Научная статья на тему 'Региональные аспекты управления малыми промышленными предприятиями'

Региональные аспекты управления малыми промышленными предприятиями Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
67
37
Поделиться
Ключевые слова
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УПРАВЛЕНИЕ / ИНТЕГРИРОВАННЫЕ СТРУКТУРЫ / МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Фомина Ю. И.

В статье рассмотрены критерии отнесения предприятий к малому и среднему бизнесу, которые имеют важное значение при получении финансовой и административной поддержки экономических субъектов на федеральном и региональном уровне. Предложены методические аспекты управления малыми промышленными предприятиями на региональном уровне

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Фомина Ю.И.,

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Региональные аспекты управления малыми промышленными предприятиями»

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

малого и крупного предпринимательства характеризуется наличием устойчивых внутренних связей, отношений, контроля. Взаимодействие в рамках системы предпринимательства становится все более необходимым, но для малого бизнеса существуют определенные угрозы в виде потери самостоятельного поведения на рынке.

Для создания условий эффективного формирования системы взаимодействия малого и крупного предпринимательства на территории Единого экономического пространства необходимо принять меры по следующим направлениям:

1. Сгладить противоречия национальных стратегий,

2. Согласовать внутренние структурные сдвиги государств участников ЕЭП,

3. Решить проблему достоверности и полноты информирования [5].

Эти задачи можно решить путем: развития и внедрения инновационных технологий в промышленности; создания условий для цивилизованной конкуренции хозяйствующих субъектов; ресурсного, в том числе финансового, обеспечения деятельности малого предпринимательства; развития системы субконтрактации; развития территорий на основе кластерных технологий и промышленных зон.

Исключительное внимание государственных и межгосударственных предпринимательских структур должно быть уделено информационной поддержке бизнеса, заключающейся в мак-

симально полном информировании предпринимательского сообщества о:

— национальных малых и крупных предприятиях и их производственно-торговых возможностях;

— о современной конъюнктуре мирового рынка товаров и услуг;

— внутренних рынках стран (структуре, емкости и перспективах развития, национальных особенностях, динамике спроса и предложения);

— законодательстве стран (гражданском и коммерческом праве, налоговом и таможенном регулировании, правовой форме сотрудничества с зарубежным партнером).

В настоящее время делается упор на роль государства в поддержке малого предпринимательства, как в России, так и в других странах Единого экономического пространства, однако наряду с этим, следует сделать акцент на необходимости поддержки малых предприятий со стороны крупного бизнеса, что, соответствует и его собственным интересам. Пока же крупный бизнес недостаточно помогает становлению малого предпринимательства, а иной раз и возводит административные барьеры, препятствующие его развитию. Совершенствование процесса формирования системы взаимодействия малого и крупного предпринимательства в Едином экономическом пространстве—это одна из важнейших предпосылок успешного преодоления трудностей развития современной экономики.

Литература

1. Обзор: Таможенный союз — новая империя или реальная экономическая выгода? Электронный ресурс: [http://www.interfax.by/ news/belarus/122743]. Дата доступа: 25.08.2013 г.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

2. Соловьева О.А. Роль государства в трансформации частно-хозяйственных интересов // Проблемы современной экономики. — 2013. — №1.

3. Багиев Г.Л. Экономика маркетинга. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007.

4. Ахтямов М.К., Юлдашева О.У., Кузнецова Н.А. Инновационное развитие предпринимательства в экономике знаний. — М.: Креативная экономика, 2011. — 320 с.

5. Формирование Единого экономического пространства в СНГ. Электронный ресурс [http://www.memoid.ru/node/Formirovanie_ Edinogo_ehkonomicheskogo_prostranstva_v_SNG]. Дата доступа: 02.08.2013 г.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ МАЛЫМИ ПРОМЫШЛЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ

Ю.И. Фомина,

аспирант кафедры экономического анализа эффективности хозяйственной деятельности Санкт-Петербургского государственного экономического университета

ahdfinec.@mail.ru

В статье рассмотрены критерии отнесения предприятий к малому и среднему бизнесу, которые имеют важное значение при получении финансовой и административной поддержки экономических субъектов на федеральном и региональном уровне. Предложены методические аспекты управления малыми промышленными предприятиями на региональном уровне.

