Научная статья на тему 'Региональные аспекты формирования цены при комплексной оценке сырья для производства строительной керамики'

Региональные аспекты формирования цены при комплексной оценке сырья для производства строительной керамики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
219
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кащук Ирина Вадимовна

Проблему дефицита качественных керамических строительных материалов и повышение их конкурентоспособности можно решить только на региональном уровне, путем более рационального и комплексного использование местного сырья. Для этого необходимо разработать эффективную комплексную оценочную систему. Оптовая цена готового керамического материала может являться ключевым показателем в оценке, позволяющим оптимизировать все прочие показатели. Рассмотрены основные факторы и динамика изменения цен на керамический продукт кирпич на примере Томской области

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кащук Ирина Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональные аспекты формирования цены при комплексной оценке сырья для производства строительной керамики»

УДК 338.5

И. В. Кащук

РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕНЫ ПРИ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКЕ СЫРЬЯ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА СТРОИТЕЛЬНОЙ КЕРАМИКИ

Томский политехнический университет

Современное строительство нуждается в широкой гамме продукции, отвечающей всем требованиям экономичной эксплуатации жилья и комфортабельности проживания.

Спрос и предложение отечественного строительного кирпича увеличились в 2005 г. на 34 % по сравнению с 2000 г., керамической плитки - на 41 %. Растет удельный вес отечественных материалов и изделий в объемах продаж на внутреннем рынке. Доля продукции отечественного производства на внутреннем рынке России в 2000 г. составила: кирпич строительный - 99.9 %, плитка керамическая - 79 %; в 2005 г.: 101 и 93 % соответственно [1].

На развитие отрасли существенное влияние оказывает механизм рыночных отношений. Производственные мощности по выпуску строительных материалов и изделий необходимо экономически обосновывать на основе изучения их спроса и предложения на товарных рынках субъектов РФ. При этом обязательно следует учитывать природно-климатические условия отдельных регионов и оптимальное использование имеющейся сырьевой базы.

Сырьевой потенциал Сибирского региона велик, имеются все виды традиционного минерального сырья, применяемого в керамической промышленности. В Западной Сибири и Красноярском крае скопилось огромное количество отходов производства других отраслей: машиностроительной, сталеплавильной и др. Отходы можно использовать в качестве нетрадиционных видов минерального сырья для производства строительной керамики, что ранее отмечено в публикациях [2, 3]. Это позволит расширить сырьевую базу региона, решить экологические проблемы утилизации и экономии потребления основных сырьевых и энергетических ресурсов.

Возможность формирования рынка сырья для производства стеновой строительной керамики рассмотрена на примере Томской области.

Томская область является одной из передовых областей в Западно-Сибирском регионе по выпуску строительного кирпича. Высокое качество продукции подтверждается различными наградами, полученными на региональных и международных выставках. В настоящее время в Томской области

изделия и материалы строительной керамики выпускают четыре предприятия: ЗАО «Карьероуправление», ООО «Томский завод строительных материалов и изделий» (ТЗСМиИ), ЗАО «Томский завод керамических материалов и изделий» (ТЗКМиИ), ОАО «Копыловский керамический завод». Все предприятия используют глинистое сырье собственных карьеров, расположенных на территории области. Ассортимент выпускаемой продукции ограничен. Производят кирпич: рядовой и лицевой, полнотелый и пустотелый, марки М 100, 125, 150; плитки керамические облицовочные и плитки фасадные трех размеров; гравий керамический.

Ежемесячные объемы выпуска кирпича на ЗАО «Карьероуправление», ОАО «Копыловский керамический завод» и ЗАО «ТЗКМиИ» составляют 2-2.5 млн шт., на остальных предприятиях - около 1 млн шт. в месяц.

Предприятия керамических материалов и изделий малорентабельны; их технологическое оборудование сильно изношено (средний износ основных фондов отрасли достигает 54 %, при ежегодном выбытии около 2 %, а вводе - 1 %); использование средней мощности 50-79 %; выпускают продукцию ограниченного ассортимента. Высокий уровень ресурсо- и энергопотребления негативно влияет на конкурентоспособность выпускаемых в области стройматериалов. Удельный вес материальных затрат в структуре затрат на производство и реализацию продукции в 2004 г. зафиксирован на уровне 64 %.

За 2004 г. объем выпуска кирпича в Томской области составил 99.81 млн шт., что на 20.2 % выше уровня 2003 г.

