Научная статья на тему 'Региональные аспекты социальной ответственности транснациональных корпораций в России'

Региональные аспекты социальной ответственности транснациональных корпораций в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
550
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кучковская Н.В.

В статье выявляются особенности функционирования транснациональных корпораций (ТНК) в мировой и российской экономике. Обосновываются теоретические положения и рассматриваются практические вопросы социальной ответственности субъектов крупного бизнеса. Анализируются тенденции диффузии филиалов зарубежных и отечественных ТНК по регионам России. Особое место уделено исследованию механизмов взаимодействия региональной власти и крупного бизнеса по соблюдению им цивилизованных принципов социальной ответственности перед трудовым коллективом и населением территориального размещения. Показано, что успешное сочетание эффективных форм контроля за соблюдением социальной ответственности приводит к разработке и реализации программы социальных инвестиций в крупной корпорации, что, в свою очередь, отвечает интересам регионального сообщества. Систематизированы статистические данные, характеризующие зарубежные приобретения российских нефтегазовых и металлургических ТНК в 2000 2007 гг. Указаны недостатки социальной модели российского крупного бизнеса с учетом их регионального размещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональные аспекты социальной ответственности транснациональных корпораций в России»

РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ В РОССИИ

н. в. кучковская

кандидат экономических наук, доцент Волжский гуманитарный институт

Транснационализация крупного бизнеса является одним из важнейших факторов, накладывающих существенный отпечаток на характер и тенденции развития экономики России.

Транснационализация — главная составляющая и одновременно движущий механизм процесса глобализации мировой экономики. Она также оказывает заметное влияние на динамику социально-экономических процессов в российских регионах, обеспечивая единство их функционирования, с одной стороны, и увеличивая степень противоречивости развития, с другой.

Для современного этапа прогресса мирового хозяйства характерна стремительная интернационализация, которая основана на ускоренном распространении транснациональных корпораций (ТНК).

К ТНК, по определению ООН, относятся корпорации, имеющие годовой оборот более 100 млн долл. и филиалы более чем в шести странах. Кроме того, для оценки международного статуса фирмы принят показатель, характеризующий долю продаж ее товаров за пределами страны происхождения компании [5].

Глобальные тенденции интернационализации производства и капитала, продолжающаяся приватизация собственности, возникновение стратегических альянсов и либерализация внешней торговли поставили ТНК в центр международных экономических процессов и создали предпосылки для их признания в качестве одного из основных структурных элементов экономики стран и регионов, способствующий их развитию и повышению эффективности.

Организация внутрифирменного международного производства дает ТНК ряд преимуществ: • извлекать выгоды от международной специализации производства отдельных стран и регионов;

• максимально использовать налоговые, инвестиционные и другие льготы, предоставляемые странами для зарубежных инвесторов;

• маневрировать загрузкой производственных мощностей, адаптируя свои производственные программы к изменениям конъюнктуры мирового рынка;

• использовать дочерние компании в качестве плацдарма для завоевания развивающихся рынков;

• организовывать собственное международное производство, что дает возможность ТНК продлевать жизненный цикл продукта, налаживая производство продукта по мере его морального старения в зарубежных филиалах, а затем и продавая лицензии на его производство иным компаниям [1, с. 71].

Для современного этапа развития ТНК характерен ряд особенностей:

• если в прошлые годы было заметно увеличение рабочих мест, то сегодня наблюдается их сокращение;

• заметны тенденции изменения вектора распространения корпораций в направлении стран Азии, Центральной и Восточной Европы, стран СНГ;

• если раньше размещение производства в определенном регионе обусловливалось дешевизной рабочей силы, то теперь приоритетным является завоевание рынков сбыта [2];

• ТНК стали играть определяющую роль в международной конкуренции путем формирования механизмов сотрудничества и соперничества с малым и средним бизнесом, что привело к развитию производственных, научных и технологических связей между предприятиями в различных странах и регионах.

Деятельность корпораций охватывает практически все отрасли народного хозяйства, а в сферу их интересов входит большое число стран во многих регионах мира. Кроме того, они оказывают значительное влияние на динамику роста как материнских организаций, так и фирм принимающих стран и регионов, тем самым способствуя формированию благоприятного международного имиджа.