Ключевые слова: анализ хозяйственной деятельности, управление, интегрированные структуры, малые предприятия, промышленность, региональное управление

ББК У21(0)91

С введением в действие Федерального закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» был уточнен и расширен возможный спектр предприятий, которые в силу отнесения их к малому бизнесу могли рассчитывать на административно-финансовую поддержку на федеральном и региональном уровне. Основным критерием стал показатель, характеризующий объем продаж юридического лица. Кроме того, были введены и охарактеризованы понятия средних, малых и микро- предприятий (рис.1), что в последующим определило специфику ведения финансово-хозяйственной деятельности данных структур, а также порядок государственной поддержки. При этом по показателю численности работников критерий для промышленных предприятий был значительно снижен по сравнению с предыдущим законодательством, но, учитывая инновационные изменения в промышленном производстве и введение автоматизированных производственных систем, подобное изменение ни каким образом не повлияло на сокращение количества малых промышленных предприятий.

376

Средняя численность Выручка от реализации

работников (без НДС)

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Рис. 1. Критерии отнесения предприятий к средним, малым и микро

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

Ш

Рассматривая региональные аспекты управления малыми промышленными предприятиями, следует отметить, что Федеральным законом № 209-ФЗ «О развитии малого среднего предпринимательства в Российской Федерации» был также определен порядок поддержки малых предприятий. В соответствии с рассматриваемым Законом региональные программы развития малых предприятий должны определяться нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в которых определяются перечни мероприятий, направленных на достижение целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, и осуществляемых в субъектах Российской Федерации, с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию указанных мероприятий [1].

Как показывает зарубежный и уже Российский опыт наиболее эффективными являются мероприятия, связанные с интегрированными процессами в системе малого бизнеса. Такими мероприятиями, прежде всего, являются процессы создания бизнес-инкубаторов, развитие технопарков, где малые предприятия имеют наибольший доступ к взаимодействию с другими хозяйствующими субъектами. Как показал анализ, проведенный в рамках промышленной стратегии Санкт-Петербурга, одним из приоритетных направлений развития региона является создание и реализация программ, связанных с формированием интегрированных структур, в частности, бизнес-инкубаторами, которые в дальнейшем должны способствовать инновационно-техническому развитию промышленности в целом. Таким образом, встает вопрос о разработке методической составляющей данной структуры, которая удовлетворяла, с одной стороны, высоким требованиям рыночной экономики современного этапа ее развития, с другой, предоставляла возможности реализации целей и задач малых промышленных предприятий.

По нашему мнению, для создания подобного методического обеспечения должны быть определены и конкретизированы базовые элементы данной интегрированной структуры, поскольку вокруг них создаются элементы меньшего порядка, в частности, подсистемы, определенные группы и конкретные малые промышленные единицы. Исследования зарубежного и российского опыта в данной сфере показали необходимость выделения трех базисных элементов такого рода:

1. структура общего управления или административная структура;

2. функционально-ориентированные организационные единицы;

3. кластерные структуры предпринимателей и инициативные саморегулируемые отраслевые объединения;

Поэтому центральной является проблема, связанная с взаимодействием структуры общего управления, определяемой на региональном уровне, и малым промышленным предприятием, а, прежде всего — их руководством. Этот вопрос на сегодняшний день является довольно сложным, т.к. особенности функционирования и развития у каждого из этих составляющих принципиально различны: с одной стороны, движущей силой является приказ, исполнительность, четкое следование прописанным регламентам, а с другой — инициатива, предприимчивость, неожиданные решения и неординарные действия. Поэтому здесь необходимо исследовать и учитывать уже имеющийся опыт подобного взаимодействия, а также иметь возможность последующей корректировки в процессе развития интегрированной структуры.

Одним из вариантов, уже имевшим место при создании регионального бизнес-инкубатора, было решение о создании дополнительных подразделений, непосредственно подчиняемых структуре общего управления:

— департамент локальных бизнес-инкубаторов;

— департамент системных бизнес-инкубаторов;

— департамент специальных бизнес-инкубаторов.

