Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19: ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ, ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ'

РЕГИОНАЛЬНОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19: ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ, ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
232
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / СТРАТЕГИЯ / ПАНДЕМИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / РИСКИ / КОРОНАКРИЗИС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шишкина Елена Александровна

Проведено исследование практики стратегического планирования российских регионов в условиях коронакризиса. Проанализированы тексты стратегий социально-экономического развития субъектов РФ, разрабатываемые и (или) принятые в период пандемии COVID-19 в части отражения рисков, последствий пандемии, карантинных ограничений и мероприятий по их предупреждению и нейтрализации. Определено, что более 11% стратегий не учитывают влияние пандемии не стратегическое развитие территорий, а 42% рассмотренных стратегий определяют пандемию как фактор и угрозу развития. Выявлены регионы для изучения лучшей практики планирования в указанных условиях - Томская, Астраханская, Волгоградская области, в стратегиях которых представлен подробный анализ влияния COVID-19 на социально-экономическое развитие региона и меры по нейтрализации последствий. Сформулированы рекомендации по совершенствованию регионального стратегического планирования в части оценки рисков пандемии управления ими для долгосрочного развития региона, постковидного планирования общественных пространств, современной урбанистической среды

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL STRATEGIC PLANNING DURING THE COVID-19 PANDEMIC: BEST PRACTICES, PROBLEMS AND SOLUTIONS

A study of the practice of strategic planning of Russian regions in the conditions of the coronacrisis was conducted. The texts of the strategies of socio-economic development of the subjects of the Russian Federation, developed and (or) adopted during the COVID-19 pandemic, are analyzed in terms of reflecting the risks, consequences of the pandemic, quarantine restrictions and measures to prevent and neutralize them. It is determined that more than 11% of strategies do not take into account the impact of the pandemic on the strategic development of territories, and 42% of the strategies considered define the pandemic as a factor and threat to development. The regions for studying the best planning practices in these conditions are identified-the Tomsk, Astrakhan, and Volgograd regions, whose strategies provide a detailed analysis of the impact of COVID-19 on the socio-economic development of the region and measures to neutralize the consequences. Recommendations are formulated for improving regional strategic planning in terms of assessing the risks of a pandemic and managing them for the long-term development of the region, post-shaped planning of public spaces, and the modern urban environment.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19: ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ, ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ»

Региональная экономика

332.14 ШИШКИНА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА

к.э.н., доцент кафедры информационных технологий и статистики, Уральский государственный экономический университет,

г. Екатеринбург, Россия, e-mail: le_gre@mail.ru

D0l:10.26726/1812-7096-2021 -7-95-103 РЕГИОНАЛЬНОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19: ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ, ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Аннотация. Проведено исследование практики стратегического планирования российских регионов в условиях коронакризиса. Проанализированы тексты стратегий социально-экономического развития субъектов РФ, разрабатываемые и (или) принятые в период пандемии COVID-19 в части отражения рисков, последствий пандемии, карантинных ограничений и мероприятий по их предупреждению и нейтрализации. Определено, что более 11% стратегий не учитывают влияние пандемии не стратегическое развитие территорий, а 42% рассмотренных стратегий определяют пандемию как фактор и угрозу развития. Выявлены регионы для изучения лучшей практики планирования в указанных условиях — Томская, Астраханская, Волгоградская области, в стратегиях которых представлен подробный анализ влияния COVID-19 на социально-экономическое развитие региона и меры по нейтрализации последствий. Сформулированы рекомендации по совершенствованию регионального стратегического планирования в части оценки рисков пандемии управления ими для долгосрочного развития региона, постковидного планирования общественных пространств, современной урбанистической среды. Ключевые слова: регион, стратегия, пандемия, стратегическое планирование, риски, ко-ронакризис

SHISHKINA ELENA ALEKSANDROVNA

Ph. D. in Economics, Associate Professor of the Department of Information Technologies and Statistics, Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russia, e-mail: le_gre@mail.ru

REGIONAL STRATEGIC PLANNING DURING THE COVID-19 PANDEMIC: BEST PRACTICES, PROBLEMS AND SOLUTIONS

Abstract. A study of the practice of strategic planning of Russian regions in the conditions of the coronacrisis was conducted. The texts of the strategies of socio-economic development of the subjects of the Russian Federation, developed and (or) adopted during the COVID-19 pandemic, are analyzed in terms of reflecting the risks, consequences of the pandemic, quarantine restrictions and measures to prevent and neutralize them. It is determined that more than 11% of strategies do not take into account the impact of the pandemic on the strategic development of territories, and 42% of the strategies considered define the pandemic as a factor and threat to development. The regions for studying the best planning practices in these conditions are identified-the Tomsk, Astrakhan, and Volgograd regions, whose strategies provide a detailed analysis of the impact of COVID-19 on the socio-economic development of the region and measures to neutralize the consequences. Recommendations are formulated for improving regional strategic planning in terms of assessing the risks of a pandemic and managing them for the long-term development of the region, post-shaped planning of public spaces, and the modern urban environment. Keywords: region, strategy, pandemic, strategic planning, risks, coronacrisis