Благосостояние страны, интенсивность ее участия в международном разделении труда, степень интегрированности в мировое хозяйство, и в конечном итоге, рост конкурентоспособности все в большей степени зависят от того, насколько успешна миссия функционирующей в экономике этой страны и других государств корпорации. Кроме того, капиталовложения ТНК в зарубежных филиалах — активное средство стимулирования спроса на отечественную продукцию [9].

Крупные ТНК размещают свои штаб-квартиры не только в центральных городах государств, но и в их инвестиционно привлекательных регионах. Заметны тенденции активной диффузии филиалов отечественных и иностранных ТНК в регионах России. Этот процесс приводит к ряду позитивных результатов:

• расширение экономической базы региона, передача новейших технологий, рост общей деловой активности;

• приток в регион иностранных капиталов, улучшение состояния платежного баланса;

• рост занятости, повышение уровня жизни рабочих и служащих в филиалах ТНК, вероятное повышение квалификации местных кадров;

• стимулирование проведения эффективных реформ путем внедрения разработанных в ТНК инновационных технологий в экономику региона.

Функционируя на региональном уровне, крупные международные компании проявляют себя и в других сферах экономической жизни, таких как налогообложение, инвестирование и приватизация. Именно мощное воздействие их представителей служит катализатором реформирования бюрократического аппарата, пересмотра различных законодательных актов, регулирующих правила инвестирования и налогообложения в регионах принимающей страны в сторону их оптимизации и либерализации. В результате этого повышается прозрачность экономики отдельных территорий и государства в целом, их привлекательность для иностранных инвесторов, что может активизировать приток дополнительных капиталовложений [9].

Интенсификация участия регионов страны в глобальных хозяйственных процессах сопряжена с увеличением численности их трудовых ресурсов, вовлекаемых в работу крупных международных корпораций. В результате этого возникают социальные проблемы, нуждающиеся в разработке эффективных механизмов их разрешения. Правомерно говорить, что в условиях транснационализации экономики регионов право на труд все больше зависит от конкуренции, от уровня социальной защищенности, предоставляемых на предприятиях ТНК гарантий, результативности профсоюзной защиты. По существу речь идет о социальной ответственности компании с международным статусом, достижении согласованных действий по ее соблюдению.

На наш взгляд, под социальной ответственностью ТНК целесообразно понимать достижение такого уровня развития предприятия, когда на нем постоянно присутствует добровольный отклик на социальные проблемы общества, и они решаются на основе реализации принципов взаимовыгодного сотрудничества. Это означает соблюдение законодательно установленных норм и правил и осуществление деятельности сверх этих требований [ 1, с. 45]. Социальная ответственность — норма бизнеса, в основе которой абсолютно меркантильный мотив — выглядеть презентабельно в бизнес-сообществе, поскольку хорошая репутация есть залог получения кредитов, инвестиций и т. д. [11, с. 190]. Такая трактовка социальной ответственности бизнеса позволяет выделить основные обусловливающие ее обстоятельства:

• осознание бизнес-сообществом ущербности неолиберальной философии «чистого рынка», ее негативного воздействия не только на состояние общественных отношений, социальную стабильность, но и на чисто экономические результаты деятельности корпораций;

• повышение значимости нематериальных факторов экономического роста, связанных с развитием человеческого потенциала;

• глобализация;

• изменение в условиях новой экономики характера потребителя: сегодня он может получить полную информацию о корпорации, и для него далеко не безразлично, как она ведет себя по отношению к потребителям и поставщикам, по отношению к окружающей среде;

• возникновение новых тенденций в финансовом секторе, проявляющихся в том, что инвесторы прежде чем предоставить инвестиции, должны получить полную информацию

о корпорации, включающую не только экономические показатели, но и уровень социальной ответственности корпорации во всех аспектах ее проявления.

