Научная статья на тему 'Региональное законодательство и социальные конфликты'

Региональное законодательство и социальные конфликты Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

CC BY
141
51
Поделиться
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН / ПАМЯТНИК ПРИРОДЫ / ШИХАН ТРАТАУ / ПРАВОВОЙ СТАТУС / СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / REGIONAL LAWS / REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN / NATURAL MONUMENT / TRATAU SHIKHAN (HILL) / LEGAL STATUS / SOCIAL CONFLICT / SOCIAL RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Маркин Валерий Васильевич, Роговая Анастасия Владимировна

В статье дается анализ природоохранного законодательства субъекта РФ, сопряженность с общегосударственным законодательством и подзаконными актами исполнительной власти. На основе массового и экспертного опросов выявлена реальная ситуация с протестным настроением населения по поводу возможного промышленного освоения памятника природы шихана Тратау в Республике Башкортостан. Очевидное противоречие между Постановлением Правительства РБ о придании статуса памятника природы и экономической необходимостью разработки шиханов дало основание поставить вопрос, является ли достаточным нынешний правовой статус шихана Тратау как памятника природы.

Regional laws and social conflicts

An analysis of the environmental law of a subject of the Russian Federation, its matching with the national laws and bylaws of the executive branch of government are given in the paper. Based on mass and expert surveys, the real situation concerning protest attitudes of the population due to possible industrial use of the Tratau shikhan (hill) natural monument in the Republic of Bashkortostan is identified. The obvious contradiction between the Decision of the Government of the Republic of Bashkortostan on granting the legal status of natural monument to shikhans and the economic need for their industrial use has justified the question whether the current natural monument status of the Tratau shikhan (hill) is sufficient.

Текст научной работы на тему «Региональное законодательство и социальные конфликты»

Региональное законодательство и социальные конфликты

Маркин В. В., Роговая А. В.*

Аннотация. В статье дается анализ природоохранного законодательства субъекта РФ, сопряженность с общегосударственным законодательством и подзаконными актами исполнительной власти. На основе массового и экспертного опросов выявлена реальная ситуация с протестным настроением населения по поводу возможного промышленного освоения памятника природы шихана Тратау в Республике Башкортостан. Очевидное противоречие между Постановлением Правительства РБ о придании статуса памятника природы и экономической необходимостью разработки шиханов дало основание поставить вопрос, является ли достаточным нынешний правовой статус шихана Тратау как памятника природы.

Ключевые слова: региональное законодательство, Республика Башкортостан, памятник природы, шихан Тратау, правовой статус, социальный конфликт, социальная ответственность.

В регулировании социально-экономического и социально-культурного развития регионов значительную роль играет законодательство субъектов Российской Федерации. Конечно, оно должно быть конституционным и сопряжено с общегосударственным законодательством, но в свою очередь каждый регион имеет свою специфику, которая должна отражаться в правоприменительной практике.

В этой практике имеются особо чувствительные зоны жизнедеятельности региональных сообществ, к которым в первую очередь относятся вопросы социальной сферы: образование, здравоохранение, культура и другие, по которым согласно ст.72 Конституции закреплены предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. К числу таких «зон» (предметов ведения) также относятся природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории [1]. При этом важно учитывать полиэтнический состав регионов, особенно республик и автономных округов.

Органы государственной власти в законодательной и правоприменительной практике должны руководствоваться также Основами государственной политики в области экологии, реализация ко-

торых осуществляется в соответствии с такими принципами, как:

«...в) научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях устойчивого развития и обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

г) охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

е) ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (далее - органы государственной власти) за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

л) соблюдение права каждого человека на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды;

м) участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду;

п) участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач в области охраны окружающей среды и обеспечения

* Маркин Валерий Васильевич, доктор социологических наук, профессор, руководитель Центра региональной социологии и конфликтологии Института социологии РАН, Российская Федерация, г. Москва.

E-mail: markin@isras.ru

Роговая Анастасия Владимировна, кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Центра региональной социологии и конфликтологии Института социологии РАН, начальник научно-исследовательской лаборатории мониторинга законодательства и правоприменения ФБУ «НЦПИ при Минюсте России», Российская Федерация, г. Москва.

E-mail: av_rogovaya@mail.ru

экологической безопасности, учет их мнения при принятии решений о планировании и осуществлении экономической и иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду...» [2].