1. Введение. В настоящее время накоплен значительный опыт стратегического планирования и разработки стратегий территорий различного уровня. В то же время методические вопросы планирования, адаптивности стратегий к изменению внешней среды, шокоустойчивости, возможности противостоять возникающим рискам и угрозам не теряют своей актуальности. Кризис, вызванный распространением COVID-19, показал неэффективность действующих стратегий развития регионов, их неготовность противостоять кризису и его последствиям. Пандемия коронавирусной инфекции 2020 г. стала сдерживающим фактором развития регионов, их внешней угрозой, при этом оказала разное влияние на сферы экономической деятельности субъектов РФ, что нашло отражение в процессах стратегического планирования и содержании стратегий. Обновление действующих стратегий происходит в период продолжающейся пандемии, в условиях неопределенности и сложно прогнозируемых последствий. Целью настоящей статьи является исследование практики стратегического планирования российских регионов в условиях пандемии и коронакризиса, выявление лучших практик.

Исследование содержания и качества региональных стратегий получило широкое распространение в трудах ученых [1, 2. С. 120-140]. Учет рисков и мероприятий по их нивелированию в стратегиях социально-экономического развития регионов представлен Телушкиной Е. Н. [3]. Методические положения по количественной оценке рисков на основе классической оценки отклонений региональных показателей от среднероссийских, разграничение понятий «угрозы», «вызовы», «риски» и «проблемы» в региональном стратегическом планировании рассмотрены в работах Яковлевой С.И. [4]. Результаты изучения российской практики стратегического планирования в части учета рисков и угроз развития территорий, методические проблемы, связанные с их анализом, представлены в работах Жихаревича Б.С. [5].

Влияние пандемии на социально-экономическое развитие российских регионов, промышленное производство, ввод жилья, собственные доходы консолидированных бюджетов регионов рассмотрено в работах Зубаревич Н.В. [6]. Оценки естественной убыли населения, динамики промышленности российских регионов, сокращения инвестиций регионов в период пандемии представлены Хасановой Р.Р. [7]. Сафронов С.Г., Зубаревич Н.В. [8] исследуют динамику социально-экономического развития регионов России и состояние их бюджетов в острой фазе коронавирусного кризиса в апреле - мае 2020 г., что позволило выявить существенные различия в распределении регионов по темпам снижения, установить региональный профиль кризиса.

Анализ распространения COVID-19 на основе моделей пространственной диффузии инноваций предложен в работах Земцова С., Бабурина В. [9]. В исследовании Пилясова А.М. «Парадоксы российского пространства в условиях пандемии Covid-19», результаты которого были представлены на VI Международном симпозиуме по региональной экономике (г. Екатеринбург, 23-25 июня 2021 г.) [10] обосновывается, что главной диффузией распространения COVID-19 в пространстве по скорости и площади заражения является диффузия перемещения. Ученый отмечает отсутствие сопряженности между институциональными мерами по борьбе с пандемией и реальной угрозой, выраженной демографическими показателями. Для описания распространения пандемии в пространстве РФ предлагается использование модели СММ - сети, место, масштабирование. Согласно модели, основное значение имеет коннективность, пространство потоков, динамика связей между уровнями. Стратегически важным становится формирование новой городской среды, общественных пространств, пространственная связанность территорий на разных масштабных уровнях, эпидемиологическая жизнестойкость территорий.

Вопросы шокоустойчивости территорий в период кризисов, направления создания методики ее измерения, пути встраивания механизмов ее повышения в систему стратегического управления развитием городов и регионов рассмотрены в работах Климанова В.В., Марача В.Г. Жихаревича Б.С. [11].

Таким образом, вопросы стратегического планирования регионального развития, пространственных особенностей распространения COVID-19 нашли отражение в работах ученых, при этом новизна настоящего исследования в сравнении с указанными в том, что на основе единовременного анализа всех имеющихся региональных стратегий, разработанных (или разрабатываемых) в период пандемии, выделены лучшие практики планирования и дана оценка качества проработки рисков и угроз, возникающих вследствие эпидемиологической ситуации.

2. Основная часть

2.1 Материалы и методы

Основу анализа составили официальные тексты стратегий социально-экономического развития субъектов РФ, принятые и(или) разрабатываемые в период пандемии коронавируса в РФ. Сбор и анализ текстов проведены в июне 2021 г. Отбирались стратегии, размещенные в период с 1 июля 2020 г. по 1 июня 2021 г. в ГАС «Управление» и на сайте Министерства экономического развития России на стадии «доработанный проект» в целях описания наиболее актуального состояния регионального стратегического планирования и учета текущей ситуации. Изучено 17 официальных текстов региональных стратегий социально- экономического развития, из которых большая часть (13 стратегий) являются разрабатываемыми. Проанализированы части текстов стратегий, содержащие понятия «коронакризис/коронавирус/ковид (СОУГО-19)/ пандемия)». В результате анализа решались такие задачи, как определение частоты встречаемости указанных понятий в стратегиях, их содержание, место в структуре документа, полнота описания, методы оценки, наличие мероприятий по минимизации и нейтрализации последствий. Методы: контент-анализ, экспертный анализ, сравнения.