Экспортируется в другие регионы незначительная часть кирпича и плитки керамической глазурованной для внутренней облицовки. Наибольшая доля экспорта приходится на Новосибирскую и Тюменскую области.

Одним из факторов, сдерживающих увеличение объемов выпуска кирпича в области, является ввод мощностей Юргинского кирпичного завода, который в 2004 г. завозил в Томскую область до 2 млн шт. кирпича ежемесячно.

Цены в производстве строительных материалов в целом складываются под влиянием большого количества факторов и критериев. К основным из

И.В. Кащук. Региональные аспекты формирования цены при комплексной оценке сырья..

них относятся: издержки производства, баланс спроса и предложения, меры государства по регулированию деятельности предприятий, цены мирового рынка, инвестиционная политика.

Проведены исследования изменения цен на керамический кирпич четырех вышеуказанных предприятий области (табл. 1.)

Таблица 1

Средние цены на кирпич керамический по Томской области в 1999-2003 гг.

(на конец года; рублей за тыс. шт. усл. кирпича)

Цены 1999 2000 2001 2002 2003

Оптовые 1253 1 577 2 417 2 339 2 800

Розничные 1 340 1 807 2 775 3 114 3 996

Как видим, на томском рынке все эти годы наблюдался стабильный рост цен на стеновые материалы, причем разрыв между оптовыми и розничными ценами постоянно увеличивается.

Несмотря на преимущества керамического кирпича перед другими стеновыми материалами, их производство основано на материало- и энергоемких технологиях с высокими трудозатратами, что обусловливает их высокую себестоимость.

Существенное влияние на цену продукции оказывает высокая стоимость перевозки, которая может различаться почти в 8-10 раз. Рынок транспортных услуг России определяет либерализация коммерческой деятельности производственных и транспортных предприятий. Конкуренция на рынке транспортных услуг проявляется не только между различными видами транспорта, но и между транспортными фирмами. Существующая система регулирования тарифов на основе индексации и дифференциации тарифов не позволяет учесть влияние многих факторов. Наблюдается следующее противоречие: тариф зависит от индекса цен промышленной продукции, индекс цен определяет Госкомстат, а изменение тарифов на перевозки по видам грузов производит МПС. Поскольку при этом не учитывается удельный вес перевозимых грузов, то агрегированный индекс изменения тарифа на перевозки может отличаться от индекса цен.

Информацией для контроля расходов на перевозки служат данные по статьям расходов где отсутствует детализация статьи «Прочие расходы», хотя они составляют четвертую часть всех затрат на перевозки. Для устранения всех существующих проблем необходимо рыночное регулирование транспортных тарифов, т.е. учет изменения спроса на конкретные виды транспортных перевозок, по видам груза и по регионам. В этих условиях необходима гибкая система тарифов, когда возможно применение разных уровней тарифов на перевозки отдельных видов грузов в пределах отдельных тер-

риторий (регионов). Региональный аспект учитывается путем введения коэффициентов к тарифам на отдельные виды грузов в пределах отдельных территорий - регионов. Такой децентрализованный способ регулирования тарифов известен и ранее рассматривался многими авторами.

Существенное влияние оказывают монопольные цены на энергоресурсы.

Увеличение затрат на энергоресурсы при производстве керамического кирпича на предприятиях г. Томска составляет более 25 %. Энергозатраты в целом составляют 50 % стоимости трех статей калькуляции: «Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования», «Цеховые расходы» и «Общезаводские расходы», которые, в свою очередь, составляют 35 % себестоимости кирпича. Следовательно, энергозатраты составляют в общей стоимости керамического кирпича более 40 % (при обжиге газом - более 30 %). В регионах государственное регулирование цен и тарифов на электро- и теплоэнергию, природный газ, коммунальные услуги (водоснабжение и канализацию) осуществляют местные органы исполнительной власти субъектов Федерации.

В целях снижения затрат на энергоресурсы многие предприятия оборудуют собственные сети энерго- и теплоснабжения. Например, предприятие ЗАО «Карьероуправление» (г. Томск), выпускающее керамический кирпич и нерудные строительные материалы, затратило немалые средства на оборудование собственных теплосетей, а в последствии и сетей электроснабжения, позволяющих сократить долю потребления энергоресурсов в себестоимости продукции до 13 %.

В целом доля потребляемых энергоресурсов вместе с транспортными расходами в себестоимости керамической продукции достигает 30-50 %, что отражается в непрерывном росте цен.