В целях реализации полномочий, предоставленных федеральным законодательством в сфере окружающей среды и природопользования, в Республике Башкортостан сформирована обширная нормативно-правовая база. При этом следует отметить, что ранее по данным Минюста России в 2011 году из 517 нормативных правовых актов, содержащихся в федеральном регистре нормативных правовых актов Республики Башкортостан в сфере охраны окружающей среды и природопользования, были выявлены несоответствия федеральному законодательству в 10 актах. Проблемы реализации норм природоохранного законодательства в Республике Башкортостан в основном были связаны с отсутствием системности и согласованности нормативных правовых актов на федеральном уровне, отсутствием подзаконных актов, принятие которых предусмотрено федеральными законами, регулирующими общественные отношения в указанной сфере11.

В настоящее время в Республике Башкортостан полномочия, предоставленные федеральным законодательством органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды и природопользования, с учетом принятых изменений в целом реализованы.

Однако, в случае недостаточного законодательного регулирования или разрыва между законодательством субъекта и другими нормативными правовыми актами, принимаемыми органами исполнительной власти, может усиливаться социальная напряженность в данном региональном сообществе и возникать противоречия между федеральным центром и регионами.

В последнее время в Республике Башкортостан особое внимание уделяется вопросам охраны окружающей среды, сохранения природных

1 Несоответствия федеральному законодательству были выявлены в следующих нормативных правовых актах: Кодекс

Республики Башкортостан о недрах от 28.10.1992 года № ВС-

13/26, Закон Республики Башкортостан от 23 декабря 2004 года

№ 144-з «О порядке получения права пользования участками

недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, и участками недр местного значения в

Республике Башкортостан», Закон Республики Башкортостан

от 20 ноября 2007 года № 486-з «О регулировании лесных отно-

шений в Республике Башкортостан»; Закон Республики Баш-

кортостан от 05.01.2004 года № 59-з «О регулировании земель-

ных отношений в Республике Башкортостан», Экологический кодекс Республики Башкортостан от 28.10.1992 года № ВС-

13/28 и др. URL: http://to03.minjust.ru/obzor-zakonodatelstva-respubliki-bashkortostan-v-sfere-ohrany-okruzhayushchey-sredy-i

объектов как природных памятников, в частности шихана Тратау. Это связано с тем, что у ОАО «Башкирская содовая компания» (ранее ОАО «Сода») заканчиваются ресурсы и в качестве сырьевой базы рассматривают в первую очередь шихан Тратау. Однако гора Тратау (Торатау, шихан) является комплексным памятником природы регионального значения (статья 25.2 Федерального закона № 33-ФЗ от 14.03.1995 года (редакция от 25.06.2012г.) [3] и образован Постановлением Совета Министров Башкирской АССР № 465 от 17 августа 1965 г. «Об охране памятников природы Башкирской АССР», законом Республики Башкортостан от 31.07.1995 № 5-а (ред. от 31.01.2013) «Об особо охраняемых природных территориях» и от 26 декабря 1985 г. № 212 «Об охране дикорастущих видов растений на территории Башкирской АССР».

В 2011 году ОАО «Сода» подняла вопрос о снятии с гор Тратау и Юрактау статуса памятников природы и выдаче разрешения на разработку месторождений известняка. Однако это привело к протестной активности населения региона, проведению митингов, публикациям против передачи шиханов под месторождения сырья.

Такая протестная активность является показателем, что генезис проблем заключается, как правило, в глубоком прошлом и ввиду постоянно возникающих в Республике Башкортостан вопросов, связанных с необходимостью осуществления отдельных видов хозяйственной деятельности в местах расположения природных памятников, необходимо рассмотреть правовые основания для лишения последних охранного статуса.

Федеральное законодательство не позволяет разрабатывать шиханы и даже проводить на них геологоразведку до тех пор, пока они остаются в статусе памятников природы (Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» и т. д.) и относятся к объектам общенационального достояния, «которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны» (Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в ред. от 14.07.2008).

В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (статья 3) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на ос-

нове принципа приоритета сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов. В соответствии со статьей 4 особой охране подлежат редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания. Следует отметить, что флора и фауна шихана Тратау имеет значительное количество редких и исчезающих видов, в том числе 23 вида включены в Красную книгу РБ (2004 г.) [4, с.79]

В соответствии со статьей 59 запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.

Помимо этого, памятник природы «гора Тратау» включен в Государственный кадастр ООПТ регионального значения, в Список геологического наследия всемирного значения «^Е081ТЕ8», который составляется и находится под эгидой Европейской ассоциации по охране геологического наследия ProGE0, а также во Всемирный предварительный список геологических памятников под эгидой ЮНЕСКО[5].

