№9 НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2010
дискуссия ,
журнал научных публикаций
Воронцова О.И. зав. кафедрой Топаркова Т.А., ассистент Астраханский государственный университет г. Астрахань, Россия
РЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ: ДОВЕРИЕ АУДИТОРИИ И ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ВЛАСТИ
Телевидение в наши дни обладает различными возможностями для воздействия на общественное мнение. В зависимости от того, в чьих руках оно находится, его можно использовать как для объективного и оперативного информирования людей о реальных событиях в мире, их просвещения и воспитания, так и манипулирования в интересах тех или иных групп людей. Роль СМИ в политике нельзя, по нашему мнению, оценивать однозначно. Они представляют собой сложный и многогранный институт, состоящий из множества элементов, предназначенных реализовать многообразные задачи информирования населения о происходящих в каждой конкретной стране и во всем мире событиях и явлениях. Еще Г Ласуэлл выделил следующие четыре основные функции СМИ: наблюдение за миром (сбор и распространение информации); «редактирование» (отбор и комментирование информации); формирование общественного мнения; распространение культуры [1]. Другими словами, СМИ обеспечивают расширенную форму человеческой коммуникации. Ко всему этому нужно добавить еще одну важнейшую их функцию по политизации общества и политическому просвещению широких слоев населения.
Общероссийские телеканалы и их взаимоотношения со зрителями являются наиболее удобным и интересным предметом изучения для исследователей: каж-
дый из них представляет «раскрученный» бренд, более или менее устойчиво принимается на территории страны, имеет узнаваемый репертуар и вполне сложившуюся аудиторию. Вместе с тем существует и другое телевидение - региональные телеканалы. Общая их численность на порядок выше, чем численность общероссийских каналов, а их аудитория очень локальна. Региональное телевидение, как правило, затрагивается в исследованиях лишь как методологически обязательный, но исследовательски-факультативный элемент. Вместе с тем оправдан вопрос: если телевидение - важный элемент повседневной жизни современного человека, а телесмотрение является обыденной практикой, какое место, какую роль в этом играют региональные телеканалы? Значительное отличие регионального медиарынка от федерального состоит в сосуществовании в его рамках местных и центральных электронных СМИ [2].
Выясним, насколько велика доля просмотра региональных телеканалов по сравнению с федеральными. Соотношение суточных объемов вещания центрального телевидения и местного было следующим еще пятнадцать лет назад: 197 и 340 часов соответственно. Местные студии производили и транслировали программы разных сфер и жанров, были популярны сложные, многокомпонентные, из трех-четырех составляющих передачи, трансляция спортивных передач, выступлений ху-
, дискуссия
журнал научных публикаций
ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ
дожественной самодеятельности. Местное телевидение было свободнее центрального, хотя во многом и подражательным. С тех пор число и объемы общероссийских каналов возросли, а региональных сократились [3].
Согласно данным опроса, не могут принимать региональные и местные телеканалы телевизоры 14% россиян. Один такой канал принимают 30% респондентов, два - 24%, три - 12%, четыре и более - 10% опрошенных. Ежедневно смотрят передачи региональных и местных каналов чуть больше трети тех, кто может их принимать (35 %, или 29 % по выборке в целом). Несколько реже, 3-4 раза в неделю, смотрит передачи этих каналов примерно пятая часть тех, кто может их принимать (21%, или 18% по выборке). Переключаются на местные или региональные каналы лишь 1-2 раза в неделю 19% из имеющих такую возможность; реже, чем раз в неделю - 8%. Не смотрят передачи региональных и местных телеканалов 13% тех, кто могли бы их смотреть [4].
Россияне неоднозначно относятся к передачам региональных и местных телеканалов: 39% считают, что интересных и нужных передач недостаточно, и ровно столько же (39%) придерживаются противоположной точки зрения. По мнению трети опрошенных (30%), региональные и местные каналы практически ничем не отличаются от общероссийских. Еще треть (34%) уверены, что местные каналы отличаются в худшую сторону, и лишь 10% -что в лучшую [5].
Согласно данным исследования «Уровень доверия к каналам СМИ и органам государственной власти», проведенного в Астраханской области, по уровню охвата телевидение значительно опережает все остальные СМИ: его смотрят почти 94% жителей области, причем в районах телевидение смотрят 97,4% жителей, что на 7% больше, чем в Астрахани.
Пресса по уровню охвата населения сто-
ит на втором месте - 73% жителей читают хотя бы одно периодическое издание. Радио (за счет большого количества FM-станций) гораздо популярнее в Астрахани. Телевидению доверяет почти половина из тех, кто его смотрит. Этот канал СМИ пользуется наибольшим доверием жителей области. Причем новостям местного телевидения доверяют гораздо больше опрошенных, чем центральному телевидению [6].
