СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012
СТУКАЧ Виктор Фёдорович, доктор экономических наук, профессор (Россия), заведующий кафедрой экономики и управления сельскохозяйственным производством.
Адрес для переписки: e-mail: vic.econ@mail.ru
ЛАЛОВА Елена Юрьевна, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и аудита.
Адрес для переписки: e-mail: lalovaom@mail.ru
Статья поступила в редакцию 13.02.2012 г.
© В. Ф. Стукач, Е. Ю. Лалова
УДК 656.07;62-5 С. М. ХАИРОВА
А. С. КОЙЧУБАЕВ
Омский государственный институт сервиса
РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИНТЕГРАЦИИ ЦЕПЕЙ ПОСТАВОК В ПЕРСПЕКТИВНЫХ УСЛОВИЯХ ЕДИНОГО ТРАНСПОРТНОГО ПРОСТРАНСТВА
Статья посвящена вопросам развития интеграционных процессов приграничных территорий Республики Казахстан и Российской Федерации в условиях развития ЕврАзЭС, как одной из самых успешных интеграционных структур на постсоветском пространстве. Новизна статьи заключается в построении концептуальных направлений развития Восточно-Казахстанского транзитного потенциала, что позволит повысить потенциальные объемы производимой продукции в регионе, активизировать центральные магистрали региона («Омск—Майкапчагай», Турксиб, водные пути по р. Иртыш и т.п.) и сформировать новые источники повышения уровня валового регионального продукта.
Ключевые слова: Таможенный союз, ЕврАзЭС, транзитный потенциал региона, региональный транспортно-логистический центр.
Основным направлением развития современной мировой экономики является интеграция, в региональные экономические союзы объединяются страны на всех континентах, что обеспечивает их более эффективное взаимодействие и открытие новых возможностей и перспектив.
В общественном сознании ЕврАзЭС — самая успешная интеграционная структура на постсоветском пространстве. Уже первое 10-летие ЕврАзЭС было ознаменовано созданием Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России, формированием Антикризисного фонда и Центра высоких технологий ЕврАзЭС. Сегодня ЕврАзЭС — это признанная мировым сообществом международная организация с ясными и понятными целями, четкой структурой и задачами, обеспечивающая реальную интеграцию экономик Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана [1].
С 1 июля 2011 года Таможенный союз заработал в полноформатном режиме — все виды государственного контроля (таможенный, транспортный, ветеринарный, санитарный и фитосанитарный), за исключением пограничного, были перенесены на внешний контур границы территории Таможенного союза.
Успехи в работе Таможенного союза создали условия для дальнейшего углубления интеграционных процессов, которые позволили начать переход к но-
вому этапу интеграции — созданию Единого экономического пространства, что, несомненно, придаст новый импульс развитию, модернизации и диверсификации экономик государств-участников, росту взаимной торговли, повышению конкурентоспособности на мировом рынке товаров и государств Сообщества.
Важными преимуществами на пути достижения ЕврАзЭС нового уровня развития является наличие мощного транзитно-транспортного потенциала государств сообщества.
Согласно Указу Президента Республики Казахстан от 28 августа 2006 года № 167 «О Стратегии территориального развития Республики Казахстан до 2015 года», одной из основных задач является формирование полноценной национальной транспортно-коммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей потребности экономики в транспортных услугах и интеграцию страны с региональной и мировой экономической системой. Приоритетом дальнейшего развития транспортно-коммуникационного комплекса (особенно при планировании новых маршрутов) должно стать формирование (укрепление) коммуникационных коридоров и узловых торгово-логистических центров [2].
В этих условиях совершенствование региональной интеграции цепями поставок в едином транс-
портном пространстве становится одним из актуальных направлений.
Город Семей является крупным транспортным узлом, находящимся на пересечении железнодорожных путей из южных и восточных регионов Казахстана, имеющим выход по железнодорожному, водному и автомобильному путям в Россию и позволяющим осуществлять внутренние и внешние перевозки грузов и пассажиров всеми видами транспорта [3].
Повышается необходимость разработки научно-прикладной концепции логистических систем в трансграничных регионах Республики Казахстан (на примере Восточно-Казахстанского региона), которые позволяют развивать экономику участвующих регионов, тем самым повысив их инвестиционную привлекательность и инновационную активность.
Ожидаемые результаты от разработки и реализации концепции логистических систем в трансграничных регионах:
1. Эффективное функционирование регионального рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов.