В составе совместных предметов ведения разграничиваются полномочия, которые принимаются в каждом случае отдельными нормативными правовыми актами, государственно-правовыми или административно-правовыми договорами и т.п., имеющие уже выработанный механизм взаимного делегирования и т.д. Так, в соглашении «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов» закреплено, что Республика Башкортостан участвует в разработке и реализации региональных, федеральных и международных программ восполнения и развития природных сырьевых ресурсов, в области охраны окружающей среды, нормативов и показателей оценки качества природных ресурсов и природной среды, в создании экономического механизма рационального природопользования, оценке прогнозных ресурсов, составлении общероссийских карт, создании единой государственной системы экологического мониторинга, формировании информационных систем[6].

Согласно региональному законодательству режим охраны памятника природы, его статус, порядок объявления и использования установлен «Положением о памятниках природы в РБ» (утв. постановлением Кабинета министров РБ от

26.02.1999 г. № 48, в ред. постановления Правительства РБ от 27.08.2014 № 400), определены категории и профили памятников природы (раздел 2). Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы республиканского значения, создание или изменение режима особой охраны территории памятника природы утверждается Правительством Республики Башкортостан, как и упразднение памятника природы в случае утраты его значимости в результате стихийных бедствий и иных факторов (раздел 3).

В связи с возможным началом промышленной разработки недр шихана Тратау возникла необходимость анализа общественного мнения по данному вопросу.

Так, группой сотрудников Института социологии РАН при поддержке общественных организаций Республики Башкортостан в сентябре-октябре 2015 года было проведено комплексное социологические исследование на тему «Протестная активность населения Республики Башкортостан общей и социально-экологической направленности» в форме социологического опроса населения Уфы (506 респондентов) и «проблемной зоны» (1046 респондентов из городов и районов, примыкающие к шихану Тратау: Стерлитамак, Стерлитамакский район, Ишимбай, Ишимбайский район, Гафурий-ский район, Зилаирский район, Зианчуринский район, Кугарчинский район, Кумертау, Мелеуз, Салават, Бурзянский район, Баймакский район, Хайбуллинский район, Сибай), а также опроса 25 экспертов из числа профильных представителей органов республиканской и местной законодательной и исполнительной власти, руководителей промышленных предприятий и бизнеса, представителей общественных организаций, журналистов, отдельные результаты которого докладывались на Евразийском гуманистическом форуме в Уфе 10-11 декабря 2015 года [7]. Как массовый опрос, так и экспертная оценка являются важными и своевременными, поскольку позволили выявить реальную ситуацию с протестным настроением населения по поводу возможного промышленного освоения памятника природы шихана Тратау в Республике Башкортостан.

При общей в целом положительной оценки населением общей социальной и экологический ситуации в Республике Башкортостан, все же имеются некоторые замечания в деятельности органов власти по охране природы и окружающей среды. По данным массового опроса, в Уфе сравнительно высок уровень отрицательных оценок работы органов власти по охране природы и окружающей среды - 43%, положительные составляют в сумме 26%. В «проблемной зоне» наблюдается относительный

баланс оценок: положительных в сумме 35%, отрицательных - 38%.

Как уже отмечалось, с 2011 года в СМИ и Интернете активно обсуждается вопрос о снятии правового статуса с шихана Тратау. Как показало исследование, степень психологической включенности населения в проблему шихана Тратау довольно высокая: в Уфе проявили заинтересованность к этой теме 62% опрошенных, в районах проблемной зоны - 71% (см. график 1).

График 1. «Волнует ли Вас возможное использование недр шихана Тратау для промышленного производства?» (в %% к числу опрошенных в Уфе, п1=506 и в "проблемной зоне", п 2=1046)

Да, волнует

Нет, не волнует

Мне безразлично

72

Уфа «Проблемная зона»

По оценкам экспертов, протестное движение против промышленного использования шихана Тратау находится пока на начальном этапе формирования, но может принять все более организованный характер. Как отмечают эксперты-представители власти, всё находится на стадии формирования и призывов в Интернете, «общественность обеспокоена такими вопросами, как разрушение Шиханов, небрежным отношением так называемых арендаторов к нашим лесам, озерам, в целом к экологии», в то же время «кому-то выгодно, видимо, такое настроение некоторой части населения. Имеются группы и сообщества, общественные организации, например, Кук Буре, Башкорт и т.д., которые проводят отдельные (разовые) акции, выступления». Достаточно низкую степень сформи-рованности организованного протеста отмечают и эксперты-представители бизнеса, по их мнению наблюдаются только отдельные акции и выступления одних и тех же групп, «сложились постоянно действующие группы протеста только в социаль-

ных сетях, а также среди населения, проживающего на «проблемной» территории».