2.2 Влияние пандемии на содержание стратегий социально- экономического развития субъектов РФ

Наименование субъекта Повторяемость понятий «коронавирус /ковид (СОУ1Б-19)/ пандемия)» Всего понятий, связанных с пандемией Оценка влияния коронакризиса на развитие территории1

Челябинская область 0/0/0 0 Отсутствует

Томская область 9/7/24 40 Комплексная

Алтайский край 7/2/1 10 Частичная (выделен эпидемиологический вызов в развитии)

Ямало-Ненецкий автономный округ 4/2/0 6 Частичная (при оценке достижения ранее поставленных целей, учет эпидемиологической ситуации в контексте развития потребительского рынка)

Костромская область 3/0/0 3 Частичная (в контексте рынка труда)

Ярославская область 0/0/0 0 Отсутствует

Кировская область 4/0/1 5 Частичная (при оценке текущего положения)

Ивановская область 4/7/4 15 Частичная (ограничения и возможности ковида для роста текстильной продукции)

Кемеровская область-Кузбасс 0/0/1 1 Отсутствует

Чеченская Республика 1/0/1 2 Частичная (эпидемиологические и иные катастрофы как угроза развития)

Астраханская область 20/4/5 29 Комплексная

Волгоградская область 24/12/12 48 Комплексная

Чувашская Республика 6/7/4 17 Частичная (влияние на социально-экономическое положение региона)

Курская область 4/1/2 7 Отсутствует (но пандемия обозначена как угроза развитию)

Псковская область 1/1/1 3 Частичная (пандемия обозначена как угроза развитию, корректировка сценария развития на 2020 и 2021 гг.)

Иркутская область 6/3/2 11 Отсутствует

РИщбтжСтсТЯвяетувтор ом на осЮ0)нии офи циальны! текстт вОтуатвувт социально-экономического раз-

1 Критерии оценки: отсутствует (не упоминается, понятие пандемии не используется в тексте) / комплексная (подробный анализ влияния пандемии, упоминание в более трех разделах стратегии) / частичная (пандемия упоминается не более чем в двух разделах стратегии).

Исследование показывает, что последствия коронавируса нашли разное отражение в содержании стратегий социально-экономического развития. Все стратегии субъектов РФ, представленные в исследовании, не предусматривают возможное повторение пандемии, эпидемиологический фактор не учитывается в большинстве документов.

В стратегиях Челябинской, Ярославской областей пандемия не упоминается. В стратегических документах Костромской, Кировской, Псковской областей, Кемеровской области-Кузбасса, Чеченской Республики и Республики Саха (Якутия) встречаемость понятия пандемии составляет от 1 до 6 раз. Качественный анализ текстов стратегий указанных регионов показывает, что пандемия упоминается при оценке текущего положения как угроза развития, но без конкретизации и количественной оценки.

Стратегией Псковской области предусмотрено три сценария инерционного развития на период 2020-2021 гг. в условиях пандемии СОУГО-19 и введенных карантинных ограничений, однако количественные оценки сценариев развития в рамках направлений социально-экономического развития также отсутствуют.

Подробный анализ влияния СОУГО-19 на социально-экономическое развитие региона и меры по нейтрализации последствий представлены в стратегии Томской, Астраханской, Волгоградской областей, что подтверждается частотой упоминания пандемии в тексте стратегии. Поэтому с целью изучения лучшей практики планирования в условиях пандемии СОУГО-19 рассмотрим подробнее стратегии указанных регионов.

2.3. Анализ лучшей практики регионального стратегического планирования в период пандемии COVID-19

Проведем качественный анализ влияния пандемии на содержание стратегий социально-экономического развития субъектов РФ, который включает следующие этапы:

1. Определение «места» пандемии в стратегии (в каких разделах стратегии упоминается, в каком контексте, выделение в отдельный раздел).

2. Инструменты анализа пандемии (используемые количественные и качественные оценки).

3. Наличие мер нейтрализации последствий.

4. Возможности использования опыта стратегического планирования (в части методики, инструментов, параметров) для других регионов.

Таким образом, объектом исследования выступили стратегии социально-экономического развития Томской, Волгоградской, Астраханской областей (все документы на момент исследования находились на этапе «доработанный проект»).

На первом этапе исследования выделены разделы стратегий, в которых определяется пандемия и ее характеристики (табл. 2).