Нами были проведены исследования имиджа регионального отделения ВГРТК в Астраханской области ГТРК «Лотос». Было выявлено, что наибольшей популярностью среди его программ пользуются информационный выпуск «Вести. Астраханская область». Больше половины опрошенных предпочли именно эти программы. Респонденты отмечали, прежде всего, оперативность подачи материала и информационную насыщенность. Примечательно, что такой фактор, как объективность программы, стоит на последнем месте. Также респондентам было предложено написать собственные пожелания в адрес руководству телеканала. Вот основные из них: будьте объективны, поменьше дидактизма и морализаторства, поменьше сюжетов о власти и побольше о людях, побольше объективности в освещении событий политического характера, хотелось бы меньше пиара госслужб.
Именно эти пожелания в большей мере отражают недостатки региональных ВГТРК, и ГТРК «Лотос» в частности. Отсутствие программ о людях, деполитизи-рованных сюжетов и «хороших новостей» - основные черты регионального телевидения [7].
Такие рекомендации потенциальных телезрителей не удивительны, так как зависимость региональных СМИ от их учредителей и руководителей региона очень высока.
Интересны результаты исследования «Российские средства массовой информации, власть и капитал». На вопросы
№9 НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2010
дискуссия ,
журнал научных публикаций X
анкеты ответили более 100 редакторов газет, директоров радиостанций и телекомпаний из 12 регионов нашей страны. Любопытно, что в большинстве регионов оказались респонденты, которые категорически отказались отвечать на вопрос: «Чью точку зрения или чьи политические и финансовые интересы отражают наиболее влиятельные издания вашего региона?». Причем в графе ответа не значилось обтекаемое «не знаю», а было написано вполне определенно - «не буду отвечать». Такую реакцию саму по себе можно считать знаковой. Некоторые респонденты на упомянутый вопрос отвечали «разумно»: «отражает точку зрения своих учредителей», но от дальнейших уточнений большинство уклонились. В ряде анкет в качестве наиболее влиятельных сил, точку зрения которых выражают СМИ региона, перечислены конкретно: Законодательное собрание и губернатор, мэр. Судя по опросу, практически во всех регионах нет таких СМИ, которые бы в той или иной мере не сотрудничали бы с органами представительной и исполнительной власти. Поэтому вполне естественно, что уровень прозрачности СМИ в регионах минимален. О чем бы респондентов ни спрашивали - о владельцах, о рекламе, об уставных документах - среди прочих обязательно есть один типичный ответ: «Вопрос некорректен, никто из руководителей СМИ вам откровенно не ответит» [8].
Региональное телевидение, так же как и федеральное, является одним из основных каналов политической коммуникации. Влияние регионального телевидения на политическую активность населения в целом, как правило, недооценивают. Тем не менее, оно играет большую роль в формировании политических ориентаций граждан. Уровень доверия телевизионной аудитории играет решающую роль в этом процессе. Тем не менее, зависимость регионального телевидения от местной власти до сих пор достаточно велика. I'
1. Гаджиев К.С. Политическая наука. - М.: Введение в политическую науку: Учеб. пособие для студентов вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд. корпорация Логос, 1999. - C. 381.
2. Блинова О. Федеральные медиа-структуры: региональное измерение. - Центр Карнеги // http:// www.carnegie.ru
3. Лившиц В. Региональные ГТРК в режиме реального времени // Телевидение и радиовещание. Broadcasting. - 2006. - № 8. - C. 23-24.
4. Общероссийские и региональные телеканалы: привычки и предпочтения аудитории. Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 17-18 марта 2007 г. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6 % . 22 марта 2007 г. URL: http://www.fom.ru
5. Региональные телеканалы. Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов, 100 из которых входят и в общероссийскую выборку. Статистическая погрешность не превышает 3,6 %. 29 апреля 2004 г. URL: http://www.fom.ru
6. Уровень доверия к каналам СМИ и органам государственной власти. Исследование проводилось в 43 населенных пунктах Астраханской области. Объем выборки (общее число респондентов) после отбраковки составил 1021 человек в возрасте 14-80 лет. ООО «Комкон».
7. Имидж и особенности функционирования ВГТРК «Лотос». Опрос населения. Данное исследование проводилось в мае 2008 г. в Астраханской области. Объем выборки (общее число респондентов) после отбраковки составил 1020 человек в возрасте 14-65 лет.
8. Российские средства массовой информации, власть и капитал: к вопросу о концентрации и прозрачности СМИ в России. М. : Центр «Право и СМИ», 1999. C. 43.