Причем, несмотря на многочисленные публикации в СМИ, Интернет на тему возможного промышленного использования шихана Тратау, по данным массового опроса, большинство население указывают на нехватку информации по данному вопросу: в Уфе таких оказалось 62%, в проблемной зоне - 57%.

По мнению экспертов, достаточно высокий уровень информированности и включенности населения в конфликт вокруг шихана Тратау наблюдается, прежде всего, среди населения «проблемной территории».

Как отмечает большинство экспертов, о данном конфликте официальные СМИ недостаточно информируют, население черпает информацию в основном из негосударственных, местных или оппозиционных источников, «СМИ, всесторонне освещающие эту тему в Республике Башкортостан, единичны. В официальных СМИ - табу за очень редким исключением». Это мнение было подтверждено и контент-анализом медиа. Официальная пресса всех уровней фактически обходит эту тему. Местные СМИ - газета города Стерлитамак «Стерлитамакский рабочий», СНуореп (сНуореп. ги) Стерлитамак, Sterlitamakcity.ru Стерлитамак и Интернет-портал Ишимбайского района «Восход (voshod-news.ru)» не дают никаких материалов о вероятной разработке шихана Тратау и, тем более, о позициях ОАО «БСК» (ОАО «Сода») и власти. Большинство республиканских и городских СМИ фактически придерживаются такой же политики в отношении ОАО «БСК» (ГТРК Башкортостан, ИА Башинформ, ProUfu.ru, Уфимский Журнал (journalufa.com); МедиаКорСеть (mkset.ru); Информационный портал RB7.ru (rb7.ru); Уфа-пресс (u7a. ш); Gorodskoyportal.ru/ufa; I-gazeta.com; Единая Россия Республика Башкортостан (bashkortostan. er.ru); Вечерняя Уфа (vechufa.ru) и другие). В них тема разработки шихана Тратау даже и не обсуждается. Как отметил эксперт: «Официальная пресса обходит эту тему в силу неопределенности ситуации». И лишь упомянутые федеральные СМИ и ряд интернет-порталов таких, как Башкирское общественное движение (kyk-byre.ru) НКО, РюШа ш, Ufa1.Ru и некоторые другие, подчас питаясь слухами и какой-то разрозненной информацией из полуофициальных источников, весьма остро обсуждают проблему.

В разрешении данного конфликта вовлечены различные слои населения, однако у каждой группы просматриваются свои интересы.

По данным массового опроса, подавляющее большинство опрошенных отрицательно отно-

62

сится к перспективе возможного промышленного использования недр шихана Тратау: в Уфе с таким использованием полностью или скорее не согласны 67%, в проблемной зоне - 69% (см. рис.2).

График 2. «Как Вы в принципе относитесь к возможному использованию недр шихана Тратау для промышленного производства?» (в %% к общему числу опрошенных, N=1552):

1 ' 1 19 1

36 I 1 32 1 1 19

Определенно согласны, поддерживают

Скорее согласны, поддерживают

Скорее не согласны, не поддерживают

Определенно не согласны, не поддерживают

Затруднились ответить

В разрешении конфликта наиболее заинтересованы работники ОАО «Сода», поскольку это градообразующее предприятие г.Стерлитамак. Как отмечают эксперты-представители бизнеса «в решение вопроса заинтересованы те, кто работает в сфере производства и предоставлении услуг предприятиям. Их интерес основан, в первую очередь, на развитии промышленности в регионе, так как это обеспечивает рабочие места населению, проживающих на этой территории», «компания стремится получить сырье с наименьшими издержками, и ее поддерживают работники предприятия и члены их семей, которые связывают свое финансовое благополучие с деятельностью компании», в то время как «интерес населения заключается в проживании в экологически чистом районе, исторической и природной достопримечательности», «население, проживающее на «проблемной» территории, дивидендов не имеет от разработки горы, а теряет красивый ландшафт и историческую память», «интерес к горе только коммерческий. Людям нужно объяснять, зачем им это необходимо».

Также заинтересованы активисты башкирских национально-культурных и экологических

организаций, поскольку «первые считают Шиханы неприкосновенными из-за исторической или природной уникальности, вторые - не хотят разрушения сложившейся среды обитания», и «всех интересует, почему власти Башкирии просто не проведут какой-то закон, которым запретить разработку шиханов».