Наименование субъекта РФ

Томская область Волгоградская область Астраханская область

- анализ достижения целей и задач стратегии с 2014 по 2020 гг.; - сроки и этапы реализации стратегии; - направления социально-экономического развития Томской области с учетом актуальных целей и задач; -анализ долгосрочной конкурентоспособности Томской области; - ограничения и барьеры развития региона, которые необходимо устранить; - «Большие вызовы» регионального ВДЖЙ&йй^Ройтавлено автором на - сроки и этапы реализации стратегии; - основные направления экономического развития Волгоградской области (малое и среднее предпринимательство); - риски реализации стратегии и способы их минимизации. Влияние распространения коронавирусной инфекции (СОУШ-19) на развитие Волгоградской области в краткосрочной и среднесрочной перспективе; - малое и среднее предпринимательство; - здравоохранение. основании официальных текстов страт - SWOT-анализ текущего состояния социально-экономического развития Астраханской области; - сроки реализации Стратегии Астраханской области; - состояние и тренды развития; - угрозы развития Астраханской области; - проектное направление «Развитие малого и среднего предпринимательства и поддержки индивидуальной предпринимательской инициативы» (влияние кризисных явлений); г-МРШЩлШШоШмического раз-

вития субъектов Федерации [13, 22, 23].

Исследование структуры документов показывает, что во всех рассматриваемых стратегиях пандемия нашла отражение в разделах «Анализ достижения целей и задач стратегии» и

«Сроки и этапы реализации стратегии». Определено, что коронакризис оказал влияние на исходные условия стратегического планирования регионов, в части оценки текущего состояния пандемия рассматривается как внешняя угроза. При формировании сроков и этапов планирования в рамках стратегии для всех регионов на первом этапе определено преодоление кризисных последствий пандемии, переход к восстановительному росту. Отмечается, уровень нестабильности внешней экономической среды находится на высоком уровне, и кризисные явления, вызванные пандемией, могут сохраняться в перспективе.

В стратегии Томской области отмечается, что пандемия и локдаун 2020 г. оказали существенное негативное влияние на состояние сектора городских услуг (в т.ч. состояние малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) в целом), значения индексов деловой активности. Отмечается влияние коронавирусной инфекции на рынок труда Томской области: рост обратившихся в службы занятости населения составил более 2 раз относительно уровня 2019 г., уровень безработицы составил 8,6%, коэффициент напряженности на рынке труда составил 3,0 человека, что обусловлено снижением объемов промышленного производства и сокращением спроса на рабочую силу. Последствия пандемии повлияли на формирование стратегических целей и задач развития региона, среди которых повышение уровня и качества жизни населения на всей территории Томской области, накопление человеческого капитала, доступность медицинской помощи и эффективность предоставления медицинских услуг (переход на новые региональные стандарты эпидемиологической безопасности типа «здоровый город»), переход к новым параметрам конкурентоспособности агропромышленного комплекса (учет пандемических волн), современный городской дизайн, формирование институциональной, организационной и ресурсной базы для реализации задач антикризисной устойчивости, повышение эффективности регионального и муниципального управления на основе гибкости и адаптивности системы регионального и муниципального управления. При этом сформулированные направления охватывают более широкий круг вопросов, чем определенные в стратегии последствия пандемии. Особое место в стратегии Томской области занимает внедрение стандартов безопасных пространств с учетом последствий пандемии коронавирусной инфекции (создание современной урбанистической среды), перевод социальных объектов, объектов культуры и городской среды на принципы постковидного безопасного дизайна. Для сферы региональных финансов первоочередным становится оказание поддержки организациям пострадавших отраслей экономики при безусловном обеспечении выполнения социальных обязательств перед населением.

Таким образом, анализ содержания стратегии Томской области позволяет сделать следующие выводы: во-первых, пандемия определена как существенный фактор и угроза стратегическому развитию, что обосновывается показателями социально-экономического развития, во-вторых, коронакризисные ограничения нашли отражение на многих сферах экономики, что определило стратегические цели и задачи развития, в-третьих, количественные оценки пандемии весьма ограничены и носят описательный характер, угрозы пандемии и определенные стратегические задачи развития не совпадают по видам экономической деятельности, что делает невозможным их описание соотношением «причина (угроза развитию) - следствие (стратегическая задача)».

Обратимся к содержанию стратегии социально-экономического развития Волгоградской области. Влияние пандемии на стратегическое развитие региона нашло наибольшее проявление в таких сферах (и соответствующих разделах стратегии), как малое и среднее предпринимательство, здравоохранение. В качестве угроз стратегического развития, связанных с пандемией, выделены неопределенность ухудшения экономической ситуации в МСП. При этом отмечается наименьшее влияние пандемии на сельскохозяйственную отрасль (индекс производства продукции сельского хозяйства за январь-июль 2020 г. в сопоставимых ценах составил 106,3 процента). Стратегия Волгоградской области содержит раздел «Влияние распространения коронавирусной инфекции (СОУГО-19) на развитие Волгоградской области в краткосрочной и среднесрочной перспективе», в котором пандемия рассматривается как один из существенных рисков реализации стратегии. Анализ влияния пандемии носит преимущественно описательный характер, определены основные меры поддержки наиболее пострадавших отраслей экономики, которые были приняты. В целях актуализации стратегии, учета влияния

коронакризиса пересмотрены показатели социально-экономического развития, основные направления стратегии дополнены мерами поддержки, реализуемыми и планируемыми к реализации на территории региона: цифровизация важнейших отраслей, связанных с потреблением товаров, работ, услуг (образование, культура, физкультура и спорт, торговля, общепит, туризм и т.д.); актуализирован раздел «Развитие здравоохранения» в части обеспечения необходимой инфраструктуры здравоохранения, а также комплекса дополнительных мер по профилактике и вакцинации, а также поддержка МСП и экспортно-ориентированных организаций.