Таким образом, по мнению автора, состоятелен вывод о том, что социальная ответственность ТНК превращается в один из инструментов, позволяющих им повышать деловую репутацию и налаживать эффективные и сбалансированные отношения со всеми акторами в обществе. Поэтому в ряде публикаций справедливо отмечается, что крупный бизнес в условиях глобализации не может рассчитывать на успех и эффективность, не будучи социально ответственным перед собственным персоналом и государством и не учитывая цели развития и интересы всего общества в целом [5].

Опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует об активном участии бизнеса в создании прозрачной социальной инфраструктуры промышленных компаний. Согласно экспертным оценкам крупнейшие корпорации выделяют на социальные программы до 15—20 % фонда заработной платы. Это выгодно как работникам, так и работодателям: забота о работниках и ветеранах повышает мотивацию труда; внешние благотворительные акции укрепляют имидж компании, что дает ей преимущества в конкурентной борьбе. Поэтому успешное ведение хозяйства, его результативность целесообразно рассматривать с позиции социально-экономической эффективности, повышению которой служит интеграция принципа корпоративной социальной ответственности в стратегию развития.

Обеспечение социальной ответственности в компании предполагает создание механизмов управления этим процессом. Прежде всего необходимо использование эффективных форм контроля как изнутри, так со стороны общества. Система внутреннего контроля преимущественно основана на достигнутой корпоративной культуре. Вместе с тем наиболее активными формами общественного контроля могут выступить социальная отчетность и социальное партнерство, базирующееся на принципах социального диалога, которые в конечном счете приводят к разработке программы социальных инвестиций в ТНК.

С целью ведения эффективной деятельности крупные компании вынуждены принимать во внимание «общественное мнение», необходимое им для поддержания объявленных решений и отстаивания принятых ранее. В современных условиях ведение социальной отчетности предполагает соблюдение таких основополагающих принципов,

как обязательный учет пожеланий общества и согласование решений с ним. Только после этого, ТНК отчитываются перед теми, на кого направлена деятельность корпорации, и перед теми, кто оказывает влияние на бизнес, оправдывая свои действия в социальном плане. Любая компания должна учитывать социально-экономические потребности страны, на рынке которой она работает.

Внедрение процесса ведения социальной отчетности является важным шагом к тому, чтобы бизнес стал действительно социально ответственным в каждом своем решении на каждом конкретном рынке, а не в отдельных областях деятельности. Благодаря социальной отчетности ТНК совершенствуют свою работу и создают предпосылки увеличения производительности. Обеспечение социальной стабильности и продуманная социальная политика становятся для ТНК необходимым условием функционирования и качественного роста. Располагая ресурсами, необходимыми для осуществления социальных инвестиций, объединяя усилия с государством и общественными организациями в формировании активной стратегии социального развития, ТНК повышают свою конкурентоспособность и продуктивность.

Транснациональные корпорации активно формируют внутреннюю социально-экономическую политику. Вредные для устойчивого развития территорий социальные и экологические последствия деятельности мощных транснациональных структур можно предотвратить только путем согласованных на международном уровне действий, направленных на постепенное формирование социально ориентированных моделей их поведения, объединяемых понятием «корпоративное гражданство» [11, с. 91].

Соблюдая принципы социального партнерства, ТНК обеспечивают высокие стандарты для своих работников, приближая условия труда и оплаты к мировому уровню, и поэтому все большую значимость для их развития приобретает социальный диалог. В этой связи важно подчеркнуть, что институционализация концепций социальной ответственности и социального партнерства как на уровне отдельных стран, так и отдельных регионов становится актуальной как для крупных компаний с международным статусом, так и для населения их территориальной аллокации.

В современных условиях основные усилия ТНК направлены на уменьшение экономических и финансовых рисков посредством диверсифицированного размещения капитала в разных странах и регионах. Транснациональные корпорации также

стремятся приблизить производство в регионах к перспективным рынкам сбыта, рационализировать региональное налогообложение и таможенные платежи. Следовательно, функционирование региональных филиалов крупных международных корпораций обусловлено необходимостью, возможностью и эффективностью перелива капитала из стран (регионов) с относительным избытком трудовых и природных ресурсов и накопленного научно-технического потенциала в страны (регионы) с их дефицитом. Другими словами, ТНК способствуют интенсивному использованию тех факторов производства, которые из-за ограниченности масштабов бизнеса не могут быть рационально использованы в национальном воспроизводственном процессе.