По данным массового и экспертного опросов, выступают против промышленного использования шихана Тратау, прежде всего, местное население «проблемной территории», которые непосредственно проживают рядом с горой, в том числе часть жителей г. Стерлитамак и г. Ишимбай, жители с. Урман-Бишкадак, с. Карайчаново. Эксперты-представители общественных организаций отмечают, что «выступают против все те, для кого шихан давно превратился в позитивный национальный и территориальный символ и негативный символ того, как высасываются природные ресурсы территории в интересах олигархических структур в плюс к другим источникам финансовых активов, нефти и т.д.», прежде всего это национальные общественные организации и общественные движения (Башкирские общественные организации, Исполком башкир, экологические, «зеленые»). То есть, из всех групп по национальному признаку, в первую очередь, это - башкиры, другие национальности (русские, татары) также склонны поддерживать сохранение горы.

Основной аргументацией против освоения шихана Тратау, по данным массового опроса, в первую очередь является сохранение памятника природы и культуры, связанного с историческими (этнокультурными, национальными) традициями народов, проживающих на данной территории (см. график 3).

График 3. «Каковы, на Ваш взгляд, основные недостатки, аргументы против промышленной разработки недр шихана Тратау?» (в %% к числу опрошенных в Уфе, п1=506 и в "проблемной зоне", п 2=1046):

Это же отмечают и эксперты, поскольку шихан Тратау - это «символ: национальный, территориальный, природный», «уникальный комплексный памятник природы, возрастом 250 млн. лет, аналогов которому в мире нет», «священная гора для башкир (духовный и культурный памятник), место совершения древних башкирских обрядов, овеянное легендами и в настоящее время используемое местным населением для проведения сходов, сабантуев и других культурно-общественных мероприятий», «это история древних башкир и современных жителей Башкортостана, стоянка (ставка) башкирских ханов, здесь похоронены святые

/ 31 / 34 // 33 {

171

41

27

/ 7

Уфа

Проблемная зона»

Это памятник природы, охраняемый государством

Это красивое место, которое будет потеряно

Это серьезное нарушение экологии

Другие недостатки

Затруднились ответить

График 4. «Каковы, на Ваш взгляд, основные достоинства, аргументы в пользу промышленной разработки недр шихана Тратау?» (в %% к числу опрошенных в Уфе, п1=506 и в "проблемной зоне", п 2=1046):

(религиозные). Символ Республики, это памятники природы, которые сохранили наши предки для нас и мы должны передать внукам».

Второй момент против освоения шихана -это сохранение уникального природного явления, экологического баланса, поскольку могут произойти экологические последствия (взрывы, трещины, провалы), «подземные воды в основании горы, которые могут уйти в глубинную сеть или вызвать наводнение. «Тратау представляет также археологическую и биологическую ценность».

В качестве основной мотивации и аргументации «за» освоение шихана является экономическая, основанная на возможной остановке предприятия, потере рабочих мест и источников дохода как местного бюджета, так и населения.

Следует отметить, по данным массового опроса при выявлении аргументов в пользу промышленного освоения недр шихана Тратау бросается в глаза высокая доля затруднившихся ответить на этот полуоткрытый вопрос (47% в Уфе и 45% в проблемной зоне). Более того, 33 человека (2%) самостоятельно дописали ответ "нет достоинств", что усиливает вывод о преобладающем негативном отношении к данной идее. Лишь немногим более половины опрошенных указали на некоторые, отдельные возможные плюсы промышленной разработки горы, которые не отменяют в целом негативного отношения к разработке недр шихана Тратау (см. график 4).

/ /

22 25

47

Уфа

21 у -

19 16

ш

45

Проблемная зона»

Важный источник сырья

Новые рабочие места

Отчисления в бюджет

Другие достоинства

Достоинств нет

Затрудняюсь ответить

По мнению экспертов, общая мотивация и аргументация сырьевой компании, детерминированная в основном экономической выгодой, мотивируют население в нехватке сырья для завода. Это отмечает и эксперт-представитель ОАО «Сода»: «данное предприятие является крупнейшим в Европе и одним из основных производителей в России, остановка предприятия, может негативно отразиться на потребителях кальцинированной соды, так как создаст дефицит этого продукта на отечественном рынке и зависимость от зарубеж-

8

ных поставок, что снизит экономическую безопасность страны. Предприятие является градообразующим, его остановка очень негативно отразится на дальнейшем развитии города и благополучии его населения».