2. Создание условий стабильного развития экономики сторон в интересах повышения жизненного уровня населения.
3. Запуск проекта современного торгового, транспортно-логистического центра в целях создания удобных и выгодных условий для транзита грузов и пассажиров между приграничными странами и внутри республики.
Опыт использования логистических систем (ЛС) в развитых капиталистических странах показывает, что транспортные расходы при этом сокращаются на 7 — 20%, расходы на погрузочно-разгрузочные работы и хранение материальных ресурсов и готовой продукции уменьшается на 15 — 30 %, общие логистические издержки на 12 — 35 %, а также ускоряется оборачиваемость материальных ресурсов на 20 — 40% и снижаются запасы материальных ресурсов и готовой продукции на 50 — 200%.
Необходимо отметить, что региональные аспекты логистики транспорта применительно к условиям Казахстана изучены недостаточно.
Результаты анализа научных исследований, а также российского и зарубежного опыта управления перевозочным процессом показывают, что одним из наиболее перспективных направлений совершенствования системы грузо- и товародвижения является: создание опорной сети региональных транспортно-логистических центров (РТЛЦ), обеспечивающих повышение производительности транспортных средств, сокращение: времени их оборота, повышение координации и взаимодействия видов транспорта, развитие мультимодальных и интермодальных перевозок грузов в контейнерах, предоставление клиентуре дополнительных сервисных услуг на уровне мировых стандартов.
Однако в настоящее время уровень как теоретического, так и практического решения вопросов развития системы РТЛЦ, а также их рационального размещения в условиях Республики Казахстан явно недостаточен, особенно с учетом динамики и прогнозируемого развития экономики РК [4].
Совершенствование действующих и внедрение новых методов научного обоснования развития опорной сети РТЛЦ приобретает особую актуальность в плане перспективы создания в РК логистических центров различных уровней, образующих в совокупности интегрированную транспортно-логистическую систему в рамках формируемого в Республике Казахстан транспортно-логистического кластера как одной из наиболее прогрессивных форм ускоренного инновационного развития страны [5].
Основной целью концепции должно стать формирование в городе Семей системы транспортно-логистического центра и разработка модели интегрированных цепей поставок, что даст существенное развитие экономики Восточно-Казахстанского региона (торговля, перерабатывающая промышленность, транспортная инфраструктура и т.п.) в условиях Единого транспортного пространства ЕврАзЭС.
На современном этапе развитие и совершенствование интегрированных цепей поставок в системе ЕврАзЭС на основе логистического подхода с применением мультимодальных и интермодальных перевозок грузов является перспективным направлением главных научных приоритетов развития интеллектуального потенциала страны.
Библиографический список
1. Официальный сайт Министерства экономического развития и торговли Республики Казахстан [Электронный ресурс]. Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года, утвержденный указом Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922. — Режим доступа: http:// www.minplan.kz/2020 (дата обращения: 07.06.2012).
2. Официальный сайт Президента Республики Казахстан
[Электронный ресурс]. Указ Президента Республики Казахстан от 28 августа 2006 года № 167 «О Стратегии территориального развития Республики Казахстан до 2015 года». — Режим доступа: http://www.akorda.kz/ru/kazakhstan/development_
priorities/economy_growth (дата обращения: 08.06.2012).
3. Официальный web-сайт акима города Семей [Электронный ресурс]. Программа развития города Семей на 2011 — 2015 годы. Режим доступа: http://akimsemey.gov.kz/akimsemey/ upload/strategy2015rus.pdf (дата обращения: 08.06.2012).
4. Напольский, Б. М. Основные факторы, влияющие на размещение терминальных комплексов (на примере Республики Казахстан) / Б. М. Напольский, Е. Е. Тулендиев // Естественные и технические науки. — М. : СПУТНИК + , 2007. — № 4 (30). - С. 51-57.
5. Бекетова, К. Н. Разработка экономической модели создания систем региональных логистических центров / К. Н. Бекетова, Е. Е. Тулендиев // Соискатель. — Алматы, 2008. — С. 35 — 42.
ХАИРОВА Саида Миндуалиевна, доктор экономических наук, доцент (Россия), профессор кафедры экономики и организации производства.
Адрес для переписки: e-mail: saida_hairova@mail.ru КОЙЧУБАЕВ Александр Сергеевич, аспирант кафедры экономики и организации производства. Адрес для переписки: e-mail: koychubayev_as@mail.ru
Статья поступила в редакцию 17.07.2012 г.
© С. М. Хаирова, А. С. Койчубаев
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