В подчинении этих департаментов соответственно находятся отделы и подразделения, созданные непосредственно для решения определенных целей и задач всего интегрированного комплекса, в частности, это могут быть отделы: технологических бизнес-инкубаторов; офисных бизнес-инкубаторов; инкубирования в телекоммуникациях; производственно-технологических зон и др.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Относительно второго базисного элемента формирования интегрированной структуры, т.е. функционально-ориентированной организационной единицы, следует прокомментировать, что поскольку функциональные подразделения «пересекают» административную структуру, естественным образом встает вопрос о, так называемых матричных согласованиях. Поэтому логика формирования данного базисного элемента должна, по нашему мнению, четко согласовываться с целями и задачами всей интегрированной структуры в целом. Таким образом, можно предложить только примерный комплекс функционально-ориентированных структурных единиц координации и регулирования процессов бизнес-инкуба-

Таблица 1

Рекомендуемый комплекс функционально-ориентированных структурных единиц координации и регулирования процессов бизнес-инкубатора

Функционально-ориентированная структурная единица Значение в бизнес-инкубаторе

Центр продвижения бизнес-инкубации Определяет стратегические направления бизнес-инкубатора, разрабатывает методическое обеспечение по продвижению бизнес-инкубирования, концентрирует цели и задачи хозяйствующих субъектов интегрированной структуры.

Венчурный фонд Предоставляет возможности получения инвестиций в наиболее востребованные и инновации сферы деятельности.

Финансовый отдел Формирует финансовую стратегию бизнес-инкубатора, определяет последовательность финансовых потоков и финансовых операций.

Экономический отдел Решает планово-экономические вопросы, проводит экономический анализ.

Гарантийный фонд Предоставляет гарантии по займам и кредитам участникам бизнес-инкубатора

Информационный центр Осуществляет поддержку информационной составляющий для участников бизнес-инкубатора, регулирует информационные потоки.

Центр текущего мониторинга Осуществляет мониторинг по необходимым для бизнес-инкубатора показателям, участникам, видам деятельности и т.д., обобщает полученную информацию для принятия различного уровня решений

Служба комплексного консалтинга Осуществляет поддержку предпринимательских структур в части: правовых, управленческих финансовых, бухгалтерских и других консультационных услуг

Отдел преодоления административных барьеров Способствует получению различного вида разрешений для осуществления тех или иных задач хозяйствующих субъектов

Комплекс офисных услуг Осуществляет работы по поддержке административных структур участников бизнес-инкубатора

Отдел бизнес-планирования Оказывает поддержку при формировании бизнес-планов для получения инвестиций, развития новых видов бизнеса и сегментов бизнеса

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Отдел маркетинга Занимается продвижением товаров, работ, услуг на российском и международном рынках

Центр деловой подготовки Осуществляет повышение квалификации и переподготовки, а также организует бичмаркетинг на базе бизнес-инкубатора

Центр инкубационной логистики Организует наиболее рациональный процесс продвижения товаров, изделий и услуг от поставщиков к потребителям

377

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

тора, который возможно корректировать в зависимости от видов бизнес-инкубаторов (табл.1.).

Что касается третьего базисного элемента, исследуемой структуры, то следует отметить, что инициативные саморегулируемые отраслевые объединения или кластеры — важнейший элемент эффективного функционирования малого промышленного бизнеса.

Необходимость создания и развития данного третьего базисного элемента подтверждают, прежде всего, его уже имеющиеся положительные особенности:

• поддержка эффективных или потенциально эффективных элементов региональной экономики;

• возрастание роли государственных организаций в качестве посредников между компаниями, а также между компаниями и инфраструктурой знаний;

• перенос акцента с отдельных компаний на локальные (региональные) системы компаний, а также предпринимательскую среду, способствующую повышению стоимости отдельной компании;

• концентрация на внутренних факторах развития в противовес попыткам привлечения внешних инвестиций;

• стимулирование развития социальных процессов, т.е. основанных на доверии форм кооперации с целью увеличения потока и обмена знаниями между субъектами регионального кластера, а не прямых форм поддержки (например, финансовой).

Литература

1. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого среднего предпринимательства в Российской Федерации» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_157188/

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

2. Практика бизнес-инкубирования: Международный опыт. Дана Аткинс, Национальная Ассоциация бизнес-инкубаторов (США). Доклад на Международной конференции «Взаимодействие малого и крупного бизнеса». — М., 2012. // www.smb-support.org/nsbi/ showPage

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММУНИКАЦИИ БРЕНДА НА ОСНОВЕ РАСЧЕТА ЦЕННОСТИ КЛИЕНТОВ

О.Н. Монахов,

аспирант кафедры маркетинга Санкт-Петербургского государственного экономического университета

onmonakhov@gmail.com

В статье рассматривается влияние бренд-коммуникаций на будущие денежные потоки, а также пожизненную ценность клиентов для компании (СЬУ). Предложена методика оценки влияния бренд-коммуникаций на будущие денежные потоки от потенциальных и существующих клиентов.