Развитие транснационального бизнеса в российских регионах характеризуется узкой отраслевой направленностью. Так, например, среди наиболее крупных российских ТНК в настоящее время можно выделить в нефтегазовой сфере: «ЛУКОЙЛ», «Газпром», «Татнефть», «Славнефть», «ТНК-ВР» и «Сургутнефтегаз»; в металлургической: «Северсталь», «Русал», «Евраз» и «Группу Мечел»; в горнодобывающей: «Норильский никель» и «Алросу».

В соответствии с табл. 1, автором систематизированы наиболее крупные зарубежные приобретения российских ТНК нефтегазового и металлургического секторов в 2000 — 2007 гг.

В последние годы в числе российских приобретателей зарубежных производительных активов на-

Таблица 1

Крупнейшие зарубежные приобретения некоторых крупных российских ТНК в 2000-2007 гг.*

Российская компания Приобретенная компания Страна Доля, % Стоимость сделки, млн долл. Год

ЛУКОЙЛ Автозаправочная сеть Getty Petroleum Marketing США 100 71 2000

Bitech Petroleum Corp. Канада 100 105 2001

BeopetrolBeograd Сербия 79,5 225 2003

Beopetro Югославия 79,5 232 2003

Автозаправочная сеть Mobily ConocoPhillips США 100 375 2004

Nelson Resources Канада, Казахстан 100 2130 2005

Автозаправочная сеть Teboil& Suomen Petrooli Финляндия 100 160 2005

Автозаправочная сеть Jet y ConocoPhillips США 100 560 2007

ЕвразХолдинг Steel Чехия 100 287 2005/2006

Palini e Bartoli Италия 75,1 678 2006

Highveld Steel ЮАР 79 678 2006

Stratcor США Свыше 40 110 2006

Oregon Stell Mills США 100 2300 2006/2007

Норникель Stillwater Mining Co. США 51 341 2002

Gold Fields ЮАР 20 1200 2004

LionOre Mining Канада 90 5670 2007

Русал Николаевский глиноземный завод Украина 30 100 2000

Queensland Alumina Австрия 20 460 2005

Kombinat Aluminijuma Podgorica Черногория 65,4 49 2005

AMC Гайана 90 22 2005/2006

Alumina Company of Guinea Гвинея 100 Более 300 2006

Alscon Нигерия 77,5 250 2006

Glencope, СУАЛ Швейцария, Россия 100 3600 2007

Северсталь Kost Румыния 81 Более 38 2002

Rouge Industties США 100 285 2003

Rouge Steel США 100 286 2004

Lucchini Италия 62 560 2005

Группа Мечел S. C. Industria Sarmei S. A. Румыния 80 334 2003

Алроса СП Camatehia-Camagico u Hydrochicapa Ангола 55 85 2004

Составлено по источнику [7, с. 7].

чали появляться и несырьевые компании. Особенно активизировались отечественные телекоммуникационные компании и холдинги, такие как «Вымпелком», «МТС», АФК «Система», «Альфа-групп». Проявляют интерес к зарубежным производительным активам и некоторые другие предприятия несырьевого сектора экономики. Однако их вовлеченность в процесс транснационализации упирается прежде всего в проблему недостаточной концентрации в бизнесе капитала, поэтому на современном этапе их деятельность по инвестированию в зарубежную производственную сферу имеет не столь активный (с количественной точки зрения) и масштабный (по накопленным зарубежным активам) характер («Императорский фарфоровый завод», «Калина», ОМЗ и др.) [3, с. 5—6]. В то же время, в отношении зарождающихся в России ТНК менее крупного размера с их сравнительно небольшим финансовым потенциалом и недостаточной опытностью и информированностью о внешних рынках было бы целесообразно в процессе осуществления ими инвестиционных вложений в зарубежную экономику создавать механизмы целевой государственной поддержки. Если говорить о наиболее действенном инструменте содействия инвестициям — финансовой поддержке, то с учетом международного опыта приоритетными правомерно считать:

