля расходов на услуги ЖКХ, транспорта, связи, здравоохранения, образования и рекреационные
РЕгионлльнляэкономика: теория и практика
53
18 16 14 12 10 8 6 4 2 0
О ,
ф
и
ц
ф
и
5 га
Рис. 2. Структура потребительских расходов населения Республики Саха (Якутия) с 2005 по 2011 г., %
услуги составляют 25,5 % от всех расходов, из них 86,2 % - услуги ЖКХ.
Предлагаемый в новой российской методике способ определения доли услуг в прожиточном минимуме в размере 50 % от стоимости продуктового набора не соответствует структуре потребления услуг в регионе. Автором предлагается повышение доли расходов на услуги в прожиточном минимуме (табл. 3) на основе
расчетов рекомендуемого соотношения товаров и услуг со стоимостью продуктов питания с учетом региональных особенностей Республики Саха (Якутия) по двум зонам региона и в среднем на душу населения. Примерные расчеты по данным соотношениям показывают, что величина прожиточного минимума в этом случае будет более адекватно отражать структуру потребления населения региона.
Таким образом, касательно факторов удорожания стоимости жизни в Республике Саха (Якутия) можно сделать некоторые выводы:
1) высокой стоимости жизни способствуют большие затраты на транспортировку товаров до конечных потребителей из-за низкого уровня раз-
Таблица 3
Рекомендуемое соотношение товаров и услуг со стоимостью продуктов питания с учетом региональных особенностей Республики Саха (Якутия), %
ф
и
ц
ф
и
га га
3 ^
га ю ¡5 о
° 5 ^ 2
□ Мужчины □Женщины
Показатель Трудоспособное население Пенсионеры Дети
1-я зона
Продукты питания 100 100 100
Непродовольственные товары 55 55 55
Услуги 70 60 55
2-я зона
Продукты питания 100 100 100
Непродовольственные товары 50 50 50
Услуги 80 70 60
В среднем по республике
Продукты питания 100 100 100
Непродовольственные товары 50 50 50
Услуги 80 70 60
Источник: авторская разработка на основании статистических данных [3]
вития транспортной сети. Характер транспортной доступности является сезонным, круглогодичную наземную связь до центра районов имеют всего 56 % населенных пунктов;
2) прожиточный минимум должен соответствовать физиологическим потребностям человека для полного восстановления трудоспособности организма;
3) необходим учет природно-климатической дискомфортности, особенно в районах с экстремальной и абсолютной дискомфортностью, к которым относится вся территория Республики Саха (Якутия), что не получило должного отражения в действующем законодательстве «О потребительской корзине РФ» и «О прожиточном минимуме
РФ»;
4) необходимо пересмотреть натуральный набор потребительской корзины в части продуктов питания для северян. В новом законе значительно увеличены нормы потребления фруктов и овощей, которые практически не потребляются жителями Крайнего Севера из-за дороговизны овощей и фруктов в арктических районах Республики Саха (Якутия), а также сложной схемы их доставки в зону Арктики. Из-за отсутствия товаров органы статистики не могут объективно отслеживать цены на них, что приводит к недоучету стоимости продуктового набора прожиточного минимума и величина ПМ будет искусственно
снижена. Расчет остальных категорий (непродовольственные товары и услуги) как процентных долей от продуктового набора может существенно исказить стоимость жизни северянина, что в свою очередь повлечет недополучение гарантированных государством льгот и субсидий в части социальной помощи нуждающимся гражданам;
5) основным инструментом компенсации высокой стоимости жизни на Севере должен стать механизм адекватного повышения покупательной способности реальной заработной платы. Только в этом случае может быть решены задача социальной защиты населения дискомфортных территорий и проблема закрепления прибывающего населения в районах нового хозяйственного освоения на северо-востоке страны.
Список литературы
1. Егоров Е. Г. Север России: экономика, политика, наука. Якутск: Сахаполиграфиздат. 2006. С. 448, 459.
2. Набережная А., Павлова А. Региональные особенности формирования потребительской корзины Республики Саха (Якутия) // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 14 (107). С.121—125.
3. Социальное положение и уровень жизни населения Республики Саха (Якутия). Якутск: ТОФСГС по Республике Саха (Якутия). 2012.
4. Стоимость жизни и ее измерение / Л. Г. Зубова, Н. В. Ковалева, М. Д. Красильникова и др. М.: Финансы и статистика. 1991. 174 с.