В стратегии социально-экономического развития Астраханской области пандемия анализируется в контексте состояния, трендов, угроз развития, в разделах «SWOT-анализ текущего состояния социально-экономического развития Астраханской области», угрозы развития региона, «Стратегическое видение (миссия), цель, задачи и проектные направления социально-экономического развития Астраханской области (проекты «Развитие малого и среднего предпринимательства и поддержки индивидуальной предпринимательской инициативы»)». Отмечается финансовая нестабильность ряда отраслей, наиболее пострадавших от распространения эпидемии коронавирусной инфекции: туризм, авиаперевозки, гостиничный бизнес, общественное питание и др. Анализ влияния пандемии на развитие региона также носит преимущественно описательный характер, количественная оценка представлена показателями состояния рынка труда - уровня безработицы и числа занятых. Разработка мероприятий по снижению последствий распространений коронавирусной инфекции имеет точечный характер и охватывает такие виды деятельности, как малое и среднее предпринимательство. В то же время стратегия Астраханской области не предусматривает комплекса мер по нейтрализации и предупреждению последствий пандемии в рамках отдельного раздела документа или видов деятельности.

Результаты проведенного анализа стратегий социально-экономического развития Томской, Астраханской и Волгоградской областей позволяют сделать следующие выводы:

- пандемия нашла отражения при формировании исходных условий планирования и сроков реализации стратегий, первый этап (2021-2024 гг.) которых установлен как период неопределенности и преодоления кризисных явлений;

- здравоохранение и малое, среднее предпринимательство определяются как сферы, наиболее пострадавшие от пандемии для всех субъектов РФ, при этом количественная оценка последствий затруднена;

- основным индикатором оценки пандемии выступает состояние рынка труда, уровень безработицы и занятости, что подтверждается статистическими данными, приведенными в стратегиях;

- невозможно установить зависимость между влиянием пандемии на социально-экономическое развитие субъекта РФ и содержанием стратегии в контексте преодоления последствий коронакризиса;

- стратегии Томской и Астраханской областей не предусматривают комплексных стратегических мер по противодействию пандемии и ее последствиям;

- особенностью стратегии Волгоградской области является наличие отдельного раздела в стратегии, связанного с оценкой рисков пандемии для долгосрочного развития региона;

- стратегии содержат сведения о реализуемых в регионах мерах поддержки экономической деятельности в период коронакризиса;

- последствия пандемии во многих случаях не сопряжены с мероприятиями по их нейтрализации.

В качестве положительного опыта следует отметить меры управления рисками, определенные в стратегии Волгоградской области, среди которых: детальное планирование действий по реализации стратегии, оперативный мониторинг выполнения и своевременная актуализация мероприятий Плана мероприятий по реализации стратегии, в т. ч. корректировка состава и сроков исполнения мероприятий с сохранением ожидаемых результатов, реализация эффективной бюджетной политики, концентрация усилий на привлечении финансирования из государственных программ РФ, в т. ч. из национальных проектов, реализация комплекса системных мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности Волгоградской области, организация регулярного взаимодействия с широким кругом участников реализации стратегии

и др. Заслуживает внимания стратегическое планирование в Томской области в сфере постковидного развития, формирования безопасных пространств, что особенно коррелирует с результатами исследований Пилясова А.М. о механизмах распространения коронавируса и задачах развития территорий в этих условиях.

3. Выводы. Результаты проведенного исследования показывают, что пандемия и связанные с ней риски и последствия нашли разное отражения в стратегиях российских регионов. Более 11% стратегий не учитывают влияние пандемии не стратегическое развитие территорий. 42% рассмотренных стратегий определяют пандемию как фактор и угрозу развития, но без количественных оценок. Результаты исследования позволили выделить три субъекта РФ -Томскую, Волгоградскую, Астраханскую области для изучения лучшего опыта планирования в условиях пандемии. Анализ структуры стратегий выделенных регионов показал, что влияние пандемия показано в разделах «Анализ достижения целей и задач стратегии» и «Сроки и этапы реализации стратегии». Использование количественных показателей для оценки коро-накризиса в стратегиях ограничено, отсутствуют единые подходы и параметры анализа. Основным индикатором оценки пандемии выступает состояние рынка труда, уровень безработицы и занятости, что подтверждается статистическими данными, приведенными в стратегиях. Наиболее пострадавшими от пандемии сферами для всех рассмотренных субъектов РФ определяются здравоохранение и малое, среднее предпринимательство. В то же время невозможно установить зависимость между социально-экономическим развитием субъекта РФ в результате пандемии и содержанием стратегии в контексте преодоления последствий коронакризиса. Особо следует выделить стратегию Волгоградской области, в которой отдельно выделен раз-

Литература

1. Шишкина, Е. А. Региональное стратегическое планирование : развитие инструментарно-методического обеспечения : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Уральский государственный экономический университет. - Екатеринбург, 2013.