а) проекты, увеличивающие обеспеченность национальной экономики материальными ресурсами;

б) проекты, способствующие экспорту национальных технологий, товаров и услуг;

в) приобретение активов, позволяющих использовать в национальной экономике результаты зарубежных исследований, технологические разработки, опыт организации управления и иностранных специалистов;

г) создание условий для слияний и поглощений, повышающих конкурентоспособность отечественных компаний и ускоряющих их выход на зарубежные рынки [3, с. 11].

ТНК, распространяющие свою деятельность в регионах России, могут способствовать их развитию, но вместе с тем следует принимать во внимание ряд особенностей регионализации крупного международного бизнеса.

1. В последнее время регионы конкурируют между собой по поводу размещения иностранного капитала и побеждают экономически развитые, а в проблемных регионах инвестиции практически не аккумулируются.

2. Во многих случаях при реализации прямых иностранных инвестиций могут возникнуть

структуры, осуществляющие достаточно самостоятельную от материнской компании деятельность или связанные с ней лишь по отдельным видам деятельности (например, по поставкам сырья, сбыту готовой продукции). Поэтому может возникнуть проблема соблюдения принципов социальной ответственности в подобных структурах, однако в то же время региональные власти должны находить согласованные решения с крупными корпорациями, стимулирующие дальнейший рост инвестиционных потоков в регион. Здесь правомерно согласиться с мнением ряда отечественных исследователей о том, что добиться устойчивого развития региона можно двумя путями: или за счет внешней поддержки, перераспределения средств между регионами, или за счет мобилизации внутренних ресурсов [6, с. 15; 12, с. 10].

3. Необходимо стимулировать прежде всего крупный отечественный бизнес для распространения своей деятельности в проблемных регионах России (Северный Кавказ, Дальний Восток и Черноземье). Этого можно было добиться путем создания территориально-отраслевых корпораций. В одной из отечественных публикаций такие корпорации предлагается считать ассоциациями, пространствами развития [8, с. 85]. Действительно, за счет формирования мощного экономического потенциала, в котором объединены бюджетные и частные средства, территориально-отраслевые корпорации могли бы оказаться способными обеспечить значительные инвестиции для решения таких острых проблем, как сокращение безработицы, обеспечение регионов квалифицированными работниками и специалистами, развитие инфраструктуры в сельской местности.

В настоящее время для российских ТНК социально ответственный бизнес — это, в первую очередь, индикатор того, что компания стабильна, устойчиво развивается, интегрирует на добровольной основе социальную и экологическую политику в бизнес-операциях и несет ответственность за текущую, прошлую деятельность, оказывает в будущем влияние на внешнюю среду, и тем самым создает позитивную деловую репутацию бизнеса в регионе. Соблюдение принципов корпоративной социальной ответственности и эффективная реализация различных форм государственно-частного партнерства отечественными крупными компаниями позволят им оказаться в цивилизованном международном бизнес-сообществе и снизить степень внутреннего негативного отношения со стороны населения и власти. Предпринимаемые в этом направлении шаги могут способствовать укреплению их инвестицион-

ной привлекательности, повышению капитализации бизнеса, улучшению восприятия населением экономической элиты [1, с. 198].

Иностранные ТНК активно вводят на российских предприятиях международные стандарты корпоративного управления, обучают персонал передовым технологиям, первыми переходят на принятые в мире формы отчетности, что положительно сказывается на атмосфере российского бизнеса. Справедливо мнение о том, что ТНК служат каналами проникновения на внутрироссийский рынок современных методов ведения дел, через них идет приобщение к культуре бизнеса, повышается качество корпоративного управления и бизнес-среды в целом [10]. Это принципиально важно, так как социальная модель российского бизнеса в регионах далеко не идеальна. Многие компании, внедрившие принципы социальной ответственности в свою производственно-хозяйственную деятельность, используют их не в интересах общества, а исключительно в своих личных, как правило, финансовых интересах [3, с. 53].

