Научная статья на тему 'Региональные демографические процессы в политическом измерении'

Региональные демографические процессы в политическом измерении Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
458
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕМОГРАФИЯ / ЭЛЕКТОРАЛЬНАЯ ДЕМОГРАФИЯ / АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ / МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МИГРАЦИЯ / УРБАНИЗАЦИЯ / СТАРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ / POLITICAL DEMOGRAPHY / ELECTORAL DEMOGRAPHY / ADMINISTRATIVE TERRITORIAL DIVISION / LOCAL AUTHORITY / MIGRATION / URBANIZATION / AGEING OF POPULATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ерохин Н.А.

Большинство демографических процессов и изменений прямо или косвенно оказывают влияние на экономическую, социальную, военную и многие другие сферы жизни государства и общества. Разумеется, политическая сфера вовсе не исключение. Данная статья представляет собой анализ политических последствий демографических процессов для нашей страны за последнее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional population processes in political dimension

Most of population processes and changes overtly and covertly influence on economic, social, military and other spheres of state and public life. Political sphere, of course, is not an exception. This article is the analysis of political consequences of recent population processes in our country.

Текст научной работы на тему «Региональные демографические процессы в политическом измерении»

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ

ЕРОХИН Никита Алексеевич

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Тамбов, Россия, аспирант 1-го курса обучения специальности 23.00.02 - Политические институты, процессы и технологии, e-mail: n.ero68000@gmail.com

Большинство демографических процессов и изменений прямо или косвенно оказывают влияние на экономическую, социальную, военную и многие другие сферы жизни государства и общества. Разумеется, политическая сфера - вовсе не исключение. Данная статья представляет собой анализ политических последствий демографических процессов для нашей страны за последнее время.

Ключевые слова: политическая демография, электоральная демография, административно-территориальное деление, местное управление, миграция, урбанизация, старение населения.

Концептуальные основания анализа

Говоря о влиянии демографических изменений в РФ, нужно в первую очередь затронуть проблему административно-территориального деления, которое, среди прочего, зависит от численности населения. В России существует два вида территориального деления: во-первых, административно-территориальное, предназначенное для вертикального осуществления функций государственной власти; и, во-вторых, муниципальное - для организации негосударственного (местного) самоуправления.

Конституция РФ 1993 г. закрепляет федеральное устройство, состоящее из равноправных 85 субъектов Федерации: 22 республики, 9 краев, 46 областей, 4 автономных округа, одна автономная область и 3 города федерального значения. По мнению экспертов, сегодня в России нет единой системы и нормативно-правового определения административно-территориального деления. В основном используются советские критерии и принципы.

Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации» вопрос об административно-территориальном

устройстве субъектов относит к ведению законодательной ветви власти субъекта [1]. При этом законодательная власть субъекта в решении данного вопроса ограничена Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2].

Отдельного разговора заслуживают особенности формирования федеративного устройства государства. Обычно различают два основных способа формирования федерации: по территориальному (США, Австралия, Австрия, ФРГ, Аргентина, Венесуэла, Бразилия, Мексика) и национальному (Индия, Бельгия, Нигерия, Пакистан) признаку [3: 105]. Выделяют и смешанный тип федерации, основанный на национально-территориальной основе (Швейцария, Канада, Российская Федерация).

Федеративное устройство в Российской Федерации регламентируется нормами 65-й статьи Конституции РФ [4: 22]. Если рассуждать формально-юридически, то субъекты РФ абсолютно равны. Единственное различие существует в административном дизайне различных типов субъектов.

В настоящее время между субъектами Российской Федерации нет формально-юридических различий. Существует социально-экономическое неравенство, которое не зависит от национального фактора.

Административно-территориальные единицы наиболее часто образуются по принципу узловых районов, т.е. формирование происходит вокруг крупного центра, тогда такая единица выступает как система «ядро - периферия». На их формирование преимущественное влияние оказывают демографические факторы (и в первую очередь, численность населения как страны в целом, так и отдельных регионов в частности) [5: 59-60].