При постоянном росте цен топливно-энергетических ресурсов, которые составляют более 20 % в структуре затрат, и транспортных тарифов цена на строительную керамику растет, но остается заниженной по сравнению со странами Западной Европы. Цена керамического кирпича отечественного производства составляет не более 80 ИБЭ (себестоимость отечественных технологий -1.5-2.5 р. за кирпич), цена керамического кирпича на севере Западной Европы - более 250-270 ИБЭ (себестоимость западных технологий - 2.7-4 р. за кирпич) [1].

Сохраняются различия в ценах по регионам Западной Сибири вследствие неравномерного распределения сырьевых ресурсов и их удаленности от мест дальнейшей переработки и потребления, по данным областного комитета государственной статистики (табл. 2).

Таблица 2

Средняя цена на керамический кирпич по регионам (рубли за тыс. шт. усл. кирпича, с НДС)

Регион Декабрь 2001 г. Июль 2002 г. Апрель 2005 г.

Томская область 2 774.72 2 983.50 3 720.15

Республика Алтай - 4 516.13 3 062.30

Алтайский край 4 182.18 2 773.48 4 201.66

Кемеровская область 1 995.58 2 608.65 3 324.70

Новосибирская область 2 805.65 2 820.51 3 761.78

Омская область 2 939.74 2 955.43 2 852.88

Тюменская область 3 267.77 5 616.81 4 221.67

Иркутская область 2 644.00 - -

Приведенные данные (табл. 2) показывают, что цены на керамический кирпич в Томской области имеют средние значения по сравнению с другими регионами. Самые высокие цены зафиксированы в Тюменской области.

Исходя из данного анализа можно сделать вывод, что в области не хватает конкурентоспособной строительной керамики. Отмечена устойчивая тенденция увеличения объема выпуска строительного кирпича, какого бы качества он ни был, что связано с расширением города и его интенсивной застройкой.

Возможным вариантом повышения конкурентоспособности керамической продукции является более рациональное и комплексное использование местного сырьевого потенциала региона. Создание и рациональное использование региональной сырьевой базы нуждается в эффективной оценочной системе. При выборе основных критериев оптимальности производства строительной керамики следует рассматривать в первую очередь три группы критериев: технологические, технические и экономические. Оптовая цена готового керамического материала может являться ключевым показателем в комплексной оценке, позволяющим оптимизировать все прочие - технологические, технические и показатели конкурентоспособности.

В условиях рынка цена занимает центральное место в конкурентной борьбе и играет двойную роль. Цена является, с одной стороны, инструмен-

том стимулирования спроса, с другой - главным фактором долгосрочной рентабельности производства. Традиционно считают основными показателями, определяющими конкурентоспособность предприятия, производительность, себестоимость и цену выпускаемой продукции.

Введение свободных цен с одновременным предоставлением производственным предприятиям самим устанавливать их величину свидетельствует об отсутствии единой скоординированной политики в области ценообразования.

В течение последних 12 лет основным документом, регулирующим порядок формирования себестоимости и определения финансовых результатов, являлось Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции, и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденное постановлением Правительства РФ № 552 от 05.08.92 г. На основании этого документа руководителям министерств и ведомств РФ было рекомендовано в кратчайший срок разработать и довести до предприятий отраслевые инструкции по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции применительно к специфике соответствующих производств и видов деятельности. На основе этих требований во многих отраслях были разработаны типовые методические рекомендации.

В условиях отсутствия режима регулирования со стороны государства и регионов предприятию необходимо иметь экономическую защиту, обеспечивающую адекватность реакции на колебания цен. Одним из вариантов такой защиты может являться разработка модели рационального, комплексного использования местного сырьевого потенциала, которая позволит оптимизировать технологические параметры, решить экологические проблемы, повысить качество выпускаемого продукта, в целом повысить эффективность производства керамических материалов.

Поступила в редакцию 21.06.2006

Литература

1. Концепция развития приоритетных направлений промышленности строительных материалов и стройиндустрии на 2001-2005 годы // Строит. мат-лы. 2001. № 6.

2. Верещагин В.И. и др. Возможности использования вторичного сырья для получения керамики и ситаллов // Там же. 2000. № 7.

3. Кащук И.В., Верещагин В.И. Возможности комплексной технико-экономической оценки вторичного и нетрадиционного сырья Сибирского региона для производства строительной керамики и стекломатериалов // Изв. вузов. Строительство. 1999. № 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.