2. Механизмы инфраструктурного энергетического обеспечения регионального развития // Сурнина Н.М., Шишкина Е.А., Новикова Н.В., Дьячков А.Г. -М., 2019.

3. Телушкина, Е. Н. Учет рисков в стратегиях социально-экономического развития регионов // Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ». 2018. Т. 9. № 1. С. 677-682.

4. Яковлева, С. И. Угрозы, вызовы, риски и проблемы как важные категории стратегического планирования регионов //Псковский регионологический журнал. 2017. № 3 (31). С. 3-18.

5. Жихаревич, Б. С. Риски и угрозы в стратегиях российских регионов // Региональная экономика. Юг России. 2020. Т. 8. № 4. С. 19-29.

6. Зубаревич, Н. В. Пандемия и регионы : итоги января-августа 2020 г // Экономическое развитие России. 2020. Т. 27. № 11. С. 91-95.

7. Хасанова, Р. Р., Зубаревич, Н. В. Рождаемость, смертность населения и положение регионов в начале второй волны пандемии //Экономическое развитие России. 2021. № 1. С. 77-87.

8. Zubarevich, N. V., Safronov, S. G. Russian Regions in the Acute Phase of the Coronavirus Crisis : Différences from Previous Economic Crises of the 2000s // Regional Research of Russia. - Pleiades Publishing, Ltd (Road Town, United Kingdom). 2020. Т. 10. No. 4. P. 443-453.

9. Zemtsov, S., Baburin, V. COVID-19 : Spatial Dynamics and Diffusion Factors across Russian Regions // Regional Research of Russia. - Pleiades Publishing, Ltd (Road Town, United Kingdom). 2020. Т. 3. No. 10. P. 273-290.

10. Пилясов, А. М. Парадоксы российского пространства в условиях пандемии Covid-19 : материалы пленарного доклада на VI Международном симпозиуме по региональной экономике. г. Екатеринбург, 23 -25 июня 2021 г. - URL : https://youtu.be/OlRYVmxT65s.

11. Жихаревич, Б. С., Климанов, В. В., Марача, В. Г. Шокоустойчивость территориальных систем : концепция, измерение, управление //Региональные исследования. 2020. № 3 (69). С. 4-15.

12. Стратегия социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 г. (Приложение к постановлению Законодательного Собрания Челябинской области от 31.01.2019 № 1748) (доработанный проект). - URL : https://www.economy.gov.ru/material/directions/ regionalnoe_razvitie/strategicheskoe_planirovanie_prostranstvennogo_razvitiya/ strategiisocialnoekonomicheskogorazvitiyasubektovrf/dorabotannye_proekty_strategiy/.

13. Проект стратегии социально-экономического развития Томской области на период до 2030 г. (актуализация 2021 г.). - URL : https://www.economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/ strategicheskoe_planirovanie_prostranstvennogo_razvitiya/

strategii_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_subektov_rf/dorabotannye_proekty_strategiy/.

14. Стратегия социально-экономического развития Алтайского края до 2035 г. (доработанный проект). - URL : https://www.economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/ strategicheskoe_planirovanie_prostranstvennogo_razvitiya/

strategii_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_subektov_rf/dorabotannye_proekty_strategiy/.

15. Стратегия социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа на период

до 2035 г. (доработанный проект). - URL : https://www.economy.gov.ru/material/directions/ regionalnoe_razvitie/strategicheskoe_planirovanie_prostranstvennogo_razvitiya/ strategiisocialnoekonomicheskogorazvitiyasubektovrf/dorabotannye_proekty_strategiy/.

16. Стратегия социально-экономического развития Костромской области на период до 2035 г. (доработанный проект). - URL : https://www.economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/ strategicheskoe_planirovanie_prostranstvennogo_razvitiya/

strategii_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_subektov_rf/dorabotannye_proekty_strategiy/.

17. Стратегия социально-экономического развития Ярославской области на период до 2025 г. (доработанный проект). - URL : https://www.economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/ strategicheskoe_planirovanie_prostranstvennogo_razvitiya/

strategii_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_subektov_rf/dorabotannye_proekty_strategiy/.

18. Стратегия социально-экономического развития Кировской области до 2035 г. (доработанный проект). - URK: https://www.economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/ strategicheskoe_planirovanie_prostranstvennogo_razvitiya/

strategii_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_subektov_rf/dorabotannye_proekty_strategiy/.

19. Стратегия социально-экономического развития Ивановской области до 2024 г. (доработанный проект). - URL : https://www.economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/ strategicheskoe_planirovanie_prostranstvennogo_razvitiya/

strategii_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_subektov_rf/dorabotannye_proekty_strategiy/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Стратегия социально-экономического развития Кемеровской области-Кузбасса до 2035 г. (доработанный проект). - URL : https://www.economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/ strategicheskoe_planirovanie_prostranstvennogo_razvitiya/

strategii_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_subektov_rf/dorabotannye_proekty_strategiy/.