Что же касается системы местного самоуправления в современной России, то в условиях, когда демографическая ситуация приводит к обострению неравномерности распределения населения по территории страны, а также стягиванию в «точки роста», прямым следствием этого является то, что потенциал местных сообществ на разных территориях будет то возрастать, то убывать.

Влияние демографических процессов уже заложено в ст. 131 ФЗ. Например, от численности населения будет зависеть

численность представительного органа [6: 94], более того, само наличие представительного органа зависит от этого показателя (на территориях с населением меньше 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан) [7: 112].

На тех территориях, где население сокращается, попытки использовать потенциал местного самоуправления не будут иметь успех. Однако возможности реализации механизмов местного самоуправления на территориях с увеличивающимся населением также могут быть существенно ограничены вследствие неизбежной ориентации властей на более слабо-демографические регионы [8: 20]. Однако, в случае России, развитость институтов местного самоуправления зависит не только от численности населения. Ярким примером одной из самых неразвитых систем МСУ в России является местное самоуправление в Москве.

Так как население всех государств делится на группы, организованные в формальные, политические рамки управления с целью организации публичной власти, такие как местное самоуправление или субъекты Федерации, можно сделать вывод о том, что демографические изменения в общем и численность населения в частности имеют неоспоримое влияние на систему политической власти любого государства.

Так, например, с увеличением численности населения усложняется политическая система, растет число субъектов политической власти, возрастает борьба между различными субъектами политических процессов за ресурсы и т.п. Однако, говоря в данном аспекте, сегодня не приходится говорить о сильном прямом влиянии численности населения на систему политической власти, так как большинство современных государств с отлаженными механизмами системы политической власти, административно-территориального устройства стараются максимально регулировать и контролировать политический процесс [9: 17].

Старение населения и политическая сфера

Некоторые исследователи считают, что основной демографической проблемой современной России является старение ее населения [10]. Это проблема актуальна не только для России,

но и для других стран (особенно развитых капиталистических стран Западной Европы и США).

В самом простом виде демографическое старение населения можно определить как увеличение доли пожилых лиц от общего числа жителей страны [11: 165]. Так, в западных странах возрастной ценз растет огромными темпами, чего раньше история этих стран не знала - до этого в них было относительно молодое население. Но начиная, примерно, с последней четверти ХХ в. наблюдается быстрое старение населения. Россия же столкнулась с этой проблемой гораздо позже [12: 8].

К этой проблеме привели два демографических изменения: во-первых, снижение рождаемости и, во-вторых, рост продолжительности жизни (вызванный прогрессом в медицине и улучшением жизненных условий и т.п.). В зависимости от преобладания первого и второго фактора, различают два вида демографического старения, Россия относится к первому виду, т.е. старению «снизу».

Каковы же последствия для политики от происходящих одновременно сдвигов в возрастной структуре населения? По оценкам ООН, к концу первого десятилетия XXI в. часть трудоспособного населения в мире достигла своего пика, после чего увеличение его удельного веса сменится постепенным снижением. Затем ускорится рост удельного веса пожилой возрастной группы, часть которого к середине нынешнего века удвоится по сравнению с его современным уровнем.

Последствия для политики (впрочем, как и для других сфер) от происходящих одновременно сдвигов в возрастной структуре населения будут катастрофичны. Одним из первых пострадает пенсионное обеспечение (уже сейчас испытывающее большие нагрузки), без сомнения, являющееся важнейшей частью политики социального обеспечения государства. На уровень устойчивости пенсионной системы влияет ряд факторов, одним из которых является общее старение населения, прямым следствием чего является рост количества пенсионеров [13: 22-29].

Пенсионный возраст в Российской Федерации установлен для мужчин - 60 лет, для женщин 55 лет, но существенные группы рабочих обладают правом на досрочный выход на пен-

сию. Поэтому около трети пенсионеров - это люди, вышедшие на пенсию досрочно. К тому же сегодня в России почти половина мужчин имеет какое-нибудь хроническое заболевание, поэтому большая часть мужчин имеет право получать пенсию по инвалидности (например, достаточно иметь диабет, чтобы получить инвалидность) [14: 213].