Большинство экспертов поддерживают идею поиска и использования альтернативных источников сырья для промышленного производства, исключая шихан Тратау.

Эксперт-представитель компании ОАО «Сода» эту идею совершенно не поддерживает, поскольку «учитывая то, что сырья осталось на 3-4 года работы, это может привести к остановке градообразующего предприятия, уже опоздали с этим поиском. Кроме того, учитывая то, сколько лет Правительство РБ уже занимается поиском альтернативных источников известняка, которое бы соответствовало требованием для производства кальцинированной соды, следовательно, его нет в республике».

В свою очередь представители ОАО «Башкирская содовая компания» активно участвуют в научной полемике, в СМИ о необходимости снятия статуса «памятник природы» с объекта, являющегося сырьевой базой для выпуска продукции стратегического назначения, отмечая, что с юридической точки зрения, отнесение отдельных объектов к особо охраняемым территориям, в т.ч. к памятникам природы, постановлениями органов исполненной власти (Правительством) не право-мерно[8, с.143]

В частности, они предлагают внести изменения в действующие нормативные акты и лишить статуса «памятника природы», который, первоначально, до присуждения им такого статуса был запроектирован как источник сырья для крупного промышленного комплекса[8, с. 140]. Сторонники обосновывают свою позицию «грозящей катастрофой работникам предприятий остаться без работы», что «без ясных перспектив трудно продолжать инвестирование в перспективные проекты, направленные на снижение вредного воздействия на окружающую среду»[9, с.218]

Очевидное противоречие между Постановлением Правительства РБ о придании статуса памятника природы и экономической необходимостью разработки шиханов дало основание поставить перед экспертами, занятыми в указанном исследовании, вопрос, является ли достаточным нынешний правовой статус шихана Тратау как памятника природы.

Мнение экспертов по данному вопросу разделилось, одни считают (в основном представители власти и бизнеса), что вполне достаточно имеющегося правового статуса, другие - недостаточным (в

основном представители общественных организаций, национальных сообществ и СМИ). Только представитель компании ОАО «Сода» указал, что статус надо снимать, «так как это мешает началу разработки нового карьера для производства кальцинированной соды».

В принятии специального закона, по мнению экспертов-представителей органов власти, нет необходимости: «Правовой статус шихана как памятника природы достаточен», «решений напринимали достаточно, просто нужно их жёстко выполнять».

В соответствии с действующим природоохранным законодательством, правовой статус Тратау как памятника природы не позволяет использовать его в хозяйственных целях, поэтому, как отмечает эксперт-представитель бизнеса, «отмена этого статуса невозможна без соответствующего научного обоснования (т. е. ученые должны доказать, что этот объект не представляет для науки никакой ценности)».

Эксперты-представители общественных организаций в свою очередь указывают, что необходимо подобные шиханы оформить как памятники природы на федеральном уровне и необходимо принять закон Республики Башкортостан о защите.

При этом, как отмечает эксперт-представитель СМИ, «исходя из комментариев официальных лиц, сегодняшний статус не дает гарантии, что Тратау перестанут рассматривать как источник сырья». Как отмечает представитель СМИ, «природоохранное законодательство в последние годы претерпело значительную «либерализацию», в частности это коснулось Водного, Лесного, и Земельного кодексов. То что раньше было нельзя (по закону), то сегодня можно. В результате, принимаемые решения по размещению производительных сил вызывают много вопросов у населения. А если еще эти решения принимаются в закрытом режиме, то мы имеем движение «Антикроношпан»».

Несмотря на наличие разных, иногда полярных мнений, экспертное сообщество в целом высказывается за совместный поиск компромисса для выхода из сложившейся ситуации, поиск альтернативных источников сырья для промышленного использования и сохранение шихана Тратау как всенародного достояния и уникального объекта науки, памятника природы и культуры.

Общественное мнение жителей Республики Башкортостан относительно возможной промышленной разработки шихана Тратау в целом к настоящему времени сложилось и выглядит вполне определенно.

К тому же правительство Республики Башкортостан утверждает, что нет правовых основа-

ний для снятия статуса особо охраняемой природной территории с горы Тратау. Как отмечает руководитель министерства природопользования и экологии РБ Ильдар Хадыев: «Порядок снятия статуса особо охраняемой природной территории федеральными нормативными документами не определен. Региональное законодательство разрешает это в случае утраты объектом ценности в силу стихийных бедствий или иных катаклизмов после проведения инвентаризации. Исследования показывают, что Тратау своего значения не утратила. Соответственно правовых оснований для снятия статуса с горы нет»[10].