В российском законодательстве аспекты корпоративной социальной ответственности закреплены в таких регламентирующих актах, как Российский кодекс корпоративного поведения и Кодекс корпоративной и деловой этики.

Изначально предполагалось, что ТНК разработают на региональном уровне кодексы (стандарты) согласно Российскому кодексу корпоративного поведения. Однако, несмотря на популярность концепции социальной ответственности, в России даже среди крупных компаний существуют сомнения: есть ли смысл для бизнеса выстраивать сложную политику, печатать декларации, принципы и другие заявления, общаться по этому поводу с обществом и прессой, разрабатывать стратегию социальных программ. Не легче ли, как и прежде, вкладывать ресурсы в прямую рекламу товаров, имидж поправлять за счет добрых отношений с местной администрацией и подконтрольной ей прессой, а благотворительностью заниматься от случая к случаю [7, с. 60].

Безусловно, если отечественные компании так и хотят оставаться на периферии глобальной экономики и ограничивать свои интересы только парочкой регионов их присутствия, такой привычный подход еще долго будет вполне удобен. Однако для компаний, желающих выходить на международный рынок и выстраивающих серьезные деловые отношения с иностранными партнерами, старое мышление будет приносить потери. Причем эти потери будут касаться не только и не столько репутации, имиджа, но и заденут продажи и прибыль.

Как показывают исследования общественного мнения и поведения потребителей в крупных городах России, прежде всего, в Москве и Санкт-Петербурге, они уже намного ближе к поведению потребителей в европейских странах. Имеются основания полагать, что в ближайшее время российские покупатели и клиенты будут оценивать компании не только исходя из цены товара или услуги, удобства расположения и т. п., но и по ее ответственности перед обществом [3, с. 54].

Таким образом, на региональном уровне становятся объективно необходимыми разработка и внедрение национальных принципов социальной ответственности российского бизнеса перед всем обществом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Братющенко С. В., Селиверстов В. Е. Корпоративная социальная ответственность бизнеса как институт государственно-частного партнерства и эффективной региональной и социальной политики // Регион. 2007, № 4. С. 189—206.

2. Глобализация и профсоюзы. Материалы проблемного семинара руководителей членских организаций ФНПР 21—22 мая 2001 г. М.: 2001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Данилова О. В. Сущность и функции социально ответственного бизнеса в рыночной экономике // Финансы и кредит. 2005, № 25. С. 51—54.

4. Казаков И. А. Транснациональные корпорации и элементы регулирования в мировом экономическом пространстве // Вестник Московского университета. Сер. 6, Экономика. 2000.

5. КаргаловаМ. В. Гражданское общество и бизнес: взаимодействие и контроль // www. soc-eco. ru/docs/Kargalova-RT doc.

6. Либман А., Хейфец Б. Корпоративная модель региональной экономической интеграции // МЭ и МО. 2007, № 3. С. 15—22.

7. Петров О. В., Калашникова Л. М. Социальная ответственность бизнеса и формирование новых трудовых отношений // Трудовое право. — 2005, № 6. С. 60—64.

8. Ростанец В., Топилин А. Перспективы межрегиональных интеграционных структур // Экономист. 2007, № 6. С. 81—87.

9. Самофалов В. Глобальный вызов транснациональных корпораций // www. zn. ua/2000/2250/41312/.

10. Слуцкий Л. Российские транснациональные корпорации — «тигры» мировой экономики // Российская газета — Федеральный выпуск № 4279 от 26 января 2007 г. // www. rg. ru/2007/01/26/globalizaciya. html.

11. Соболева И. Социальная ответственность бизнеса: глобальный контекст и российские реалии // Вопросы экономики. 2005, № 10. С. 90—102.

12. Тетерин Н. Н. Оценка социально-экономической конкурентоспособности региона (на примере Курганской области // ЧиновникЪ. 2004, № 4 (32).

13. Шепелев С. В. Мирохозяйственное измерение российского бизнеса: новые тенденции и проблемы в начале XXI века // Российский внешнеэкономический вестник. 2008, № 1. С. 4—13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.