В 2015 г. количество пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации, преодолело отметку в 41 млн чел., превысив результат 1990 г. почти в 1,5 раза.

Государство, у которого примерно треть населения достигла возраста 60 лет, в первую очередь должно быть готово к тому, что в скором времени половина граждан выйдет на пенсию. Политические последствия демографического старения очевидны: такой стране буден нужно переквалифицировать экономику на социальное обеспечение.

Так, по мнению многих специалистов, пенсионная система России уже сейчас работает на пределе своих возможностей и нуждается в реформировании, а пенсионные реформы в России были недостаточными и не позволили сохранить размеры пенсий на достаточном уровне, при учете масштабных экономических и демографических изменений в стране.

Переквалификация экономики на социальное обеспечение является сверхзатратным действием, а хватит ли государству ресурсов на другие сферы жизни, например поддержание военных позиций, - этот вопрос является открытым.

Генерал-полковник, главнокомандующий сухопутными войсками ВС России в 2012-2013 гг. В.В. Чиркин считает, что военно-мобилизационный потенциал государства обусловливается количественными и качественными характеристиками основных элементов его производительных сил [15: 24-30]. А важнейшим количественным показателем военно-мобилизационного потенциала государства является численность населения страны. Качественные критерии Чиркин понимает как совокупность образовательного уровня, состояния (здоровье) общества и половозрастной структуры населения в целом, и в первую очередь это наличие молодого населения. Отсюда и второе по-

следствие - сокращение численности молодежи, выходящей на рынок труда [16].

К тому же демографическое старение рано или поздно приведет к снижению численности коренной молодежи в системе образования и выходу на рынок труда с полученными знаниями, что, в свою очередь, приведет к старению рабочей силы и далее -к нарушению производственных процессов [17: 48-53]. Решением данной проблемы может стать наем квалифицированных мигрантов.

Старение населения и электоральная демография

По данным ЦИК, в Российской Федерации на 2012 г. число избирателей составило чуть более 108 млн. чел. Примерно 1/5 электората - люди пенсионного возраста, но влиятельность этой категории огромна, и дело не только в большой активности в плане явки на избирательные участки. Большее значение имеют политические предпочтения этой группы населения.

Так, на основе крайних федеральных выборов в Государственную думу и выборов Президента Российской Федерации (конец 2011 и начало 2012 г. соответственно) можно сделать следующие выводы об электоральных предпочтениях в разных возрастных группах:

1. Молодежь в основном отдавала свои голоса Жириновскому и Прохорову и их партиям, наибольшее количество голосов у них в возрастных группах от 18 до 39 лет.

2. За Зюганова и КПРФ активно голосовали люди от 40 до 55 лет, а также избиратели старше 55 лет.

3. Хоть и у коммунистов наблюдается поддержка пожилых людей, однако эта возрастная группа принадлежит Путину, они же являются самыми активными его сторонниками, а наименьшее количество голосов Путин получил в возрастной группе 40-55 лет.

Таким образом, сегодня будущее Российской Федерации определяет консервативное большинство пенсионеров. К середине нынешнего века и без того «старое» население России постареет еще больше: количество молодых людей останется

прежним при катастрофическом падении количества людей среднего возраста. В отличие от пожилого населения, которое станет самой многочисленной возрастной группой населения.

Политическими последствиями демографического старения в России является, во-первых, рост расходов бюджета на социальное обеспечение. Во-вторых, изменение соотношения численности работающих и неработающих людей и, в-третьих, изменение структуры электората в пользу пожилых людей, что делает их значительной политической силой.

И если катастрофический рост расходов на социальное обеспечение будет проблемой потомков, а электоральный расклад сил в пользу пожилых устраивает нынешнюю власть, то соотношение численности работающих и неработающих людей -это сегодняшняя проблема власти, которую надо решать, и власть это понимает.

Политические последствия внешней миграции

И самым легким и быстрым способом решения данной проблемы является привлечение мигрантов. Трудовая миграция в последнее время стала самым многочисленным потоком в России, опередив репатриацию, лидировавшую в первой половине 1990-х гг. [18: 54].