Приведенный пример показывает, что в современных условиях во многом изменяется содержание «социальная ответственность бизнеса» в региональном плане.

Поскольку ОАО «Сода» позиционирует себя как социально ответственная организация и в известной мере эта позиция имеет основания - обеспечение занятости населения, сохранение рабочих мест; пополнение бюджетов всех уровней через налоги и сборы; своевременная выплата зарплаты и предоставление социальные услуг работникам; участие в социальных программах города Стерли-тамак.

Но очевидно, что в современных условиях и на перспективу необходимо шире посмотреть на эту социальную ответственность в кризис стратегического видения компании в регионе и муниципальных образованиях, поскольку сегодня большинство компаний имеют психологию «временщика» - использования ресурсов в данной время и в данном месте. А дальше что?

Это стратегическое видение включает в себя:

> новые технологии (в примере с ОАО «Сода» применяются технологии 60-70 гг. прошлого века);

> логистику (дороги, транспорт);

> социальную инфраструктуру;

> включенность в территориально-промышленные кластеры, территории опережающего развития и т.д.

Данный пример показал необходимость совершенствования механизма сопряженности законодательства и подзаконных актов исполнительной власти.

Может быть в данном случае следует согласиться с мнением части экспертов из органов власти о достаточности нынешнего правового статуса шихана Тратау (в нормативном правовом акте - Постановлении Правительства РБ). Но, вместе с тем, необходимо в законодательном порядке определить обязательные процедуры введения в такой статус, и, соответственно - снятие его, во избежание «конъюнктурно-келейных» решений («вчера дали - сегодня сняли»). Необходимо учитывать, что отдельные объекты могут иметь комплексный характер, как в данном случае, шиханы являются не только природными, но важными культурными объектами (культурными памятниками), имеют высокую историческую ценность. Историки свидетельствуют, что эти горы почитали все жившие здесь народы, «для юрматинских башкир, потомки которых населяют близлежащие села, Шиханы свя-щенны»[4, с.81]

Таким образом, данный вопрос приобретает национально-этническую окраску и возможность использования его политическими игроками, усиливающими конфликтную ситуацию.

В подобных случаях вполне уместно проведение независимой социально-гуманитарной экспертизы с привлечением высококвалифицированных специалистов, в том числе социологического профиля, с выработкой соответствующего Положения на этот счет, предложения по которому уже вносились академиком РАН М.К. Горшковым в Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации. Опытное применение такой экспертизы вполне логично начать с регионального уровня.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (от 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).

2. «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», утв. Президентом РФ 30.04.2012.

3. Реестр особо охраняемых природных территорий Республики Башкортостан, изд. 2-е, перераб. Уфа : Издательский центр «Медиа принт», 2010. 414 с.

4. Хисматуллин И.Р. Геоэкологический анализ стерлитамакских шиханов: последствия и перспективы антропогенного воздействия на комплексные памятники природы // Вестник Кемеровского государственного университета, 2014, № 2 (58), т. 2.

5. Хисматуллин И.Р. Стерлитамакские шиханы: экономическое значение и правовой статус геологических памятников природы / И. Р. Хисматуллин // Новый университет (Серия: Экономика и право). 2013. № 11(33). С. 25-27.

6. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Башкортостан от 25.05.1994 «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов» // Ведомости Верховного Совета и Правительства Республики Башкортостан. 1994. № 11 (29), с 584.

7. Маркин В.В. Гуманистический вектор согласия экономического и социального развития регионов России: социолого-управленческий дискурс // Жизненный потенциал региона: социально-демографические проблемы современного общества (Антоновские чтения). Сб. материалов международной научно-практической конференции, г. Уфа, 10-11 декабря 2015 г. Уфа : АЭТЭРНА, 2015. С. 46-51.

8. Сафаргалеева Е.А., Шатов А.А. О некоторых юридических проблемах присвоения статуса «памятник природы» объекту, являющегося сырьевой базой // Современные наукоемкие технологии. № 12. 2013. С. 139-146.

9. Сафаргалеева Е.А., Шатов А.А. Право экологической безопасности и проблема природопользования (на примере шиханов Республики Башкортостан) // Фундаментальные исследования. № 6. 2013. С. 216-221.