Ключевые слова: бренд, бренд-коммуникации, идентичность бренда, CLV, клиент компании

УДК 339.138 ББК (У)65.290-2

Деятельность большинства компаний практически в любой отрасли на конкурентных рынках происходит в условиях все более жесткой борьбы за лояльность потребителей, при этом с появлением новых игроков, рентабельность падает, в то время как удержание клиентов становится все более сложным процессом. На рынках с несовершенной конкуренцией как крупные, так и мелкие фирмы придают особое значение неценовой конкуренции, что особенно проявляется в рекламе, подчеркивающей реальное или воображаемое различие в товарах и услугах, поставляемых потребителям1. Создание и управление брендом компании является одним из наиболее действенных способов повысить лояльность потребителей, не снижая при этом норму рентабельности. Бренд представляется как образ марки данного товара (услуги), выделенной покупателем среди конкурирующих изделий2. Идентичность бренда — это концепция, предназначенная для обеспечения брендом функции идентификации, дифференциации и влияния на потребительское поведение3. Борьба за долю рынка происходит в сознании покупателей, поэтому важнейшим актуальным вопросом становится трансляция бренд-идентичности потребителям, корректировка восприятия бренда клиентами — данные задачи ставятся перед коммуникациями бренда. Бренд-коммуникациями называют передачу и обмен информацией, относящейся к идентичности бренда, как внутри компании, так и всем заинтересованным лицам за ее пределами4. Управление коммуникациями бренда оказывает определенное влияние на денежные потоки, эффективность управления коммуникациями бренда возможно оценить в количественном выражении, так же как возможно выработать рекомендации по конкретным мерам улучшения бренд-политики, спрогнозировать, как эти рекомендации отразятся на увеличении денежных потоков. Необходима система оценки эффективности бренд-коммуникаций в денежном выражении, достаточно гибкая для принятия оперативных и стратегических решений. Данная система основываться на оценке добавочной стоимости, которые приносят компании отношения с клиентами, приобретенными в результате коммуникации бренд-идентичности.

Ключевой метрикой ценности клиентов для компании является CLV (Customer Lifetime Value — пожизненная ценность покупателя) —

это показатель, позволяющий спрогнозировать размер чистой прибыли, которую может принести компании покупатель за всю историю взаимоотношений с ним5. CLV может быть представлен как будущие денежные потоки, сгенерированные в процессе взаимоотношений с покупателями, выраженные в стоимостном выражении на текущий момент. Данный показатель помогает не только сфокусироваться на долгосрочных целях, но и определить максимальный предел затрат на приобретение нового покупателя. Основная сложность состоит в том, что показатель CLV сложно сосчитать в точном выражении ввиду его вероятностной природы. Показатель представляет собой будущие дисконтированные денежные потоки в монетарной ценности на текущий момент. Таким образом, если воспринимать отношения с покупателем как актив компании, CLV представляет собой денежное выражение данного актива.

Формула расчета CLV в денежном выражении

CLV($) = Прибыль ($) * (Коэффициент удержания (%) х

х [1 + Ставка дисконтирования (%) - (1)

- Коэффициент удержания (%)])

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

где прибыль — это разница между выручкой и затратами, понесенными на приобретение покупателя, в монетарном выражении.

Коэффициент удержания (%) — это соотношение числа существующих клиентов к числу клиентов за предыдущий отчетный период.

Ставка дисконтирования — это процентная величина, которая используется для адаптации будущих денежных потоков в величину текущей стоимости.

Капиталом бренда является его способность приносить компании дополнительную прибыль за счет влияния на покупательские решения. В.Н. Домнин определяет капитал бренда как способность приносить дополнительный денежный доход посредством формирования устойчивых отношений между брендом и его потребителями6. Решения покупателей обусловлены во многом за счет восприятия бренда, которое создается в процессе бренд-коммуникаций. В результате исследования автора статьи

378