21. Стратегия социально-экономического развития Чеченской Республики до 2035 г. (доработанный проект). - URL : https://www.economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/ strategicheskoe_planirovanie_prostranstvennogo_razvitiya/

strategii_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_subektov_rf/dorabotannye_proekty_strategiy/.

22. Стратегия социально-экономического развития Астраханской области до 2035 г. (доработанный проект). - URL : https://www.economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/ strategicheskoe_planirovanie_prostranstvennogo_razvitiya/

strategii_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_subektov_rf/dorabotannye_proekty_strategiy/.

23. Стратегия социально-экономического развития Волгоградской области до 2030 г. (доработанный проект). - URL : https://www.economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/ strategicheskoe_planirovanie_prostranstvennogo_razvitiya/

strategii_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_subektov_rf/dorabotannye_proekty_strategiy/.

24. Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 г. (доработанный проект). - URL : https://www.economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/ strategicheskoe_planirovanie_prostranstvennogo_razvitiya/

strategii_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_subektov_rf/dorabotannye_proekty_strategiy/.

25. Стратегия социально-экономического развития Курской области до 2030 г. (доработанный проект). - URL : https://www.economy.gov.ru/.

26. Стратегия социально-экономического развития Псковской области до 2035 г.: Утв. распоряжением Администрации области от 10.12.2020 № 670-р.

27. Стратегия социально-экономического развития Иркутской области до 2036 г. (доработанный проект). - URL : https://www.economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/ strategicheskoe_planirovanie_prostranstvennogo_razvitiya/

strategii_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_subektov_rf/dorabotannye_proekty_strategiy/.

28. Стратегия социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на период до 2035 г. : Утв. Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 14 августа 2020 г. № 1377.

References:

1.SHishkina, E. A. Regional'noe strategicheskoe planirovanie : razvitie instrumentarno-metodicheskogo obespecheniya : dis.... kand. ekon. nauk: 08.00.05 / Ural'skij gosudarstvennyj ekonomicheskij universitet. - Ekaterinburg, 2013.

2. Mekhanizmy infrastrukturnogo energeticheskogo obespecheniya regional'nogo razvitiya // Surnina N.M., SHishkina E.A., Novikova N.V., D'yachkov A.G. - M., 2019.

3. Telushkina, E. N. Uchet riskov v strategiyah social'no-ekonomicheskogo razvitiya regionov // Elektronnoe nauchnoe izdanie «Uchenye zametki TOGU». 2018. T. 9. № 1. S. 677-682.

4. YAkovleva, S. I. Ugrozy, vyzovy, riski i problemy kak vazhnye kategorii strategicheskogo planirovaniya regionov //Pskovskij regionologicheskij zhurnal. 2017. № 3 (31). S. 3-18.

5. ZHiharevich, B. S. Riski i ugrozy v strategiyah rossijskih regionov // Regional'naya ekonomika. YUg Rossii. 2020. T. 8. № 4. S. 19-29.

6. Zubarevich, N. V. Pandemiya i regiony : itogi yanvarya-avgusta 2020 g // Ekonomicheskoe razvitie Rossii. 2020. T. 27. № 11. S. 91-95.

7. Hasanova, R. R., Zubarevich, N. V. Rozhdaemost', smertnost' naseleniya i polozhenie regionov v nachale vtoroj volny pandemii //Ekonomicheskoe razvitie Rossii. 2021. № 1. S. 77-87.

8. Zubarevich, N. V., Safronov, S. G. Russian Regions in the Acute Phase of the Coronavirus Crisis : Differences from Previous Economic Crises of the 2000s // Regional Research of Russia. - Pleiades Publishing, Ltd (Road Town, United Kingdom). 2020. T. 10. No. 4. P. 443-453.

9. Zemtsov, S., Baburin, V. COVID-19 : Spatial Dynamics and Diffusion Factors across Russian Regions //Regional

Research of Russia. - Pleiades Publishing, Ltd (Road Town, United Kingdom). 2020. T. 3. No. 10. P. 273-290.

10. Pilyasov, A. M. Paradoksy rossijskogo prostranstva v usloviyah pandemii Covid-19 : materialy plenarnogo doklada na VIMezhdunarodnom simpoziume po regional'noj ekonomike. g. Ekaterinburg, 23-25 iyunya 2021 g.

- URL : https://youtu.be/OlRYVmxT65s.

11. ZHiharevich, B. S., Klimanov, V. V., Maracha, V. G. SHokoustojchivost' territorial'nyh sistem : koncepciya, izmerenie, upravlenie //Regional'nye issledovaniya. 2020. № 3 (69). S. 4-15.

12. Strategiya social'no-ekonomicheskogo razvitiya CHelyabinskoj oblasti na period do 2035 g. (Prilozhenie k postanovleniyu Zakonodatel'nogo Sobraniya CHelyabinskoj oblasti ot 31.01.2019 № 1748) (dorabotannyj proekt). - URL : https://www.economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/ strategicheskoe_planirovanie_prostranstvennogo_razvitiya/

strategii_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_subektov_rf/dorabotannye_proekty_strategiy/.