Сегодняшняя суть миграционной политики России заключается в компенсации естественной убыли коренного населения (в тех регионах, где она есть) мигрантами. Результатом такой политики стало то, что в 2013 г. естественная убыль сменилась естественным приростом населения. Однако каковы же последствия такой политики для самой политики?

Автор считает, что нужно начать рассматривать последствия миграционной политики с собственно ее целей.

Согласно Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г., ее целями являются следующие:

Во-первых, обеспечение национальной безопасности РФ, а также максимальная защищенность, комфортность и благополучие населения страны.

Во-вторых, стабилизация и увеличение численности постоянного населения РФ.

В-третьих, содействие обеспечению потребности экономики Российской Федерации в рабочей силе, модернизации, инновационном развитии и повышении конкурентоспособности ее отраслей.

К политическим последствиям внешней миграции в России можно отнести:

- проблемы с взаимоотношениями мигрантов и местных жителей;

- воздействие миграции на криминальную ситуацию. Хоть и официальная статистика доли преступлений мигрантов из СНГ в России на протяжении 2000-х гг. колебалась на уровне 2-3 %, однако она верна лишь для РФ в целом. Ясно, что в регионах России, где мигрантов нет (Чечня, Чукотка и т.п.), нет и преступности мигрантов, однако в городах-мегаполисах она катастрофична;

- нелегальные занятия коммерцией со стороны иностранных граждан, а также вывоз денежных средств из России (за 2013 г. вывезено свыше 18 млрд долл.), что негативно сказывается на экономике России;

- напряженная ситуация вокруг мигрантов формирует негативное отношение к принимающей их власти.

К тому же существуют риски, связанные с привлечением мигрантов, вне зависимости от их квалификации, образования, владения русским языком, а также обладания знаниями и навыками, необходимыми в той или иной сфере деятельности. Эту проблему авторы концепции предлагают решать не за счет жесткого отбора профессиональных мигрантов, а за счет мер по их адаптации и интеграции. Уже сегодня созданы два пилотных центра - в Тамбове и Оренбурге, целью которых является создание системы адаптации и интеграции мигрантов в России. Тем самым с точки зрения государства это означает возможность меньше вкладываться в профориентацию молодежи в сторону инженерных и рабочих специальностей [19: 98-102].

Внутренние миграционные потоки и урбанизация в РФ

Наиболее потенциально, конфликтной внутренней миграцией является миграция с Северного Кавказа. По данным Рос-стата, численность Северо-Кавказского федерального округа составляет 9,5 млн чел., из них 2,8 млн - это жители Ставрополья. Внутренняя миграция в рамках СКФО округа характеризуется неравномерностью миграционных потоков, а также наличием регионов-«доноров» и -«реципиентов». К «донорам» относятся северокавказские национальные республики, для которых свойственен отрицательный коэффициент миграции, а к «реципиентам» - Ставропольский край, который принимает миграционные потоки с начала 1990-х гг. [20: 18]. Так, например, с момента первого президентства Путина население Ставрополья увеличилось более чем на 50 тыс. чел. только за счет внутренней миграции [21: 8].

Как уже было сказано, большинство миграционных потоков в России идут с Востока на Запад (западный дрейф), т.е. отток населения из регионов Сибири и Дальнего Востока. По мнению некоторых аналитиков, население Сибири и Дальнего Востока с 1991 г. сократилось на 3,7 млн чел. В первую очередь это связано с внутренней миграцией в западную и центральную части РФ. Если взять эту цифру в отношении всего населения, то это мелочь, однако надо понимать небольшую численность населения в этих округах (19 и 6 млн соответственно).

Итак, с момента распада СССР один Дальний Восток потерял 1,8 млн человек, из них 225 тыс. чел. были потеряны как естественная убыль населения, а оставшиеся 1,5 млн чел. - вследствие миграционного оттока. К тому же этот регион граничит с Китаем, у которого на приграничных территориях с ним находится около 100 млн чел., что создает условия демографического и миграционного давления со стороны КНР.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что внутренние миграционные потоки нуждаются в государственном регулировании для закрепления жителей регионов за местом исконного проживания и, более того, смягчении регио-

нальных различий, так как неравномерность расселения и диспропорции в плотности населения, помимо всего прочего, несут в себе угрозу национальной безопасности РФ.