10. «Башкирская содовая компания» рассчитывает снять охранный статус с шихана Тра-Тау // МедиаКорСеть, 10.11.2015. URL: http://www.mkset.ru/news/nonstop/26255/

Regional laws and social conflicts

Valerii Markin, Doctor of Science in Sociology, Professor, Head of the Centre for Regional Sociology and Conflictology of the Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences, Russian Federation, Moscow. E-mail: markin@isras.ru

Anastasiia Rogovaia, Ph.D. in Sociology, Senior Researcher at the Centre for Regional Sociology and Conflictology of the Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences, Head of the Research Laboratory for Legislation and Law Enforcement Monitoring of the Federal State-Funded Institution "Scientific Centre for Legal Information under the Ministry of Justice of the Russian Federation", Russian Federation, Moscow. E-mail: av_rogovaya@mail.ru

Abstract. An analysis of the environmental law of a subject of the Russian Federation, its matching with the national laws and bylaws of the executive branch of government are given in the paper. Based on mass and expert surveys, the real situation concerning protest attitudes of the population due to possible industrial use of the Tratau shikhan (hill) natural monument in the Republic of Bashkortostan is identified. The obvious contradiction between the Decision of the Government of the Republic of Bashkortostan on granting the legal status of natural monument to shikhans and the economic need for their industrial use has justified the question whether the current natural monument status of the Tratau shikhan (hill) is sufficient.

Keywords: regional laws, Republic of Bashkortostan, natural monument, Tratau shikhan (hill), legal status, social conflict, social responsibility.

References

1. Konstitutsiia Rossiiskoi Federatsii (ot 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennykh Zakonami RF o popravkakh k Konstitutsii RF ot 30.12.2008 No. 6-FKZ, ot 30.12.2008 No. 7-FKZ, ot 05.02.2014 No. 2-FKZ, ot 21.07.2014 No. 11-FKZ).

2. "Osnovy gosudarstvennoi politiki v oblasti ekologicheskogo razvitiia Rossiiskoi Federatsii na period do 2030 goda", utv. Prezidentom RF 30.04.2012.

3. Reestr osobo okhraniaemykh prirodnykh territorii Respubliki Bashkortostan, izd. 2-e, pererab. Ufa : Izdatel'skii tsentr "Media print", 2010, 414 pp.

4. Khismatullin I.R. Geoekologicheskii analiz sterlitamakskikh shikhanov: posledstviia i perspektivy antropogennogo vozdeistviia na kompleksnye pamiatniki prirody, Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta, 2014, No. 2 (58), t. 2.

5. Khismatullin I.R. Sterlitamakskie shikhany: ekonomicheskoe znachenie i pravovoi status geologicheskikh pamiatnikov prirody, I. R. Khismatullin, Novyi universitet (Seriia: Ekonomika i pravo), 2013, No. 11(33), pp. 25-27.

6. Soglashenie mezhdu Pravitel'stvom RF i Pravitel'stvom Respubliki Bashkortostan ot 25.05.1994 "O razgranichenii predmetov vedeniia i vzaimnom delegirovanii polnomochii v oblasti okhrany okruzhaiushchei sredy i ispol'zovaniia prirodnykh resursov", Vedomosti Verkhovnogo Soveta i Pravitel'stva Respubliki Bashkortostan, 1994, No. 11 (29), p. 584.

7. Markin V.V. Gumanisticheskii vektor soglasiia ekonomicheskogo i sotsial'nogo razvitiia regionov Rossii: sotsiologo-upravlencheskii diskurs, Zhiznennyi potentsial regiona: sotsial'no-demograficheskie problemy sovremennogo obshchestva (Antonovskie chteniia), Sb. materialov mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, g. Ufa, 10-11 dekabria 2015 g., Ufa : AETERNA, 2015, pp. 46-51.

8. Safargaleeva E.A., Shatov A.A. O nekotorykh iuridicheskikh problemakh prisvoeniia statusa "pamiatnik prirody" ob'ektu, iavliaiushchegosia syr'evoi bazoi, Sovremennye naukoemkie tekhnologii, No. 12, 2013, pp. 139-146.

9. Safargaleeva E.A., Shatov A.A. Pravo ekologicheskoi bezopasnosti i problema prirodopol'zovaniia (na primere shikhanov Respubliki Bashkortostan), Fundamental'nye issledovaniia, No. 6, 2013, pp. 216-221.

10. "Bashkirskaia sodovaia kompaniia" rasschityvaet sniat' okhrannyi status s shikhana Tra-Tau, MediaKorSet', 10.11.2015, URL: http:// www.mkset.ru/news/nonstop/26255/