13. Proekt strategii social'no-ekonomicheskogo razvitiya Tomskoj oblasti na period do 2030 g. (aktualizaciya 2021 g.). - URL : https://www.economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/ strategicheskoe_planirovanie_prostranstvennogo_razvitiya/

strategii_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_subektov_rf/dorabotannye_proekty_strategiy/.

14. Strategiya social'no-ekonomicheskogo razvitiya Altajskogo kraya do 2035 g. (dorabotannyjproekt). - URL : https://www.economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/ strategicheskoe_planirovanie_prostranstvennogo_razvitiya/

strategii_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_subektov_rf/dorabotannye_proekty_strategiy/.

15. Ctrategiya social'no-ekonomicheskogo razvitiya YAmalo-Neneckogo avtonomnogo okruga na period do 2035 g. (dorabotannyj proekt). - URL : https://www.economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/ strategicheskoe_planirovanie_prostranstvennogo_razvitiya/

strategii_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_subektov_rf/dorabotannye_proekty_strategiy/.

16. Ctrategiya social'no-ekonomicheskogo razvitiya Kostromskoj oblasti na period do 2035 g. (dorabotannyj proekt). - URL : https://www.economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/ strategicheskoe_planirovanie_prostranstvennogo_razvitiya/

strategii_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_subektov_rf/dorabotannye_proekty_strategiy/.

17. Ctrategiya social'no-ekonomicheskogo razvitiya YAroslavskoj oblasti na period do 2025 g. (dorabotannyj proekt). - URL : https://www.economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/ strategicheskoe_planirovanie_prostranstvennogo_razvitiya/

strategii_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_subektov_rf/dorabotannye_proekty_strategiy/.

18. Ctrategiya social'no-ekonomicheskogo razvitiya Kirovskoj oblasti do 2035 g. (dorabotannyj proekt). -URK: https://www.economy.gov. ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/ strategicheskoe_planirovanie_prostranstvennogo_razvitiya/

strategii_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_subektov_rf/dorabotannye_proekty_strategiy/.

19. Ctrategiya social'no-ekonomicheskogo razvitiya Ivanovskoj oblasti do 2024 g. (dorabotannyjproekt). -URL : https://www. economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/ strategicheskoe_planirovanie_prostranstvennogo_razvitiya/

strategii_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_subektov_rf/dorabotannye_proekty_strategiy/.

20. Ctrategiya social'no-ekonomicheskogo razvitiya Kemerovskoj oblasti-Kuzbassa do 2035 g. (dorabotannyj proekt). - URL : https://www.economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/ strategicheskoe_planirovanie_prostranstvennogo_razvitiya/

strategii_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_subektov_rf/dorabotannye_proekty_strategiy/.

21. Ctrategiya social'no-ekonomicheskogo razvitiya CHechenskoj Respubliki do 2035 g. (dorabotannyj proekt).

- URL : https://www.economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/ strategicheskoe_planirovanie_prostranstvennogo_razvitiya/

strategii_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_subektov_rf/dorabotannye_proekty_strategiy/.

22. Ctrategiya social'no-ekonomicheskogo razvitiya Astrahanskoj oblasti do 2035 g. (dorabotannyj proekt). -URL : https://www. economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/ strategicheskoe_planirovanie_prostranstvennogo_razvitiya/

strategii_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_subektov_rf/dorabotannye_proekty_strategiy/.

23. Ctrategiya social'no-ekonomicheskogo razvitiya Volgogradskoj oblasti do 2030 g. (dorabotannyjproekt). -URL : https://www. economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/ strategicheskoe_planirovanie_prostranstvennogo_razvitiya/

strategii_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_subektov_rf/dorabotannye_proekty_strategiy/.

24. Ctrategiya social'no-ekonomicheskogo razvitiya CHuvashskoj Respubliki do 2035 g. (dorabotannyj proekt).

- URL : https://www.economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/ strategicheskoe_planirovanie_prostranstvennogo_razvitiya/

strategii_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_subektov_rf/dorabotannye_proekty_strategiy/.

25. Ctrategiya social'no-ekonomicheskogo razvitiya Kurskoj oblasti do 2030 g. (dorabotannyj proekt). - URL : https://www.economy.gov.ru/.

26. Ctrategiya social'no-ekonomicheskogo razvitiya Pskovskoj oblasti do 2035 g.: Utv. rasporyazheniem Admin-istracii oblasti ot 10.12.2020 № 670-r.

27. Strategiya social'no-ekonomicheskogo razvitiya Irkutskoj oblasti do 2036g. (dorabotannyjproekt). - URL : https://www.economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/ strategicheskoe_planirovanie_prostranstvennogo_razvitiya/

strategii_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_subektov_rf/dorabotannye_proekty_strategiy/.

28. Strategiya social'no-ekonomicheskogo razvitiya Arkticheskoj zony Respubliki Saha (YAkutiya) na period do 2035g. : Utv. Ukazom Glavy Respubliki Saha (YAkutiya) ot 14 avgusta 2020g. № 1377.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.