Внутренняя миграция всегда играла ключевую роль в перераспределении населения по территории России и заселении ее огромных пространств. Именно она стала одной из причин превращения из сельской Российской империи (городское / сельское население - 15 / 85 %) в относительно индустриальный СССР (в 1961 г. численность городского и сельского населения сравнялись, а к 1991 г. жители города превысили жителей села в два раза).

С распадом Советского Союза завершилась фаза количественных показателей урбанизации вследствие завладевших страной масштабных политических, экономических, социальных проблем. Решение этих проблем в разных регионах протекает по-разному: наиболее высокие показатели социально-экономического развития наблюдаются в регионах, во-первых, связанных с экспортом сырья и продукции конкурентоспособного промышленного производства; во-вторых, в регионах, где наблюдается среда для вызревания направлений экономической активности населения [22].

На современном этапе процесс урбанизации связан с серьезными противоречиями. Автор считает, что этот процесс нужно рассматривать с двух позиций: во-первых, как процесс роста и развития городов и, во-вторых, как отток сельского населения.

Имущественная поляризация горожан приводит к сегрегации бедного населения. К тому же внутренняя миграция привела к чрезмерному притоку населения в города, что в свою очередь стало причиной роста городской безработицы, преступности, а также развитию третичного (неорганизованное мелкое производство и обслуживание) и теневого секторов экономики. Однако только третичный сектор экономики, который предлагает более высокую оплату труда и поглощает все большее количество трудовых ресурсов, не может обеспечить ее (региональной экономике) рост [23: 5-9].

В основном приток в города протекает за счет сельского населения, что становится следствием аграрного кризиса в РФ.

Технология производства пищевой продукции одним из условий требует, чтобы люди жили в сельских населенных пунктах, а не в городах. В России, стране с традиционно сильной аграрной отраслью, так и было. Еще в начале XX в. в селах жило 87 % населения России. Сегодня в сельхозпроизводстве занято чуть более 6 млн чел.

Улучшение техники, которая сокращала занятость населения в сельском хозяйстве, немного смягчила кризис, однако низкая заработная плата и высокая безработица делают аграрную отрасль невыгодной не только для населения, но и для государства. Более того, со вступлением России в ВТО эта отрасль вообще оказалась на гране своего исчезновения. Таким образом, урбанизация влияет на политическую жизнь страны прямо или же косвенно, например через рост безработицы и преступности.

Заключение

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что политические последствия демографических процессов в сегодняшней России огромны.

Так, сокращение численности, помимо описанного выше, ведет к замедлению процесса национальной идентичности. Особенно эта тенденция распространяется на идентификацию русских, как вымирающего народа, что ставит под сомнение взгляд на особую роль русского народа и развитие российской государственности. Более того, депопуляция может привести к утрате российской самоидентификации как евразийской сверхдержавы.

Демографические процессы оказывают прямое и косвенное влияние на политическую сферу (это и является предметным полем политической демографии как науки). В свою очередь, государство через демографическую, семейную, социальную политику (т.е. политики в области управления демографическими процессами) стремится оказать воздействие на демографические процессы и «повернуть» их в выгодную для себя сторону.

Перед распадом СССР на азиатской части России (77 % территории РФ) было почти 22 % населения, тогда как на начало 2014 г. - около 17 %. Дальнейшее сокращение населения этих территорий может привести к стереотипу о скорой их потери. К тому же население азиатской части (впрочем, как и все население России) не сравнимо с населением соседнего Китая, и на этом фоне внешнеполитические амбиции нашей страны в глазах ее граждан утратят силу, а имперское сознание заменит идентификация страны как европейско-региональной державы. Уже сегодня абсолютное большинство граждан Российской Федерации (больше 100 млн) проживает на 1/5 территории (европейской части) нашей страны.

По мнению автора, сохранение текущих демографических показателей (таких, как старение и убыль коренного населения; при продолжении политики замещающей миграции, снижение качества жизни граждан, сверхсмертность, урбанизация, внутренние миграционные потоки) в конечном итоге приведет к окончательной потере Российской Федерацией статуса сверхдержавы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: федеральный закон от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Консультант плюс. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_14058/.

2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Консультант плюс. URL: http://www.consultant.ru/ popular/selfgovernment/

3. Большой юридический словарь / под ред. А.Я. Сухарева. М.: ИНФРА-М, 2007.

4. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М.: Эксмо, 2013.

5. Туровский Р.Ф. Политическая регионалистика. М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2006.

6. Леонтьев Г.К. О разработке новой концепции межбюджетных отношений // Аналитический вестник Федерального Собрания Россий-

ской Федерации. М.: Комитет Государственной думы по вопросам местного самоуправления, 2005. Вып. 4. С. 92-96.

7. Горный М.Б. Муниципальная политика и местное самоуправление в России: учебное пособие: в 3 ч. Ч. 2. Местное самоуправление. СПб.: НИУ ВШЭ, 2011.

8. Проблемы реформы местного самоуправления: структурные и финансовые аспекты / под ред. Н. Главацкой, К. Мезенцевой, С. Серь-яновой. М.: ИЭПП, 2005.

9. Малкин Е., Сучков Е. Политические технологии. М.: Русская панорама, 2012.

10. Синельников А. Можно ли сразу остановить убыль населения в России? // Демографические исследования. 2010. № 7. URL: http:// www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=5&idArt=1087

11. Курс демографии / под ред. А.Я. Боярского. М.: Наука, 1974.

12. Народонаселение стран мира / под ред. У.С. Урланиса. М.: Наука, 1974.

13. Гонтмахер Е.Ш. Проблема старения населения в России // Мировая экономика и международные отношения. 2012. № 1. С. 22-29.

14. Гендерная реконструкция политических систем / под ред. Н.М. Степанова, М.М. Кириченко, Е.В. Кочкина. СПб.: ИСПГ-Алетея, 2003.

15. Чиркин В.В. Сущность и структура военной мощи государства // Новый оборонный заказ. 2011. № 2. С. 11-15.

16. Голдстоун Д. Как демографические изменения приведут к революции? // Научная Россия: портал. URL: http://scientificrussia.ru/ articles/kak-demograficheskie-izmeneniya-privedut-k-revolyutsii

17. Неугодов В. В. Старение рабочей силы и его влияние на занятость // Социс. 1990. № 4. С. 48-53.

18. Трудовая миграция: тенденции, политика, статистика / под ред. О С. Чудиновских, Е.В. Донец. М.: МАКС Пресс, 2012.

19. Ляшенко Е.В. Адаптация трудовых мигрантов в полиэтническом регионе (на примере Оренбургской области) // Вестник Московского университета. Сер. 5: География. 2011. № 6. С. 98-102.

20. Атлас социально-политических проблем, угроз и рисков Юга России / под ред. Г.Г. Матишова, Л.В. Батиева, И.В. Пащенко. Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Сущий С.Я. Демография и расселение народов Северного Кавказа: реалии и перспективы (модернизационно-трасформационные процессы). Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2009.

22. Венедина О.И. Стратегии развития крупнейших городов России: поиск концептуальных решений // Демоскоп Weekly: портал. URL: http://demoscope.ru/weekly/2006/0247/analit01 .php

23. Зубаревич Н.В. Города на постсоциалистическом пространстве // Общественные науки и современность. 2010. № 5. C. 5-19.

REGIONAL POPULATION PROCESSES IN POLITICAL DIMENSION Erokhin Nikita Alekseevich, Tambov State University named after G.R. Der-zhavin, Tambov, Russia, Postgraduate Student of the I Course Studying 23.00.02 «Political Institutions, Processes and Technologies»

Most of population processes and changes overtly and covertly influence on economic, social, military and other spheres of state and public life. Political sphere, of course, is not an exception. This article is the analysis of political consequences of recent population processes in our country.

Key words: political demography, electoral demography, administrative territorial division, local authority, migration, urbanization, ageing of population.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.